Научная статья на тему 'Пути решения актуальных проблем социально-правового обеспечения в области оплаты труда сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации'

Пути решения актуальных проблем социально-правового обеспечения в области оплаты труда сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
465
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная служба / государственный орган / социально-правовое обеспечение / государственные гарантии / оплата труда / служебное время / state service / state body / social and legal support / state guarantees / remuneration / service time

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карим Кадырович Гасанов, Александр Леонидович Вострокнутов, Вячеслав Викторович Зыков

Статья является продолжением ранее опубликованной статьи «Актуальные проблемы административно-правового регулирования социальной защиты сотрудников ОВД правоохранительных органов РФ», в которой описаны правовые проблемы (коллизии законодательства), выявленные нами в ходе научного анализа специальных норм Федерального законодательства РФ, регулирующих служебную деятельность сотрудников ОВД. В данной статье на основе анализа различных научных точек зрения и положений Конституционного и Верховного судов РФ исследуются фундаментальные аспекты описываемой в статье проблематики и выделяются не только общие положения, но особенности специального законодательства в сфере служебной деятельности сотрудников ОВД правоохранительных органов РФ, а также рассматриваются и показываются пути решения актуальных проблем социально-правового обеспечения сотрудников правоохранительных органов РФ на современном этапе развития. В частности, в рамках реализации государственных гарантий рассматриваются меры и механизмы социально-правового обеспечения по оплате труда сотрудников ОВД государственными органами РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карим Кадырович Гасанов, Александр Леонидович Вострокнутов, Вячеслав Викторович Зыков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to solve urgent problems of social and legal support in the field of employee remuneration law enforcement agencies of the Russian Federation

This article is a continuation of previously published articles “Topical problems of administrative legal regulation of social protection of employees of internal affairs bodies and law-enforcement bodies of the Russian Federation” which describes the legal issues (conflicts of law) identified by us in the course of scientific analysis of special norms of the Federal legislation of the Russian Federation regulating service activities of police officers. In this article, based on the analysis of different scientific perspectives and the provisions of the constitutional and Supreme courts of the Russian Federation, explores the fundamental aspects of these issues and are not only General, but special legislation in the sphere of office activity of police officers of law enforcement bodies of the Russian Federation, and also discusses and shows the ways of solving the urgent problems of socio-legal support staff of law enforcement bodies of the Russian Federation at the present stage of development. In particular, as part of the implementation of state guarantees, measures and mechanisms of social and legal support for the remuneration of police officers by state bodies of the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «Пути решения актуальных проблем социально-правового обеспечения в области оплаты труда сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации»

Научная статья УДК 349

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-73-80 NIION: 2003-0059-6/21-080 MOSURED: 77/27-003-2021-06-279

Пути решения актуальных проблем социально-правового обеспечения в области оплаты труда сотрудников правоохранительных органов

Российской Федерации

Карим Кадырович Гасанов1, Александр Леонидович Вострокнутов2, Вячеслав Викторович Зыков3

1,2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

3 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Московская область, Россия

1 GasanovKK@mail.ru

2 al_vostroknutov@mail.ru

3 slawa-64@mail.ru

Аннотация. Статья является продолжением ранее опубликованной статьи «Актуальные проблемы административно-правового регулирования социальной защиты сотрудников ОВД правоохранительных органов РФ», в которой описаны правовые проблемы (коллизии законодательства), выявленные нами в ходе научного анализа специальных норм Федерального законодательства РФ, регулирующих служебную деятельность сотрудников ОВД.

В данной статье на основе анализа различных научных точек зрения и положений Конституционного и Верховного судов РФ исследуются фундаментальные аспекты описываемой в статье проблематики и выделяются не только общие положения, но особенности специального законодательства в сфере служебной деятельности сотрудников ОВД правоохранительных органов РФ, а также рассматриваются и показываются пути решения актуальных проблем социально-правового обеспечения сотрудников правоохранительных органов РФ на современном этапе развития.

