Научная статья на тему 'Пути совершенствования вузовского образования в условиях современной экономической ситуации'

Пути совершенствования вузовского образования в условиях современной экономической ситуации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННЫЙ ВУЗ / ИННОВАЦИОННЫЕ КАДРЫ / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / HIGHER SCHOOL / INNOVATIVE UNIVERSITY / INNOVATIVE STAFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колпакова Лариса Валентиновна, Саенко Мария Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы развития инновационного кадрового обеспечения вузовского образования. Россия нацелена на системное внедрение достижений науки в промышленность и активизацию инновационной деятельности предприятий, что представляется возможным только при условии интеграции науки, образования и производства. Именно такая интеграция способна обеспечить страну необходимым кадровым потенциалом и наукоемкими инновационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колпакова Лариса Валентиновна, Саенко Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of higher education improvement in the current economic situation

The article discusses the development of innovative staffing for higher education. Russia aims at the system implementation of scientific achievements in the industry and intensification of innovative activity of enterprises. It is possible only if the science, education and production are integrated. Such integration can provide the country with the necessary human resources and knowledge-intensive innovative technologies.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования вузовского образования в условиях современной экономической ситуации»

УДК 338.33 Колпакова Лариса Валентиновна

доктор биологических наук, профессор кафедры сервиса, товароведения и естественнонаучных дисциплин Поволжского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Энгельс

Саенко Мария Юрьевна

кандидат экономических наук,

доцент кафедры гуманитарных и социально-

экономических дисциплин

филиала Тюменского государственного

нефтегазового университета в г. Новом Уренгое

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы развития инновационного кадрового обеспечения вузовского образования. Россия нацелена на системное внедрение достижений науки в промышленность и активизацию инновационной деятельности предприятий, что представляется возможным только при условии интеграции науки, образования и производства. Именно такая интеграция способна обеспечить страну необходимым кадровым потенциалом и наукоемкими инновационными технологиями.

Ключевые слова:

инновации, инновационная деятельность, высшая школа, инновационный вуз, инновационные кадры.

Kolpakova Larisa Valentinovna

D.Phil. in Biology, Professor, Merchandising and Science Disciplines Department, Volga Region Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation

Saenko Maria Yuryevna

PhD in Economics, Assistant Professor, Department for the Humanities and Socioeconomic Disciplines, Tyumen State Oil and Gas University, branch in Novy Urengoy

THE WAYS OF HIGHER EDUCATION IMPROVEMENT IN THE CURRENT ECONOMIC SITUATION

Summary:

The article discusses the development of innovative staffing for higher education. Russia aims at the system implementation of scientific achievements in the industry and intensification of innovative activity of enterprises. It is possible only if the science, education and production are integrated. Such integration can provide the country with the necessary human resources and knowledge-intensive innovative technologies.

Keywords:

innovations, innovative activity, higher school, innovative university, innovative staff.

Экономические преобразования, переживаемые Россией на современном этапе, запускают в действие экономические механизмы во всех сферах социальной деятельности, в том числе и в высшем профессиональном образовании. В настоящее время перспективы и потребности рынка спроса (в производственной и образовательной деятельности) ориентированы в основном в трех направлениях использования кадровых специалистов:

- организации и управления инновационной деятельностью;

- формирования и реализации управленческих решений в области совершенствования кадровой политики в производственной и научной сферах;

- разработки новой стратегии развития высшего образования и системы переподготовки и повышения квалификации специалистов в условиях становления инновационной экономики [1].

В этих условиях требования рынка спроса, предъявляемые к высококвалифицированным специалистам, предусматривают наличие у выпускников способностей:

- быстро адаптироваться в переменчивых жизненных ситуациях;

- критически мыслить;

- генерировать новые идеи и принимать нестандартные решения, творчески мыслить;

- добывать, переделывать информацию, полученную из разных источников, применять ее для индивидуального развития и самосовершенствования.

В соответствии с такими требованиями рынка выпускник инновационного вуза должен:

- уметь пользоваться современными финансовыми инструментами;

- иметь лидерские качества;

- обладать знаниями основ предпринимательской деятельности;

- в совершенстве владеть вопросами: управления проектами, персоналом, инженерной деятельностью; обеспечения качества; организации производства; маркетинга и рекламы; информационных технологий; патентной защитой инноваций; правовой защитой инноваций; инвестиционно-финансовой деятельности.

Независимо от сферы деятельности выпускник обязан знать:

- как защитить свою идею от незаконного копирования;

- насколько инновация привлекательна для потребителя;

- как позиционировать инновацию на рынке;

- как организовать производство;

- как обеспечить высокое качество продукта.

При наличии перечисленных знаний и навыков выпускник инновационного вуза может оцениваться как руководитель, способный осуществлять подбор персонала, постановку целей, создание инфраструктуры, реализацию идей и их внедрение.

Все вышеперечисленное объединяется в понятие «инновация», имеет достаточно глубокий экономический смысл и предусматривает конечный результат творческой научной деятельности в виде продукта, услуги или технологии, реализуемых на рынке. Такое понимание значения инновации вовлекает в этот процесс систему государственной поддержки инновационной деятельности, а также реализацию комплекса мероприятий по созданию целостной национальной инновационной инфраструктуры в стране.

Следует отметить, что в традиционной советской высшей школе исследовательская деятельность являлась важной составляющей работы вуза. Однако из-за отрыва академической науки от университетской исследовательская работа преподавателей оставалась вторичной, была малооплачиваемой и направленной в первую очередь на защиту диссертаций. Поэтому в настоящее время в ведущих российских вузах ведется целенаправленная работа по совершенствованию управления с целью достижения соответствия качества подготовки и образования конкурентоспособных специалистов требованиям изменившейся экономической ситуации.

