Педагогические науки
УДК 796.015
ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОДНОНАПРАВЛЕННЫХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ С СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ В ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Николай Алексеевич Алексеев, профессор, Борис Александрович Клименко, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Алексей Алексеевич Коник, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Алексеевич Тарасенко, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Владимир Евгеньевич Дыбов, преподаватель, Иван Сергеевич Беляев, преподаватель, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина
Аннотация
Организация физической подготовки сотрудников полиции представляет в настоящее время серьезную проблему, несмотря на большое количество исследований в данном направлении. Одну из наибольших сложностей представляет низкая физическая подготовленность сотрудников полиции поступающих на профессиональное обучение. Недостаточный уровень развития физических качеств не позволяет качественно изучать боевые приемы борьбы и эффективно применять их в дальнейшем в служебной деятельности. Повышению эффективности учебного процесса позволит идентификация наиболее проблемных и актуальных направлений, на которые необходимо обратить внимание и акцентировать усилия для дальнейшего их устранения. Технология однонаправленных учебно-тренировочных занятий с сотрудниками полиции, в период первоначальной подготовки, позволяет эффективно воздействовать на процесс развития физических качеств. Практическая значимость результатов эксперимента обусловлена возможностью широкого внедрения полученных результатов в систему подготовки специалистов для МВД России.
Ключевые слов: физическая подготовка, физические качества, однонаправленные учебно-тренировочные занятия, силовое задержание.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p3-8
RATIONALE FOR THE USE OF UNIDIRECTIONAL TRAINING WITH POLICE OFFICERS DURING THE PERIOD OF INITIAL PREPARATION
Nikolay Alekseevich Alekseev, the professor, Boris Aleksandrovich Klimenko, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, head of Department, Aleksey Alekseevich Konik, the
candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Alekseevich Tarasenko, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, head of Department, Vladimir Evgenyevich Dybov, the teacher, Ivan Sergeevich Belyaev, the teacher, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation named after I. D. Putilin
Abstract
The organization of physical training of police officers is currently a serious problem, despite the large number of studies in this area. One of the greatest difficulties is the low physical fitness of police officers entering vocational training. Insufficient level of development of physical qualities does not allow to qualitatively study combat techniques of wrestling and to apply them effectively in the future in official activity. Improving the effectiveness of the educational process will allow identifying the most problematic and relevant areas that need to be addressed and emphasized in order to further eliminate them. The technology of unidirectional training with police officers, during the initial training period, makes it possible to effectively influence the development of physical qualities. The practical significance of the results of the experiment is due to the possibility of widespread implementation of the results in the system of training specialists for the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: physical training, physical qualities, unidirectional training, forceful detention.
ВВЕДЕНИЕ
Высокий уровень развития физических способностей должен являться одним из отличительных профессионально значимых качеств сотрудника правоохранительных органов. Данное требование закреплено законодательно, уровень физической подготовленности проверяется у всех без исключения сотрудников полиции ежегодно. Подобные требования обусловлены тем, что в своей служебной деятельности сотрудники правоохранительных органов ежедневно вынуждены применять физическую силу для силового задержания правонарушителей [4, 5].
В свою очередь низкий уровень общей физической подготовленности сотрудников и отсутствие профессиональной мотивации, может быть основной причиной, затрудняющей овладение необходимыми техническими двигательными действиями в период их профессионального обучения, а в дальнейшем и тактическими особенностями их применения в процессе служебной деятельности [3]. Исходная физическая подготовленность сотрудников полиции, проходящих профессиональное обучение, не позволяет обеспечить успешное развитие физических качеств в условиях дефицита учебного времени, а значит, и достичь необходимой эффективности учебно-тренировочного процесса традиционной методикой проведения занятий. Таким образом, актуальность данного исследования определяется недостаточной эффективностью процесса физической подготовки в период профессионального обучения, обусловленной недостаточным уровнем физической подготовленности обучающихся, что существенно ограничивает возможности используемых средств и методов в учебно-тренировочных занятиях [6].
