Ураков Б.,
заместитель начальника отдела Управления инвестиций Министерства финансов Республики Узбекистан
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ АКЦИОНЕРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПАКЕТАМИ АКЦИЙ
УРАЦОВ Б. ДАВЛАТ АКЦИЯЛАРИ БИЛАН АКЦИЯДОРЛИКЖАМИЯТЛАРИ ФАОЛИЯТИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШ ЙУЛЛАРИ
Узбекистонда инновацион ривожлантиришнинг жорий боск,ичида бир к,атор мух,им ижтимоий-ик,тисодий вазифаларни амалга оширишда миллий иктисодиёт таркиби-да алох,ида урин тутадиган давлат акциялари, акциядорлик компаниялар бошк,арувига булган ёндашувни тубдан узгартиришни талаб этади. Мазкур мак,ола хусусийлаштирил-ган Узбекистон корхоналарининг давлат акцияларини бошк,ариш механизмини такомил-лаштиришга баFишланган.
Таянч иборалар: хусусийлаштириш, давлат акциялари, корпоратив бошк,арув, корпо-ратив сиёсат, рентабеллик, акцияларнинг даромадлилиги, дивиденд сиёсати.
УРАКОВ Б. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ АКЦИОНЕРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПАКЕТАМИ АКЦИЙ
Современный этап инновационного развития Узбекистана требует кардинального изменения подходов к управлению акционерными предприятиями с госпакетами акций, которые занимают особое место в структуре национальной экономики, выполняя целый ряд жизненно важных социально-экономических функций. Поиску путей совершенствования механизма управления госпакетами акций приватизированных предприятий Узбекистана посвящена данная статья.
Ключевые слова: приватизация, госпакет акций, корпоративное управление, корпоративная политика, рентабельность производства, доходность акций, дивидендная политика.
URAKOV B. THE WAYS OF IMPROVEMENT OF ACTIVITY OF THE JOINT-STOCK ENTERPRISES WITH THE STATE EQUITY STAKES
The present stage of innovative development of Uzbekistan demands cardinal change of approaches to management of the joint-stock enterprises with state-owned shares which hold a specific place in structure of national economy, carrying out a number of the vital social and economic functions. The article is devoted to searching ways of improvement of the mechanism of management of state-owned shares of the privatized enterprises of Uzbekistan.
Keywords: privatization, state-owned shares, corporate management, corporate policy, profitability of production, profitability of actions, dividend policy.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 4
Мировой финансово-экономический кризис вносит существенные коррективы в стратегию и тактику проводимых в Узбекистане структурных преобразований, требуя кардинального обновления механизма управления акционерными предприятиями с государственной долей акций. На первых этапах реформирования национальной экономики одни из них приняли на себя целый ряд важных социально-экономических функций, обеспечив устойчивость хозяйственной системы, сохранение рабочих мест и насыщение потребительского рынка необходимыми товарами и услугами. Другие способствовали обеспечению устойчивого развития целых отраслей и наращиванию экспортного потенциала республики. Третьи внесли неоценимый вклад в обеспечение устойчивости целых территориальных комплексов страны, став градообразующими предприятиями регионов.
Однако, несмотря на значительное место в структуре реального сектора экономики и большой вклад предприятий данной категории в обеспечение устойчивого развития Узбекистана на первых этапах Независимости, следует признать, что значительная их часть все еще медленно перестраивает свою деятельность по инновационному развитию производства, освоению выпуска наукоемкой продукции и в них медленно формируются современные корпоративные отношения. Сложившееся положение вызвано не только технической отсталостью имеющихся производственных фондов, недостаточным квалифицированным уровнем специалистов, но и низким уровнем организации производства, а также несовершенством производственных отношений на первичном уровне1.
