Научная статья на тему 'Анализ рынка высшего образования России в 1998-2010 гг. '

Анализ рынка высшего образования России в 1998-2010 гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / КРИЗИС ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / RUSSIAN EDUCATION SYSTEM / THE COMPETITIVENESS / THE DEMOGRAPHIC CRISIS / THE CRISIS OF HIGHER EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / FOREIGN STUDENTS / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Нина Михайловна

Сегодня величие и значимость государства определяется не только размерами и сырьевыми запасами, но и уровнем развития и конкурентоспособностью его экономики, важнейшими показателями которой являются высокотехнологичное, наукоемкое производство, знания, экспорт образовательных услуг. В статье рассматриваются состояние и перспективы высшего образования России в 1998-2010 гг., поднимаются темы кризиса высшего образования РФ и сокращения числа вузов, изучаются основные причины привлечения иностранных студентов в российские вузы и основные тенденции их обучения. В рамках реализации Концепции экспорта образовательных услуг в 2011-2020 гг. предполагается решить многие проблемы благодаря государственной поддержке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The markets analysis of Russian high education in 1998-20101

Today greatness and the status of the state is defined not only sizes of its territory and raw stocks, how many a level of development and competitiveness of its economy which major indicators are hi-tech, high technology manufacture, knowledge, export of educational services. In the article there are a condition and prospects Russia's higher education in 1998-2010, themes of crisis' the Russian higher education and reduction of high schools rise, principal causes of attraction of foreign students in the Russian high schools and the basic tendencies of their training. A lot of these problems is supposed to solve thanks to the state support within the limits of realization «the Concept of export's educational services in 2011-2020».

Текст научной работы на тему «Анализ рынка высшего образования России в 1998-2010 гг. »

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

АНАЛИЗ РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В 1998-2010 ГГ.*

Н.М. Баранова

Российский университет дружбы народов Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Сегодня величие и значимость государства определяется не только размерами и сырьевыми запасами, но и уровнем развития и конкурентоспособностью его экономики, важнейшими показателями которой являются высокотехнологичное, наукоемкое производство, знания, экспорт образовательных услуг. В статье рассматриваются состояние и перспективы высшего образования России в 1998—2010 гг., поднимаются темы кризиса высшего образования РФ и сокращения числа вузов, изучаются основные причины привлечения иностранных студентов в российские вузы и основные тенденции их обучения. В рамках реализации Концепции экспорта образовательных услуг в 2011—2020 гг. предполагается решить многие проблемы благодаря государственной поддержке.

Ключевые слова: российская система образования, конкурентоспособность, демографический кризис, кризис высшего образования РФ, иностранные студенты, экспорт образовательных услуг.

Вхождение России в новые социально-экономические условия выдвинуло на первый план задачи необходимости проведения изменений в национальной системе образования (стратегии этих изменений изложены в Концепции модернизации российского образования до 2020 г. [1]). И это не случайно. Согласно международным рейтингам в 200 лучших университетов мира в 2010 г., по версии The Times, не вошел ни один российский вуз. По данным 2009 г. МГУ им. М.В. Ломоносова занимал 155-е место, а Санкт-Петербургский государственный университет — 168-е место (в национальном рейтинге вузов за 2010 г. они занимают 2-е и 3-е места соответственно [3]). В рейтинг 2010 г. вошли 73 высших учебных заведения США (заняв 15 мест в первой двадцатке), 29 — Великобритании, 14 — Германии, 10 — Голландии, по 9 — Австралии и Канады, по 6 — КНР, Швейцарии и Швеции, по 4 — Франции, Японии, Гонконга и Тайваня [2].

Выступая на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России (31 августа 2010 г.), Президент РФ Д.А. Медведев отметил: «...несмотря на то, что мы тратим большие деньги на образование и привыкли гордиться хорошими основами, кото-

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 11-06-00974-а).

рые были заложены много лет назад... российская система образования слабоконкурентоспособна» [4].