В частности, в рамках реализации государственных гарантий рассматриваются меры и механизмы социально-правового обеспечения по оплате труда сотрудников ОВД государственными органами РФ.

Ключевые слова: государственная служба, государственный орган, социально-правовое обеспечение, государственные гарантии, оплата труда, служебное время

Для цитирования: Гасанов К. К., Вострокнутов А. Л., Зыков В. В. Пути решения актуальных проблем социально-правового обеспечения в области оплаты труда сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 73-80. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-73-80.

Original article

Ways to solve urgent problems of social and legal support in the field of employee remuneration law enforcement agencies of the Russian Federation

Karim K. Gasanov1, Alexander L. Vostroknutov2, Vyacheslav V. Zykov3

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia

3 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Moscow region, Russia

1 GasanovKK@mail.ru

2 al_vostroknutov@mail.ru

3 slawa-64@mail.ru

© Гасанов К. К., Вострокнутов А. Л., Зыков В. В., 2021

Abstract. This article is a continuation of previously published articles "Topical problems of administrative legal regulation of social protection of employees of internal affairs bodies and law-enforcement bodies of the Russian Federation" which describes the legal issues (conflicts of law) identified by us in the course of scientific analysis of special norms of the Federal legislation of the Russian Federation regulating service activities of police officers.

In this article, based on the analysis of different scientific perspectives and the provisions of the constitutional and Supreme courts of the Russian Federation, explores the fundamental aspects of these issues and are not only General, but special legislation in the sphere of office activity of police officers of law enforcement bodies of the Russian Federation, and also discusses and shows the ways of solving the urgent problems of socio-legal support staff of law enforcement bodies of the Russian Federation at the present stage of development. In particular, as part of the implementation of state guarantees, measures and mechanisms of social and legal support for the remuneration of police officers by state bodies of the Russian Federation are considered.

Keywords: state service, state body, social and legal support, state guarantees, remuneration, service time For citation: Gasanov K. K., Vostroknutov A. L., Zykov V. V. Ways to solve urgent problems of social and legal support in the field of employee remuneration law enforcement agencies of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):73-80. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-73-80.

В конце ХХ и начале XXI веков в России сформировались конституционные основы государственной службы как важнейшего механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления Советского периода. Военная и правоохранительная службы являются видами федеральной государственной службы и находятся в исключительном ведении Российской Федерации, поэтому только государство может служить гарантом правовой и социальной защищенности военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД). В современном российском обществе государственная служба в правоохранительных органах является социально-экономическим институтом с ярко выраженными особенностями и особым видом трудовой деятельности, требующая специального регулирования, так как связана с повышенной ответственностью сотрудников ОВД правоохранительных органов, а как показывает практика эффективность их деятельности находится в зависимости от уровня социальной защиты их сотрудников [1].

Государственными органами постоянно проводится работа по оптимизации нормативно-правовой базы для социальной защиты сотрудников правоохранительных органов, основной целью которой является совершенствование нормативной базы и государственных гарантий социальной и правовой защищенности.

Социальные отношения в сфере труда сотрудников ОВД регламентируются следующими нормативными правовыми актами: Конституцией РФ [6], принятой в 1993 г., которая заложила основы социального обеспечения всех граждан РФ, указами Президента РФ [12], Трудовым кодексом РФ [7], федеральными законами [17], иными нормативными актами [5] и ведомственными приказами.

Государственные гарантии оплаты труда, заложенные в указанных законах, выполняют следующие функции:

• повышение мотивации эффективного исполнения сотрудниками ОВД своих должностных обязанностей;

• укрепление стабильности профессионального состава кадров сотрудников ОВД;

• компенсация ограничений, установленных для сотрудников ОВД действующим законода-тельством[1; 2; 3; 4].

По нашему мнению, указанные функции напрямую должны согласовываться с нормами Трудового кодекса РФ и не противоречить федеральному законодательству, регулирующему служебную деятельность государственных служащих.