В данной ситуации возникает необходимость поиска новых технологий, методик и методических приемов, которые позволят оптимизировать занятия по физической подготовке для указанной категории обучающихся. Найти качественный баланс между необходимостью развития физических качеств, технической и тактической подготовкой сотрудников полиции, которые будут соответствовать новым требованиям образовательных программ. Физическая подготовленность определяется уровнем развития основных физических качеств. При низком уровне физической подготовленности, в процессе целенаправленного развития одних физических качеств, может наблюдаться положительный перенос тренировочного эффекта, в то же время отрицательное проявление одного физического качества может негативно отразиться на других.
Одним из способов достижения высокого запланированного результата в данной ситуации рассматривается применение на занятиях технологии однонаправленных физических нагрузок с применением упражнений концентрированного, избирательного тренирующего воздействия. Однонаправленные учебно-тренировочные занятия решают преимущественно одну задачу по совершенствованию физических качеств, технической или тактической подготовке. Экспериментальные данные В.П. Платонова указывают, что применение однонаправленных концентрированных нагрузок обеспечивает возможность для углубленного и, следовательно, более эффективного решения задач в тренировочном процессе [1, 2].
В этой связи возникает проблема, связанная с необходимостью интеграции технологии однонаправленных физических нагрузок в образовательный процесс обучающихся по программам профессиональной подготовки. Целью исследования является определение эффективности экспериментальной технологии.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент по разработке и внедрению в образовательный процесс технологии однонаправленных физических нагрузок был организован с 2019 по 2020 год на базе факультета профессиональной подготовки Белгородского юридического
института МВД России имени И. Д. Путилина и проходил в два этапа.
Первым этапом эксперимента является исследование теоретических и практических предпосылок по развитию тех или иных физических качеств, необходимых сотруднику полиции в его служебной деятельности.
Вторым этапом эксперимента является разработка и исследование эффективности технологии однонаправленных физических нагрузок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Служебная деятельность сотрудника полиции отличается, в том числе, необходимостью силового задержания правонарушителей. Как правило, правонарушитель оказывает при этом неповиновение или силовое сопротивление, поэтому нередким является рукопашная схватка с правонарушителем или его преследование. Для оценки важности развития тех или иных физических качеств сотрудника полиции, нами было проведено предварительное аналитическое исследование, включающее в себя опрос и анализ научной литературы.
В опросе приняли участие сотрудники полиции, имеющие стаж служебной деятельности от 5 до 15 лет в количестве 98 человек. Им было предложено распределить физические качества в порядке значимости для служебной деятельности (рисунок 1).
гибкость
координационные способности быстрота выносливость
21
24
27
0
5
10 15 20 25
30
проценты
Рисунок 1 - Приоритетные физические качества сотрудников полиции
Анализ полученных в результате опроса данных позволяет сделать вывод о том, что наиболее значимыми физическими качествами отмечаются сила, выносливость и быстрота. Учитывая, что при мышечной работе, связанной с задержанием правонарушителя эти физические качества проявляются в комплексе, предлагается рассматривать их проявление в комплексе - как силовую выносливость, скоростно-силовые способности и т.д. Необходимо отметить, что контрольные испытания, направленные на определение уровня физической подготовленности сотрудников полиции, предусмотренные нормативными документами, оценивают так же силовые, скоростные способности и формы их проявлений.
В структуре экспериментальной технологии, основанной на применении однонаправленных учебно-тренировочных занятий, с целью развития физических качеств выделено три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа, выстроенных в логической цепочке. Применение экспериментальной технологии не нарушало образовательный процесс. Развитию физических качеств отведено от 30 до 40 % учебного времени во второй половине основной части практического занятия, после изучения программного материала.
Во второй части эксперимента по определению эффективности разработанной технологии приняли участие 136 слушателей мужского пола, в возрасте до 35 лет, из разных подразделений МВД России. Сформированные экспериментальные и контрольные группы, по возрасту и уровню общей физической подготовленности были примерно одинаковы. Для получения объективных данных об исходном уровне физической подготовленности сотрудников полиции, а так же распределение респондентов на две однородные
сила
группы, было проведено первоначальное тестирование. Индивидуальная оценка уровня физической подготовленности слушателей определялась по набранным им баллам за выполнение контрольных упражнений, предусмотренных нормативными документами. Для определения уровня развития силовых способностей было предложено на выбор выполнить одно из упражнений: подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; жим гири 24 кг. Для определения скоростных и координационных способностей выполнялись челночный бег 10*10 м или 4*20 м. Начисление баллов за выполнение контрольных упражнений осуществлялось по специальной таблице и суммировалось по двум упражнениям.
