Научная статья на тему 'Система социальной защиты населения города Челябинска: тренды развития'

Система социальной защиты населения города Челябинска: тренды развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
781
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ТЕХНОЛОГИИ / ТЕНДЕНЦИИ / WELFARE / TECHNOLOGIES / TENDENCIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мошкова Лариса Николаевна

В статье дается обзор основных положений деятельности органов социальной защиты населения г. Челябинска на основе анализа технологий оказания помощи различным категориям населения и проведенных социально значимых мероприятий. Подчеркивается необходимость внедрения проектного подхода в решении социальных задач. Работа над статьей приурочена к 25-летию введения в России социальной работы как профессиональной деятельности, науки и учебной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мошкова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Welfare system of Chelyabinsk: trends of development

The article gives the review of the conceptual issues of the social welfare bodies’ activity in Chelyabinsk on the basis of analyzing technologies of providing assistance to different categories of citizens and socially significant efforts. The author insists on the importance of implementing a project approach when solving social tasks. The article coincides with the 25th anniversary of social activity as professional activity, science and a course unit in Russia.

Текст научной работы на тему «Система социальной защиты населения города Челябинска: тренды развития»

УДК 364.07

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА чЕЛЯБИНСКА: ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ

Мошкова Лариса Николаевна,

Комитет социальной политики города

Челябинска, председатель, г. Челябинск, Россия. E-mail: usz@cheladmin.ru

Аннотация В статье дается обзор основных положений деятельности органов социальной защиты населения г. Челябинска на основе анализа технологий оказания помощи различным категориям населения и проведенных социально значимых мероприятий. Подчеркивается необходимость внедрения проектного подхода в решении социальных задач. Работа над статьей приурочена к 25-летию введения в России социальной работы как профессиональной деятельности, науки и учебной дисциплины.

Ключевые понятия: социальная защита, технологии, тенденции.

Современность и динамичность преобразований российского общества и экономики актуализируют вопросы развития системы социальной защиты населения.

Различные конференции, форумы, выставки, в которых принимают участие руководители органов государственной власти и местного самоуправления, отвечающие за вопросы социального развития, представители бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, независимые эксперты и волонтеры, имеют уникальное значение для обеспечения успешного функционирования социальной сферы, в том числе социальной защиты населения.

Не претендуя на всеохватность, остановимся на основных положениях деятельности органов социальной защиты населения Челябинского городского округа и мероприятиях, состоявшихся в 2016 году - юбилейном для отрасли социальной поддержки населения.

Укрепление и модернизация системы социальной защиты населения предполагает внедрение различных инноваций. Данный факт был отмечен на V Всероссийском съезде социальных работников и социальных педагогов России «Социальной работе в России 25 лет: вчера, сегодня, завтра», состоявшимся 28-29 апреля 2016 г.

В рамках этого масштабного мероприятия обсуждались аспекты инновационной деятельности, вопросы совершенствования законодательства в области социального обслуживания населения, развития социальной работы как отрасли научного знания и проблемы подготовки кадров для социальной сферы.

На пленарном заседании «Новое качество государственного управления: проекты для роста, проекты для жизни» XV Международного инвестиционного форума «Сочи-2016», состоявшимся 30 сентября 2016 г., а также в рамках панельной сессии «Социальный вектор - ориентация на результат» подчеркивалось, что социальное развитие сегодня обретает «новую динамику». Это предполагает: формирование комплекса приоритетов, расширение инструментов социальной политики, увеличение активности негосударственного сектора и выстраивание эффективной проектной деятельности на государственном и муниципальном уровнях [3].

Отраслевые органы города Челябинска осуществляют государственные полномочия в сфере социальной защиты, переданные органам местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Челябинской области.

На территории Челябинского городского округа действует муниципальная программа «Социальная поддержка населения города Челябинска на 2015-2018 годы», целью которой является организация работы органов и учреждений социальной защиты населения по оказанию социальной поддержки гражданам. В рамках данной программы оказывается материальная, натуральная помощь, организуется санаторно-курортное лечение граждан, предоставляются различные социальные услуги нуждающимся в них категориям граждан.

В центре внимания системы социальной защиты населения находится человек, а в фокусе - семья.

