202 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
© Мигачева М.В.* *, Тюренкова С.А.*
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
В статье изложен опыт социально-педагогического сопровождения процесса трудоустройства выпускников педагогического вуза на примере ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». Структурировано проблемное поле трудоустройства выпускников на региональном рынке труда и перспективные направления развития деятельности вуза в повышении эффективности данного процесса.
Ключевые слова: выпускник вуза, трудоустройство выпускника, социально-педагогическое сопровождение, практический опыт работы.
В современных российских условиях возрастают требования к подготовке высококвалифицированных и мобильных профессионалов, которые смогут принимать ответственные и самостоятельные решения в динамично меняющемся экономическом пространстве. В связи с этим вопросы развития высшего педагогического образования носят стратегический характер для нашей страны, так как именно педагогические кадры решают задачи подготовки общественно активного населения, способного включиться в инновационные социальные и производственные процессы. Особо следует подчеркнуть роль школы в условиях сельской местности, где образовательные организации стали по своей сути социально-культурным центром села.
Однако, несмотря на значимость для общества и государства учителя как ключевой фигуры системы общего образования, в настоящее время сохраняется дефицит педагогических кадров, обусловленный рядом обстоятельств. Среди основных причин недостаточного притока молодых специалистов в общеобразовательные организации можно отметить следующие факторы:
- крайне низкий престиж профессии педагога в глазах общества и современной молодежи в силу высокой психоэмоциональной нагрузки и несоответствия заработной платы трудовым усилиям работников отрасли образования;
- сокращение контрольных цифр приема в вузы на педагогические направления подготовки;
* Руководитель центра содействия трудоустройству и профессиональному сопровождению выпускников, кандидат социологических наук.
* Начальник учебно-методического управления, кандидат педагогических наук.
Управление системой образования в условиях модернизации
203
- изменение профильной направленности вузов, традиционно осуществляющих подготовку педагогических кадров.
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы трудоустройства выпускников педагогических вузов и необходимость организации его специального социально-педагогического сопровождения, что позволит преодолеть существующий двойной негативный отбор учителей (на педагогические направления поступают не самые лучшие абитуриенты, работать в школу идут не самые лучшие выпускники), оставить в профессии молодых педагогов, будет способствовать их профессиональному росту.
В Ставропольском государственном педагогическом институте данные функции выполняет центр содействия трудоустройству и профессиональному сопровождению выпускников. Содействие трудоустройству выпускников является одним из стратегически важных направлений деятельности института, так как сегодня получение престижной и хорошо оплачиваемой работы после окончания вуза, возможностей для самореализации и карьерного роста стало фактором, определяющим рейтинг вуза среди абитуриентов и, в конечном итоге, его экономическое благополучие [1, 4]. Работа центра содействия трудоустройству и профессиональному сопровождению выпускников организована таким образом, что функционально встраивается в основные виды деятельности вуза: учебно-воспитательную, образовательную, научно-исследовательскую и является приоритетной в условиях формирования стратегии развития ГБОУ ВО СГПИ. Социально-педагогическое сопровождение осуществляется во взаимодействии со всеми структурными подразделениями института и при активном участии самих выпускников [1].
Анализ проблемного поля в сфере трудоустройства выпускников позволяет своевременно определять области для улучшения данного направления деятельности вуза. Общий круг проблем можно условно разделить на две группы. К первой относится круг проблем, решение которых выходит за рамки влияния образовательной организации - это высокая конкуренция на рынке труда; степень включенности выпускников в социально-профессиональные связи; стартовая заработная плата работников отрасли; условия труда в отрасли и наличие региональных бонусных программ для молодых специалистов. Ко второй группе проблем относятся трудности трудоустройства, преодоление которых возможно еще в период обучения студента в вузе. К таким сложностям при устройстве выпускников на работу можно отнести следующие: недостаток опыта и навыков работы; неумение составлять резюме и проходить собеседование с работодателем; недостаточные навыки общения. Причем их ранжирование показывает, что значимость практического опыта при устройстве на работу занимает первое место с существенным отрывом от остальных и становится реальной точкой роста для выпускника педагогического института [3, 5].
