ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 679.871. (571.56)
АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА АЛМАЗОГРАНИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
М. В. НИКОЛАЕВ, доктор экономических наук, профессор, первый заместительдиректора института Тел.:8(4112) 35-60-84
Н. Н. КОНСТАНТИНОВ, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт региональной экономики Севера
С учетом абсолютных и относительных региональных преимуществ рассмотрена алмазогранильная отрасль алмазно-бриллиантового комплекса Республики Саха (Якутия), который оказывает существенное влияние на социально-экономическое положение региона и имеет стратегическое значение не только для Республики Саха (Якутия), но и России в целом.
Ключевые слова: алмазогранильная отрасль, абсолютные и относительные региональные преимущества, кластер, особая экономическая зона.
В условиях инновационного социально-экономического развития региона возникла необходимость в создании и развитии конкурентной среды как одного из главных условий функционирования региональной экономики в целом. Положительным результатом решения задач успешной организации межрегиональной конкуренции является приход в данный регион материальных, финансовых и инновационных ресурсов, для выполнения которых необходимо эффективно использовать имеющиеся региональные преимущества, создавать условия для них и управлять ими. Выход региональной экономики на параметры конкурентоспособности
потребует существенных структурных, институциональных и других преобразований с учетом отраслевых показателей экономики.
С учетом абсолютных и относительных региональных преимуществ рассмотрим алмазогра-нильную отрасль алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) Республики Саха (Якутия) — РС (Я), который оказывает существенное влияние на социально-экономическое положение региона и имеет стратегическое значение не только для республики, но и России в целом.
Алмазогранильная отрасль в РС (Я) получила развитие с создания в 1991 г. акционерной компании «Туймаада Даймонд», первыми акционерами которой стали органы государственной власти Якутии и ведущие государственные крупные производственные предприятия, действующие на тот момент (см. рисунок). Основной задачей компании было создание на территории Якутии предприятий по огранке алмазов, производству алмазных инструментов, ювелирных изделий. Первый гранильный завод был построен в с. Сунтар и заработал в ноябре 1992г.; в мае 1993г. — в г. Якутске, в июле того же года — в с. Чурапча, в октябре — в поселке
КПК «Якугснаб», 2% ПГО «Якугскгеология, 5% Якутский горсовет, 12%
ЯНЦ СО АН СССР, 2%
ВЭО «Туймаада», 1%
ПО «Якутзолото, 14%
Совет министров Якутской - Саха ССР,
ПНО «Якуталмаз», 14% Акционеры компании «Туймаада Даймонд» в 1991 г.
Верхневилюйск, в январе 1994г. — в с. Намцы и с. Бердигестях. В 1994г. были введены в работу ал-мазогранильные заводы в г. Нюрба, с. Борогонцы, г. Покровске, с. Амге, с. Татте, п. Майе, г. Хандыге, п. Сангары.
Уже в 1994 г. на предприятиях алмазогра-нильной отрасли республики работало 889 чел. В 1998 г. после августовского дефолта образовались благоприятные обстоятельства для развития ал-мазогранильной отрасли, доходы производителей бриллиантов увеличились в несколько раз. Этот бизнес стал выгодным, и в 1999—2000 гг. появилось много частных гранильных заводов. Практически 50 % сырья обрабатывалось на частных гранильных заводах [8]. На сегодняшний день действующие предприятия (табл. 1) являются практически частными предприятиями, в том числе с иностранным капиталом и с незначительной долей государственных активов, кроме ОАО «Покровский гранильный завод», у которого 100%-ный государственный пакет. Предприятия занимаются поставками бриллиантов на внутренний рынок, в Израиль, США
и Китайскую Народную Республику.
Россия является лидером мирового алмазно-бриллиантового рынка по добыче и реализации алмазов (по итогам 2010г. — 2,8 млрд долл.) и по запасам алмазов в недрах занимает 1-е место в мире. По оценкам 2009 г. общие запасы составили по ценам 2008г. 20 млрд долл., в основном на территории Республики Саха (Якутия), а мировые — 30 млрд долл. Спрос и предложение этих товаров в мире имеют устойчивую тенденцию к росту. Общий объем добычи алмазов в странах-продуцентах в 2009г. достиг 8,46 млрд долл., продано алмазов в том же году на сумму 7,01 млрддолл., произведено бриллиантов насумму 12,61 млрддолл., продано — на 15,9 млрддолл.
