ны. В годы войны (1941—1945) педиатрические факультеты медицинских вузов страны, в том числе КГМИ, стали работать по программе лечебных факультетов, время обучения было сокращено до 4 лет. На базе факультетской хирургической клиники КГМИ был развернут госпиталь с урологическим уклоном. В послевоенные годы клиника расширилась за счет организации отделения детской хирургии на 35 коек, кафедра детской хирургии возобновила свою работу. Однако в связи с объединением кафедр факультетской хирургии и хирургии детского возраста заведующий кафедрой детской хирургии доцент И.Ф. Харитонов с 1 сентября 1955 г. был переведен на должность доцента кафедры факультетской хирургии и до 1961 г. заведовал курсом детской хирургии.
Итак, на начальном этапе формирования педиатрического факультета КГМИ была создана трехуровневая система подготовки будущих педиатров по хирургическим дисциплинам — общая хирургия, факультетская с госпитальной хирургией и детская хирургия. Опыт преподавания и специализированная база подготовки студентов медицинского факультета Императорского Казанского университета во многом облегчили этот процесс, что подтверждает и дальнейший ход событий в КГМИ. Так, на базе детского хирургического отделения клиники факультетской хирургии
УДК 616-053.2:61(091)(470.41)
преподавали курс детской хирургии сначала студентам медицинского факультета университета, а затем КГМИ (1938—1963). В амбулатории детской клиники прием детей с хирургическими заболеваниями осуществлялся до 1966 г.
В 1967 г. в КГМИ курс детской хирургии был преобразован в кафедру, которой до 2000 г. заведовал ученик проф. С.Л. Либова проф. М. Р. Рокицкий — автор докторской диссертации «Экономные резекции легких» (1968). За 33 года работы в рамках ургентной детской хирургии он подготовил 27 кандидатов и 7 докторов медицинских наук.
В настоящее время кафедрой руководит проф. Л.М. Миролюбов.
Поступила 23.01.09.
MILESTONES OF PEDIATRIC SURGERY IN THE CLINICS OF THE MEDICAL FACULTY OF KAZAN IMPERIAL UNIVERSITY
A.A. Akhunzyanov
Summary
Described were the milestones of establishing pediatric surgery in the clinics of the Medical Faculty of Kazan Imperial University, as well as the works of prominent scientists - Heads of the surgical departments.
Key words: Pediatric Surgery, Kazan University.
К 20-ЛЕТИЮ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕРИНАТОЛОГИЧЕСКОИ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Алевтина Васильевна Кузнецова
Кафедра педиатрии и неонатологии (зав. — проф. А.И. Сафина) Казанской государственной медицинской академии, e-mail: [email protected]
Реферат
Представлены опыт работы кафедры педиатрии и перинатологии по преподаванию курса неонатологии и основные положения ее научно-практической деятельности за период с 1990 до 2010 г.
Ключевые слова: обучение, неонатология, новорожденные, респираторный дистресс-синдром, неонатальные инфекции, выхаживание недоношенных.
Повсеместный рост неонатальной заболеваемости, неоправданные потери жизнеспособных новорожденных и ранняя их инвалидиза-ция требуют поиска новых форм организации пери- и неонатальной помощи, оптимизации качества профессиональной подготовки врачей по специальности «неонатология», изучения причин наиболее распространенной и управляемой патологии новорожденных, внедрения новых технологий в доклиничес-566
кую ее диагностику, профилактику, лечение и минимизацию осложнений.
С 1990 г. на кафедре педиатрии № 2 Казанского ГИДУВа (ныне ГОУ ДПО ’’Казанская медицинская академия”) создается коллектив компетентных сотрудников (автор статьи, неонатологи доцент Э.М. Шакирова, асс. Э.А. Гайнуллина и доцент акушер-гинеколог Л.И. Мальцева), которому предстояло преподавать курс перинатальной медицины, и кафедра была переименована в кафедру педиатрии и перинатологии (с конца 2009 г. — педиатрии и неонатологии). Предстояло решать новаторские задачи: заниматься подготовкой специалистов по актуальным вопросам перинатальной медицины и неонатологии с элементами модульного обучения, разработкой и внедрением в неонатальную практику новых
Сотрудники кафедры с представителями Минздрава РТ и администрации г. Казани (октябрь, 2009 г.).
методов диагностики и лечения наиболее распространенной и жизнеугрожаемой патологии новорожденных.
