Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сотрудники полиции / физическая подготовка / профессионально-прикладная физическая подготовка / учебно-тренировочный процесс / выносливость / физическая сила / приемы силового задержания / борьба / ловкость / гибкость / задержание правонарушителей / обеспечение правопорядка.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кодзоков А. Х., Канукоев А. М.

Требования к физической подготовленности и общему физическому состоянию сотрудников полиции постоянно ужесточаются. Общество хочет видеть молодых, опытных, физически развитых сотрудников, которые внушают доверие и безопасность с первого взгляда. Существующая сегодня профессионально-прикладная физическая подготовка заключается в том, что за достаточно короткий промежуток времени преподавателям необходимо практически с нуля обучить слушателей различным приемам силового задержания, борьбы и бросковой технике, при этом оценка общей физической подготовки отходит на второй план, а именно основной упор делается на контрольных нормативах, которые слушателям по окончании обучения необходимо сдать. Таким образом, тот факт, что одна часть физической подготовки отходит на второй план не может сказаться положительно, так как от физической выносливости и силы также зависит успешность выполнения служебных задач Профессионально-прикладная физическая подготовка формирует необходимость разработки такой методики обучения, которая позволит в достаточном объеме развивать все необходимые качества и добиваться оптимальной формы для успешного несения службы среди сотрудников полиции. Основной задачей преподавательского состава является подготовить универсального если можно так выразиться сотрудника, готового нести службу во всех подразделениях органов внутренних дел. Работа сотрудников полиции разнопланова, специфична, непостоянна, сопряжена с постоянным стрессом и опасностью. В этой связи для начала необходимо отметить, что перед полицейскими стоит задача по обеспечению правопорядка. Это деятельность полицейских, которая подразумевает что в ходе несения службы они в большой степени будут производить задержания правонарушителей непосредственно на месте преступления. Это означает, что сотрудник полиции должен быть выносливым, физически сильным, уметь применять приемы силового задержания, борьбы, быть ловким и гибким. Именно когда все эти аспекты физической подготовки доведены до достаточно высокого уровня можно утверждать, что вероятность успешного выполнения служебных задач у этого сотрудника высока, а его подготовка соответствует всем необходимым требованиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кодзоков А. Х., Канукоев А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ АЕЯТЕЛЬИОСТЬ И ААВОКАТУРА

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-3-90-94 NIION: 2021-0079-3/23-149 MOSURED: 77/27-025-2023-03-149

КОДЗОКОВ Азнаур Хасанович,

майор полиции, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, e-mail: mail@law-books.ru

КАНУКОЕВ Астемир Мусович,

капитан полиции, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

e-mail: amv_1978@mail.ru

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

Аннотация. Требования к физической подготовленности и общему физическому состоянию сотрудников полиции постоянно ужесточаются. Общество хочет видеть молодых, опытных, физически развитых сотрудников, которые внушают доверие и безопасность с первого взгляда. Существующая сегодня профессионально-прикладная физическая подготовка заключается в том, что за достаточно короткий промежуток времени преподавателям необходимо практически с нуля обучить слушателей различным приемам силового задержания, борьбы и бросковой технике, при этом оценка общей физической подготовки отходит на второй план, а именно основной упор делается на контрольных нормативах, которые слушателям по окончании обучения необходимо сдать. Таким образом, тот факт, что одна часть физической подготовки отходит на второй план не может сказаться положительно, так как от физической выносливости и силы также зависит успешность выполнения служебных задач Профессионально-прикладная физическая подготовка формирует необходимость разработки такой методики обучения, которая позволит в достаточном объеме развивать все необходимые качества и добиваться оптимальной формы для успешного несения службы среди сотрудников полиции. Основной задачей преподавательского состава является подготовить универсального если можно так выразиться сотрудника, готового нести службу во всех подразделениях органов внутренних дел. Работа сотрудников полиции разнопланова, специфична, непостоянна, сопряжена с постоянным стрессом и опасностью. В этой связи для начала необходимо отметить, что перед полицейскими стоит задача по обеспечению правопорядка. Это деятельность полицейских, которая подразумевает что в ходе несения службы они в большой степени будут производить задержания правонарушителей непосредственно на месте преступления. Это означает, что сотрудник полиции должен быть выносливым, физически сильным, уметь применять приемы силового задержания, борьбы, быть ловким и гибким. Именно когда все эти аспекты физической подготовки доведены до достаточно высокого уровня можно утверждать, что вероятность успешного выполнения служебных задач у этого сотрудника высока, а его подготовка соответствует всем необходимым требованиям.

