6. Харченко С.В. Феномен адаптационного стресса и проблемы обеспечения психического здоровья первокурсников во время учебной деятельности в высшей школе / С.В. Харченко. -М.: Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова; серия № 12. Психологические науки: сб. наук. пр. НПУ им. М. Драгоманова. - 2009. - № 26 (50). - С. 387-392.
7. Шафажинская Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза / Н Е. Шафажинская. - М., 1986. - 102 с.
Алибаева Газиза Мурзагалиевна
магистр МВА, академик МАИН (г. Алматы, Республика Казахстан)
Стеблякова Асия Алиевна
член-корреспондент, Директор Департамента Развития ОО «Международная Академия Информатизации» (МАИН)
(г. Алматы, Республика Казахстан)
Костина Ирина Александровна
Директор и руководитель проекта
Казахстанский информационно-инновационный журнал «НОВАЯ ЭРА.KZ»
(г. Алматы, Республика Казахстан)
УДК 573.947.3 ББК 32.973
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ГЕНЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НТП И КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
DIGITALIZATION OF THE ECONOMY AS A GENERAL DIRECTION OF
SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS AND QUALITATIVE CHANGES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
Ускорение научно-технического прогресса в современных условиях актуализируется центральным стратегическим направлением «цифровизации» экономики. Основная цель данной статьи - помочь по-новому овладеть новыми подходами, по-новому взглянуть на окружающий мир. Как известно, новое столетие - это век информации, экономики и новых технологий. Делается вывод, что реализация государственной программы «Цифровой Казахстан» - это возможность войти в число 30 развитых стран мира.
Ключевые слова: Цифровизация, мобильность молодежи, предпринимательство, менеджмент в образовании, квалификация, профессионализм.
Acceleration of scientific and technological progress in modern conditions is actualized by the Central strategic direction of "digitalization" of the economy. The main purpose of this article is
to learn new approaches, to take a new look at the world around you. It is known that the new century is a century of information, economy and new technologies. It is concluded that the implementation of the state program "Digital Kazakhstan" is an opportunity to become one of the 30 developed countries.
Key words: Digitalization, youth mobility, entrepreneurship, management in education, qualification, professionalism.
Общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Причём люди находятся в постоянном движении, а общество в развитии.
А образование - одна из самых существенных предпосылок общественного развития, выполняющая жизненно важные функции воспроизводства квалифицированных кадров и воспитания нового поколения.
Поэтому чтобы гражданское общество было цивилизованным, особенно в системе Высшей школы Казахстана, стоят исключительно важные цели и задачи дальнейшего реформирования экономики, интеграции образования и науки, соответствующие принятой Программе: «РуханиЖангыру» («Духовное просвещение»).
С обретением независимости Казахстан переходит на новый этап построения правового государства, где ЧЕЛОВЕК и его права, обязанности и свобода вышли на первый план, где принципы гуманизма и демократии являются приоритетными в деятельности вузов и общества.
Поэтому реализацию Программы следует осмысливать в контексте развития общественного сознания, единства науки - образования и воспитания, учесть при этом и богатый опыт развития культуры и образования из прошлого, при экс-Союзе.
Следовательно, подготовка специалистов должна быть на высоком уровне, в условиях цифровизации экономики, затрагивающей потребности в кадрах и выражающей интересы страны в образовании и воспитания нашей молодежи.
Сам труд преподавателя вуза можно определить как феномен, требующий особых качеств: всесторонней образованности, профессионализма и высокой культуры.
В любой экономической системе промышленность является главным локомотивом и движущей силой развития общества.
Сегодня, согласно исследованию консалтинговой международной компании «Accentune», 22% мирового объема в новых технологиях, применяемых в производстве связаны с «Цифрой».
Государственная программа «Цифровой Казахстана», которая принята на основе Послания Президента страны Н.А. Назарбаева от 31 января 2017 года, определяет три базовых принципа:
- цифровизация ведущих отраслей, прежде всего традиционных в промышленности и в регионах страны;
- внедрение передовых технологий, которые в перспективе обеспечат синергетический эффект и повысят конкурентоспособность;
- использовать digital-подходы и прорывы в синтезе науки, технологии, техники и применение профессионального труда.
