Научная статья на тему 'Пути совершенствования инвестиционных процессов в человеческий ресурс'

Пути совершенствования инвестиционных процессов в человеческий ресурс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темирбекова А.З.

В статье в качестве инвестиций в человека взяты затраты на высшее образование, как главный индикатор подготовки квалифицированных кадров. Проанализирован контингент студентов по регионам России в расчете на 10 тыс. человек населения. Приведены сведения о расходах на высшее образование из бюджета РФ и динамика частного инвестирования в ВПО. Автором на основе собранных данных и с применением скоринговой шкалы разработана методика оценки затрат на высшее образование. В заключение статьи представлены основные направления совершенствования инвестиционных процессов в человеческий ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования инвестиционных процессов в человеческий ресурс»

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС

А.З. ТЕМИРБЕКОВА, преподаватель Махачкалинского филиала Московского государственного университета сервиса

Важнейшей закономерностью, определяющей современное развитие мирового сообщества, является обращение к человеку как основной цели общественного развития и экономического прогресса. Теории управления человеческими ресурсами занимают важное место в экономической науке. Их исследование и дальнейшее развитие особенно важны для российского общества. Процессы управления человеческим ресурсом остаются важнейшим фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности на всех уровнях хозяйствования. Главным условием достижения устойчивого развития экономики является развитие человеческого ресурса, обладающего творческим и новаторским потенциалом. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня необходимы инновационные подходы и методы управления социально-экономической эффективностью использования человеческого ресурса.

Знания в современном рыночном понимании этого вопроса оцениваются в качестве ресурса — человеческого капитала. Накопление человеческого капитала путем получения определенного уровня образования во многом зависит от способностей личности, ее индивидуальных черт, стремления добиваться поставленной цели, но решающим условием все чаще сегодня выступает стоимость затрат, необходимых для приобретения тех или иных знаний, умений, навыков. Не секрет, что инвестиции в образование это деятельность, требующая долгосрочного вложения капитала, а ее эффективность оценить очень трудно, но тем не менее в последние годы замечено, что в обществе начался процесс привлечения и направления инвестиций именно в сферу образовательных услуг. Связано это в основном с необходимостью совершенствования качества подготовки квалифицированных кадров [1].

В последние годы в РФ наблюдается тенденция роста числа желающих получить высшее образование. Однако существенное расширение сети рос-

сийских вузов и увеличение количества студентов в них за последние 10 лет повлекли за собой не только положительные, но и отрицательные последствия.

В настоящее время на динамику контингента в системе высшего профессионального образования (ВПО) основное влияние оказывает демографическая ситуация в России. В ближайшие 5 — 7 лет произойдет общий демографический провал: в 2015 году число выпускников 11-х классов школ сократится в полтора раза. В связи с усложнением демографической ситуации будут меняться фактические условия, определяющие конкурсный прием в вузы. Является вероятным возникновение «борьбы за абитуриентов» на фоне объективного сокращения числа последних.

Максимальное количество студентов наблюдается в мегаполисах федерального значения. В Москве сосредоточено 14,3 % общего количества студентов в РФ (в том числе 15,1 % общего количества бюджетных студентов); в Санкт-Петербурге — 6,3 % всех студентов РФ (в том числе 7,2 % всех бюджетных студентов). В остальных 87 субъектах Российской Федерации распределены оставшиеся 79,4 % всех студентов (в том числе 77,7 % бюджетных студентов). В среднем по РФ количество бюджетных студентов составляет 51 % общего числа, в Москве — 54 %, в Санкт-Петербурге — 59 %, в Республике Алтай — 86 %, в республиках Тыва и Ингушетия — по 76 %, в Республике Дагестан — 3 %.

Для возможности проведения сравнительного анализа необходимо использовать значения удельного контингента студентов в расчете на 10 тыс. человек.