1 Байшалова З.Б. Принципы корпоративного управления промышленной организацией. Вестник КАСУ №4 - 2007. http://www.vestnik-kafu.info/ journal/12/443/
Усиливающаяся потребность в модернизации различных сторон деятельности предприятий с госпакетами акций, а также необходимость кардинального изменения отношений собственности заставляет государство заниматься поиском новых методов и подходов к совершенствованию их деятельности. В частности, только в 2015 году в республике по «нулевой» выкупной стоимости было реализовано на конкурсной основе новым инвесторам 506 имущественных комплексов с принятием инвесторами инвестиционных обязательств в размере около 1 триллиона сумов и 40 миллионов долларов США, полностью ликвидированы 245 низкорентабельных и бездействующих организаций. Завершена инвентаризация и выставлены на торги для реализации полностью в частную собственность 319 неиспользуемых объектов государственной собственности, 102 из них в прошлом году реализованы новым собственникам. Произведена оценка и выставлены на публичные торги государственные доли в более чем 378 акционерных обществах для их реализации стратегическим иностранным инвесторам. В числе выставленных на продажу государственной доли акций оказались такие известные и достаточно успешные предприятия, как акционерные общества «Навоиазот», «Ферга-наазот», «Ургенч экскаватор», «Кызылкум-цемент», «Джизакский аккумуляторный завод», «Алокабанк», «Туронбанк», страховая компания «Узагросугурта» и другие. Из выставленных на торги государственные доли 52 акционерных обществ уже реализованы в частную собственность. В частности, акции АО «Кукон ёг-мой», принадлежавшие
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 4
государству, проданы на сумму 2,5 миллиона долларов1.
Анализ выявленных в ходе исследования причин медленного инновационного обновления предприятий с госпакетами акций, позволил выявить ряд сдерживающих факторов, которые можно разделить на две большие группы. Первая из них связана с низким уровнем конкурентоспособности самих субъектов хозяйственной деятельности из-за высокого уровня изношенности основных производственных фондов, низкого качества маркетинговых исследований, отсутствия во многих предприятиях взвешенных стратегий инновационного развития, а также недостаточного уровня профессионализма работающих здесь менеджеров и персонала
Вторая группа факторов, сдерживающих внедрение инновационных методов финансирования потребностей развития ключевых предприятий Узбекистана, связана с нехваткой инвестиционных ресурсов, необходимых для кардинального обновления их производственно-технического потенциала, освоения новых видов наукоемкой продукции с высоким уровнем добавленной стоимости и налаживания каналов их сбыта на зарубежных рынках. Сказывается также и их слабая заинтересованность в инновационном развитии производства и наращивании своего экспортного потенциала, без чего невозможно обеспечить необходимые масштабы привлечения прямых и портфельных инвестиций.
Для кардинального обновления механизма финансирования программ инно-
1 Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. // Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год.
вационного развития предприятий с госпакетами акций в Республике Узбекистан уже в краткосрочной перспективе необходима разработка качественно новой нормативно-правовой базы, стимулирующей приток в них иностранных инвестиций. Необходимо развитие на основе синдицированного кредитования и проектного финансирования, акционерного и облигационного финансирования, международного и операционного лизинга, международного венчурного финансирования, франчайзинга и других прогрессивных методов финансового менеджмента.
Перспективным направлением совершенствования работы предприятий с госпакетами акций следует считать расширение спектра и увеличение масштабов финансирования программ их инновационного обновления путем разработка и реализация государственных, отраслевых и региональных инвестиционных программ, позволяющих выстраивать эффективную систему инвестиционного обеспечения их растущих потребностей развития.
Как показывают результаты проведенного автором исследования, темпы и качество инвестиционного обеспечения предприятий реального сектора экономики в значительной степени зависят от активности финансовых институтов, обладающих квалифицированными кадрами и имеющих достаточно высокий имидж у иностранных и внутренних инвесторов.
Возрастание роли финансовых институтов обусловлено тем, что сами предприятия не в состоянии кардинальным образом решить проблему привлечения необходимых объемов прямых иностранных инвестиций в форме долгосрочных кредитов зарубежных банков, лизингового оборудования ведущих мировых компаний или вложений в их ценные бумаги со стороны крупных инвестиционных фондов. В то же время, большинство коммерческих банков, страховых компаний и инвестиционных
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 4
фондов Узбекистана в силу относительно высокого уровня капитализации, достаточной степени диверсификации своей деятельности, а также наличия необходимых финансовых, человеческих и информационных ресурсов способны оказать ощутимую практическую помощь ключевым предприятиям республики в деле расширения масштабов притока иностранных и внутренних инвестиций на основе инновационных методов финансирования программ их инновационного обновления.
Однако, успех этой сложной и рискованной работы будет зависеть от своевременности усилий государства по созданию ощутимых стимулов для банковских и финансовых институтов Узбекистана, выступающих в роли их опытных консультантов, надежных инвестиционных посредников, активных маркет-мейкеров, участвующих в подготовке программ публичного размещения акций данной категории предприятий на зарубежных рынках капитала (IPO), соорганизаторов выпуска американских и глобальных депозитарных расписок (АДР, ГДР) а также организаторов сделок слияния и поглощения (M&A).