Способность выпускать конкурентоспособную для внутреннего потребления и экспортно-ориентированную промышленную продукцию, основанные на инновациях и прогрессивных технологиях.
С развитием теории и практики рыночной экономики в странах ЕАЭС и в мире углубляется процесс евразийской интеграции в различных сферах хозяйствования, причем особое внимание уделяется не только актуальным проблемам торгово-экономического взаимодействия, но и проблемам систем образования и культуры.
Наиболее важным направлением демократизации общества и воспитания молодого поколения, а также осмысление ряда Программ осуществляется через накопленные знания, путем реформирования системы образования, экономики и управления.
Следует учесть, что современная система образования в Казахстане, затрагивает все её уровни, главное - это синтез образования и науки, соответствующая международному уровню, формированию нового общественного сознания, которое оказывает влияние на внешнеэкономические и культурные связи, и преодоления ряда негативных последствий.
Поэтому, меняется адаптативная структура1 методологии и методики преподавания дисциплин, при этом пристальное внимание обращается на формы развития общественного сознания - как фактора модернизации человеческой жизни.
Если мы говорим об устойчивом развитии экономики, то адекватно мы должны отталкиваться и базироваться на экономической теории. Действительно, считают политэкономы, нет ничего лучшего развитой социально-экономической теории на основе Рыночной экономической модели.
1 Адаптативная структура - организационная форма, в которой приспособление системы к изменяющемся условиям или оптимизации процессов управления достигается изменением структуры и системы менеджмента, включением или исключением отдельных подсистем, качественным изменением алгоритмов. - Управление персоналом // Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. - М.: Инфра - М. 1998. С. 403.
300
Поэтому формирование теоретических экономических систем в настоящее время представляется весьма сложной проблемой, поскольку этап переходной экономики, характеризующийся коренными изменениями всей экономической системы в реальной практике, требует сочетания традиций отечественной научной школы и объективно существующей экономической деятельности в стране.
Вот почему участие в научных исследованиях позволит ведущим преподавателям университетов обогатить свой интеллектуальный труд, осуществить в реальном режиме весь творческий потенциал, систематизировать методологически и методически читаемые курсы и давать знания для формирования «начала науки» (в том числе политэкономии) студентам, как отмечал ещё Джон Стюарт Милль (1867г.) «должны преподаваться expшfesso»(со знанием дела, обстоятельно, профессионально - лат).
Как говорил известный обозреватель Владимир Познер, настали другие времена. Сегодня одним из важных механизмов социально-экономической стратификации является социальная мобильность и социальная ответственность. Впервые теория «социальной мобильности» была разработана и введена в научный оборот известным русским социологом П.А. Сорокиным, который большую часть своей творческой жизни провел в США.
Одна из актуальных задач ректората учебных заведений - сохранение и укрепление научного потенциала профессорско-преподавательского состава.
Важнейшей структурной единицей в институте, во все времена, была кафедра. Важно сегодня напомнить дефиницию слова «кафедра».
Кафедра - греческое изречение kafhedra - стул, скамья; 1 - возвышение, с которого читаются лекции, делаются доклады и т.д. 2 - объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников одной или нескольких тесно связанных между собой дисциплин в высшем учебном заведении. Содержание данного термина, обусловливает возросшие требования, прежде всего к руководителям кафедр [7, с. 204].
Поэтому новый социальный заказ казахстанского общества к уровню подготовки выпускников университетов обуславливает необходимость изменений в образовательных учебных программах, внедрения современных технологий обучения, как тренинги, направленных на повышение качества получаемых студентами знаний, приобретение ими навыков и развития их способностей, адекватных новым реалиям третьего тысячелетия и не на словах, а на деле реализовать интеграцию образования и науки. Приведем аргументированный глоссарий понятия «квалификация», содержание которого дает Баликоев В.З. [2, с. 224].
«Данное понятие представляет собой степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенной работы».