Контингент можно рассматривать как сумму студентов по всем формам обучения в государственных и негосударственных вузах. В 2005 г. это значение составило 425 человек по Республике Дагестан, в то время как в целом по России — 483 чел. Рассчитанный контингент демонстрирует уровень образования населения в трудоспособном возрасте в регионе и в стране, является показателем

Таблица 1

Динамика контингента студентов системы ВПО РФ в расчете на 10 тыс. населения в РФ и РД (2)

Наименование вида контингента 2001 2002 2003 2004 2005 Значение

Контингент студентов государственных и негосударственных вузов по всем формам обучения в РФ 372 406 443 475 483 Показывает уровень образования населения в трудоспособном возрасте в регионе и в стране (показатель конкурентоспособности)

Республика Дагестан 346 422 467 402 425

Контингент бюджетных студентов государственных вузов по дневной форме обучения в РФ 184 195 207 217 221 Показывает давление на рынок труда вновь пришедших выпускников образовательных учреждений

Республика Дагестан 195 224 238 215 237

Контингент бюджетных студентов государственных вузов по всем формам обучения (дневное, вечернее, заочное) в РФ 195 199 207 210 208 Показывает количество студентов, получающих высшее образование за счет средств федерального бюджета

Республика Дагестан 93 152 169 140 156

конкурентоспособности региона с точки зрения качества трудовых ресурсов.

Обращает внимание тот факт, что контингент студентов государственных и негосударственных вузов по дневной форме обучения, показывающий давление на рынок труда вновь пришедших выпускников, по Республике Дагестан в 2005 г. составляет 237 человек, в то время как в целом по России — на 7,5 % меньше. В силу значимости сферы высшего профессионального образования в Законе РФ «Об образовании» была закреплена норма государственного финансирования — 170 бюджетных студентов ВПО на 10 тыс. человек. Контингент бюджетных студентов государственных вузов по всем формам обучения составил 210 студентов по России на 10 тыс. человек в 2004 году и 208 студентов в 2005 году. Этот показатель определяет количество студентов, получающих высшее образование за счет средств федерального бюджета. Необходимо отметить, что именно цифрой 208 человек государство на сегодняшний день

160

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Я Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) ♦ ВРП в РД (в сопоставимой оценке, в % к предыдущему году)

Рис. 1. Изменение динамики ВРП и инвестиций в основной капитал в Республике Дагестан (2)

«перевыполняет» взятые на себя обязанности в части финансирования бюджетных мест в высшем профессиональном образовании.

Исследование динамики инвестиционных процессов в Республике Дагестан выявило значительный рост объемов инвестиций в основной капитал (рис. 1), но данные тенденции, как уже было сказано выше, имеют неустойчивый характер и не способствуют увеличению ВРП к 2015 г.

Для повышения эффективности механизмов привлечения капитала в регион необходимо создать систему стратегического управления инвестициями. В современных условиях одним из таких факторов может стать процесс привлечения инвестиций в сферы, где происходит наращивание человеческого капитала, а именно в сферы профессионального образования и науки.

Республика Дагестан по финансированию в образовании имеет статус автономной и хронически дотационной республики. Это означает сильную зависимость республиканского бюджета от дотаций из центра и частичную перекачку этих средств в заработную плату персонала учреждений общего образования. Общеобразовательные школы, как правило, находятся в ведении субрегионального органа исполнительной власти и финансируются в основном из местных бюджетов. Факт, что местные бюджеты могут дотироваться из региональных бюджетов, а последние из федерального бюджета, не отменяет того обстоятельства, что школы находятся в подчинении местных властей.

Принято в вузы; 2005; 24233; 21%

Принято в вузы; 2004; 24706; 21%

Подготовка профессиональных кадров в Республике Дагестан осуществляется развитой сетью учреждений всех уровней образования. По состоянию на 01.01.2007г. в Республике Дагестан функционировали 11 государственных и 22 негосударственных вуза. По состоянию на 01.01.2006г. в государственных вузах обучалось 97 975 чел., в негосударственных вузах — 14 231 чел. Доля студентов дневной формы обучения во всех типах вузов составляет 76 %. Из года в год растет число поступающих в вузы республики. Если в 2001 г. на все формы обучения в государственные и негосударственные вузы принято 17 167 чел. (рис. 2), то в 2003 г. поступили 24 153 чел., а в 2005 г. — 24 233 чел. Но в 2006 г. ситуация резко изменилась. Число студентов, поступивших на 1 курс обучения, составило 2 689 человек, то есть в 9 раз меньше аналогичных данных прошлого года.

В Республике Дагестан проблема подготовки кадров является одной из наиболее острых, так как одним из основных препятствий для притока иностранных инвестиций является низкая оценка качества рабочей силы. Именно способность к овладению новыми знаниями, высокая квалификация, инициативность, творческое мышление должны выступать основным конкурентным преимуществом работников в современных условиях.

