в
УДК 316.1-057.875
;№ 1(25), 2017
Проблемы аграрного образования
111
Е. В. Хохлова, В. А. Ивашова, О. Н. Федиско
Khokhlova E. V., Ivashova V. A., Fedisko O. N.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКУРСНИКОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
SOCIAL PORTRAIT FRESHMEN STAVROPOL STATE AGRARIAN UNIVERSITY
Представлены результаты социологического исследования «Социальный портрет первокурсника 2016 года», проведенного отделом социологических исследований и маркетинга Центра управления качеством образования Ставропольского государственного аграрного университета.
Ключевые слова: социальный портрет, социально-психологические характеристики, адаптация первокурсников, профессиональная направленность личности.
In the article the results of sociological research are presented the «Social portrait of freshman 2016 the year» conducted by the department of sociological researches and marketing of management Center by quality of formation of the Stavropol state agrarian university.
Key words: social portrait, socially-psychological descriptions, adaptation of freshmen, professional orientation of personality.
Хохлова Елена Васильевна -
кандидат педагогических наук, доцент, руководитель
Центра управления качеством образования
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный
аграрный университет»
г. Ставрополь
Тел.: 8(8652)35-77-86
E-mail: [email protected]
Ивашова Валентина Анатольевна -
кандидат социологических наук, начальник отдела
социологических исследований и маркетинга
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный
аграрный университет»
г. Ставрополь
Тел.: 8(8652)35-77-86
E-mail: [email protected]
Федиско Ольга Николаевна -
кандидат педагогических наук,
начальник отдела разработки и внедрения
систем менеджмента качества
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный
аграрный университет»
г. Ставрополь
Тел.: 8(8652)35-77-86
E-mail: [email protected]
Khohklova Elena Vasilyevna -
Ph.D of pedagogical Science, docent, head of the Center of the quality management in education FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol
Теl.: 8(8652)35-77-86 E-mail: [email protected]
Ivashova Valentina Anatolyevna -
Ph.D of sociological Science, head of the department of sociological research and marketing FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol
Теl.: 8(8652)35-77-86 E-mail: [email protected]
Fedisko Olga Nikholaevna -
Ph.D of pedagogical Science, head of the department of development and introduction of the quality management system
FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol
Теl.: 8(8652)35-77-86 E-mail: [email protected]
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) определяет две важнейшие цели высшего образования:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования;
- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства [1].
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей считает развитие высоконравственной личности, разделяющей рос-
сийские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [2].
Успешное достижение этих целей во многом зависит от того, насколько обеспечивается согласование планирования образовательного, научно-исследовательского и воспитательного процессов в высшей школе не только с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по различным направлениям подготовки, но и с социально-психологическими особенностями молодого поколения, которое ежегодно вливается в студенческое сообщество того или иного вуза [3].
Ставропольский государственный аграрный университет (далее - Университет) ежегодно проводит социально-педагогические исследования первокурсников, которые дают представление о социальном портрете молодого поколе-
Ежеквартальный
научно-практический
журнал
ния, которое с нового учебного года становится частью многотысячного коллектива студентов и сотрудников университета [4].
В сентябре 2016 года в Университете проведено социологическое исследование «Социальный портрет первокурсника 2016 г.» методом сплошного электронного анкетирования через личные кабинеты студентов первых курсов на сайте Университета. Всего в исследовании приняли участие 1172 человека - студенты первых курсов всех факультетов, что составляет 96,0 % из числа всех первокурсников (1222 чел. - 100 %).
По результатам опроса 73,3 % респондентов указали, что проходили тестирование профессиональной направленности личности; остальные 25,9 % - не проходили такую процедуру никогда и 0,8 % не смогли ответить определенно, что в целом свидетельствует об осознанном выборе направления подготовки в Университете [5, 6].
Кроме того, 19,6 % первокурсников отметили необходимость консультативной помощи при выборе второго высшего образования, магистратуры, аспирантуры. То есть уже на этапе поступления в вуз наши первокурсники задумываются о продолжении обучения и хотели бы получить профессиональную психолого-педагогическую помощь в определении перспектив своей карьерной траектории и возможностей продолжения обучения в связи с этим в Ставропольском государственном аграрном университете [4].
Подавляющее большинство первокурсников информированы о возможностях дополнительного образования в Ставропольском государственном аграрном университете - более 90 % от числа участников опроса. Около 40 % заявили, что готовы вносить плату за получение дополнительных образовательных услуг.
Анализ результатов опроса показал, что большинство первокурсников (76,7 %) Университета из полных семей, 21,5 % - из неполных, 1,8 % являются сиротами или на попечительстве других членов семьи. 26,6 % первокурсников отметили, что являются единственным ребенком в семье. В 53,2 % семей первокурсников двое детей. 20,2 % отметили, что в их семье трое и больше детей.