Поэтому каждая ступенька образования дает конкретный прирост квалификации, конкретизирует возможности человека, выполнять сложную, напряженную, ответственную работу.
Вместе с тем, на основе исследования авторов (4) фактор образования стоит на третьем месте в мире по значению в росте производительности труда.
В XXI веке информации и технологии уделяется большое значение в проведений экономического и социального анализа на основе экономико-математических методов. В процессе подготовки кадров нужно подтянуть деятельность НИИ и Информационные Центры Управления в стенах самого вуза, в эффективном способе выбора наиболее оптимального варианта решения задачи стратегических проблем, за счет полного использования имеющихся ресурсов.
Известно, что Казахстан по территории входит в первую десятку в мире, а сегодня еще усиливается процесс урбанизации населения и страна переходит на технологию «цифры». Цифровизация экономики меняет все и вся. В этих условиях актуализируется проблемы менеджмента образования в эпоху глобализации и в современном развитии Казахстана.
Если раньше численность населения в сельских местностях (селах и аулах) была больше половины, тогда данная пропорция в соотношении была исторически оптимальной для РК. И экономика в прошлом, как и наука, была на уровне. Сегодня, новые прогрессивные технологии необходимо применять ускоренно, совместно и в плане развития близких пограничных соседей: России, Казахстана, Украины, Узбекистана, Киргизии, Китая к примеру, последнее «Единый путь, единый пояс». Нельзя забывать и о том, что Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО) и, готовится жить по правилам мирового сообщества.
Мобильность людей проявляется во многом, на авансцену педагогической мысли и поведения молодежи выступает прогрессивизм.
В целях духовного развития общества, прежде всего детей и молодежи, в стране активно проводят фестивали, различные соревнования, диспуты, просмотры кинофильмов, организуют молодежные лектории и т.д.
Так, во все времена, кино и развитие кинематографии просвещает людей, тем более, когда применяется оптико-волоконная технология настоящего и будущего.
Сегодня впервые компания «Жарык» историческую эпопею «Кочевники» показала через неделю после мировой премьеры.
В самых отдаленных селах и аулах появились электронные кинотеатры, в которых показывают полноценные фильмы через цифровую спутниковую связь киновещания, до еще со звуком «DOLBY». Это было реализовано компанией «Жарык» с АО «Национальный Инновационный фонд» Казахстана. Открываются также большие возможности в сотрудничестве этой компании с вузами Казахстана, России и других стран.
Поэтому, как и во все времена, кино и кинометография просвещает людей, влияет на культуру, тем более, когда применяется прогрессивная технология настоящего и будущего.
В современных условиях, важно, особенно в научно-исследовательской работе, акцентировать внимание на правильную терминологию, глоссарий.
Понятийный аппарат, исключает разночтение и раскрывает сущность, квинтэссенцию того или иного социально-экономического явления.
Так, термин «Сознание есть ничто иное, как способность давать отчет в окружающей действительности и сообразовывать в ней свое поведение».
В поведенческой экономике уделяется также внимание и психологическому аспекту, ведь объем сознания - количество подотчетных объектов, и, со стороны количества объектов, состава их, соответствия поведению, способность к ответственности проявляется по-разному в зависимости от состояния самого человека.
Путь, бесспорно тернист, наша страна, как и Россия и другие страны многонациональная, идет процесс урбанизации городского и сельского населения, существуют отдельные противоречия в социально-экономическом, религиозном плане, но само развитие должно быть в контексте тенденций глобального развития человечества и обеспечения личной безопасности людей.
В современных условиях, в деятельности партии «НурОтан» следует не уходить от проблемы «Нация и личность», которое унитарно связано с демократическими принципами развития человеческого общества, причем свободное развития каждого, есть свободное развитие всех. Рост национального самосознания может носить и позитивные и негативные моменты. Это зависит от того в какую сторону, и в какое русло оно пойдет.
Исторически, в советское время, в 8 областях союзной республики Казахстана функционировали «национальные комитеты», которые диалектически правильно решали проблемы соотношения «национального и интернационального». В этом же ключе, в воспитании интернациональных патриотов студенческой молодежи и людей, среди награжденных
государственной премии России (2015 г.). Директор Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН Тишков за достижения в области этнологии и социально-культурной антропологии, разработку метода этнологического мониторинга, предупреждения и разрешения этнополитических конфликтов.