Одной из важных и актуальных задач социальной отрасли г. Челябинска является

увеличение социальном защищенности детей, нуждающихся в особой заботе государства. Приоритетным направлением считается профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, недопущение увеличения числа сирот, сокращение количества граждан, лишенных родительских прав. Ведущей формой работы остается адресная комплексная социальная помощь семьям с детьми.

В 2015 г. проведена системная работа по оптимизации структуры и деятельности отделений помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Указанные отделения в комплексных центрах социального обслуживания населения закрыты, в вышеуказанных специализированных учреждениях взамен ликвидированных структурных подразделений созданы отделения профилактики социального сиротства, функционирование которых позволяет эффективнее выстраивать работу с семьями «группы риска», дети из которых как раз и поступают в данные учреждения.

В работе с неблагополучными семьями сделан упор на межведомственное взаимодействие. Его эффективность - залог раннего выявления проблемных семей и установления с ними продуктивных связей. Для урегулирования детско-родительских отношений, отношений супругов в семье в городе Челябинске функционирует МБУ СО «Кризисный центр», который занимается вопросами профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства и оказания всесторонней помощи женщинам и детям, подвергшимся домашнему насилию. Успешно работают телефоны доверия для детей и взрослых, активизируется «работа со случаем», профилактическая деятельность отказов от новорожденных детей.

Актуальной и острой проблемой является устройство детей из числа сирот в семьи. В результате комплексных мер, осуществляемых органами социальной защиты населения, постоянно уменьшается количество детей-сирот, находящихся на государственном попечении.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» детские дома были переименованы в центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Основными целями данных учреждений стали: содействие органам опеки и попечительства в осуществлении работы по профилактике социального сиротства; возвращение детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью; содействие устройству воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, готовые поддерживать процесс их успешной социализации; постинтернатная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и другие.

В центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, функционируют отделения, обеспечивающие основные сегменты деятельности: социально-педагогическое, сопровождение замещающих семей, постинтер-

натное сопровождение. В каждом учреждении разрабатываются планы устройства детей-сирот в семьи, в которых отражаются сведения о родителях, родственниках и других гражданах, анализируются все контакты, которые могут помочь более успешно решить судьбу ребенка.

В Челябинской области партия «Единая Россия» реализует общефедеральный проект «России важен каждый ребенок», цель которого - активизация работы по профилактике социального сиротства, обеспечение основополагающего права детей, лишенных родительского попечения, воспитываться в семье. Осуществляя руководство партийным проектом, проводятся заседания рабочих групп по актуальным вопросам защиты семьи и детства, организуются различные социально значимые мероприятия.

В целях предотвращения распада замещающих семей, сокращения количества возвратов несовершеннолетних в государственные учреждения с 2014 г. Комитетом социальной политики города Челябинска организована работа по приобретению путевок для детей и их замещающих родителей в загородное оздоровительное учреждение «Уральские зори», где оказываются услуги по повышению психолого-педагогической компетенции замещающих родителей, нормализации детско-родительских отношений. За 2015-2016 гг. в указанное оздоровительное учреждение направлено 613 семей.

В каждом районе города Челябинска работают клубы приемных родителей, функционирующие для оказания содействия таким семьям в преодолении возникающих сложностей, создании и сохранении благоприятного микроклимата в данных семьях.

Для эффективного решения вопросов опеки и попечительства работники подведомственных социальных учреждений участвуют в различных мероприятиях, на которых знакомятся с новейшими технологиями и практиками работы по сокращению детского и семейного неблагополучия.

В 2016 г. прошел Всероссийский форум приемных семей, на который были приглашены приемные семьи из города Челябинска.

Кроме того, состоялась Всероссийская выставка-форум «Вместе - ради детей! Вместе с детьми», организатором которой является московский Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В данных мероприятиях довелось принять участие автору статьи. Опыт работы города Челябинска с «особыми» детьми и приемными семьями, которому была посвящена тема выступления, вызвал особый интерес.