Однако, как показала правоприменительная практика и анализ некоторых статей федерального законодательства РФ, не все нормы специального законодательства в полной мере охватывают правовые нюансы служебной деятельности сотрудников ОВД. В настоящее время остаются неразрешенными актуальные проблемы, выявленные нами в ходе анализа вышеуказанных некоторых норм законодательства РФ как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, в части установления особого порядка оплаты труда категории лиц — «сотрудник Росгвардии — сотрудник правоохранительных органов, переведенный сотрудник ОВД МВД России в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ» [13] (далее — Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157) и проходящий службу в распоряжении вновь образованного органа внутренних дел (Росгвардии) на предполагаемую к замещению должность (которая замещалась им (определена) ранее в МВД России в

соответствии с ранее заключенным контрактам о прохождении службы в ОВД МВД России), которую он не замещал (занимал) в Росгвардии с момента образования Росгвардии и которая не подлежит сокращению из состава Росгвардии, как штатная единица из полного штатного состава вновь образованного государственного органа (Росгвардии), в случае проведения организационно-штатных мероприятий в Росгвардии, который не заключил контракт с органами внутренних дел (Росгвардии) не по своей инициативе (волеизъявлению) и поэтому еще не поступил на военную службу по контракту в войска национальной гвардии РФ» (здесь и далее сокращение — «переведенные в соответствии с Указом Президента РФ сотрудники ОВД и проходящие службу в распоряжении Росгвардии»), при котором оплата труда производится на усмотрение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя подразделений ОВД и находится в зависимости от часто меняющихся положений подзаконных актов (приказов), а вследствие этого, по нашему мнению, иногда не в соответствии с законом.

В частности, нами выявлено, что ст. ст. 30 (ч.ч. 1 и 3), 36 (ч. 1 п. 1, ч. 4, 5, 6, 7), 82 (ч. 2 п. 11 и ч. 7), 84 (ч.ч. 1, 2, и 4), 85 (ч.ч. 1 и 2) Федерального закона от 30.11. 2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [16] (далее — Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ) и ст. 44 ч. 4 п. 4 Федерального закона от 03.07. 2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии РФ» [18] (далее — Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ) — не предполагают возможность применения предусмотренного ими основания — для вышеуказанной категории лиц — сохранения периодов и сроков предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетных периодов для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в ОВД, и тем самым вышеуказанную категорию лиц (сотрудников) при наличии правового основания исключают из перечня лиц, за которыми сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах внутренних дел, и тем самым лишают права на отдых и/или денежную компенсацию за него и в том числе денежную компенсацию при увольнении сотрудника Росгвардии, проходившего службу в распоряжении с момента образования Росгвардии.

Нарушения вышеуказанными положениями федеральных законов РФ, трудовых прав сотрудников

ОВД нами усматривается в том, что эти положения противоречат Конституции РФ и Трудовому кодексу РФ, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, содержащиеся в них положения не предполагают возможность применения предусмотренного им основания в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами РФ, указанными в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, к правоотношениям, связанным со службой сотрудников в органах внутренних дел, — норм трудового законодательства, и вследствие этого они предполагают применение к правоотношениям, связанным со службой сотрудников Росгвардии п. 4 ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 03.07.2016 № 227, которые исключают (не учитывают) категорию лиц «переведенные в соответствии с Указом Президента РФ сотрудники ОВД и проходящие службу в распоряжении Росгвардии» из перечня лиц, которым (учитываются) сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах внутренних дел, т. е. не сохраняют и не учитывают время дополнительных дней отдыха за неотгулянные дополнительные отпуска (в связи с болезнью сотрудника ОВД во время основного отпуска) и денежную компенсацию (и/или дополнительные дни отдыха) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени сотрудников Росгвардии, находящихся в распоряжении при прохождении службы ранее в сокращенных подразделениях МВД России и предполагающих проведение учета и сохранения вышеуказанного времени в нарушении конституционных норм и федеральных законов РФ, по инициативе (по выбору) руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в отношении сотрудника Росгвардии произвольно, а также не предполагает переход обязанности на вновь образованный орган внутренних дел по выплате денежной компенсации при увольнении и окончательном денежном расчете сотруднику Росгвардии, находящемуся в распоряжении органа внутренних дел, за дополнительные дни отдыха за неотгулянные дополнительные отпуска (в связи с болезнью сотрудника ОВД во время основного отпуска) и дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени при прохождении службы ранее в сокращенных подразделениях ОВД (МВД России), а также вышеуказанные положения закона не предусматривают при переводе из ОВД (МВД России) в другие органы внутренних дел (Росгвардии) сохранения права за сотрудником ОВД, проходящем службу в распоряжении вновь образованного государ-

