Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-прикладная физическая подготовка / сотрудники полиции / методика / общая физическая подготовка / технико-тактическая физическая подготовка / процесс обучения / professional and applied physical training / police officers / methodology / general physical training / technical and tactical physical training / learning process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошин Андрей Витальевич, Тащиян Аршак Андраникович, Ефремова Татьяна Геннадьевна, Кулахсзян Сюзанна Карленовна

Доказана эффективность методики профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников полиции на этапе профессионального обучения. Выявлена положительная динамика уровня общей физической и технико-тактической подготовленности сотрудников полиции в процессе эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдошин Андрей Витальевич, Тащиян Аршак Андраникович, Ефремова Татьяна Геннадьевна, Кулахсзян Сюзанна Карленовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF THE METHODOLOGY OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS AT THE STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING

The effectiveness of the methodology of professional-applied physical training of police officers at the stage of professional training has been proved. The positive dynamics of the level of general physical and technical-tactical readiness of police officers during the experiment was revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011:351.74 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-1-3-9

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

А.В. Алдошин, А.А. Тащиян, Т.Г. Ефремова, С.К. Кулахсзян

Доказана эффективность методики профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников полиции на этапе профессионального обучения. Выявлена положительная динамика уровня общей физической и технико-тактической подготовленности сотрудников полиции в процессе эксперимента.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, сотрудники полиции, методика, общая физическая подготовка, технико-тактическая физическая подготовка, процесс обучения.

THE EFFECTIVENESS OF THE METHODOLOGY OF PROFESSIONALAPPLIED PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS AT THE STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING

Aldoshin A.V., candidate of pedagogical sciences, professor, aldoshin.dos@yandex.ru, Russia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Tashiyan A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tashciyan. azniv@, mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Efremova T.G., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tefremova@, sfedu.ru, Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University,

Kulakhszyan S.K., associate professor, skula-hszyan@mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The effectiveness of the methodology of professional-applied physical training of police officers at the stage of professional training has been proved. The positive dynamics of the level of general physical and technical-tactical readiness of police officers during the experiment was revealed.

Key words: professional and applied physical training, police officers, methodology, general physical training, technical and tactical physical training, learning process.

Алдошин Андрей Витальевич, канд. пед. наук, проф., aldoshin.dos@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,

Тащиян Аршак Андраникович, канд. юрид. наук, доц., tashciyan.azniv@mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский юридический институт МВД России,

Ефремова Татьяна Геннадьевна, канд. пед. наук, доц., tefremova@sfedu.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет,

Кулахсзян Сюзанна Карленовна, адъюнкт, skulahszyan@mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский юридический институт МВД России

Профессиональная физическая подготовка - это деятельность, направленная на совершенствование и поддержание на должном уровне тех навыков и качеств, которые обеспечивают успешность выполнения оперативно-служебных задач [1].

В организации процесса физической подготовки обучающихся особое значение придают педагогическим подходам, используемым на учебных занятиях. Они представляют собой некие базовые положения, которые способствуют правильному формированию педагогиче-

ских принципов и, соответственно, эффективной реализации учебного про -цесса.

В общем виде все педагогические средства и методы основаны на основополагающих дидактических принципах. Это, в первую очередь, объясняется тем, что в учебном процессе различных образовательных организаций физическая культура (или физическая подготовка) является одним из основных элементов и базируется на основных методических принципах (активность, сознательность, заинтересованность, доступность, наглядность, эффективность, индивидуальность, динамика, систематичность и т. д.) [2].

Процесс обучения сотрудников полиции нацелен на приобретение специальных умений и навыков при одновременном развитии физических качеств, обеспечивающих максимально эффективное формирование про -фессиональных компетенций в области физической подготовки.

Неотъемлемой частью процесса обучения является и психологическая подготовка. Важным аспектом в данном направлении выступают пси -хологическая устойчивость сотрудников, их способность противостоять опасности, уверенность в действиях в момент применения физической силы и т. д. В процессе занятий необходимо воспитывать у обучающихся такие качества, как самоконтроль, выдержка, смелость, решительность.

Физическая подготовка сотрудников полиции состоит из двух структурных элементов: общей физической подготовки и профессио-нально-прикладной физической подготовки. Такая схема подготовки ориентирована на поступательную динамику развития необходимых физиче -ских качеств, формирование специальных умений и навыков, а также повышение функциональных и адаптационных возможностей организма обучающихся [3]. В связи с этим программа физической подготовки сотрудников полиции на этапе обучения содержит упражнения, направленные на развитие основных физических качеств, а также упражнения, формирующие навыки применения боевых приемов борьбы.

В процессе получения теоретических и практических знаний сотрудники обязаны в полной мере овладеть профессиональными компе -тенциями в области специальной физической подготовки в объеме, необходимом для успешного выполнения стоящих перед ними задач. Учебные занятия, в первую очередь, направлены на формирование специальных навыков и умений, способствующие в реализации мероприятий по пресечению правонарушений, преступлений и задержанию лиц, представляющих общественную опасность или угрозу для граждан.

