Научная статья на тему 'ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПОЗИЦИИ АЗЕРБАЙДЖАНА ПО ПОКАЗАТЕЛЮ "МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ" В ОТЧЕТЕ ВСЕМИРНОГО БАНКА "DOING BUSINESS"-2020'

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПОЗИЦИИ АЗЕРБАЙДЖАНА ПО ПОКАЗАТЕЛЮ "МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ" В ОТЧЕТЕ ВСЕМИРНОГО БАНКА "DOING BUSINESS"-2020 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / ИНДИКАТОР / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / СУБИНДЕКС / ВСЕМИРНЫЙ БАНК / РЕЙТИНГ / ЭКСПОРТ / ОТЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов А.-С.Г.

Статья посвящена исследованию одного из индикаторов в отчете Всемирного Банка «Doing Business»2020 - «Международная торговля». Автором были сопоставлены субиндексы исследуемого индикатора по 26 странам мира и приведены сравнительные оценки степени наибольшей выгодности условий для осуществления международной торговли. В заключительной части работы даны предложения для улучшения позиции Азербайджана по индикатору «Международная торговля».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE AZERBAIJAN'S POSITION ON THE "TRADING-ACROSS-BORDERS" INDICATOR IN THE WORLD BANK'S "DOING BUSINESS"-2020 REPORT

The article is devoted to the study of one of the indicators in the World Bank report "Doing Business"-2020 - " Trading-across-borders ". The author compared the sub-indices of the studied indicator for 26 countries of the world and provided comparative estimates of the degree of the most favorable conditions for international trade. In the final part of the work, proposals are made to improve Azerbaijan's position on the "Trading-across-borders" indicator.

Текст научной работы на тему «ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПОЗИЦИИ АЗЕРБАЙДЖАНА ПО ПОКАЗАТЕЛЮ "МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ" В ОТЧЕТЕ ВСЕМИРНОГО БАНКА "DOING BUSINESS"-2020»

торговлю в число важнейших приоритетов развития области. Для этого необходимо привлечение внимания широкой общественности к осознанию факта тесной взаимосвязи между состоянием мировых товарных рынков и динамикой экономического развития региона, признания успешных экспортных усилий тех или иных местных предприятий.

На базе анализа исследований обнаружены главные трудности, которые нуждается в помощи государства, областных и районных органов власти, даже в помощи международных организаций. Кризисное их состояние настолько нарастает, что решение этой проблемы стало одной из актуальных задач не только областного, но и общенационального значения.

Список литературы

1. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность: утв.31 января 2017 г. // [Электронный ресурс]: www.akorda.kz

2. Кенжалиев А.Т. Совершенствование механизма управления инвестиционным потенциалом

региона (на материалах Южно-Казахстанской области): автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Республика Казахстан-Туркестан, 2010.- 23с.

3. Лукс Г. Эндогенное развитие: Новые вызовы для промышленности Центральной Европы / Регион: Экономика и социология. - 2015. - №1(85).

- С. 256-274

4. Markusen, A. (1996). Sticky places in slippery space: A typology of industrial districts./ Economic Geography , №3, Р. 293-313.

5. Menghinello, S., L. De Propris & N. Driffield Industrial districts, inward Foreign Direct Investment and regional development./ Journal l of Economic Geography. - №10, 2010. - Р.539-558.

6. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление / А.И. Гаврилов. - М.: Экономика, 2009.-239 с.

7. Матаев Т.М. Региональное развитие и проблемная территория. -Алматы,2013.- С. 48

8. Абакшин С. Регионы Казахстана: экономический срез //http: //thenews/Казахстанский Агрега-тор Новостей //'Эксперт Казахстан, 2016, №5 (243)

- С.77

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ПОЗИЦИИ АЗЕРБАЙДЖАНА ПО ПОКАЗАТЕЛЮ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ» В ОТЧЕТЕ ВСЕМИРНОГО БАНКА «DOING BUSINESS»-2020

Гасанов А.-С.Г.

Главный научный сотрудник Института Экономики Национальной Академии Наук Азербайджана,

кандидат экономических наук, доцент

WAYS TO IMPROVE AZERBAIJAN'S POSITION ON THE " TRADING-ACROSS-BORDERS» INDICATOR IN THE WORLD BANK'S "DOING BUSINESS"-2020 REPORT

Hasanov A.-S. G.

