Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варыгина А.С.

Статья посвящена изучению путей совершенствования противодействия коррупции в России. Рассмотрены причины коррупции, субъекты антикоррупционной деятельности, меры профилактики коррупции.The article is devoted to the study of ways to improve the counteraction to corruption in Russia. The reasons of corruption, subjects of anticorruption activity, measures of corruption prevention are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление; устанавливается и порядок осуществления изменений в границах местного самоуправления [1].

Использованные источники:

1. Муниципальное право [Электронный ресурс] / Режим доступа: http : //do. gendocs. ru/docs/index-178254. html?page=16 (дата обращения 11.06.2017).

2. Муниципальное право / под ред. A. M. Никитиной [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lawdiss.org.ua/books/a1714.doc.html (дата обращения 11.06.2017).

УДК 328.185

Варыгина А. С. магистрант

«Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, г. Красноярск ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

КОРРУПЦИИ

Аннотация: Статья посвящена изучению путей совершенствования противодействия коррупции в России. Рассмотрены причины коррупции, субъекты антикоррупционной деятельности, меры профилактики коррупции.

Ключевые слова: коррупция, причины коррупции, антикоррупционная деятельность, пути совершенствования, меры профилактики.

Abstract: The article is devoted to the study of ways to improve the counteraction to corruption in Russia. The reasons of corruption, subjects of anticorruption activity, measures of corruption prevention are considered.

Key words: corruption, causes of corruption, anti-corruption activities, ways of improvement, prevention measures.

Существует множество классификаций причин коррупции. Понимание коррупции позволяет включать в число коррупционных правонарушений получение выгоды в связи с занимаемой должностью не только в результате получения взяток, но и хищения с использованием служебного положения, незаконного участия в предпринимательской деятельности, от занятия контрабандой с использованием служебного положения и иных злоупотреблений служебными полномочиями [2].

Экономические причины коррупции - это, во-первых, низкие заработные платы государственных служащих, во-вторых, их высокие

полномочия влиять на деятельность граждан и фирм.

Институциональные причины коррупции включают в себя: громоздкую систему отчетности; высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств; слабую кадровую политику государства, которая допускает возможность продвижения по службе вне зависимости от результатов работы служащих; отсутствие прозрачности в системе законотворчества [4].

Несовершенство действующего в РФ законодательства является важной причиной существования коррупции. К проблеме неэффективного законодательства примыкает незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты [3].

Субъекты антикоррупционной деятельности, исходя из их полномочий в сфере противодействия коррупции, могут быть условно разделены на следующие группы:

1) высшие органы власти: Президент Российской Федерации, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;

2) правоохранительные органы: Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба;

3) федеральные органы, имеющие дополнительные функции в сфере противодействия коррупции: Счетная палата Российской Федерации, Министерство юстиции, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономического развития, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации;

4) иные федеральные органы исполнительной власти, федеральные учреждения, представительные и исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, на служащих которых распространяются ограничения, требования и запреты антикоррупционного характера;

5) институты гражданского общества, участвующие в деятельности по предупреждению коррупции.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

• создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

• введение антикоррупционных стандартов;

• обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

• соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

• совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

• устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

• повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

• проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

• принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции;

• унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

• совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

• обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

• совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

• совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

• укрепление международного сотрудничества, развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

• усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

• передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным

организациям;

• повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

• оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Для профилактики коррупции осуществляются следующие основные меры: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности за непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов семьи; внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим должностных обязанностей должно учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции [1].

Использованные источники:

1. Илий С.К. Система государственных органов, осуществляющих противодействие коррупции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ppt-online.org/9100 (дата обращения 07.05.2017).

2. Купреев С.С. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в органах власти и управления. Административное и муниципальное право. - 2012. - № 9.

3. Борьба с коррупцией [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://diplomba.ru/work/123704 (дата обращения 07.05.2017).

4. Коррупция [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kpfu.ru/portal/docs/F1063840894/Magistratura.rar (дата обращения

07.05.2017).

УДК 314.15

Варыгина А. С. магистрант

«Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, г. Красноярск ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ Аннотация: Статья посвящена изучению функций и задач органов государственной и муниципальной власти в системе управления демографическими процессами. Изучено понятие демографической политики, её структура и цель. Рассмотрено управление демографическими процессами всеми уровнями публичной власти.

Ключевые слова: государственная власть, муниципальная власть, демографическая политика, социально-демографическая сфера, государство, законодательство.

Abstract: The article is devoted to the study offunctions and tasks of state and municipal authorities in the system of demographic processes management. The concept of demographic policy, its structure and purpose has been studied. The management of demographic processes at all levels of public authority is considered.

Key words: state power, municipal authority, demographic policy, socio-demographic sphere, state, legislation.

Кризисные явления последних лет в России нашли свое проявление на фоне общих для всех стран тенденций в демографическом развитии. В России образовалась структура населения, которая в условиях острого экономического и политического кризиса, в условиях острого политического и экономического кризиса оказывает блокирующее воздействие на социально-экономические преобразования. Все это привело к большому снижению уровня рождаемости и увеличению смертности, а так же привело к смене воспроизводства от многодетной семьи к малодетной. В таких условиях необходима стабилизация демографической ситуации посредством демографической политики.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Призвана воздействовать на формирование положительного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.