Научная статья на тему 'Инструмент оценки состояния бизнес-среды Донецкой Народной Республики'

Инструмент оценки состояния бизнес-среды Донецкой Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА БИЗНЕС-СРЕДЫ / КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / МЕТОДОЛОГИЯ / ИНСТРУМЕНТ / BUSINESS ACTIVITY / BUSINESS ENVIRONMENT ASSESSMENT / KEY ISSUES / METHODOLOGY / TOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половян А.В., Синицына К.И.

В работе рассмотрены различные индексы по оценке деловой активности в стране. На основе методологии группы Всемирного банка проведена оценка состояния бизнес-среды Донецкой Народной Республики в 2019 г., результаты которой представлены в виде систематизированных ключевых проблем по направлениям «получение кредита»,«международная торговля», «обеспечение выполнения контрактов». Сделан вывод о том, что ряд проблем требуют особого внимания органов государственного управления и незамедлительного их решения с целью недопущения ухудшения бизнес-климата Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A tool for assessing the state of the business environment of the Donetsk People's Republic

The paper considers various tools for assessing the business activity or business environment in a country. Basing on the methodology of the World Bank Group, the assessment of the business environment of the Donetsk People's Republic in 2019, the results of which have been presented in the form of systemized key issues in the areas of «obtaining of credit»,«international trade», «ensuring the fulfillment of contracts», has been carried out. It is concluded that a number of problems require special attention of the government and their immediate resolution in order to prevent the deterioration of the business climate of the Republic.

Текст научной работы на тему «Инструмент оценки состояния бизнес-среды Донецкой Народной Республики»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, регионами

УДК 332.025

А.В. ПОЛОВЯН, док-р экон. наук., доцент,

ведущий научный сотрудник,

e-mail: Polovyan@yandex.ru,

К.И. СИНИЦЫНА, младший научный

сотрудник,

e-mail: SinitsinaK@mail.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ БИЗНЕС-СРЕДЫ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В работе рассмотрены различные индексы по оценке деловой активности в стране. На основе методологии группы Всемирного банка проведена оценка состояния бизнес-среды Донецкой Народной Республики в 2019 г., результаты которой представлены в виде систематизированных ключевых проблем по направлениям «получение кредита», «международная торговля», «обеспечение выполнения контрактов». Сделан вывод о том, что ряд проблем требуют особого внимания органов государственного управления и незамедлительного их решения с целью недопущения ухудшения бизнес-климата Республики.

Ключевые слова: деловая активность, оценка бизнес-среды, ключевые проблемы, методология, инструмент.

Polovyan A.V., Sinitsyna K.I. A tool for assessing the state of the business environment of the Donetsk People's Republic.

The paper considers various tools for assessing the business activity or business environment in a country. Basing on the methodology of the World Bank Group, the assessment of the business environment of

the Donetsk People's Republic in 2019, the results of which have been presented in the form of systemized key issues in the areas of «obtaining of credit», «international trade», «ensuring the fulfillment of contracts», has been carried out. It is concluded that a number of problems require special attention of the government and their immediate resolution in order to prevent the deterioration of the business climate of the Republic.

Keywords: business activity, business environment assessment, key issues, methodology, tool.

В современных условиях, когда экономика Донецкой Народной Республики (ДНР) начинает возрождаться, а по некоторым отраслям заметен стабильный рост, особое значение приобретает поддержка предпринимательства как ключевого фактора и приоритета социально-экономического развития страны. При этом особая роль отводится развитию малого и среднего предпринимательства, которое может сыграть решающую роль в росте экономики, развитии и модернизации всех отраслей и сфер жизнедеятельности страны.

© А.В. Половян, К.И. Синицына, 2019

Однако предпринимательство может развиваться при наличии определенных внешних и внутренних условий, в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т.е. если сформирована определенная бизнес-среда. Оценка состояния бизнес-среды делает возможным получение информации об условиях протекания предпринимательской деятельности с целью выявления тенденций и перспектив, а также ключевых проблем и недочетов в государственном регулировании.