Что касается современной геоэкономической ситуации мирового алмазно-бриллиантового рынка (табл. 2), все больше производителей бриллиантов и ювелирных изделий размещают свои производства в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Крупные компании по розничной торговле ювелирными изделиями наращивают свой потенциал в азиатских странах, рассчитывая на повышение потребительского настроения, положительный рост национальных экономик государств и оказываемую поддержку бизнеса со стороны правительств этих стран.
Объемы производства продукции мирового алмазно-бриллиантового рынка в денежной пропорции по отраслям распределены следующим образом: 8—12—59, т.е. при 8 млрддолл. добытых
Производство бриллиантов гранильными предприятиями PC (Я) и ЗАО АК «АЯРОСА», млн долл.
Таблица 1
Предприятие Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
ООО НПК «ЭПЛ-Даймонд» 0,7 1,1 7,3 14,6 51,8 58,0 46,2 48,7 77,1 45,5
ООО «ДДКЛТД» 2,0 3,0 8,3 14,8 22,1 25,0 26,8 36,5 16,7 10,2
ООО «Сата» 1,1 0,7 2,2 3,0 4,9 7,5 5,9 5,5 3,5 2,5
ООО «Чорон Даймонд» 7,7 7,0 10,1 15,5 24,5 32,1 28,9 16,7 15,6 8,9
ОАО «Саха Даймонд» 0,4 0,5 н.д 2,0 4,9 11 7,5 4,0 3,9 2,7
ОАО «Покровский гранильный завод» 7,0 8,3 7,3 5,0 4,8 4,4 3,8 4,0 8,6 1,3
ООО «Кристалл» 0,1 - 0,9 7,4 11,3 13,4 3,9 6,0 10,1 4,0
ЗАО АК «АЛРОСА» 89,0 130,8 105,7 123,4 130,9 143,7 141,1 156,2 157,2 60,4
Всего по РС (Я) 191,2 353,1 294,4 365,8 365,9 368,6 296,3 292,3 304,3 189,0
Справочно: среднегодовой курс рубля к доллару 28,12 29,17 31,35 30,70 28,81 28,28 27,18 25,57 24,85 31,82
Источник: По данным Минпрома PC (Я) и годовых отчетов ЗАО АК «АЛРОСА».
Таблица 2
Добыча и запасы алмазов по ведущим странам мира 2009 г.
Добыча алмазов
Страна Объем, Доля в общемировом
млрд долл. объеме, %
Австралия 0,216 2
Ангола 0,833 4
Демократическая 0,336 7
Республика Конго
Намибия 0,396 9
Ботсвана 1,947 11
ЮАР 0,544 13
Россия 2,242 16
Канада 1,458 18
Другие страны 0,430 20
алмазов 12 млрд долл. составляет объем оптового рынка неоправленных сертифицированных бриллиантов, а оборот конечной продукции, т. е. изделий с бриллиантами колеблется около значения 59 млрддолл. [4]. Применительно к России формулу по аналогичной схеме оценочно можно представить в виде соотношения 2,8—1—2 [5]. Из этого видно несоответствие пропорций долей объемов производства по отраслям, в алмазогранильной отрасли России производится бриллиантов в 5 раз меньше, а ювелирной промышленности — в 3,7 раза. Отсюда возникает обоснованный вопрос о неэффективности использования сырья, проблемах развития гранильной и ювелирной отраслей национальной промышленности и в конечном итоге — об эффективной реализации конечной продукции АБК России и Якутии. С этой точки зрения изучение алмазогранильной отрасли является актуальной задачей на всехуровнях — мировом, федеральном и региональном и одним из условий для обеспечения РС (Я) долгосрочных конкурентных преимуществ, что способствует формированию комплексной оценки конкурентоспособности региона [7]. Сырьевая база является основой алмазной отрасли и определяющим фактором создания абсолютного конкурентного преимущества алмазогранильной отрасли. Объемы добываемого сырья напрямую зависят от мест их извлечения, принадлежности месторождений, способов финансирования их разработки, добычи и обогащения алмазов. Немаловажную роль играет также геологоразведка новых перспективных месторождений алмазного сырья. Решение данной проблемы является одной из стратегических задач, что в значительной мере связано с усилением позиций в международной конкуренции [1].
Китай уверенно стал одним из лидеров среди потребителей и производителей ювелирных изде-
лий. Курс на дальнейшую нормализацию отношений с ведущими странами в юго-восточной части планеты и взаимную экономическую интеграцию будет способствовать защите геополитических интересов России в данном регионе. В случае успешного выполнения уже намеченных программ PC (Я), имеющая достаточно близкое месторасположение, может стать крупнейшим торгово-промышленным и транспортно-транзитным центром перевалки товаров из Восточной Азии в Западное полушарие, Западную Европу и Центральную Азию.
