Научная статья на тему 'Приоритетные направления совершенствования регулирования рынка образовательных услуг высшей школы в российской Федерации'

Приоритетные направления совершенствования регулирования рынка образовательных услуг высшей школы в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселовский М. Я., Королев В. А., Семеняк О. В.

На рынке образовательных услуг высшей школы не действует классический закон спроса, и цена образовательной услуги высшей школы не влияет на спрос в такой степени, как неценовые факторы: динамика реальных доходов населения; престижность получаемой профессии, обусловленных размером заработной платы и стоимостью обучения на равнозначные специальности в других вузах города. В качестве сравнительного анализа в статье была рассмотрена динамика спроса и цен (за семестр обучения) на различные специальности в вузах Саратовской области (Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (СГУ), Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина (ПАГС), Саратовский государственный социально экономический университет (СГСЭУ)), выявлены закономерности в спросах и проанализированы их эластичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления совершенствования регулирования рынка образовательных услуг высшей школы в российской Федерации»

4 (43) - 2007

Проблемы образования

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА

ОБРАЗО ВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Я. ВЕСЕЛОВСКИй, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мировая экономика и международный бизнес» Московского государственного университета сервиса

В.А. КОРОЛЕВ,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Государственный университет — Высшая школа экономики

О.В. СЕМЕНЯК Московский государственный университет сервиса

Исходя из экономической теории, под рынком в широком смысле слова понимают отношения между продавцами (производителями) и покупателями — потребителями товара, основанные на децентрализованном механизме ценообразования, то есть механизме взаимодействия спроса и предложения. Причем необходимыми условиями данных отношений являются частная собственность и конкуренция. Каждый рынок имеет субъекты спроса и предложения, а также объект рынка, по поводу которого и возникают отношения между субъектами.

На рынке образовательных услуг высшей школы не действует классический закон спроса, поэтому цена образовательной услуги высшей школы не влияет на спрос в такой степени, как неценовые факторы: динамика реальных доходов населения; престижность получаемой профессии, — обусловленные размером заработной платы и стоимостью обучения на равнозначные специальности в других вузах города.

В качестве сравнительного анализа авторами рассмотрена динамика спроса и цен (за семестр обучения) на различные специальности в вузах Саратовской области (Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (СГУ), Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина (ПАГС), Саратовский государственный социально-экономический университет (СГСЭУ)), выявлены закономерности в спросах и проанализированы спросы на предмет эластичности.

На основе статистических данных (табл. 1) были построены модели влияния цены за семестр обучения на спрос: линейная модель — имеющая вид Q = — 25,6 + 0,006 х Р (где Q — количество поданных заявлений, Р — цена за семестр обучения), и степенная модель — имеющая вид Q = 0,0013 х Р1,09, оказавшиеся незначимыми, так как коэффициент детерминации линейной модели R2 = 0,57, а степенной функции R2 = 0, 4. (коэффициент R2

Таблица 1

Количество поданных заявлений на коммерческое отделение специальности «Национальная экономика»

в СГУ и цена за семестр обучения

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Цена за семестр обучения, тыс. руб. 6 000 7 200 12 000 12 000 13 000 15 000 17 000

Количество поданных заявлений на коммерческое отделение 22 28 14 31 47 57 104

Источник: по данным центральной приемной комиссией СГУ.

20000 | 15000

I 10000

| 5000

14

свидетельствует о значимости модели влияния цены на спрос, чем ближе R2 к 1, тем больший процент зависимости результата приходится на исследуемый фактор, тем более значимы зависимость и построенная модель).

Авторами установлено, что для рассматриваемой экономической специальности не действует классический закон спроса (рис. 1), отражающий обратную зависимость спроса от цены, и цена не влияет на спрос на данную специальность, а, следовательно, ни о какой эластичности спроса по цене речи вести нельзя.

Напротив, анализ динамики реальных доходов населения в Саратовской области (табл. 2) показал, что их рост в целом по региону позволил абитуриентам компенсировать рост цены за семестр обучения, что, в конечном счете, привело к положительной зависимости спроса от цены.

