Научная статья на тему 'Пути совершенствования качества преподавания неонатологии студентам VI курса педиатрического отделения'

Пути совершенствования качества преподавания неонатологии студентам VI курса педиатрического отделения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / TEACHING PROCESS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / НЕОНАТОЛОГИЯ / NEONATOLOGY / КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОТОКОЛЫ / CLINICAL PROTOCOLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Прохоров Е.В., Воробьева О.В.

В статье обсуждаются пути совершенствования качества преподавания неонатологии студентам VI курса педиатрического отделения. Обновление учебного процесса на современном этапе включает внедрение современных достижений в медицинской отрасли, базирующихся на данных доказательной медицины. Одним из этих направлений являются клинические Протоколы по неонатологии и включение их в учебные материалы студентов VI курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Прохоров Е.В., Воробьева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses ways to improve the quality of teaching neonatology to VI-year students. The educational process at the present stage involves the introduction of modern achievements in the healthcare industry, based on data from evidence-based medicine. One of these areas is clinical protocols in neonatology and their inclusion in educational support for VI-year students.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования качества преподавания неонатологии студентам VI курса педиатрического отделения»

УДК 616-053.31/.34:378.147

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ НЕОНАТОЛОГИИ СТУДЕНТАМ VI КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Прохоров Е.В., Воробьева О.В.

Донецкий Национальный медицинский университет им. М. Горького, Украина, 83003, г. Донецк, пр-т Ильича, 16.

Резюме. В статье обсуждаются пути совершенствования качества преподавания неона-тологии студентам VI курса педиатрического отделения. Обновление учебного процесса на современном этапе включает внедрение современных достижений в медицинской отрасли, базирующихся на данных доказательной медицины. Одним из этих направлений являются клинические Протоколы по неонатологии и включение их в учебные материалы студентов VI курса.

Ключевые слова: учебный процесс, студенты, неонатология, клинические протоколы.

WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF TEACHING NEONATOLOGY TO VI -YEAR STUDENTS OF THE PEDIATRIC DEPARTMENT

Prokhorov E.V., Vorobjova O. V.

M. Gorky National Medical University, Donetsk, 83003, 16, Illicha Av., Donetsk, Ukraine

Abstract. The paper discusses ways to improve the quality of teaching neonatology to Vl-year students. The educational process at the present stage involves the introduction of modern achievements in the healthcare industry, based on data from evidence-based medicine. One of these areas is clinical protocols in neonatology and their inclusion in educational support for VI-year students.

Key words: teaching process, students, neonatology, clinical protocols.

Один из основных вопросов развития и усовершенствования медицинской науки и образования в Украине - обеспечение здорового начала жизни новорожденного ребенка и создание оптимальных условий для его развития во всех возрастных периодах. Приоритетность амбулаторно-поликлини-ческого звена - основная составляющая первичной медико-социальной помощи населению и сегодня рассматривается ВОЗ как главный инструмент стратегии «здоровье для всех» [ 1 ].

Переход Украины с 2007 года на критерии регистрации перинатального периода соответственно рекомендациям ВОЗ обусловил увеличение рождаемости детей с очень низким и экстремально низким весом с прогнозируемым дальнейшим увеличением количества маловесных детей. При этом частота рождения недоношенных в Украине на сегодня составляет 5-10%. Неблагоприятные последствия перинатальной патологии у недоношенных и маловесных

детей ведет к увеличению показателей пери-, неонатальной и младенческой смертности, высокой заболеваемости и инвали-дизации (ДЦП, слепота, глухота, задержка психомоторного и физического развития и

др) [3, 7].

Несмотря на реализацию пилотного проекта реформирования системы здравоохранения в Донецкой области и внедрение Национальных программ «Нове життя» и «Вчасна допомога», имеются сложности в качестве и уровне оказания помощи новорожденным в Донецкой области. В первую очередь это касается обеспечения квалифицированными кадрами, способными на высоком профессиональном уровне своевременно диагностировать патологию и оказать помощь новорожденным, особенно, недоношенным и маловесным детям.

В подобных условиях особо важное значение приобретает высококачественная подготовка студентов 6 курса не только пе-

диатрического отделения, но и медицинских факультетов по основным вопросам неонатологии.

Основными задачами учебно-методической и лечебной работы ДонНМУ в 2012 году были не только участие сотрудников кафедральных коллективов в реализации в области пилотного проекта реформирования системы здравоохранения, но и переориентирование распределения студентов 6 курса медицинских факультетов на специальность «семейная медицина», в результате чего возникла острая необходимость в повышении качества преподавания базовых разделов неонатологии на выпускающей, профильной кафедре педиатрии.

Неонатология является составной частью педиатрии и требует знания анатомо-физиологических особенностей растущего организма, особенностей формирования патофизиологических процессов, протекающих у плода, больного и недоношенного ребенка в условиях влияния разнообразных факторов риска, включая лекарственные препараты с учетом особенностей их кинетики, а также основных концепций лечения, выхаживания и реабилитации наших пациентов.

Обучение неонатологии на кафедре педиатрии предполагает подготовку и выпуск для практического здравоохранения специалистов, способных всесторонне оценить функциональную систему «мать-плацента-плод-новорождённый», проанализировать перинатальные факторы риска, провести диагностику неотложных состояний с возможностью оказания экстренной помощи при разнообразной соматической патологии периода новорожденности, а также составить план лечебно-профилактических мероприятий по оказанию специализированной помощи новорождённым детям.

