Научная статья на тему 'Экологический императив воспитания студентов как инновация высшего образования'

Экологический императив воспитания студентов как инновация высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. В. Равино

В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания студентов в университете. Задачами исследования являются: изучение обеспечения воспитательного процесса в высшей школе; оценка студенческого потенциала страны; проведение экологоориентированного опроса населения и формулировка выводов о проблемах доступа к экологической информации; рассмотрение направлений экологического воспитания студентов в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. В. Равино

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological imperative education of students of higher education as an innovation

The article considers the ecological education of students at the university. Education at the university, quantity of students in the country, results of the ecological survey of the population, destinations of ecological education of students at the university have been investigated.

Текст научной работы на тему «Экологический императив воспитания студентов как инновация высшего образования»

48

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-метолическая работа

УДК 502:001.895:378

А. В. Равино, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ИННОВАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания студентов в университете. Задачами исследования являются: изучение обеспечения воспитательного процесса в высшей школе; оценка студенческого потенциала страны; проведение экологоориентированного опроса населения и формулировка выводов о проблемах доступа к экологической информации; рассмотрение направлений экологического воспитания студентов в университете.

The article considers the ecological education of students at the university. Education at the university, quantity of students in the country, results of the ecological survey of the population, destinations of ecological education of students at the university have been investigated.

Введение. Воспитание как составная часть образования в высшей школе является одной из основных категорий в педагогике. Цель воспитания состоит в формировании зрелой, разносторонне развитой личности студента путем приобщения к социокультурным ценностям. Достижение цели воспитания студентов в БГТУ предполагает решение следующих задач: формирование гражданственности, патриотизма на основе государственной идеологии; создание условий для социализации личности; подготовка к самостоятельной жизни и труду; овладение навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; привитие нравственности; формирование экологической культуры.

XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Основные функции воспитания в образовательном процессе - это гуманистическая и экологическая.

Экологический императив как общее нравственное предписание воспитания студентов, независимо от их специальности, имеет сегодня определяющее значение и реализуется в привитии нравственных норм взаимоотношения человека и природы, изучении морального кодекса природопользования с учетом значения природных ресурсов для настоящего и будущих поколений, принципов устойчивого развития и сохранения биосферы как условия дальнейшего совершенствования человечества.

Цель исследования - изучение проблемы комплексного обеспечения экологического воспитания студентов в университете. Задачами являются:

- изучение инфраструктурной, законодательной и нормативно-правовой базы воспитательного процесса в высшей школе;

- оценка студенческого потенциала как фактора устойчивого развития страны в будущем и определение необходимости их экологического воспитания;

- разработка экологоориентированной анкеты и проведение социологического опроса различных возрастных групп и слоев населения, формулировка выводов о проблемах комплексного обеспечения экологического воспитания;

- предложение направлений экологического воспитания студентов в университете.

Основная часть. В Республике Беларусь на государственном уровне воспитательный процесс как составная часть молодежной политики регулируется Министерством образования. Координацию деятельности в сфере молодежной политики на уровне местных исполнительных и распорядительных органов осуществляют отделы по делам молодежи.

Законодательная и нормативно-правовая база воспитательного процесса в высшей школе страны представлена следующими основными актами: законом Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики», кодексом Республики Беларусь об образовании, Государственной программой развития высшего образования на 2011-2015 гг., Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, директивами Президента Республики Беларусь.

В БГТУ структурным подразделением, занимающимся организаторской, идеологической, социально-психологической, воспитательной работой, является отдел воспитательной работы с молодежью. Каждый преподаватель проводит воспитательную работу в рамках учебного процесса, а также выполняет работу куратора студенческих групп.

Каков студенческий молодежный потенциал республики?

Молодежь в возрасте от 14 до 31 года составляет 23,7% общей численности населения страны (на 01.01.2013 г.). На начало 2013/2014 учебного года в Беларуси действовало 54 учреждения высшего образования. На рис. 1 показана численность студентов в Беларуси за период с 2005 по 2014 гг. [1].

Воспитательным процессом в высшей школе охвачено 418 человек в расчете на 10 000 человек (2013/2014 учебный год). Общая численность ежегодно обучающихся в БГТУ около 13 000 студентов - это мощный человеческий капитал для будущего развития страны, общества в целом.

Идеологическая и воспитательная работа

49

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14

□ Численность студентов на 10 000 человек населения

□ Выпуск специалистов на на 10 000 человек населения, занятого в экономике

Рис. 1. Численность студентов и выпуск специалистов учреждениями высшего образования на 10 000 человек населения (на начало учебного года)

Экологическое воспитание студентов - неотъемлемая часть образовательной и профессиональной подготовки в учреждении высшего образования. Статья 75 Закона Республики Беларусь об охране окружающей среды гласит: «Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, обеспечивается во всех учреждениях образования путем обязательного преподавания основ знаний в области охраны окружающей среды и природопользования» [2]. Однако практика преподавания показывает, что проблеме экологического воспитания не уделяется должного внимания.

