Ежеквартальный
научно-практический
журнал
УДК 316.6
О. О. Лимонова
Limonova O. O.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
WAYS TO SOLVE THE PSYCHOLOGICAL PROBLEM OF CONTACT
AND COMMUNICATION OF FIRST-YEAR STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITY
Описывается психолого-педагогическая работа со студентами-первокурсниками. Рассмотрены пути решения психологической проблемы общения и коммуникации студентов первокурсников аграрного университета. Предлагаются методы психолого-педагогической поддержки студентов.
Ключевые слова: общение, коммуникация, психолого-педагогическая поддержка, адаптация.
We describe psychological and pedagogical work with stu-dents-freshmen.The article considers ways of solving the psychological problem of contact and communication of first-year students of Agrarian University. We suggest methods of psycho-pedagogical support of students.
Key words: communication, contact, psychological and pedagogical support, adaptation.
Лимонова Ольга Олеговна -
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики, психологии и социологии
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный
аграрный университет»
г. Ставрополь
Тел.: 8(8652)71-72-50
E-mail: ol.limonova100@yandex.ru
Limonova Olga Olegovna -
Ph.D of Pedagogical Sciences, Associate professor
Department of Pedagogy, Psychology and Sociology FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol
Tel.: 8(8652)71-72-50
E-mail: ol.limonova100@yandex.ru
В настоящее время образование является важнейшим социальным институтом общества и рассматривается как динамичный фактор социальной мобильности молодежи. Образовательный статус молодежи имеет большое значение для её социального развития[1,с.21].
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В процессе коммуникации реализуются социальные отношения индивидов. Общение включает три взаимосвязанных между собой стороны: коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между индивидами; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между индивидами; перцептивная сторона включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания [2, с. 393].
Взаимопонимание индивидов, их взаимодействие, контакт - это важные составляющие объединения людей, осуществляющих полноценную совместную деятельность [3, с. 112].
Коммуникация представляет собой сложный двухсторонний процесс обмена информацией, которая непосредственно ведет к пониманию и сближению двух сторон. В случае, когда не происходит взаимопонимание, процесс коммуникации обретает проблему.
Для решения обозначенной проблемы необходимо выработать тактику общения, которая представляет собой реализацию в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владениями техниками и обширными знаниями правил общения. Следовательно, необходимо придерживаться конкретных коммуникативных знаний и умений в разговоре и выслушивании собеседника.
Коммуникация представляет собой сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между индивидами. Оно осуществляется следующими основными каналами: речевой (вербальный), неречевой (невербальный).
В результате коммуникации людей достигается единство их действий, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность [4, с. 6].
Успешность в общении групповой деятельности в социально-психологическом контексте определяется, прежде всего, достижением целей:
- психологической близостью, где хорошие доверительные отношения между людьми выходят на первый план;
- удовлетворенностью, когда в ходе общения у людей не возникает чувство вины, обиды и т. п.;
в
: № 2(26), 2017
Проблемы аграрного образования
173
- отсутствие трудностей - это в первую очередь напряженности и скованности.
Психологическим показателем успешности в коммуникации межличностного общения выступает удовлетворенность общением вследствие достижения психологического контакта индивидами и взаимопонимания.
В свою очередь, можно отметить, что пик проблем в общении и коммуникации возникает, когда молодые люди - бывшие школьники становятся первокурсниками. Они испытывают самые разнообразные трудности в общении, им необходимо приспособиться к новому учебному процессу, к новому коллективу, к новому об-разужизни.
Поступление в университет- это новая ступень в жизни для каждого студента. На первом курсе обучения в вузе формируется отношение обучающегося к учебе, к своей будущей профессии. В настоящее время адаптация студента к условиям вуза - это наиболее важная и значимая проблема. Именно от того, какой будет подготовка студентов на первом этапе обучения, и зависит их дальнейшая профессиональная деятельность.
В процессе социализации и социальной адаптации каждый человек обретает свою ин-дивидуальность.Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей [5, с. 164].