Chief Researcher of the Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Azerbaijan, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Аннотация

Статья посвящена исследованию одного из индикаторов в отчете Всемирного Банка «Doing Business»-2020 - «Международная торговля». Автором были сопоставлены субиндексы исследуемого индикатора по 26 странам мира и приведены сравнительные оценки степени наибольшей выгодности условий для осуществления международной торговли. В заключительной части работы даны предложения для улучшения позиции Азербайджана по индикатору «Международная торговля».

АЬз^ай

The article is devoted to the study of one of the indicators in the World Bank report "Doing Business" -2020 - " Trading- across-borders ". The author compared the sub-indices of the studied indicator for 26 countries of the world and provided comparative estimates of the degree of the most favorable conditions for international trade. In the final part of the work, proposals are made to improve Azerbaijan's position on the "Trading-across-borders" indicator.

Ключевые слова: Азербайджан, индикатор, международная торговля, субиндекс, Всемирный Банк, рейтинг, экспорт, отчет.

Keywords: Azerbaijan, indicator, trading-across-borders, subindex, World Bank, rating, export, report.

Отчет «Doing Business» является годичным ис- мира, а начиная с отчета за 2007 год, стала прово-следованием группы Всемирного Банка по оценке диться классификация по индикаторам. Помимо предпринимательской деятельности по 10-ти инди- этого отчет Всемирного банка «Doing Business» ак-каторам в 190 странах. Отчет посвящается оценке центирует внимание не только на проблемах, тор-нормативно-правовых актов, регулирующих дея- мозящих развитие предпринимательства, но и вы-тельность малых и средних предприятий во время являет причины проблем и дает рекомендации по всего периода функционирования и оценке правил проведению необходимых реформ [1]. применения на практике [1]. С сожалением следует отметить, что подго-

Эти отчеты подготавливаются с 2003 года, с товка столь важного отчета Всемирного Банка 2005года в отчете за 2006 год в доклад был добав- «Doing Business», в связи с некоторыми негатив-лен рейтинг простоты ведения бизнеса по странам

ными факторами, имеющимися в работе, была приостановлена 16 сентября 2021 года. Этот отчет помогал странам сравнивать свои показатели с достижениями стран-лидеров, искать причины отставаний и узкие места в своей работе, совершенствовать нормативно-правовую базу и находить пути улучшения своих позиций в глобальном рейтинге «Doing Business».

Но уже в ноябре 2021 года Всемирный Банк заявил о планировании начать публикацию, уже через 2 года, нового рейтинга, который заменит «Doing Business», приостановленный в связи со скандалом из-за фальсификации данных.

Отмечается, что ключевые концепции нового рейтинга под названием « Business Enabling Environment» (Бизнес-благоприятная среда) «обеспечат

Таблица 1

Рейтинг первых 20 стран и Азербайджана по индикатору «Международная торговля» Отчета Всемирного

Банка "Doing Business" 2020

большую прозрачность методологии, большее доверие к результатам опросов компаний и меньшее внимание к ранжированию стран» [2].

Анализируемый нами показатель «Международная торговля» - один из 10 индикаторов, исследуемых в отчете Всемирного Банка «Doing Business» -2020.Если раньше этот индикатор оценивался по 6-ти субиндексам, то впоследствии их число выросло до восьми.

В таблице 1 приводится рейтинг первых 20 стран и Азербайджана по индикатору «Международная торговля» отчета Всемирного Банка «Doing Business» -2020.

Страна Международная торговля Глобальный рейтинг

Дания 1 4

Австрия 1 27

Испания 1 30

Франция 1 32

Словения 1 37

Португалия 1 39

Польша 1 40

Чешская Республика 1 41

Нидерланды 1 42

Словакия 1 45

Бельгия 1 46

Хорватия 1 51

Венгрия 1 52

Румыния 1 55

Италия 1 58

Люксембург 1 72

Эстония 17 18

Щвеция 18 10

Литва 19 11

Сан-Марино 20 92

Азербайджан 83 34(28)

Источник: Таблица составлена на основе данных сайта: https://archive.doingbusiness.org/ru/data/exploretopics/trading-across-borders[3] и https://archive.doingbusiness.org/en/doingbusiness [4].

