Научная статья на тему 'Пути реформирования частного порядка уголовного преследования в свете кадровых проблем правоохранительных органов'

Пути реформирования частного порядка уголовного преследования в свете кадровых проблем правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
некомплект личного состава / нагрузка на сотрудников правоохранительных органов / частный порядок уголовного преследования / доступ к правосудию / примирение сторон / прекращение уголовного преследования / shortage of personnel / workload on law enforcement officers / private criminal prosecution / access to justice / reconciliation of the parties / termination of criminal prosecution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игорь Владимирович Овсянников

В статье анализируются возможные пути реформирования частного порядка уголовного преследования с учетом существующих в правоохранительных органах кадровых проблем. Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального закона, правовая статистика, судебная практика. Цель исследования – найти оптимальный путь реформирования частного порядка уголовного преследования. В результате проведенной работы обосновано, что расширение категории преступлений, относящихся к делам частного обвинения, будет способствовать снижению нагрузки на сотрудников органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а ликвидация категории дел частного обвинения повлечет увеличение нагрузки. Практическое значение итогов работы в том, что принятие законодателем предлагаемого варианта реформирования частного порядка уголовного преследования позволит совместить достоинства уголовного преследования в публичном и частном порядке, а также не усугублять или смягчить проблему дефицита кад ров в правоохранительных органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to reform the private procedure for criminal prosecution in the light of personnel problems of law enforcement agencies

The article analyzes possible ways to reform the private procedure for criminal prosecution, taking into account the existing personnel problems in law enforcement agencies. The subject of the research is the norms of criminal procedure law, legal statistics, and judicial practice. The purpose of the study is to find the optimal way to reform the private procedure for criminal prosecution. As a result of the work carried out, it was substantiated that expanding the category of crimes related to private prosecution cases will help reduce the burden on employees of internal affairs bodies and the penal system, and the elimination of the category of private prosecution cases will entail an increase in the load. The practical significance of the results of the work is that the adoption by the legislator of the proposed option for reforming the private procedure for criminal prosecution will allow combining the advantages of criminal prosecution in public and private proceedings, and will also avoid aggravating or mitigating the problem of personnel shortage in law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «Пути реформирования частного порядка уголовного преследования в свете кадровых проблем правоохранительных органов»

УДК 343

DOI: 10.51522/2307-0382-2024-261-2-25-29

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ ОВСЯННИКОВ

главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра Академии ФСИН России, доктор юридических наук, доцент И ivover@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4226-5958 Рязань

IGOR V. OVSYANNIKOV

Chief Research Officer of the Research Department

of the Research Center of the Academy

of FPS of Russia, Doctor of Law, Associate Professor

El ivover@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0003-4226-5958

Ryazan

Пути реформирования частного порядка уголовного преследования в свете кадровых проблем правоохранительных органов

Ways to reform the private procedure for criminal prosecution in the light of personnel problems of law enforcement agencies

Аннотация. В статье анализируются возможные пути реформирования частного порядка уголовного преследования с учетом существующих в правоохранительных органах кадровых проблем. Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального закона, правовая статистика, судебная практика. Цель исследования - найти оптимальный путь реформирования частного порядка уголовного преследования. В результате проведенной работы обосновано, что расширение категории преступлений, относящихся к делам частного обвинения, будет способствовать снижению нагрузки на сотрудников органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а ликвидация категории дел частного обвинения повлечет увеличение нагрузки. Практическое значение итогов работы в том, что принятие законодателем предлагаемого варианта реформирования частного порядка уголовного преследования позволит совместить достоинства уголовного преследования в публичном и частном порядке, а также не усугублять или смягчить проблему дефицита кадров в правоохранительных органах.