На первом этапе проводилась интенсивная подготовка сотрудников по перинатальной медицине в Ленинграде, Москве, США (Университет штата Мериленд, 1992 и 1994 гг.— проф. А.В. Кузнецова), Германии (доц. Э.М. Шакирова) и привлечение к рабочей группе молодых преподавателей по неонатологии — выпускников ординатуры и соискателей кафедры (И.М. Абдуллин, Н.Л. Рыбкина) с последующей их стажировкой в перинатальном центре Университета штата Мериленд в США и Зальцбурге (Австрия) на постоянно действующих семинарах по интенсивной терапии новорожденных. В это же время по инициативе кафедры из числа практических врачей-неонатологов, владеющих основами детской неврологии, подготовлен в Москве специалист по УЗ-диагностике Г.З. Юсупова, которая впервые в Казани стала проводить нейровизуализацию и скрининг органов брюшной полости у новорожденных и передавать свой опыт работы будущим специалистам в этой области, в том числе ассистенту кафедры канд. мед. наук О.А. Степановой (см. фото).
Многолетние контакты сотрудников кафедры с учеными США и безвозмездная помощь последних в виде библиотеки, в том числе учебников по реанимации новорожденных, обучающих манекенов и муляжей, компьютеров, оргтехники и видеофильмов, способствовали оптимизации подготовки специалистов по неонатологии (сертификационные цик-
лы) и перинатальной медицине (проведено 4 совместных обучающих семинара для аку-шеров-гинекологов, реаниматологов и неона-тологов г. Казани и в Республике Татарстан по интенсивной терапии новорождённых) и внедрению протокола по реанимации новорожденных в родильном зале, принятого в США (соответственно рекомендациям ВОЗ), в роддомах г. Казани и Республики Татарстан (выездные семинары сотрудников кафедры во все крупные города — Бугульму, Набережные Челны, Нижнекамск, Лениногорск) уже в 1993 - 1994 гг.
Особо следует отметить весомый вклад американских ученых проф. I. Оедаэ1Ь и проф. Б. Nagey в реальное становление перинатальной службы в Республике Татарстан — участие в закладке строительства перинатального центра на территории РКБ МЗ РТ (август 1994 г.) и поддержка инициативы кафедры в необходимости открытия реанимационного отделения новорожденных в 1-й детской больнице г. Казани, являющейся клинической базой кафедры. В процессе этой деятельности кафедра постоянно находила действенную поддержку со стороны ректора академии профессора М.К. Михайлова и Министерства здравоохранения Республики Татарстан в лице министра К.Ш. Зыятдинова и зам. министра Л. А. Никольской. Кроме того, циклы по перинатальной медицине как стационарные, так и выездные проводились при участии сотрудников акушерских кафедр КГМА (доценты Л.И. Мальцева, А.А. Хасанов, Л.М. Тухватул-лина).
После открытия в 2001 г. отделения реа-
нимации новорожденных в базовой больнице, имеющей и отделение патологии новорожденных на 60 коек, кафедра получила новые возможности для совершенствования учебного процесса: в программе аттестационных циклов для неонатологов (стационарных и выездных) был расширен модуль по реанимации новорожденных детей. Для этого были привлечены сотрудники кафедры анестезиологии и реаниматологии Казанской медицинской академии ( зав.— проф. В.М. Белопухов) - ассистенты И.М. Абдуллин, бывший в то время зав. отделением реанимации новорожденных ДРКБ, затем С. А. Любин — зав. отделением реанимации новорожденных 1-й детской больницы г. Казани.
В результате столь интенсивной работы в Татарстане успешно внедрён современный реанимационный модуль по неонатологии, включающий основные направления интенсивной терапии новорожденных по двум составляющим — лекционный курс, семинары и практику в отделении реанимации новорожденных детей, отделении патологии новорожденных и базовых родильных домах. Основными темами модуля являются респираторная поддержка, инфузионная терапия и парентеральное питание, метаболические нарушения, мониторирование, шок, посинд-ромная терапия, т.е. те разделы, которые относятся к разделу критической неонатологии.
В последние годы в связи с требованием времени и ВОЗ после обучения сотрудников отделения реанимации и автора этой статьи на семинарах по интенсивной терапии детей с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ) в Санкт-Петербурге (2006—2007 гг.) в реанимационный модуль преподавания на кафедре были введены новые темы — выхаживание недоношенных новорожденных с ЭНМТ, вопросы инфекционного контроля, аудита и этики в неонатологии. Кроме реанимационного модуля, циклы по неонатологии включают темы из разделов неонатальной пульмонологии, кардиологии, нефрологии, лучевой диагностики, иммунологии, гематологии, фармакотерапии. В цикл первичной переподготовки по неона-тологии входит раздел неонатальной неврологии с привлечением сотрудников кафедры детской неврологии КГМА (зав. — докт. мед. наук В.Ф. Прусаков), а также акушерский модуль, в том числе анте- и интранатальные вопросы обеспечения профилактики патологии плода и совершенствование качества его последующей жизни силами сотрудников кафедры акушерства и гинекологии № 2 КГМА (зав.— докт. мед. наук О.В. Чечулина).