В прошлом, в советском время, Казахстанская наука была на высоком уровне, наша Академия наук Казахстана, среди 15 республик СССР, занимала 2 место после России. А наш первый академик, Каныш Имантаевич Сатпаев, при посещении Выставки в Лондоне, увидев один экспонат - минерал, который значился из Нигерии, он попросил ближе посмотреть, и на месте доказал, что данный экспонат из Казахстана и конкретнее из месторождении Джезказганского комплекса. Он лично сам со своей супругой Таисией Семёновной участвовал в геологической разведке и в промышленном освоении медно-рудных месторождений Большого Джезказгана, сыгравших огромную роль в повышении обороноспособности Родины в годы Великой Отечественной войны, он участвовал и в создании Академии наук и стоял у истоков в развитии редкометальной отрасли - ключа к высоким технологиям. Действительно, потом в частности, оба выпускника КазПТИ имени В.И. Ленина, работали в УЦСК, на предприятии создали редкоментальный цех по выпуску теллура, и кадмия, селена - это Асхат Куленов и Булат Алибаев, причем последний проходил как технолог, это мой старший брат, к сожалению его сейчас нет. Казахстанцы, в том числе бывший Министр цветной металлургии РК Саук Темирбаевич Такежанов, далее отдельные сотрудники ВНИИЦМ СССР, получили государственную премию ССР при Президенте М.С. Горбачеве, за «комплексное использование минерального сырья».
А позже, на другом уникальном предприятии, РГП «Жезказганредмет» выпускает металлы наукоемких технологий рений и осмий, которые на международном рынке ценятся дороже золота.
Казахстан входит в мировой клуб монопольных производителей галлия. Все активнее на поле редкоземельных металлов начинает «играть» Институт Высоких технологий НАК «КазАтомПром».
Следовательно, комплексное использование сырья - это высокие технологии, продвинутая экономика, национальная и экономическая безопасность, чистая экология и энергосберегающая энергетика.
В связи с этим, нам необходимо учиться на позитивном опыте передовых стран, следовать современной теории экономического роста и, использовать минеральное сырье с селективный утилизацией всех ценных компонентов в
товарные продукты - таков мейнстрим времени и условие создание гудвилла, т.е. положительного имиджа.
Это возможно, если профессорско-преподавательские коллективы вузов, приложат все усилия для воспитания нового поколения специалистов, обладающих знаниями на уровне мировых стандартов. Политех университет, ныне Университет имени Каныша Сатпаева готовил достойных инженеров. Талантливый горный инженер, основатель Казахского политехнического института, блестящий ученый, великолепный педагог и замечательный человек, таким является Академик Омирхан Аймагамбетович Байконуров, он был учеником и соратником Каныша Имантаевича Сатпаева.
Байконуров - автор более трехсот научных трудов, 16 монографий и 50 авторских свидетельств на изобретения. Им создана целая научная школа -школа Байконурова.
Сегодня научные силы стран ЕАЭС необходимо направить на решение методологических вопросов оценки эффективности инноваций.
Как и любая наука, экономика связана с объяснением, анализом и прогнозированием экономических явлений.
Экономический анализ представляет собой анализ реальной экономической действительности, когда на основе экономических показателей проводят сопоставимость и оценку экономических и социальных явлений.
В советское время, в 1988 г. Государственный комитет СССР по науке и технике и Академия наук страны приняли Методические рекомендации по комплексной оценке инвестиционных и инновационных проектов.
К сожалению, несмотря на серьезную критику методики, другой пока не разработано. Причем также методы оценки эффективности инвестиций в свою очередь исходят из единый нормы на капитал. Далее, с учетом изложенного для оценки эффективности инноваций должна использоваться система показателей, а не один из них, как бы ни был он богат по экономическому содержанию.
Так, при оценке эффективности инноваций необходимо учитывать не только общую массу дохода (полезного результата), который возможно получить за весь срок полезного использования нововведения, но и его прирост в сравнении с аналогом.