ственного ОВД (Росгвардии), на дополнительные дни отдыха за неотгулянные дополнительные отпуска и денежную компенсацию (и/или дополнительные дни отдыха) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени при прохождении службы в сокращенных подразделениях МВД России и переданных в органы внутренних дел Росгвардии в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157 или денежную компенсацию за эти дни при увольнении сотрудника ОВД и не содержат указаний о выплате при увольнении выше указанным категориям лиц денежной компенсации за неиспользованные дополнительные выходные дни за ранее сверхурочно отработанное время, сотруднику Росгвардии, не заключившему контракт, проходящему службу в распоряжении органа внутренних дел Ро-сгвардии, у которого имеется право и волеизъявление (в срок указанный законом поданные рапорта) на дополнительные дни отдыха за неотгулянные дополнительные отпуска (в связи с болезнью сотрудника ОВД во время основного отпуска) и денежную компенсацию (и/или дополнительные дни отдыха) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени при прохождении службы ранее в сокращенных подразделениях МВД России, — тем самым вышеуказанную категорию лиц при наличии правового основания в нарушении конституционных норм и законов РФ исключают из перечня лиц, за которыми сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах внутренних дел МВД России, тем самым лишают сотрудников Росгвардии права на отдых и/ или денежную компенсацию за него и препятствуют предоставлению сотруднику Росгвардии социальных и иных гарантий, предоставляемых при прохождении службы и увольнении из органах внутренних дел (Росгвардии) сотруднику, не заключившему контракт для дальнейшего прохождения службы в Росгвардии, а проходящему службу в распоряжении Росгвардии, предусмотренных ст.ст. 6 (ч. 2), 7 (ч.ч. 1 и 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 19 (ч.ч. 1 и 2), 37 (ч.ч. 3 и 5) и 55 (ч. 3) Конституции РФ, постановлением Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 № 38-П [10], ст.ст. 124, 126, 127 (ч.

I), 136, 140, 149, 152, 153, 154и 164 Трудового кодекса РФ, ст. 44 ч. 4 п. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 227, ч. 9 (п. («б»)), 11, 13, 14 и 22 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157, ст.ст. 53 (ч. 6) и 59 (ч. 1) Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, ст. 3 (ч.

II) Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [15] (далее — Федеральный закон от 19.07.2011 №247-ФЗ), ч. 56 постановления Пленума

Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» [9], ч.ч. 56, 81 (п. 81.1), 101 (п. 101.4) Приложения № 1 к приказу МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников ОВД РФ» (далее — Приложения № 1 к приказу МВД России от 31.01.2013 № 65) [11] и ст. 45 «Положения о службе в органах внутренних дел РФ», утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (ред. от 07.02.2011) [8] (далее — Положение о службе от 23.12.1992 № 4202-1) — в данном случае ставит их в неравное положение с лицами (сотрудниками), проходящими службу в органах внутренних дел (Росгвардии), заключившими контракт и относящимися к той же категории — «сотрудники ОВД МВД России — сотрудники правоохранительных органов», и поэтому нарушают конституционное право таких лиц на равный доступ к государственной службе, при том, что для них вышеуказанные положения законов и нормативных актов — устанавливают более четкое правовое регулирование, предполагающее возможность предоставления сотрудникам ОВД дополнительных дней отдыха за неотгулянные дополнительные отпуска и денежную компенсацию (и/или дополнительные дни отдыха) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени при прохождении службы, а в случае увольнения денежную компенсацию за них.

