Научная статья на тему 'Инновационный подход в образовательной системе отраслевой подготовки специалистов (на примере алмазогранильной промышленности)'

Инновационный подход в образовательной системе отраслевой подготовки специалистов (на примере алмазогранильной промышленности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННАЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОТРАСЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев М.В., Никитина А.И.

Предложена инновационная модель эффективного взаимодействия компонентов науки, образования и производства. Определены результаты внедрения инновационного проекта вертикально образовательной системы «Наука-образование-производство» для конкурентного функционирования и развития алмазной отрасли в контексте обеспечения кадровым потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в образовательной системе отраслевой подготовки специалистов (на примере алмазогранильной промышленности)»

16(151)- 2010

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

ИННОВАЦИОННЫЙ подход В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ (НАПРИМЕРЕАЛМАЗОГРАНИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

М. В. НИКОЛАЕВ, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН Тел. 8(4112) 35-60-84

А. И. НИКИТИНА, старший научный сотрудник сектора экономики социальной сферы Тел. 8(4112) 35-60-84 Институт региональной экономики Севера

Предложена инновационная модель эффективного взаимодействия компонентов науки, образования и производства. Определены результаты внедрения инновационного проекта вертикально интегрированной образовательной системы «Наука - образование -производство» для конкурентного функционирования и развития алмазной отрасли в контексте обеспечения кадровым потенциалом.

Ключевые слова: инновационная модель, вертикально интегрированная, образовательная система, отраслевая подготовка кадров.

Необходимость формирования новой экономики, создающей уникальные технологии и инновационные продукты, ставит задачи перед производственными предприятиями, которые могут решить специалисты, имеющие глубокие системные познания в области экономики, менеджмента, права и информационных технологий, разбирающиеся в последних достижениях науки и способные внедрить их у себя на производстве. Подготовка специалистов должна учитывать и базироваться на требованиях работодателей, т. е.

включать в себя компетенции по оценке знаний и навыков работы к современным технологическим требованиям.

Для обеспечения качественного образования необходимы интеграция науки и образования, развитие инновационных процессов в образовании, перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия с рынком труда. Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики необходимо создать механизмы, ориентированные на региональные социально-экономические потребности и на включение имеющихся, соответственно, подготовленных, трудовых ресурсов в мировой рынок.

Правительством России в 2007 г. была одобрена Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Экономика должна получить суммарные инвестиции в размере 2,5 трлн руб. и обеспечить развитие ключевых направлений

экономики Российской Федерации согласно Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», в связке с крупными инвестиционными проектами Красноярского, Хабаровского и Приморского краев, Иркутской и Амурской областей. Это заложено в принятых федеральных и отраслевых стратегических документах, таких как Энергетическая стратегия РФ, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики РФ до 2020 г., Транспортная стратегия РФ на период до 2020 г., Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2020г., Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможности экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР.

В результате реализации всех мероприятий к 2020 г. Республика Саха (Якутия) должна стать регионом с устойчиво развивающейся экономикой, с валовым региональным продуктом более 1 трлн руб., реальный рост которого в 2020г. увеличится в 2,8 раза по отношению с 2005 г. В связи с этим, по предварительным оценкам экспертов, для решения растущей потребности в высококвалифицированных профессиональных кадрах и научно-методическом обеспечении модернизации существующих и создания новых отраслей экономики потребуется еще более 150тыс. специалистов разного профиля.

Таким образом, актуальность принятия решения о создании федерального университета в г. Якутске на базе Якутского государственного университетка имени М. К. Аммосова обусловлена факторами общегосударственного значения, тенденциями современного развития Северо-Востока России, имеющимся научно-техническим и образовательным потенциалом Республики Саха (Якутия), ее ролью в процессе промышленного освоения и социально-экономическом развитии Северо-Восточного региона, связана со стратегическими задачами по укреплению позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе как геополитически и геоэкономически важной для России территории.

Северо-Восточный федеральный университет должен обеспечить структурную модернизацию региональной системы высшего профессионального образования, его интеграцию с наукой и производством, создаст гибкую, ориентированную на гарантированное трудоустройство выпускников систему высшего профессионального образования

и научного сопровождения инновационного развития Северо-Востока Российской Федерации.