Отмечу, что статус выставки-форума как крупнейшей диалоговой площадки, объединяющей специалистов в области защиты семьи и детства, подтверждает эффективность обсуждения актуальных вопросов поддержки замещающих семей, развития форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В условиях действия новых законодательных норм, изменяющих порядок предоставления социальных услуг населению [4], главной миссией органов социальной защиты населения является более эффективное выявление граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, и снижение негативных тенденций в их жизнедеятельности, продление комфортной авто-

номной независимой жизни граждан пожилого возраста, социальной интеграции инвалидов через обеспечение всеобщей доступности качественных услуг, предоставляемых социальными учреждениями.

Учитывая тенденции социально-экономического развития, меры социальной поддержки населения города Челябинска постоянно видоизменяются и совершенствуются.

Так, малообеспеченные семьи, воспитывающие десять и более несовершеннолетних детей, обеспечиваются транспортным средством; семьям с детьми, в частности многодетным или с детьми-инвалидами, если один или оба родителя потеряли работу в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятия, оказывается помощь путем внесения текущих платежей по ипотечным кредитам, если они есть; выплачивается пособие неработающим матерям (отцам), воспитывающим детей-инвалидов в неполных семьях. Увеличен размер разовой помощи в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций, в том числе не природного, техногенного, а именно социального характера, со ста до двухсот тысяч рублей. Предоставляемые системой социальной защиты меры поддержки позволяют повышать качество жизни граждан, стабилизировать социальную обстановку в городе, увеличивать защищенность детей, нуждающихся в особой заботе государства. Это особенно важно в условиях сложившейся в 2014-2016 годах кризисной ситуации в России.

Для максимального приближения государственной социальной политики к адресатам помощи и оказания своевременной поддержки малоимущим гражданам, обладающим трудовым потенциалом, разработана и успешно применяется технология социального контракта. Федеральным законом от 25.12.2012 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» установлено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В Челябинской области рассматриваемый вид помощи оказывается малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам) за счет средств региона в соответствии с областным Законом от 30.01.2014 г. № 642-ЗО «О государственной социальной помощи на основании социального контракта в Челябинской области».

Кроме того, распоряжением администрации города Челябинска от 19.11.2014 г. № 7875 «Об утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Челябинска на 2015-2018 годы» предусмотрена адресная материальная помощь на основе социального контракта, оказываемая за счет средств муниципального бюджета.

Особенностью рассматриваемого вида помощи является комплексный подход к решению проблемы нуждаемости. Наряду с адресной денежной выплатой разрабатывается своеобразная карта социального сопровождения малоимущей семьи (одиноко проживающего гражданина), предполагающая предоставление комплекса услуг (мероприятий) по социальной адаптации с одновременным осуществлением активных самостоятельных действий получателем помощи по выходу из сложной жизненной ситуации. Данные мероприятия указываются в программе социальной адаптации, предусмот-

ренной социальным контрактом. Заметим, что государственная помощь на период действия социального контракта не исключает одновременного получения других видов помощи, на которые гражданин имеет право [1; 2].

При решении различных социальных задач важным принципом является укрепление социального диалога на отраслевом уровне, создание межведомственных комиссий и координационных советов.

Органы социальной защиты населения города Челябинска активно взаимодействуют с советами ветеранов, областным союзом женщин и женскими районными организациями, общественными организациями инвалидов и другими структурами. На уровне городского округа созданы городская межведомственная комиссия по социальным вопросам ветеранов, городская комиссия по вопросам опеки и попечительства, функционирует межведомственный координационный совет по проблемам инвалидов, а также межведомственный координационный совет по вопросам детской инвалидности.

Взаимосвязь системы социальной защиты города и региона служит маркером благополучности территории, ее привлекательности для молодых специалистов.

Важнейшей задачей остается усиление технологического потенциала всех социальных партнеров для повышения эффективности участия в осуществлении муниципальной социальной политики.

Нормативными правовыми документами администрации города Челябинска предусмотрено выделение некоммерческим социально ориентированным организациям субсидий на реализацию социально значимых проектов, направленных на профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, социальную реабилитацию инвалидов и детей-инвалидов.