В Республике Дагестан количество занятых в 2006 г. с высшим профессиональным образованием по отношению к числу занятых со средним общим образованием составляло 76,5 %. Но количество безработных со средним общим образованием в 2006 г. в 3,7 раза больше числа безработных с высшим образованием (рис. 3)

Принято в вузы; 2006; 2689; 2%

Принято в вузы; 2001; 17167; 15%

Принято в вузы; 2002; 22181; 19%

Принято в вузы; 2003; 24153; 22%

Рис. 2. График зачисления на 1 курс в вузы Республики Дагестан в 2001 — 2006 гг. (2)

Результаты социологического исследования во многом подтверждают выводы о необходимости развития системы частного инвестирования в образование. Готовность семей платить за образование в последние годы растет: с 45 % в 1998 г. до 60 % в 2001 г. При этом прирост частных средств, направляемых в образование, может на 1 — 2 процентных пункта превышать рост личных расходов граждан. В то же время, из-за низких реальных доходов лишь 25-30 % семей потенциально могут принимать участие в финансировании образования своих детей, но ожидается, что к 2010 г. количество таких семей

о Высшее проф. ш Начальное проф. ш Начальное общ.

ни Неполное высшее проф. I Среднее общ.

о Среднее проф. о Основное общ.

Рис. 3. Распределение численности занятого населения и безработных, рассчитанных по методологии МОТ по уровню образования в Республике Дагестан (2)

вырастет до 40 — 45 %. О готовности населения к развитию механизмов частного инвестирования в образование свидетельствуют и оценки уже идущих в образование частных ресурсов, разбитых на две части — формальной и теневой оплаты. По официальным данным направляемые семьями в образование средства составляют 1,3 — 1,5 % ВВП, причем более половины из них расходуется теневым образом. По расчетам Я. Кузьмина, в 2001 г. затраты госбюджета на вузы составили 1,5 млрд долл. Один млрд долл. вузы заработали сами, а 1,3 — 1,5 млрд долл. прошли по теневым каналам высшего образования.

Начиная с 2001 г., после значительного сокращения в 1998 — 2000 гг., отмечается рост доли расходов на образование в консолидированном бюджете РФ. В целом, по сравнению с серединой 1990-х годов, к 2004 г. объемы государственного финансирования образования увеличились почти на треть. Пики роста бюджетных вложений пришлись на 1997, 2002 и 2004 гг. Провалы характерны для 1998 — 1999 гг. По доле государственных расходов на образование в объеме ВВП Россия отстает от большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 2001 г. расходы российской бюджетной системы на образование в процентах к ВВП на фоне рассматриваемых стран ОЭСР были самыми низкими. При этом нужно отметить, что в середине 1990-х годов по этому показателю, составляющему 4 %, Россия опережала Турцию, Грецию, Японию и была значительно ближе к таким странам, как Германия, Ирландия, Испания, Италия, Словения, Чехия, Мексика, Италия.

Бюджетные расходы в расчете на одного учащегося (студента) увеличивались по всем уровням образования. За 2000 — 2004 гг. бюджетное финансирование — в фактических ценах—в расчете на одного учащегося в общем образовании выросло в 3,4 раза,

30 25 20 15 10

20,8

22,2

_

ю,: >-

8

5,4

1

18,8

6,4

Дошкольное образование

Общее образование

Начальное профессиональное образование

□ 2000 ■ 2004

Среденее профессиональное образование

Рис. 4. Расходы на образование из средств консолидированного бюджета РФ в расчете на одного учащегося (студента) по уровням образования (1)

в начальном профессиональном образовании — в 2,8 раза, а в среднем и высшем профессиональном образовании — в 2,9 раза (рис. 4). Вместе с тем образование представляет собой один из тех факторов, которые обеспечивают России «место в клубе развитых государств» и дают «шанс на вход «на равных» в новую экономику». Осознание остроты проблемы финансирования привело к возникновению ряда концепций, общим элементом которых стало признание необходимости притока в сферу высшего образования внебюджетных финансовых средств [3].

В 2004 г. объем платных услуг системы образования составил 118,7 млрд руб. или 20,0 % от объема бюджетного финансирования этой системы. При этом по сравнению с 1995 г. объем платных услуг в сопоставимых ценах увеличился в 4,6 раза. Особенно высокие темпы его ежегодного прироста характерны для 1997 г. — 52,5 %. Затем обозначилась четко выраженная тенденция снижения, а в последние годы соответствующие показатели достигли своего минимального уровня, составив 5 — 9 % по отношению к предыдущему по РФ.

