Научная статья на тему 'Пути совершенствования уголовно-исполнительного законодательства по вопросу применения технических средств в предупреждении правонарушений в условиях реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года'

Пути совершенствования уголовно-исполнительного законодательства по вопросу применения технических средств в предупреждении правонарушений в условиях реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
320
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ / THE PENAL LAW / THE LEGAL BASIS OF APPLICATION OF TECHNICAL MEANS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS / ENHANCEMENT OF THE PENAL LEGISLATION OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович

в статье рассматриваются направления совершенствования уголовно-исполнительного законодательства по вопросу применения технических средств в исправительных учреждениях в целях предупреждения правонарушений. В условиях необходимости реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предлагаются изменения и дополнения в ст. 83 УИК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF ENHANCEMENT OF THE PENAL LEGISLATION CONCERNING APPLICATION OF TECHNICAL MEANS IN THE PREVENTION OF OFFENCES IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION TILL 2020

the article deals with directions of enhancement of the penal legislation concerning application of technical means in correctional institutions for prevention of offences. In the conditions of necessity of realization of the Concept of development of criminally-executive system of the Russian Federation till 2020 changes and additions in the item 83 of PC of RF are offered.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования уголовно-исполнительного законодательства по вопросу применения технических средств в предупреждении правонарушений в условиях реализации концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»

УДК 343.8 ББК 67.409.13 Е67

S.S. EPIFANOV

WAYS OF ENHANCEMENT OF THE PENAL LEGISLATION CONCERNING APPLICATION OF TECHNICAL MEANS IN THE PREVENTION OF OFFENCES IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN

FEDERATION TILL 2020

Abstract: the article deals with directions of enhancement of the penal legislation concerning application of technical means in correctional institutions for prevention of offences. In the conditions of necessity of realization of the Concept of development of criminally-executive system of the Russian Federation till 2020 changes and additions in the item 83 of PC of RF are offered.

Keywords: the penal law, the legal basis of application of technical means in correctional institutions,

enhancement of the penal legislation of Russia.

СТАНИСЛАВ СТАНИСЛАВОВИЧ ЕПИФАНОВ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности

(Академия ФСИН России) E-mail: editor62@yandex.ru

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

Аннотация: в статье рассматриваются направления совершенствования уголовно-исполнительного законодательства по вопросу применения технических средств в исправительных учреждениях в целях предупреждения правонарушений. В условиях необходимости реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предлагаются изменения и дополнения в ст. 83 УИК РФ.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, правовая основа применения технических средств в исправительных учреждениях, совершенствование уголовно-исполнительного законодательства России.

Научно-технический прогресс неизбежно обусловливает внедрение его достижений в деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС). В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предполагается создание в учреждениях, исполняющих наказания, системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств, новых технологий и подходов к

организации безопасности объектов уголовноисполнительной системы. Потребуется как концептуальное, так и реальное создание и внедрение новой модели охраны исправительных учреждений, надзора за осужденными на основе преимущественно комплексногоиспользования инженерно-технических средств. Вместе с тем модернизация системы безопасности исправительных учреждений зависит не только от решения вопросов технического свойства. Этот процесс неизбежно должен затрагивать и

вопросы оптимизации правовой основы использования новых технических средств и технологий безопасности тюрем и иных учреждений, исполняющих наказания.

Считаем, что технические средства в учреждениях УИС могут использоваться лишь тогда, когда имеются определенные правовые основания для этого, то есть прямое указание закона или подзаконного, в том числе ведомственного, нормативного акта на возможность, допустимость их применения в обеспечении правопорядка и безопасности. Правовую основу применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы технических средств составляют Конституция РФ, законы Российской Федерации, нормативно-правовые акты.

Правомерность применения научно-технических достижений в уголовно-исполнительной сфере заключается в том, что деятельность, связанная с применением технических средств, а также ее результаты и используемые средства должны соответствовать требованиям и дозволениям, содержащимся в нормах права. При этом нормативные акты могут иметь различную степень регламентации, то есть либо прямо предписывать применение технических средств и соответствующих тактико-технических приемов или устанавливать общую допустимость их использования, либо предполагать возможность их применения при условии соответствия требованиям закона.

Следует отметить, что законодательные нормы, устанавливая общую допустимость применения в учреждениях УИС технических средств, соответствующих приемов и действий, не содержат каких-либо регламентирующих положений, определяющих порядок и условия их использования. Правовое регулирование порядка применения научно-технических достижений, конкретных приемов использования технических средств обеспечивается, как правило, ведомственными нормативно-правовыми актами.