На сегодняшний день состояние высшего профессионального образования РФ можно охарактеризовать следующими факторами [5]:

— снижение конкурентоспособности российского высшего образования и увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами;

— развитие платного образования в вузах по непрофильным, но престижным на сегодняшний день специальностям, из-за недостаточного государственного финансирования (30—60% от планового бюджета);

— слабая материально-техническая база (особенно в наукоемких областях);

— недостаточная квалификация и старение преподавательского состава, низкая оплата труда, снижение общественного статуса ученого-педагога, многочисленность вспомогательного персонала (до 50% от штатной численности);

— снижение уровня научно-методической работы в вузах: отказ от использования современных методов и технологий обучения, от разработок современной учебно-методической литературы;

— возрастание уровня коррупции и взяточничества в государственных вузах (в связи с увеличением количества коммерческих мест и уменьшением государственных);

— перенос акцентов в обществе с технических специальностей на гуманитарные (экономические, юридические и др.);

— возрастающая конкуренция вузов по приему студентов на специальности экономического и юридического профиля, лицензирование этих специальностей в технических госвузах приводит к утрате отраслевой специализации и превращению технических и педагогических вузов в «псевдоуниверситеты»;

— отсутствие возможности включать в состав более крупных вузов (например, университетов) других учебных заведений (институтов, техникумов, колледжей), в связи с противоречиями статей Закона РФ «Об образовании» и Гражданским кодексом РФ;

— усложненная и бюрократизированная система лицензирования, аттестации, аккредитации вузов каждые 5 лет по линии МО РФ, что вызывает отвлечение значительных средств и сил руководства вузов;

— низкое трудоустройство выпускников вузов по специальности (около 53%);

— дифференциация по уровню и качеству образования различных вузов страны (государственных и негосударственных, столичных и периферийных и др.);

— дискриминация негосударственных вузов при лицензировании, аккредитации, предоставлении льгот студентам (отсрочка от армии и пр.), признании диплома об окончании вуза и др.

Необходимо в ближайшее время комплексно решать эти задачи как на местах, так и в масштабах всей страны.

В настоящее время известно много научных, научно-методических, научно-популярных работ, посвященных проблемам высшего образования. Авторами этих работ изучались проблемы прогнозирования потребности в специалистах (И.Г. Ак-перов, Л.М. Гершунекий, С.А. Дятлов, В.М. Зуев, А.Я. Савельев и др.), проблемы качества образования (А.И. Суберто, Г.Н. Хубаев и др.), эффективность дея-

тельности образовательной системы (С.Л. Зарецкая, М.А. Сухинина, В.С. Токарева и др.), перспективы развития образования в России (С.А. Беляков, А.П. Егор-шин, А.Я. Савельев, В.А. Садовничий, Л.А. Соколов и др.). Анализом проблем высшего образования в России занимались Л. Гребнев, Е.В. Калинкин, В.Р. Окороков, А.В. Федотов и др. Экономика образования изучалась в трудах Т.А. Голикова, Г.Ю. Дубянской, С.А. Дятлова, И.Г. Животовской, Ю.К. Итина, Ю.А. Королёва, В.В. Клочкова, В.Б. Лившиц и др. Вопросами изучения роли государства в поддержании конкурентоспособности России и подготовки кадров занимались А.Л. Арефьев, Н.М. Дмитриев, С.В. Емельянов, Н.Ю. Крюкова, П.Н. Кемпбелл, Т.Н. Остер-манг, Н.И. Рузаев, Ф.Э. Шереги и др.

Подтверждением высокого качества российского образования будет востребованность выпускников вузов на внутреннем и внешнем рынках труда, привлекательность российского образования для иностранных студентов. Об этом говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Обучение иностранных студентов «должно быть одной из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки и самих российских высших учебных заведений» [1].

Состояние и перспективы высшего образования в России. В ближайшем будущем основным сдерживающим моментом как промышленного, так и экономического роста может стать дефицит трудовых ресурсов, остро ощущаемый в сфере производства. От структуры и качества производимого системой профессионального образования трудового капитала зависит конкурентоспособность предприятий, конкурентоспособность и развитие экономики страны в целом [6].

Министр образования и науки России А. Фурсенко спрогнозировал уже через 3—4 года двукратное уменьшение количества студентов в российских вузах, а следовательно, в дальнейшем и трудовых ресурсов. Наметились тенденции сокращения вузов (нет студентов — нет работы для преподавателей) [7].

Основные причины данной ситуации связывают с демографическим кризисом 1990-х гг. в России (по прогнозам, через шесть лет поступающих будет максимум 759 тыс. против нынешних 1,3 млн человек).

