Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
развитие законодательства / борьба с отмыванием доходов / борьба с терроризмом / development of legislation / fight against money laundering / fight against terrorism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холин А.Н.

Рассмотрена тема развития законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, из который сделаны некоторые выводы по совершенствованию организационно-правовых мер по борьбе с указанными явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Холин А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE ORGANIZATIONAL AND LEGAL MEASURES TO COMBAT LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCDS FROM CRIME AND FINANCING OF TERRORISM

The topic of the development of the legislation of the Russian Federation in the field of countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism is considered, from which some conclusions are drawn on improving organizational and legal measures to combat these phenomena.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА»

УДК 34

Холин А.Н.

Московский финансово-юридический университет МФЮА

(г. Москва, Россия)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА

Аннотация: рассмотрена тема развития законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, из который сделаны некоторые выводы по совершенствованию организационно-правовых мер по борьбе с указанными явлениями.

Ключевые слова: развитие законодательства, борьба с отмыванием доходов, борьба с терроризмом.

Организация борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма требует системного научного подхода, основанного на выявлении, исследовании и учете взаимосвязи этих явлений, их основных показателей и параметров с факторами, оказывающими на них существенное влияние. Поскольку мы рассматриваем данные негативные явления как преступления международного характера, борьба с ними должна включать реализацию комплекса специальных внутригосударственных и международных мер экономического, политического, правового, военного, оперативного, организационного, технического и иного характера, направленных на устранении факторов, способствующих совершению этих преступлений, предупреждение, пресечение, регистрация, раскрытие и расследование преступлений, отправление уголовного правосудия, устранение негативных последствий преступлений.

Отметим, что в России легализация преступных доходов начала существовать и развиваться в период экономических реформ. Как отмечают эксперты, резкий всплеск экономической преступности в целом в период социальных реформ обусловлен рядом факторов, ее причины коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной23. Именно поэтому предупреждение рассматриваемых преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий использование экономических, финансовых, организационных, управленческих, правовых, технические, культурные, образовательные и другие меры. В то же время профилактика может быть успешной только при комплексном воздействии на причины существования этих негативных деяний в обществе и условия, порождающие их.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с средства или иное имущество (в ред. постановлений Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 638, от 30 декабря 2005 г. N 847).

В целях реализации указанного постановления Правительства Российской Федерации Генеральной прокуратуре Российской Федерации от 28 февраля 2003 года дана Инструкция №2 12/20 «О порядке взаимодействия органов прокуратуры с Комитетом по Российской Федерации по финансовому мониторингу по вопросам противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности», согласно которому руководители управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять комплекс организационных и практических мер по своевременному получению и обработке информации об организациях и физических лицах, в отношении которых имеются доказательства их участия в экстремистской деятельности, и

не позднее следующего рабочего дня после дня поступления направить ее в Комитет Росфинмониторинга.

Рассмотренный метод составления так называемых «черных списков» широко используется в практике борьбы с финансированием терроризма. Во многих странах ведутся специальные списки стран и организаций, операции с которыми не приветствуются (обычно они не запрещены, но подлежат особому режиму контроля). Каждое государство самостоятельно определяет меры, принимаемые в случае проведения операций с резидентами стран из списка. Обычно они предусматривают более строгий, чем обычно, контроль над такими транзакциями, а в некоторых случаях пытаются вообще запретить такие транзакции. Помимо национальных, существуют международные «черные списки», то есть ведущиеся международными организациями. Один из них, «черный список» ФАТФ, в котором Россия находилась до октября 2002 г., действует с февраля 2000 г. и включает в себя страны и территории, избегающие сотрудничества в борьбе с финансированием терроризма (или сотрудничающие недостаточно активно). Существует и противоположная тенденция (так называемые «белые списки»), при которой определенные операции разрешены только со странами, включенными в такой список, а с любыми другими они запрещены (или подлежат особому режиму контроля или налогообложение).

Особо пристальное внимание законодателя обращено на деятельность адвокатов, нотариусов и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. В соответствии с Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. №2 82), указанные лица при наличии у них оснований Считать, что сделки и финансовые операции, указанные в п. 1 ст. . 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №2 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» осуществляются или могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. от

преступлений или финансирования терроризма, обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей сделки (операции), представить информацию об этом в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Эти меры полностью соответствуют международным требованиям в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. В частности, они соответствуют мерам, указанным в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года.

Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма является одним из приоритетов государства. Для эффективной борьбы с этими преступлениями необходимо постоянно совершенствовать организационно-правовые меры с целью создания эффективной системы противодействия.