По нашему мнению, оптимальность правового регулирования применения технических средств в предупреждении правонарушений в учреждениях, исполняющих наказания, характеризуется следующими показателями:

- наличие законодательных норм, регламентирующих допустимость использования технических средств в учреждениях УИС;

- нормативная регламентация организации, тактики, методики и результатов применения

отдельных видов технических средств в деятельности по обеспечению правопорядка и безопасности;

- правовое регулирование организации технической эксплуатации средств специальной техники, включая их обслуживание и ремонт;

- нормативная регламентация обеспечения структурных подразделений учреждений УИС необходимымитехническими средствами (нормы положенности);

- нормативное закрепление квалификационных требований для сотрудников УИС по освоению и применению технических средств в деятельности по обеспечению правопорядка и безопасности.

В настоящее время наметились существенные сдвиги в сторону оптимальности правового регулирования применения технических средств в учреждениях УИС. Так, нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ), федеральных законов «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепляют допустимость использования технических средств. К тому же изменения в законодательстве Российской Федерации по вопросам функционирования уголовно-исполнительной системы, создание Федеральной службы исполнения наказаний вызвали необходимость разработки новых ведомственных нормативных актов по инженерно-техническому обеспечению служебной деятельности учреждений, исполняющих наказания.

Вместе с тем в правовом регулировании использования научно-технических достижений в учреждениях УИС существует ситуация, когда применение того или иного вида технических средств установлено ведомственным (подзаконным) актом, но не определено законом. Это в первую очередь относится к использованию инженерно-технических средств в охране исправительных учреждений. В УИК РФ нет четкого критерия допустимости применения в исправительных учреждениях технических средств охраны (ст. 83 направлена на надзор и контроль), отсутствуют нормы, разрешающие использование инженерных средств (армированная скрученная колющая лента, ограждения, заграждения и т. д.).

Другая ситуация - когда отдельные технические средства, их применение допустимы нормой закона, но не регламентированы подзаконными актами. Так, в целях предупреждения

правонарушений ст. 83 УИК РФ наделяет администрацию исправительных учреждений правом использовать аудиовизуальные электронные и иные технические средства надзора и контроля. Однако в подзаконных (ведомственных) актах наряду с широкой регламентацией использования технических средств надзора отсутствует четкое понятие средств контроля и не регламентированы порядок и условия их применения. Появляется неопределенность: что следует подразумевать под техническими средствами контроля? Либо это видеокамеры, средства звукового контроля помещений, либо поисковая и досмотровая техника, например металлоискатели, рентгеновская аппаратура для исследования внутреннего содержимого различных объектов.

Заметим, что термин «технические средства надзора и контроля» можно трактовать по-разному. Одна из его составляющих - это технические средства надзора за осужденными, то есть с практической точки зрения та техника, которая используется службой безопасности с целью повышения эффективности профессиональной деятельности по обеспечению надзора в исправительных учреждениях. Другая состав -ляющая - это технические средства контроля. В существующейредакции наименования ст. 83 УИК РФ средства контроля и технические средства надзора стоят как бы на одной параллели: есть средства контроля и есть средства надзора. Вместе с тем понятия «контроль» и «надзор» могут соотноситься друг с другом как часть и целое. Известно, что надзор в исправительных учреждениях реализуется путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных. Следовательно, технические средства, используемые в процессе организации надзора с целью гласного, открытого контроля за поведением осужденных, являются составляющими более широкого понятия «технические средства надзора». Не следует также забывать, что технические средства контроля могут использоваться на конспиративной основе для негласного получения информации, то есть представлять собой специальные технические средства оперативно-розыскной деятельности, задачи которой определены в ст. 84 УИК РФ.

В ч. 1 ст. 83 УИК РФ указано, что технические средства надзора и контроля используются «и в целях получения необходимойинформации о поведении осужденных». Вместе с тем в качестве объекта применения технических средств

наряду с осужденными могут быть сотрудники УИС и иные лица, находящиеся на территории исправительных учреждений. Об использовании указанных технических средств в отношении персонала и иных лиц в ст. 83 ничего не говорится. Однако на практике используются, например, приборы непрерывного бесконтактного контроля физического состояния (уровня бодрствования) и присутствия на посту сотрудников, несущих службу по охране ИУ, или оператора пульта управления техническими средствами путем регистрации их двигательной активности и сердечной деятельности. В настоящее время в УИС внедряется система электронного мониторинга не только за осужденными, но и за сотрудниками служб охраны, надзора, конвоирования на основе спутниковой системы наблюдения. Это также требует законодательного регулирования.

