Курдюк Галина Петровна Лаптева Марина Николаевна
Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Краснодарском крае
В систему законодательства о противодействии коррупции включены нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В статье рассмотрен комплекс нормативных правовых актов, направленных на установление правовых и организационных основ противодействия коррупции в Краснодарском крае.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, законодательство, федеральный закон, правовой акт.
Legal and organizational basis of the counteraction to corruption in the Krasnodar Region
The system of anti-corruption legislation includes normative legal acts of the subjects of the Russian Federation. The article considers a set of normative legal acts aimed at establishing the legal and organizational framework for combating corruption in the Krasnodar Region.
Key words: corruption, counteraction to corruption, legislation, federal law, legal act.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [1] в систему законодательства, регулирующего противодействие коррупции, включены и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Остановимся подробнее на правовом регулировании указанных правоотношений в Краснодарском крае.
В настоящее время в Краснодарском крае действует комплекс актов, направленных на установление правовых и организационных основ противодействия коррупции.
Закон Краснодарского края от 23 июля 2009 г. № 1798-КЗ «О противодействии коррупции в Краснодарском крае» [2] (далее - Закон края № 1798-КЗ) обозначил важные направления антикоррупционной политики, основы проведения антикоррупционной экспертизы, меры по профилактике коррупции и другие положения.
В статье 3 Закона края № 1798-КЗ закреплен следующий перечень мер, направленных на противодействие коррупции:
антикоррупционная экспертиза проектов и действующих нормативных правовых актов;
формирование нетерпимости к коррупционному поведению в обществе;
закрепление правил кадровой работы, обеспечивающих длительное и эффективное исполнение должностных обязанностей государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, что учитывается при присвоении ему классного чина, при поощрении либо даже при повышении;
развитие институтов парламентского и общественного контроля за соблюдением законодательства в рассматриваемой сфере;
рассмотрение в госорганах Краснодарского края, органах местного самоуправления Краснодарского края результатов правоприменительной практики об обжаловании правовых актов ненормативного характера или действий, бездействия, решений указанных органов и их должностных лиц один раз в квартал в целях принятия соответствующих выводов и мер пресекательного и предупредительного характера;
предъявление в установленном федеральными и краевыми законами порядке специальных требований к претендующим на замещение госдолжностей, муниципальных должностей и должностей госгражданской и муниципальной службы гражданам, а также проверка достоверности представленных ими сведений;
утверждение программ по противодействию коррупции;
принятие административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг;
подготовка отчетов о реализации антикоррупционной политики;
проведение мониторинга противодействия коррупции;
взаимодействие органов госвласти и органов местного самоуправления с гражданами, СМИ, некоммерческими организациями в сфере противодействия коррупции; антикоррупционное обучение;
36
проведение государственными и муниципальными заказчиками маркетинговых исследований и мониторинга цен в целях формирования первоначальной цены по государственным и муниципальным контрактам, которая была бы объективной.
На основании ст. 4 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» [3], определившей, что порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и самих актов на наличие коррупциогенных факторов устанавливается Законодательным собранием Краснодарского края, были разработаны и утверждены два постановления. В первом установлены рекомендации по порядку проведения антикоррупционной экспертизы краевых нормативных правовых актов (их проектов) и муниципальных нормативных правовых актов (их проектов) (постановление от 26 января 2010 г. № 1740-П) [4], во втором утвержден сам порядок проведения такой экспертизы в Законодательном собрании Краснодарского края в отношении разрабатываемых и принимаемых им актов (постановление от 23 июня 2010 г. № 2034-П) [5].
Правовое управление краевого парламента, проводя предварительную правовую экспертизу вносимых на пленарные заседания проектов нормативных правовых актов, в своих заключениях обязательно акцентирует внимание на отсутствии (или наличии) в них коррупциогенных факторов.
В 2008 г. краевым парламентом была образована комиссия, основной целью деятельности которой является проведение экспертизы краевых правовых актов на отсутствие (или наличие) в них коррупциогенных факторов, а также подготовка предложений законодательного характера антикоррупционной направленности, и утверждено положение о ее деятельности. Эта комиссия регулярно проводит заседания, на которых рассматриваются проекты нормативных правовых актов Краснодарского края, в том числе внесенные в порядке законодательной инициативы, содержащие коррупцио-генные факторы.
