Научная статья на тему 'Издержки пересечения границы: положение России в международных индексах'

Издержки пересечения границы: положение России в международных индексах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможня / внешнеэкономическая деятельность / процедуры контроля / пункты пропуска / customs / external trade / control procedures / port of entry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитрий Гордеев, Анастасия Лец

В статье рассматривается текущее состояние процедур таможенного администрирования в России. В качестве инструментов для измерения сложности соблюдения формальных процедур контроля применяются индексы международной торговли Всемирного банка, индекс содействия торговле ОЭСР и глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Авторы приходят к выводу, что, согласно международным рейтингам, действительно наблюдается значимый прогресс в упрощении регулирования таможенных формальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cost of Crossing: Position of Russia in International Indexes

The article examines current state of procedures of customs administration. As measuring instruments such indexes as Trading across borders, Trade facilitation performance and Global Competitiveness Index are taken. Authors conclude that according to international ratings there is significant progress in customs administration.

Текст научной работы на тему «Издержки пересечения границы: положение России в международных индексах»

ИЗДЕРЖКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ:

ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНДЕКСАХ

Дмитрий ГОРДЕЕВ

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: gordeev@ranepa.ru Анастасия ЛЕЦ

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: lets@ranepa.ru

В статье рассматривается текущее состояние процедур таможенного администрирования в России. В качестве инструментов для измерения сложности соблюдения формальных процедур контроля применяются индексы международной торговли Всемирного банка, индекс содействия торговле ОЭСР и глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Авторы приходят к выводу, что, согласно международным рейтингам, действительно наблюдается значимый прогресс в упрощении регулирования таможенных формальностей.

Ключевые слова: таможня, внешнеэкономическая деятельность, процедуры контроля, пункты пропуска.

На сегодняшний день в среде российских экспертов по внешнеэкономической деятельности существует единое мнение о том, что процедуры таможенного администрирования в РФ не соответствуют передовой международной практике1. Основные замечания относятся к тому, что стоимостные и временные затраты при импорте и экспорте грузов, ассоциированные с процедурами контроля, которые проводятся всеми типами контролирующих органов на границе, значительно превышают аналогичные затраты в развитых странах. Таможенное администрирование в Российской Федерации преимущественно сконцентрировано на фискальной составляющей и не создает благоприятных условий для роста инвестиций и развития внешнеэкономической деятельности, включая международный грузовой транзит2.

На протяжении последних лет в СМИ появилось множество новостей, в которых утверждалось, что в Российской Федерации проводится политика, направленная на совершенствование процедур таможенного администрирования3, однако статистическая информация, публикуемая в не зависимых от Федеральной таможенной службы источниках, в основном не позволяет сделать вывод о реальных результатах таких реформ. В связи с этим в настоящей статье исследуется, как менялись условия проведения внешнеторговой деятельности в России за последнее десятилетие.

В качестве основы для анализа были использованы существующие международные рейтинги, описывающие качество условий для ведения внешнеторговой деятельности: • рейтинг Всемирного банка - Doing Business (Trading Across Borders);

1 Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А. Problems of economic security in Russian transportation and intermediate carrier infrastructure // Экономика региона. 2012. № 2. С. 100—109; Заседания совета торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике: [Электронный ресурс]. URL: http://tpprf.ru/ru/interaction/committee/council_customs/meetings/sovet-tpp-rf-po-tamozhennoy-politike-v-krizis-glavnoe-ne-navredit; http://tpprf.ru/ru/interaction/committee/council_customs/meetings/na-sovmestnom-zasedanii-soveta-tpp-rf-po-tamozhennoy-politike-byli-rassmotreny-aktualnye-problemy-ta http://tpprf.ru/ru/ interaction/committee/council_customs/meetings/prisoedinenie-rossii-k-soglasheniyu-vto-ob-uproshchenii-protsedur-torgovli-sokratit-tamozhennye-bare

2 Джабиев А.П. Институт таможенного администрирования как фактор развития внешней торговли // Международная торговля и торговая политика. 2015. № 1. С. 19—32.