В рамках решения предстоящих задач с точки зрения организации обучения по наиболее востребованным направлениям подготовки высококвалифицированных кадров можно рассмотреть открытие совершенно новой специальности в области технологии обработки драгоценных камней и металлов, что было продиктовано необходимостью развития в регионе алмазоперерабатывающей отрасли «с нуля» для создания на территории Российской Федерации экономически эффективного производства бриллиантов и ювелирной продукции в условиях рыночных отношений.

Начиная с 1991г. благодаря усилиям организаторов-новаторов, таких как академик РАН В. П. Ларионов, Г. П. Яковлев, начала создаваться алмазоперерабатывающая отрасль. Были открыты заводы в Якутске и в сельских районах. Подготовка кадров для гранильной промышленности, в основном рабочих специальностей, велась в традиционных центрах обработки алмазов системы заводов «Кристалл» (в городах Москва, Смоленск, Барнаул, Винница, Киев, Гомель), за рубежом и в системе профтехобразования Республики Саха (Якутия).

В связи с созданием и становлением данной отрасли, динамика развития которой представлена в таблице, возникла необходимость подготовки для них кадров с высшим образованием.

В Республике Саха (Якутия) через Центр подготовки кадров для алмазообрабатывающей, камнеобрабатывающей и ювелирной промыш-ленностей, а также Государственное учреждение «Республиканское объединение начального профессионального образования» Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), подготовлено достаточное количество специалистов рабочих специальностей по алмазообработке и ювелирному делу, в том числе 2 535 чел. по специальности «обработчик алмазов», 331 чел. по специальности «ювелир», 75 чел. по специальности «изготовитель художественных изделий из камня».

Совместными усилиями Правительства Республика Саха (Якутия), Якутского государственного университета, предприятий алмазогра-нильной и ювелирной промышленности, а также АК «АЛРОСА», на базе кафедры физики твердого тела физического факультета ЯГУ была открыта специальность «Материаловедение и технология новых материалов» (1994), а затем организована отдельная новая кафедра «Технология гранильного

Производство бриллиантов гранильными предприятиями PC (Я) и ЗАО АК «АЛРОСА» в 2000-2008гг., млн долл. США

Предприятие Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007г 2008

ООО НПК «ЭПЛ-Даймонд» 0,7 1,1 7,3 14,6 51,8 58 46,2 48,7 77,1

ООО «ДДКЛТД» 2 3 8,3 14,8 22,1 25 26,8 36,5 16,7

ООО «Сата» 1,1 0,7 2,2 3 4,9 7,5 5,9 5,5 3,5

ООО «Чорон Даймонд» 7,7 7 10,1 15,5 24,5 32,1 28,9 16,7 15,6

ОАО «Саха Даймонд» 0,4 0,5 - 2 4,9 11 7,5 4 3,9

МУП «Покровский гран, завод» 7 8,3 7,3 5 4,8 4,4 3,8 4 8,6

ООО «Кристалл» 0,1 - 0,9 7,4 11,3 13,4 3,9 6 10,1

ЗАО АК «АЛРОСА» 89,0 130,8 105,7 123,4 130,9 143,7 141,1 156,2 157,2

Итого... 191,2 353,1 294,4 365,8 365,9 368,6 296,3 292,3 304,3

Справочно: среднегодовой курс рубля к доллару 28,12 29,17 31,35 30,70 28,81 28,28 27,18 25,57 24,85

Источник: по данным Минпрома PC (Я) и годовых отчетов ЗАО АК «АЛРОСА».

производства» (1996) и в 2004 г. открыта новая и единственная в России и в мире специальность «Технология обработки драгоценных камней и металлов» (ТОДКиМ), которая ранее в реестре специальностей Министерства образования и науки РФ не значилась (приказ от 14.05.2004 № 2134).

Якутский госуниверситет стал базовым вузом в России по этой специальности. Являясь структурным подразделением Физико-технического института Якутского государственного университета, кафедра «Технологии обработки драгоценных камней и металлов» вносит свой весомый вклад в развитие высшего профессионального образования, в подготовку высококвалифицированных специалистов, что является особым достижением в истории высшего образования.

Введены новые дисциплины по ювелирному делу, такие как «Теория теней и перспективы», «Рисунок», «Живопись и цветоведение», «Композиция», «Дизайн», «Скульптура и лепка», «История искусства». Данные дисциплины позволяют внедрять новые формы, методы и средства активизации познавательной деятельности студентов, развивают творческие способности, мышление, мастерство,

чувство прекрасного и художественного вкуса. Кроме того, созданы дисциплины по экономическим предметам — «Экономика алмазогранильной и ювелирной отрасли», «Организация и управление предприятием АБК», «Законодательство в деятельности АБК» и «Управление маркетингом и менеджментом алмазного бизнеса».