Образовательный процесс в сфере профессиональной физической подготовки основывается на комплексном подходе к развитию функциональной подготовленности сотрудника с физической, технико -тактической и психологической сторон.

Вначале необходимо совершенствовать базовые физические качества для создания правильных условий освоения обучающимися специальных аспектов физической подготовки. Развитие силы, быстроты, гибкости, выносливости и координации позволяет повысить уровень подготовленности к применению боевых приемов борьбы, а также сформировать более устойчивое психологическое состояние, которое позволит эффективно противодействовать преступникам [5].

Формирование физических качеств обусловливает подготовку организма обучающихся к нагрузкам, с которыми придется столкнуться в процессе профессиональной деятельности. Психологическая подготовка позволяет сформировать волевые качества, необходимые для выполнения служебных задач [7].

Сотрудникам полиции в своей профессиональной деятельности приходится решать множество служебных задач, требующих специальной выносливости, быстроты реакции и решительности [6]. Уровень общей физической и технико-тактической подготовки сотрудника правоохранительных органов - одна из главных составляющих эффективного несения службы и достижения профессиональных целей. Для того чтобы подго -товка была продуктивной, необходимо применять различные техники и приемы, учитывать время, темп, интенсивность и уровень нагрузки, а также периодически вносить коррективы в схему проведения занятия, чередовать упражнения между собой в различном порядке, менять условия выполнения в каждом конкретном случае в зависимости от уровня нагрузки и степени физической подготовки сотрудника полиции [8].

Кроме того, в занятия по физической подготовке важно включать элементы новизны и активного противодействия противников, задания повышенной сложности, а также выполнение упражнений на фоне утомления и в усложненных, нетипичных условиях.

Формирование навыков профессионально-прикладной физической подготовки требует обязательного межличностного взаимодействия, непо -средственного педагогического контроля и непрерывного процесса их со -вершенствования [4]. Невозможно в совершенстве овладеть техникой задержания правонарушителя без практической отработки в спарринге или в отсутствии непосредственного контроля со стороны преподавателя.

Целью исследования является определение эффективности методики профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников полиции на этапе профессионального обучения.

Задачи исследования:

1) изучить содержание методики профессионально -прикладной физической подготовки сотрудников полиции на этапе профессионального обучения;

2) провести исследование, направленное на определение эффективности рассматриваемой методики;

3) проанализировать результаты проведенного исследования.

Методика и организация исследования. В процессе исследования был проведен сравнительный анализ показателей уровня общей и профес -сионально-прикладной физической подготовленности слушателей Ростов -ского юридического института МВД России в период обучения. Были сформированы две экспериментальные группы из числа мужчин в возрасте до 25 лет. В первую группу вошли слушатели, обучающиеся по программе профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава в количестве 11 человек, во вторую - лица среднего и старшего начальствующего состава, имеющие высшее или среднее профессиональ -ное (юридическое) образование, в количестве 15 человек.

Общий период исследования составил 4 месяца (июнь-сентябрь 2022 года). Все участники исследования получили одинаковый объем тре -нировочной нагрузки в течение четырехмесячного цикла. В первый месяц исследования (июнь 2022 года) выполнялись исключительно упражнения на развитие силы и быстроты в период учебных занятий. С июля 2022 года выполнялись упражнения в часы самостоятельной работы на быстроту и силу:

- бег на 10-20-30 м со старта (3-5 х 2-4 серии);

- бег на 20-40-60 м со старта (3-4 х 1-2 серии);

- бег с ходу на 20-30 м с 20-30-метрового разбега;

- сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (1-3 х 8-15 раз);

- подтягивание на перекладине хватом сверху (1-3 х 5-10 раз);

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (1-3 х 10-15 раз;

- подтягивание на перекладине хватом снизу (1-3 х 5-10 раз);

- подтягивание на перекладине широким хватом (1-3 х 4-8 раз).

Отработка боевых приемов борьбы проводилась по следующей

методике:

- увеличение количества и темпа выполнения двигательных зада -

ний;

- сокращение интервалов отдыха и повышение уровня сложности двигательных действий;

- выполнение двигательных действий или боевых приемов борьбы в момент вестибулярных раздражений.

Результаты исследования и их обсуждение. Проводилось тестирование общей физической подготовки по четырем основным показателям, а также профессионально-прикладной физической подготовки путем выполнения тактических задач, связанных с ограничением свободы пере -движения правонарушителя.

Показатели уровня общей физической подготовленности слушателей до обучения приведены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели уровня общей физической подготовленности слушателей до обучения, М±т

Тесты 1-я группа 2-я группа

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 10±2 12±2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 32±2 35±2

Челночный бег 4*20 м, с 17,3±0,5 16,1±0,5

Челночный бег 10*10 м, с 26,8±0,5 26,5±0,5

Уровень технико-тактической подготовленности слушателей до обучения оценивался по результатам решения тактических задач. В первой группе (п=11) задания выполнили 4 слушателя (40 %), не выполнили -7 слушателей (60 %). Во второй группе (п=15) задания выполнили 7 слушателей (45 %), не выполнили - 8 слушателей (55 %).