3 Выступление первого заместителя ФТС Руслана Давыдова: [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=24948:2017-03-17-06-21-16&catid=40:2011-01-24-15-02-45; Дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования»: [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/roadmaps/114/ events/

• рейтинг Всемирного экономического форума - Global Competitiveness Index;

• рейтинг ОЭСР (OECD) - Trade Facilitation Indicators.

Исследование динамики показателей, на основе которых базируются данные индексы, позволяет понять, действительно ли в сфере

регулирования внешнеторговой деятельности начали происходить качественные изменения.

Индекс Doing Business - Trading Across Borders

Рейтинг «Международная торговля» в рамках индекса ведения бизнеса измеряет суммарное

Вставка 1. Методология расчета показателей в рейтинге Doing Business

Что измеряет

При импорте грузов оцениваются стоимостные и временные затраты (за исключением таможенных пошлин), необходимые для импорта партии автомобильных запчастей (товарная группа 8708 в номенклатуре HS) весом 15 т в контейнере из страны, которая является крупнейшим торговым партнером по данной товарной группе. При экспорте грузов оцениваются стоимостные и временные затраты (за исключением таможенных пошлин), необходимые для экспорта товара, который занимает первое место по объему экспорта из оцениваемой страны в страну, которая является основным покупателем данного товара. Драгоценные металлы и камни, ископаемое топливо, нефтепродукты, животные, пищевые отходы и лекарства исключены из оцениваемых товарных групп при расчете затрат, связанных с экспортом грузов.

Как происходит измерение

Затраты рассчитываются при прохождении трех этапов, необходимых для экспорта и импорта грузов: соблюдение требований к оформлению документов, соблюдение требований пограничного и таможенного контроля, а также транспортировка товаров внутри страны между наиболее часто используемым пунктом пропуска и экономическим центром государства. Сбор данных осуществляется путем опросов, проводимых среди экспедиторских компаний, таможенных брокеров, администраций портов и трейдеров. Типовые вопросы, задаваемые опрашиваемым субъектам, выглядит следующим образом:

• Сколько требуется времени/долларов на подготовку разрешения на импорт?

• Сколько требуется времени/долларов на подготовку технического сертификата?

• Сколько требуется времени/долларов на подготовку свидетельства о происхождении товара?

• Сколько требуется времени/долларов на наем таможенного брокера?

• Сколько требуется времени/долларов на заполнение декларации?

• Сколько требуется времени/долларов на процедуру взвешивания груза на таможне?

• Сколько требуется времени/долларов на осмотр груза?

• Сколько требуется времени/долларов на оплату государственных пошлин? Примечание. При расчете затрат на транспортировку грузов внутри Российской Федерации в качестве экономических центров считаются г. Москва и г. Санкт-Петербург. В качестве товара, поставляемого на экспорт из экономических центров, берутся чугун и сталь (в номенклатуре HS 72). Из экономических центров товар транспортируется до пункта пропуска «Большой порт Санкт-Петербург», откуда отправляется на экспорт в Италию. При расчете затрат, связанных с процедурой импорта грузов, в качестве страны-отправителя выступает Германия. Ввоз грузов при отправке в Москву происходит в пункте пропуска «Красная горка», а при отправке в Санкт-Петербург — в пункте пропуска «Большой порт Санкт-Петербург».

О) A

0

1

о

n

A

о

Таблица 1

Значения показателей рейтинга «Международная торговля»

Время на Стоимость Время на Стоимость

экспорт: экспорта: Время на Стоимость импорт: импорта: Время на Стоимость

пограничный пограничный экспорт: экспорта: пограничный пограничный импорт: импорта:

Рейтинг и и оформление оформление и и оформление оформление

таможенный таможенный документов, документов, таможенный таможенный документов, документов,

контроль, контроль, часов долл. США контроль, контроль, часов долл. США

часов долл. США часов долл. США

Страна

Количество

баллов (максимум 100)

>

А и О ш

А

0

1

о

А >

РАЗВИТИЕ РОССИИ Бельгия, Испания, Австрия, Нидерланды, Франция, Италия 100 1 0 0 1 0 0 0 1 0

Среднее значение по странам ОЭСР 93,92 25 12,7 149,9 2,4 35,4 8,7 111,6 3,5 25,6

О Российская Федерация 69,2 100 72 665 25,4 92 38,6 587,5 42,5 152,5

NJ Ln Белоруссия 93,71 30 5 108 4 140 1 0 4 0

Источник: World Bank.