В связи с этим решение задач, связанных с увеличением практического опыта работы и навыков профессиональной деятельности будущего учите-
204 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ля, в Ставропольском государственном педагогическом институте является приоритетным и осуществляется в различных взаимосвязанных друг с другом направлениях:
1) увеличение доли практической подготовки выпускников за счет организации рассредоточенной практики, начиная с первого курса обучения, проведения части практических занятий непосредственно в общеобразовательных учреждениях, встраивания практики в учебные модули в качестве системообразующего элемента;
2) отбор качественных баз практик по направлениям подготовки будущих педагогов, в том числе мониторинг удовлетворенности студентов базами практик. Отметим, что опрос 277 выпускников 2015 года, обучавшихся по 11 специальностям педагогической направленности [2], показал высокий уровень удовлетворенности будущих педагогов качеством содержания и организации практик (рис. 1);
Рис. 1. Оценка студентами выпускных курсов качества организации практик
3) широкое привлечение к образовательному процессу представителей работодателей (в качестве преподавателей практических курсов, учителей-супервизоров, участников совместных научно-практических и научно-методических проектов, экспертов на этапе итоговой аттестации выпускников), что позволяет студентам проявить свои лучшие профессионально-значимые качества, увеличить число контактов потенциальных работодателей с будущими выпускниками;
4) создание условий для оптимального совмещения учебы и работы по профилю подготовки (предоставление индивидуального графика обучения, разработка индивидуальных образовательных маршру-
Управление системой образования в условиях модернизации
205
тов, выдвижение на участие в профессиональных конкурсах и др.). Отметим, что временная занятость студентов не только позволяет получить профессиональный опыт, но и дает возможность продолжить профессиональную карьеру;
5) осуществление систематической социально-психологической работы, направленной на повышение готовности выпускников к решению проблем профессиональной социализации и вхождения в трудовую деятельность, в том числе ведется целенаправленная работа по корректировке ожиданий от первого трудового найма. Данное направление реализуется, как посредством аудиторных, так и внеаудиторных форм работы. Так, в вузе реализуются дисциплины «Профессиональная карьера педагога», «Временная компетентность педагога», «Социальная компетентность личности», «Психологическое сопровождение готовности к педагогической деятельности», а также проводятся различные мероприятия (например, круглые столы «Карьера и семья - гармония противоположностей», «Резюме - визитная карточка профессионала», деловые игры «Карьерный старт», «Работа. Карьера. Успех», «Моя профессиональная карьера», мастер-классы, дни карьеры и др.).
Помимо названных направлений повышению конкурентоспособности выпускников способствует модульная организация образовательного процесса, реализуемая в вузе. В частности, институт предлагает студентам при формировании собственного образовательного маршрута выбрать для изучения те или иные специализированные модули, обусловленные потребностями практики и отвечающие интересам студентов (например, такие модули, как «Русский язык как иностранный», «Журналистика», «Дополнительное образование в области социально-педагогической деятельности», «Дополнительное образование в области туристско-краеведческой деятельности» и др.).
Одной из действенных форм поддержки процесса профессионального самоопределения и трудоустройства молодежи является Клуб выпускников ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» -это добровольное объединением выпускников ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», заинтересованных во взаимном общении и ориентированных на сохранение и развитие контактов между выпускниками и институтом.
Среди актуальных направлений деятельности клуба выпускников развитие социально-профессионального партнерства в региональном социально-экономическом пространстве независимо от форм собственности организаций, где работают выпускники Ставропольского государственного педагогического института; оказание поддержки в процессе профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации выпуск-
206 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ников; организация мониторинга трудоустройства выпускников и их карьерного роста; повышение эффективности коммуникаций и информирования о возможностях трудоустройства на рынке труда Ставропольского края через организацию и проведение тематических заседаний, встреч и других мероприятий с выпускниками, молодыми педагогами, ППС, аспирантами и студентами института; а также всемерная поддержка наиболее способных и перспективных студентов института.
В целом можно сказать, что успешная организация социально-педагогического сопровождения трудоустройства выпускников вуза зависит, в первую очередь, от нацеленности руководства вуза на комплексное решение вопросов трудоустройства выпускников, что находит отражение в стратегических документах организации и встроенности данного процесса в ключевые процессы: образовательный, воспитательный, научный. А также качественного и своевременно актуализированного анализа проблемного поля и последующих управленческих решений, в фокусе которых находятся выявленные точки роста.
Список литературы:
1. Вестник социально-психологических исследований // Ю.А. Лобейко, В.А. Ивашова, М.В. Мигачева. - Ставрополь, 2005. - Сер. Исследования внешней среды образовательного учреждения, Выпуск 2.
2. Мигачева М.В. Механизм оценки качества оказания образовательной услуги / Н.И. Цвирко, М.В. Мигачева, Л.М. Медведева // В сборнике: Инновации, качество и сервис в технике и технологиях / Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции: в 3-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. - 2014. - С. 338-341.
3. Мигачева М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации // Вестник Самарского государственного университета. - 2007. - № 1 (51). - С. 95-101.
4. Мигачева М.В. Институциональный механизм профессиональной социализации молодых специалистов в современном обществе монография / М.В. Мигачева, В.А. Ивашова. - Ставрополь, 2010.
5. Научные исследования: информация, анализ, прогноз / Г.И. Лукьянов, О.Е. Пудовкина, В.А. Ивашова, М.В. Мигачева, Е.В. Хохлова, Д.И. Атласов, В.А. Тюленев, В.Я. Нагевичене, Д.И. Бекижева, В.А. Силантьева, С.В. Жаб-чик, В.В. Попов. - Воронеж; М., 2015. - Том 48.