В 2004—2005 гг. материальная база былареконс-труирована и установлено новое оборудование. Кафедра имеет три специальных лаборатории — «Материаловедение», «Лаборатория гранильного производства», «Лаборатория по ювелирному делу» и один компьютерный класс.

В период с 1999 по 2005 г. по специальности 071000 «МиТНМ» очную форму обучения окончили 170 выпускников, заочную — 113. Из них по специальности на данный момент работают 70,6 и 79 %, соответственно. На рис. 1 показано соотношение количества выпускников и их трудоустройство начиная с 1999 по 2009 г.

На данном этапе подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо усовершенствовать систему получения образования до уровня передовых производителей в мире,

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Рис.1. Трудоустройство выпускников за

Всего выпускников Трудоустроились —д— По специальности 1999—2009гг.,чел.

Рис. 2. Стратегические сферы подготовки кадров для алмазогранильных предприятий

мам, обучение по которым ведется в известных уже образовательных центрах — Gemological Institute of America, Harry Oppenheimer Diamond Training School, The American Institute Of Diamond Cutting, Inc., La Formation Continue de l'Universit de Nantes, с получением диплома геммолога в Нантском университете.

Образовательная программа в обязательном порядке должна учитывать комплексность обучения, куда должны быть включены не только технологическая часть, предметно-технологическая, но и предпринимательская составляющая, анализ структуры рынка, специфика, отвечать определенным требованиям к подготовке

развивать тесное сотрудничество с центральными российскими высшими учебными заведениями и зарубежными научными лабораториями как одно из приоритетных направлений дальнейшего совершенствования системы образования в Якутии в данной области. Необходимо использовать все возможности для развития профессиональных квалификаций у выпускников специальностей кафедры ТОДКиМ и горно-геологического факультета, а также выпускников других смежных специальностей, которые в дальнейшем свяжут свою работу в алмазно-бриллиантовом комплексе (АБК), состоящем из предприятий различных форм собственности и направлений деятельности: геологоразведочных, алмазодобывающих, гранильных, по изготовлению алмазных инструментов, оптовой и розничной торговли алмазной продукцией, научных и проектных организаций.

Участниками полного цикла функционирования алмазной отрасли являются те кто добывает алмазное сырье, брокеры и дилеры, продающие и перепродающие товарную продукцию отрасли, производители бриллиантов и ювелирных изделий и так далее, вплоть до тех кто эти изделия покупает. И, чтобы быть конкурентными во всех отношениях, необходимо получение дополнительного образования по международным програм-

специалистов для конкретных предприятии и организаций и тем самым обеспечить практико-ориентированную профессиональную подготовку, сочетающую фундаментальную университетскую подготовку и участие работодателя в разработке и реализации образовательных программ.

Решение проблемы подготовки кадров вместе с тем требует совершенствования самого алмазно-бриллиантового комплекса России в направлении организации более тесных связей образовательной системы и алмазной промышленности с учетом стратегических сфер деятельности в образовании и АБК, показанных на рис. 2.

Обучение специалистов алмазно-бриллиантового комплекса в соответствии с обозначенными стратегическими задачами и структурированными дисциплинами позволит максимально приблизить образование к вопросам решения проблемы подготовки квалифицированных кадров в АБК.

Содержание каждой из трех сфер заключается в следующем:

• технологическое обучение ориентировано на изучение природных свойств алмаза, технологию обработки алмаза в бриллиант, включая исследование и разметку кристаллов, материаловедение, теплотехнику, технологию обточки полуфабрикатов алмазов, геологоразведочные

исследования, геммологию, новые технологии для огранки ит.д.;

• информационное обучение направлено на исследование и анализ информационных, маркетинговых и организационно-экономических проблем развития и интеграции российского АБК, включая экономику алмазного гранильного и ювелирного бизнеса, стратегическое планирование, финансово-экономический анализ деятельности предприятий АБК, антикризисное управление, экономику международных отношений, международное и российское правоведение алмазного, ювелирного рынка, брэндинг, маркетинговые исследования, организацию продвижения готового продукта АБК до потребителя, программное обеспечение предприятий АБК ит. д.;

• социально-мотивационное обучение ориентировано на освоение методов анализа физиологического и психологического здоровья, системы ценностей и мотивации людей, работающих в сфере АБК, освоение навыков управления персоналом и мотивацией персонала предприятий АБК с использованием методов социальной психологии и социологии. Особое значение имеет управление социальными проектами, организация труда на предприятии АБК, отношения с международной и российской общественностью, организация рекламы и т.д.

