Научная статья на тему 'Пути реформирования системы образования в Республике Казахстан на современном этапе'

Пути реформирования системы образования в Республике Казахстан на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко В. А., Федоров В. Н.

At present the role and significance of the modern system of education and the value of personality are increasing. They are considered to be the criteria for the level of the society development that is the basis of the new quality of life in the society and the most important factor of the economical power and national security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко В. А., Федоров В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути реформирования системы образования в Республике Казахстан на современном этапе»

Таким образом, газопровод мог бы обеспечить дешевым топливом не только Северо-Казахстанскую область, но и Акмолинскую, Карагандинскую, а в дальнейшем и некоторые области Южного Казахстана. С наступлением года России в Казахстане, возможно, этот проект поддержат и оживят новыми дополнениями и финансовой поддержкой.

Анализ динамики показателей, характеризующих развитие основных секторов энергетического потенциала, показывает, что за последние годы в топливно-энергетическом балансе республики происходят определенные изменения структурного характера.

В течение ближайших 150 лет разведанные запасы угля будут исчерпаны, и поэтому приобретает большую актуальность совершенствование структуры топливно-энергетического баланса за счет увеличения удельного веса нефти и газа. Для этого имеются достаточные ресурсные возможности. И здесь необходимо подчеркнуть, что сегодня появляется настоятельная необходимость научного обоснования критериев сочетания немедленного использования топливных ресурсов и их консервации. Дело в том, что немедленное использование этих ресурсов, позволяющее в сложившихся условиях активизировать инвестиционную деятельность и тем самым ускорить процесс первоначального накопления капитала в отраслях народного хозяйства оправдано только в тех случаях, если сегодняшняя ценность используемых ресурсов очень высока. Отсюда встает проблема более рачительного хозяйствования как в текущем, так и в будущих периодах, ибо в случае консервации их ценность также может расти по мере истощения природных запасов.

Следовательно, подведение грамотной научной базы в сочетании со всеобщими экологическими проблемами на сегодня - очень актуально.

В Северо-Казахстанской области в качестве топлива используют сжиженные углеводородные газы, которые являются продуктами переработки попутного нефтяного газа и газов нефтеперерабатывающих заводов. Положительный опыт их эксплуатации свидетельствует о безопасности, исключительной простоте обслуживания и экономичности установок, работающих на данном топливе.

Основная задача Петропавловского филиала ТОО "ЦУГХ" на сегодня - это прием сжиженного газа в резервуары, до 20 тонн в год, хранение и последующий отпуск потребителю. Анализ специальных экологических исследований показал, что максимальные приземные концентрации по всем ингредиентам, в том числе, с учетом фона, не оказывают существенного влияния на атмосферу, не превышают 1 ПДК на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и, следовательно, могут быть приняты в качестве ПДВ.

Концентрация выбросов вредных веществ предприятием меньше предельно допустимых. Собранные данные приведены дополнительно в таблице №1.

Этот позитивный пример мог бы стать руководством к действию для многих, более мелких предприятий, в работе которых усматривается масса экологических нарушений и превышение ПДК. Студентами-экологами Севе-ро-Казахстанского Государственного университета им. академика Манаша Козыбаева Естественно-Географического факультета, в плане научной работы ежегодно проводят исследования на предприятиях г. Петропавловска с целью объективного анализа по количеству загрязняющих веществ в окружающей среде.

В качестве примера в последние годы были представлены несколько дипломных проектов с тематикой экологических преобразований в работе предприятий, загрязняющих город и его окрестности.

Научные исследования по оценке антропогенного воздействия на окружающую среду являются необходимой информационной базой для руководителей предприятий и контролирующих государственных органов.

Список литературы

1. Закон Республики Казахстан "Об охране окружающей природной среды".

2. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. РНД 211.2.01.97. -Алматы, 1997.

3. Список ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.- Алматы, 1992.

В.А. Бондаренко

Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева, кафедра физической культуры и туризма; В.Н. Федоров

Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева, кафедра физической культуры и туризма

ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

At present the role and significance of the modern system of education and the value of personality are increasing. They are considered to be the criteria for the level of the society development that is the basis of the new quality of life in the society and the most important factor of the economical power and national security.