Республика Беларусь в 2000 г. ратифицировала Орхусскую конвенцию Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» [3]. Цель конвенции - защита прав человека на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, на доступ к информации и к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Действие конвенции делает экологическое образование, воспитание и просвещение в стране обязательным.

Нами разработаны экологоориентирован-ные анкеты и проведен социологический опрос (октябрь 2013 г., г. Новогрудок) различных возрастных групп и слоев населения с целью выявления их экологической грамотности. В анкетировании приняло участие 116 респондентов. Общее количество анкетированной молодежи (14-17 лет) составило 63 человека, из них уча-

щиеся среднеобразовательной школы № 4 г. Но-вогрудка - 36 человек (57%), учащиеся УО «Но-вогрудский государственный торгово-экономический колледж» - 27 человек (43%). Общее количество анкетированного взрослого населения (30-50 лет) составило 53 человека - это представители местных предприятий, организаций. Средний возраст 52,8% опрошенных составил 30-49 лет, 50 лет и выше - 26,4%. На основе полученных результатов, сформулированы выводы: 60% респондентов знают об экологических проблемах, вопросах охраны окружающей среды; молодежный контингент не только отмечает основные экологические проблемы, но и в состоянии предложить эффективные природоохранные мероприятия; более половины (68,3%) опрошенных респондентов не имеют понятия о вопросах устойчивого развития и участии Беларуси в их решении; все респонденты высказали заинтересованность вопросами экологии, но отмечают как негативный фактор недостаточное количество информации, касающейся вопросов охраны окружающей среды. Взрослый контингент посчитал, что из СМИ поступает менее 50% информации о состоянии окружающей среды. Таким образом, результаты свидетельствуют об интересе к экологическим проблемам и одновременно отсутствии экологической информированности, просвещенности, образованности.

На каждом возрастном этапе развития личности экологическое воспитание имеет свои особенности. Каким должно быть содержание экологического воспитания студентов?

На рис. 2 приведены направления экологического воспитания студентов БГТУ.

50

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2014. № 8. Учебно-методическая работа

Рис. 2. Направления экологического воспитания студентов БГТУ

Формирование гражданина

• благоустройство населенных пунктов и наведение порядка на земле

1 ресурсосбережение

Формирование личности

знание своих прав на чистую среду обитания и умение их реализо-вывать

• получение опыта экологически-обоснованного образа жизни

Повышение профессиональной компетентности

• знание экологического законодательства

• знание международных и национальных организаций - инвесторов «зеленых» проектов

Экологическое воспитание должно быть нацелено:

1) на формирование гражданина, который ососознанно участвует в природоохранной деятельности общества и государства:

- благоустройство населенных пунктов и наведение порядка на земле, т. е. бережное отношение к природе; раздельный сбор бытовых отходов; сокращение количества используемой тары из полимеров; знание и охрана редких и исчезающих видов животных, растений; практика сотрудничества с общественными организациями «зеленой» направленности и пр.;

- ресурсосбережение, т. е. рациональное использование природных ресурсов; знание принципов энергоэффективности помещений и умение ими пользоваться практически и др.;

2) на формирование личности:

- знание своих права на чистую среду обитания и умение их реализовывать, т. е. понимание сути международных, государственных, региональных документов в области экологии и природопользовании, умение на их основе оценивать экологические угрозы; знание структуры и полномочий природоохранных организаций, умение вести с ними продуктивный диалог и пр.;

- получение опыта экологически-обоснованного образа жизни, т. е. приобретение во время учебы практики пешеходного, водного и прочего туризма; получение знаний о рекреационном потенциале природы Беларуси, формирование экологической эстетики и др.;

3) на повышение профессиональной компетентности: знание экологического законодательства с акцентом на профильную специальность; знание международных организаций, готовых финансировать «зеленые» проекты; практика в написании заявок на участие в про-

ектах; знание о конкурсах, и выставках инновационных разработок, проводимых Министерством природных ресурсов в формате Республиканского экофорума.

Заключение. Экологическое воспитание в высшей школе направлено на формирование новых стереотипов поведения, на изменение сознания студентов, что должно способствовать экологизации их мировоззрения. Таким образом, экологическое воспитание формирует у студентов: ответственность за состояние окружающей среды в местах проживания и зонах отдыха; экологическую культуру и, как следствие, соблюдение экологических требований поведения при воздействии на природные ресурсы, объекты и экосистемы; умения и навыки обеспечения экологической безопасности природы и населения; чувство гражданственности, патриотизма; профессиональную компетентность.

Литература

1. Беларусь в цифрах [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: http://belstat.gov.by/ homep/ru/indicators/pressrel/education.php (дата обращения: 02.04.2014).

2. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2002 г. № 126-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 85. 2/875.

3. Convention on Access to Information, Public Participation in Decision-making and Access to Justice in Environmental Matters [Electronic re-sourse] / United Nations Economic Commission for Europe. URL: http://www.unece.org/env/pp/ treatytext.html (date of access: 02.04.2014).

Поступила 10.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.