Мировая практика содержит значительный опыт оценки бизнес-среды как на уровне предприятия, так и на национальном уровне. На уровне государства среди прочих инструментов оценки бизнес-среды популярность приобрели индексы PMI (Purchase Management Index - индексы деловой активности), которые представляют собой опережающие индикаторы делового цикла и используются в качестве высокоточного инструмента прогнозирования поворотных моментов экономических циклов. Расчетом данных индексов занимаются разные организации. В США ежемесячно данный индекс деловой активности рассчитывает Institute for Supply Management [1]. В Китае также ежемесячно исследуется данный показатель Hongkong and Shanghai Banking Corporation [2]. По странам Еврозоны и Великобритании исследование индексов деловой активности осуществляет HIS Markit Economics два раза в месяц (расчитываются предварительный и окончательный индексы) [3]. Методика построения индексов деловой активности PMI базируется на расчете диффузных статистических индексов. В этом и заключается один из основных недостатков данных индексов, а именно наличие временного лага на расчет статистической информации и проблема ее быстрого устаревания.

Статистические данные в основном представляют собой констатацию событий или явлений в прошлом, в то время, как оценка деловой активности и бизнес-среды должна предвидеть изменения в будущем.

Также в США используется индекс деловых условий Philadelphia Fed Business Conditions [4], который отражает текущие условия ведения бизнеса в производственном секторе в Пенсильвании, Нью-Джерси и Делавэр. Методика расчета данного индекса заключается в опросе ведущих промышленных предприятий региона. Впоследствии из процентного количества положительных ответов вычитается процентное количество отрицательных. Если итоговое значение индекса оказалось положительным, это означает, что оценка деловых условий в среднем по региону улучшилась и наоборот. Существенным недостатком методологии данного индекса является учет ситуации только с позиции бизнес-сообщества, при этом не учитываются потребительские настроения, влияющие на показатели деловой активности хозяйствующих субъектов в регионе.

В Российской Федерации наибольшую известность по оценке деловой активности или бизнес-среды приобрели конъюнктурный индекс журнала «Фи-нанс» от Росстата совместно с Российским экономическим барометром, Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, Институтом экономики РАН [5]; индекс деловой среды от Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» [6]; индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) от Высшей школы экономики [7].

Конъюнктурный индекс журнала «Финанс» публикуется в среднем раз в квартал и представляет собой взвешенное среднее арифметическое десяти основных

индексов, пять из которых представляют условия «предложения» (грузооборот, инвестиции в основной капитал в реальном выражении, численность безработных, соотношение предприятий с хорошим и нормальным финансовым положением (согласно опросам), новые заказы) и пять -условия «спроса» (розничные продажи в реальном выражении, личный располагаемый доход в реальном выражении, непогашенные кредиты, вклады населения в коммерческих банках, среднемесячная цена нефти Urals). Недостатком данного индекса являются следующие положения: логика данной классификации не вполне ясна. Например, новые заказы обычно относят к показателям спроса, а не предложения. Также индикаторы, которые обычно считаются синхронными или запаздывающими, смешаны с опережающими индикаторами. Значительные лаги, связанные с публикацией индекса, также затрудняют его использование в реальном времени [8, с. 501].

Индекс деловой среды от Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» он же Барометр «Деловая Россия» согласно методологии представляет собой среднее геометрическое семи сводных индексов, состоящих из нескольких компонент каждый. Негативной стороной использования данного индекса можно назвать то, что не все специфические вопросы задаются каждый месяц; некоторые появляются в опросном листе раз в квартал, другие - даже раз в полгода. Поэтому не все значения Барометра (в том числе относящиеся к соседним месяцам) сопоставимы друг с другом.