В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируется в мировую цивилизацию, использует новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны [1].

В этом контексте возрастают роли и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основы нового качества жизни общества и являющихся важнейшими факторами и базой экономической мощи и национальной безопасности страны.

Цели реформы образования должны быть понятны каждому. За неясно сформулированными идеями можно скрыть многое, особенно, если они излагаются красивым языком и апеллируют к справедливости или пытаются вызвать чувство причастности. Реформа не должна проводиться ради реформы.

Это ещё раз подтверждает Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. Среди 27 государств-участников, подписавших тест конвенции, Казахстан стал единственной республикой Центральной Азии, принявшей участие в конференции и подписавшей конвенцию [2]. Это еще раз подчеркивает признаваемую европейским сообществом роль нашей страны как государства, соответствующего стандартам международных прав в области образования, науки и культуры.

Начало реформированию образования на современном этапе было положено республиканским совещанием работников образования (14-15 апреля 1995г.), выступлением на нем президента РК Назарбаева Н.А. В наши дни система действий по реформированию образования обозначена в Концепции развития образования

Республики Казахстан, определяющей образование в качестве общенационального приоритета и закладывает основу для развития государством образовательной политики на длительный период и является основой для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему управления образованием, кадровую и социальную политику.

Само по себе реформирование системы образования -дело стоящее. И любая страна мира, заботящаяся о повышении квалификации работающих в любой отрасли кадров, рано или поздно задается вопросом: а не пора ли в образовательной системе что-то менять? Совсем недавно, например, совершенствованием системы образования занимались в США: специально созданная комиссия сената разработала там концепцию непрерывного образования.

Теперь мы перешли к реформированию высшего образования, считая, что западная ступенчатая система лучше нашей "старой". Надо согласиться, что в ступенчатой системе есть свои достоинства: посредственные студенты довольствуются степенью бакалавра, а перспективные студенты имеют возможности получить степень магистра. И такой подход вполне оправдан: зачем тратиться на всех одинаково, если из выпускников лишь небольшой процент имеет хороший уровень знаний?

Сегодня экономическая целесообразность подводит и к определению перечня специальностей, кадры по которым выгоднее готовить в Республике. По каждой специальности должна быть четко продуманна система подготовки (сквозная или ступенчатая) с полноценными учебными планами и программами. И, наконец, качественно подготовка кадров должна стимулироваться перспективой высокой оплаты выпускника.

Следует остановиться на одном новшестве, которое коснулась системы образования, -тестировании и рейтингах. Думается, введение этих форм контроля необходимо там, где идет "натаскивание" или предмет изучается в ознакомительном порядке. Мы уверены, что при подготовке творческой личности, научного работника, необходимо собеседование со студентом на экзамене по профилирующей дисциплине. Ибо при общении с преподавателем студент обучается мыслить творчески.

Несомненно, важный компонент системы - рейтинговая оценка. Она обладает рядом бесспорных достоинств, главным из которых является стимулирование активности студентов на протяжении всего семестра. Однако и здесь имеются отдельные недостатки. Как учитывать некоторые объективные причины, например, пропуски занятий по болезни, недостаточную обеспеченность вузов необходимой литературой, компьютерами, множительной техникой [3]? В развитых странах, использующих эту систему, вопросы материально-технической оснащенности давно решены, в то время как у нас с нашим ограниченным бюджетом их решение в обозримом будущем не предвидится. Это не означает отказа от рейтинговой системы, но требует достаточной тщательной разработки внедрения с учетом всех объективных реалий.

Остановимся на следующем компоненте системы -тестовом опросе. Справедливости ради отметим сначала достоинства системы: она позволяет проконтролировать достаточно большой объем знаний учащегося, снимает элемент с субъективного отношения преподавателя, существенно сокращает время экзамена. Такая система принята во многих развитых странах, на уровень и образ жизни которых мы, похоже, ориентируемся.