Результаты выполнения контрольных упражнений выявили низкий уровень физической подготовленности сотрудников, прибывших на обучение. Среднегрупповой результат, продемонстрированный сотрудниками полиции, вошедшими в состав контрольной группы, составил 91,4 балла. Среднегрупповой результат, продемонстрированный сотрудниками полиции, вошедшими в состав экспериментальной группы, составил 90,9 балла.
Наибольшие сложности при выполнении контрольных упражнений выявлены при жиме гири - 93%, подтягивание на перекладине - 61%; сгибание и разгибание рук в упоре лежа - 29%. За выполнение двух контрольных упражнений на силу, быстроту и ловкость, не набрали необходимое количество баллов 62% слушателей. Среди них 37% от общего количества - это сотрудники полиции первой возрастной группы, чей возраст менее 25 лет.
Это позволило нам определить не только качественные стороны образовательного процесса, на которых необходимо сосредоточить внимание, но и предложить коррекци-онные, организационно педагогические мероприятия по совершенствованию физических качеств каждого слушателя, определить минимальное количество средств в достижении запланированного уровня показателей.
Первый этап экспериментальной технологии составил 40 часов или 20 практических занятий. Учитывая полученные результаты выполнения контрольных упражнений, в рамках экспериментальной технологии была разработана методика, основанная на целенаправленном применении концентрированных однонаправленных физических нагрузок избирательного воздействия, на конкретные физические качества обучающихся. Методика включила в свое содержание комплексы физических упражнений, рекомендованных нормативными документами для подготовки сотрудников полиции. Основные комплексы упражнений выполнялись на гимнастических снарядах, как со свободными отягощениями, так и отягощенные массой собственного тела или массой ассистента. Согласованы организационно методические направления и содержание занятий, с учетом физической подготовленности и медико-возрастных особенностей обучающихся. На этом этапе, в течение месяца, с учетом двух-трех занятий в неделю, применялась технология концентрированных однонаправленных учебно-тренировочных занятий избирательного тренирующего воздействия. Согласно методике 40% учебного времени во второй половине основной части практического занятия уделялось развитию силовых способностей. Контрольные группы выполняли программу по физической подготовке в обычном режиме. Экспериментальные группы в рамках того же общего количества учебных часов, занималась в соответствии с экспериментальной технологией, в условиях плановых учебных занятий. Отличительной особенностью которой, являлась организация учебно-тренировочного процесса, основанная на точном соблюдении и выполнении запланированной физической нагрузки по этапам подготовки.
Второй этап экспериментальной технологии составил - 30 часов или 15 практических занятий. На втором этапе изучались возможности рационального построения учебно-тренировочного процесса с учетом результатов выполнения контрольных упражнений. Повышение уровня физической подготовленности слушателей, формирование необходи-
мых двигательных навыков. Происходила корректировка комплексов физических упражнений и методике их применения, согласно текущим результатам. Основу комплексов физических упражнений, составили упражнения, применяемые для тестирования показателей развития физических качеств сотрудников полиции, а так же упражнения, имеющие анатомически схожую с ними структуру двигательного действия. Согласно методике 40% учебного времени во второй половине основной части практического занятия уделялось развитию скоростно-силовым способностям и силовой выносливости.
Третий этап экспериментальной технологии составил - 30 часов или 15 практических занятий. На третьем этапе совершенствовались функциональные возможности и физические качества сотрудников полиции. Отличительной особенностью третьего этапа подготовки являлось акцентирование внимания на развитии взрывной силы и скоростной выносливости в избранных упражнениях. На заключительном практическом занятии проведено итоговое тестирование показателей физической подготовленности сотрудников полиции за период обучения, по результатам которого определялась эффективность экспериментальной технологии основанной на применении однонаправленных учебно-тренировочных занятий избирательного тренирующего воздействия (рисунок 2).