На основе статистических данных (табл. 2) была построена степенная зависимость спроса на специальность «Национальная экономика» экономического факультета СГУ от среднемесячной номинальной заработной платы по крупным и средним предприятиям, имеющая следующий вид: Q = 1,3410 — 6 х 12,04. Причем данная модель является статистически значимой: оба коэффициента значимы при 1 % уровня значимости в соответствии с ¿-статистикой, а коэффициент детерминации R2 = 0,95.

Показатель степени в степенной функции является показателем эластичности спроса по доходу:

22 28 31 47

Количество заявлений

57

104

де

Е1 --Я-

I

>0 <0

-0

показывающим процентное изменение спроса при однопроцентном изменении дохода, и принимаю-

Рис. 1. Линия спроса на специальность «Национальная экономика» экономического факультета СГУ

щим значение > 0 в случае эластичного спроса по доходу, < 0 в случае неэластичного спроса по доходу и = 0 в случае нейтрального спроса по доходу (где

I — средняя заработная плата за год по крупным и средним предприятиям Саратовской области).

Приведенная модель предлагается для расчета эластичности спроса на образовательные услуги высшей школы по доходу на различных сегментах рынка образовательных услуг высшей школы. Авторами было выявлено, что на резко выросший спрос на 83 % на специальность «Национальная экономика» в СГУ повлияло и увеличение цены за семестр обучения на экономические специальности в других вузах города. Например, в Саратовском государственном социально-экономическом университете цена за семестр обучения по специальности «Финансы и кредит» выше на 15 % по сравнению с ценой за семестр обучения по специальности «Национальная экономика» в СГУ, что повлекло отток абитуриентов из данного вуза в другие вузы города, в частности в СГУ. Следовательно, другим важным неценовым фактором, влияющим на спрос, является стоимость обучения на равнозначные специальности в других вузах города.

Для сопоставления динамик спроса на разных сегментах рынка образовательных услуг высшей школы был проанализирован спрос на специальности, пользующиеся наименьшим спросом, например специальность «Микроэлектроника

Таблица 2

Динамика реальных доходов на душу населения в Саратовской области

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Реальные доходы на душу населения (декабрь к декабрю предыдущего года) 109,4 108,6 113 116,8 115,1 131,8 -

Индекс изменения цены за семестр обучения на специальности «Национальная экономика» - 120 166 100 108,3 115,3 113,3

Среднемесячная номинальная заработная плата работников по крупным и средним предприятиям за год, тыс. руб. 2 884,9 3622 4 560,8 5 711,5 7 100

Источник: по данным статистических сборников: «Социально-экономическое положение Саратовской области 2000,2001,2002,2 003,2004,2005» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. — Саратов, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004,2005 гг.

и твердотельная электроника» физического факультета или специальность «Метеорология» географического факультета СГУ за период с 2000 по 2006 г. (рис. 2,3,4,5). Анализ показал, что цена за семестр обучения не являлась существенным фактором, влияющим на количество подаваемых заявлений на коммерческое отделение, так как при повышении цены за семестр обучения спрос на данные специальности имел как положительную, так и отрицательную динамику. Кроме того,

5! з

^ 5

фО 2

I ® 1

Я 5. 1

ф

0

Рис. 2. Динамика спроса во времени на специальность «Микроэлектроника и твердотельная электроника» физического факультета СГУ

Рис. 3. Динамика спроса во времени на специальность «Метеорология» географического факультета СГУ

I 4

ф п

ц

Ф Л

? 3

о

Ф О

о 2

0

II

ф

1 о

4000

5000

8300

9000

Цена

10500

Рис. 4. Линия спроса на специальность «Микроэлектроника и твердотельная электроника» физического факультета СГУ

^ А

^ 4

ш ^ 2 0

4000

5000

8300

9000

Цена за семестр

10500

Рис. 5. Линия спроса на специальность «Метеорология» географического

факультета СГУ

спрос на данные специальности не реагировал и на динамику дохода за период с 2000 по 2006 г., так как построенные подобные зависимости числа поданных заявлений на коммерческое отделение от динамики номинальной средней заработной платы оказались незначимыми, что свидетельствовало о незначительном влиянии фактора дохода на исследуемый показатель и, напротив, спрос на данные специальности в большей мере зависел от других неценовых факторов: престижность получаемой профессии, заработная плата, желание получить диплом о высшем образовании для принятия на многие рабочие места в независимости от специальности.