Ключевые слова: сотрудники полиции, физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, учебно-тренировочный процесс, выносливость, физическая сила, приемы силового задержания, борьба, ловкость, гибкость, задержание правонарушителей, обеспечение правопорядка.

ЧЮЮЖЖЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖ!^^

KODZOKOV Aznaur Khasanovich,

police major, candidate of pedagogical sciences, Senior Lecturer of the Department of Physical Training

KANUKOEV Astemir Musovich,

police captain, candidate of pedagogical sciences, Senior Lecturer of the Department of Physical Training North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ON THE PROSPECTS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA

Annotation. The requirements for physical fitness and general physical condition of police officers are constantly being tightened. Society wants to see young, experienced, physically fit employees who inspire confidence and security at first sight. The current professional-applied physical training lies in the fact that in a fairly short period of time, teachers need to teach students practically from scratch various methods of force detention, wrestling and throwing techniques, while the assessment of general physical fitness fades into the background, namely, the main emphasis is on on the control standards that students must pass at the end of training. Thus, the fact that one part of physical training fades into the background cannot have a positive effect, since the success of performing official tasks also depends on physical endurance and strength. develop all the necessary qualities and achieve the optimal form for successful service among police officers. The main task of the teaching staff is to prepare a universal employee, if I may say so, who is ready to serve in all departments of the internal affairs bodies. The work of police officers is diverse, specific, inconsistent, associated with constant stress and danger. In this regard, to begin with, it should be noted that the police are faced with the task of ensuring law and order. This is the activity of the police, which implies that in the course of their service they will, to a large extent, arrest offenders directly at the scene of the crime. This means that a police officer must be hardy, physically strong, be able to use the methods of forceful detention, struggle, be dexterous and flexible. It is when all these aspects of physical training are brought to a sufficiently high level that it can be argued that the probability of successful performance of official tasks for this employee is high, and his training meets all the necessary requirements.

Key words: police officers, physical training, professionally applied physical training, training process, endurance, physical strength, be able to use forceful detention, wrestling, dexterity, flexibility, detention of offenders, law enforcement.

Постановка проблемы. Физическая подготовка сотрудников МВД России играет немаловажную роль в их профессиональной деятельности. Для квалифицированного осуществления профессиональной деятельности сотрудники полиции должны обладать рядом специфических качеств, в том числе и физических. Сотрудники полиции в ходе выполнения своих задач оказываются в стрессовых ситуациях, которые требуют от них устойчивости как психологической, так и физической. По этой причине требования к физической подготовке сотрудников достаточно высоки. В данной связи будет уместным рассмотреть профессионально-прикладную физическую подготовку сотрудников и разобрать существующие проблемы в методической и организационной составляющей физической подготовки.

Методология исследования. На сегодняшний день мы можем отчетливо наблюдать постоянный рост требований, предъявляемых к сотрудникам полиции. Это с одной стороны растущие ожидания со стороны общества, которое трансформируется и предполагает таких же позитивных изменений в правоохранительной системе,

которая главным образом призвана обеспечить безопасность общества [7]. С другой же стороны это запросы со стороны министерства внутренних дел и начальствующего состава, которые также постоянно повышают требования к качеству выполняемой сотрудниками полиции работы. В особенности данное положение касается новых кадров, которые должны быть более квалифицированными чем их предшественники и обладать большими знаниями и навыками для выполнения поставленных перед ними задач. Физическая подготовка в данной связи играет далеко не последнюю роль. Требования к физической подготовленности и общему физическому состоянию сотрудников полиции постоянно ужесточаются. Общество хочет видеть молодых, опытных, физически развитых сотрудников, которые внушают доверие и безопасность с первого взгляда [10].