I

>

время и финансовые затраты (за исключением таможенных пошлин), которые необходимы для проведения таких этапов внешнеторговой деятельности, как соблюдение требований к документарному оформлению, соблюдение пограничных требований и транспортировка товаров внутри страны4.

Согласно данному рейтингу в сфере международной торговли Российская Федерация занимает 100-е место из 189 возможных. (См. табл. 1-3.) Относительно данных за 2017 г. здесь произошло качественное улучшение показателей, и Россия переместилась со 170-го места на 100-е, а также наблюдалось существенное со-

кращение как времени, так и затрат, необходимых для прохождения таможенных формальностей. (До 2016 г. действовала иная методология расчета данного рейтинга, согласно которой за период с 2010 по 2016 гг. не происходило улучшения условий для проведения внешнеторговой деятельности. В данном варианте методологии время и стоимость для экспорта и импорта включают в себя такие составляющие, как транспортировка груза до/от границы Российской Федерации до экономических центров, пограничный и таможенный контроль, оформление документов и работы, связанные с погрузкой и разгрузкой грузов.)

Таблица 2

Динамика показателей рейтинга «Международная торговля» по обновленной методологии

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Количество баллов (максимум 100) 53,58 37,39 69,2

Место России среди стран, представленных в рейтинге 155 170 100

Время на экспорт: пограничный и таможенный контроль, часов 96 72

Стоимость экспорта: пограничный и таможенный контроль, долл. США 1125 665

Время на экспорт: оформление документов, часов 42,5 25,4

Стоимость экспорта: оформление документов, долл. США 500 92

Время на импорт: пограничный и таможенный контроль, часов 96 38,6

Стоимость импорта: пограничный и таможенный контроль, долл. США 1125 587,5

Время на импорт: оформление документов, часов 42,5 42,5

Стоимость импорта: оформление документов, долл. США 500 152,5

Источник: World Bank.

Таблица 3

Динамика показателей рейтинга «Международная торговля» по методологии, действовавшей до 2016 г.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество баллов (максимум 100) 53,58

Рейтинг 162 162 160 162 157 155

Количество документов, требуемых при экспорте груза, ед. 8 8 8 8 9 9

Время на экспорт, дней 36 36 36 21 22 21,1

Стоимость экспорта, долл. США за контейнер 1850 1850 1850 2820 2615 2401

Количество документов, требуемых при импорте груза, ед. 13 13 10 11 10 10

Время на импорт, дней 36 36 36 36 21 19,4

Стоимость импорта долл. США за контейнер 1850 1850 1800 2920 2810 2595

4 Детализированное описание методологии рейтинга представлено на сайте: http://russian.doingbusiness.org/Methodology/ Trading-Across-Borders

Индекс ОЭСР - Trade Facilitation Indicators

Еще одним рейтингом, который позволяет сравнивать качество условий для внешнеторговой деятельности, является рейтинг ОЭСР -

Trade Facilitation Performance (сложность ведения торговли). В нем используется 11 характеристик из 98 показателей, значения которых варьируются от 0 до 2, где 0 - крайне низкое качество, а 2 - максимально достижимое5.