В процессе проведения сертификационного цикла слушатели трижды проходят тестирование — входной контроль, текущий
и заключительный с собеседованием после окончания занятий. Кроме врачей Татарстана, на кафедру приезжают неонатологи из разных регионов России, в ординатуре обучаются и иностранные специалисты. Кафедра располагает возможностями для самообразования и самостоятельного обучения как своих сотрудников и врачей базовой больницы, так и курсантов циклов усовершенствования: выход в интернет, учебно-методические рекомендации Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины, учебники по реанимации новорожденных, изданные в США на русском языке, манекены и муляжи для освоения практических навыков реанимации, в том числе интубации трахеи, мультимедийное оснащение, видеофильмы по реанимации новорожденных и несколько тестовых компьютерных программ, включающих вопросы неотложной и реанимационной помощи новорожденным, а также руководства по неонатологии Н.П. Шабалова и других известных неонатологов России и Запада, Национальное руководство по неонатологии 2007 г. под редакцией акад. Н.Н. Володина и др. Кафедра стала учебно-методическим и консультативным центром, куда неонатологи г. Казани и Республики Татарстан обращаются с вопросами по разбору историй болезни и с отчетами о своей работе для подтверждения или присвоения квалификационной категории по неонатологии с целью рецензирования, проводимого сотрудниками кафедры с тщательным анализом положений и выводов отчета в присутствии автора.
Кафедра является инициатором проведения регулярных конференций секции нео-натологов Татарстанского филиала Союза педиатров России. Секция имеет возможность распространения новых печатных изданий по разделам неонатологии, что является современной формой повышения квалификации врачей по данной специальности.
Научная направленность работы кафедры в 90-е годы касалась наиболее тяжелой и плохо управляемой патологии новорожденных в нашей стране — респираторному дистресс-синдрому. Предложена его антенатальная профилактика дексаметазоном на сроке 28—30 (!) недель гестации, обоснованная мониторингом гормональных параметров (кортизол, ТТГ, Т3, Т4) у беременных с угрозой прерывания (Н.Л. Рыбкина); разработан алгоритм лучевой диагностики поражений ЦНС у новорожденных с респираторными расстройствами (О.А. Степанова, Г.З. Юсупова и др.); проведены поиск и внедрение в клиническую практику доклинических критериев диагностики некротизирующего энтероколита по показателям нейтрофильного фагоцитоза
(И.М. Абдуллин) и ферментному спектру микрофлоры кишечника (А.А. Бабинцева); доклиническая диагностика пневмонии и ее осложнений при синдроме аспирации по состоянию эндотоксинемии в системе мать—ребенок (Л.А. Большакова) и прокальцитонина (С.А. Любин, А.А. Бабинцева, Л.А. Большакова и др.). Осуществлена оптимизация интенсивной терапии (адекватная иммунозамес-тительная — иммуноглобулинами последних поколений для внутривенного введения) недоношенных детей, находящихся в критических состояниях на фоне бактериальной инфекции. Проводится исследование интер-феронового и интерлейкинового статуса новорожденных у матерей с хронической уреаплаз-менной инфекцией в плане прогнозирования ее у ребенка и профилактики без использования антибиотиков в раннем неонатальном периоде (Т.Г. Фетисова). По материалам исследований опубликовано более 60 работ в отечественной и зарубежной печати. Сотрудники кафедры активно участвуют в работе ежегодной научно-практической межрегиональной конференции “Педиатрия и детская хирургия в Приволжском округе”, проводимой КГМА и КГМУ, где куратором и сопредседателем неонатальных секций в течение 6 лет была автор настоящей статьи.
Большая лечебно-консультативная и методическая работа сотрудников кафедры в отделениях патологии и реанимации новорожденных базовой больницы и роддомах г. Казани, постоянно совершенствующаяся подготовка кадров по неонатологии, внедрение новых научных разработок, аудита и элементов высокотехнологичной медицинской
помощи в клиническую неонатальную практику способствовали снижению летальности новорожденных в ОРН 1-й детской больницы и младенческой смертности в г. Казани в 3 раза за последние 3 года за счет снижения неонатальной смертности.
В поле зрения кафедры в последние годы находится проблема организации и оптимизации выхаживания недоношенных новорожденных с ЭНМТ на региональном уровне и создания в г. Казани единой службы последующего наблюдения (раннего сопровождения и катамнеза) и реабилитации детей, имевших патологию в неонатальном периоде, с целью минимизации дальнейших осложнений, профилактики ранней инвалидизации и медицинского обеспечения достойного качества жизни. В плане оптимизации преподавания неонатологии рассматривается возможность использования имеющегося опыта кафедры в применении интерактивного обучения врачей.
Поступила 30.04.10.
TO THE 20TH ANNIVERSARY OF THE ESTABLISHMENT OF THE PERINATAL SERVICE IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN
A.V. Kuznetsova
Summary
Presented was the experience of the Department of Pediatrics and Perinatology in teaching, Neonatologyand the main scientific and practical activities for the period from 1990 to 2010.
Key words: education, neonatology, neonatal infection, nursing of premature babies.