В. А. Зубарева
канд. техн. наук, доцент кафедры ФГБОУ ВПО «КемТИПП»
Л. М. Поляк
канд. мед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «КузГТУ»
УДК 331.4: 334.7
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
Приведены причины профзаболеваемости и их структура, основные направления работы в области охраны труда для повышения уровня безопасности труда. Отмечается низкий уровень культуры охраны труда и ее негативное влияние на безопасность. Приводятся конкретные предложения для повышения мотивации к выполнению работ в соответствии с нормами, действующими в области охраны труда.
Ключевые слова: ОХРАНА ТРУДА, МЕРОПРИЯТИЯ, АНАЛИЗ ПРИЧИН ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
Россия - социальное государство, в Конституции которого высшей ценностью провозглашается человек. К числу важнейших конституционных гарантий относится право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Для обеспечения принятой государством обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в Трудовом кодексе РФ раздел Х посвящен вопросам охраны труда, в соответствии с которым определены основные направления государственной политики в области охраны труда [1].
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмо-
тренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
разрешению трудовых споров.
Так как охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социальноэкономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, то направления государственной политики можно условно сгруппировать по обозначенным выше мероприятиям.
1. Правовые:
- обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
- государственное управление деятельностью по охране труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
научно-технический журнал № 2-2013
ВЕСТНИК ОО
- взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда;
- профилактика, расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
2. Социально-экономические:
- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработка и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками норм по охране труда;
- установление компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
3. Организационно-технические:
- подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в вузах и средних учреждениях профтехобразования;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве, обеспечение единой информационной системы охраны труда;
- обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.
4. Санитарно-гигиенические:
- установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны, принятие и реализация законодательства по охране труда, а также федеральных целевых, региональных, отраслевых целевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
А научно-технический журнал № 2-2013
34 ВЕСТНИК
- обеспечение работников санитарнобытовыми помещениями и устройствами за счет работодателей.
5. Лечебно-профилактические и реабилитационные:
- обеспечение работников санитарнобытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей;
- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;
- государственное социальное страхование работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей.
Обеспечение безопасности труда каждого работника является задачей экономического и социально-политического значения и должно находиться в центре внимания специалистов всех структурных подразделений и служб организаций всех без исключения видов экономической деятельности.
Одним из факторов, сдерживающих развитие экономики, снижающих трудовой потенциал и производительность труда, является значительное количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, что свидетельствует о недостаточном внимании работодателей к состоянию охраны труда при осуществлении своей деятельности, а также об отсутствии их заинтересованности в соблюдении законодательства об охране труда и проведении мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.
Анализ причин профзаболеваемости показывает, что до 40 % случаев заболеваний прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда [2].
Наибольшая численность лиц с установленным впервые в 2012 г. профессиональным заболеванием выявлена в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства - 1995 человек, добыча полезных ископаемых - 1 745 человек, транспорт и связь -643 человек.
Наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости наблюдается при добыче полезных ископаемых (18,1 человек на 10 тыс. работающих, в том числе при добыче каменного угля, бурого угля и торфа - 59,8, добыче угля подземным способом - 91,3) и в обрабатывающих производствах (3,1 человек на 10 тыс. работающих).
Среди причин, вызывающих профессиональную патологию, лидирующую роль играют неудовлетворительные условия труда, которые
в ряде видов экономической деятельности являются вредными на каждом втором рабочем месте и чаще (добыча каменного угля, бурого угля и торфа - 76,0 % рабочих мест; металлургическое производство - 62,4 % рабочих мест; добыча металлических руд - 52,0 % рабочих мест).
В 2012 г. состояние условий труда по-прежнему сохраняло тенденцию к ухудшению. По данным Росстата, удельный вес числа работников, занятых во вредных условиях труда, на конец 2012 г. составил 31,8 % (в 2011 г. -30,5 %). Из них под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука находится 17,7 %; повышенной запыленности - 5,3 %; повышенной загазованности воздуха рабочей зоны - 5,1 %; повышенного уровня вибрации -5,0 %; повышенного уровня неионизирующего и ионизирующего излучений, соответственно, 1,3 и 0,5 % .
По оценке экспертов МОТ, ежегодные экономические потери, обусловленные неблагоприятными условиями труда и травматизмом в результате несчастных случаев на производстве, достигают примерно 4 % ВВП страны.