На современном этапе назрело создание специализированного таможенного поста на территории PC (Я), который позволит максимально эффективно использовать политико-стратегическую ценность географической позиции России к странам АТР, значительно облегчит доступ продукции российских предприятий на рынки стран АТР, повысив их конкурентоспособность.
Таким образом, на данный момент совместными усилиями федерального центра и региона подготовлена прочная база для возможности выхода российских производителей на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и отстаивания геоэкономических интересов России. Для России сейчас очень важно не упустить возможность своевременного внедрения на перспективные рынки стран АТР, используя политико-стратегическую ценность географической позиции России и все имеющиеся в наличии ресурсы [6]. Якутия, обладая наибольшими запасами алмазов и золота, подготовленными кадрами, а также компанией АК «АЛРОСА», может стать центром межрегионального кластера, базовую отрасль которого формирует алмазно-бриллиантовый комплекс (АБК).
Изложенные абсолютные преимущества алмазогранильной отрасли региона, состоящей из предприятий различных форм собственности, связаны с наличием уникальных природных ресурсов и возможностей, обусловленных географическим положением, наличием соответствующих производств и др. По определению, относительные конкурентные преимущества обусловлены лучшими по сравнению с другими регионами возможностями или условиями функционирования и регулирования производства и сбыта продукции отрасли или предоставления услуг (себестоимость, качество, доступность ит. д.).
Относительные региональные преимущества алмазогранильной отрасли, которые имеются на современном этапе в PC (Я), являются актуальными аспектами развития региона. В связи с созда-
нием и становлением в РС (Я) алмазогранильной отрасли возникла необходимость подготовки для них кадров с высшим образованием.
Совместными усилиями Правительства РС (Я), Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (СВФУ), предприятий алмазогранильной и ювелирной промышленности, а также АК «АЛРОСА» в 1994 г. на базе кафедры физики твердого тела физического факультета СВФУ была открыта специальность «Материаловедение и технология новых материалов» для подготовки специалистов для алмазогранильной промышленности высшей квалификации, а затем в 1996 г. организована отдельная новая кафедра «Технология гранильного производства», и в 2004 г. открыта новая и единственная в России и в мире специальность «Технология обработки драгоценных камней и металлов» (ТОДКиМ), которая ранее в реестре специальностей Министерства образования и науки РФ не существовала (Приказ министерства образования РФ № 2134 от 14.05.2004). На данном этапе подготовки высококвалифицированных специалистов имеются перспективы дальше совершенствовать систему получения образования до уровня передовых производителей в мире, развивать тесное сотрудничество с центральными российскими вузами и зарубежными научными лабораториями как одно из приоритетных направлений дальнейшего совершенствования системы образования в Якутии в данной области [5]. Подготовка кадрового базиса, состоящего из специалистов высокого уровня, для возможности переработки добываемых в России драгоценных камней и металлов — достаточно сложный, фундаментальный процесс, который занимает десятилетия и может дать экономике страны значительный прирост промышленного потенциала.
Трактовка конкурентных преимуществ региона как реализации эффективности региональных производственных комплексов означает, что содержание территориально-конкурентного соперничества фактически составляет конкуренция производственных комплексов различных регионов, в рамках которой происходит борьба за приход в данный регион материальных, финансовых и инновационных ресурсов. Те экономические инструменты, с помощью которых обеспечивается ускоренный прилив этих и других ресурсов, формируют конкурентные преимущества данного региона.
При этом необходимо учитывать, что государственное регулирование АБК осуществляется по следующим направлениям:
• регулирование использования недр;
• регулирование оборота алмазов и бриллиантов.
Важнейшими инструментами государственного регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней являются:
• государственная монополия на стратегически важные виды деятельности на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;
• система налогообложения;
• лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными органами исполнительной власти лицензий на совершение операций на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;
• система сертификации;
• квотирование внешнеторговых операций — ограничение экспортных поставок определенным количеством товаров, их суммарной стоимостью на установленный период.
Что касается регулирования и участников алмазного рынка, в дополнение к федеральным законам, регулирующим функционирование АБК России, в РС (Я) приняты законы:
• о надомном труде в алмазогранильной и ювелирной отрасли;
• о создании и функционировании совместных алмазогранильных предприятий с иностранными инвестициями натерритории РС (Я);
• о гражданской тезаврации драгоценных метал -лов;
• о создании в РС (Я) предприятий по снабжению алмазным сырьем, производству и сбыту бриллиантов;
• об особом статусе АК «АЛРОСА».