Вставка 2. Методология расчета показателей в рейтинге ОЭСР - Trade Facilitation Indicators

Что измеряет

В индексе оцениваются значения 98 показателей по шкале от 0 до 2, где 0 соответствует наиболее низкому качеству, а 2 - наиболее высокому. Показатели группируются в 11 характеристик, которые включают в себя следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• доступность информации (Information Availability) - показывает доступность информации, связанной с внешнеэкономической деятельностью;

• вовлеченность в торговлю (Involvement of the Trade Community) - показывает, насколько тесно взаимодействуют трейдеры и государственные органы власти;

• предварительные решения (Advance Rulings) - показывает качество работы предварительного информирования;

• обжалование решений (Appeal Procedures) - показывает сложность при проведении апелляций к принятым регулирующими органами решениям;

• пошлины и штрафы (Fees & Charges) - показывает, насколько пошлины (кроме экспортных и импортных) и штрафы превышают аналогичные платежи в других странах;

• формальное отношение к документам (Formalities (Documents)) - показывает сложность заполнения необходимых для проведения внешнеэкономической деятельности документов и соответствие форм международным стандартам;

• aвтоматизация формальных процедур (Formalities (Automation)) - показывает степень автоматизации процесса прохождения пунктов пропуска;

• сложность прохождения процедур (Formalities (Procedures)) - показывает сложность прохождения процедур контроля непосредственно в пункте пропуска;

• взаимодействие между внутренними государственными органами (Internal Border Agency Co-operation) - показывает качество взаимодействия между внутристрановыми контролирующими органами;

• взаимодействие между внешними государственными органами (External Border Agency Co-operation) - показывает качество взаимодействия между межгосударственными контролирующими органами;

• самоорганизация и беспристрастность (Governance & Impartiality) - показывает качество организационной структуры таможенной службы и качество аудита за ее деятельностью.

Как происходит измерение

Показатели оцениваются количественно экспертами. Если показатель свидетельствует о наличии или отсутствии чего-либо, то ему присваивается значение 0 при отсутствии и 2 - при наличии. Если показатель не бинарен, то, если его оценка попадает в 30% наблюдений с наименьшими значениями, ему присваивается значение 0, при попадании в диапазон наблюдений со значениями от 30 до 70% от всех наблюдений ему присваивается значение 1, а при попадании в 30% наблюдений с наивысшими значениями ему присваивается значение 2.

5 Более подробно с методологией можно ознакомиться на сайте: http://www.oecd.org/trade/facilitation/indicators.htm

На рисунке представлены рейтинг сложности ведения торговли для России, его динамика и сопоставление с лучшими странами ОЭСР.

Как видно из рисунка, наиболее «отстающей» характеристикой на сегодняшний день по сравнению со странами ОЭСР в России является формальное отношение к документам.

Однако за два года произошло существенное улучшение данной характеристики за счет постепенного внедрения электронного документооборота на практике, а не на бумаге. Кроме того, из динамики изменения показателей видно, что произошло улучшение таких характеристик, как обжалование решений, автомати-

Рейтинг сложности ведения торговли в России

Изменение индексов с 2015 по 2017 гг.

Вовлеченность в торговлю 2

Доступность информации

Самоорганизация и беспристрастность

Взаимодействие между внешними госорганами

Взаимодействие между внутренними госорганами

Сложность прохождения процедур

-2015 г.

Сопоставление индексов России и стран ОЭСР

Предварительные решения

Обжалование решений

Пошлины и штрафы

формальное отношение к документам

Автоматизация формальных процедур 2017 г.

Вовлеченность в торговлю 2

Доступность информации

Самоорганизация и беспристрастность

Взаимодействие между внешними госорганами

Взаимодействие между внутренними госорганами

Сложность прохождения процедур

Предварительные решения

Обжалование решений

■ ОЭСР

Пошлины и штрафы

Формальное отношение к документам

Автоматизация формальных процедур Россия

Источник: OECD.

зация формальных процедур и сложность прохождения процедур.

Индекс глобальной конкурентоспособности - Global Competitiveness Index

Индекс глобальной конкурентоспособности ежегодно публикуется Всемирным экономическим форумом и направлен на оценку и ранжирование стран по показателю экономической конкурентоспособности. В индексе проводится оценка 12 характеристик экономики, каждая из которых состоит из отдельных составляющих6. Оценка каждой характеристики производится по шкале от 1 до 7, где 1 - минимальное значение (наиболее низкое качество характеристики), а 7 - максимальное значение (наиболее

высокое качество характеристики). Кроме того, страны ранжируются по каждому фактору в зависимости от его значения. Всего в рейтинге представлено 137 стран. Применительно к внешнеторговой деятельности в наибольшей степени ей соответствуют такие характеристики, как бремя таможенных процедур, институты и инфраструктура.