Показатели уровня общей физической подготовленности слушателей после обучения приведены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели уровня общей физической подготовки слушателей

после обучения, М±т

Тесты 1-я группа 2-я группа

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 15±2 17±2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 46±2 48±2

Челночный бег 4*20 м, с 16,2±0,5 15,8±0,5

Челночный бег 10*10 м, с 26,1±0,5 25,8±0,5

Уровень технико-тактической подготовленности слушателей после обучения также оценивался по результатам решения тактических задач. В первой группе (п=11) задания выполнили 9 слушателей (80 %), не выполнили - 2 слушателя (20 %). Во второй группе (п=15) задания выполнили 14 слушателей (90 %), не выполнил - 1 слушатель (10 %).

Результаты исследования отражают следующие закономерности:

- лица среднего и старшего начальствующего состава, имеющие высшее или среднее профессиональное (юридическое) образование, пока -зали более высокие результаты как в начале, так и в конце обучения, чем лица рядового и младшего начальствующего состава;

- у участников обеих групп значительно улучшились показатели общей физической и технико-тактической подготовленности.

Выводы. Для формирования и развития профессионально значимых психофизических качеств сотрудников полиции необходима специализированная профессиональная подготовка.

Анализ данных исследования показал, что действующая в образовательных организациях МВД России методика профессионально-прикладной физической подготовки, реализуемая в соответствии с Приказом МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», является эффективной.

Применение данной методики в процессе обучения способствует: повышению уровня развития основных физических качеств, развитию физических навыков, исходя из особенностей профессиональной деятельности, формированию у обучающихся важных психических качеств, развитию прикладных умений и навыков, улучшению функциональной устойчивости организма сотрудника к воздействию на него неблагоприятных внешних факторов, успешному освоению технико-тактических приемов, необходимых для эффективного выполнения служебных задач со -трудниками полиции.

Список литературы

1. Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 221-234.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 2018. 165 с.

3. Иванов А.И., Тихонова И.В. Оптимизация профессионально -прикладной физической подготовки сотрудников правоохранительных структур // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 90-94.

4. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория физического воспитания. М.: Теория и практика физической культуры, 2017. 362 с.

5. Пахомов В.И. Недостатки и пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки сотрудника ГИБДД // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. науч. статей. Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2022. С. 178-181.

6. Подрезов И.Н. Роль физической подготовки в развитии профессионально-значимых физических и личностных качеств курсантов // Автономия личности. 2022. № 1 (27). С. 148-153.

7. Славко А.Л. Особенности повышения эффективности примене -ния физической силы сотрудниками полиции на основе применения такти -ческих действий // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 159-161.

8. Совершенствование физической подготовки сотрудников поли -ции методом круговой тренировки / М.Б. Кузнецов [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 1. С. 42-50.

References

1. Barkalov S.N., Gerasimov I.V. Fizicheskaya podgotovka kursantov obra-zovatel'nyh organizacij MVD Rossii: sostoyanie, problemy i puti sovershenstvovaniya [Physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: state, problems and ways of improvement] // Obshchestvo i pravo [Society and Law]. 2014. No. 4 (50). P. 221-234.

2. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya: opyt teoreticheskogo i eksperimental'nogo issledovaniya [Problems of developing education: experience of theoretical and experimental research]. M.: Pedagogy, 2018. 165 p.

3. Ivanov A.I., Tihonova I.V. Optimizaciya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh struktur [Optimization of professional-applied physical training of law enforcement officers] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2015. No. 12 (130). P. 90-94.

4. Matveev L.P., Novikov A.D. Teoriya fizicheskogo vospitaniya [Theory of physical education]. M.: Theory and practice of physical culture, 2017. 362 p.

5. Pahomov V.I. Nedostatki i puti sovershenstvovaniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki sotrudnika GIBDD [Disadvantages and ways to improve the professional-applied physical training of a traffic police officer] // Improving the physical training of law enforcement officers: sat. scientific articles. Orel: Orel MIA of Russia them. V.V. Lukyanova, 2022. P. 178-181.

6. Podrezov I.N. Rol' fizicheskoj podgotovki v razvitii professional'no-znachimyh fizicheskih i lichnostnyh kachestv kursantov [The role of physical training in the development of professionally significant physical and personal qualities of cadets] // Avtonomiya lichnosti [Avtonomiya lichnosti]. 2022. No. 1 (27). P. 148-153.

7. Slavko A.L. Osobennosti povysheniya effektivnosti primeneniya fizicheskoj sily sotrudnikami policii na osnove primeneniya takticheskih dejstvij [Features of increasing the effectiveness of the use of physical force by police officers based on the use of tactical actions] // Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti [Psychology and pedagogy of service activities]. 2021. No. 1. P. 159-161.

8. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov policii metodom krugovoj trenirovki [Improving the physical training of police officers by the method of circular training] / M.B. Kuznecov [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2022. Iss. 1. P. 42-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.