Научная статья на тему 'Оптимизация правовой основы применения научно-технических средств в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы'

Оптимизация правовой основы применения научно-технических средств в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / ОПТИМИЗАЦИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ / THE LEGAL BASIS / IT SECURITY ASSURANCE IN PRISONS / PENAL LEGISLATION DEVELOPMENT IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович

в статье обозначены направления оптимизации правовой основы применения научно-технических средств в деятельности по обеспечению правопорядка и безопасности в исправительных учреждениях, предложены изменения и дополнения для внесения в действующее уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации по вопросу применения технических средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE LEGAL BASIS OF IT SECURITY ASSURANCE IN PRISONS UNDER PRISON REFORM IN RUSSIA

the article deals with development of the legal basis of IT security assurance to achieve and maintain safety and security in prisons. The author points out changes and amendments to the penal legislation of the Russian Federation concerning IT security assurance in prisons

Текст научной работы на тему «Оптимизация правовой основы применения научно-технических средств в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.8 S.s. EPIFANOV*

ББК 67.409.021

Е67 DEVELOPMENT OF THE LEGAL

BASIS OF IT SECURITY ASSURANCE IN PRISONS UNDER

PRISON REFORM IN RUSSIA

Аннотация: в статье обозначены направления оптимизации правовой основы применения научнотехнических средств в деятельности по обеспечению правопорядка и безопасности в исправительных учреждениях, предложеныизменения и дополнениядля внесения в действующее уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации по вопросу применения технических средств.

Ключевые слова: правовая основа, применение те хнических средств в исправительных учреждениях, оптимизация уголовно-исполнительного законодательства России.

СТАНИСЛАВ

СТАНИСЛАВОВИЧ

ЕПИФАНОВ*

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХН И Ч ЕСКИХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Annotation: the article deals with development of the legal basis of IT security assurance to achieve and maintain safety and security in prisons. The author points out changes and amendments to the penal legislation of the Russian Federation concerning IT security assurance in prisons.

Key words: the legal basis, IT security assurance in prisons, penal legislation development in Russia.

В условиях проводимых мероприятий по реформированию уголовно-исполнительной системы (УИС), внесению изменений в уголовно-исполнительное законодательство требует отдельного рассмотрения актуальный вопрос оптимизации правовой основы внедрения и применения научно-технических средств в деятельности тюрем и иных исправительных учреждений по предупреждению правонарушений.

Очевидно то, что технические средства в тюрьмах и иных учреждениях УИС можно использовать лишь тогда, когда имеются определенные правовые основания для этого, то есть прямое указание закона или подзаконного, в том числе ведомственного, нормативного акта на возможность, допустимость их применения в целях обеспечения режима, правопорядка и безопасности.

Правомерность применения научно-технических достижений в уголовно-исполнительной сфере заключается в том, что вся деятельность, связанная с использованием технических средств, а также ее результаты и сами используемые средства должны соответствовать требованиям и дозволениям, содержащимся в нормах права. При этом нормативные акты могут иметь различную степень регламентации, то есть либо прямо предписывать применение технических средств и соответствующих тактико-технических приемов, либо устанавливать общую допустимость их использования, либо предполагать возможность их применения при условии соответствия требованиям закона.

* Кандидат юридических наук; доцент;

доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности (Академия ФСИН России).

E-mail: editor@academiust.rvazantelecom. ru.

Развитие уголовно-исполнительной системы

Развитие уголовно-исполнительной системы

Вместе с тем законодательные нормы, устанавливая общую допустимость применения в учреждениях УИС технических средств, соответствующих приемов и действий, как правило, не содержат каких-либо регламентирующих положений, определяющих порядок и условия их использования. Правовое регулирование порядка применения научно-технических достижений, конкретных приемов использования технических средств обеспечивается ведомственными нормативно-правовыми актами.

Таким образом, оптимальность правового регулирования применения технических средств в учреждениях, исполняющих наказания, определяется, по нашему мнению, следующими показателями:

- наличие законодательных норм, регламентирующих допустимость использования технических средств в учреждениях УИС;

- нормативная регламентация организации, тактики и методики применения отдельных видов технических средств в деятельности по обеспечению правопорядка и безопасности;

- нормативно-правовое регулирование организации технической эксплуатации технических средств, включая обслуживание и ремонт;

- нормативная регламентация использования результатов применения научно-технических достижений;

- нормативная регламентация обеспечения учреждений УИС необходимыми техническими средствами;

- нормативное закрепление квалификационных требований для сотрудниковУИС по освоению и применению технических средств в деятельности по обеспечению правопорядка и безопасности.