Наибольшее распространение платные услуги населению получили в системах среднего и высшего профессионального образования. В то время как доля бюджетных студентов в системе среднего профессионального образования за десятилетний период сократилась с 87,8 до 62,5 %, удельный вес лиц, получающих среднее профессиональное образование на платной основе, возрос с 12,2 до 37,5 % в целом по РФ.

В высшем профессиональном образовании доля бюджетных студентов за рассматриваемый период сократилась практически вдвое, а доля лиц, получающих высшее профессиональное образование на платной основе, возросла с 13,1 до 56,4 %.

В государственных и муниципальных вузах в начале 2004/2005 учебного года на платную форму обучения было принято 755,9 тыс. студентов, а в общей численности студентов данного уровня доля соответствующего контингента возросла с 21,8 до 48,8 %.

В качестве совершенствования экономических методов государственного регулирования рекомендуется ввести систему кредитования на образовательные цели, основанную на институте поручительства со стороны

25,6

8,7

Высшее профессиональное образование

государства и будущих работодателей, льготных фиксированных процентных ставок по кредиту и отсрочки выплат по кредиту для заемщиков на период окончания обучения. При этом государство должно разработать программу гарантированного трудоустройства выпускников-заемщиков совместно с работодателями. Для повышения целесообразности кредитования на образовательные цели автором разработана скоринговая шкала показателей эффективности инвестиций в человеческий капитал (табл. 2) и методика оценки затрат на высшее образование с учетом привлечения средств предприятий и из федерального бюджета Российской Федерации.

Показатели оценки затрат на высшее образование:

• Показатель инвестиций в человеческий капитал. Показатель степени затрат денежных средств (тыс. руб. /год) на высшее образование из Федерального бюджета на 1 студента. Присваивается балл: от 0 до 100,0 - 25 баллов; от 100,0 до 200,0 -50 баллов; от 200,0 до 300,0 - 75 баллов; от 300,0 до 400,0 - 100 баллов.

• Показатель степени затрат денежных средств (тыс. руб. / год) на высшее образование со стороны предприятий и фирм. Присваивается балл: от 0 до 100,0 - 20 баллов; от 100,0 до 1000,0 -40 баллов; от 1000,0 до 10000,0 - 80 баллов; от 10000,0 до 100000,0 - 100 баллов.

• Показатель выработки студента во время обучения в высшем учебном заведении (тыс. руб. / год), характеризуется размером стипендиальных выплат. Присваивается балл: от 0 до 1,0 -20 баллов; от 1,0 до 10,0 - 40 баллов; от 10,0 до 20,0 - 80 баллов; 20,0 до 30,0 - 100 баллов.

• Показатель цены единицы интеллектуального труда на рынке труда (тыс. руб. / месяц), характеризуется размером заработной платы. Присваивается балл: от 0 до 10,0 - 20 баллов; от 10,0 до 100,0 - 40 баллов; от 100,0 до 500,0 -80 баллов; от 500,0 до 1000,0 - 100 баллов. Эффективность инвестиций в человеческий капитал определяется следующим образом: при степени затрат на высшее образование, равной сумме свыше 301 балл, эффективность инвестиций в человеческий капитал характеризуется высоким уровнем. При степени затрат, равной сумме от 200 до 300 баллов, эффективность инвестиций в человеческий капитал характеризуется средним уровнем. При степени затрат, равной сумме от 100 до 199 баллов, эффективность инвестиций в человеческий капитал характеризуется низким уровнем. При степени затрат ниже суммы 99 баллов инвестирование в человеческий капитал неэффективно.

Таким образом, сумма баллов по всем показателям по Республике Дагестан составила 165 баллов, т. е. эффективность инвестиций в человеческий капитал на низком уровне.

Подводя итоги исследования инвестиционных процессов в высшее образование в России и Республике Дагестан, нужно сказать следующее. Проведенный анализ инвестиционной активности показал, что сегодня необходимо осуществлять поиск новых стратегических факторов развития региона, приоритетным из которых должен стать человеческий капитал.

