Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА / МНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЦЕНТР ИННОВАЦИОННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / LIFE PLANS OF UNIVERSITY GRADUATES / OPINIONS OF EMPLOYERS / REGIONAL LABOR MARKET / TERRITORIAL MOBILITY OF UNIVERSITY GRADUATES / UNIVERSITY CENTER OF INNOVATIVE AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трухачев В.И., Костюкова Е.И., Хохлова Е.В., Ивашова В.А.

В статье представлены элементы системы информационно-аналитического сопровождения устойчивого развития Университета с учетом процессов, происходящих на региональном рынке труда в современных условиях трансформации и глобализации. Изложены результаты исследования жизненных планов выпускников о возможной территориальной и профессиональной мобильности, факторы привлекательности и перспективы трудоустройства в соответствии с полученной профессией, мнения работодателей о состоянии регионального рынка труда, уровне оплаты труда по отдельным сферам профессиональной деятельности. Обоснован вывод о том, что создание Университетского центра инновационного и технологического развития региона на базе Ставропольского государственного аграрного университета открывает возможность качественной трансформации региональной экономики через образовательный проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL LABOUR MARKET IN THE CONTEXT OF TRANSFORMATION AND GLOBALIZATION: A VIEW FROM THE PERSPECTIVE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY

The article presents the elements of a system of information and analytical support for the sustainable development of the University, taking into account the processes taking place on the regional labor market in the current conditions of transformation and globalization. The results of the study of the graduates’ life plans on the possible territorial and professional mobility, the factors of attractiveness and prospects for employment in accordance with the received profession, the views of employers on the state of the regional labor market, the level of remuneration for certain areas of professional activity are presented. The conclusion is substantiated that the creation of the University Center of Innovative and Technological Development of the Region on the basis of the Stavropol State Agrarian University opens the possibility of a qualitative transformation of the regional economy through an educational project.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 331.5:378(470.630)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

В. И. Трухачев, Е. И. Костюкова, Е. В. Хохлова, В. А. Ивашова

Ставропольский государственный аграрный университет

Поступила в редакцию 10 сентября 2018 г.

Аннотация: в статье представлены элементы системы информационно-аналитического сопровождения устойчивого развития Университета с учетом процессов, происходящих на региональном рынке труда в современных условиях трансформации и глобализации. Изложены результаты исследования жизненных планов выпускников о возможной территориальной и профессиональной мобильности, факторы привлекательности и перспективы трудоустройства в соответствии с полученной профессией, мнения работодателей о состоянии регионального рынка труда, уровне оплаты труда по отдельным сферам профессиональной деятельности. Обоснован вывод о том, что создание Университетского центра инновационного и технологического развития региона на базе Ставропольского государственного аграрного университета открывает возможность качественной трансформации региональной экономики через образовательный проект.

Ключевые слова: жизненные планы выпускников вуза, мнения работодателей, региональный рынок труда, территориальная мобильность выпускников вуза, Университетский центр инновационного и технологического развития региона.

Abstract: the article presents the elements of a system of information and analytical support for the sustainable development of the University, taking into account the processes taking place on the regional labor market in the current conditions of transformation and globalization. The results of the study of the graduates' life plans on the possible territorial and professional mobility, the factors of attractiveness and prospects for employment in accordance with the received profession, the views of employers on the state ofthe regional labor market, the level ofremuneration for certain areas ofprofessional activity are presented. The conclusion is substantiated that the creation of the University Center of Innovative and Technological Development of the Region on the basis of the Stavropol State Agrarian University opens the possibility of a qualitative transformation of the regional economy through an educational project.

Key words: life plans of university graduates, opinions of employers, regional labor market, territorial mobility of university graduates, University Center of Innovative and Technological Development of the Region.

В Национальной стратегии образования для устойчивого развития Российской Федерации, одобренной и поддержанной Юнеско, отмечается, что «образование выступает одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления и развития демократии». Для того чтобы отвечать заявленному качественному изменению образования на всех его уровнях, необходимо осуществить переход от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в плани-

© Трухачев В. И., Костюкова Е. И., Хохлова Е. В., Ивашова В. А., 2018

ровании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. Такая позиция российского образования гармонизирована с общей тенденцией глобализаци-онных социально-экономических процессов.