В настоящее время наметились существенные сдвиги в сторону оптимальности правового регулирования применения технических средств в учреждениях УИС. Так, нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ), федеральных законов «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепляют допустимость использования технических средств. К тому же изменения в законодательстве Российской Федерации по вопросам функционирования уголовно-исполнительной системы, создание Федеральной службы исполнения наказаний вызвали необходимость разработки новых ведомственных нормативных актов по инженернотехническому обеспечению служебной дея-

тельности учреждений, исполняющих наказания.

В правовом регулировании использования научно-технических достижений в учреждениях УИС существует некий пробел: применение того или иного вида технических средств установлено ведомственным (подзаконным) актом, но не определено законом, и наоборот. В первую очередь это относится к использованию инженерно-технических средств в охране исправительных учреждений. Так, в УИК РФ фактически не регламентируется применение администрацией исправительных учреждений технических средств охраны, отсутствуют нормы, разрешающие использование при осуществлении охраны и надзора инженерных средств (колючей проволоки, ограждений, заграждений и т. д.). Другой пример. В целях предупреждения правонарушений ст. 83 УИК РФ наделяет администрацию исправительных учреждений правом использовать аудиовизуальные электронные и иные технические средства надзора и контроля. Однако в подзаконных (ведомственных) актах наряду с широкой регламентацией использования технических средств надзора отсутствует четкое понятие средств контроля, не определены порядок и условия их применения. Неясно, что следует подразумевать под техническими средствами контроля? Это либо видеокамеры, средства звукового контроля помещений, либо поисковая и досмотровая техника, например металлоискатели, рентгеновская аппаратура для исследования внутреннего содержимого различных объектов

Заметим, что термин «технические средства надзора и контроля» можно трактовать неоднозначно. Одна из его составляющих - это технические средства надзора за осужденными, то есть с практической точки зрения та техника, которая используется с целью повышения эффективности профессиональной деятельности по обеспечению надзора в исправительных учреждениях; другая составляющая - технические средства контроля. В существующей редакции ст. 83 УИК РФ средства контроля и технические средства надзора стоят как бы на одной параллели: есть средства контроля и есть средства надзора. Вместе с тем понятия «контроль» и «надзор» могут соотноситься друг с другом как часть и целое. Известно, что надзор в исправительных учреждениях реализуется путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных. Следовательно, технические средства, используемые в процессе организации надзора с целью гласного, открытого контроля за поведением осужденных, выступают

составляющими более широкого понятия - «технические средства надзора».

Не следует забывать, что технические средства контроля могут использоваться на конспиративной основе для негласного получения информации, то есть быть специальными техническими средствами оперативно-розыскной деятельности, задачи которой определены в ст. 84 УИК РФ.

В п. 1 ст. 83 УИК РФ указано, что технические средства надзора и контроля используются «и в целях получения необходимойинфор-мации о поведении осужденных». Следовательно, в качестве объекта применения технических средств наряду с осужденными могут быть сотрудники УИС и иные лица, находящиеся на территории исправительных учреждений. Об использовании указанных технических средств в отношении персонала и иных лиц в ст. 83 УИК РФ информации нет, хотя на практике применяют, например, приборы непрерывного бесконтактного контроля физического состояния (уровня бодрствования) и присутствия на посту часовых, несущих службу по охране ИУ, или оператора пульта управления техническими средствами путем регистрации их двигательной активности и сердечной деятельности. В настоящее время в УИС на основе спутниковой системы наблюдения внедряется система электронного мониторинга не только за осужденными, но и за сотрудниками служб охраны, безопасности, конвоирования, что также требует законодательного регулирования.

По нашему мнению, наличие в п. 1 ст. 83 УИК РФ словосочетания «аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля» представляет собой попытку неудачноц неоконченной и неверной классификации используемых в исправительных учреждениях технических средств. Что было основанием появления такой классификации - остается загадкой. По сути, аудиовизуальные средства отнесены к одной, а электронные средства - к другой категории техники. Вместе с тем совершенно очевидно, что, например, средства аудиозаписи или видеонаблюдения, невольно отнесенные законодателем в разряд «аудиовизуальных средств», являются электронными средствами. К тому же представляется нецелесообразным давать в законодательном акте подробную классификацию технических средств по физическому принципу их функционирования, так как в условиях научно-технического прогресса она всегда будет неполной и неокончательной.