До эксперимента После эксперимента
■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа Рисунок 2 - Динамика результатов за период эксперимента
Для повышения объективности оценки уровня развитии физических качеств респондентам были предложены для выполнения контрольные испытания, выбранные ими при первом тестировании. Результаты итогового тестирования материала, полученные в процессе педагогического эксперимента, подвергались математико-статистической обработке. Все вычисления проводились при помощи специальной программы Microsoft Excel.
Полученные результаты свидетельствуют о развивающем воздействии практических занятий по физической подготовке в обеих группах. В контрольной группе результаты изменились с 91,4 баллов до 101,8 баллов при статистически достоверном уровне различий результата. В экспериментальной группе отмечена более значимая динамика результатов - с 90,9 баллов до 109,6 баллов при статистически достоверном уровне различий результата. При этом отмечается статистически значимое различие в итоговых результатах экспериментальной и контрольной групп.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходная физическая подготовленность сотрудников полиции, поступающих на обучение по программе профессиональной подготовки, не позволяет в полной мере успешно изучать технические двигательные действия и тактику их применения в условиях служебной деятельности. В условиях дефицита учебного времени традиционная форма организации развития физических качеств не позволяет достичь необходимой эффективности учебно-тренировочного процесса. Наиболее профессионально значимыми физическими качествами для сотрудников полиции являются сила, выносливость и быст-
рота и формы их проявления. Технология, основанной на применении однонаправленных физических нагрузок показала свою высокую эффективность и может быть рекомендована к использованию в образовательном процессе с сотрудниками полиции, проходящими профессиональное обучение. Практическая значимость результатов эксперимента обусловлена возможностью широкого внедрения полученных результатов в систему подготовки специалистов для МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Витютнев Е.Е. Прикладная физическая и двигательная подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции, на специализированном этапе профессионального обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Витютнев Евгений Евгеньевич. - Краснодар. 2014. - 23 с.
2. Герасимов И.В. Содержание специально направленной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России с использованием спортивных и подвижных игр: на примере подготовки оперуполномоченных уголовного розыска: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Герасимов Игорь Викторович. - Санкт-Петербург, 2003. - 23 с.
3. Дементьев В.Л. Исходный уровень физического и функционального состояния курсантов-женщин вузов МВД России с учетом различных годов обучения / В. Л. Дементьев, А.Н. Воротник // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2014. - № 4. - С. 192-198.
4. Клименко Б.А. Анализ эффективности организации физической подготовки у сотрудников УМВД России по Белгородской области, направляемых в служебные командировки в СевероКавказский регион / Б.А. Клименко, А.Н. Кулиничев, И. Л. Гросс, Ю.Л. Ленева // Проблемы правоохранительной деятельности, - 2017. - № 1. - С. 108-114.
5. Тарасенко А. А. Анализ физической подготовленности лиц, прибывших для первоначального обучения в Бел ЮИ МВД России имени И. Д. Путилина / А.А. Тарасенко, Ю.В. Муханов // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017. - № 2. - С. 89-95.
6. Костин С.Е. Физическая подготовка курсантов высших учебных заведений МВД России в период начального обучения на основе применения однонаправленных тренировочных нагрузок: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Костин Сергей Евгеньевич. - Санкт-Петербург, 2005. - 24 с.
REFERENCES
1. Vitutnev, E.E. (2014), Applied physical and motor training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia -future employees of special police units, at a specialized stage of vocational training, dissertation, Krasnodar.
2. Gerasimov, I.V. (2003), The content of specially directed physical training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the use of sports and outdoor games: On the example of the training of criminal investigation officers, dissertation, St. Petersburg.
3. Dementiev, VL. and Vorotnik, A.N. (2014), "Initial level of physical and functional state of female cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account different years of study", Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, No. 4, pp. 192-198.
4. Klimenko, B.A., Kulinichev, A.N., Gross I.L. and Leneva U.L. (2017), "Analysis of the effectiveness of the organization of physical training among the employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Belgorod region, sent on business trips to the North Caucasus region", Problems of law enforcement, No. 1, pp. 108-114.
5. Tarasenko, A.A. and Mukhanov, U.V. (2017), "Analysis of the physical fitness of persons who arrived for initial training at the I.D. Putilina", Problems of law enforcement, No. 2. pp. 89-95.
6. Kostin S.E. (2005), Physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the period of initial training based on the use of unidirectional training loads, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.02.2021