Мы полагаем, что по смыслу и в силу закона положения ч. 2 ст. 3, ч. 1 (п. 1) и ч. 3 ст. 59 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ и п. 4 ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 03.07.2016 № 227 должны рассматриваться в совокупности с положениями, указанными в ст. 6 (ч. 2), 7 (ч.ч.1 и 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 19 (ч.ч. 1 и 2), 37 (ч.ч. 3 и 5) и 55 (ч. 3) Конституции РФ, постановлением Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 № 38-П, ст.ст. 124, 126, 127 (ч. 1), 136, 140, 149, 152, 153, 154 и 164 Трудового кодекса РФ, ч.ч. 9 (п. («б»)), 11, 13, 14 и 22 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157, ст.ст. 53 (ч. 6) и 59 (ч. 1) Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, ст. 3 (ч. 11) Федерального закона от 19.06.2011 № 247-ФЗ, ч. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», ч.ч. 56, 81 (п. 81.1), 101 (п. 101.4) Приложения № 1 к Приказу МВД России от31.01.2013 № 65 и ст. 45 Положение о службе от 23.12.1992 № 4202-1, - в той мере, в какой содержащиеся в них нормы по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой и в той мере, в какой они предусматривают переход прав и обязанностей вновь образованному государственному органу внутренних дел (Росгвардии) по предоставлению переведенным сотрудникам ОВД МВД России во вновь образованный государственный орган внутренних дел (Росгвардии), дополнительные

дни отдыха за неотгулянные дополнительные отпуска и денежную компенсацию (и/или дополнительные дни отдыха) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени при прохождении службы и переданных Росгвардии в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157 подразделениях МВД России, тем самым предоставляя права на отдых и/или денежную компенсацию за них, в том числе выплату денежной компенсации при увольнении и окончательном расчете категории лиц «проходящие службу в распоряжении, переведенные в соответствии с Указом Президента РФ сотрудники ОВД».

Однако, как показали анализ специальных норм права и правоприменительная практика (дело № 2-4896/2017 Щелковского городского суда РФ и дело № 33-33358/2018 Московского областного суда РФ), нами обнаружилась неопределенность в вопросах, соответствует ли Конституции РФ вышеуказанное положение Федерального закона.

Так, в положении ст. 44 (ч. 4 п. 4) Федерального закона № 227-ФЗ от 03.07.2016 буквально указано, что: «Лицам, указанным в ч. 3 настоящей статьи, при поступлении на военную службу по контракту в войска национальной гвардии РФ:

4) сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах внутренних дел».

Поэтому категория лиц «сотрудники Росгвар-дии» — «переведенные в соответствии с Указом Президента РФ сотрудники ОВД и проходящие службу в распоряжении», в перечень указанного положения федерального закона не включена.

Еще одна нерешенная актуальная проблема — Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ определяя категорию сверхурочной работы (ч. 6 ст. 53) не указывает порядок её оплаты, а также не содержит указаний о выплате денежной компенсации за неиспользованные дополнительные выходные дни за ранее сверхурочно отработанное время сотруднику ОВД, проходящему службу в распоряжении (не заключившему контракт), в случае его увольнения из ОВД.

Вместе с тем согласно ст.ст. 127, 136, 140, 152 Трудового кодекса РФ обязанность работодателя по выплате работнику заработной платы и погашению образовавшейся задолженности сохраняется в течение всего периода работы.