Динамика значения показателя «Бремя таможенных процедур» представлена в табл. 4.

Согласно табл. 4 рейтинг России значительно улучшился за последние семь лет: в 2010 г. Россия занимала в нем 132-е место, а к 2017 г. поднялась на 76-е.

В табл. 5 представлена статистическая информация из данного рейтинга в разрезе характеристики «Институты». В таблице приве-

Вставка 3. Методология расчета показателей в рейтинге Global Competitivness Index

Что измеряет

В индексе оценивается значение 150 показателей по шкале от 1 до 7, где 1 соответствует наиболее низкому качеству показателя, а 7 - наиболее высокому. Одним из показателей, который напрямую относится к качеству таможенного администрирования, является «Бремя таможенных процедур». Его оценка строится на основании опроса, в котором участвуют малый, средний и крупный бизнес из разных отраслей и секторов экономики. Опрос проводится в различных форматах: личные и телефонные интервью, отправка опросных бюллетеней по почте или онлайн-опрос. Вопрос, который задается в анкете: «Насколько эффективны процедуры прохождения пунктов пропуска при экспорте и импорте грузов: 1 - крайне неэффективны, 7 -очень эффективны». Полученные результаты усредняются за два последних года и демонстрируют видение опрашиваемыми качества показателей, представленных в рейтинге.

Вопросы из анкеты по отдельным показателям, которые оказывают влияние на качество внешнеторговой деятельности, представлены ниже в табл. 5 и 6.

Таблица 4

Динамика индекса глобальной конкурентоспособности в разрезе показателя «Бремя таможенных процедур»

Год 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Значение фактора (в скобках - место России среди стран, представленных в рейтинге) 2,9 (132) 2,8 (137) 2,9 (137) 3,3 (124) 3,6 (95) 3,6 (88) 3,8 (83) 4,0 (76)

Источник: World Economic Forum.

6 Более подробно с методологией можно ознакомиться на сайте: http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-2017/05FullReport/ TheGlobalCompetitivenessReport2016-2017_FINAL.pdf

Таблица 5

Динамика индекса глобальной конкурентоспособности в разрезе характеристики «Институты»

Характеристика

Показатель

Вопрос из анкеты

Значение фактора (в скобках - место России среди стран, представленных в рейтинге)

2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.

п О г о

п о

m

<

m

I—

О

< о

Как часто бывает в вашей стране, что фирмы совершают недокументированные дополнительные платежи или взятки, 1.05. связанные с: (а) импортом и экспортом; (б) коммунальными

Нерегулярные услугами; (в) ежегодными налоговыми платежами; платежи и взятки (г) предоставлением государственных контрактов и лицензий; (д) получением благоприятных судебных решений: 1 - очень часто, 7 - никогда не происходит

3,2 (111)

3,1 (115)

3,1 (120)

3,2 (109)

3,4 (102)

3,4 (98)

3,6 (83)

1.06. Является ли независимой судебная система от влияний

Независимость правительства, отдельных лиц или компаний: 1 - не судебных органов является независимой вообще, 7 - полностью независимая

2,7 2,6 2,6 2,7 (115) (123) (122) (119)

2,9 2,9 (109) (108)

3,4 (95)

1.07. Фаворитизм в решениях государственных Институты чиновников

Как часто правительственные чиновники проявляют фаворитизм к связанным фирмам и отдельным лицам при принятии решений в политике и контрактах, договорах: 1 - всегда показывают фаворитизм, 7 - никогда не показывают фаворитизм

2,6 2,5 2,4 2,6 (106) (117) (127) (111)

2,8 (87)

2,8 (90)

3,0 (77)

1.09. Бремя

государственного

регулирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Насколько обременительным для бизнеса является соблюдение административных требований: 1 - чрезвычайно обременительное, 7 - не является обременительным вообще

2,5 2,4 2,6 2,9 (128) (132) (130) (120)

2,9 2,9 (111) (116)

1.18.