По нашему мнению, наличие в п. 1 ст. 83 УИК РФ словосочетания «аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля» представляет собой попытку неудачноц неоконченной и неверной классификации используемых в исправительных учреждениях технических средств. Что явилось основанием такой классификации, остается загадкой. По существу, аудиовизуальные средства отнесены к одной, а электронные средства - к другой категории техники. Вместе с тем совершенно очевидно, что, например, средства аудиозаписи или видеонаблюдения, невольно отнесенные законодателемк аудиовизуальнымсредствам, по своей сути являются электронными средствами. К тому же представляется нецелесообразным давать в законодательном акте подробную классификацию технических средств по физическому принципу их функционирования. В условиях научно-технического прогресса она всегда будет неполной и неоконченной

Закрепленный в УИК РФ обобщенный термин «технические средства надзора и контроля» фактически не получил своего понятийного определения в законодательных и подзаконных актах. Ведомственными актами Минюста России и ФСИН России регламентируются вопросы оборудования и технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН), а не технических средств надзора и контроля. Там же содержатся определения понятия инженерных и технических средств охраны и надзора. Соответственно в учреждениях уголовно-исполнительной системы применяются инженерно-технические средства охра-

ны (ИТСО) и инженерно-технические средства надзора (ИТСН). И в охране, и в надзоре есть группа средств, которые относятся к инженерным, и набор средств, которые относятся к техническим.

По нашему мнению, целесообразно нормативно закрепить в ст. 83 УИК РФ требование безопасности применения в исправительных учреждениях инженерных и технических средств. Его суть сводится к тому, что используемые инженерные и технические средства при правопослушном поведении осужденных не должны наносить вред их здоровью. Имеется в виду, что эти специфичные средства не должны причинять какого-либо преднамеренного, умышленного вреда здоровью осужденных. Вместе с тем риск причинения вреда здоровью осужденного может иметь место при совершении им преступления или грубого нарушения установленного порядка отбывания наказания. Кроме того, нельзя забывать и о субъектах применения техники в учреждениях УИС, остального персонала и иных лицах, находящихся на территории исправительного учреждения. Использование инженерных и технических средств должно быть безопасным для их здоровья, а также не причинять вреда окружающей среде.

Следовательно, наличие в ст. 83 УИК РФ нормы, обязывающей администрацию ИУ под расписку уведомлять осужденных о применении технических средств надзора и контроля, может означать закрепление факта того, что, с одной стороны, каждое действие осужденного находится в поле зрения администрации, которая применяет для этого соответствующие технические средства, с другой - отдельные инженерные и технические средства при совершении, например, побега, способны причинить вред здоровью правонарушителя.

В п. 3 ст. 83 УИК РФ указано, что перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативно-правовыми актами Российской Федерации, однако не конкретизируется уровень данных актов. Очевидно, что порядок применения технических средств - область ведомственного нормотворчества. Это нельзя однозначно утверждать, говоря о перечне этих средств, разрешенных к применению в учреждениях УИС. В настоящее время фактически отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий перечень технических средств надзора и контроля для использова-

ния в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Косвенно к нему можно отнести классификацию видов инженерных и технических средств охраны и надзора, содержащуюся в соответствующих нормативно-правовых актах Минюста России и ФСИН России, а также далеко не полный Перечень инженерно-технических средств охраны и надзора для органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденный приказом ФСИН России от 3 марта 2005 г. № 38. Однако в указанных актах есть перечень и наименования инженерно-технических средств охраны и надзора, а не технических средств надзора и контроля, как обозначено в ст. 83 УИК РФ.

Вместе с тем согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний директор ФСИН России вносит министру юстиции Российской Федерации предложения о принятии на вооружение уголовно-исполнительной системы образцов специальной техники для последующего представления в Правительство Российской Федерации. Следовательно, вопрос о перечне основных групп инженерных и технических средств охраны и надзора, разрешенных к использованию в исправительных учреждениях, можно отнести к компетенции Правительства РФ. В подобном перечне указываются не конкретные модели, марки, наименования этой аппаратуры, а только их обобщенные видовые названия, желательно с определением понятия, как, например, в Перечне аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы.

Таким образом, целесообразно внести следующие изменения и дополнения в ст. 83 УИК РФ:

- термин «технические средства охраны и надзора» заменить на термин «инженерные и технические средства охраны и надзора»;

- в п. 1 ст. 83 УИК РФ указать, что инженерные и технические средства охраны и надзора используются для предупреждения и пресечения побегов и других преступлений, нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных и иных лиц;

- в начале п. 2 внести дополнение о том, что инженерные и технические средства не долж-

ны причинять преднамеренного вреда здоровью осужденных. Их применение должно быть безопасным для персонала и иных лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, а также для окружающей среды;

- п. 3 детализировать, указав, что перечень инженерных и технических средств охраны и надзора устанавливается Правительством РФ. Организация и порядок применения и технической эксплуатации указанных средств регламентируются нормативно-правовыми актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и

нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (Минюстом России), а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания (ФСИН России).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.