Мы считаем, что в соответствии со ст.ст. 6 (ч. 2), 7 (ч.ч. 1 и 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 19 (чч. 1 и 2), 37 (ч.ч. 3 и 5) и 55 (ч. 3) Конституции РФ, ст.ст. 124, 126, 127 (ч. 1), 136, 140, 149, 152, 153, 154 и 164 Трудового кодекса РФ, п. 4ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 227-ФЗ от 03.07.2016 , ст.ст. 28 (ч. 4) и 42 (ч. 2) Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [14], ст. 45

и 46 «Положения о прохождении службы в ОВД РФ» от 23.12.1992 № 4202-1, ст. ст. 53 (ч.ч. 5, 6 и 10) и 89 (ч. 8) Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, ч.ч. 81 (п. 81.1) и 101 (п. 101.4) Приложения № 1 к приказу МВД России от 31.01.2013 № 65 — обязанность «работодателя» (МВД РФ и Росгвардии) по предоставлению выходных дней за сверхурочную работу либо выплате его денежной компенсации сохраняется до дня увольнения, когда производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от «работодателя».

Вследствие вышеизложенного, поскольку нормы специального законодательства не содержат положений, регулирующих порядок выплаты компенсации за все неиспользованные дополнительные отпуска и выходные дни за сверхурочную работу и при этом прямо предусматривают возможность применения норм трудового законодательства к таким правоотношениями, то в этой части, как предусмотрено ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, законодатель правомерно считает, что следует руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ или, как мы предлагаем, что данные положения следует дополнить - положением (правилами) «о выплате компенсаций при увольнении сотрудника ОВД за вышеуказанное неоплаченное и/или неиспользованное во время службы время отдыха». Поэтому, в соответствии с нормами права, мы полагаем, что все обязанности по обеспечению денежной компенсацией сотрудников правоохранительных органов, за указанные выше периоды службы, переходят к вновь образованному государственному органу, в данном случае к Росгвардии.

В связи с вышеизложенным мы считаем, что никакие ведомственные приказы не могут ущемлять предоставленные гарантии работнику, связанные с размером оплаты труда, по сравнению с гарантиями, установленными Трудовым кодексом РФ. Последний по юридической силе является актом, превалирующим над приказами МВД России и Росгвардии, а соответственно, при расчете суммы оплаты за все неиспользованные дополнительные отпуска и выходные дни за сверхурочную работу (если они не оговорены в ведомственных приказах и специальных нормах Федеральных законах для ОВД) должны применятся положения Трудового кодекса РФ.

Проведенный анализ реализации социально-правового обеспечения по оплате труда сотрудников правоохранительных органов позволяет нам сформулировать предложения по совершенствованию данного механизма на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

С учетом вышеизложенного, а также исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций, выраженных на основе постановлений Конституционного и Верховного судов РФ, рассмотреть органами государственной власти субъектов РФ воз-

можность реализации опыта судебной правоприменительной практики для внесения изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ, Федеральный закон № 227-ФЗ от 03.07.2016, «Положение о прохождении службы в ОВД РФ» от 23.12.1992 № 4202-1, Приказ МВД России от 31.01.2013 № 65 и дать рекомендации федеральному законодателю - внести соответствующие изменения и установить правовой механизм в части, касающейся вышеуказанных правовых норм, а именно:

- при наличии правового основания, позволяющего обеспечить учет и сохранение периодов и сроков предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетных периодов для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах внутренних дел для всех категорий лиц «сотрудников правоохранительных органов», т.е., в том числе строгий учет времени выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени, учет периода неотгулянных дополнительного отпуска и дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени при прохождении службы сотрудниками в органах внутренних дел МВД России, а также учесть категорию лиц (сотрудников) переведенных во вновь образованный орган внутренних дел (Росгвардии) в соответствии с Указом Президента РФ, проходящих службу в распоряжении и не заключивших контракт для дальнейшего прохождения службы не по своей инициативе или уволенных в связи с принятием ими решения об увольнении со службы из ОВД (Росгвар-дии), по основанию, выбранному сотрудником ОВД, при исчислении денежной компенсации за неотгулян-ные дополнительные отпуска и дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени при прохождении службы в органах внутренних дел МВД России и имеющих на это законные основания.