Задачу интеграции образовательной системы с производственными структурами отрасли необходимо решать созданием университетского научно-производственного комплекса вертикально интегрированной образовательной системы для отраслевой подготовки специалистов (УНП ВИОС) (рис. 3), где будет осуществлен инновационный проект «Образование-на-

ука—производство», внутри которого к учебному процессу будут, в соответствии с договорами, привлечены как ведущие специалисты отрасли, так и предприятия, где будет происходить обучение студентов и специалистов по всем циклам технологической цепочки производства.

Вертикаль данной модели выстраивается от системы базового образования к системе специализированных центров переподготовки, научных учреждений при активном сотрудничестве с существующими производственными компаниями и объединяет интересы образования, науки и производства на принципиально новых началах. Эта модель направлена на постоянное обеспечение своих обучающихся качественными образовательными услугами и непрерывное улучшение на основе эффективной обратной связи с потребителями (заказчиками) выпускников, где главным принципом будет прозрачность всей системы подготовки специалиста, обеспечивающей ему необходимую подготовку для карьерного роста. Система также может дополниться новыми самостоятельными структурными отделениями, коммерческими образованиями — сетью стратегических партнеров.

Рис. 3. Модель инновационного проекта «Образование — Наука — Производство» вертикально интегрированной образовательной системы отраслевой подготовки специалистов

Эффективность реализации университет-ско-научно-производс-твенной вертикально интегрированной образовательной системы показананарис. 4.

Как видно из предполагаемых результатов внедрения инновационного проекта «Образование—производство—наука», улучшение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для алмазно-бриллиантовой отрасли позволит положительно влиять на значимые показатели производства, такие как финансовое

состояние, управление персоналом, качество выпускаемой продукции, имидж предприятия.

Требования развивающегося региона актуализируют проблему расширения и оптимизации структуры образовательного пространства университетского образования, и важнейшая роль в ее продуктивном разрешении принадлежит деятельности университетского комплекса.

Обучение специалистов в соответствии с обозначенными стратегическими задачами и структурированными дисциплинами позволит максимально приблизить образование к вопросам решения проблемы подготовки квалифицированных кадров. Совершенствование системы образования и улучшение качества подготовки специалистов являются важнейшими условиями перехода от ресурсной модели экономики к инновационной, а также повышения национальной конкурентоспособности уровня жизни и благосостояния российских граждан.

Список литературы

1. Концепция деятельности РНКТЭС, Российский национальный комитет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНКТЭС). URL: http://www. rncpec. fareast. ru.

2. Кузьмина Р. А., Горохов Т. К., Борисов С. Р. Кадровая политика АК «АЛРОСА» и проблемы

Рис. 4. Результаты инновационного проекта «Наука—образование—производство»

привлечения коренного населения Якутии в алмазодобывающую промышленность: Научное обеспечение развития горно-промышленных комплексов РС (Я). Новосибирск: Наука, 2003. 383 с.

3. Николаев М.В. Межрегиональная интеграция и кадровая политика в алмазно-бриллиантовом комплексе // Проблемы современной экономики. СПб. 2004. № 4.

4. Николаев М. В., МарактаевА. Н., Никитина А. И. Кадровая политика в АБК — базовая составляющая защиты интересов России в мировом алмазном бизнесе, «Новые идеи в науках о земле»: 7-я Международная конференция: Матер. Доклад. Т. 2. М.: Изд-во КДУ. 11-15.04. 2005.

5. Никитина А. И., Николаев М. В., Парников В. В. Вертикально интегрированная образовательная система для целевой подготовки специалистов алмазно-бриллиантового комплекса России //Проблемы современной экономики. СПб. 2007. № 4.

6. Отчет по тематическому плану НИР peí: № 1.4.07. «Изучение эффективности развития и размещения регионального горнопромышленного комплекса (ГПК)». Якутск. 2009.

7. Программа развития алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2007-2009 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.