Анализируя данные таблицы 1, видно, что по показателю «Международная торговля» отчета Всемирного Банка «Doing Business» -2020 16 стран Европы занимают 1-е место. Это такие страны, как Дания , Австрия, Испания, Франция, Словения, Португалия, Польша, Чешская Республика, Нидерланды, Словакия, Бельгия, Хорватия, Венгрия, Румыния, Италия и Люксембург. Следует отметить, что эти 16 стран и в глобальном рейтинге занимают относительно высокие места - от 4 места (Дания) до 72 места (Люксембург). Таким образом, занятие этими странами 1 -го места по индикатору «Международная торговля» повлияло и на занятие ими относительно высоких мест в глобальном рейтинге среди 190 стран. Очень интересно, что занимающая 1-е место в глобальном рейтинге Новая Зеландия по индикатору «Международная торговля» на 63-м месте, занимающий 2-е место Сингапур на 47-м месте, третий в глобальном рейтинге Гонконг - на 29-м месте, 4-я в списке Дания - на 1- м месте, 5-я в

списке Южная Корея - на 36 - м , 6-я в списке страна - США на 39-м месте. 17, 18, 19 и 20-е места заняли, соответственно, Эстония, Швеция, Литва и Сан-Марино. Азербайджан, занявший 34-е место в глобальном рейтинге (но после пересмотра и исправления неточностей Всемирным Банком, страна переместилась на 28-е место), по индикатору «Международная торговля» на 83-м месте (по отчету 2019 года, соответственно, 25-е и 84-е места).

Более глубокий анализ индикатора «Международная торговля» в отчете «Doing Business» -2020 будет дан в последующих таблицах.

В связи с трудностью и масштабностью проведения анализа по 190 странам, нами проанализирован индикатор «Международная торговля» из отчета «Doing Business» -2020 по первым в рейтинге 16-ти странам, Азербайджану и еще 9-ти странам, представляющим интерес для нашей республики и, одновременно, находящихся впереди нас в этом рейтинге.

Страны Международ пая торговля - рейтинг Индикато| 1 «Международная торговля»

Время на экспорт: пограничный н таможенный контроль (часы) Стоимость экспорта: пограничный и таможенный контроль (доллары США) Время на экспорт: оформле ние документ ов (часы) Стоимость экспорта: оформление документов (доллары США) Время на импорт: пограничный и таможенный контроль (часы) Стоимость импорта: пограничный и таможенный контроль (доллары США) Время на импорт: оформление документов (часы) Стоимость импорта: оформление документов (доллары США)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Дания, Австрия, Испания, Франция, Словения, Португалия, Польша, Италия, Чеш. Респ., Нидерланды, Словакия, Бельгия, Хорватия, Венгрия, Румыния, Люксембург 1 0 0 1 0 0 0 1 0

Эстония 17 2 0 1 0 0 0 1 0

Литва 19 7 58 3 28 0 0 1 0

Беларусь 24 7 65 4 60 0 0 4 0

Латвия 28 24 150 2 35 0 0 1 0

Молдова 38 3 76 48 44 4 83 2 41

Армения 43 27 100 2 100 3 0 2 100

Турция 44 10 338 4 55 7 46 2 55

Грузин 45 6 112 2 0 15 396 2 189

Украина 74 6 75 66 192 32 100 48 162

Азербайджан 83 17 214 33 250 14 300 33 200

Источник: Таблица составлена автором на основе данных сайта https://archive.doingbusiness.org/ru/data/exploretopics/tradmg-across-bordersf3].

Анализ таблицы 2 позволил сделать следующие выводы. Во-первых, 16 стран Европы по индикатору «Международная торговля» в отчете «Doing Business» -2020 заняли первое место. Они по 6-ти субиндексам из 8-ми показали такой результат: «0» часов и «0» долларов США. Только по времени, затраченному на оформление документов по экспорту и импорту, показатели составили, «1» час и «1» час, соответственно.

Во-вторых, у Азербайджана по индикатору «Международная торговля» из отчета «Doing Business» -2020 самая плохая ситуация по субиндексу «Стоимость экспорта: оформление документов» -250 долларов США (37,5 %). По этому субиндексу расходы в Азербайджане превышают аналогичные расходы в Литве - в 8,9 раза, в Беларуси - в 4,2 раза , Латвии - в 7,1 раза, в Молдове- в 5.7 раз , соседней Турции - в 4,5 раза, Украине - в 1,3 раз. В расположенной на 2 ступени выше нас Грузии и, занявших первые 17 места странах Европы этот показатель составляет «0» долларов США. Такое положение требует проведения реформ, совершенствования нормативно-правовой базы и доведения ее до уровня ведущих стран, имеющих в данной сфере большой опыт.