Мы полагаем, что разработанная выше правовая концепция предлагает в качестве компенсации законодательных ограничений на государственной службе, а также тягот и лишений, связанных с ее прохождением сотрудниками правоохранительных органов, предоставлять сотрудникам ОВД соответствующие этим видам государственные социальные и правовые гарантии. Соответственно, государственным служащим — сотрудникам ОВД должно обеспечиваться единство основных государственных социальных и правовых гарантий независимо от того, в каком правоохранительном государственном органе он проходит службу. Кроме этого, сотрудникам ОВД должны гарантироваться государством право на отдых, право на оплату труда и иные выплаты, установленные феде-

ральными законами РФ [2].

Список источников

1. Корнилова, С. В. Анализ практики социально-правового обеспечения государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации / С. В. Корнилова, Д. А. Смирнов // Молодой ученый. 2014. № 17 (76). С. 275-282. URL: https://moluch.ru/ archive/76/12893/.

2. Миренкова, Е. П. Проблемы реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития РФ / Е. П. Миренкова, И. Н. Кремёнев // Молодой ученый. 2019. № 41. С. 95-98. URL: https://moluch.ru/archive/279/62875/ (дата обращения: 14.03.2020).

3. Митрохин, В. В. Принципы организации и прохождения службы в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 691-699.

4. Осокин, Р.Б. Правоохранительные органы в системе безопасности России : лекция / Р. Б. Осокин. Тамбов : Тамбовский филиал МосУ МВД России, 2006. 56 с.

5. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СПС «Консуль-тантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 15.03.2020).

6. Конституция Российской Федерации 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ и с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

7. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения: 26.02.2020).

8. Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 42021 (ред. от 28.11.2015) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника ОВД Российской Федерации» // URL:https://bazanpa.ru/vs-rf-postanovleme-n4202-1-ot23121992-h184878 (дата обращения: 02.03.2020).

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами РФ трудового кодекса РФ» // URL: https://bazanpa.ru/verkhovnyi-sud-rf-postanovlenie-n2-ot17032004-h786800/ (дата обращения: 02.04.2020).

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 № 38-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса РФ в связи с жалобами граждан М. В. Данилова, К. В. Кондакова и других» // URL:https://bazanpa.ru/konstitutsionnyi-sud-rf-

postanovlenie-n38ot25102018h4200372 (дата обращения: 13.03.2020).

11. Приказ МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников ОВД РФ» (зарегистрирован в Минюсте России 06.05.2013 № 28315) // Московский университет МВД России // URL:https://моф.мосу.мвд. рф/document/13702193. (дата обращения: 20.02.2020).

12. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 № 857 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» // Российская газета. -1995. - 24 авг.

13. Указ Президента РФ от 5 апреля 2016г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 15. - Ст. 2072.

14. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7, ст. 900.

15. Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 30. - Ч. 1, ст. 4595.

16. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 49. - Ч. 1, ст. 7020.

17. Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 27, ст. 4159.

18. Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии РФ» (с изм. и доп.: согласно Федеральному закону от 05.12.2017 № 391-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 27, ст. 4160.

References

1. Kornilova, S. V. Analysis of the practice of social and legal support of state civil servants in the subjects of the Russian Federation / S. V. Kornilova, D. A. Smirnov // Young scientist. 2014. No. 17 (76). P. 275-282. URL:https:// moluch.ru/archive/76/12893.

2. Mirenkova, E. P. Problems of implementing social protection of employees of internal affairs bodies at the present stage of development of the Russian Federation / E. P. Mirenkova, I. N. Kremenev // Young scientist. 2019. No.

41. P. 95-98. URL: https://moluch.ru/archive/279/62875/ (accessed: 03/14/2020).

3. Mitrokhin, V. V. Principles of organization and service in internal affairs bodies // Administrative and municipal law. 2015. No. 7. P. 691-699.

4. Osokin, R.B. Law enforcement agencies in the security system of Russia : lecture / R. B. Osokin. Tambov : Tambov branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006. 56 p.

5. Civil Code of the Russian Federation (part two) of 26.01.1996 No. 14-FZ (ed. of 28.12.2013) // ConsultantPlus. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_9027/ (accessed: 03/15/2020).