В полном объеме в крае урегулирован порядок подачи и проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, установления запретов и ограничений для лиц, замещающих госдолжности Краснодарского края, депутатов Законодательного собрания Краснодарского края, государственных гражданских служащих края, а также их супругов и несовершеннолетних детей (2 закона и 5 постановлений).
Следует отметить, что в данном вопросе краевое законодательство работало на опережение. Еще в 2009 г. постановлением от 15 июля 2009 г. № 1506-П [6] Законодательное собрание края установило обязанность руководителей государственных учреждений, а также граждан, претендующих на занятие данных должностей, предоставлять сведения о доходах, собственности и имущественных обязательствах своих и своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В Трудовой кодекс РФ аналогичная обязанность для данных лиц была внесена лишь в конце декабря 2012 г. Федеральным законом № 280-ФЗ [7].
В настоящее время в связи с внесением изменений Указом Президента РФ от 19 сентября 2017 г. № 431 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в целях усиления контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции» [8] в форму справки, в соответствии с которой предоставляются данные сведения, путем дополнения ее новым разделом, предусматривающим предоставление сведений об отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки недвижимом имуществе, транспорте и ценных бумагах, Законодательным собранием принят соответствующий проект постановления, предусматривающий внесение необходимых изменений в постановления краевого парламента.
Еще одна новелла краевого законодательства также была введена в 2012 г. В подп. «е» п. 1 ст. 43 краевого Закона о правотворчестве (изменения внесены Законом Краснодарского края от 27 сентября 2012 г. № 2599-КЗ) в целях предупреждения противоправных форм лоббистской деятельности под угрозой применения такой меры ответственности, как досрочное прекращение полномочий, закреплено, что «депутатам запрещено осуществлять деятельность, направленную на достижение выгоды или преимуществ в виде денег, ценностей, иного имущества, имущественных прав или услуг имущественного характера для себя или третьих лиц», что является составной частью понятия «конфликт интересов», которое до октября 2015 г. не было урегулировано на федеральном уровне в отношении лиц, замещающих государственные должности.
В краевом парламенте также была проведена активная работа по подготовке изменений в отдельные нормативные правовые акты края в части осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего госдолжность, должность госгражданской службы, депутата, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, совокупного общего
37
дохода такого лица и его супруги (супруга), а также принятию новых.
Выразилось это в принятии постановлений Законодательного собрания Краснодарского края от 16 июля 2014 г. № 1192-П «Об утверждении Порядка представления государственными гражданскими служащими Краснодарского края сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [9] и от 20 ноября 2013 г. № 753-П «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Краснодарского края и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» [10].
Кроме того, по инициативе прокуратуры Краснодарского края был принят Закон Краснодарского края от 3 октября 2014 г. № 3036-К3 «О порядке увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края, в связи с утратой доверия» [11], которым определен порядок прекращения полномочий указанных лиц в связи с утратой доверия, а также установлено, каким краевым госорганом, должностным лицом данное решение принимается в зависимости от замещаемой должности таким лицом.
В названный Закон и законы Краснодарского края от 6 ноября 2009 г. № 1855-КЗ «О статусе лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края» [12] и от 24 апреля 1995 г. № 4-КЗ «О статусе депутата Законодательного собрания Краснодарского края» внесены изменения в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов лицами, замещающими госдолжности Краснодарского края, а также принято постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 17 декабря 2004 г. № 1401-П «О комиссии по соблюдению требований к должностному поведению лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края, и урегулированию конфликта интересов» [13].