Процессы глобализации и трансформации экономики, в свою очередь, оказывают влияние на региональный рынок труда, который играет важную роль с точки зрения действий Университета, обеспечивающих его устойчивое развитие в создавшихся условиях.

Предлагать своим потребителям именно тот образовательный продукт, который впоследствии они быстро и по возможности дорого смогут про-

дать уже на рынке труда, сегодня является залогом конкурентоспособности вуза.

Рынок труда не является прямым «заказчиком» профессиональных образовательных услуг [1]. Но вместе с тем все изменения на рынке труда должны учитываться образовательной организацией высшего образования для обеспечения устойчивого развития. И в нашей стране за период активных преобразований и становления рыночной экономики сложились институциональные механизмы регулирования взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, которые в определенной мере снижают напряженность процессов трансформации и глобализации региональной экономики, среди них ответственность вузов за трудоустройство выпускников, закрепленная в ряде нормативных актов, в том числе и ежегодном мониторинге показателей деятельности вузов. Кроме того, ФГОСы, в которых отражены требования участия работодателей и в учебном процессе, и в оценке результатов обучения. В свою очередь, на уровне университета это положения, обеспечивающие качество образовательных программ через участие потребителей, в том числе и работодателей.

В рамках социологического исследования, проведенного в апреле-мае 2018 г. с целью составить представление о жизненных планах студентов, проанализированы вопросы возможной территориальной и профессиональной мобильности, а также факторов привлекательности полученной профессии на этапе завершения обучения в вузе.

Всего в опросе приняли участие 702 человека -студенты выпускных курсов ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ, что составляет около 70 % всего контингента студентов 4-5 курсов очной формы обучения. Выборка была осуществлена на девяти факультетах Ставропольского государственного аграрного университета, пропорционально количеству обучающихся.

В ходе опроса респонденты дали оценку факторов привлекательности полученной профессии. Данные представлены на рис. 1.

В полученной профессии, в первую очередь, привлекают выпускников жизненные перспективы, престиж профессии, соответствие желаниям и склонностям личности, а трудоустройство стоит на последнем месте, хотя и отметили его около 40 % респондентов.

Для последующего трудоустройства выпускники планируют в большинстве своем остаться в пределах Ставропольского края. Причем 38,2 % останутся в краевом центре, 22,2 % по окончании вуза отправятся в тот населенный пункт в пределах Ставропольского края, откуда они родом, 6,6 % планируют проживать в пределах Ставропольского края, но не обязательно там, откуда они родом. В целом 67,0 %, т. е. две трети выпускников планируют после окончания вуза остаться на территории Ставропольского края.

Рассмотрение данных в сегментации по факультетам Университета еще раз показывает, что в ходе принятия управленческих решений важно учиты-

0 10 20 30 40 50 Рис. 1. Оценка студентами выпускных курсов Ставропольского ГАУ факторов привлекательности полученной профессии, %

вать особенности контингента, которые оказывают влияние на результативность применения образовательной услуги вуза, в частности успешность трудоустройства выпускников.

Данные о планах студентов выпускных курсов Ставропольского ГАУ относительно выбора места проживания в сегментации по факультетам представлены в табл. 1.

По результатам опроса собираются жить за пределами Ставропольского края около 20 % выпускников, т. е. каждый пятый и, как правило, их выбор - столичный регион.

Университет является по своему статусу аграрным и готовит специалистов для АПК.

В табл. 2 представлены данные, которые показывают, в каких сферах экономики собираются трудоустраиваться выпускники разных факультетов. На сельское хозяйство приходится только четверть от числа участников опроса.

Как видят наши студенты выпускных курсов ситуацию на рынке труда в сельском хозяйстве и в перерабатывающей отрасли региона? Ранжирование причин, по которым снижается мотивация выпускников жить и работать на селе, представлено на рис. 2.