Данные предположения были подтверждены и результатами опроса обучающихся студентов на географическом факультете СГУ. Из-за практического отсутствия коммерческих студентов были опрошены студенты, обучающиеся на бюджетном отделении.

По результатам анкетирования, выяснилось, что 52 % студентов не собираются работать по специальности, поступили в университет ради получения диплома о высшем образовании. На вопрос: «Если бы у Вас была материальная возможность, хотели ли бы Вы учиться на другой специальности или в другом вузе?» — 74 % опрошенных студентов ответили «да», причем 23 % из них желали бы получать экономическую специальность, 19 % хотели бы учиться на юриста, 7 % — на психолога, 12 % хотели бы стать медиками и 16 % — программистами. Кроме того, 51 % опрошенных студентов собираются получать после окончания вуза (а некоторые уже получают) второе высшее образование, у 60 % из которых оно является экономическим и юридическим, а 25 % хотели бы изучать иностранные языки.

12000

14000

12000

14000

4

8

аз« 6

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество поданных заявлений на коммерческое отделение и цены за семестр обучения на ряд специальностей в Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Специальность Количество Цена Количество Цена Количество Цена Количество Цена

заявлений обучения заявлений обучения заявлений обучения заявлений обучения

Менеджмент 126 12 100 166 12 800 98 15 900 82 17 500

организации

Маркетинг 26 11 100 27 11 800 28 14 200 20 15 800

Налоги и налого- 61 12 100 108 12 800 79 15 900 54 17 500

обложение

Государственное 87 12 100 116 12 800 102 15 900 54 17 500

и муниципальное

управление

Юриспруденция 200 12 100 231 12 800 152 15 900 185 17 500

Источник: по данным центральной приемной комиссии Поволжской академии государственной службы.

Таким образом, можно сделать вывод, что если бы доходы многих студентов позволяли им учиться на экономических специальностях, то данные абитуриенты пополняли бы списки студентов экономических специальностей. И повышали бы и так высокий конкурс на данные специальности в различных вузах: 15 чел. на место на специальность «национальная экономика», 20 чел. на место на специальность «менеджмент организации». И, конечно, данная тенденция привела бы к еще меньшему конкурсу на физическом факультете: 3 чел. на место на специальность «микроэлектроника и твердотельная электроника»; на географическом — 3 чел. на место на специальность «метеорология».

Заметим, что аналогичной популярностью среди абитуриентов пользуются экономические специальности и в других вузах города (табл. 3). Так, например, в Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина также наблюдается, за исключением 2006 г., положительная динамика во времени спроса на специальности «менеджмент организации», «маркетинг», «налоги и налогообложение», «юриспруденция» (в 2006 г. спрос на «юриспруденцию» резко возрос) и др. Причем спрос, как и в СГУ, является нейтральным по отношению к цене за семестр обучения.

К сожалению, на инженерные и технические специальности в Саратовском государственном техническом университете конкурс очень невысокий, что зачастую вообще исключает спрос на коммерческие места. Таким образом, можно предположить, что спросы на сегментах рынка образовательных услуг высшей школы, классифицируемых по профессиям и специальностям, а также цены на них напрямую зависят от функционирования сегментов рынка труда соответствующих профессий и специализаций, на которые выходят выпускники вузов и предлагают свои услуги труда.

Анализ взаимосвязи и взаимозависимости рынка образовательных услуг и рынка труда позволил выявить противоречия развития рынка образовательных услуг высшей школы: между несбалансированным спросом на рынке образовательных услуг высшей школы и спецификой предложения на отраслевом рынке труда; между относительно низкой производительностью труда и отсутствием спроса на высококвалифицированных специалистов; между доходами населения и ценой предложения на рынке образовательных услуг высшей школы, которые не способствуют результативному взаимодействию рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы.