Следует отметить, что в республике за последние годы проведена большая работа по улучшению позиции Азербайджана в международных рейтингах. Так, среди важнейших реформ, проводимых в республике по улучшению индикатора «Международная торговля» выделяются Указ президента Азербайджанской Республики за №427 от 21 декабря 2018 года « Об изменении в «Правилах использования «Зеленого коридора» и других пропускных систем» и Указ от 18 декабря 2021 года о внесении изменений в предыдущий документ [5].

Результатом этих реформ стало то, что сформировалась еще более выгодная бизнес-среда для участников внешнеторговой деятельности, сведены до минимума физические таможенные проверки путем применения более оперативной и прозрачной формы таможенного контроля и оформления документов, усилился экспортный потенциал страны, были развиты эффективность механизмов государственного регулирования бизнеса и отношения между чиновниками и представителями бизнеса и др.

По методологии «Doing Business» общий балл по индикатору «Международная торговля» рассчитывается как среднеарифметическое значение по 8 субиндексам. Высокое значение говорит о хорошем состоянии, а низкие проценты - об имеющихся в

данной сфере проблемах и недостатках. Общий балл Азербайджана составил по отчету 77,0 %-а и, поэтому республика в рейтинге по индикатору «Международная торговля» на 83-м месте (таблица

3).

Самое плохое положение у Азербайджана, как было отмечено выше, по субиндексу «Стоимость экспорта: оформление документов» - всего 37,5 %, поэтому необходима большая, кропотливая работа по исправлению данного положения с целью занятия достойного места в рейтингах.

В таблице 3 нами были рассчитаны, проанализированы и проведена оценка данных индикатора «Международная торговля» по 16 странам-лидерам рейтинга, Азербайджану и интересующих нас 9 стран, находящихся впереди нас в отчете «Doing Business»-2020.

Как было отмечено выше, 16 стран Европы заняли в рейтинге 1 -е место, показав 100%-й результат. В предыдущей таблице мы проанализировали абсолютные цифры этих государств. В этой же таблице мы показали достижения этих стран в относительных цифрах и вывели общие баллы. Наша цель - проверив различные варианты, показать направления развития субиндексов индикатора «Международная торговля» по Азербайджану, чтобы в итоге занять высокие места в рейтинге по данному индикатору и, в целом, в отчете «Doing Business».

Хотелось бы предложить такой вариант. Например, сравнения с соседней Грузией по 8 субиндексам индикатора «Международная торговля» таковы: Время на экспорт: пограничный и таможенный контроль (часы) - 6, стоимость экспорта: пограничный и таможенный контроль (доллары США) -112, Время на экспорт: оформление документов (часы) - 2, Стоимость экспорта: оформление документов (доллары США) - 0, Время на импорт: пограничный и таможенный контроль (часы) - 15, Стоимость импорта: пограничный и таможенный контроль (доллары США) - 396, Время на импорт: оформление документов (часы) - 2, Стоимость импорта: оформление документов (доллары США) - 189.

По Азербайджану же, соответственно, следующие показатели: 17;214;33;250;14;300;200.

Степень выгодности условий для ведения международной торговли по этим 2- м странам показывает нижеследующие цифры:

Грузия: общий балл- 90,1%, а по субиндексам, соответственно: 96,9%; 89,4 %; 99,7%; 100%; 95,0%; 67,0%; 99,6% и 73,0%.

Таблица 3.

Сравнительная оценка степени выгодности условий для ведения международной торговли по 26 странам в отчете Всемирного Банка "Doing Business" -2020 (в %)

Страны Международная торговля -рейтинг Индикатор «Международная торговля» Общий балл

Время на экспорт: пограничный и таможенный контроль (часы) Стоимость экспорта: пограничный и таможенный контроль (долл.) Время на экспорт: оформление документов (часы) Стоимость экспорта: оформление документов (долл.) Время на импорт: пограничный и таможенный контроль (часы) Стоимость импорта: пограничный и таможенный контроль (долл.) Время на импорт: оформление документов (часы) Стоимость импорта: оформление документов (долл.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Дания, Австрия, Испания, Франция, Словения, Португалия, Польша, Италия, Чеш. Респ., Нидерланды, Словакия, Бельгия, Хорватия, Венгрия, Румыния, Люксембург 1 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Эстония 17 99.2 100 100 100 100 100 100 100 99.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литва 19 96,0 94.5 99.1 93.0 100 100 100 100 97.8

