Научная статья на тему 'Пути стратегического развития профессиональной карьеры управленцев на промышленных предприятиях России'

Пути стратегического развития профессиональной карьеры управленцев на промышленных предприятиях России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПЕРСОНАЛОМ / МЕНЕДЖМЕНТ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА / QUALITY OF MANAGERIAL WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УПРАВЛЕНЦЕВ / PROFESSIONAL COMPETENCE / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / MODEL OF COMPETENCES DEVELOPMENT / КОМПЕТЕНЦИЙ / HR MANAGEMENT / OF MANAGERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозгачев Максим Иванович

В статье исследованы проблемы стратегического развития управленцев на промышленных предприятиях России. Предложены пути совершенствования развития потенциала управленцев с учетом субъекта управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Strategic Managerial Careers’ Development at the Industrial Enterprises of the Russian Federation

The author investigates the ways of strategic managerial careers’ development at the industrial enterprises of the Russian Federation and suggests the ways of improving the capacities of managers depending on the subject of management

Текст научной работы на тему «Пути стратегического развития профессиональной карьеры управленцев на промышленных предприятиях России»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ТЕРРИТОРИЙ

Пути стратегического развития профессиональной карьеры управленцев на промышленных предприятиях России

Мозгачев Максим Иванович

Старший преподаватель кафедры экономики и финансов Балаковского филиала РАНХиГС

Maxim I. Mozgachev

Senior Lecturer at the Department of Economics and Finance of the Balakovo branch of RANEPA

УДК 338.242

Ways of Strategic Managerial Careers' Development at the Industrial Enterprises of the Russian Federation

В статье исследованы проблемы стратегического развития управленцев на промышленных предприятиях России. Предложены пути совершенствования развития потенциала управленцев с учетом субъекта управления.

Ключевые слова и словосочетания: управление персоналом, менеджмент, качество управленческого труда, профессиональная компетенция управленцев, модель развития компетенций.

The author investigates the ways of strategic managerial careers' development at the industrial enterprises of the Russian Federation and suggests the ways of improving the capacities of managers depending on the subject of management.

Key words and word combinations: HR management, management, quality of managerial work, professional competence of managers, model of competences development.

Как известно, успех деятельности компании в рыночной экономике зависит от эффективной работы его топ-менеджмента, а его эффективность обусловлена его профессиональными компетенциями, которые были сформированы при получении образования, либо в ходе практической деятельности, либо в следствие проведении различных обучающих программ. Если менеджер получил качественные знания в начале, то в дальнейшем будет быстро прогрессировать и обязательно станет прибыльным для своего предприятия. Таким образом, организация всегда заинтересована в наиболее эффективном развитии кадров.

Актуальность данного исследования подтверждается повышенным научным интересом со стороны научного сообщества и представителей отечественного бизнеса к исследованиям формирования профессиональных компетенций управленцев с учетом трансформационных изменений экономической системы и факторов воздействий на управленческий процесс. Проблемы развития профессиональной компетентности управленцев рассмотрены в акмеологических исследованиях А.В. Черепанова, A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Е.А. Климова, Л.Г. Лаптева, А.К. Маркова, A.C. Огнева, О.А. Созыкиной. Влияние стилей управления на производственный процесс изучены в трудах И.В. Калинина, В.А. Толочека, С.Н. Козловской, Ю.В. Синягина.

К сожалению, в последнее время все чаще приходится слышать высказывание в различных источниках о перенасыщенности рынка труда управленческими специальностями и все больше и больше акцент делается на развитие технических специальностей. Но парадокс заключается в том, что согласно закону рынка «Спрос рождает предложение» наиболее востребованными сейчас на рынке труда и в целом в общественном производстве

Socio-Economic Development of the Areas

являются выпускники именно управленческих специальностей. Это, прежде всего, обусловлено несколькими причинами:

во-первых, средний управленческий возраст во многих отечественных компаниях превышает 40 лет;

во-вторых, основой развития рыночной экономики является малый и средний бизнес, а для него как раз и нужны сильные и целеустремленные новаторы с управленческой хваткой. Именно развитие малого бизнеса способствует быстрому аккумулированию оборотных средств, а также способствует созданию новых рабочих мест для экономически неактивного населения;

в-третьих, современные рыночные условия привели и к омоложению управленческого персонала в государственном и муниципальном управлении. Более того, молодые руководители нацелены на максимально быструю реализацию внутреннего потенциала своей личности и своих профессиональных способностей. Недостаток опыта они компенсируют хорошим и современным образованием, большим количеством энергии и желанием добиться успеха в жизни. К тому же молодежь более подвижна, ей свойственны активность и решительность, которые, в свою очередь, являются главными условиями устойчивости и выживаемости в быстроменяющейся среде.

Поэтому на сегодняшний день перед вузами и промышленным комплексом России стоит сложная, но вполне реализуемая задача - вырастить эффективных молодых менеджеров для инновационной экономики. Встаёт вопрос... как это сделать?

Вариант №1. «Подготовить новатора с нуля». Реформирование отечественного образования неизбежно, поэтому на сегодняшний день для развития потенциала молодежи необходимо применять в образовательной деятельности те эффективные бизнес-процессы, которые применяются отечественными компаниями, а также использовать современные образовательные технологии, основанные на модуляторах и деловых играх.