Для устранения противоречий развития рынка образовательных услуг высшей школы, повышения результативного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы и как следствие достижения системой рынка образовательных услуг высшей школы своей цели авторами предложена комплексная система государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы (рис. 6), включающая методы прямого государственного регулирования и методы индуцированного государственного регулирования.

Методы прямого государственного регулирования оказывают непосредственное влияние на систему. Индуцированные методы государственного регулирования предполагают косвенное государственное регулирование через формирование и реализацию макроэкономической политики.

Методы прямого государственного регулирования включают правовые, административные и экономические методы. Правовые методы государственного регулирования предполагают соблюдение нормативной правовой базы высшего образования. Административные методы государственного регулирования обеспечивают разработку

и соблюдение государственных стандартов высшего образования, лицензирование образовательной деятельности, аккредитацию и аттестацию высших учебных заведений, способствуя повышению качества образовательных услуг высшей школы. Экономические методы государственного регулирования базируются на налоговом регулировании, системе государственных закупок и заказов, целевом финансировании.

Индуцированные методы государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы обеспечивают опосредованное регулирование рынка труда, способствуют укреплению взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы через развитие взаимоотношений работодателей и вузов, поощрения предприятий, инвестирующих в интеллектуальный капитал и высшую школу посредствам льготного субсидирования и налогообложения. Воздействие на развитие рынка образовательных услуг высшей школы должно осуществляться и через стимулирование государственного совокупного спроса.

В качестве совершенствования экономических методов государственного регулирования рекомендуется ввести систему кредитования на образовательные цели, основанную на институте поручительства со стороны государства и будущих работодателей, льготных фиксированных процентных ставок по кредиту и отсрочки выплат по кредиту для заемщиков на период окончания обучения. При этом государство должно разработать программу гарантированного трудоустройства выпускников-заемщиков совместно с работодателями. Для повышения целесообразности кредитования на образовательные цели разработана

скорринговая шкала показателей эффективности инвестиций в человеческий капитал (табл. 4) и методика оценки затрат на высшее образование с учетом привлечения средств предприятий, фирм и из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) бюджетов.

Методика оценки затрат на высшее образование:

А. Показатель инвестиций в человеческий капитал:

1. Показатель степени затрат денежных средств (млрд руб. /год) на высшее образование из Федерального бюджета. Присваивается балл: от 0 до 100,0 — 25 баллов; от 100,0 до 200,0 — 50 баллов; от 200,0до 300,0 - 75 баллов; 300,0 до 400,0 - 100 баллов.

2. Показатель степени затрат денежных средств (млрд руб. /год) на высшее образование из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) бюджетов. Присваивается балл: от 0 до 200,0 - 25 баллов; от 200,0 до 400,0 - 50 баллов; от 400,0до 600,0 - 75 баллов; 600,0 до 800,0 -100 баллов.

3. Показатель степени затрат денежных средств (тыс. руб. /год) на высшее образование со стороны предприятий и фирм. Присваивается балл: от 0 до 100,0 - 20 баллов; от 100,0 до 1000,0 - 40 баллов; от 1000,0до 10000,0 - 80 баллов; 10000,0 до 100000,0 -100 баллов.

Б. Показатель выработки студента во время обучения в высшем учебном заведении (тыс. руб./ год) характеризуется размером стипендиальных выплат. Присваивается балл: от 0 до 1,0 - 20 баллов; от 1,0 до 10,0 - 40 баллов; от 10,0 до 20,0 - 80 баллов; 20,0 до 30,0 - 100 баллов.

Таблица 4

Скорринговая шкала показателей эффективности инвестиций в человеческий капитал

Наименование показателя Значение показателя Балл Значение показателя Балл Значение показателя Балл Значение показателя Балл

1. Инвестиции в человеческий капитал

• Федеральный бюджет (млрд. руб./год) 0 4 100,0 25 100,0 4200,0 50 200,0 4 0 0,0 75 300,0 4 400,0 100

• Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) бюджеты (млрд. руб./год) 0 4 200,0 25 200,0 4- 400,0 50 400,0 4 600,0 75 600,0 4 800,0 100

• Предприятия, фирмы (тыс. руб./год) 0 4 100,0 20 100,0 4 1000,0 40 1000,0 4 10000,0 80 10000,0 4 100000,0 100

• Выработка студента во время обучения в высшем учебном заведении (тыс. руб. / год) 0 41,0 20 1,0 410,0 40 10,0 4 20,0 80 20,0 4 30,0 100

• Цена единицы интеллектуального труда (тыс.руб./месяц) 0 410,0 20 10,0 4100,0 40 100,0 4 500,0 80 500,0 4 1000,0 100

г

н

р?