По инициативе Правительства РС (Я) активно продвигается проект создания на ее территории особой экономической зоны (ОЭЗ).
С 28 декабря 2009 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон от 22.06.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», которые являются важными и крайне своевременными для дальнейшего развития проекта ОЭЗ в Российской Федерации. Применительно к проекту РС (Я) были приняты поправки, касающиеся снижения минимального порога инвестиций для получения статуса резидента — с 10 млн евро до 3 млн. В исключительных случаях на основании решения Правительства РФ допускается создание ОЭЗ без проведения конкурса по отбору заявок, предусмотрена возможность привлекать к осуществлению хозяйственных функций акционерное общество и управляющую компанию, совместить в едином лице функции по
работе с резидентами и строительству необходимой им инфраструктуры.
На сегодняшний день имеются пять потенциальных резидентов — алмазогранильные и ювелирные предприятия Якутии («ЭПЛ Даймонд», «Золото Якутии», «Якутская алмазная компания», «Крис-талл-99», «Чорон Даймонд»), Зона создается на 20 лет, и каждый резидент в течение этого срока должен вложить в развитие своего производства не менее 3 млн евро (капитальные вложения). Кроме алмазог-ранильного и ювелирного производства в ОЭЗ могут расположиться и другие производства (мебельное, пушно-меховое, кожевенно-сырьевое и т.д.).
Алмазогранильные и ювелирные предприятия РС (Я), пережившие последствия мирового финансового кризиса (уход инвесторов, отсутствие дешевых кредитов, отсутствие рынков сбыта, отсутствие доступа к сырью), уже с 2011 г. получат возможность воспользоваться налоговыми и таможенными преференциями ОЭЗ. Целью создания ОЭЗ являются экономические и правовые условия для стабилизации и динамичного развития алмазогранильного и ювелирного производств как одной из основных экспортно ориентированных отраслей обрабатывающей промышленности РС (Я).
В рамках ОЭЗ до 2029 г. предполагается размещение:
• алмазогранильных предприятий суммарной проектной мощностью производства бриллиантов до 1,3 млрд долл. (ежегодные темпы роста переработки — 8 %);
• ювелирных предприятий суммарной проектной мощностью производства ювелирных изделий до 1,1 млрд долл. (ежегодные темпы роста производства —7 %);
• прочих местных производств (мебельное производство, производство художественных, сувенирных, кожевенно-меховых изделий). Из доклада Министерства экономического
развития РС (Я) «О создании особой экономической зоны промышленно-экономического типа по производству бриллиантов и ювелирных изделий в г. Якутске» можно полагать, что привлекательность ОЭЗ для резидентов связана не столько с бюджетными инвестициями в инфраструктуру и налоговыми льготами, сколько с «обнулением» НДС на сырье и созданием специализированного таможенного поста в г. Якутске. Эффект от реализации проекта:
• переработка алмазного сырья объемом до 1,2 млн каратов в год;
• переработка золота до2 134 кгв год;
• производство бриллиантов на сумму до 1,3 млрд долл. в год;
• производство ювелирных изделий на сумму до 33,3 млрд руб. в год;
• чистый дисконтированный доход (NPV) — 6 906, 3 млн руб.;
• срок окупаемости — 6,08 лет (9,32 лет — дисконтированный);
• внутренняя норма доходности (IRR) — 36,11%;
• индексдоходности (PI) — 1,64;
• доля новой высокотехнологичной продукции на внутреннем рынке — 30 %;
• доля продукции, производимой на экспорт — 41%;
• внедрение нового оборудования на сумму 1 597,7 млн руб.;
• налоговые поступления в федеральный бюджет — 46,8 млрд руб. (всего за период реализации проекта — за 20 лет);
• налоговые поступления в бюджет субъекта Российской Федерации — 17,3 млрд руб. (всего за период реализации проекта — за 20 лет);
• налоговые поступления в муниципальный бюджет — 0,6 млрд руб. (всего за период реализации проекта — за 20 лет).