В данной связи необходимо рассмотреть профессионально-прикладную физическую подготовку сотрудников полиции в условиях образовательных организаций МВД России.

Сама по себе профессионально-прикладная физическая подготовка подразумевает

использование физической культуры и спорта для подготовки индивида к определенной профессиональной деятельности. Однако важно отметить, что профессионально-прикладная физическая подготовка подразумевает выборочное использование средств физической культуры и спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка является первопричиной необходимости разработки такой методики обучения, которая позволит в достаточном объеме развивать все необходимые качества и добиваться оптимальной формы для успешного несения службы среди сотрудников полиции. Основной задачей преподавательского состава является подготовить универсального если можно так выразиться сотрудника, готового нести службу во всех подразделениях органов внутренних дел. Работа сотрудников полиции разнопланова, специфична, непостоянна, сопряжена с постоянным стрессом и опасностью. В этой связи для начала необходимо отметить, что перед полицейскими стоит задача по обеспечению порядка в первую очередь. Это деятельность полицейских, которая подразумевает что в ходе несения службы они в большой степени будут производить задержания правонарушителей непосредственно на месте преступления. Реже это будут специальные операции по поимке особо опасных лиц. Однако в любом случае, в арсенале у полицейского должны быть средства противодействия любому правонарушителю независимо ни от чего. Это позволяет нам понять, что уровень физической подготовленности сотрудников должен быть достаточно высоким, так как обеспечение общественной безопасности подразумевает не только задержание или силовое задержание правонарушителей, а также преследование, а в нередких случаях вступление в бой с правонарушителями. Все это означает, что сотрудник полиции должен быть выносливым, физически сильным, уметь применять приемы силового задержания, борьбы, быть ловким и гибким. Именно когда все эти аспекты физической подготовки доведены до достаточно высокого уровня можно утверждать, что вероятность успешного выполнения служебных задач у этого сотрудника высока, а его подготовка соответствует всем необходимым требованиям. Однако, к нашему большому сожалению сотрудников, которые соответствовали бы такому описанию в рядах нашей полиции меньшинство. Во многом это напрямую и связанно с профессионально-прикладной подготовкой, которую проходят сотрудники полиции будучи слушателями образовательных организаций МВД России [5; 8].

Существующая на сегодняшний день профессионально-прикладная подготовка направ-

лена на формирование первичных двигательных навыков и физической подготовленности, и только с течением времени будет начинаться прогрессирование. Основная причина, порождающая данную ситуацию, заключается в самом подходе, который физическую и профессионально-прикладную физическую подготовку слушателей образовательных организаций МВД России сводит в основном к формированию у них необходимых двигательных навыков и развитию важных психофизических способностей. Разработанные на основе такого подхода методики и технологии обучения, а также учебные программы по дисциплине «Физическая подготовка» ввиду ограниченной трудоемкости не в полной мере формируют у слушателей необходимые теоретические знания основ физической культуры и спорта, ценностных ориентиров и положительной мотивации к учебным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями [1; 5; 6]. Однако в современных реалиях у сотрудников полиции нет времени для того, чтобы постепенно и медленно развиваться, так как криминалитет также совершенствуется и в преступные сообщества вступают чаще всего физически подготовленные люди. В этой связи возникает большая проблема, которая заключается в том, что профессионально-прикладная подготовка должна быть в первую очередь направлена на формирование теоретических знаний у слушателей образовательных организаций, которые позволят им совершенствоваться и за пределами организаций, на самостоятельной основе. А вторая проблема состоит в том, что помимо теоретических знаний профессионально-прикладная подготовка должна быть на направлена на мотивацию слушателей к самостоятельной подготовке.