Ключевые слова: некомплект личного состава, нагрузка на сотрудников правоохранительных органов, частный порядок уголовного преследования, доступ к правосудию, примирение сторон, прекращение уголовного преследования

Abstract. The article analyzes possible ways to reform the private procedure for criminal prosecution, taking into account the existing personnel problems in law enforcement agencies. The subject of the research is the norms of criminal procedure law, legal statistics, and judicial practice. The purpose of the study is to find the optimal way to reform the private procedure for criminal prosecution. As a result of the work carried out, it was substantiated that expanding the category of crimes related to private prosecution cases will help reduce the burden on employees of internal affairs bodies and the penal system, and the elimination of the category of private prosecution cases will entail an increase in the load. The practical significance of the results of the work is that the adoption by the legislator of the proposed option for reforming the private procedure for criminal prosecution will allow combining the advantages of criminal prosecution in public and private proceedings, and will also avoid aggravating or mitigating the problem of personnel shortage in law enforcement agencies.

Keywords: shortage of personnel, workload on law enforcement officers, private criminal prosecution, access to justice, reconciliation of the parties, termination of criminal prosecution

Для цитирования

Овсянников И. В. Пути реформирования частного порядка уголовного преследования в свете кадровых проблем правоохранительных органов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 2. С. 25-29. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-261-2-25-29.

5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки)

For citation

Ovsyannikov I. V. Ways to reform the private procedure of criminal prosecution in the light of personnel problems of law enforcement agencies // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 2. P. 25-29. https:// www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-261-2-25-29.

5.1.4 Criminal law sciences (legal sciences)

© Овсянников И. В., 2024

Хроническая проблема многих правоохранительных органов - невозможность заполнить существующие вакансии и дефицит кадров. Глава МВД России констатирует, что проблема вакансий крайне актуальна [1], что ведомство не может самостоятельно решить вопрос кадрового некомплекта, который уже достиг 20 % [2], называет некомплект личного состава сотрудников ведомства «критическим» [3].

Подобные кадровые сложности характерны и для ФСИН России [4]. В литературе отмечается, что, «несмотря на принимаемые меры по стабилизации кадровой обстановки в течение 2021 года, территориальным органам ФСИН России не удалось сократить некомплект начальствующего состава, который вырос и по состоянию на 01.01.2022 составил 11,47 %, в том числе младшего начальствующего состава -14,74 %» [5]. Аналогичные проблемы существуют и в других ведомствах.

С учетом этих проблем важен поиск путей совершенствования порядка уголовного судопроизводства, способов его упрощения и ускорения, уменьшения служебной нагрузки на сотрудников правоохранительных органов. Существенными здесь представляются ряд обстоятельств, связанных с различиями в порядке производства по делам публичного, частно-публичного и частного обвинения, а также существующие предложения по реформированию правового института частного обвинения.

Особенность отечественного уголовно-процессуального законодательства - дифференциация видов уголовного преследования. Уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном или частном порядке, а его вид зависит от характера и тяжести совершенного преступления (часть 1 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ). Вид уголовного преследования влияет, в свою очередь, на порядок производства по конкретному уголовному делу.

На практике по делам публичного и частно-публичного обвинения лица, пострадавшие от преступлений и обратившиеся в правоохранительные органы, зачастую сталкиваются с препятствиями

в доступе к правосудию (волокита, незаконные процессуальные решения, замедляющие или останавливающие досудебное производство, и тому подобное). Например, в 2022 году прокурорами выявлено 3,42 миллиона нарушений законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении, отменено 1,42 миллиона постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, 387 тысяч постановлений о приостановлении предварительного расследования [6].

У частного порядка уголовного преследования подобных недостатков нет. В отличие даже от частно-публичного порядка возбуждения уголовного дела (часть 3 статьи 20, часть 3 статьи 147 УПК РФ) частный порядок возбуждения позволяет лицу, пострадавшему от преступления, самостоятельно начать и осуществлять уголовное преследование обидчика, данные о котором пострадавшему известны, причем сразу в суде, без обращения в полицию или другие правоохранительные органы, без отвлечения их сил и средств (часть 2 статьи 20, пункт 1 части 1 статьи 147, статья 318 УПК РФ). Частный порядок позволяет обеспечить пострадавшим сравнительно быстрый и упрощенный доступ к правосудию.