Задачей высшего образования является подготовка специалистов, освоивших не только научные знания и

технологии, но, и главное, умеющих самостоятельно мыслить, продуцировать новые знания. По мнению известных ученых РК, работающих в области образования, каждый выпускник вуза при всех прочих квалификационных характеристиках, если хочет быть востребованным на практике, должен обладать дополнительными тремя методическими качествами: уметь оперировать информацией и интерпретировать ее, уметь сравнивать и сопоставлять различные процессы, события, явления и, наконец, прогнозировать или планировать развитие того или иного объекта, направления, процесса. А какую модель специалиста задает нам система образования на основе тестовой проверки знаний? Первое, на что она ориентирована, -это оценка качества памяти человека (объем знаний), причем на самом простом уровне. Способность к самостоятельным суждениям блокируется и остается на зародышевом уровне, если метод этот становится основным, а не вспомогательным.

Во многих учебных заведениях на западе при отборе будущих студентов способ этот используется для предварительного определения наклонности и возможностей претендентов, он предшествует экзамену по специальности. В таком варианте абитуриент, поступающий на филологический факультет, все же должен еще пройти проверку на грамотность, на умение связно излагать свои мысли в письменной форме (сочинение), что может быть вовсе не обязательно для будущего химика и математика.

Анализ тестовых заданий в книжках-вопросниках показал, что они не лишены недостатков. Например, по некоторым предметам не были охвачены все разделы программы средней школы, и, наоборот, некоторые задания выходили за ее рамки и были рассчитаны на выпускников специализированных школ. Встречались отдельные вопросы особенно по истории, ответы на которые различны в разных литературных источниках. В связи с этим необходимо создать в ближайшее время обширный банк тестовых заданий и экспертную комиссию по проверки их корректности. Особого внимания требуют к себе сельская школа. Ее выпускники зачастую встречаются с тестированием только на вступительных экзаменах, что не может не сказываться на их результатах.

Закрашивание кружочков в наших условиях, при наших жалких технических возможностях никак не может стать определяющим моментом в решении вопроса о всей постановке образования в вузе.

К внедрению тестов нужно подходить конкретно, не подменяя ими глубокое индивидуальное изучение и развитие способностей учащихся.

Сегодня высшее образование Казахстана переживает не системный всеобщий кризис, требующий радикальных перемен, а лишь кризис экономики образования, недостаточного финансирования вузов в силу объективных экономических причин. Мировой опыт показывает, что не всегда отличное финансирование является условием эффективности образования вообще [4]. Так, США занимает первое место по расходам на образование (8% всего ВНП), и, несмотря на такие инновации, как тесты, свободный выбор курсов и предметов и т.п., по уровню знаний среднего учащегося они занимают лишь 25-е место в мире.

Япония же, расходуя 6,5% всего ВНП на образование, занимает первое место в мире по уровню знаний среднего школьника, благодаря очень строгой учебной дисциплине, более продолжительному учебному году (240 рабочих дней), ответственности учащихся в сочетании с присущим японской науке упорством и трудолюбием. Профессия учитель в Японии священна, и он зарабатывает гораздо больше, чем в США. Японская система

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 1

131

образования нацелена на более упорный труд, нежели американская, ориентированная на снижение учебной нагрузки и "свободное лето". Сто лет США занимает лидирующие позиции в мире в системе высшего образования, среди американцев больше всего лауреатов нобелевских премий, они делают больше открытий, там работают собранные со всего мира лучшие, талантливые и высокооплачиваемые ученые, инженеры. Но превосходство американской школы только в прекрасном финансировании, оснащенности лабораторий, но не в организации учебного процесса, что признают и сами американские специалисты.

Американская средняя школа дает не глубокое, а поверхностное образование, знания американских студентов отрывочные и узкие, они удручающе серы в том, что называется широким гуманитарным образование [3].

Реформирование высшей школы желательно бы начинать не только введением отдельных элементов (рейтингов, тестов и т.п.), а по всей образовательной цепочке: от семьи, детских яслей, детсадов до вузов.