Как и было отмечено существующая сегодня профессионально-прикладная физическая подготовка заключается в том, что за достаточно короткий промежуток времени преподавателям необходимо практически с нуля обучить слушателей различным приемам силового задержания, борьбы и бросковой технике, при этом оценка общей физической подготовки отходит на второй план, а именно основной упор делается на контрольных нормативах, которые слушателям по окончании обучения необходимо сдать. Таким образом, тот факт, что одна часть физической подготовки отходит на второй план не может сказаться положительно, так как от физической выносливости и силы также зависит успешность выполнения служебных задач [8]. Совершенно очевидно, что подобная ситуация сложилась во многом из-за того, что описанные ранее проблемы не решаются.

Со своей стороны считаем, что успешное решение указанных проблем лежит в плоскости

переосмысления и модернизации всей системы профессионально-прикладной физической подготовки целиком. Если работа преподавателя будет сосредоточена на формировании не только навыков, но и знаний, и мотивации, то в будущем у слушателей будут возможности для саморазвития за стенами образовательной организации и вместе с тем при прохождении последующего обучения преподаватель будет сосредоточен на формировании уже новых качеств, а также доведения до совершенства уже имеющихся. Ситуация, которая сложилась на данный период можно описать как движение на месте без прогресса, так как слушатели проходят достаточно объемный курс обучения за короткий промежуток времени, большая часть знаний и навыков, которые были приобретены забываются и не используются, соответственно проходя обучение в будущем ситуация повторяется. В этой связи методическое сопровождение дисциплины «Физическая подготовка» должно быть направлено на достижение постоянного прогресса, а для этого необходимо задуматься о переходе на более эффективные системы образования, которые позволят включать в обучение не только практические занятия, но и теоретические, в процессе которых у слушателей будет сформирована стойкая мотивация не только к успешному освоению дисциплины, но и саморазвитию и самосовершенствованию. А использование индивидуального подхода в процессе обучения стимулирует повышение эффективности учебной работы слушателя [2; 3].

Предлагаемый нами поход заключается в том, что для начала необходимо переосмыслить сформировавшееся десятилетиями видение на работу полицейских и уделять больше внимание базовой, общей физической подготовки, которая редко находится у слушателей на уровне, кото-

рый мог бы им позволить не только проходить аттестацию, но и быть готовым к непредвиденным обстоятельствам во время несения службы, а также повысить их общий уровень здоровья и физического состояния. Во-вторую очередь целесообразно уделять больше внимания теоретической составляющей дисциплины, для формирования мотивации, понимания и осознания ее важности [4; 7]. Существует множество альтернативных подходов, которые также могут обеспечить добиться более высоких результатов и решением этого вопроса должны быть озадачены преподаватели, так как именно на их плечи возложена задача по подготовке квалифицированных кадров, и во многом успешность их работы зависит от уровня, на котором организовывается учебно-тренировочный процесс.

Заключение. Подводя итог нашему исследованию, отметим, что в профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников ОВД существует ряд проблем, решение которых лежит в плоскости актуализации методик, которыми пользуются преподаватели физической подготовки, основная задача которых подготовка квалифицированных, многопрофильных специалистов, способных выполнять поставленные перед ними задачи [3; 9]. Учитывая важность и значимость ППФП для профессиональной деятельности сотрудника полиции, не всегда ей придается соответствующее значение, не учитывается специфика конкретной службы, специальности. Поэтому задача преподавательского состава кафедр физической подготовки образовательных организаций МВД России заключается в нахождении решения существующих проблем и совершенствовании знаний и навыков, способствующих успешному выполнению, поставленных перед сотрудниками полиции служебных задач.

Список литературы:

[1] Елисеева А.Е. Прикладная физическая подготовка сотрудников как основа деятельности органов внутренних дел // В книге: Молодежь - Барнаулу. Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых. Главный редактор Ю.В. Анохин. 2020. С. 456.

[2] Канукоев А.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ОВД: организационно-методический аспект // Культура физическая и здоровье. 2022. № 1 (81). С. 16-19.

[3] Князев С.А., Корнаушенко А.В., Желонкин В.В. Самостоятельная физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 2 (37). С. 173-174.

[4] Крымшокалов А.З. Пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 5. С. 82-86.

