Научная статья на тему 'Концепция экологического образования Республики Казахстан, как основа решения стратегических и тактических задач природопользования'

Концепция экологического образования Республики Казахстан, как основа решения стратегических и тактических задач природопользования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев П. С., Лысакова Т. Н., Белецкая Н. П., Денисова Г. В., Усольцев А. Ф.

The conception of ecological education of Kazakhstan is the base of solution strategical and tactical problems of the conception environmental management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция экологического образования Республики Казахстан, как основа решения стратегических и тактических задач природопользования»

образования нацелена на более упорный труд, нежели американская, ориентированная на снижение учебной нагрузки и "свободное лето". Сто лет США занимает лидирующие позиции в мире в системе высшего образования, среди американцев больше всего лауреатов нобелевских премий, они делают больше открытий, там работают собранные со всего мира лучшие, талантливые и высокооплачиваемые ученые, инженеры. Но превосходство американской школы только в прекрасном финансировании, оснащенности лабораторий, но не в организации учебного процесса, что признают и сами американские специалисты.

Американская средняя школа дает не глубокое, а поверхностное образование, знания американских студентов отрывочные и узкие, они удручающе серы в том, что называется широким гуманитарным образование [3].

Реформирование высшей школы желательно бы начинать не только введением отдельных элементов (рейтингов, тестов и т.п.), а по всей образовательной цепочке: от семьи, детских яслей, детсадов до вузов.

Это прежде всего: связь вузов со школами, налаженной системой отбора лучших и талантливых абитуриентов, аспирантов и докторантов, обновление учебных программ путем издания новых и авторских, повышение ответственности студентов, усиление воспитательной работы с ними и др. меры, не требующие сегодня значительных материальных затрат.

Сегодня необходимо использовать принцип образования по выбору Академическая свобода в действиях вуза ложится в фундамент образовательных программ, которые должны нести элементы новшества и быть оригинальными. Многие ученые считают, что теоретический курс не должен превышать 15-20% образовательного времени, а все остальное время должно отводиться на семинары, коллоквиумы, научную деятельность, самообразование студента, специальные и факультативные курсы. То есть нужен системный комплексный подход к реформе высшего образования, вообще образования. В обществе вновь должен быть сформулирован культ знаний, учебы, образования как основы достижения личного успеха в жизни. По этому поводу известный американский ученый, профессор Л. Туроу, говорил: "Общество, где все умеют читать и писать, победит общество, в котором большинство людей неграмотны, но некоторые гениальны". Он имел в виду Японию и США [4].

Осуществляя реформы в системе республиканского образования, беря на вооружение достижения развитых западных стран, мы не должны их слепо копировать. Задача состоит в том, чтобы с толком воспринять наиболее ценные идеи и новшества.Уникальность учебного заведения должна зависеть от использования национального колорита страны и индивидуального стиля, если хотите, почерка каждого университета. Не может быть нивелированного, усредненного вуза. Каждый вуз -это своеобразная модель высшего образования. Список литературы

1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.-Астана: Министерство образования и науки РК, 2003.

2. Материалы республиканского совещания работников образования.-Алматы: Министерство образования и науки РК, 1995.

3. Сойфер В. Сборник статей.-Алматы, 1997.

4. Туроу Л. Достижение успеха//Казахстанская правда.- 1998.

П.С. Дмитриев, Т.Н. Лысакова, Н.П. Белецкая, Г.В. Денисова

Северо-Казахстанский государственный университет, кафедра географии и экологии, dmitriev_pavel@mail.ru А.Ф. Усольцев

Петропавловское государственное управление по охране лесов и животного мира

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, КАК ОСНОВА РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

The conception of ecological education of Kazakhstan is the base of solution strategical and tactical problems of the conception environmental management.

Последствия взаимодействия общества и окружающей среды глобальны и привели к изменению среды обитания человека вплоть до угрозы его существованию как вида. Наиболее опасными являются два процесса: загрязнение среды обитания и истощение ресурсов.

Природа Казахстана, занимающего территорию, равную 2717,3 тыс. кв. км в центре Евразии, весьма уязвима. Экстенсивный путь экономического развития привел окружающую среду к кризисному состоянию. Экологическая обстановка характеризуется существенными нарушениями природной среды, обусловленными негативными явлениями техногенных воздействий. Это оборачивается полной или частичной утратой естественных ресурсов, снижением продуктивности природных ландшафтов, истощением почв, пастбищных угодий, водных систем, загрязнением и ухудшением качества среды обитания человека на фоне опасных глобальных процессов, таких как опустынивание (что особенно негативно проявляется на территории Казахстана), парниковый эффект, кислотные дожди, истощение озонового слоя и др. Складывающаяся ситуация отражается на состоянии здоровья населения и сопровождается экономическими потерями, поэтому экологическая безопасность - одна из стратегических задач государства [5].

Одна из основных причин общего ухудшения экологической обстановки - недостаточный или низкий уровень экологических знаний населения, в т. ч. специалистов управленческих структур, работников производственной сферы различных отраслей хозяйства, связанных с природопользованием [7].

