Научная статья на тему 'Пути совершенствования этической культуры будущих педагогов'

Пути совершенствования этической культуры будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТИКЕТ / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА / КУРС ПО ВЫБОРУ / ETHICAL CULTURE / ETIQUETTE / SPEECH ETIQUETTE / SPEECH SITUATION / SPEECH ETIQUETTE FORMULAE / ELECTIVE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Виктория Владимировна

Статья посвящена вопросам совершенствования этической культуры будущих педагогов. С учетом реалий нашего времени указанная проблема является особо актуальной. Именно учителю отводится ведущая роль в формировании нравственных представлений у учащихся, передаче им знаний о нормах поведения. Как показала практика преподавания, посещение студентами педагогического вуза занятий курса по выбору «Речевой этикет» положительно влияет на формирование этической культуры будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE ETHICAL CULTURE OF FUTURE EDUCATORS

The article is dedicated to the issues of improving the ethical culture of future educators. This topic is very important according to the present reality. The educator plays the main role in forming students' moral concepts and showing them behaviour guidelines. As the educating practice showed, the pedagogical institution students' attendance of the elective course «Speech etiquette» positively affects the formation of the ethical culture of future educators.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования этической культуры будущих педагогов»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В.В. Зорина

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

БУАУШИХ ПЕДАГОГОВ

Этическая культура, этикет, речевой этикет, речевая ситуация, формулы речевого

этикета, курс по выбору.

Вопросы, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки учителей, всегда относились к числу актуальных. С учетом требований нашего времени особое значение приобретает этический аспект подготовки будущего педагога. Именно учителю отводится ведущая роль в формировании нравственных представлений у учащихся, передаче им знаний о нормах поведения. Педагог обязан выработать у школьников стойкое и верное представление о «хороших» и «плохих» поступках. Как подчеркивается в исследовании М.Г. Яновой, В.В. Игнатовой: «Учитель всегда был, есть и останется тем человеком, который способен "зародить" в душе ребенка, молодого человека "искру" культурного совершенствования, саморазвития, самореализации» [Янова, Игнатова, 2011, с. 6].

Проблемы формирования этической культуры отражены в педагогических (К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский), психологических (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев), философских (И. Кант, Г. Гегель, М.М. Бахтин) исследованиях, в трудах культурологов (Б.И. Кононенко, И.А. Ильин), этиков (В.А. Кондратов, A.A. Гусейнов) и др.

Однако решение вопроса, каким образом осуществлять формирование и развитие этической культуры будущих педагогов, остается актуальным.

Целью настоящей статьи является обоснование необходимости обучения студентов педагогических вузов курсу по выбору «Речевой этикет», направленному на совершенствование этической культуры будущих педагогов.

Понятие «этическая культура» имеет разные толкования. С точки зрения этики под этической культурой понимается «система ценностей, включающих нравственные обычаи, традиции, верования и надежды, нравственные качества национального характера, моральные нормы и принципы, идеалы и понятия, укоренившиеся в обществе, и рефлексии над ними в рамках философско-этических теорий, реализующих себя в мировоззренческих представлениях морального сознания и в системе этического просвещения» [Кондратов, 2007].

В педагогических исследованиях, например в работах С.Д. Якушевой, под этической культурой понимается культурно-нравственное пространство, которое создается за счет постоянных и напряженных усилий человека с помощью моральных

норм и традиций, понятий и символов, выражается в духовно-нравственных состояниях и нравственно ориентированном образе жизни [Якушева, 2001]. А.И. Шем-шурина рассматривает этическую культуру как сформированность и гуманистическую направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу [Шемшурина, 2001].

В целом под этической культурой понимают систему ценностей [Кондратов, 2007]; особое пространство, создаваемое усилиями самого человека [Якушева, 2001], черту личности, устойчивое личностное образование, характеризуемое типичными тенденциями поведения [Макарова, 2007].

Считаем, что в настоящее время эффективному совершенствованию этической культуры будущего педагога будет способствовать знакомство с нормами и правилами этикета. Этикет рассматривается в исследованиях в основном как особая форма повседневного общения, включающая в себя набор правил вежливости и особых формул разговорной речи. Этикет относят к внешней культуре человека, но, как известно, во внешней культуре проявляется и внутренняя культура личности. Воспитанный человек является вежливым, учтивым потому, что уважение к другим людям не позволяет ему поступать иначе. В поведении человека раскрывается его внутренняя культура.

К сожалению, в современном педагогическом вузе изучение этикета не является обязательной дисциплиной. Как показывает опыт общения со студентами, житейского знания этикетных требований, норм и правил, приобретаемых в повседневной жизни, оказывается недостаточно для регулирования своего поведения в сложных социальных, профессиональных, семейно-бытовых ситуациях.

Определяющую роль в формировании культуры человека вообще и этической в частности играет речь. Действительно, речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям (Википедия). Речь является основным механизмом мышления. В этой связи формирование этической культуры, этической компетентности будущего педагога необходимо осуществлять в первую очередь через речевой этикет. Элементы этики можно встретить в содержании некоторых ЯЗЫКОВЫХ дисциплин. Однако они носят несистемный, нецелевой характер. В системе подготовки будущего учителя нужен отдельный целевой курс по речевой этике.

Автором был разработан курс по выбору «Речевой этикет», который внедрен в учебный процесс для студентов факультета начальных классов КГПУ им. В.П. Астафьева.