Темпы внедрения знаний и идей во все сферы деятельности определяются:

- внутренним спросом на инновации со стороны бизнеса;

- предложением со стороны производителей знаний;

- налаженностью связей между отечественными производителями и потребителями знаний.

Сегодня, когда рынок труда развивается динамично, реагируя на изменения экономической ситуации и иных факторов окружающей действительности, многие традиционные специальности немыслимы без навыков и умений, которые несколько лет назад не требовались. Поэтому многие руководители предприятий в различных секторах рынка подбирают работников не только с нужной квалификацией и с необходимыми личностными качествами, но и способных решать поставленные задачи максимально эффективно. В этом направлении представляют интерес результаты анализа исследований по определению перспективной потребности организаций в инновационных кадрах (результаты опросов на разных предприятиях). Проведенные исследования свидетельствует, что обследованные предприятия и научные организации испытывают потребность в кадрах по широкому спектру направлений инновационной деятельности (рис. 1).

Рисунок 1 - Потребность в кадрах по направлениям инновационной деятельности

Так, в области инновационного менеджмента наиболее востребованными оказались специалисты по следующим направлениям:

- «экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности» (19 %);

- «управление инновациями на предприятиях» (12,7 %);

- «управление персоналом» (12,5 %);

- «управление инновационными проектами» (11,5 %);

- «менеджмент качества инновационного продукта» (9 %).

В области инновационного маркетинга (рис. 2) наиболее востребованными оказались специалисты в таких областях, как «управление продвижением инновационного продукта на рынок» (19,6 %); «маркетинговая логистика» (17,6 %).

-

40 -30 -20 " ю -о

18

17

20

2 3 4 5 6

направления инновационного маркетинга

1 —Маркетинг инновационных продуктов:

2 —Маркетинг новых технологий:

3 —Маркетинговая логистика:

4 — Стратегический инновационный маркетинг:

5 — Управление продажами инновационной продукции;

6 — Управление продвижением инновационного продукта на рынок:

7 — другое: Бизнес-планирование инновационных проектов

Рисунок 2 - Потребность в кадрах в области инновационного маркетинга

Кроме того, результаты опроса показали, что большинство предприятий ориентированы на такие формы подготовки специалистов в области инновационного менеджмента и маркетинга, как повышение квалификации, 61,7 и 65,2 % соответственно, и подготовка в вузах - 24,5 и 20,4 %.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о назревшей необходимости:

- обеспечения текущей и перспективной потребности рынка в специалистах по организации и управлению инновационной деятельностью;

- принятия управленческих решений в области совершенствования кадровой политики в производственной и научной сферах;

- выработки новой стратегии развития высшего образования и системы переподготовки и повышения квалификации специалистов в условиях становления инновационной экономики.

Анализ международного опыта, а также опыта ведущих российских исследовательских университетов позволяет обозначить ожидаемые шаги и возможные действия российских вузов по развитию исследовательской и инновационной деятельности в следующих областях:

- организация научных исследований и система управления;

- кадровая политика;

- взаимодействие с реальным сектором и академической наукой;

- образовательный процесс.

Перечисленные возможные действия российских вузов небеспочвенны и обоснованы следующими решениями:

1. Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2013 г. № 760-р «О Концепции федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" » на 20142020 годы.

2. Закон о создании малых инновационных предприятий при вузах (Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ).

3. Проведен конкурс на поддержку программ развития национальных исследовательских университетов.

4. В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации ведется работа по подготовке Программ инновационного развития компаний с государственным участием, предполагающих их сотрудничество с российскими вузами в рамках исполнения корпоративных планов НИОКР.

5. Правительством приняты решения по механизмам оформления технологических платформ как площадок коммуникации образовательных, производственных и научных секторов экономики.

6. Правительством РФ выделены дополнительные средства государственной поддержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций российских высших учебных заведений.

7. Для поддержки развития исследовательской и инновационной деятельности вузов в Министерстве образования и науки создан Департамент стратегического развития.

В соответствии с проектом Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах правительством приняты решения по механизмам оформления технологических платформ как площадок коммуникации образовательных, производственных и научных секторов экономики. Они включают:

- развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля;

- серьезную активизацию инновационного предпринимательства и расширение практики создания соответствующих компаний;

- необходимость нового качества подготовки специалистов, востребованных предприятиями, при совместном участии преподавателей и студентов в передовых исследованиях.

Развитие прикладного бакалавриата немыслимо без взаимодействия его с сектором бизнеса. При этом представители бизнеса предлагают следующие способы повышения эффективности сотрудничества вузов и предприятий [2]:

1) участие работников предприятий в разработке учебных курсов, их учебно-методическом обеспечении;

2) более тесное сотрудничество кафедр и предприятий в подготовке будущих специалистов;

3) чтение некоторых спецкурсов работниками предприятия;

4) налаживание информационного обмена между вузами и промышленными предприятиями о новациях, потребностях в их осуществлении, которые могут быть реализованы совместными усилиями;

5) заключение договора на целевые обучения студентов для отдельных предприятий с привлечением средств федерального и регионального бюджета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) создание системы постоянного информирования студентов о возможностях трудоустройства на предприятиях региона;

7) участие бизнеса в повышении качества образования в вузах, укреплении материально-технической базы и поддержке преподавательского состава.

Решение указанных задач предполагает кардинальное наращивание прикладных исследовательских компетенций ведущих вузов. Основой для подобного наращивания является: устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой; повышение качества фундаментальных и поисковых работ; развитие сотрудничества по всем направлениям с Российской академией наук и другими государственными академиями.

Ссылки:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_165072/ (дата обращения: 24.12.2014).

2. Владимиров А.И. О взаимодействии с бизнесом (отраслью). М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.