Концепция экологического образования Республики Казахстан [3] разработана в соответствии с задачами основополагающих нормативных документов, принятых на международном и государственном уровнях: решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), Орхусской конвенции (1998), Стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года, Концепции экологической безопасности Республики Казахстан [4], Закона Республики Казахстан "Об образовании", Закона Республики Казахстан " Об охране окружающей среды" [2], Постановления Правительства Республики Казахстан "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Республики Казахстан", Программы экологического образования, утвержденной совместным приказом Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан и Министерства экологии и природных

ресурсов Республики Казахстан, положений региональных обязательств стран Центральной Азии в сфере устойчивого развития, с использованием аналогичных документов России и других стран СНГ.

Система экологического образования страны предназначена формировать, развивать и закреплять, наряду с необходимым комплексом знаний, стереотипы поведения людей, обладающих умениями принимать целесообразные решения и действовать в соответствии с законодательно закрепленными природоохранными нормами и стандартами. Экологическое образование является частью общей системы образования, однако, необходима разработка специальных мер, обеспечивающих создание нормативно-правовых, организационных, научных, учебно-методических, информационных, материально-технических компонентов ее развития [1].

Цели, задачи и социальная значимость экологического образования определяют его особый статус. Система экологического образования координируется и регулируется Министерством образования и науки и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан.

Под экологическим образованием понимают целенаправленный и комплексный процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды. Основные приоритеты определяет стратегия экологического образования, под которой понимают систему приоритетных целей, идей, принципов, составляющая основу государственной политики в области экологического образования и определяющая основные направления ее реализации, экологизации образа жизни человека, формирования экологической культуры, глубокого понимания необходимости изменений не только общественного сознания в сфере взаимодействия "человек - общество - природа", но и выбора путей дальнейшего технико-экономического развития страны. Данная система призвана формировать экологическую культуру - наследуемый и формируемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Все перечисленное может формироваться посредством экологизации учебных дисциплин - т.е. привнесением в практику преподавания различных дисциплин элементов экологического подхода, ориентирующего в первую очередь на исследование и отражение отношений и взаимодействия организмов и, в частности, человека с окружающей средой, методами конкретной дисциплины.

Определенный положительный опыт организации экологического образования имеется в высшей школе, где оно в основном осуществляется также за счет экологизации многих учебных дисциплин. Кроме того, существуют два направления собственно экологической подготовки: общее (базисное) для студентов всех специальностей ("Основы экологических знаний", "Охрана окружающей среды", "Экономика природопользования" и др.) и профильное (углубленное) для студентов экологических, естественно-географических, химико-биологических факультетов. На таких факультетах ведется подготовка специалистов - экологов для природоохранной сферы ("Экология", "Экология и природопользование"). В ряде вузов готовятся кадры инженерного и агрономического профиля для производства ("Прикладная экология", "Инженерная защита окружающей среды", "Агроэкология").

На систему экологического образования возложено формирование нового мировоззрения, современного

мышления, ориентированных на организацию научно обоснованной системы действий, по гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, обеспечивающую возможность долговременного устойчивого развития. Это повлечет новую актуализацию понятия но-осферного мышления, что выражает идею формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности. Кроме того, приведет к взаимосвязанному раскрытию глобальных, региональных и локальных аспектов экологического состояния - позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально. Этот принцип нацелен на выявление истоков экологических проблем как следствия неадекватных действий людей, пренебрегающих экологическим императивом. Различные пространственные аспекты экологических явлений рассматриваются во взаимосвязи и экосистемной целостности.

Принцип интегрированного подхода в системе экологического образования обеспечивает внедрение экологических знаний в содержание всех учебных дисциплин и принцип формирования практических навыков, а также в реализующие связи экологических знаний с практической деятельностью.

Существует несколько основных уровней системы экологического образования. Практическое воплощение основных принципов экологического образования означает многоступенчатость его организации, определяемая возрастными особенностями обучающихся. В соответствии с общепринятой структурой системы образования, целесообразно выделить несколько ступеней экологического образования: первую - воспитание в семье и в дошкольных учреждениях, вторую - включающую обучение в общеобразовательной школе, в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, третью -включающую образование в вузах, а также ступень послевузовской подготовки. При разработке системы экологического образования необходимо учитывать принцип преемственности знаний умений и навыков при переходе от одной ступени к другой и принципа соответствия объема учебного материала возрастным особенностям обучающихся.

Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека: от формирования положительного, эмоционального отношения к природе в раннем детстве и понимания основ научной картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, осознания необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни, включая знание механизмов реального улучшения экологической ситуации.

В пропаганде и популяризации экологического образования одна из основных ролей отведена средствам массовой информации. Экологическое информирование осуществляется в рамках Конвенции Европейской экономической комиссии ООН о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской Конвенции), которая в числе других стран подписана и ратифицирована Республикой Казахстан.