Уровень/сила/ прочность стандартов аудита и отчетности

Насколько качественны стандарты аудита и отчетности: 1 - крайне некачественны, 7 - максимально качественны

3,8 3,8 3,4 4,0 (116) (120) (119) (107)

4,1 (106)

4,1 (102)

Сводный рейтинг по характеристике «Институты»

3,2 3,1 3,1 3,3 (118) (128) (133) (121)

3,5 (97)

3,5 (100)

3,6 (88)

3,8 (76)

3,5 (90)

3,1 (66)

3,0 3,3 (103) (79)

4,0 4,0 (103) (100)

3,7 (83)

>

Источник: World Economic Forum.

Kl

Kl Kl

О) а о

о

Таблица 6

Динамика индекса глобальной конкурентоспособности в разрезе характеристики «Инфраструктура»

Характе-

Показатель

Вопрос из анкеты

Значение фактора (в скобках - место России среди стран, представленных в рейтинге)

s ристика 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

m n A О m "D 2.01. Качество всей/общей инфраструктуры Как вы оцениваете общее состояние инфраструктуры (например, транспорт, связь, энергетика): 1 - крайне слаборазвитая, одна из худших в мире, 7 - обширная и эффективная, одна из лучших в мире 3,6 (94) 3,6 (100) 3,5 (101) 3,8 (93) 4,1 (74) 4,1 (64) 4,0 (74) 4,0 (74)

> LU CD S —1 s m 2.02. Качество дорог Как вы оцениваете качество дорог в вашей стране (экстенсивность и состояние): 1 - крайне низкое, одно из худших в мире, 7 - обширное и эффективное, одно из лучших в мире 2,4 (125) 2,4 (130) 2,3 (136) 2,5 (136) 2,7 (124) 2,7 (123) 2,8 (123) 2,9 (114)

"D О n n S S Инфраструктура 2.03. Качество железнодорожной инфраструктуры Как вы оцениваете качество железнодорожной инфраструктуры в вашей стране (экстенсивность и состояние): 1 - крайне слаборазвитое, 7 - обширное и эффективное 4,1 (31) 4,2 (29) 4,2 (30) 4,2 (31) 4,3 (26) 4,3 (24) 4,4 (25) 4,5 (23)

—1 О 2.04. Качество портовой инфраструктуры Как вы оцениваете качество портовой инфраструктуры в вашей стране (экстенсивность и состояние): 1 - крайне низкое, 7 - чрезвычайно хорошее 3,7 (93) 3,7 (97) 3,7 (93) 3,9 (88) 3,9 (81) 3,9 (75) 4,0 (72) 4,2 (66)

NJ 1Л Z Сводный рейтинг по характеристике «Инфраструктура» 4,5 (47) 4,5 (48) 4,5 (47) 4,6 (45) 4,8 (39) 4,8 (35) 4,9 (35) 4,9 (35)

Источник; World Economic Forum.

I

>

дены значения фактора по шкале и в скобках -место России среди стран, представленных в данном рейтинге.

Как видно из табл. 5, сводный индекс Российской Федерации по характеристике «Институты» по итогам 2017 г. составил 3,7 балла из 7 возможных, а рейтинг составил 83-е место. Начиная с 2012 г., когда Россия занимала в данном рейтинге 133-е место, наблюдается его последовательное улучшение. Применительно к компаниям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, происходят снижение фаворитизма в принятии решений, сокращение коррупционной составляющей и снижение административных барьеров со стороны контролирующих органов. Несмотря на позитивные изменения, произошедшие за последние несколько лет, рейтинг России пока остается на низком уровне. Продолжение внедрения передовых практик в сфере регулирования внешнеторговой деятельности будет способствовать дальнейшему его росту и упрощению процедур, связанных с таможенным администрированием.