В целом по результатам опроса можно сказать о вполне благоприятном материальном положении семей первокурсников: 62,5 % из числа участников опроса отметили, что живут так же, как и основная часть жителей края; 19,5 % -отметили, что живут лучше других; по мнению 8,5 % первокурсников их семьи живут несколько хуже, чем основная часть жителей края; 9,5 % затруднились дать определенную оценку.
Значительная часть первокурсников Университета, из числа принявших участие в опросе, считают себя в той или иной степени людьми верующими: 45,2 % респондентов считают себя верующими; 33,7 % - в какой-то степени верят; 15,5 % - уверенно отнесли себя к кате-
гории нерелигиозных людей; 5,6 % - затруднились дать определенный ответ. Из числа верующих и в какой-то мере верующих 71,3 % отнесли себя к православию; 9,0 % - исповедуют ислам. Остальные религии представлены незначительным числом верующих.
До поступления в Университет 54,4 % участников опроса проживали в городах Ставропольского края; 19,5 % - в селах с населением свыше 5 тысяч человек; 14,0 % - в селах с населением от 5 до 3 тысяч человек; 12,1 % - в селах с населением менее 3 тысяч человек.
В настоящее время в общежитии проживают 33,9 % от числа опрошенных; 31,9 % снимают квартиру или комнату; 27,1 % проживают вместе с родителями; 7,1 % имеют собственное жилье.
Анализ интересов и видов деятельности первокурсников в свободное время показал, что лидируют такие виды, как общение в социальных сетях (7,4 балла по десятибалльной шкале); чтение новостной ленты (6,4 балла по десятибалльной шкале); просмотр фильмов (6,4 балла по десятибалльной шкале); занятия спортом (6,4 балла по десятибалльной шкале); прогулки с друзьями (6,3 балла по десятибалльной шкале). Очевидно, что у молодого поколения превалируют виртуальные виды деятельности. Среди положительных фактов, выявленных в ходе проведения опроса, - незначительный интерес первокурсников к онлайн-играм.
Необходимость пристального внимания к сфере виртуальных коммуникаций молодежи подтверждается теми фактами, что по оценкам участников опроса 50,7 % проводят в Интернете от 2 до 6 часов, более 6 часов - 12,5 % респондентов. Незначительное время, от 1 до 2 часов, проводят в Интернете 31,0 % респондентов и менее часа - 5,8 % респондентов.
По мнению 68,8 % первокурсников, близкие родственники старшего поколения не считают их зависимыми от Интернета; 13,8 % - по оценкам родственников зависимы от Интернета; 17,4 % затруднились дать определенный ответ. 68,1 % постоянно используют группы Ставропольского государственного аграрного университета для получения оперативной информации о текущих событиях в вузе, ещё 26,7 % используют этот информационный ресурс иногда. Только 3,4 % не используют группы Аграрного университета и у 1,8 % есть своя группа в социальных сетях.
Результаты проведенного опроса показали, что первичная адаптация студентов первых курсов Университета проходит в целом вполне успешно: 80,9 % первокурсников нравится учебная группа; 16,2 % первокурсников учебная группа скорее нравится, чем нет; о том, что группа не нравится, сказали 0,1 % участников опроса и 1,8 % затруднились дать определенный ответ.
91,4 % первокурсников отметили, что у них появились друзья в учебной группе; 1,9 % - сказали, что друзей нет; и остальные 6,7 % первокурсников затруднились дать определенный ответ.
в
: № 1(25), 2017
Проблемы аграрного образования
113
Первокурсники активно включаются в социокультурное пространство Университета. Большинство первокурсников (98,1 % от числа опрошенных) уверенно заявляют о том, что их познакомили с внутривузовскими требованиями, предъявляемыми к учебе и поведению студентов. О том, что не знакомы с этими требованиями, сказали 1,2 % опрошенных первокурсников, и 0,7 % затруднились дать определенный ответ.
В процессе перехода от школьного образования к вузовскому наблюдаются некоторые незначительные затруднения у 22,1 % участников опроса, студентов 1 курса, еще у 6,5 % есть ряд трудностей. У остальных первокурсников проблем в учебе нет.
Те трудности, которые студенты испытывают в процессе обучения в Университете, связаны как с особенностями личности обучаемого (отметили 22,1 % участников опроса), так и со спецификой вузовского обучения (отметили 16,5 % участников опроса) [6].
Студенты, которые отметили наличие трудностей в процессе перехода от школьного к вузовскому обучению, среди их причин называют невысокий уровень школьной подготовки (30,3 %); нежелание тратить время на подготовку в учебным занятиям (10,2 %); плохое самочувствие (8,0 %); неудовлетворительные бытовые условия (4,2 %); пропуски учебных занятий (2,2 %). Остальные не смогли дать определенный ответ на этот вопрос.
