Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
наказание / исправительные работы / осужденный / сотрудники УИИ / трудоустройство / согласование / органы местного самоуправления / администрация организаций / меры воздействия / punishment / correctional work / convict / employees of the UII / employment / coordination / local self-government bodies / administration of organizations / measures of influence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полосухина Оксана Валентиновна

в статье рассматривается деятельность уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде исправительных работ. Уделяется внимание проблемам трудоустройства осужденных, увольнения их с работы, применения поощрительных мер воздействия. В статье выделяются основные функции сотрудников УИИ при исполнении наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE ACTIVITIES OF PENAL ENFORCEMENT INSPECTIONS FOR THE EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF CORRECTIONAL LABOR

the article deals with the activities of criminal enforcement inspections in the execution of punishment in the form of correctional labor. Attention is paid to the problems of employment of convicts, their dismissal from work, the use of incentive measures of influence. The article highlights the main functions of the UII employees in the execution of punishment.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_109 УДК 343.847

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ

В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ WAYS TO IMPROVE THE ACTIVITIES OF PENAL ENFORCEMENT INSPECTIONS FOR THE EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF CORRECTIONAL LABOR

ПОЛОСУХИНА Оксана Валентиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-исполнительного права,

Академия ФСИН России.

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: lub25@list.ru;

POLOSUKHINA Oksana Valentinovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Penal Enforcement Law, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: lub25@list.ru

Краткая аннотация: в статье рассматривается деятельность уголовно-исполнительных инспекций при исполнении наказания в виде исправительных работ. Уделяется внимание проблемам трудоустройства осужденных, увольнения их с работы, применения поощрительных мер воздействия. В статье выделяются основные функции сотрудников УИИ при исполнении наказания.

Abstract: the article deals with the activities of criminal enforcement inspections in the execution of punishment in the form of correctional labor. Attention is paid to the problems of employment of convicts, their dismissal from work, the use of incentive measures of influence. The article highlights the main functions of the UII employees in the execution of punishment.

Ключевые слова: наказание, исправительные работы, осужденный, сотрудники УИИ, трудоустройство, согласование, органы местного самоуправления, администрация организаций, меры воздействия.

Keywords: punishment, correctional work, convict, employees of the UII, employment, coordination, local self-government bodies, administration of organizations, measures of influence.

Для цитирования: Полосухина О.В. Пути совершенствования деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказания в виде исправительных работ // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 109-112. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_109.

For citation: Polosukhina O. V. Ways to improve the activities of penal enforcement inspections for the execution of punishment in the form of correctional labor// Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 109-112. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_109.

Статья поступила в редакцию: 10.07.2023

Отбывание осужденным, не имеющим постоянного места работы, наказания в виде исправительных работ на основании ч. 1 ст. 39 УИК РФ должно осуществляться в районе его места жительства, т.е. территорией для отбывания осужденным исправительных работ является муниципальное образование, а соответственно организация, которая выделяет места для трудоустройства осужденных по согласованию с органами местного самоуправления должна осуществлять свою деятельность в том районе города, поселка или на территории волости, где проживает осужденный[1].

Однако уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует, указанная организация должна быть зарегистрирована в налоговых органах данного муниципального образования или же она может быть зарегистрирована в ином месте, но осуществлять свою деятельность в районе места жительства осужденного, так как, как правило, место регистрации организаций не совпадает с местом фактического ее нахождения.

В некоторых регионах при заключении соглашения УИИ с органами местного самоуправления устанавливается, что осужденные к исправительным работам вправе самостоятельно обращаться в поиске работы к любым другим работодателям или искать работу через службу занятости с уведомлением органов местного самоуправления в случае трудоустройства. В список организаций, выделяющих места для осужденных, утвержденный органами местного самоуправления включаются не только муниципальные и государственные предприятия, но и частные организации.

В практической деятельности возникают проблемы в деятельности УИИ по трудоустройству осужденных, утративших свои документы. УИИ помогает им в получении необходимых документов, но срок и порядок их рассмотрения осуществляется на общем основании. Так как содержание наказания в виде исправительных работ составляет трудовая деятельность с удержанием определенного процента от заработка в доход государства, осуществляемая под контролем УИИ, в целях неотвратимости наказания представляется целесообразным введение особого (ускоренного) порядка для получения осужденным документов, необходимых для трудоустройства. В период восстановления документов не работающий осужденный фактически существует за счет иных лиц - родственников, знакомых, проводит свое время в социально неполезной среде, как правило, употребляет спиртные напитки, так как в УИИ он является по предварительному вызову, контрольных проверок по месту его жительства, как в случае наказания в виде ограничения свободы, не осуществляется. Осужденный вправе подать преставление об отсрочке исполнения наказания до полного восстановления всех документов.