По данным статистики, российские вузы ежегодно выпускают 1,1 млн дипломированных специалистов, что вызывает у Минобрнауки России и работодателей серьезные сомнения в качестве подготовки выпускников. По мнению А. Фурсенко, лишь 15—20% студентов учатся «по-настоящему», в «хороших» вузах — 30%. На сегодняшний день в России насчитывается 3 тыс. вузов и их филиалов (в СССР их было около 680). Открывшиеся филиалы столичных вузов привлекают студентов более низкой оплатой за обучение (так, за обучение за семестр в Москве студенты платят от 600 до 2500 долл., а филиалы сбивают цены до 300—400 долл. в год). В результате вузы не имеют возможности заработать на коммерческих студентах и вынуждены просить выделения бюджетных средств, что невыгодно государству [8].

Выход из создавшейся ситуации Минобрнауки России видит в сокращении университетов и институтов, не удовлетворяющих современным требованиям: часть из них должны быть преобразованы (по уровню их квалификации) в ана-

лог ПТУ или стать придатком более «серьезных» учебных заведений, другие, специализирующиеся на обучении студентов в виде консультаций, не имеющие лицензий и квалифицированных преподавателей — закрыты.

Однако, по мнению А. Фурсенко, идти на резкое сокращение числа вузов нельзя. Иначе уже через десять лет страна столкнется с обратной проблемой — их нехваткой [10].

Перспективы высшего образования РФ. За последние 30 лет объем рынка экспорта высшего образования в мире увеличился в несколько раз. Однако в России с 1990-х гг. наблюдается сокращение числа иностранных студентов и международных образовательных программ.

Иностранцы могли бы частично компенсировать потери вузов от демографического кризиса. Но на сегодняшний день доля студентов, обучающихся по международным соглашениям, в общем объеме составляет всего 1,4%, с учетом граждан СНГ и Прибалтики, процент иностранных студентов-очников не превышает 2% (СССР был на 2-м месте в мире по числу иностранных студентов). Лидером в этой области является США (около 20%), не отстают Австралия, Канада, Испания, Сингапур, Тайвань [10].

Основные причины привлечения иностранных студентов в российские вузы: борьба за рынок образовательных услуг на международной арене; привлечение иностранных «мозгов»; депопуляции населения и сокращения численности молодежи в РФ в период 1990-х гг. (число россиян в возрасте до 17 лет уменьшилось с 40,1 млн до 31,5 млн человек, и эта тенденция не меняется); планируется принятие закона об обязательном призыве на срочную военную службу студентов дневных отделений; угроза закрытия образовательных учреждений и сокращения преподавателей (из-за образовавшейся демографической ямы) и др.

Несмотря на усилия Минобрнауки России по привлечению иностранных студентов в российские вузы, их численность по-прежнему остается ограниченной [10]. Это в первую очередь связано с непризнанием российских дипломов о высшем образовании во многих странах, различием в квалификационных требованиях, отношением к иностранцам в обществе (национализм, расизм и др.).

Кроме того, имеют место бытовые проблемы и незнание русского языка. Сегодня обучением на иностранном (хотя бы английском) языке, могут похвастаться лишь немногие учебные заведения: в международные рейтинги университетов входят лишь два вуза РФ — МГУ и СПбГУ.

По сравнению с советским периодом доля студентов из стран Восточной Европы значительно снизилась. Большую роль здесь сыграло вступление этих стран в ЕС, в результате чего получение высшего образования стало возможным в западноевропейских университетах.

Пути решения этих проблем Россия видит в присоединении к Болонской конвенции (сентябрь 2003 г.), что означало бы признание в ближайшей перспективе российских дипломов в Европе. Кроме того, переход на двухступенчатую форму обучения (бакалавриат и магистратура), систему зачетных единиц ECTS, принятую в европейских университетах, введение системы контроля качества образо-

вания, использование унифицированных приложений к дипломам (Diploma Supplement) и т.д. даст возможность продолжить обучение иностранных студентов на любой ступени образования, облегчит их трудоустройство.

Основные тенденции обучения иностранных студентов в российских вузах. По данным опроса иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, называются основные мотивы, повлиявшие на их решение получить высшее образование в России [11]: во-первых, более высокий уровень образования, чем в вузах родины и отсутствие возможности обучения по интересующей специальности (преимущественно учащиеся из стран Африки южнее Сахары и Казахстана, Вьетнама и др.); во-вторых, обучение в других странах значительно дороже, и на это у них нет денег; в-третьих, не попали по тем или иным причинам в европейские или американские вузы.