3 §

§

Со

г

I

Механизм государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы в Российской Федерации

в условиях глобализации

Методы прямого регулирования рынка образовательных услуг высшей школы

Администр ативные регуляторы:

• государственные стандарты высшего образования;

• лицензирование образовательной деятельности;

• аттестация вузов;

• аккредитация учреждений высшего образования.

Методы индуцированного регулирования рынка обпазовательных услуг высшей школы

Макроэкономическая политика

Правовые регуляторы:

нормативная правовая база высшего образования

Экономические регуляторы:

• система государственных закупок и заказов (контрольные цифры, нормативное финансирование вузов, ГИФО);

• целевое финансирование (развитие системы возвратного субсидирования на образовательные цели);

• кредитование на образовательные цели;

• налоговое псгллипованис.

Стимулир ование совокупного спроса и предложения

Присоединение российской высшей школы к общеевропейский и мировой рынок образован

Болонскому процессу и вхождение в ельных услуг:

Внешние возможности:

1. Повышение качества и уровня образования и науки.

2. Повышение конкурентоспособности российской системы образования, вузов и выпускников;

3. Наращивание экспорта российских образовательных услуг по средствам: увеличения программ совместных дипломов; увеличения программ двойных дипломов; увеличения программ стажировок для студентов я преподавателей; увеличения программ академических обменов; интеграции передовых учебных программ и пособий зарубежных авторов в учебный процесс.

4. Создание системы взаимного признания документов об образовании, курсов, модулей.

5. Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

6. Повышение академической мобильности выпускников.

7. Обеспечение сопоставимости принципов, процедур и критериев систем контроля качества.

8. Интенсификация академической мобильности.

9. Создание единого образовательного информационного пространства.

10. Признание дипломов российских вузов

Внешние угрозы:

1. Потеря специфики и, как следствие, конкурентных преимуществ российского высшего образования.

2. Отток специалистов из России («утечка мозгов»),

3. Снижение качества российского высшего образования.

4. Сложность внедрения основных компонентов БП (двухуровневая структура дипломов: бакалавр, магистр; система перезачета кредитов; форма Приложения к диплому согласно Лиссабонской конвенции о взаимном признании дипломов; совместные учебные планы и программы двойных дипломов и др.).

5. Уровень затрат на внедрения основных компонентов БП.

6. Трудность преодоления языкового, организационного, информационного, ресурсного, нормативного, содержательного барьеров (по основным компонентам БП).

7. Возможность внедрения механизмов внешней оценки качества.

8. Адекватность оценки внешних экспертов.

9. Монополизация российского рынка образовательных услуг западными вузами и рынками вследствие неконкурентоспособности системы образования Российской Федерации

Рис. 6. Механизм государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы

ел

Ь со

=1

03

о и

=1 =

г а

О сл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СО

I

м о о

■ч

В. Показатель цены единицы интеллектуального труда на рынке труда (тыс. руб. /мес.), характеризуется размером заработной платы. Присваивается балл: от 0 до 10,0 - 20 баллов; от 10,0 до 100,0 - 40 баллов; от 100,0 до 500,0 - 80 баллов; 500,0 до 1000,0 - 100 баллов.

Эффективность инвестиций в человеческий капитал определяется следующим образом: при степени затрат на высшее образование, равной сумме свыше 301 балла - эффективность инвестиций в человеческий капитал характеризуется высоким уровнем. При степени затрат, равной сумме от 200 до 300 баллов - эффективность инвестиций в человеческий капитал характеризуется средним уровнем. При степени затрат, равной сумме от 100 до 199 баллов - эффективность инвестиций в человеческий капитал характеризуется низким уровнем. При степени затрат ниже суммы 99 баллов инвестирование в человеческий капитал неэффективно.