[5] Кузьминых С.В., Горин Р.П. Проблемы организации физической подготовки в ОВД // В сборнике: Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2021. С. 180-184.

чжжжжжттттттт/11жжжжт1жжжж^

[6] Седов В.В. Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки в системе профессиональной подготовки курсантов высших учебных заведений МВД России, обучающихся по специальности «инспектор по делам несовершеннолетних // В сборнике: Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2019. С. 305-308.

[7] Танаева З.Р., Иванова Л.Ф., Костеркин П.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов к выполнению служебных задач в подразделениях МВД России // Человек. Спорт. Медицина. 2020. Т. 20. № S2. С. 126-131.

[8] Третьяков А.А., Горелов А.А. К проблеме организации профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 10-2. С. 302-307.

[9] Тхагалегов А.А. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел комплексным силовым действиям в оперативно-служебных ситуациях // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 105-109.

[10] Чехранов Ю.В., Дементьев В.Л. Профессионально-прикладной спорт в свете деятельност-ной направленности физической подготовки сотрудников полиции // В сборнике: Интеграция науки и спортивной практики в единоборства. Материалы XVI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, посвящённой памяти заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера СССР, профессора Евгения Михайловича Чумакова. Под общей редакцией С.Е. Табакова. 2019. С. 206-211.

Spisok literatury:

[1] Eliseeva A.E. Prikladnaya fizicheskaya podgotovka sotrudnikov kak osnova deyatel'nosti organov vnutrennih del // V knige: Molodezh' - Barnaulu. Materialy XXI gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh. Glavnyj redaktor YU.V. Anohin. 2020. S. 456.

[2] Kanukoev A.M. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka sotrudnikov OVD: organiza-cionno-metodicheskij aspekt // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2022. № 1 (81). S. 16-19.

[3] Knyazev S.A., Kornaushenko A.V., ZHelonkin V.V. Samostoyatel'naya fizicheskaya podgotovka kur-santov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2019. № 2 (37). S. 173-174.

[4] Krymshokalov A.Z. Puti sovershenstvovaniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii// Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T. 14. № 5. S. 82-86.

[5] Kuz'minyh S.V., Gorin R.P. Problemy organizacii fizicheskoj podgotovki v OVD // V sbornike: Antro-pnye obrazovatel'nye tekhnologii v sfere fizicheskoj kul'tury. Sbornik statej po materialam VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod, 2021. S. 180-184.

[6] Sedov V.V. Problemy professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki v sisteme professional'noj podgotovki kursantov vysshih uchebnyh zavedenij MVD Rossii, obuchayushchihsya po special'nosti "inspektor po delam nesovershennoletnih // V sbornike: Prestupnost' v SNG: problemy preduprezhdeniya i raskrytiya prestuplenij. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 305-308.

[7] Tanaeva Z.R., Ivanova L.F., Kosterkin P.D. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka budushchih sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov k vypolneniyu sluzhebnyh zadach v podrazdeleniyah MVD Rossii // CHelovek. Sport. Medicina. 2020. T. 20. № S2. S. 126-131.

[8] Tret'yakov A.A., Gorelov A.A. K probleme organizacii professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2022. № 10-2. S. 302-307.

[9] Thagalegov A.A. Professional'naya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennih del kompleksnym silovym dejstviyam v operativno-sluzhebnyh situaciyah // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2022. T. 15. № 4. S. 105-109.

[10] CHekhranov YU.V., Dement'ev V.L. Professional'no-prikladnoj sport v svete deyatel'nostnoj naprav-lennosti fizicheskoj podgotovki sotrudnikov policii // V sbornike: Integraciya nauki i sportivnoj praktiki v edino-borstva. Materialy XVI Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii molo-dyh uchenyh, posvyashchyonnoj pamyati zasluzhennogo mastera sporta SSSR, zasluzhennogo trenera SSSR, professora Evgeniya Mihajlovicha CHumakova. Pod obshchej redakciej S.E. Tabakova. 2019. S. 206-211.

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiim^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.