Статистические данные, собранные за последние десятилетия, указывают на характерные тенденции, наблюдающиеся в обучении иностранных студентов в российских вузах: растет доля иностранных студентов из семей со средним уровнем дохода (с 76,5 до 81,9%) и снижается доля студентов из семей с высоким уровнем дохода (с 15,8 до 10,0%); увеличивается контингент иностранных студентов из числа детей советских и российских граждан, эмигрировавших в Германию, Израиль, США, Канаду, Австралию и другие страны (высшее образование в РФ обходится для них в 3—4 раза дешевле, чем в этих странах); растет число русских студентов — граждан среднеазиатских республик СНГ, стран Балтии, восточных областей Украины, Крыма и др.; увеличивается число китайских студентов.

По данным Министерства образования и науки РФ, численность иностранных граждан, обучавшихся в государственных муниципальных высших учебных заведениях РФ распределяется следующим образом (табл. 1) [11].

Таблица 1

Численность иностранных студентов, обучавшихся в государственных и муниципальных высших учебных заведениях РФ

Страна Год

2003— 2004 2004— 2005 2005— 2006 2006— 2007 2007— 2008 2008— 2009

США, Канада, Австралия, Новая Зеландия 758 1 442 1 300 1 467 1 400 1 528

Страны Латинской Америки 1 193 1 351 1 244 1 375 1 572 1 627

Страны Африки (кроме Северной) 4 282 4 582 5 300 5 300 6 100 5 700

Страны Ближнего Востока и Северной Африки 585 5 169 5 701

Страны Азии 25 581 31 675 33 677 26 400 28 200 102800

Страны Европы 3 570 6 467 6 704 7 685 8 300 8 500

Страны Балтии и СНГ 26 545 31 565 32 949 53 800 59 000 66 500

Итого: 62 514 82 251 86 875 87 885 95 500 177 800

Источник: [12].

На диаграмме (рис.) данные цифры выглядят более наглядно: примерно половина иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, — выходцы из стран СНГ и Прибалтики, остальные, «настоящие» иностранцы — преимущественно из стран Азии, Африки и Индии. За последние несколько лет число иностранных студентов в российских вузах, обучающихся по очной форме обучения, выросло примерно на 10%, превысив 70 тыс. человек, еще около 40 тыс. обучаются по другим формам обучения. Таким образом, спрос на российское высшее образование продолжает увеличиваться (см. табл. 1).

Рис. Численность иностранных студентов в вузах РФ 2003—2009 гг.

Перспективы развитие рынка высшего образования РФ. Сегодня каждый вуз должен разрабатывать маркетинговые стратегии в области привлечения иностранных студентов: открывать зарубежные представительства и предлагать свои образовательные услуги. По мнению экспертов, сегодня наиболее перспективными для России являются страны постсоветского пространства, русские эмигранты, проживающие в США и Европе, страны, с которыми исторически были налажены связи еще во времена СССР (Африка, Азия, Латинская Америка), необходимо приглашать к обучению в российские вузы граждан Китая и Индии [8].

Однако существуют значительные проблемы в области системы образования и их необходимо решать как можно быстрее. Основная из них — это дефицит бюджетного финансирования и недостаточная проработанность отраслевого экономического механизма. Для частичного решения этих проблем предлагается осуществлять государственные инвестиции в учебные заведения в основном в форме софинансирования отобранных на конкурсной основе проектов, что поможет мобилизовать внебюджетные средства учебных заведений, а также разработать механизмы академической и финансовой независимости образовательных учреждений (реализация правового статуса учебного заведения, отражена в Законе РФ «Об образовании»).

В настоящее время в российскую систему образования государством направляется более 1100 млрд руб., однако это составляет всего лишь около 3% от ВВП (табл. 2).

Таблица 2

Макроэкономические показатели

Год Номинальный ВВП РФ, млрд руб. Расходы на образование в РФ, млрд руб. % от ВВП

1998 2 629,70 84,8 3

1999 4 823,20 99,7 2

2000 7 305,50 147,6 2

2001 8 943,60 214,7 2

2002 10 830,60 277,8 2

2003 13 208,20 280,3 2

2004 17 027,20 318,5 2

2005 21 609,80 400,8 2

2006 26 917,10 494,1 2

2007 33 247,40 620,5 2

2008 41 428,60 766,1 2

2009 39 100,70 941,8 2

2010 44 195,00 1 191,54 3

Источник: [13; 14].

