Научная статья на тему 'ПУТИ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лимонова Ольга Олеговна

Описывается психолого-педагогическая работа со студентами-первокурсниками. Рассмотрены пути решения психологической проблемы общения и коммуникации студентов первокурсников аграрного университета. Предлагаются методы психолого-педагогической поддержки студентов.We describe psychological and pedagogical work with students-freshmen.The article considers ways of solving the psychological problem of contact and communication of first-year students of Agrarian University. We suggest methods of psychopedagogical support of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 316.6

О. О. Лимонова

Limonova O. O.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

WAYS TO SOLVE THE PSYCHOLOGICAL PROBLEM OF CONTACT

AND COMMUNICATION OF FIRST-YEAR STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITY

Описывается психолого-педагогическая работа со студентами-первокурсниками. Рассмотрены пути решения психологической проблемы общения и коммуникации студентов первокурсников аграрного университета. Предлагаются методы психолого-педагогической поддержки студентов.

Ключевые слова: общение, коммуникация, психолого-педагогическая поддержка, адаптация.

We describe psychological and pedagogical work with stu-dents-freshmen.The article considers ways of solving the psychological problem of contact and communication of first-year students of Agrarian University. We suggest methods of psycho-pedagogical support of students.

Key words: communication, contact, psychological and pedagogical support, adaptation.

Лимонова Ольга Олеговна -

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

педагогики, психологии и социологии

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652)71-72-50

E-mail: ol.limonova100@yandex.ru

Limonova Olga Olegovna -

Ph.D of Pedagogical Sciences, Associate professor

Department of Pedagogy, Psychology and Sociology FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol

Tel.: 8(8652)71-72-50

E-mail: ol.limonova100@yandex.ru

В настоящее время образование является важнейшим социальным институтом общества и рассматривается как динамичный фактор социальной мобильности молодежи. Образовательный статус молодежи имеет большое значение для её социального развития[1,с.21].

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В процессе коммуникации реализуются социальные отношения индивидов. Общение включает три взаимосвязанных между собой стороны: коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между индивидами; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между индивидами; перцептивная сторона включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания [2, с. 393].

Взаимопонимание индивидов, их взаимодействие, контакт - это важные составляющие объединения людей, осуществляющих полноценную совместную деятельность [3, с. 112].

Коммуникация представляет собой сложный двухсторонний процесс обмена информацией, которая непосредственно ведет к пониманию и сближению двух сторон. В случае, когда не происходит взаимопонимание, процесс коммуникации обретает проблему.

Для решения обозначенной проблемы необходимо выработать тактику общения, которая представляет собой реализацию в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владениями техниками и обширными знаниями правил общения. Следовательно, необходимо придерживаться конкретных коммуникативных знаний и умений в разговоре и выслушивании собеседника.

Коммуникация представляет собой сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между индивидами. Оно осуществляется следующими основными каналами: речевой (вербальный), неречевой (невербальный).

В результате коммуникации людей достигается единство их действий, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность [4, с. 6].

Успешность в общении групповой деятельности в социально-психологическом контексте определяется, прежде всего, достижением целей:

- психологической близостью, где хорошие доверительные отношения между людьми выходят на первый план;

- удовлетворенностью, когда в ходе общения у людей не возникает чувство вины, обиды и т. п.;

в

: № 2(26), 2017

Проблемы аграрного образования

173

- отсутствие трудностей - это в первую очередь напряженности и скованности.

Психологическим показателем успешности в коммуникации межличностного общения выступает удовлетворенность общением вследствие достижения психологического контакта индивидами и взаимопонимания.

В свою очередь, можно отметить, что пик проблем в общении и коммуникации возникает, когда молодые люди - бывшие школьники становятся первокурсниками. Они испытывают самые разнообразные трудности в общении, им необходимо приспособиться к новому учебному процессу, к новому коллективу, к новому об-разужизни.

Поступление в университет- это новая ступень в жизни для каждого студента. На первом курсе обучения в вузе формируется отношение обучающегося к учебе, к своей будущей профессии. В настоящее время адаптация студента к условиям вуза - это наиболее важная и значимая проблема. Именно от того, какой будет подготовка студентов на первом этапе обучения, и зависит их дальнейшая профессиональная деятельность.

В процессе социализации и социальной адаптации каждый человек обретает свою ин-дивидуальность.Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей [5, с. 164].