Данный курс направлен на совершенствование культуры речевого общения будущих учителей, усвоение правил русского речевого этикета, обогащение речи этикетными формулами, осознание этикетной роли интонации, невербальных средств общения. На занятиях бакалавры знакомятся с историей и структурой этикета, характеризуют нормы речевого этикета, разбирают основные виды речевых ситуаций (обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, комплимент, похвала, утешение, сочувствие, соболезнование, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение); знакомятся с разнообразными этикетными формулами; отрабатывают правила употребления местоимений Ты и Вы и т. д.

Так, например, при рассматрении ситуации просьбы и ситуации приглашения студентам предлагалось выбрать из предложенных соответствующие этикетные выражения:

В.В. Зорина

Не сочтите за труд. Будьте любезны. Приезжайте к нам в гости. Прошу оказать честь. Прошу слова. Убедительно прошу Вас. Вся надежда на Вас. Добро пожаловать. Не трудно ли Вам? Замолвите словечко и т. д.

На данном занятии студенты учились высказывать просьбу и с помощью таких выражений:

Обращаюсь к Вам с просьбой... Не трудно ли Вам... Нельзя ли Вас попросить... Вам не трудно... Извините, можно мне...

На занятиях студенты учились выражать и сочувствие, утешение. При этом был составлен определенный перечень формул выражения сочувствия:

Я Вам сочувствую...; примите мои соболезнования...; не огорчайтесь...; забудьте об этом...; потерпите...; это не Ваша вина...;разрешите выразить Вам мое искреннее сочувствие... и т. п.

Вызвало оживление у студентов знакомство с разнообразными способами выражения отказа. Будущие учителя выясняли, какие выражения из предложенных можно использовать в разговоре с незнакомым чесловеком, с учителем, братом или сестрой, приятелем:

Сейчас мне некогда. Вынужден Вам отказать. Да не стану я этого делать! Что-то мне не хочется. Прошу извинить, но... Еще чего. Нет, нет, нет и еще раз нет! Решительно отказываюсь. Никак не могу. К сожалению, я не смогу этого сделать. Мне жаль, но я очень занят. Ни в коем случае! Я не согласен выполнять это поручение.Спасибо, не надо. Извините, но...

Учились бакалавры и правильно отвечать на похвалу, комплимент. На занятии студентам было предложено сесть в круг и соседу слева сделать комплимент. Получивший комплимент должен поблагодарить и сделать комплимент далее уже своему соседу. Во время такой игры студенты узнали, что комплимент не терпит преувеличения и двусмысленности; выяснили, что комплименты могут относиться к внешнему виду, профессиональным способностям, характеризовать нравственные качества; научились благодарить за комплимент с помощью слов и выражений: Благодарю за комплимент! Весьма польщен. Взаимно. Приятно слышать. Рад. Я очень рад, что Вам понравилось.

Особый интерес у студентов вызывает занятие, на котором характеризуются невербальные средства общения. Бакалавры знакомятся со значением и сферой употребления жестов, принятых русским речевым этикетом. При этом классифицируют жесты на усилительные, изобразительные, указательные и регулирующие. Будущие учителя узнают, что поза человека является дополнительным источником информации о собеседнике. Именно по ней можно судить о характере, настроении, одобрении или неодобрении, желании или нежелании скрыть истинное отношение к предмету разговора.

К значимым темам данного курса можно отнести и тему «Этикет телефонного разговора». Студенты узнают, что к основным правилам общения посредством телефона относят лаконичность, информативность, отсутствие повторов. Очень важен при этом дружелюбный тон, четкое произношение слов; средний темп речи и т. д. Актуальным является и занятие, на котором бакалавры разбирают основные правила речевого поведения в различных жанрах электронной коммуникации. При подготовке к занятиям студенты опираются на работы A.A. Акишиной, А.Г. Балакая, В.Е. Го ль дин а, И.Н. Курочкиной, С.И. Львовой, Н.И. Формановской и др.

Как показал опыт преподавания, студенты с удовольствием познавали тонкости этикета. Свое мнение о курсе «Речевой этикет» будущие учителя выразили в анкетах, предложенных им на последнем занятии. При этом 100 % опрошенных отме-

тили необходимость проведения данного курса и указали, что на занятиях получили новую и полезную информацию.

Следует подчеркнуть, что в процессе обучения у студентов совершенствовались навыки вежливого общения; при этом создавалась комфортная среда в учебной, професиональной деятельности и межличностном общении. Проигрывание различных ситуаций, требующих знание этикета, способствовало освоению будущими учителями «тактик бесконфликтного общения», «сознательному и самостоятельному вырабатыванию тактических действий по отношению к другим участникам [Янова, Игнатова, 2011, с. 87-88].

Итак, приобщение к знаниям об этикете позволяет студентам не только чувствовать себя комфортно в любой ситуации общения, но и эффективно, на наш взгляд, влияет на решение актуальной задачи — способствует повышению уровня этической культуры будущих педагогов.

Библиографический список

1. Кондратов В.А. Понятие этической культуры: методологический аспект, иIIЬ: http://zhurnal.lib.rU/k/kondrashow_w_a/

2. Макарова С.Н. Профессиональная культура будущего специалиста: этический аспект // Управление социально-экономическими процессами в контексте развития современного общества: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. (12 марта 2007 г.). Саратов: СГСЭУ, 2007.

3. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: кн. для учителя. М.: Владос,

2001. 112 с.

4. Якушева С.Д. Искусство и формирование духовной культуры учащейся молодежи // Духовность и государственность: сб. науч. тр. / под ред. И.А. Беляева. Оренбург: Оренбургский филиал АГС, 2001. Вып. 2. С. 99-105.

5. Янова М.Г., Игнатова В.В. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя (теоретико-методологический аспект): монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 250 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.