Из таблицы 2 видно, что расходы государства на образование с 1998 г. по 2010 г. незначительны в общем объеме ВВП и не меняются с течением времени.

Премьер-министр В. Путин заявил, что «...на мероприятия федеральной программы развития образования РФ в 2011—2015 гг. планируется выделить 137 млрд руб., в том числе 53 млрд руб. из федерального бюджета и 67 млрд руб. из бюджетов субъектов Федерации, за счет внебюджетных источников будет привлечено 17 млрд руб.» [15].

Однако планируются не только финансовые вложения, но и получение доходов от экспорта образовательных услуг, которые к 2020 г. должны составлять 10% от объемов государственного финансирования. Увеличение числа иностранных студентов в 2,5 раза принесет системе высшего образования 550—800 млн долл. Достичь этих показателей можно при условии, что вузам удастся удержать цены (2—3 тыс. долл. в год). Данная задача является крайне сложной в условиях демографического кризиса, и готовности ряда крупных зарубежных вузов предоставлять обучение за €1000 в год, а некоторые программы читать бесплатно [10].

К 2020 году доля курсов, читаемых на иностранных языках (прежде всего английском), должна достигнуть в российских вузах не менее 10%, за рубежом появится около 15 их филиалов и представительств, а инфраструктура, бытовые условия будут улучшены. Все это в итоге должно привести к увеличению доли России на мировом рынке образовательных услуг (планируется с 2% до 7%), а в числе первых 200 университетов по международным рейтингам должно появиться не менее 10 российских вузов.

Кроме того, необходимо «разработать и ввести в действие свыше 300 новых программ профессионального обучения по тем специальностям, которые максимально востребованы на рынке труда и определяют технологические перспективы всей российской экономики (в первую очередь, в области энергоэффективности, ядерных технологий, фармацевтики и др.)». Следует направить серьезные средства на поддержку одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследова-

тельских университетах, продолжить обновление материально-технической базы федеральных вузов и др. В рамках реализации «Концепции экспорта образовательных услуг в 2011—2020 г. г.» предполагается решить многие проблемы благодаря государственной поддержке, в том числе и финансовой.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (17 ноября 2008 г. №1662-р).

[2] The Global Competitiveness Report 2010—2011/ World Economic Forum. 2010.

[3] URL: http://univer-rating.ru/default.asp

[4] Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. — М., 01.09.10.

[5] Беляков С.А. Модернизация образования в России / Совершенствование управления. — М.: Макс Пресс, 2009.

[6] Дубянская Г.Ю. Экономика развития, основанная на знаниях / Идейно-концептуальные основы. — М.: Макс Пресс, 2007.

[7] URL: http://lenta.ru

[8] URL: http://mamarama.ru/viewby/user/id/7121/

[9] Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Российские вузы и международный рынок образовательных услуг: Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). — М.: Центр социального прогнозирования, 2008.

[10] URL: http://www.rhr.ru/index/rale/edu/education_progs/15975,0.html

[11] Российское образование для иностранных граждан. URL: http://www.russia.edu.ru/ information/analit/statis/chislen/

[12] URL: http://www.gks.ru/bgd/reg1/b09_13/main.htm

[13] Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. — М.: 2009, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14] Основные социально-экономические показатели РФ. URL: http://www.icss.ac.ru/macro

[15] URL: http://rian.ru/edu_news/20101111/295073823.html

THE MARKETS ANALYSIS OF RUSSIAN HIGH EDUCATION IN 1998-2010

N.M. Baranova

Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Today greatness and the status of the state is defined not only sizes of its territory and raw stocks, how many a level of development and competitiveness of its economy which major indicators are hi-tech, high technology manufacture, knowledge, export of educational services. In the article there are a condition and prospects Russia's higher education in 1998—2010, themes of crisis' the Russian higher education and reduction of high schools rise, principal causes of attraction of foreign students in the Russian high schools and the basic tendencies of their training. A lot of these problems is supposed to solve thanks to the state support within the limits of realization «the Concept of export's educational services in 2011—2020».

Key words: Russian education system, the competitiveness, the demographic crisis, the crisis of higher education of the Russian Federation, foreign students, export of educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.