Адаптацию можно определить как приспособление организма, его функций, отдельных органов к динамичным условиям (общеприродным, производственным и социальным) среды. По времени протекания различают быструю (кратковременную) и медленную (долговременную) адаптацию. По механизмам протекания различают физиологическую, сенсорную (изменение чувствительности анализаторов), социальную (приспособление к условиям социальной среды) и производственную адаптацию (приспособление к условиям труда). Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют общие признаки и имеют название - адаптационный синдром. Главную роль в успешной адаптации играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние человека [6, с. 90].

Студенты первого курса являются самыми уязвимыми во многих отношениях. Поэтому особенно необходима психолого-педагогическая поддержка обучающихся студентов на первом курсе в вузе.

В ходе проведенного исследования среди студентов первого курса аграрного университета в период адаптации были выявлены определенные трудности. Большее количество студентов (71 %) являются выпускниками сельских школ. Данные студенты более ограничены в социальных контактах, это связано с небольшим количеством обучающихся в классах, местом их жительства. В некоторых школах один учи-

тель вел несколько предметов, так как в сельских школах существует на сегодняшний день нехватка специалистов. Все это создавало меньший круг общения и взаимодействия. После приезда на обучение в город, в крупный вуз у молодых людей непроизвольно появляется страх из-за неумения правильно выстроить общение, наладить коммуникацию с незнакомыми людьми.

По мнению М. И. Дьяченко, адаптация выступает в роли предпосылки активной деятельности, ее необходимым условием. Именно в этом и заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида определенной социальной роли.

Для обучения нового поколения будущих специалистов необходимо разработать и задействовать наиболее эффективные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Одним из способов решения психологической проблемы общения и коммуникации студентов первого курса является психолого-педагогическая поддержка в период их адаптации.

Необходимо разработать индивидуальный подход к каждому студенту-первокурснику для нахождения оптимальных путей в период его адаптации в вузе. Создание благоприятного климата в коллективе поможет раскрепоститься, снять напряжение, что, в свою очередь, способствует раскрытию потенциальных возможностей студентов.

Успешная адаптация обучающихся выражается посредством их включения в учебно-познавательный процесс, в новую для студента социальную среду, в новую для студента систему отношений.

Психолого-педагогическую работу необходимо начать со студентами-первокурсниками с первых дней образовательного процесса в вузе, она заключается в реализации диагностической, рефлексирующей и прогнозирующей работы.

Психолого-педагогическая поддержка включает в себя:

- изучение особенностей личности студентов-первокурсников;

- формирование у студентов первого курса готовности к преодолению возникших трудностей в проблеме общения и коммуникации;

- организацию досуговой деятельности с элементами тренинга для смягчения эмоционального напряжения;

- дидактическую адаптацию студентов первого курса;

- построение взаимоотношений с преподавателями.

Таким образом, в ходе успешной адаптации студенты становятся общительными, коммуникабельными, раскрепощенными, уверенными в себе, что способствует успешному обучению в высшей школе.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Литература

1. Безрукова О. Н. Социология молодежи : учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2004. 39 с.

2. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс,

2003. 672 с.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 1998. 512 с.

4. Бондаренко О. В., Булгакова Е. Т. Культура делового общения : учебное пособие (курс лекций). Ставрополь : СевКавГТУ, 2008. 133 с.

5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. СПб. : Изд-во «Питер», 2000. 304 с.

6. Фадеева Е. И., Ясюкевич М. В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни : учебно-методическое пособие. М. : ЦГЛ,

2004. 96 с.

References

1. Bezrukova O. N. Sociology of Youth: teaching-methodical manual. Faculty of Sociology of St. Petersburg State University. St. Petersburg : Publishing house S.-Petersburg University, 2004. 39 p.

2. Stolyarenko L. D. Fundamentals of Psychology : textbook. Rostov-on-Don : Phoenix, 2003. 672 p.

3. Petrovsky A. V., Yaroshevsky M. G. Psychology : textbook for students of HPEI. M. : Publishing Center «Academy», 1998. 512 p.

4. Bondarenko O. V., Bulgakova E. T. Culture of business communication : Textbook (course of lectures). Stavropol : NCSTU, 2008. 133 p.

5. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogy : textbook for high schools. St. Petersburg : Publishing House «Peter», 2000. 304 p.

6. Fadeeva E. I., Yasyukevich M. V. Choosing a profession, we choose a way of life : teaching-methodical manual. M. : TGL, 2004. 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.