ИПУ Высшей школы экономики считается индексом согласованным с методологией Европейской комиссии [9] и основан на ответах руководителей и топ-менеджеров около 600 «базовых» промышленных предприятий на три вопроса: выпуск продукции в натуральном выражении, спрос на продукцию, запасы

готовой продукции. Согласно методологии ИПУ представляет собой простое среднее арифметическое балансов (разниц между положительными и отрицательными ответами на приведенные вопросы в процентных пунктах). Публикуется ежемесячно. Существенным недостатком методологии данного индекса является учет ситуации только с позиции бизнес-сообщества, при этом не учитываются потребительские настроения, влияющие на показатели деловой активности хозяйствующих субъектов в регионе. Дополнительные вопросы возникают - какие именно предприятия являются респондентами [10, с. 45].

Любой индекс, оценивающий деловую активность или бизнес-среду, имеет как ряд преимуществ, так и недостатки. Однако использование индекса, признанного мировым сообществом, способствует определению возможностей и препятствий для развития предпринимательской деятельности и места экономики государства в сравнении с другими странами.

Целью статьи является анализ состояния составляющих бизнес-среды ДНР и выявление ее ключевых проблем.

Наиболее известным и распространенным инструментом оценки бизнес-среды в мире является индекс Doing Business - показатель легкости ведения бизнеса, разработанный группой Всемирного банка [11]. Индекс Doing Business оценивает в 190 странах простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе 10 направлений: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности. При этом не учитываются такие факторы, как

макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, колебания валютных курсов, мнения инвесторов, безопасность и уровень коррупции. Следовательно, бизнес-среда стран мира рассматривается без учета политических аспектов, исключительно на уровне государственного регулирования.

Индекс Doing Business непосредственно отображает уровень бизнес-климата в стране, что влияет на приток инвестиций и позитивно сказывается на уровне жизни государства. Кроме того, данный инструмент не только указывает на проблемы, которые препятствуют развитию предпринимательства, но и определяет их причины и содержит рекомендации о проведении необходимых реформ. Для обеспечения сопоставимости данных по разным странам используется ряд предположений в отношении предприятий и процедур, времени и стоимости. Респондентами в опросе выступают не только предприниматели местной экономики, но также специалисты соответственных направлений.

Индекс Doing Business представляет результаты по двум совокупным показателям: оценка легкости ведения бизнеса (называемая оценкой расстояния до пограничного значения) и рейтинг легкости ведения бизнеса, который основан на оценке легкости ведения бизнеса. Оценка легкости ведения бизнеса отражает разрыв между эффективностью экономики и показателем наилучшей практики по всей выборке из 41 показателя по 10 направлениям. При сравнении по годам оценка легкости ведения бизнеса показывает, насколько регулятивная среда для местных предпринимателей в экономике изменилась с течением времени в абсолютном выражении, в то время, как рейтинг легкости ведения бизнеса может показать только то, насколько регулятивная среда изменилась по сравнению с другими экономиками.

В данной статье отображены результаты исследования 3 направлений индекса Doing Business ДНР, осуществленных по состоянию на 03.08.2019 г.: получение кредита, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов. Результаты по данным направлениям получены в ходе анонимного анкетного опроса предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в ДНР в сфере оптовой и розничной торговли полимерной плиткой, издания журналов, тяжелого машиностроения, производства кондитерских изделий, бытовой химии, и специалистов соответствующих направлений. Анализ состояния бизнес-среды ДНР по направлениям осуществлялся в соответствии с методологией группы Всемирного банка [12].

Направление «получение кредитов» оценивает законные права заемщиков и кредиторов по обеспеченным сделкам и обмен кредитной информацией. Включает в себя два набора показателей. Первый набор показателей измеряет наличие определенных положений, которые облегчают предоставление займов в рамках законодательства о залоговом обеспечении и несостоятельности (банкротстве). Второй набор оценивает охват, объем и доступность кредитной информации, которую можно получить через поставщиков услуг кредитной отчетности, таких, как кредитные бюро или кредитные реестры. Анализ направления «получение кредита» в ДНР осуществлялся также на основе исследования ученых Гарвардского университета S. Djankov, C. McLiesh, A. Shleifer [13].