Нельзя преуменьшать значение в решении задач системы социальной защиты активной информационной политики на уровне муниципалитета. Так, Комитетом социальной политики города Челябинска проводится большая разъяснительная работа среди населения, для подведомственных учреждений готовятся формы документов, разрабатываются и распространяются методические рекомендации по вопросам предоставления мер социальной поддержки и внедрения технологий социальной работы.

Особый интерес вызывает новая форма социальной защиты - социальное проектирование. Социальная сфера стала насыщаться различными инновационными проектами, выступающими как инструментом для четкого стратегического планирования деятельности, так и средством определенных социальных изменений.

Более половины подведомственных городу учреждений ведут проектную деятельность, активно взаимодействуют с благотворительными организациями, представителями депутатского корпуса и иными структурами. МБУ СО «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здоровье» выиграл всероссийский грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на реализацию проекта «Шаг навстречу» по оказанию ранней помощи семьям с «особыми» детьми.

Внедрение проектного подхода в управлении позволяет выстраивать работу по принципу «от управления затратами к управлению результатами».

Если проследить «крупными штрихами» динамику развития социальной сферы в границах последней четверти века, то можно обнаружить смену периодов ее трансформации - формирование организационных основ социальной политики; законодательное закрепление правовых основ социальной помощи населения; внедрение новых технологий адресной социальной помощи и поддержки граждан. В частности, социальная защита заявила о себе как целостная система знаний и практик, имеющая богатую историю и развитые традиции.

Социальная защита населения города Челябинска активно развивается, следуя главным принципам: повышение эффективности использования денежных средств, модернизации способов деятельности учреждений и улучшение качества предоставляемых услуг и мер социальной поддержки граждан в целом. Реформирование системы социальной защиты населения должно быть направлено на организацию эффективной адресной социальной поддержки граждан, в том числе пожилых людей, инвалидов и, конечно, семьи как мощного фактора стабилизации и укрепления общества.

1. Антипова, Е.И., Дубовская, Д.А. Технология социального контракта как инновация в социальной работе [Текст] / Е.И. Антипова, Д.А. Дубовская // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 4(30). С. 251-256.

2. Антипова, Е.И., Лапшина, Н.Д. Инновационные технологии социальной работы: социальный контракт и приемные семьи (опыт Челябинской области) [Текст]// Вопросы государственного и муниципального управлении. 2016. № 4. С. 197-210.

3. Медведев, Д.А. Новое качество государственного управления: проекты для роста, проекты для жизни: выступление на пленарном заседании XV Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» (30.09.2016 г.) [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев. URL: http://government.ru/news/24729/ (дата обращения: 30.12.2016).

4. Федорова, М.Ю. Современные тенденции развития российского законодательства о социальной защите населения [Текст] / М.Ю. Федорова // Второй Пермский конгресс ученых-юристов: материалы международной научно-практической конференции, 28-29 октября 2011 г. Пермь: Издательство Пермского государственного национального исследовательского университета, 2011. С. 280-281.

UDC 364.07

WELFARE SYSTEM OF CHELYABINSK: TRENDS OF DEVELOPMENT

Moshkova Larisa Nikolaevna,

Committee on Social Policy of Chelyabinsk, Chairman, Chelyabinsk, Russia. E-mail: usz@cheladmin.ru

Annotation

The article gives the review of the conceptual issues of the social welfare bodies' activity in Chelyabinsk on the basis of analyzing technologies of providing assistance to different categories of citizens and socially significant efforts. The author insists on the importance of implementing a project approach when solving social tasks. The article coincides with the 25th anniversary of social activity as professional activity, science and a course unit in Russia.

Key concepts: welfare, technologies, tendencies.

References

1. Antipova E.I., Dubovskaja D.A. (2016) Bulletin of the Bryansk state University, no. 4(30), pp. 251-256 [in Rus].

2. Antipova E.I., Lapshina N.D. (2016) Public Administration Issues, no. 4, pp. 197-210 [in Rus].

3. Medvedev D.A. (2016) A new quality of governance, available at: http://government.ru/news/24729/ (accessed 30.12.2016) [in Rus].

4. Fedorova M.Y. (2011) Modern tendencies of development of Russian legislation on social protection of the population. Perm, Izdatel'stvo Permskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet, pp. 280-281 [in Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.