Относительно порядка увольнения осужденного из организации Инструкция предусматривает обращение его с письменным заявлением по вопросу увольнения по собственному желанию после получения разрешения на увольнение, которое выносится УИИ после проверки обоснованности причин увольнения[2], но Инструкцией не предусмотрены критерии и причины, на основании которых УИИ вправе признать увольнение обоснованным, на примере ФКУ УИИ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обоснованным является увольнение при наличии гарантийного письма с другой организации в которую данный осужденный пойдет работать.

В практической деятельности УИИ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области основной причиной увольнения осужденного по собственному желанию является нахождение им более высокооплачиваемой работы, однако, в случае, если осужденный не сможет по каким-то причинам трудоустроится на новое место работы обязанность его повторное трудоустройство возложено на УИИ, в связи с чем инспектора УИИ для получения разрешения на увольнение обязывают осужденного предоставить письменные гарантии с предполагаемого места работы от руководителя организации, что является иногда затруднительным, так как новый работодатель по собственному желанию может предоставлять какие-либо гарантии до заключения трудового договора.

В свою очередь разработка критериев принятия УИИ решения о выдаче осужденному разрешения или отказа на увольнение по собственному желанию из организации позволит создать единую правоприменительную практику и гарантировать защиту законных интересов осужденного.

Законодатель довольно четко регламентирует меры ответственности осужденных к исправительным работам. Как отмечает П.Н. Кра-соткин, эти меры могут эффективно предупреждать совершение осужденными новых проступков, а также в целом решать задачи частного и общего предупреждения нарушений. Угроза применения принуждения может выступать в качестве побудителя (стимула) позитивного, социально желательного поведения [3, с.14].

Согласно официальным статистическим данным за 3 месяца 2023 года инспекцией направлено в суд по вопросам исполнения наказаний судом на замену исправительных работ 18 из них удовлетворено 6, отказано 0 представлений. Общее число состоящих на учете в УИИ составляло 84 человека. Следовательно, процент осужденных злостно уклоняющихся от отбывания наказания составляет 21,43%. Данные показывают довольно высокий уровень нарушений среди осужденных, что говорит о проблемах исполнения наказания в виде исправительных работ.

Основной проблематикой в исполнении указанного вида наказания является явно недостаточное количество организаций (ООО «ЖКС №1», СПб ГКУ ЖА Невского района, ООО «ОП ЛИК»), включенных Администрацией района в перечень организаций, предоставляющих вакансии для отбывания исправительных работ. Указанная проблема ежегодно обсуждается на межведомственном совещании с представителем администрации района, однако до сегодняшнего дня проблема не устранена.

Способом решения данной проблемы можно считать расширение, как указанного перечня, так и количества вакансий, предоставляемых организациями для трудоустройства осужденными, сотрудниками филиала на имя главы администрации направить обращение для расширения перечня организаций для отбывания исправительных работ организациями, в которых могут отбывать наказание осужденные которым по медицинским показаниям показан легкий труд, в том числе несовершеннолетним осужденным.

Помимо изложенного, существенной проблемой является отсутствие у осужденных полного комплекта документов (паспорт, военный билет, страховое свидетельство, ИНН), необходимых для трудоустройства, осужденного. В целях решения данной проблемы, сотрудниками УИИ выдаются письменные направления осужденным в военный комиссариат и ОУФМС района для получения (восстановления) указанных документов.

Вместе с тем, указанные проблемы осложняется отсутствием правового урегулирования как сроков направления осужденных лиц в указанные учреждения, ответственности за уклонение от получения указанных документов.

Однако к осужденным следует применять не только меры ответственности, но также и меры поощрения, так как «поощрение является инструментом непосредственного мотивационного воздействия на личность с целью повысить ее социально-полезную активность. Поэтому в уголовно-исполнительном праве поощрение осужденных представляет собой средство исправительного воздействия и стимулирования их пра-вопослушного поведения»[4, с.39].

