Проблемы экономики и менеджмента
УДК 369 (045) (470-25)
А.И. Дунаева
студент, факультет «Государственное и муниципальное управление», ФГОБУВПО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации»,
г. Москва
Н.О. Удачин
студент, факультет «Государственное и муниципальное управление», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
г. Москва
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Аннотация. В статье рассматриваются пути решения проблем социального обслуживания города Москвы. Совершенствование социальной защиты необходимо для обеспечения доступного, эффективного и качественного предоставления услуг населению в сфере социального обслуживания. Урбанизация России невозможна без соответствующего развития служб социального назначения, отвечающих за благополучие миллионов жителей города. В этой связи авторами был проведен подробный анализ возможных направлений совершенствования социальной защиты населения города Москвы.
Ключевые слова: социальная защита, население Москвы, защита населения, направления социальной защиты.
A.I. Dunaeva, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
N.O. Udachin, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
THE WAYS OF IMPROVEMENT OF SOCIAL SECURITY IN MOSCOW CITY
Abstract. This article discusses ways to solve problems of social service in Moscow. Improving social protection is necessary to ensure affordable, effective and quality services to the population in the area of social services. Urbanization Russia is impossible without a corresponding development of social service appointments, responsible for the welfare of millions of people in the city. In this regard, the authors have conducted a detailed analysis of possible ways to improve the social protection of the population of the city of Moscow.
Keywords: social protection, the population of Moscow, the protection of the population, the direction of social protection.
На современном этапе развития Российской Федерации ее социальная политика в большей мере определяется ее социальной и демографической ситуацией. В последнее время социальное развитие российского общества характеризуется следующим:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, которая определяет механизмы социального обслуживания граждан и предоставления им социальной помощи.
2. Активное развитие современных технологий в области социального обслуживания, а также форм и методов предоставления социальных услуг населению.
52
№ 4 (32) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
3. Развитие единого информационного поля в области социальной защиты населения.
Работа по совершенствованию социальной защиты населения ведется и на региональном уровне. Принятие целого ряда нормативных правовых актов на региональном уровне направлена, в первую очередь, на повышение уровня жизни жителей путем привлечения института гражданского общества [1]. В целях привлечения института гражданского общества к участию в системе социального обслуживания представляется интересным механизм частичного бюджетного финансирования организаций, предоставляющих социальные услуги населению, на договорной основе через размещение государственного социального заказа. Благодаря этому будет создан рынок более широкого спектра социальных услуг, предоставляющий гражданам возможность получения более качественных услуг и услуг, которые ранее не предоставлялись или предоставлялись в недостаточном объеме государственными учреждениями социального обеспечения, за счет способности выбирать между широким кругом поставщиков услуг на рынке.
Реализацию предлагаемого инновационного подхода можно обеспечить путем:
- выявления потребности граждан в услугах социального характера;
- разработки соответствующей нормативно-правовой базы и финансового механизма;
- проработки организационных вопросов;
- обеспечения сбалансированной ответственности и партнерства всех субъектов взаимоотношений в процессе предоставления социальных услуг в форме государственного заказа.
Инновация проекта состоит в заключении договоров пожизненного содержания с иждивением между физическим и юридическим лицом на период жизни получателя ренты. В качестве плательщиков ренты будут выступать территориальные центры социального обслуживания населения (в случае проживания получателей ренты в переданном под выплату ренты жилом помещении) либо государственное учреждение. Гражданам, заключившим с территориальным центром договор пожизненного содержания с иждивением, будет предоставляться бесплатное проживание в переданном под выплату ренты помещении, комплекс социальных услуг на дому, оплата ритуальных услуг.
Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения города Москвы, обусловлены следующими обстоятельствами:
1. Законодательная и нормативная правовая база не в полной мере адекватна требованиям современной экономики и общества.
2. Имеется очередность на социальное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения [3].
Общее число фактически развернутых коек в стационарных учреждениях составляет 16464 койко-места. Несмотря на тенденцию к сокращению, наметившуюся в последние годы, очередность на социальное обслуживание сохраняется.