Согласно результатам проведенного исследования направления «получение кредита» в ДНР первоочередное внимание органов государственного управления должно быть направлено на решение следующих проблем:

не функционирует (отсутствует) двухуровневая банковская система;

не функционирует (отсутствует) бюро кредитной информации (под которым понимается частная компания или некоммерческая организация, ведущая базу данных о кредитоспособности заемщиков (физических или юридических лиц) в финансовой системе и способствующая обмену кредитной информацией между кредиторами);

не функционирует (отсутствует) кредитный реестр (под которым понимается база данных, администрирующаяся государственным сектором, обычно центральным банком или банковским департаментом, который собирает информацию о кредитоспособности заемщиков (физических или юридических лиц) в финансовой системе и способствует обмену кредитной информацией между банками и финансовыми учреждениями (в то время, как их основная задача - содействовать банковскому надзору);

не функционирует (отсутствует) интегрированная или единая правовая база для обеспеченных сделок, которая распространяется на создание, публичность и приведение в законное исполнение функциональных эквивалентов защищенных интересов, касаемо движимого имущества: передача прав собственности доверенному лицу, финансовый лизинг, присвоение или передача дебиторской задолженности, продажа с сохранением права собственности;

отсутствует закон, разрешающий предприятию предоставлять невладельческое залоговое право на отдельную категорию движимых активов (таких, как дебиторская задолженность, материальное движимое имущество и товарно-материальные запасы), не требуя конкретного описания залогового обеспечения;

отсутствует закон, разрешающий предприятию предоставлять невладельческое залоговое право на практически все его движимые активы, не требуя конкретного описания залогового обеспечения;

описание лишь некоторых долгов и обязательств допускается в залоговом договоре и в регистрационных документах;

не функционирует (отсутствует) централизованный залоговый реестр или учреждение для регистрации залогового обеспечения движимого имущества, предоставленного всеми типами субъектов с электронной базой данных, упорядоченной по именам должников.

Отсутствие двухуровневой банковской кредитной системы является значительным сдерживающим фактором развития предпринимательства. Предполагается, что ситуация изменится с открытием осенью 2019 г. на территории ДНР филиала коммерческого банка Южной Осетии

[14].

Показатели направления «международная торговля» оценивают временные и финансовые затраты на организацию и обеспечение экспорта и импорта товаров при прохождении трех этапов: соблюдение требований к оформлению документов, соблюдение требований пограничного и таможенного контроля, а также транспортировка товаров внутри страны. Анализ направления «международная торговля» в ДНР осуществлялся также на основе исследования ученых Мирового банка S. Djankov, C. Freund и C. S. Pham из Школы бухгалтерского учета, экономики и финансов университета Дикин

[15].

Согласно результатам проведенного исследования направления «международная торговля» в ДНР были выявлены проблемы, представленные в табл. 1 и сгруппированные по признакам.

Данные проблемы существенно затрудняют деятельность субъектов хозяйствования. Согласно ответам респондентов остро обстоят проблемы, связанные с длительностью процедур и бумажной волокитой. Все респонденты отметили, что

Таблица 1

Ключевые проблемы направления «международная торговля» индекса Doing Business в ДНР

Признак Описание проблемы

затраты времени длительное время занимают процедуры, проводимые таможенными органами

длительное время занимают процедуры, проводимые учреждениями помимо таможенных органов

длительное время занимают процедуры на границе

длительное время занимают процедуры, связанные с подготовкой документов

время экспорта/импорта сильно зависит от пропускной способности, которая каждый раз различается

отсутствие электронных систем отсутствие системы электронного обмена данными между субъектами (таможней и предприятием, таможней и границей - частично присутствует)

отсутствует единое окно, через которое можно выполнить некоторые процедуры в электронном виде (например, получить таможенную декларацию, получить полное таможенное оформление, санитарный сертификат стандарта; сертификат технических стандартов)

проблемы коммуникации отсутствие тренингов, организованных таможней для таможенных брокеров

логистика отсутствие железнодорожного сообщения с ближайшими странами для участников внешнеэкономической деятельности

Источник: составлено авторами по результатам анкетного опроса

внедрение системы на подобие «единого окна» существенно облегчило бы прохождение пограничного пункта.