Таким образом, необходимо детально регламентировать порядок применения поощрительных мер воздействия, применяемых к осужденным без изоляции от общества, законодательно установив какие виды поощрений могут быть применены, как письменно оформлены, а также при совокупности каких поощрительных мер УИИ вправе обратиться в суд о смягчении или отмене осужденному наказания.

Положения ч. 1 ст. 46 УИК РФ устанавливают действия или бездействия осужденного, которые являются нарушением порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ, к ним относятся: неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания УИИ, неявка в УИИ без уважительных причин, прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В ч. 2 данной статьи регламентируются меры воздействия, которые могут быть применены УИИ при совершении осужденным нарушений, установленных в ч. 1 с. 46 УИК РФ, к ним относятся: предупреждение в письменной форме о замене наказания в виде исправительных работ, наложение на осужденного обязанности являться в УИИ на регистрацию до двух раз в месяц. Ст. 11 УИК РФ налагает обязанность на осужденных соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, к которым, в частности, относится Инструкция, неисполнение указанных требований влечет за собой установленную законом ответственность. Однако, не в гл. 7 УИК, не в Инструкции не предусмотрена ответственность осужденных за неисполнение требований УИИ о дактилоскопировании или отказе составления анкеты, установленных в п. 21 Инструкции. Согласно

ч. 3 ст. 40 УИК РФ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме от УИИ, однако согласно ст. 46 УИК РФ к нарушению порядка и условий отбывания осужденным наказания, за которое выносится предупреждение, увольнение без письменного разрешения УИИ не относится.

В связи с этим целесообразно внести изменения в ч. 2 ст. 46 УИК РФ, дополнив ее следующим положением «За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания, указанным в п. 1 ст. 46 УИК РФ, а также за отказ осужденного выполнять требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, уголовно-исполнительная инспекция может предупредить его в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации» [1].

Основной причиной несвоевременного привлечения осужденных к труду является их неявка в УИИ в установленные сроки. За неявку в УИИ осужденному выносится предупреждение в письменной форме о замене наказания в виде исправительных работ, однако срок привлечения осужденного к исправительным работам не продлевается.

Кроме того, судами выносятся решения о назначении наказания в виде исправительных работ гражданам других государств, лицам, не имеющим паспорта, больным тяжелыми болезнями. Для заключения трудового договора с осужденным к исправительным работам иностранным гражданином организация должны иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением некоторых случаев); в свою очередь, иностранный гражданин должен иметь разрешение на работу. Но так как большая часть осужденных не имеет регистрации по месту пребывания или вида на жительство в России, не имеет основного места работы, соответственно, не имеет необходимых документов, то трудоустроить вовремя этих лиц при назначении им наказания в виде исправительных работ становится затруднительно.

Также в том случае, когда административно-разрешительный порядок трудоустройства иностранного гражданина был соблюден, но он еще не имел основного места работы и был осужден к исправительным работам, возникает немало трудностей. Особенностью заключения трудового договора с иностранцем заключается в том, что наименование должности должно строго соответствовать указанной должности в разрешении на работу. В современных условиях задача трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства может представляется весьма сложной, назначение исправительных работ иностранцам, не имеющим постоянного места работы, в первую очередь позволяет им оформить все необходимые документы с помощью УИИ, а также найти постоянное место работы, так как зачастую иностранные граждане приезжают в Россию именно с целью трудоустройства, таким образом, организация их трудоустройства может существенно помочь в их исправлении.

Обратимся к проблеме взаимодействия УИИ с органами местного самоуправления, государственными и иными структурами. Как отмечает О.В. Дубинина, существующие в настоящее время формы такого взаимодействия не позволяют в полной мере организовать качественное исполнение наказания в виде исправительных работ, тем более в условиях экономического кризиса. В целях повышения эффективности исполнения наказаний без изоляции от общества возникла необходимость разработки новых форм сотрудничества, которые позволят более качественно, в соответствии с политикой государства, направленной на гуманизацию уголовно-исполнительной системы страны, исполнять наказания без изоляции от общества[5, с.33].

К таким современным формам взаимодействия можно отнести создание электронного документооборота между УИИ и отделом по вопросам миграции ОВД, военкоматом и др., что позволит сократить сроки восстановления и получения необходимых документов.