№ 4 (32) - 2014
53
Проблемы экономики и менеджмента
1. В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзором находится (по состоянию на 1 января 2013 года) 4079 детей, что составляет 22% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что требует в данный момент сохранения таких организаций и услуг, предоставляемых их воспитанникам.
2. К началу 2013 года штатная численность социальных работников организаций государственной системы социального обслуживания населения города Москвы составила 18555 человек. Должности, требующие профессионального образования, занимают 13,5% от общего числа работников. Остается низким приток молодых специалистов в систему социальной защиты населения города Москвы. В настоящее время молодые специалисты составляют 19,26% от общей численности работников [2].
3. Заработная плата социальных работников не достигает уровня среднемесячной заработной платы по городу Москве.
4. В столице рынок предоставления услуг социального характера не достиг достаточного уровня развития. Участие организаций, не входящих в государственный сектор, некоммерческих организаций социальной направленности и благотворительных предприятий в предоставлении услуг социального характера остается незначительным, что влечет за собой отсутствие конкуренции в данной сфере. Доля негосударственного сектора экономики в предоставлении услуг социальной направленности остается на незначительном уровне и составляет всего 1,3%.
5. Процесс старения населения города Москвы (доля лиц старше трудоспособного возраста достигла 23,9%, что выше среднего показателя по России, который составляет 21,6%) приведет к росту численности граждан пожилого возраста, что потребует привлечения дополнительных финансовых ресурсов [2].
Решение перечисленных проблем в социальной сфере требуют комплексного программного подхода. В рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения города Москвы (2013-2018 годы)» ожидается:
- совершенствование правового регулирования в сфере социального обслуживания населения города Москвы;
- исключение очередности на социальное обслуживание в стационарных учреждениях за счет введения дополнительных мощностей в период 2013-2018 гг. (планируется ввести 651 койко-место), а так же развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;
- процесс оптимизации штатной численности работников государственных предприятий социального обеспечения населения столицы и ее структуры через создание современных учреждений многопрофильного характера. Это позволит сконцентрировать источники финансового обеспечения, ликвидировать неэффективные подразделения, провести эффективную кадровую политику, а также повысить заинтересованность работников в результатах своей деятельности, в том числе путем
54
№ 4 (32) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
введения механизма «Эффективного контракта» и повышения уровня престижности профессии социального работника;
- увеличение в два раза к 2018 году уровня среднего оклада работника социальной сферы, медицинского персонала младшего и среднего звена, врачей, которые подведомственны ДСЗН города Москвы;
- развитие, модернизация, в том числе укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы;
- содействие развитию рынка социальных услуг путем расширения участия коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, а так же физических лиц;
- увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи усыновителей, опекунов и приемных родителей;
- развитие кадрового потенциала сферы социального обслуживания населения, в том числе повышения уровня профессиональной подготовки работников, за счет переподготовки и повышения квалификации не менее 3000 человек ежегодно;
- эффективного использования имущества учреждения социального обслуживания населения города Москвы;
- развитие конкуренции в сфере оказания социальных услуг;
- внедрение механизма частно-государственного партнерства;
- обеспечение комплексной безопасности социальных объектов.
Важно отметить необходимость пересмотра всей системы предоставления социальных услуг. Необходима модель, отвечающая перспективам социальноэкономического развития России. Вызовы модернизации требуют, чтобы в деятельности социальных служб постепенно осуществлялся переход от мер чрезвычайного характера к мерам по развитию внутренних сил и личностных ресурсов человека.
Список литературы:
1. Бутова Т.В. Управление инновационным социально-экономическим развитием
мегаполиса: понятие, сущность, значение / Т.В. Бутова, Е.С. Свиридова
// Микроэкономика. 2013. № 6. С. 77-81.
2. Мусинова Н.Н. Местное самоуправление в Москве: модели и эволюция // Управленческие науки. М.: ФГОБУ ВПО «ФУ при Правительстве РФ», 2013. № 1 (6).
С. 4-13.
3. Филатова Т. Стратегия развития городской агломерации: особенности, проблемы, перспективы / Т. Филатова, Ю. Рагулина, В. Новиков // Самоуправление. 2013. № 7-8. С. 12-16.
№ 4 (32) - 2014
55