Дальнейшее расширение спектра и увеличение масштабов привлечения иностранных и внутренних инвестиций в значительной мере будет зависеть от темпов институционального укрепления и функционального развития национального рынка ценных бумаг и развития инвестиционно-финансовой инфраструктуры в регионах республики. Ее своевременное и качественное создание позволит расширить спектр инструментов финансирования, снизить уровень рисков прямых инвесторов, участвующих в реализации инвестиционных проектов национального, отраслевого или регионального масштабов.
Наряду с расширением спектра инновационных инструментов финансирования, большая работа предстоит по внедрению
прогрессивных методов корпоративного управления, без которых невозможно повысить их инвестиционную привлекательность и привлечь свободные финансовые ресурсы различных категорий иностранных инвесторов, включая стратегических, прямых, портфельных1 и нейтрализовать спекулятивных.
Мощный импульс активизации работы по совершенствованию корпоративного управления в акционерных предприятиях с госпакетами акций придал известный Указ Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 года за № УП 4720, направленный на кардинальное улучшение корпоративного управления в стране и повышение их инвестиционной привлекательности перед иностранными инвесторами. Успешная и своевременная реализация намеченных Указом мер должна позволить значительно повысить качество корпоративного управления в данной категории предприятий Узбекистана за счет повышения уровня защиты инвесторов, изменения статуса миноритарных акционеров (защиты интересов акционеров имеющих незначительное количество акций, не позволяющих влиять их владельцам на общее решения акционеров). Это должно поднять на качественно новый уровень обеспечение прозрачности деятельности исполнительных органов акционерных компаний, их подотчетности перед собраниями акционеров, повышения эффективности проводимой дивидендной политики.
В качестве первоочередных мер институционального укрепления механизма корпоративного управления на уровне акционерных предприятий с госпакетами акций можно рекомендовать такие из них, как:
• более глубокое изучение передового опыта использования потенциала госпакета акций с целью его творческого использования в условиях Узбекистана;
1 Принципы корпоративного управления ОЭСР -www.corp-gov.ru/projects/principles-ru.pdf.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 4
• модернизацию нормативно-правовой базы, регламентирующей участие иностранных инвесторов в управлении делами акционерных предприятий Узбекистана;
• расширение спектра и увеличение масштабов участия частных иностранных инвесторов в финансовом обеспечении программ инновационного развития данной категории предприятий республики;
• обеспечение дальнейшего институционального укрепления и функционального развития вторичного рынка корпоративных ценных бумаг Узбекистана;
• повышение эффективности контроля за эффективностью проводимой дивидендной политики в акционерных предприятиях с государственной долей акций.
Весь комплекс мер по совершенствованию механизма управления предприятиями Узбекистана с госпакетами акций должен быть, в первую очередь, направлен на:
- внедрение апробированных мировой практикой методов корпоративного управления, позволяющих повысить эффективность всех сторон их деятельности;
- обеспечение комплексного и экономного использования материально-сырьевых ресурсов для преодоления повышенной материалоёмкости производства;
- существенное увеличение доли высокотехнологичных видов продукции в общем объеме продукции предприятий;
- расширение экспортных возможностей и резервов импортозамещения отечественных товаропроизводителей;
- повышение уровня их инвестиционной привлекательности за счет роста общих масштабов капитализации бизнеса, котировок акций и проведения сбалансированной дивидендной политики.
Конечной целью совершенствования механизма управления предприятиями с госпакетами акций должно стать коренное повышение эффективности их производственно-хозяйственной деятельности, обновление ассортимента выпускаемой ими наукоемкой экспортной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости и проведение эффективной дивидендной политики по отношению к иностранным и внутренним инвесторам. Только такой подход позволит обеспечить доверие к ним со стороны иностранных и внутренних инвесторов и кардинально обновить все стороны их деятельности и стать подлинными драйверами экономического роста Узбекистана.
Литература:
1. Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. // Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в
2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на
2016 год.
2. Байшалова З.Б. Принципы корпоративного управления промышленной организацией. Вестник КАСУ №4 - 2007. http://www.vestnik-kafu.info/journal/12/443/
3. Горев И., Козлов Р., Дубовицкая Е. Система корпоративного управления в холдингах // Журнал для акционеров, 2003, № 12.
4. Мазур И.И. Корпоративный менеджмент: Справочник для профессионалов. -М.: «Высшая школа», 2003.
5. Принципы корпоративного управления ОЭСР. - www.corp-gov.ru/projects/ principles-ru.pdf.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 4