Т а б л и ц а 1

Данные о планах студентов выпускных курсов Ставропольского ГАУ относительно выбора места проживания после окончания вуза, %

Факультеты

Варианты ответов Агробиологии и земельных ресурсов Ветеринарной медицины Механизации сельского хозяйства Социально-культурного сервиса и туризма Технологический менеджмент Экологии и ландшафтной архитектуры Экономический факультет Электроэнергетический факультет Учетно-финансовый факультет Значение по вузу в целом

1. В краевом центре 27,8 28,9 26,1 52,0 46,2 45,5 32,4 49,0 42,9 38,2

2. В городе, селе, откуда я родом 22,2 26,3 39,1 4,0 - 4,5 28,6 22,4 21,4 22,2

3. В другом месте в пределах края 5,6 18,4 13,0 4,0 7,7 2,3 3,8 8,2 4,5 6,6

4. В другом месте в пределах России 27,8 13,2 6,5 24,0 7,7 25,0 21,9 8,2 16,1 17,3

5. За границей в ближнем зарубежье - 5,3 - - - - 1,0 - 0,9 0,8

6. За границей в дальнем зарубежье - - 2,2 8,0 7,7 2,3 1,0 - 0,9 1,5

7. Не знаю 16,6 7,9 13,1 8,0 30,7 20,4 11,3 12,2 13,3 13,4

Факультеты

Варианты ответов Агробиологии и земельных ресурсов Ветеринарной медицины Механизации сельского хозяйства Социально-культурного сервиса и туризма Технологический менеджмент Экологии и ландшафтной архитектуры Экономический факультет Электроэнергетический факультет Учетно-финансовый факультет Значение по вузу в целом

1. В банковской сфере - - 6,5 8,0 7,7 - 32,4 - 42,0 18,6

2. В сельском хозяйстве и переработке сельскохозяйственной продукции 72,3 76,3 39,1 8,0 38,5 6,8 11,4 30,6 3,6 24,4

3. В промышленном производстве 2,8 - 30,4 4,0 15,4 13,6 6,7 61,2 2,7 13,7

4. В торговле 8,3 2,6 17,4 16,0 7,7 18,3 13,3 - 13,4 11,5

5. Другое 8,3 - 2,3 8,0 - 6,8 9,5 - 10,7 6,6

6. Не могу сказать определенно 8,3 21,1 4,3 56,0 30,7 54,5 26,7 8,2 27,6 25,2

Т а б л и ц а 2

Данные о сферах экономики, выбранные для будущего трудоустройства выпускниками Ставропольского ГАУ, %

Низкая заработная плата Нежелание жить на селе Отсутствие комфортных условий проживания

Отсутствие вакансий

Отсутствие социальной и инженерной инфраструктуры на селе

Отсутствие перспектив карьерного роста и личностного развития

Устаревшие технологии в с/х производстве Непрестижность аграрных профессий Разочарование в специальности

50 6

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Рис. 2. Оценка студентами выпускных курсов Ставропольского ГАУ причин снижения мотивации жить и работать на селе, %

0

Среди причин снижения мотивации жить и работать на селе на первое место выпускники ставят низкую заработную плату. Следующими причинами являются нежелание жить на селе, отсутствие комфортных условий проживания. Соответственно обеспечение устойчивого спроса на специалистов аграрного профиля будет достигаться в том числе за счет совершенствования содержания образовательных программ в части вооружения студентов

знаниями и навыками культурно-бытового преобразования территории, развития инициативности молодых специалистов, в том числе их социальной активности в региональном сообществе. И такие содержательные трансформации найдут благодатную почву, о чем свидетельствуют результаты опроса. Значительная доля выпускников показывает готовность и желание открыть собственное дело -около 16 %. Обратимся к данным табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Данные о типе собственности предприятия, которому отдают предпочтения для будущего трудоустройства выпускники Ставропольского ГАУ, %

Факультеты

Варианты ответов Агробиологии и земельных ресурсов Ветеринарной медицины Механизации сельского хозяйства Социально-культурного сервиса и туризма Технологического менеджмента Экологии и ландшафтной архитектуры Экономический факультет Электроэнергетический факультет Учетно-финансовый факультет Значение по вузу в целом