Одним из путей совершенствования организационно-правовых мер является усиление межведомственного взаимодействия и сотрудничества. Различные государственные органы, такие как правоохранительные органы, налоговые органы, банки и другие, должны активно обмениваться информацией и координировать свои действия в борьбе с легализацией и финансированием терроризма. Это помогает обнаружить потенциальные преступления, связанные с денежными потоками, и начать расследование на ранней стадии.

Еще одним важным путем совершенствования организационно-правовых мер является разработка и внедрение современных технологий и инструментов обнаружения, анализа и отслеживания финансовых операций. Использование искусственного интеллекта, аналитических программных решений и технологии блокчейн позволяет существенно повысить эффективность борьбы с преступностью в финансовой сфере. Эти инструменты позволяют автоматизировать процессы анализа данных, выявлять нетипичные транзакции и связи между различными участниками финансовых операций.

Развитие международного сотрудничества также является неотъемлемой частью совершенствования организационно-правовых мер. Обмен информацией

и опытом между различными государствами позволяет более эффективно противодействовать трансграничным схемам легализации и финансирования терроризма. Совместные операции и расследования международных правоохранительных органов также могут существенно снизить уровень этих преступлений.

Также необходимо усилить механизмы контроля и надзора со стороны государственных органов и банковской системы. Введение строгих процедур проверки клиентов, анализа транзакций и отчетности, а также усиление ответственности за нарушения законодательства в сфере легализации и финансирования терроризма способствуют созданию непроницаемой системы контроля и предотвращения этих преступлений.

Кроме того, важным направлением является постоянное совершенствование законодательства в сфере борьбы с легализацией и финансированием терроризма. Принятие новых законов и изменение существующих помогает приспособиться к меняющимся методам преступников, а также закрывает правовые лазейки, которые могут быть использованы для совершения преступлений.

В целом совершенствование организационно-правовых мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма - сложный, но необходимый процесс. Для эффективной борьбы с этими тяжкими преступлениями необходимо постоянно анализировать ситуацию, внедрять новые технологии и методы, укреплять сотрудничество и контроль, совершенствовать законодательство.

Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма требует системного научного подхода, который основан на выявлении, исследовании и учете связей между этими явлениями и факторами, влияющими на них. Поскольку эти преступления представляют собой международные преступления, борьба с ними должна включать специальные меры на национальном и международном уровнях. К этим мерам относятся экономические, политические, правовые, военные, оперативные,

организационные, технические и другие действия, направленные на устранение факторов, способствующих совершению этих преступлений, а также предупреждение, пресечение, регистрацию, раскрытие и расследование преступлений, осуществление уголовного правосудия. и устранение их негативных последствий.

Исследование показало, что международное сотрудничество в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма продвинулось в определенном направлении. Однако ни одно государство не может эффективно бороться с этими видами преступной деятельности. В последние годы заметны серьезные изменения в структуре и динамике этих преступлений, они стали более организованными и профессиональными, а использование современных технических средств и технологий получило широкое распространение. Криминальной среде интересна экономическая сфера, где есть возможность быстро разбогатеть.

В России легализация преступных доходов получила развитие в период экономических реформ. Эксперты отмечают, что рост экономической преступности в этот период обусловлен рядом факторов, связанных с экономической, социальной, политической и духовной сферами жизни общества. Поэтому предотвращение этих преступлений является комплексным, требующим применения различных мер, в том числе экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-просветительских мер и других. Успешная профилактика возможна только при комплексном воздействии на причины и условия, порождающие эти преступления.

В результате анализа причин экономической преступности выявляются факторы, влияющие на само существование экономической преступности, и факторы, способствующие возникновению конкретных преступлений. Среди общих факторов, определяющих современную экономическую преступность и отмывание денег, можно выделить:

1) Недостатки экономической политики, радикализм и бессистемность реформ.

2) Отсутствие государственного контроля и контроля над экономикой, а также существующие недостатки в системе государственного контроля.

3) Неподготовленность субъектов предпринимательства и населения, отсутствие навыков экономического поведения в новых условиях.

4) Несоответствие правового регулирования требованиям и недостатки правового регулирования экономической деятельности.

5) Проблемы в работе правоохранительных органов.

6) Факторы, характерные для периода перехода от плановой распределительной экономики.

7) пенсионные фонды и страховые организации, осуществляющие деятельность в сфере накопительного страхования и (или) негосударственного пенсионного финансирования,

8) учреждения, обслуживающие государственные и муниципальные нужды,

9) аудиторские организации и аудиторы, осуществляющие деятельность по проверке годовой (консолидированной) бухгалтерской отчетности социально значимых юридических лиц и групп связанных юридических лиц,

10) иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в порядке и объеме, установленных федеральными законами, и при наличии у них лицензии на соответствующий вид деятельности.