Следует отметить, что наряду с экономическими потерями из-за вредных и (или) опасных условий труда, обуславливающих производственный травматизм и профессиональные заболевания, страна несет и значительные социальные издержки.
Для приведения условий труда до уровня, соответствующего требованиям нормативноправовых документов, действующих в области охраны труда, большое значение имеют следующие направления:
- развитие системы непрерывного образования по охране труда, повышение квалификации специалистов всех уровней по вопросам охраны труда, психолого-педагогическая подготовка персонала по охране труда;
- разработка адекватной рыночным отношениям модели управления охраной труда на производстве;
- разработка локальных документов, являющихся базой системы управления охраной труда в организации;
- активизация деятельности комитетов (комиссий) по охране труда;
- усиление роли аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях с целью улучшения условий труда и регулирования предоставления компенсаций всех видов;
- совершенствование механизма экономической заинтересованности работодателей в обе-
спечении безопасных условий труда работников.
Так как решение многих проблем в области охраны труда сдерживается недостаточным развитием механизмов реализации соответствующей законодательной и нормативной базы, то разработка локальной документации, регулирующей вопросы охраны труда в организации, является одним из наиболее эффективных направлений.
Следует также отметить низкую культуру охраны труда.
Культура охраны труда означает обеспечение права на безопасные и здоровые условия труда на всех уровнях, активное участие правительства, работодателей и работников в обеспечении безопасных и здоровых условий труда через четко сформулированную систему прав, обязанностей и сфер ответственности, в которой принцип предупреждения имеет наивысший приоритет. Создание и поддержание в рабочем состоянии ориентированной на профилактику культуры охраны труда требует использования всех возможных средств - осведомленности, знаний и понимания концепций опасностей и рисков и методов их предотвращения или ограничения.
По последним данным социологов, только 15 % работающих россиян считают, что на их предприятии охране труда уделяется достаточно внимания.
Как показывает опрос, проведенный исследовательским центом Superjob, 32 % работающих россиян оценивают уровень охраны труда на своих рабочих местах как крайне низкий, при этом как минимум треть опрошенных даже не знают, что в себя включает это понятие.
Степень активного участия работодателей и работников в обеспечении безопасных и здоровых условий труда зависит от знания вопросов охраны труда и наличия мотивации для их выполнения [3].
Если Российским законодательством предусмотрено четыре вида ответственности работодателей и работников за нарушение требований трудового права, охраны труда и промышленной безопасности (дисциплинарная, материальная, административная и уголовная), то поощрения за хорошую работу в данном направлении отсутствуют.
Для повышения мотивации к выполнению работ в соответствии с нормами, действующими в области охраны труда, следует этот недостаток возместить соответствующим локальным документом, принятым на уровне коллективного договора.
научно-технический журнал № 2-2013
ВЕСТНИК 35
Таким образом, на современном этапе совершенствование системы охраны труда работников в организации (производстве) должно вестись по нескольким направлениям, включая:
- создание системы локальных документов и (или) стандартов предприятия по безопасности труда и аттестации рабочих мест в целях выявления и ликвидации рабочих мест с вредными условиями труда;
- разработку новых подходов к подготовке работников путем внедрения современных обу-
чающих технологий, ориентированных на отработку практических и психологических навыков безопасной работы;
- реализацию комплекса обучающих и информационно-консультационных мероприятий;
- разработку механизмов экономического стимулирования персонала к выполнению требований охраны труда, а работодателей - к внедрению новых безопасных технологий, сокращению рабочих мест с вредными или опасными условиями труда.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012).
2. О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2012 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru, свободный.
3. ГОСТ Р 12.0.009-2009. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению. - М.: Стандартинформ, 2009. - 11 с.
TWAYS TO IMPROVE ORGANIZATION Зубарева Вера Андреевна
LABOUR PROTECTION MANAGEMENT е-mail: [email protected]
SYSTEM
V. A. Zubareva, L. M. Polyak Поляк Людмила Михайловна
The causes of professional diseases and
their structure are given as well as the main work
trends in the fields of labour protection in order to
increase labour safety level. Low labour protection
standards are marked and their negative influence
on safety. Specific suggestions are given in order
to increase motivation for making work according
to norms and standards accepted in the sphere of
labour protection.
Key words: LABOUR PROTECTION,
MEASURES, DESEASES CAUSES ANALYSES,
SYSTEM IMPROVEMENT
36
научно-технический журнал № 2-2013
ВЕСТНИК