Закрепленный в УИК РФ обобщенный тер-

мин «технические средства надзора и контроля» фактически не получил своего понятийного определения в законодательных и подзаконных актах. Ведомственные акты Минюста России и ФСИН России регламентируют вопросы оборудованияи техническойэксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН), а не «технических средств надзора и контроля». Там же содержатся определения понятия инженерных и технических средств охраны и надзора. Следовательно, в учреждениях УИС применяются инженерно-технические средства охраны (ИТСО) и инженерно-технические средства надзора (ИТСН). И в охране, и в надзоре есть группа средств, которые относятся к инженерным, и набор средств, которые относятся к техническим.

По нашему глубокому убеждению, целесообразно нормативно закрепить в ст. 83 УИК РФ требования безопасности применения в ИУ инженерных и технических средств, суть которых сводится к тому, что используемые инженерные и технические средства при правопослушном поведении осужденных не должны наносить вреда их здоровью. Имеется в виду, что эти специфичные средства не должны причинять какого-либо преднамеренного, умышленного вреда здоровью осужденных. Вместе с тем риск причинения вреда здоровью осужденного может иметь место при совершении им преступления или грубого нарушения установленного порядка отбывания наказания. Кроме того, нельзя забывать о субъектах применения техники в учреждениях УИС, остальном персонале и иных лицах, находящихся на территории ИУ. Использование инженерных и технических средств должно быть безопасным для их здоровья и не причинять вреда окружающей среде.

Следовательно, наличие в ст. 83 УИК РФ нормы, обязывающей администрацию ИУ под расписку уведомлять осужденных о применении технических средств надзора и контроля, может означать закрепление не только того факта, что каждое действие осужденного находится в поле зрения администрации, которая применяет для этого соответствующие технические средства, но и того, что отдельные инженерные и технические средства, например, при совершении побега, способны причинить вред здоровью правонарушителя.

В п. 3 ст. 83 УИК РФ указано, что перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативно-правовыми актами Российской Федерации, но не конкретизируется их уровень. Нет

Развитие уголовно-исполнительной системы

Развитие уголовно-исполнительной системы

сомнения, что порядок применения технических средств - область ведомственного нормотворчества, но это нельзя однозначно утверждать, говоря о перечне средств, разрешенных к применению в учреждениях, исполняющих наказания. В настоящее время фактически отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий перечень технических средств надзора и контроля для тюрем. Косвенно к нему можно отнести классификацию видов инженерных и технических средств охраны и надзора, содержащуюся в соответствующих нормативно-правовых актах Минюста России и ФСИН России, а также далеко не полный Перечень инженерно-технических средств охраны и надзора для органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденный приказом ФСИН России от 3 марта 2005 г. N° 38. Однако и в этих актах есть перечень и наименования инженерно-технических средств охраны и надзора, а не технических средств надзора и контроля, как обозначено в УИК РФ.

Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний директор ФСИН России вносит министру юстиции Российской Федерации предложения о принятии на вооружение уголовно-исполнительной системы образцов специальной техники для последующего представления в Правительство Российской Федерации. Следовательно, вопрос о перечне основных групп инженерных и технических средств охраны и надзора, разрешенных к использованию в исправительных учреждениях, можно отнести к компетенции Правительства РФ. В подобном перечне указываются не конкретные модели, марки, наименования этой аппаратуры, а только их обобщенные видовые

названия, как, например, в Перечне специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативнорозыскной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770.

Таким образом, с целью совершенствования правовой основы применения технических средств предлагаем внести следующие изменения и дополнения в ст. 83 УИК РФ:

- термин «технические средства охраны и надзора» заменить на термин «инженерные и технические средства охраны и надзора»;

- в п. 1 ст. 83 УИК РФ указать, что инженерные и технические средства охраны и надзора используются для предупреждения и пресечения побегов и других преступлений, нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных и иных лиц;

- в п. 2 внести дополнение о том, что инженерные и технические средства не должны причинять преднамеренного вреда здоровью осужденных, их применение должно быть безопасным для персонала и иных лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, а также для окружающей среды;

- п. 3 детализировать, указав, что перечень инженерных и технических средств охраны и надзора устанавливает Правительство Российской Федерации, а порядок применения указанных средств регламентируют нормативно-правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.