Показатели направления «обеспечение исполнения контрактов» оценивают временные и финансовые затраты для разрешения коммерческого спора в местном суде первой инстанции. Также оценивается индекс качества судопроизводства, который определяет, внедрила ли отдельно взятая страна ряд хороших мировых практик, которые способствуют повышению качества и эффективности судебной системы. Анализ направления «обеспечение исполнения контрактов» в ДНР осуществлялся также на основе исследования ученых Мирового банка S. Djankov, R. La Porta, P. F. Lopez-de-Silanes, A. Shleifer [16].

Согласно результатам проведенного исследования направления «обеспечение исполнения контрактов» в ДНР были выявленные следующие проблемы, представленные в табл. 2.

Выявленные проблемы направления «обеспечение исполнения контрактов» свидетельствуют об неэффективности судебной системы в ДНР, что сказывается на притоке инвестиций в страну. Ведь для инвестора не ясны «правила», согласно которым будет разрешен коммерческий спор, в случае его возникновения, и затянут по времени весь предполагаемый судебный процесс.

Выводы

В работе изучены различные индексы по оценке деловой активности в стране. Согласно методологии группы Всемирного банка проведена оценка легкости ведения бизнеса в ДНР и выявлены ключевые проблемы в направлениях «получение кредита», «международная торговля», «обеспечение выполнения контрактов». Полученные результаты свидетельствуют о том, что ряд проблем требуют особого внимания органов государственного управления и незамедлительного их решения с целью недопущения ухудшения бизнес-климата Республики.

Таблица 2

Ключевые проблемы направления «обеспечение исполнения контрактов»

индекса Doing Business в ДНР

Признак Описание проблемы

затраты времени длительное время занимает проведение всех судебных процедур, включая обмен аргументами и доказательствами по делу, проведение всевозможных слушаний, время ожидания между слушаниями и получение экспертного заключения (6 месяцев)

длительное время занимает прохождение всех процедур досудебного разбирательства (30 дней)

отсутствие электронных систем дела распределяются в автоматизированном, но не произвольном порядке

неразвитость электронной системы управления делами компетентного суда (система позволяет только получить доступ к законам, нормативным актам и судебной практике. С помощью системы нельзя автоматически сформировать график слушаний по всем делам, находящимся на рассмотрении судьи, осуществить отправку уведомлений юристам, осуществить отслеживание состояния дела в повестке суда, просматривать и управлять делами документов (записок, ходатайств и т.д.)

отсутствует специальная платформа, через которую возможно подать документы в компетентный суд

процесс отсутствует отдельный суд / отдел по рассмотрению мелких претензий и/или ускоренная процедура рассмотрения мелких претензий. Данными вопросами занимается Арбитражный суд

открытость информации отсутствие отчетов о деятельности компетентного суда, которые показывают работу суда и ход дела через суд в общем доступе: отчет о продолжительности рассмотрении дел (оценивает время, которое необходимо суду для принятия решения/рассмотрения дела), отчет о соотношении количества судебных дел, по которым вынесено решение, к числу зарегистрированных дел отчет о длительности рассмотрения находящихся в производстве дел (предоставляет выборку всех незавершенных дел по типу дела, сроку нахождения в производстве, последнему совершенному и следующему запланированному действию) отчет о движении конкретного дела (предоставляет выборку в отношении одного дела)