В табл. 6 представлена статистическая информация по индексу глобальной конкурентоспособности в разрезе характеристики «Инфраструктура». Как видно из нее, Россия занимает довольно высокое место по качеству инфраструктуры, однако с 2015 г. здесь не происходило существенного продвижения вверх. Несмотря на общее высокое значение данного индекса, рейтинги качества автомобильных дорог и портовой инфраструктуры - низкие; по качеству автомобильных дорог Россия находится в конце рейтинга, что накладывает ограничения при транспортировке грузов автомобильным транспортом.

Анализируя факторы, оказавшие влияние на совершенствование таможенного администрирования и улучшение условий для внешнеторговой деятельности, можно выделить следующие:

• в 2014 и 2016 гг. были приняты отдельные меры, направленные на противодействие коррупции7, в соответствии с которыми проводится работа по обработке и проверке сведений о доходах и расходах госслужащих. В 2016 г. таможенными органами было возбуждено 409 уголовных дел, связанных с коррупционной деятельностью;

• ведется работа над совершенствованием судебной системы в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2013 2020 годы»;

• были введены в действие международные стандарты аудита8;

• в соответствии со стратегией развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г. увеличиваются пропускные способности морских портов9. Строятся новые специализированные терминалы, что повышает качество стивидорных услуг10. Развиваются существующие аванпорты и строятся новые, что позволяет разгрузить порты в основной части городов;

• в 2015 г. была внедрена процедура автоматической регистрации деклараций при экспорте товаров, что позволило сократить время выпуска товаров до 4-5 мин. В 2016 г. 30% экспортных товаров было зарегистрировано в автоматическом режиме (9,3% в 2015 г.), а доля товаров, выпущенных автоматически, составила 1,6%. В 2016 г. была запущена автоматическая регистрация импортируемых товаров;

7 Приказ ФТС России от 17.07.2014 г. № 1369 «Об утверждении инструкции "Об организации работы "телефона доверия" ФТС России"»; приказ ЦТУ от 23.05.2016 г. № 299 «Об утверждении Плана по противодействию коррупции в таможенных органах Центрального таможенного управления на 2016—2017 годы».

8 Приказ Минфина России № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» от 24.10.2016 г.; приказ Минфина России № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» от 09.11.2016 г.

9 Порты Петербурга и Ленобласти будут расти // Ведомости. 21.06.2013 г.

10 Интервью управляющего директора АО «Восточный Порт»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.eastrussia.ru/material/ spetsializatsiya-terminala-povyshaet-kachestvo-stividornykh-uslug/

• в 2015 г. была разработана и утверждена процедура удаленной уплаты таможенных платежей11;

• внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия позволило сократить количество документов, предоставляемых участниками ВЭД в бумажном виде (отменена обязанность по предоставлению более 20 документов). Результат сопоставления динамики изменения индексов и их составляющих показал, что за последние несколько лет процедуры таможенного администрирования значительно совершенствовались - по отдельным показателям Россия перешла из группы стран с наихудшими показателями в группу стран со средними или высокими их значениями. Однако, несмотря на прогресс, который наблюдается в последние годы в регулировании внешнеэкономической деятельности,

все еще остается множество проблемных сфер, оказывающих негативное влияние на импортные, экспортные и транзитные грузопотоки. Основные сложности, с которыми сталкиваются операторы внешнеэкономической деятельности, связаны с излишними процедурами контроля на границе и сохранением за таможенной службой фискальных функций.

И вместе с тем необходимо отметить, что «дорожная карта» по совершенствованию таможенного администрирования развивается и в среднесрочной перспективе здесь будут наблюдаться позитивные изменения12. Дальнейшее упрощение процедур контроля на границе и приведение их в соответствие с международными стандартами позволят увеличить не только импорт и экспорт грузов, но и будут способствовать росту транзитного грузопотока через территорию РФ. ■

11 Распоряжение ФТС России № 406-р «Об утверждении временного порядка действий должностных лиц таможенных органов при удаленной уплате таможенных платежей лицами, осуществляющими декларирование товаров в электронной форме,

с использованием электронного терминала» от 19.12.2013 г.

12 Дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования»: [Электронный ресурс]. URL:http://government.ru/ roadmaps/114/events/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.