Таким образом, по результатам проведенного исследования «Социальный портрет первокурсника 2016 г.» можно сделать ряд выводов, которые позволяют учитывать в учебно-воспитательной работе важные социально-демографические характеристики контингента обучаемых, профессиональную направленность личности первокурсника и первичную адаптацию к вузовскому обучению.
1. Студенты, зачисленные на первые курсы в Университет в 2016 году, в большинстве своем осознанно планировали свое поступление в вуз в соответствии с результатами тестирования профессиональной направленности личности, значительная часть первокурсников выражает готовность к обучению по программам дополнительного профессионального образования. Кроме того, большинство первокурсников в целом успешно и без больших сложностей проходят процесс адаптации к условиям вузовского обучения.
Такие результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что нынешние первокурсники готовы к интенсивному
вовлечению их в образовательную и научно-исследовательскую работу в рамках изучаемых дисциплин и направлений деятельности студенческих научных сообществ на факультетах Университета, а также к освоению смежных областей деятельности в рамках дополнительных образовательных программ. Указанные особенности социально-психологических характеристик первокурсников 2016 года должны стать основой планирования образовательной и научно-исследовательской деятельности на факультетах для того, чтобы приумножить имеющийся студенческий потенциал и трансформировать его в конкретные результаты и достижения.
2. Первокурсники Университета 2016 года в большинстве своем представители полных семей, в которых больше двух детей, а также преимущественно люди верующие. Кроме того, подавляющее большинство первокурсников отметило, что у них появились друзья в учебной группе.
Выявленные в ходе исследования социально-психологические характеристики первокурсников Университета являются хорошей базой для формирования активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, через вовлечение первокурсников в разработку и реализацию волонтерских проектов Университета. Это позволит вывести студентов из виртуального поля общения и предоставит возможности самореализации в социально значимой деятельности.
3. Результаты исследования социального портрета первокурсника Университета 2016 года показали, что две трети опрошенных студентов первых курсов проживают отдельно от родителей - в общежитиях, а также снимают комнату или квартиру, а значит, требуют большого внимания со стороны кураторов учебных групп. Именно кураторы играют ключевую роль в успешной адаптации первокурсников не только к новым условиям обучения, но и к новой жизни без опеки родителей, в которой появляется необходимость самостоятельно планировать учебную и досуговую деятельность, грамотно распределять бюджет, следить за здоровьем и т. д. Хороший куратор поможет каждому студенту не потеряться среди многочисленного студенческого коллектива, а реализовать свои потребности личностного и профессионального развития в деятельности в составе научных, творческих, спортивных коллективов и общественных объединений Университета.
Литература
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) : федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
References
1. Federal law from December, 29 2012 of № 273-03 «About education in Russian Federation» : [Electronic resource] // A consortium is CODE. Electronic fund of
Ежеквартальный
научно-практический
журнал
№ 273-ФЗ // Консорциум КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http:// docs.cntd.ru/document/902389617. (дата обращения: 05.12.2016).
2. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р// Консорциум КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/420277810 (Дата обращения: 05.12.2016).
3. Мигачева М. В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 1. С. 95-101.
4. Трухачев В. И. Модель изучения удовлетворенности потребителей услуг СтГАУ // Качество образования. 2012. № 5. С. 12-14.
5. Мигачева М. В., Ивашова В. А. Социальное взаимодействие молодых специалистов и агентов профессиональной социализации // Научные исследования - информация, анализ, прогноз : монография / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. Воронеж, 2007. С. 75-84.
6. Лобейко Ю. А., Кобрянова И. В., Артемен-кова Л. Ф. Социальная психология : учебное пособие. Москва ; Ставрополь, 2005. 114 с.
legal and normatively-technical documentation. Available to: http://docs.cntd.ru/ document/902389617. (Date of appeal: 05.12.2016).
2. Order of Government of Russian Federation from May, 29, 2015 № 996^ [About claim of Strategy of development of education in Russian Federation on a period 2025 to] [Electronic resource] // A consortiumis CODE. Electronic fund of legal and norma-tively-technical documentation. Available to: http://docs.cntd.ru/document/420277810. (Date of appeal: 05.12.2016).
3. Мigachevа M. V. Essence and features of professional socialization of young specialists in the period of transformation // Bulletin of the Samara State University. 2007. № 1. P. 95-101.
4. Trukhachev V. I. Model of study of satisfaction of consumers of services of StSAU // Quality of educations. 2012. № 5. P. 12-14.
5. Мigachevа M. V., Ivashova V. A. Social cooperation of young specialists and agents of professional socialization // Scientific researches - information, analysis, рrognosis : monograph / under about I. Kirikov. Voronezh, 2007. P. 75-84.
6. Lobeyiko Y. A., Kobryanova I. V., Artemen-kova L. F. Social psychology : training texbook. Moscow ; Stavropol, 2005. 114 p.