Осужденные, не имеющие постоянного места работы, при назначении исправительных работ по сравнению с осужденными, имеющими постоянную официальную заработную плату, претерпевают большее карательное воздействие, связанное с обязанностью трудоустроиться в организацию и выполнять определенный вид деятельности, часто не связанный с профессиональными навыками осужденного, в связи с чем исправительные работы для работающих официально лиц рассматриваются как более тяжкая разновидность наказания. Именно поэтому практические работники УИИ Санкт-Петербургу и Ленинградской области усматривают сохранение более высокого уровня рецидива осужденных к исправительным работам именно у категории безработных осужденных.

Относительно осужденных к исправительным работам, имеющим постоянное место работы, к причинам совершения ими рецидива можно отнести отсутствие изменений в окружающей социальной среде, а также длительное нахождение осужденных из этой группы без должного контроля, надзора и адекватного исправительного воздействия со стороны сотрудников УИИ.

Относительно срока исчисления исправительных работ, полагаем целесообразным производить расчет в соответствии с данными содержащимися в производственном календаре, так как на сегодня вся необходимая и важная информация, используемая специалистами по кадрам, нормированию труда и должностными лицами, представлена в производственном календаре. При этом ст. 42 УИК РФ предусматривает общее положение исчисления срока исправительных работ в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал, и из его заработной платы производились удержания [1]. Согласно Инструкции исчисление срока исправительных работ производится УИИ на основании данных о количестве дней, подлежащих включению в срок отбывания наказания.

Указанное количество дней должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся в соответствии с графиком работы организации на каждый месяц и установленного судом календарного срока наказания. Как видно, законодатель не дает прямых оснований «привязывать» ежемесячное количество рабочих дней требующих отработки осужденным к исправительным работам к графику работы организации, однако в практической деятельности расчет срока отбытого осужденным наказания в виде исправительных работ производится УИИ, исходя из отработанного количества дней в месяце, предусмотренного производственным календарем [2].

Подводя итог отметим, что в деятельности УИИ в настоящее время присутствует ряд проблем организационного характера, заключа-

ющийся в привлечении нетрудоустроенного осужденного к исправительным работам, трудоустройстве иностранных граждан, нехватке мест в организациях для осужденных, привлечении к исправительным работам индивидуальных предпринимателей, отсутствии порядка применения поощрительных мер, исчислении срока исправительных работ, отсутствии в ст. 46 УИК РФ ответственности осужденного за нарушение трудовой дисциплины, повлекшее его увольнение или снижение заработной платы, это снижает эффективность деятельности УИИ при организации исполнения наказания в виде исправительных работ.

Библиография:

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [от 8 янв. 1997 г. № 1 -ФЗ] // Рос.газ. - 1997. - 16 янв.

2. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества [Текст] : приказ Минюста России : [от 20 мая 2009 г. № 142] // Рос.газ. - 2009. - 14 авг.

3. Красоткин П.Н. Применение мер воспитательного воздействия к осужденным, отбывающим наказания в виде обязательных работ и исправительных работ: дисс. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. С. 14.

4. Коржикова Т.А. Некоторые вопросы стимулирования правопослушного поведения осужденных к исправительным работам // Сборник. Правовые и социально-экономические проблемы современной России: Теория и практика IV Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 39.

5. Дубинина О.В. Положительный опыт работы УИИ по исполнению обязательных, исправительных работ [Текст] / О.В. Дубинина // Ведомости УИС.- 2010. - № 8. - С. 33-36.

References:

1. The Criminal Executive Code of the Russian Federation: [from January 8, 1997, No. 1 -FZ] // Russian Gas. - 1997. - January 16.

2. On the approval of the Instructions on the Organization of the Execution of punishments and measures of a criminal nature without isolation from society [Text] : Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation : [dated May 20, 2009, No. 142] // Ros.gas. - 2009. - Aug. 14.

3. Krasotkin P.N. Application of educational measures to convicts serving sentences in the form of compulsory labor and correctional labor: diss. ... cand. jurid. sciences'. Ryazan, 2014. p. 14.

4. Korzhikova T.A. Some issues of stimulating law-abiding behavior of convicts to correctional labor // Collection. Legal and socio-economic problems of modern Russia:

Theory and practice IV International Scientific and Practical Conference. 2015. p. 39.

5. Dubinina O.V. Positive experience of the UII in the performance of compulsory correctional labor [Text] / O.V. Dubinina // Vedomosti UIS.- 2010. - No. 8. - pp. 33-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.