1. Государственный сектор 25,0 52,6 26,1 28,0 38,5 36,4 38,1 89,8 30,4 40,0

2. Частный сектор 19,4 13,2 34,8 28,0 23,1 25,0 26,7 4,1 40,2 26,5

3. Самостоятельно на своем

предприятии, фермерском хо- 27,8 13,2 30,4 16,0 7,7 11,4 20,0 2,0 11,6 15,8

зяйстве

4. Не задумывался 25,0 15,8 - 8,0 30,7 13,6 8,6 4,1 11,5 10,9

5. Другое 2,8 5,2 8,7 20,0 - 13,6 6,6 - 6,3 6,8

В данном контексте вполне обоснован выбор стратегического вектора развития Ставропольского государственного аграрного университета -трансформационный переход к Университетскому центру инновационного и технологического развития Ставропольского края. Этот статус ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет получил в 2017 г.

В рамках деятельности Центра к 2019 г. каждая третья образовательная программа Ставропольского ГАУ будет содержать модуль технологическое предпринимательство, обеспечивающий владение навыками внедрения технологических процессов и получения экономической выгоды. Здесь открываются возможности для наших выпускников найти свою профессиональную нишу в малом бизнесе и предпринимательстве. Университетский центр инновационного и технологического развития Ставропольского края окажет организационную и финансовую поддержку перспективных стартапов.

В 2017/2018 учебном году в Ставропольском ГАУ отделом социологических исследований и маркетинга совместно с факультетами проведен экспертный опрос. Всего в опросе приняли участие 1176 чел. - представителей 800 предприятий и организаций Ставропольского края. Экспертная оценка представлена по 84 реализуемым в Универ-

ситете профилям, что позволяет не только своевременно актуализировать компетенции в ОПОП под запросы конкретного производства, но и помогает составить представление об интересующих характеристиках регионального рынка труда. В частности, важными для понимания и повышения учебной мотивации студентов являются такие характеристики, как экспертная оценка средней заработной платы по региону (фактической и желаемой) и возможности трудоустройства в определенных профессиональных сферах (данные в сегментации по профилям, которые представляют все факультеты) (рис. 3).

Данные, полученные в ходе опроса руководителей, главных и ведущих специалистов предприятий и организаций в сегментации по профессиональным сферам показывают, что, во-первых, есть разница между желаемым и фактическим уровнем заработной платы у всех участников опроса, во-вторых, в анализируемых данных опроса нет ярко выраженной отраслевой принадлежности в наиболее высокой и наиболее низкой заработной плате. Так, по оценке собственной заработной платы экспертами, самая низкая отмечается у ветеринарных врачей (средняя фактическая заработная плата в месяц - 15,3 тыс. руб., а средняя желаемая заработная плата в месяц -28,8 тыс. руб.), т. е. представителей отрасли регио-

Экономика предприятий и организаций

Агрономия

Электроэнергетика и электротехника Ландшафтная архитектура Агроинженерия Бух. учет Финансы и кредит Зоотехния Сервис

Муниципальное управление Ветеринария

0 10

I Средняя зарплата в месяц, желаемая

20 30 40 50 60 70 80 ■ Средняя зарплата в месяц, фактическая

90

Рис. 3. Оценка работодателями фактической и желаемой заработной платы в месяц в сегментации по профессиональным сферам деятельности, тыс. руб.

нальной экономики - «Сельское хозяйство». А в числе наиболее высокой заработной платы фигурируют эксперты-агрономы, также представляющие отрасль «Сельское хозяйство» (средняя фактическая заработная плата в месяц - 55,3 тыс. руб., а средняя желаемая заработная плата в месяц - 81,4 тыс. руб.).

По результатам опроса работодателей, среди компетенций выпускников они отдают приоритет навыкам проектирования в прикладных компьютерных программах, использования лабораторного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры и правил ее эксплуатации, выполнения технико-экономических расчетов в технологических процессах.

Об уровне напряженности на региональном рынке труда можно составить представление на основе распределения ответов экспертов (руководителей, главных и ведущих специалистов предприятий и организаций Ставропольского края в сегментации по профессиональным сферам деятельности) на вопрос: «Оцените возможности найти работу по Вашей специальности в регионе» (рис. 4).