Полный цикл производства от добычи алмазного сырья и драгоценных металлов до сбыта ювелирных изделий, реализуемых в системе АБК РС (Я), требует централизации усилий по продвижению продукции, планированию ассортимента и финансирования мероприятий маркетинга. Данную задачу может решить создание алмазного кластера в РС (Я), в основу которого положена идея максимально эффективного использования государственных активов путем формирования холдинга предприятий, направленного на решение актуальных задач:
• обеспечение добывающих предприятий, входящих в структуру вертикально интегрированного комплекса, постоянными финансовыми источниками за счет привлечения долгосрочных кредитов и работы с ценными бумагами на фондовом рынке;
• полное обеспечение сырьем алмазогранильного и ювелирного производств, входящих в структуру вертикально интегрированного комплекса;
• увеличение объемов производства бриллиантов на заводах путем специализации обработки алмазного сырья и построения эффективной сбытовой политики на внутреннем и на мировом рынках алмазов и бриллиантов;
• достижение конкурентоспособности республиканской ювелирной продукции на российском рынке, освоение международных потребительских рынков с использованием современных инструментов и методов маркетинга, внедрения и популяризации республиканских торговых марок;
• повышение эффективности продаж бриллиантов, ювелирных изделий на внутреннем и на внешнем рынках за счет совершенствования сбытовой структуры, расширения клиентской базы и применения современных инструментов и методов маркетинга.
Схема создаваемого кластера представляет тип вертикально-латерального комплекса, в котором предприятия объединяются в одной производственной цепочке — добыча сырья — переработка — выпуск продукции — сбыт не только путем участия в уставном капитале, но также за счет создания предпринимательской сети, основанной на заключении генеральных соглашений на поставку продукции. Взаимодействие участников алмазного кластера базируется как на основе финансового участия, т. е. приобретения контрольного пакета акций, создания дочерних предприятий и т.д. (вертикальные, горизонтальные и смешанные концерны, объединения на принципах франчайзинга и т. д.), так и на договорной основе, без полной имущественной интеграции (предпринимательские сети, стратегические альянсы, картели, консорциумы) [2, 3].
На современном этапе состояния отечественной экономики применение кластерного подхода к формированию и развитию региональных производственных комплексов способствует реализации территориальных конкурентных преимуществ и тем самым стимулирует экономический рост российских регионов на основе их активного вхождения в систему мирового хозяйства, а также межрегиональное разделение социально-производственных функций между регионами.
Государственная политика должна предусматривать создание натерритории республики условий, способствующих развитию гранильной и ювелирной отраслей промышленности, состоящих из предприятий различных форм собственности, как стратегических экспортно ориентированных отраслей перерабатывающей промышленности. Например, некоторые предприятия включены в перечень системообразующих, и на них распространяются соответствующие меры государственной поддержки: предоставление гарантий для получения кредитов, специальный режим налогообложения, предоставление таможенных льготи
т. д. Немаловажно учитывать национальные интересы России и в развитии гранильной промышленности, условий для реализации продукции государственных гранильных предприятий, упростив схему оборота сырья и готовой продукции. Государству необходимо создать благоприятные условия для привлечения инвестиций ведущих иностранных предприятий в российское гранильное производство, в частности в технологическую модернизацию предприятий, тем самым обеспечив быстрый рост отечественной алмазогранильной отрасли.
Список литературы
1. Константинов H.H. Стратегия развития алмазогранильной отрасли Республики Саха (Якутия) в период экономического кризиса // Региональная экономика: теория и практика.
2009. № 32. С. 45-47.
2. Николаев М. В., Егорова И. Е. Актуальность проблемы формирования кластеров в Российской экономике (на примере алмазно-бриллиантового комплекса PC (Я) // Проблемы современной экономики. 2006. № 3/4. С. 186-188.
3. Николаев М. В., Никитина А. И. Инновационный подход в образовательной системе отраслевой подготовки специалистов (на примере алмазогранильной промышленности) // Региональная экономика: теория и практика.
2010. № 16. С. 27-33.
4. Республика Саха (Якутия): мегапроекты новой России. Информационный меморандум. Промсвязьбанк. Якутск, 2010.
5. Статистический бюллетень № 79/7555: Сведения о деятельности предприятий горной отрасли Республики Саха (Якутия) за январь и июнь 2009 г. Террит. орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Якутск. 2009.
6. Стратегия предупреждения экономически негативных явлений для АБК России / В. В. Комков, М. В. Николаев, Е. Г. Егоров и др. М.: АНХ РФ, 2000. С. 40-48.
7. Формирование эффективной стратегии алмазно-бриллиантового комплекса России в рыночных условиях / М. В. Николаев, Е. Г. Егоров, В. В. Дзюбенко и др. // Стратегия развития алмазно-бриллиантового комплекса. М.: АНХ РФ, 2000. С. 78-82.
8. Шапошникова А. Е. Серия книг «Ими гордится Якутия»: Георгий Петрович Яковлев // Якутск: Национальное книжное издательство «Бичик», 2010. С. 286-301.