В соответствии с требованиями федерального законодательства приняты постановления краевого законодательного органа государственной власти, регулирующие:
перечень должностей гражданской службы Краснодарского края, предусмотренных подп. «и» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные
средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (постановление от 22 апреля 2015 г. № 1633-П) [14];
порядок сообщения лицами, замещающими госдолжности Краснодарского края в краевом парламенте, и лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Краснодарского края в Законодательном собрании края, о получении в связи со служебными командировками, в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей при участии в протокольных мероприятиях и других официальных мероприятиях подарка, его сдачи и оценки, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации (постановление от 15 февраля 2017 г. № 3012-П) [15];
порядок принятия лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Краснодарского края в Законодательном собрании Краснодарского края, званий, наград, иных знаков отличия, полученных от иностранных государств, международных организаций, общественных объединений, в том числе политических партий и других организаций (постановление от 26 октября 2016 г. № 2729-П) [16];
порядок сообщения лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Краснодарского края в Законодательном собрании Краснодарского края, о личной заинтересованности, которая может привести или уже приводит к конфликту интересов при исполнении должностных обязанностей (постановление от 25 февраля 2016 г. № 2279-П) [13].
Проведенный анализ показал, что субъекты Российской Федерации имеют широкие полномочия по законодательному регулированию противодействия коррупции на своей территории. В Краснодарском крае нормативная правовая база в сфере противодействия коррупции сформирована в полном объеме, значительные усилия предприняты в целях минимизации уровня коррупции в регионе.
В заключение необходимо указать, что научное осмысление процессов формирования антикоррупционного правового поля и проблем соответствующего правоприменения в Краснодарском крае как отдельно взятом регионе способствует не только выработке научных направлений в исследуемой области, но и совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции и практической борьбе с ней.
38
1. Собр. законодательства РФ. 2008. № 52, ч. 1. Ст. 6228.
2. Кубанские новости. 2009. № 129.
3. Кубанские новости. 1995. № 98.
4. Информ. бюл. Законодательного собрания Краснодарского края. 2010. № 27.
5. Информ. бюл. Законодательного собрания Краснодарского края. 2010. № 32.
6. Информ. бюл. Законодательного собрания Краснодарского края. 2009. № 21.
7. Рос. газ. 2012. № 33.
8. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru 19.09.2017.
9. Информ. бюл. Законодательного собрания Краснодарского края. 2014. № 21.
10. Информ. бюл. Законодательного собрания Краснодарского края. 2013. № 13.
11. Кубанские новости. 2014. № 194.
12. Информ. бюл. Законодательного собрания Краснодарского края. 2009. № 24.
13. Официальный сайт Законодательного собрания Краснодарского края. URL: www. kubzsk.ru, 25.12.2014.
14. Официальный сайт Законодательного собрания Краснодарского края. URL: www. kubzsk.ru, 06.05.2015.
15. Официальный сайт Законодательного собрания Краснодарского края. URL: www. kubzsk.ru, 01.03.2017.
16. Официальный сайт Законодательного собрания Краснодарского края. URL: www. kubzsk.ru, 11.11.2016.
17. Официальный сайт Законодательного собрания Краснодарского края. URL: www. kubzsk.ru, 09.03.2016.
1. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2008. № 52, pt. 1. Art. 6228.
2. Kuban news. 2009. №129.
3. Kuban news. 1995. № 98.
4. Information bull. of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region. 2010. № 27.
5. Information bull. of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region. 2010. № 32.
6. Information bull. of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region. 2009. № 21.
7. Rus. newsp. 2012. № 33.
8. Official Internet portal of the legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru, 19.09.2017.
9. Information bull. of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region. 2014. № 21.
10. Information bull. of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region. 2013. № 13.
11. Kuban news. 2014. № 194.
12. Information bull. of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region. 2009. № 24.
13. Official site of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region. URL: www.kubzsk.ru,
25.12.2014.
14. Official site of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region. URL: www.kubzsk.ru,
06.05.2015.
15. Official site of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region. URL: www.kubzsk.ru, 01.03.2017.
16. Official site of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region. URL: www.kubzsk.ru,
11.11.2016.
17. Official site of the Legislative Assembly of the Krasnodar Region. URL: www.kubzsk.ru, 09.03.2016.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Курдюк Галина Петровна, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583414;
Лаптева Марина Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
G.P. Kurdyuk, Candidate of Law, Assistant Professor, Professor of the Chair of Theory and History of Law and State of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583414;
M.N. Lapteva, Candidate of Law, Assistant Professor of the Chair of Administrative and Financial Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail: [email protected]
39