Результаты опроса показывают, что возможности трудоустройства по определенным профессиональным сферам деятельности напрямую не связаны с уровнем заработной платы. Так, в ходе ответов на вопрос о заработной плате эксперты из

числа руководителей структурных подразделений и ведущих специалистов органов муниципальной власти высказали мнение о существенных трудностях в трудоустройстве, в то же время именно данная категория экспертов отмечает низкий уровень фактической средней заработной платы -19,9 тыс. руб. в месяц. Больше возможностей трудоустройства появляется в связи с повышением положительной динамики отраслевого развития.

Таким образом, на основе проведенного анализа результатов исследований представлений студентов Ставропольского государственного аграрного университета, работодателей Ставропольского края можно сделать ряд выводов о состоянии регионального рынка труда в условиях трансформации и глобализации с позиции устойчивого развития Университета.

Университет как субъект экономической деятельности региона является актором двух важных рынков, взаимосвязь и взаимозависимость которых очевидна: это рынок образовательных услуг и рынок труда.

С одной стороны, образование должно учитывать изменения в производственной сфере, анализировать, понимать и готовить востребованные компетенции. С другой стороны, молодые специалисты, выходящие на рынок труда, должны быть инициаторами качественных обновлений, измене-

Сервис Ветеринария Агрономия

Электроэнергетика и электротехника Агроинженерия Бух. учет Финансы и кредит Ландшафтная архитектура Экономика предприятий и организаций

Зоотехния Муниципальное управление

1Это практически невозможно

80

10 20 30 40 50 60 70 ■ Это возможно, если очень постараться

80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Оценка работодателями возможностей найти работу в Ставропольском крае в сегментации по профессиональным сферам деятельности, %

0

ний, инноваций на производстве. А для этого, в свою очередь, высшее образование опережающими действиями должно предлагать компетенции, востребованные векторами социально-экономического развития региона. В связи с чем перед вузом стоит задача подготовить конкурентоспособного специалиста, который готов не только успешно трудоустроиться, но и реализовать стратегии горизонтальной и вертикальной профессиональной мобильности.

Создание Университетского центра инновационного и технологического развития региона на базе Ставропольского государственного аграрного

ЛИТЕРАТУРА

1. Гущина Ю. И. К вопросу о механизмах регулирования взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда / Ю. И. Гущина // КЭ. - 2014. - № 1 (85). -

Ставропольский государственный аграрный университет

Трухачев В. И., академик РАН, доктор сельско-хозяйсвенных наук, профессор, доктор экономических наук, профессор, ректор

E-mail: inf@stgau.ru

Костюкова Е. И., доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского управленческого учета

E-mail: elena-kostyukova@yandex.ru

Хохлова Е. В., кандидат педагогических наук, доцент, руководитель Управления стратегического развития и проектной деятельности

E-mail: kach-stgau@mail.ru

Ивашова В. А., кандидат социологических наук, доцент, начальник отдела мониторинга ожиданий потребителей

E-mail: vivashov@mail.ru

университета - это реальные возможности качественной трансформации региональной экономики через образовательный проект.

Выбор потребителей образовательных программ высшего образования в меньшей степени связан с предложениями на рынке труда, нежели с определенными представлениями о престижности профессий, что негативно отражается на трансформационных процессах в региональной экономике -переходе от массовой занятости в торговле к занятости в технологическом предпринимательстве, направленном в том числе на качественное улучшение жизни на селе.

Режим доступа: ht:tps://cyberlemnka.ru/artide/n/k-voprosu-o-mehaшzmah-reguHrovaшya-vzaimodeystviya-rynka-obrazovatelnyh-uslug-i-rynka-truda

Stavropol State Agrarian University

Trukhachev V. I., Full member (academician) of the RAS, Doctor of Agricultural Sciences, Professor, Doctor of Economic Sciences, Professor, Rector E-mail: inf@stgau.ru

Kostyukova E. I., Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Accounting Management Accounting Department

E-mail: elena-kostyukova@yandex.ru

Khokhlova E. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Strategic Development and Project Management Department E-mail: kach-stgau@mail.ru

Ivashova V. A., PhD in Sociology, Associate Professor, Head of Consumer Expectations Monitoring Department

E-mail: vivashov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.