В рабочую программу по педиатрии для студентов VI курса медицинских факультетов включены отдельные темы по неонато-логии, касающиеся вопросов асфиксии, первичной реанимации, перинатального поражения центральной нервной системы, гнойно-воспалительных заболеваний, внутриутробной инфекции, геморрагического и желтушного синдромов у новорожденных. Это в целом отражает комплексный подход

к обучению педиатрии в медицинских вузах [2, 5].

С целью улучшения качества преподавания дисциплины на выпускающей кафедре педиатрии внесены коррективы в кален-дарно-тематический план для студентов 6 курса педиатрического отделения. В частности, на неонатологию выделено 39 часов, вместо 26. В качестве альтернативных источников информации по обозначенным темам активно используются утвержденные Приказы МОЗ Украины - Протоколы по неонатологии: Приказы № 152 от 04.04.05. «Про затвердження протоколу медичного догляду за здоровою новонародженою ди-тиною», № 255 от 27.04.06. «Про затвер-дження клшчного протоколу надання не-онатолопчно! допомоги д^ям «Жовтяниця новонароджених»», № 584 от 29.08.06. «Про затвердження протоколу медичного догляду за новонародженою дитиною з малою масою тша при народженш», № 312 от 08.06.07. «Про затвердження клЫчного протоколу з Первинно'1 реашмацп та тсля реашмацшно! допомоги новонародженим», № 484 от 21.08.08. «Про затвердження кль шчного протоколу надання допомоги ново-народженш дитиш з дихальними розла-дами».

Подобный методический подход позволяет ознакомить студентов VI курса педиатрического отделения с основными принципами проведения первичной реанимации новорожденных (техникой искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца, включенных в раздел неотложной помощи согласно ОКХ), дает возможность разобрать современные неонатальные классификации по изучаемым темам, методики определения степени тяжести дыхательных расстройств (дыхательных шкал), углубить знания по диагностике, лечению и ведению детей с респираторным дистрессом, желтушным синдромом, по вопросам выписки и катамнестического наблюдения за здоровыми и недоношенными детьми на участке.

Предлагаемая тактика преподавания, на наш взгляд, наряду с демонстрацией пациентов, изучением и анализом конкретных клинических случаев вызовет более оживлённый интерес обучающихся. Использование материалов клинических Протоколов

позволит будущим врачам более осмысленно ориентироваться в диагностике и лечении новорожденных, что последовательно приведет к формированию клинического мышления у студентов VI курса.

Вместе с тем, в настоящее время у студентов 6 курса педиатрического отделения зачастую отсутствуют возможности наглядно освоить и закрепить практически преподаваемый теоретический материал. Это связано с тем, что выпускники-педиатры не имеют должного представления о клиническом осмотре, об особенностях наблюдения и ведения новорожденных, т.к. занятия носят преимущественно камеральный характер. Ситуация объясняется тем, что в большинстве случаев кафедры педиатрии не имеют клинической базы для проведения практических занятий с курацией и демонстрацией новорожденных, отсутствуют возможности расширения интерактивных методологических подходов к обучению.

В настоящее время необходимо научить студента самостоятельно, активно добы-

вать знания на протяжении всей профессиональной деятельности, т.е. в повседневную жизнь должна быть внедрена практика непрерывного образования. Оценить и обобщить всю поступающую медицинскую информацию студенту-медику или практикующему врачу нереально. Для этого необходимо ежегодно читать до 2 млн. статей, публикуемых в 40 тысячах биомедицинских журналах. Вопрос заключается в осмыслении прочитанного, внедрении ценного практического опыта в повседневную практику и уверенности в научной доказательности представленной информации, что мы и пытаемся внедрить на учебных занятиях [2, 6].

Таким образом, расширение учебного процесса по часам преподавания дисциплины, внедрение клинических Протоколов, основанных на данных доказательной медицины, поможет студентам VI курса педиатрического отделения выделить основное в диагностике и лечении патологии новорожденных и сформировать своё клиническое мышление на общепринятых новейших научных данных.

Литература

1. Бетлш, О. Медична реформа: навщо потр1бно i що це таке? [Текст] / О. Бетлш // З тур-ботою про дитину. - № 5 (41). - 2013. - С. 5-8.

2. Булах, I.C. Система управлшня яюстю медично'' осв^и в Укрш'ш [Текст] / I.C. Булах, О.П. Волосовець, Ю.В. Вороненко. - Дншропетровськ: Арт-пресс, 2003. - 211 с.

3. Детская инвалидность в Украине [Текст] / С.Р. Толмачева, Т.В. Пересыпкина, Т.П. Сидоренко [и др.] // З турботою про дитину. - № 5 (32). - 2012. - С. 5-8.

4. Доказательная медицина. Библиотека Cochrane [Электронный ресурс] / И.А. Красильни-ков, Л.П. Зуева, Е.Н. Колосовская [и др.] // Электронная база данных MEDLINE . - СПб., 2002. - 34 с.

5. Методика визначення обсягу дiяльностi лiкарiв рiзних квалiфiкацiйних категорш [Текст] / В.М. Казаков, О.М. Талалаенко, М.С. Каменецький [та шш.]. - Кшв, 1999. - 15 с.

6. Пидаев, А.В. Болонский процесс в Европе [Текст] / А.В. Пидаев, В. Г. Передерий. - Киев, 2004. - 191 с.

7. Шунько, G.G. Оргашзащя надання медично'1 допомоги новонародженим - проблеми i пе-рспективи розвитку [Текст] / G.G. Шунько // Актуальш проблеми неонатологл: ат. нау-кового симпозiуму. - Судак, 2006. - С. 2-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.