Её целью является повышение уровня экологического сознания населения. Поставлены следующие задачи:

- расширение сети экологизированных средств массовой информации, более доступных широкой общественности, с повышением их роли в экологизации общественного сознания;

- информационное обеспечение просвещения по

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 1

133

вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов;

- формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы и использования природных ресурсов;

- повышение требовательности общественности и работников СМИ к достоверности данных и к обоснованности аналитических обзоров и прогнозов.

Другой мощной движущей силой являются неправительственные организации (НПО). Их цель - формирование высокого уровня общественного экологического сознания; привлечение партий, политических и общественных движений к проведению эколого-просветительской работы среди своих членов и населения; взаимодействие с органами образования для исследования путей формирования устойчивого общества и природных систем; влияние на разработку и осуществление государственной экологической политики. Задача НПО сделать охрану окружающей среды приоритетным направлением развития для всего народа, всех социальных структур общества, партий, политических движений, религиозных конфессий, профсоюзов, общественных и научных организаций и учреждений. Общественные и политические движения способствуют экологизации общественного сознания населения, лоббируют решение экологических проблем и стимулируют развитие системы экологического образования [6].

Среди направлений намечены:

- формирование общественного мнения в защиту окружающей среды, нетерпимости к нарушениям природоохранительного законодательства, норм и правил экологической морали и этики;

- использование политических методов с целью решения экологических проблем;

- поиск путей взаимодействия государственных структур, членов политических движений и партий, общественных организаций в области активной экологической деятельности;

- организация широкой пропаганды массовых акций в защиту природы.

Средства и пути их реализации:

- разработка и отстаивание социальных приоритетов, связанных с охраной здоровья населения и окружающей среды;

- осуществление мер общественной борьбы с экологическими преступлениями;

- содействие поиску путей экологизации научно-технической политики государства, всех сфер человеческой деятельности;

- развитие и укрепление контактов общественных организаций с государственными, в первую очередь природоохранными, образовательными органами, учреждениями культуры, спорта и туризма, науки, средствами массовой информации, трудовыми коллективами;

- содействие участию населения в активной природоохранной деятельности, в проведении общественных дискуссий по проблемам устойчивого развития;

- участие в соответствующих консультативных советах, делегациях, переговорах по вопросам организации экологического образования и решения экологических проблем;

- выработка у молодежи активной жизненной позиции, отдающей предпочтение здоровой, безопасной и полноценной жизни человека, его духовному и культурному развитию;

- формирование условий для практического, конструктивного участия граждан в решении экологических проблем, в том числе на этапах обсуждения проектов

реконструкции, создания производственных объектов;

- защита прав каждого гражданина страны на безопасную окружающую среду.

Созданная концепция экологического образования подчеркивает глобальные масштабы, одну из ведущих ролей отводит международным связям. Целью международного сотрудничества в области экологического образования является активное участие Республики Казахстан в деятельности международных образовательных организаций и развитие этого направления с учетом опыта стран ближнего и дальнего зарубежья.

Основные направления международного сотрудничества в области экологического образования:

- сотрудничество и взаимодействие со странами СНГ по созданию эффективной системы экологического образования;

- активное подключение к системе международных организаций по формированию мероприятий в области экологического образования;

- адаптация и использование международного опыта в области экологического образования наряду с отечественными разработками.

Пути реализации международного сотрудничества:

- разработка и реализация совместных с развитыми и развивающимися странами образовательных проектов;

- обмен опытными данными, педагогическим опытом и кадрами в процессе реализации экологических образовательных программ;

- формирование совместно с международными организациями баз данных по экологическому образованию и их дальнейшее максимальное использование в национальной системе;

- развитие двусторонних и многосторонних связей между образовательными учреждениями различных стран и регионов на основе сочетания традиционных и новых форм сотрудничества, например, проведение международных мастер-классов;

- осуществление под эгидой ЮНЕСКО моделей междисциплинарных подходов для подготовки кадров и научных исследований по окружающей среде.

Реализация таких проектов, как этот, требует огромных материальных средств. Экологическое образование финансируется за счет средств республиканского и местного бюджета, заинтересованных государственных и коммерческих учреждений, общественных и международных фондов поддержки, фондов охраны природы и экологического страхования, отдельных добровольных взносов.

Список литературы

1. Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 7.06.1999 г.

2. Закон Республики Казахстан " Об охране окружающей среды" от 15.07.1997 г.

3. Концепция экологического образования Республики Казахстан. Приказ Министерства образования и науки РК от 25 сентября 2002 г. №697, Министерства охраны окружающей среды РК от24 сентября 2002 №229-П.

4. Концепция экологической безопасности Республики Казахстан, утверждена Распоряжением Президента РК от 30.04.1996 г. № 2967.

5. Назарбаев Н. Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы: Бiлiм. 1997. - 176 с.

6. Постановления Правительства Республики Казахстан "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Республики Казахстан "от 03.02.1997г. №137.

7. Программа экологического образования, утвержденная совместным приказом Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан и Министерства экологии и природ-ныхресурсов Республики Казахстан (от 04.01.99г. № 207/П).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.