Выполнение этого требования означает, что при технико-экономическом обосновании выбора наилучшего варианта инноваций следует исходить как из теории сравнительной оценки.
Когда мы говорили о единстве образования и воспитания, необходимо преподавателям осмыслить верные слова, сказанные в прошлом американцем
Дунканом Филлипсом: «Человека необходимо развивать и воспитывать посредством слова, мысли и живописи».
Поэтому росту общественной самодеятельности, совершенствованию политической, гражданской, духовной культуры призвано способствовать возобновление и деятельность студенческих отрядов в летнее время.
Один из авторов статьи была комиссаром МСО в Польше со студентами МГУ им. М.В. Ломоносова.
В плане интернационального и патриотического воспитания студенты посетили места захоронения наших советских воинов, возложили цветы павшим в ВОВ. Следует отметить, что в то время эти места и памятники в парках и погосте были ухожены.
Очень было тяжело, но посетили Освенцим. Студенты рассказывали, какой ценой досталась Великая Победа. Выпустили газету в отряде по результатам пребывания в Польше. Среди отрядов: Германии, ПНР, ЛГУ (СССР), МГУ (СССР) мы заняли первое место и благодарность автору и командиру отряда от руководства Московского Университета имени Михаила Ломоносова.
Позже уже в 1980 году, я прошла ИПК при МГУ, по кафедре: «Политическая экономия» и со своей коллегой, подругой Сталиной, в День Победы - 9 Мая, была в гостях у человека, который написал на Рейхстаге в Берлине: «Я из Якутии», там в гостях были два генерала и гость Колесников, генерал, который участвовал на Нюренбергском процессе и через несколько дней он подарил книгу: «Победный 45-ый».
В воспитании творческого, самостоятельного мышления важны как содержание, так и методы преподавания, формы общения со студентами.
И в заключительной части статьи следует отметить, что камнем преткновения в современных условиях хозяйствования является последствие развала СССР, за этот длительный период независимости не заработал акционерный капитал, единого рынка ценных бумаг РК, как часть всего хозяйственного механизма, поэтому имеются серьезные претензии к планированию инвестиций для стратегии корпоративных облигаций компаний и в банковской системе.
Следовательно, развивая свои собственные наукоёмкие и перспективные технологии, страна может вырваться на мировой рынок, тогда денежные потоки не будут заморожены в морально устаревших технологиях, она начнет со временем получать отдачу на величину монопольной ренты и в отрыве от своих конкурентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алибаева Г.М. Внешнеэкономическое сотрудничество союзной республики - как фактор ускорения социально-экономического развития страны // Политика СССР в Азиатско-тихоокеанском регионе: страны - соседи, проблемы и перспективы сотрудничества». Сборник материаов научно-практической конференции МИДа и Дип. Академии СССР и Мида Казахстана г. Алматы 1989/ Г.М.Алибаева. - С. 160-164.
2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие / В.З. Баликоев. -Новосибирск: Издательство «ЮКЭА» 1998. - 525 с.
3. Брагин А. Первый академик/ А. Брагин. - Алма-Ата: «Казахстан». 1989. - 222, [2] с.
4. Академик Байконыров. 100 летие. - Алматы: Издательство «СаТа». 2012. - 160 с.
5. Мэнкью Н. Грегори. Принципы микроэкономики / Г.Н. Мэнкью. 2-е издание. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.
6. Саймон Брайан. Общество и образование. Lawrence and wishart. London. Boston: Lawrence &Wishart, 1971. - 133 P.
7. Краткий словарь иностранных слов. А-Я. - М.: Русский язык, 1984. - 608 с.
8. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник / А.Д. Шеремет; Второе издание. - М.: .Инфра. - М, 2008. - 352 с.
9. Ясинский В.А. Международная практика сотрудничества и проблемы развития гидроэнергетики / В.А. Ясинский, А.П. Мироненков, Ю.Н. Стеклов, Т.Т. Сарсенбеко. -Алматы: Евразийский банк развития, 2011. - 192 с.