Одним из препятствий для притока капитала и инновационных технологий в республику является низкое качество подготовки рабочих кадров и их

Таблица 2

Скоринговая шкала показателей эффективности инвестиций в человеческий капитал (2)

Наименование пока- Значение Балл Значение Балл Значение Балл Значение Балл Балл

зателя показателя показателя показателя показателя

1 2 3 4 5 6 7 8 9 9

Федеральный бюджет (тыс. руб. /год) на 0-100 25 100,0 - 200,0 50 200,0-300,0 75 300,0 - 400,0 100 -

1 студента

Республика Дагестан 16,9 25 - - - - - - 25

Предприятия, фирмы (тыс. руб. /год) 0-100,0 20 100,01000,0 40 1000,010000,0 80 10000,0100000,0 100

Республика Дагестан 87,9 20 - - - - - - 20

Выработка студента во время обучения в вузе (тыс. руб. /год) 0-10,0 20 1,0-10,0 40 10,0-20,0 80 20,0-30,0 100

Республика Дагестан - - - - - - 21,6 100 100

Цена единицы ин- 0-10,0 20 10,0-100,0 40 100,0-500,0 80 500,0-1000,0 100

теллектуального труда (тыс. руб. /мес.)

Республика Дагестан 4,5 20 - - - - - - 20

несоответствие современным требованиям рынка. В условиях переориентации экономики Республики Дагестан на инновационную модель, основанную на непрерывном процессе поиска и реализации нововведений, центральное место должно принадлежать развитию человеческого капитала. Следовательно, одной из главных и актуальных задач на данном этапе становится привлечение инвестиций в сферу образования и науки.

Исследование сферы образовательных услуг показало, что она обладает значительным потенциалом для развития, но основными инвесторами в капитализацию личности сегодня являются государство и индивидуальные домохозяйства, доля инвестиций со стороны бизнеса ничтожно мала.

Задача местных властей заключается в создании благоприятной среды для притока частных инвестиций в науку и образование.

Государственная политика в сфере финансового обеспечения учреждений высшего профессионального образования должна быть направлена на формирование новой системы их финансирования, отвечающей современным требованиям. Реализация данной цели предполагает не только совершенствование механизма бюджетного финансирования вузов, но и расширение источников финансирования отрасли.

Решение задач привлечения внебюджетных средств вузами требует использования различных инструментов государственного финансового стимулирования привлечения средств организаций и граждан в сферу профессионального образования. К таким инструментам финансовой поддержки относятся бюджетные субсидии, субвенции, дотации, предоставление государственных и муниципальных гарантий, налоговых льгот, бюджетная поддержка развития инфраструктуры рынка образовательных кредитов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привлечению финансовых ресурсов организаций в сферу высшего профессионального образования может способствовать использование налоговых инструментов, таких, как предоставление налоговых льгот организациям при оплате за счет средств работодателей обучения своих сотрудников в вузах, а также при перечислении этими организациями благотворительных взносов вузам; освобождение от обложения прибыли, полученной организациями при осуществлении ими совместной инновационной деятельности с вузами.

У граждан возникают финансовые отношения с вузами при оплате образовательных услуг, предоставляемых им вузами, перечислением денежных средств вузам в рамках благотворительности. Государство

при этом должно создавать механизмы, способствующие повышению интереса граждан к привлечению заемных средств для оплаты обучения в вузах, в том числе при переподготовке и повышении квалификации. В частности, могут использоваться:

1) бюджетные субсидии на возмещение расходов заемщика на уплату процентов по банковским кредитам, полученным на оплату обучения в вузе;

2) бюджетные субвенции на возмещение российским кредитным организациям разницы в процентных ставках по кредитам, предоставленным физическим лицам на оплату образовательных услуг вузов;

3) бюджетные субсидии на возмещение расходов заемщика по страхованию имущества, выступающего залогом по образовательному кредиту, и личному страхованию заемщика;

4) бюджетное финансирование информационного обеспечения в области образовательного кредитования.

Увеличение доли затрат на высшее образование в национальном доходе страны может и не предполагать увеличения количества подготовленных специалистов.

В условиях, когда уровень насыщенности народного хозяйства специалистами с высшим образованием близок к оптимальному и даже превышает его, дальнейшее экстенсивное развитие системы высшего образования будет во все большей мере отрицательно влиять на экономические и социальные показатели развития страны.

Дополнительно выделяемые высшей школе ресурсы должны быть направлены на улучшение материально—технической базы вузов, внедрение в учебный процесс новейших технологий, на качественное совершенствование и структурную перестройку всей системы высшего образования, что в конечном счете приведет к повышению качества подготовки специалистов, его соответствию темпам научно-технического прогресса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инвестиции: региональный аспект/Институт экономики переходного периода РАН. — М., 2003. С. 125.

2. Составлено автором на основе статистических данных в процессе исследования.

3. Колесов В. П. Возможность финансирования высшего образования без ГИФО / Интернет-конференция «Финансирование и доступность высшего образования», 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.