В условиях присоединения российской высшей школы к Болонскому процессу (БП) и как следствие вхождения в общеевропейский и мировой рынок образовательных услуг, обусловленного влиянием процессов глобализации, при формировании и реализации макроэкономической политики государства рекомендуется учитывать баланс преимуществ и недостатков участия российской высшей школы в БП.

Основными преимуществами участия российской высшей школы в БП являются: повышение качества и уровня образования и науки; повышение конкурентоспособности российской системы образования, вузов и выпускников; наращивание экспорта российских образовательных услуг (по средствам увеличения программ совместных дипломов; увеличения программ двойных дипломов; увеличения программ стажировок для студентов и преподавателей; увеличения программ академических обменов; интеграции передовых учебных программ и пособий зарубежных авторов в учебный процесс); создание системы взаимного признания документов об образовании, курсов, модулей; повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда; повышение академической мобильности выпускников; обеспечение сопоставимости принципов, процедур и критериев систем контроля качества; интенсификация академической мобильности; создание единого образовательного информационного пространства и признание дипломов российских вузов.

Основными недостатками участия российской высшей школы в БП являются: потеря специфики и, как следствие, конкурентных преимуществ рос-

сийского высшего образования; отток специалистов из России («утечка мозгов»); сложность внедрения основных компонентов БП (двухуровневая структура дипломов: бакалавр, магистр; система перезачета кредитов; форма Приложения к диплому согласно Лиссабонской конвенции о взаимном признании дипломов; совместные учебные планы и программы двойных дипломов); уровень затрат на внедрения основных компонентов БП; трудность преодоления языкового, организационного, информационного, ресурсного, нормативного, содержательного барьеров (по основным компонентам БП); монополизация российского рынка образовательных услуг западными вузами и рынками вследствие неконкурентоспособности системы образования Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Рынок образовательных услуг высшей школы условно можно разбить на множество сегментов, связанных с конкретными профессиями и специальностями, на каждом из которых формируется свой спрос и предложение и своя цена за каждую единицу услуги.

2. Современная рыночная ситуация характеризуется незначительным воздействием ценовых факторов на спрос и особой значимостью неценовых факторов, таких как динамика реальных доходов населения; престижность получаемой профессии, обусловленных размером заработной платы и стоимостью обучения на равнозначные специальности в других вузах города.

3. На рынке образовательных услуг высшей школы не действует классический закон спроса, а цена является незначимым фактором. Большее влияние оказывают неценовые факторы: динамика реальных доходов населения, престижность профессии, связанная с размером заработной платы по сравнению с другими специальностями, цены на подобные специальности в других вузах города.

4. Результативность данного рынка с точки зрения того, какие услуги предлагать напрямую, зависит от функционирования сегментов рынка труда соответствующих профессий и специализаций, на которые выходят выпускники вузов и предлагают свои услуги труда. В данном случае рынок образовательных услуг высшей школы отражает полностью процессы, происходящие на рынке труда, и решения, какие услуги и сколько предоставлять, соответствуют требованиям потребителей-абитуриентов.

5. Необходимость государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы обусловлена потребностью поддерживать динамическое равновесие спроса и предложения образовательных услуг высшей школы; создавать условия для развития конкуренции на рынке образовательных услуг высшей школы; обеспечивать результативность рынка образовательных услуг и рынка труда.

6. Комплексная система государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы включает методы прямого государственного регулирования и методы индуцированного государственного регулирования. Методы прямого государственного регулирования оказывают непосредственное влияние на систему. Индуцированные методы государственного регулирования предполагают косвенное государственное регулирование через формирование и реализацию макроэкономической политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования».

3. Социально-экономическое положение Саратовской области 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. - Саратов, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005.

4. Индикаторы образования: статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

5. Краткий статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2001.

6. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

7. Данные центральной приемной комиссии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

8. Данные центральной приемной комиссии Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.