Все эти факторы являются распространенными причинами, способствующими отмыванию преступных доходов.

Так, в России принят ряд законодательных мер, направленных на борьбу с отмыванием преступных доходов. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать меры внутреннего контроля и информировать уполномоченные органы о подозрительных операциях. Банкам предоставлено право отказать в

обслуживании сомнительным клиентам без объяснения причин. Подобные меры способствуют более эффективной борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Эти меры направлены на предотвращение использования финансовых операций для отмывания денег или финансирования терроризма. Они предусматривают обязанность сторонних организаций, таких как организации, осуществляющие операции с драгоценными металлами и камнями, букмекерские конторы и букмекерские конторы, управляющие инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, агентствами недвижимости и т.п., предоставлять информацию о о подозрительных операциях в Росфинмониторинг. Это помогает выявлять и пресекать финансовые потоки, связанные с преступной деятельностью, и предотвращать финансирование терроризма.

Нарушение этих требований влечет за собой административную ответственность. Законодательство определяет нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, как несоблюдение организацией требований законодательства по учету, хранению и предоставлению информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, которые могут быть связаны с экстремистской деятельностью, и доведения этого перечня до организаций, осуществляющих операции со средствами или имуществом. Это дает возможность контролировать и предотвращать финансирование экстремистской и террористической деятельности.

Распространенным подходом к борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма является введение «черных списков» и ужесточение контроля за финансовыми операциями. Это меры, применяемые не

только в России, но и во многих других странах для обеспечения безопасности и надежности финансовых систем.

Первое направление - совершенствование законодательной базы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Это включает в себя совершенствование административных, гражданских и уголовных мер воздействия на нарушителей. Важно разработать оптимальную систему финансового контроля, которая не нарушала бы права законопослушных участников экономической деятельности, но эффективно реагировала бы на нарушителей.

Второе направление - эффективное сотрудничество с иностранными государствами, их правоохранительными органами и спецслужбами, а также международными организациями, занимающимися борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма. Такое сотрудничество поможет обнаружить и пресечь трансграничные финансовые потоки, связанные с преступной деятельностью.

Третье направление — подготовка кадров и проведение научных исследований для разработки новых подходов и методов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Важно обеспечить оперативность и профессионализм правоохранительных органов в их профилактической и оперативно-розыскной деятельности.

Эти аспекты не исчерпывают всей проблемы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Проблему необходимо рассматривать комплексно и включать в себя различные меры.

Организация борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма требует системного научного подхода, основанного на выявлении, исследовании и учете взаимосвязи этих явлений, их основных показателей и параметров с факторами, оказывающими на них существенное влияние. Поскольку мы рассматриваем данные негативные явления как преступления международного характера, борьба с ними должна включать реализацию комплекса специальных внутригосударственных и международных мер экономического, политического,

правового, военного, оперативного, организационного, технического и иного характера, направленных на устранении факторов, способствующих совершению этих преступлений, предупреждение, пресечение, регистрация, раскрытие и расследование преступлений, отправление уголовного правосудия, устранение негативных последствий преступлений.238

Как показало наше исследование, развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма подошло к возможности возможного подведения итогов этой борьбы и выявления ее положительных и отрицательных сторон. Прежде всего, следует отметить, что, несмотря на принимаемые меры, ни одно государство не может эффективно противодействовать этим видам преступной деятельности. За последние годы произошли серьезные изменения в структуре и динамике рассматриваемых видов преступлений: они стали более организованными и профессиональными, широко используют современные технические средства и технологии. При этом интересы криминальной среды целенаправленно направлены именно в экономическую сферу, где остаются достаточно широкие возможности для быстрого обогащения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237;

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63 - Ф3» // СЗ РФ. 1996. № 26;

3. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 1Г5-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и-финансированию терроризма» // СЗ РФ, 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418;

4. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // СЗ РФ, 2001. № 33 (часть I). Ст. 3424;

5. Федеральный закон от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» // СЗ РФ: 2001. N 23. Ст. 2280;

6. Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 26. Ст. 2676;

7. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2008 г. № 307 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2008;

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. №1;

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2008 г. № 8 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)».

Kholin A.N.

Moscow University of Finance and Law (Moscow, Russia)

WAYS TO IMPROVE ORGANIZATIONAL AND LEGAL MEASURES TO COMBAT LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCDS FROM CRIME AND FINANCING OF TERRORISM

Abstract: the topic of the development of the legislation of the Russian Federation in the field of countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism is considered, from which some conclusions are drawn on improving organizational and legal measures to combat these phenomena.

Keywords: development of legislation, fight against money laundering, fight against terrorism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.