Вариант №2. «Переобучение высокопотенциальных сотрудников». Данный подход связан с тем, что при быстро развивающихся технологиях развитие персонала является для организации жизненно необходимым. Но прежде чем начать обучение своих сотрудников необходимо провести качественную оценку человеческого потенциала персонала [3].

Поэтому отечественным предприятиям необходимо выработать организационно-экономические подходы и механизмы формирования и использования потенциала молодых управленцев, способствующие повышению его конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятия в целом. В рамках обозначенной проблемы формирования модели использования потенциала управленцев на промышленных предприятиях приобретает все большую актуальность в условиях кризиса российской экономики. Так как благодаря эффективным управленческим решениям сегодня возможна модернизация реального сектора.

На сегодняшний день, зачастую управленцы промышленного предприятия характеризуются недостаточной профессиональной компетентностью, при этом это касаемо как «опытных» руководителей, так и молодых управленцев. Поэтому данный тип управленцев демонстрирует низкую эффективность своей профессиональной деятельности, как правило, у них трудно складываются производственно-хозяйственные отношения с сотрудниками, а это в свою очередь влечет к снижению экономических показателей подразделения, появлению межличностных конфликтов в коллективе и как следствие увеличение текучести кадров.

Поэтому, возрастающие требования к компетентности управленца промышленного предприятия необходимы и для четкой постановки задач его профессионального развития, и в целях ротации управленческих кадров в рамках единой иерархии, организации профессиональной подготовки и развитии молодых сотрудников.

На формирование и развитие профессиональных компетенций управленца на современных промышленных предприятиях оказывают влияние совокупность ряда факторов:

- индивидуальные психофизиологические особенности личности;

- социальная среда;

- уровень мотивации и стимулирования;

- собственная активность личности [2].

Повышенное внимание необходимо уделять не только поиску высококлассных руководителей инновационной деятельностью, но и их профессионально-личностному развитию и мотивации. Подготовка управленцев, способных к инновационной деятельности, должна заключаться не только в получении формально-логических знаний, но и в формировании практического опыта, развитии личности, в том числе и духовно-нравственном. Креативный, инициативный, энергичный, ответственный и высокообразованный персонал - самый ценный актив предприятия [1].

Поэтому промышленным предприятиям современной России целесообразно осуществлять корпоративную

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 3/2015

-31-

Социально-экономическое развитие территорий

подготовку инновационных менеджеров: профессиональную подготовку и переподготовку перспективных сотрудников. При этом образовательный комплекс подготовки персонала должен являться основополагающим во всех направлениях деятельности предприятия.

В связи с целесообразностью непрерывного инновационного развития предприятий корпоративная система профессионального образования должна охватывать все категории персонала: от рабочих и специалистов до топ-менеджеров. В нее должны входить программы опережающего непрерывного образования, созидательная и научная деятельность, программы гарантированного карьерного роста, мотивации и постоянной аттестации персонала.

При этом необходимо помнить, что единого шаблона развития компетенций для всех промышленных предприятий быть не может, так как каждое предприятие это специфический субъект хозяйственной деятельность с особенной системой взаимодействий с внутренней и внешней средой.

Поэтому отечественным предприятиям необходимо вырабатывать индивидуальную модель развития компетенций управленцев в отношении конкретного субъекта управления.

Анализ опыта отечественного бизнеса показывает, что в российских компаниях еще не сформированы системные программы обучения управленцев высшего звена. Во многом это связано с отсутствием спроса на данную услугу. К сожалению, топ-менеджмент отечественного бизнеса не готов обучаться и делиться накопленным опытом с другими компаниями и организациями. В этой связи возникает потребность в систематизации образовательных программ, технологизацией учебного процесса, разработкой средств, обеспечивающих развитие личностно-профессиональных качеств управленцев и их компетенций.

Тем более, современный руководитель-новатор не может сформироваться сам по себе как природный талант, или в результате проведения какой-либо одной «крупной акции». Действующая же практика, а вернее отсутствие комплексной системы формирования и развития управленцев не обеспечивает решения этой задачи для конкретных отраслей экономики. Необходимы планомерные усилия по организации обучения управленческих кадров в вузах с учетом требований, предъявляемых сегодня к профессиональным и личным качествам управленцев применительно к реальному сектору экономики.

В инновационной экономике инвестиции в человека представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, поэтому формирование потенциала управленца и развитие его профессиональных компетенций должно вестись непрерывно, а так же должны реализовываться реальные механизмы его эффективного формирования и использования, как в учебных заведениях, так и непосредственно на предприятиях.

Библиографический список:

1. Тарасенко О. С., Маматов А. В. Корпоративная система профессионального образования в кадровом обеспечении управления инновационной деятельностью // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 2 (4). С. 67.

2. Мозгачев М.И. Направления развития профессиональных компетенций управленцев на промышленных предприятиях России // Креативная экономика. 2014. № 4

3. Мозгачев М.И. Формирование конкурентоспособности молодёжи с помощью деловых игр в обучение // Сборник статей международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке». Тамбов, Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013, С.59-61, ISBN 978-5-4343-0377-4 ISBN 978-5-43430410-8 (часть 33).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.