Это прежде всего: связь вузов со школами, налаженной системой отбора лучших и талантливых абитуриентов, аспирантов и докторантов, обновление учебных программ путем издания новых и авторских, повышение ответственности студентов, усиление воспитательной работы с ними и др. меры, не требующие сегодня значительных материальных затрат.

Сегодня необходимо использовать принцип образования по выбору. Академическая свобода в действиях вуза ложится в фундамент образовательных программ, которые должны нести элементы новшества и быть оригинальными. Многие ученые считают, что теоретический курс не должен превышать 15-20% образовательного времени, а все остальное время должно отводиться на семинары, коллоквиумы, научную деятельность, самообразование студента, специальные и факультативные курсы. То есть нужен системный комплексный подход к реформе высшего образования, вообще образования. В обществе вновь должен быть сформулирован культ знаний, учебы, образования как основы достижения личного успеха в жизни. По этому поводу известный американский ученый, профессор Л. Туроу, говорил: "Общество, где все умеют читать и писать, победит общество, в котором большинство людей неграмотны, но некоторые гениальны". Он имел в виду Японию и США [4].

Осуществляя реформы в системе республиканского образования, беря на вооружение достижения развитых западных стран, мы не должны их слепо копировать. Задача состоит в том, чтобы с толком воспринять наиболее ценные идеи и новшества.Уникальность учебного заведения должна зависеть от использования национального колорита страны и индивидуального стиля, если хотите, почерка каждого университета. Не может быть нивелированного, усредненного вуза. Каждый вуз -это своеобразная модель высшего образования. Список литературы

1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.-Астана: Министерство образования и науки РК, 2003.

2. Материалы республиканского совещания работников образования.-Алматы: Министерство образования и науки РК, 1995.

3. Сойфер В. Сборник статей.-Алматы, 1997.

4. Туроу Л. Достижение успеха//Казахстанская правда.- 1998.

П.С. Дмитриев, Т.Н. Лысакова, Н.П. Белецкая, Г.В. Денисова

Северо-Казахстанский государственный университет, кафедра географии и экологии, dmitriev_pavel@mail.ru А.Ф. Усольцев

Петропавловское государственное управление по охране лесов и животного мира

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, КАК ОСНОВА РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

The conception of ecological education of Kazakhstan is the base of solution strategical and tactical problems of the conception environmental management.

Последствия взаимодействия общества и окружающей среды глобальны и привели к изменению среды обитания человека вплоть до угрозы его существованию как вида. Наиболее опасными являются два процесса: загрязнение среды обитания и истощение ресурсов.

Природа Казахстана, занимающего территорию, равную 2717,3 тыс. кв. км в центре Евразии, весьма уязвима. Экстенсивный путь экономического развития привел окружающую среду к кризисному состоянию. Экологическая обстановка характеризуется существенными нарушениями природной среды, обусловленными негативными явлениями техногенных воздействий. Это оборачивается полной или частичной утратой естественных ресурсов, снижением продуктивности природных ландшафтов, истощением почв, пастбищных угодий, водных систем, загрязнением и ухудшением качества среды обитания человека на фоне опасных глобальных процессов, таких как опустынивание (что особенно негативно проявляется на территории Казахстана), парниковый эффект, кислотные дожди, истощение озонового слоя и др. Складывающаяся ситуация отражается на состоянии здоровья населения и сопровождается экономическими потерями, поэтому экологическая безопасность - одна из стратегических задач государства [5].

Одна из основных причин общего ухудшения экологической обстановки - недостаточный или низкий уровень экологических знаний населения, в т. ч. специалистов управленческих структур, работников производственной сферы различных отраслей хозяйства, связанных с природопользованием [7].

Концепция экологического образования Республики Казахстан [3] разработана в соответствии с задачами основополагающих нормативных документов, принятых на международном и государственном уровнях: решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), Орхусской конвенции (1998), Стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года, Концепции экологической безопасности Республики Казахстан [4], Закона Республики Казахстан "Об образовании", Закона Республики Казахстан " Об охране окружающей среды" [2], Постановления Правительства Республики Казахстан "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Республики Казахстан", Программы экологического образования, утвержденной совместным приказом Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан и Министерства экологии и природных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.