6. The Constitution of the Russian Federation of 1993 (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation and with amendments approved during the All-Russian vote on July 1, 2020) // ConsultantPlus. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/.

7. Labor Code of the Russian Federation No. 197-FZ dated 30.12.2001 // ConsultantPlus. URL:http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (accessed: 26.02.2020).

8. Resolution of the Supreme Court of the Russian Federation No. 4202-1 of December 23, 1992 (ed. of 11/28/2015) "On approval of the Regulations on Service in the Internal Affairs bodies of the Russian Federation and the text of the Oath of an employee of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation" // URL:https://bazanpa.ru/vs-rf-postanovlenie-n4202-1-ot23121992-h184878 (accessed: 02.03.2020).

9. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 2 dated 17.03.2004 "On the application of the Labor Code of the Russian Federation by the courts of the Russian Federation" // URL: https:// bazanpa.ru/verkhovnyi-sud-rf-postanovlenie-n2-ot17032004-h786800/ (accessed: 02.04.2020).

10. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 38-P dated 25.10.2018 "On the case of checking the constitutionality of Part one of Article 127 and part one of Article 392 of the Labor Code of the Russian Federation in connection with complaints of citizens M. V. Danilov, K. V. Kondakov and others" // URL https://bazanpa.ru/konstitutsionnyi-sud-rf-postanovlenie-n38ot25102018h4200372 (accessed: 13.03.2020).

11. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 65 dated 31.01.2013 "On approval of the Procedure for providing monetary allowances to employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" (registered with the Ministry of Justice of Russia 06.05.2013 No. 28315) // Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia // URL:https://MO$.MOcy .Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation/ document/13702193 (accessed: 20.02.2020).

12. Decree of the President of the Russian Federation No. 857 dated August 16, 1995 "On certain social guarantees of persons holding State Positions of the Russian Federation and positions of Federal Civil servants" // Rossiyskaya Gazeta. - 1995. - 24 Aug.

13. Decree of the President of the Russian Federation dated April 5, 2016 No. 157 "Issues of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. -2016. - No. 15. - Article 2072.

14. Federal Law No. 3-FZ of 07.02.2011 (ed. of 13.07.2015) "On the Police" // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2011. - No. 7, art. 900.

15. Federal Law No. 247-FZ of07/19/2011 (as amended on 23.11.2015) "On Social guarantees to Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2011. - No. 30. - Part 1, article 4595.

16. Federal Law No. 342-FZ of30.11.2011 (as amended on 05.10.2015) "On service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2011. - No. 49. -Part 1, Article 7020.

17. Federal Law No. 226-FZ of 03.07.2016 "On the troops of the National Guard of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2016. - No. 27, article 4159.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Federal Law No. 227-FZ of 03.07.2016 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation and Invalidation of Certain Legislative Acts (Provisions of Legislative Acts) of the Russian Federation in Connection with the Adoption of the Federal Law "On the Troops of the National Guard of the Russian Federation" (with amendments and additions: according to Federal Law No. 391-FZ of 05.12.2017) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2016. - No. 27, article 4160.

Информация об авторах

К. К. Гасанов - заместитель начальника Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя по работе с личным составом, доктор юридических наук, профессор;

A. Л. Вострокнутов - старший научный сотрудник, профессор кафедры деятельности ОВД в особых условиях Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат технических наук, профессор;

B. В. Зыков - старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Государственного гуманитарно-технологического университета, кандидат юридических наук.

Information about the authors

K. K. Gasanov - Deputy Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' for work with personnel, Doctor of Legal Sciences, Professor;

A. L. Vostroknutov - Senior Researcher, Professor of the Department of Activity of Law-enforcement Bodies in Special Conditions of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Technical Sciences, Professor;

V. V. Zykov - Senior Lecturer of the Department of Legal Disciplines of the State University of Humanities and technology, Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors' contribution: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 22.10.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 10.12.2021.

The article was submitted 22.10.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.