Адаптацию можно определить как приспособление организма, его функций, отдельных органов к динамичным условиям (общеприродным, производственным и социальным) среды. По времени протекания различают быструю (кратковременную) и медленную (долговременную) адаптацию. По механизмам протекания различают физиологическую, сенсорную (изменение чувствительности анализаторов), социальную (приспособление к условиям социальной среды) и производственную адаптацию (приспособление к условиям труда). Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют общие признаки и имеют название - адаптационный синдром. Главную роль в успешной адаптации играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние человека [6, с. 90].
Студенты первого курса являются самыми уязвимыми во многих отношениях. Поэтому особенно необходима психолого-педагогическая поддержка обучающихся студентов на первом курсе в вузе.
В ходе проведенного исследования среди студентов первого курса аграрного университета в период адаптации были выявлены определенные трудности. Большее количество студентов (71 %) являются выпускниками сельских школ. Данные студенты более ограничены в социальных контактах, это связано с небольшим количеством обучающихся в классах, местом их жительства. В некоторых школах один учи-
тель вел несколько предметов, так как в сельских школах существует на сегодняшний день нехватка специалистов. Все это создавало меньший круг общения и взаимодействия. После приезда на обучение в город, в крупный вуз у молодых людей непроизвольно появляется страх из-за неумения правильно выстроить общение, наладить коммуникацию с незнакомыми людьми.
По мнению М. И. Дьяченко, адаптация выступает в роли предпосылки активной деятельности, ее необходимым условием. Именно в этом и заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида определенной социальной роли.
Для обучения нового поколения будущих специалистов необходимо разработать и задействовать наиболее эффективные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Одним из способов решения психологической проблемы общения и коммуникации студентов первого курса является психолого-педагогическая поддержка в период их адаптации.
Необходимо разработать индивидуальный подход к каждому студенту-первокурснику для нахождения оптимальных путей в период его адаптации в вузе. Создание благоприятного климата в коллективе поможет раскрепоститься, снять напряжение, что, в свою очередь, способствует раскрытию потенциальных возможностей студентов.
Успешная адаптация обучающихся выражается посредством их включения в учебно-познавательный процесс, в новую для студента социальную среду, в новую для студента систему отношений.
Психолого-педагогическую работу необходимо начать со студентами-первокурсниками с первых дней образовательного процесса в вузе, она заключается в реализации диагностической, рефлексирующей и прогнозирующей работы.
Психолого-педагогическая поддержка включает в себя:
- изучение особенностей личности студентов-первокурсников;
- формирование у студентов первого курса готовности к преодолению возникших трудностей в проблеме общения и коммуникации;
- организацию досуговой деятельности с элементами тренинга для смягчения эмоционального напряжения;
- дидактическую адаптацию студентов первого курса;
- построение взаимоотношений с преподавателями.
Таким образом, в ходе успешной адаптации студенты становятся общительными, коммуникабельными, раскрепощенными, уверенными в себе, что способствует успешному обучению в высшей школе.
Ежеквартальный
научно-практический
журнал
Литература
1. Безрукова О. Н. Социология молодежи : учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2004. 39 с.
2. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс,
2003. 672 с.
3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 1998. 512 с.
4. Бондаренко О. В., Булгакова Е. Т. Культура делового общения : учебное пособие (курс лекций). Ставрополь : СевКавГТУ, 2008. 133 с.
5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. СПб. : Изд-во «Питер», 2000. 304 с.
6. Фадеева Е. И., Ясюкевич М. В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни : учебно-методическое пособие. М. : ЦГЛ,
2004. 96 с.
References
1. Bezrukova O. N. Sociology of Youth: teaching-methodical manual. Faculty of Sociology of St. Petersburg State University. St. Petersburg : Publishing house S.-Petersburg University, 2004. 39 p.
2. Stolyarenko L. D. Fundamentals of Psychology : textbook. Rostov-on-Don : Phoenix, 2003. 672 p.
3. Petrovsky A. V., Yaroshevsky M. G. Psychology : textbook for students of HPEI. M. : Publishing Center «Academy», 1998. 512 p.
4. Bondarenko O. V., Bulgakova E. T. Culture of business communication : Textbook (course of lectures). Stavropol : NCSTU, 2008. 133 p.
5. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogy : textbook for high schools. St. Petersburg : Publishing House «Peter», 2000. 304 p.
6. Fadeeva E. I., Yasyukevich M. V. Choosing a profession, we choose a way of life : teaching-methodical manual. M. : TGL, 2004. 96 p.