Беларусь 24 96,0 93.9 98,2 85,0 100 100 99,0 100 96,5

Латвии 28 85.5 85,8 99,4 91.3 100 100 100 100 95.3

Молдова 38 98.7 92,8 72,2 89,0 98,8 93,1 99,8 94,1 92.3

Армении 43 83.9 90,6 99.4 75.0 99,4 100 99.7 85,7 91,7

Турция 44 94,5 68,1 98,2 86,3 98,0 96,2 99,6 92,1 91,6

Грузия 45 96,9 89.4 99.7 100 95,0 67,0 99,6 73,0 90,1

Украина 74 96.9 92,9 61.5 52,0 88,9 91,7 80,3 76.9 80.1

Азербайджан 83 89,7 79,8 81,1 37,5 95,3 75,0 86,6 71,4 77,0

Источник: Таблица составлена автором на основе сайтов: https://archive.doingbusiness.org/ru/data/exploretopics/trading-across-borders [3], https://archive.doingbusiness.Org/ru/data/exploreeconomies/azerbaijan#DD_tab [6] (по 26 странам).

Общий балл Азербайджана, как было отмечено выше, 77.0%. Оценка по субиндексам показывает, соответственно, следующие значения:89,7%; 79,8%; 81,1%; 37,5%; 95,3%; 75.0%; 86,6% и 71,4% [7].

По индикатору международная торговля в республике имеются 4 основных проблемных субиндикатора. Это - Стоимость экспорта: пограничный и таможенный контроль (доллары США), Стоимость экспорта: оформление документов (доллары США), Стоимость импорта: пограничный и таможенный контроль (доллары США), Стоимость импорта: оформление документов (доллары США), т.е. количество затрат на пограничный и таможенный контроль и оформление документов во время экспорта и импорта. Эти затраты очень высокие, и, поэтому мы не можем занять достойное место в рейтинге «Doing Business» и, в целом, это положение тормозит процессы международной торговли республики - экспортно-импортные операции не могут набрать высокий темп, кроме этого иностранные инвесторы и местные предприниматели не получают должных стимулов, в связи с большими материальными затратами и потерями времени, и, в конечном итоге, все это затрудняет достижение уровня передовых стран мира по показателю «Международная торговля».

Как было отмечено, и в Грузии по одному из 4-х субиндексов положение даже хуже, чем у нас. Так, например, Стоимость импорта: пограничный и таможенный контроль составляет 336 долларов (в Азербайджане - 300), а оценочный балл составляет 67.0% (у нас - 75,0%).

Учитывая экономический потенциал и авторитет Азербайджана, республика, применив и усовершенствовав опыт соседней Грузии в международной торговле, может значительно улучшить свои показатели, и, соответственно, место в рейтинге «Doing Business». Если допустить, что Азербайджан достигнет показателей Грузии по 3 -м субин-

дексам, т.е. Стоимость экспорта: пограничный и таможенный контроль снизится с 214 до 112 долларов, Стоимость экспорта: оформление документов с 250 долларов до 0(как в Грузии) и Стоимость импорта: оформление документов с 200 до189 долларов, т.е. если по оценке баллов повысится, соответственно: с 79,8% до 89,4%, с 37,5% до 100% и с 71,4% до 73,0%, тогда Азербайджан по международной торговле достигнет в качестве общего балла 86,3% [7]. Что это нам даст? По нашим расчетам, при таком варианте наша республика с этим общим баллом достигнет 57-го места, которое занимает такая развитая страна, как Япония. Отметим также, что до Японии, на 56-м месте находится Китайская Народная Республика.

Список литературы

1. www.Wikipedia.org/wiki/доклад_"Ведение бизнеса"

2.

www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0 %Б0о/(С1%82о/(С1%8Со/(С 1%8F:Doing_Business

3.

https://archive.doingbusiness.org/ru/data/exploretopics /trading-across-borders

4.

https://archive.doingbusiness.org/en/doingbusiness

5. https://media.az/politics/1067841059/vneseno-izmenenie-v-pravila-postoyannogo-ispolzovaniya-sistemy-zelenyy-koridor-uchastnikami-vneshney-torgovli

6.

https://archive.doingbusiness.org/ru/data/exploreecono mies/azerbaij an#DB_tab

7. Бизнес-среда в Азербайджане- 2020: реальности и перспективы (на азерб. языке). Баку, "Наука и знание" П.З. - 2021, 120 с., с.78-89 (Гасанов А.Г.)

http://economics.com.az/images/fotos/Kitablar/2021/ MonoqrafiyaBiznes.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.