Источник: составлено авторами по р Список использованной литературы

1. ISM Report On Business [Электронный ресурс] / Institute for Supply Management (ISM). - URL: https://www.in-stituteforsupplymanagement.org/ISMReport

2. Results and announcements [Электронный ресурс] / Hongkong and Shanghai Banking Corporation. - URL:

ътатам анкетного опроса

https://www.hsbc.com/investors/results-and-announcements

3. PMI data are released monthly, in advance of comparable official economic data [Электронный ресурс] / HIS Markit Economics. - URL: www.markiteconom-ics.com/Survey/Page.mvc/PressReleases

4. Research & Data [Электронный ресурс] / Federal Reserve Bank of

Philadelphia. - URL: https://www.philadel-phiafed.org/research-and-data

5. Непростая конъюнктура [Электронный ресурс] / Практический журнал по управлению финансами компании «Финансовый директор». - URL: https://www.fd.ru/articles/93333-neprosta ya-konyunktura

6. Индекс предпринимательских настроений за I квартал 2016 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». - URL: https://deloros.ru/indeks-predprinimatelskih-nastroenij -za-i-kvartal-2016-goda1.html

7. Мониторинг [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». - URL: http://www.hse.ru/news/monitorings/

8. Смирнов, С.В. Российские циклические индикаторы и их полезность «в реальном времени»: опыт рецессии 2008-2009 гг. / С.В. Смирнов // Экономический журнал ВШЭ. - 2012. - № 4. -С. 479-513.

9. Directorate-General for Economic and Financial Affairs. The Joint Harmonised EU Programme of Business and Consumer Surveys. User Guide [Электронный ресурс] / European Commission. - URL: http://ec.europa.eu/economy_finance/db_in-dicators/surveys/docu-ments/userguide_en.pdf

10. Кубина, Н.Е. Методологический подход к оценке состояния бизнес-среды Калининградской области: деловая активность / Н.Е. Кубина, Н.Ю. Лукьянова, Л.Ю. Щербинина // Финансы и бизнес. -2017. - № 1. - С. 33-48.

11. Ease of Doing Business Score and Ease of Doing Business Ranking [Электронный ресурс] / Официальный сайт Всемирного банка. - URL: https:// russian.doingbusiness.org/content/dam/do-ingBusiness/media/Annual-Reports/English/ DB 19-Chapters/DB 19-Score-and-DBRank-ings.pdf

12. Doing Business: оценка бизнес регулирования [Электронный ресурс] / Официальный сайт Всемирного банка. -URL: https://russian.doingbusiness.org/ru/ methodology

13. Djankov, S. Private Credit in 129 Countries [Электронный ресурс] / S. Djankov, C. McLiesh, A. Shleifer / Официальный сайт Всемирного банка. -URL: https://russian.doingbusiness.org/con-tent/dam/doingBusiness/media/Methodol-ogy/Supporting-Papers/DB-Methodology-Private-Credit-in-129-Counties.pdf

14. Председатель ЦРБ рассказал подробности открытия международного банка в ДНР [Электронный ресурс] / Официальный сайт Горячей линии ДНР. -URL: https://news-dnr.ru/v-dnr-otkroyut-rossij skij -bank.html

15. Djankov, S. Trading on Time [Электронный ресурс] / S. Djankov, C. Freund, C.S. Pham / Официальный сайт Всемирного банка. - URL: https:// russian.doingbusiness.org/content/dam/doin gBusiness/media/Methodology/Supporting-Papers/DB-Methodology-Trading-On-Time.pdf

16. Djankov, S. Courts [Электронный ресурс] / S. Djankov, R. La Porta, P.F. Lopez-de-Silanes, A. Shleifer / Официальный сайт Всемирного банка. - URL: https://russian.doingbusiness.org/content/da m/doingBusiness/media/Methodology/Supp orting-Papers/DB-Methodology-Courts.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 07.08.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.