Еще одна особенность уголовного преследования в частном порядке в том, что при его реализации у сторон есть и возможность разрешить уголовно-правовой конфликт в упрощенном порядке: при поступлении от сторон заявлений о примирении мировой судья обязан прекратить производство (часть 2 статьи 20, часть 5 статьи 319 УПК РФ), отказать в прекращении дела судья не вправе [7]. Упрощение заключается, в частности, в том, что при этом не обязательно (по закону не требуется) соблюдение таких условий, как совершение обвиняемым преступления впервые и заглаживание причиненного потерпевшему вреда (в отличие от порядка освобождения от уголовной ответственности в форме прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон по правилам статьи 76 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 25 УПК РФ).

Такой упрощенный порядок прекращения дела и преследования обладает рядом сопутствующих достоинств: возможность экономить уголовную репрессию, гуманизировать судебную практику, а так-

же ограничивать в обществе количество осужденных и наказанных лиц. Актуальность последнего обстоятельства обусловлена тем, что осуждение и наказание влекут негативные последствия как для самих осужденных, так зачастую и для их родственников (препятствие к выезду за границу, получению кредита, поступлению на желаемую работу или службу и так далее). Возможность ограничивать количество лиц, к которым применено наказание, важна также и потому, что она позволяет ограничивать и нагрузку на сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В связи с изложенным заслуживают внимания предложения ученых по расширению категории преступлений, относящихся к делам частного обвинения, за счет ряда составов небольшой и средней тяжести, что позволит также сократить количество предварительных расследований нетяжких преступлений, сосредоточить силы органов расследования на делах о преступлениях повышенной общественной опасности - тяжких и особо тяжких [8].

Такого рода изменения способствовали бы не только снижению служебной нагрузки на сотрудников правоохранительных органов, но и одновременно ускорению и удешевлению уголовного судопроизводства по делам о нетяжких преступлениях, уменьшению количества трудоемких, дорогостоящих, длительных и затрагивающих права граждан (в связи, например, с производством следственных действий и проведением оперативно-розыскных мероприятий) доследственных производств, количества незаконных и отменяемых постановлений (об отказе в возбуждении уголовного дела и других).

Однако в связи с тем, что по делам частного обвинения досудебное производство отсутствует (дознаватели и следователи участия в собирании, проверке и оценке доказательств не принимают), государственные обвинители обвинение в суде не поддерживают, всю эту деятельность частные обвинители вынуждены выполнять самостоятельно (статья 43 УПК РФ) либо с помощью представителей-адвокатов (статья 45 УПК РФ). В связи с этим есть и прямо противоположные предложения по реформированию частного порядка уголовного преследования.

Так, в апреле 2021 года Верховный Суд Российской Федерации выступил с законодательной инициативой по изменению вида уголовного преследования в отношении преступлений, перечисленных в части 2

статьи 20 УПК РФ, путем исключения уголовного преследования в частном порядке и замены его уголовным преследованием в частно-публичном порядке [9]. Достоинства предлагаемого изменения нам видятся в следующем: в случае обращения потерпевшего с заявлением об указанном в части 2 статьи 20 УПК РФ преступлении не в суд, а в правоохранительные органы бремя доказывания будет возложено на правоохранительные органы в рамках предварительного расследования; в судебном разбирательстве будет участвовать государственный обвинитель.

12.04.2023 Совет Государственной Думы принял решение вернуть законопроект автору законодательной инициативы [10, п. 42]. Однако указанное решение мотивировано не какими-либо сущностными недостатками законопроекта, а тем, что законопроект предусматривал внесение изменений в законодательные акты РСФСР и Российской Федерации или их отдельные положения, срок действия которых истек, а также которые являются утратившими силу. Действительно, после внесения Верховным Судом Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федеральным законом от 28.06.2022 № 203-ФЗ [11] в статью 20 УПК РФ внесены изменения.

Ликвидация частного порядка возбуждения уголовных дел повлечет необходимость для пострадавших от любого преступления обращаться за защитой нарушенных преступлением прав и законных интересов не в суд, а в правоохранительные органы, в том числе и в тех случаях, когда пострадавший имеет все необходимые сведения об обидчике и очевидцах, имеет возможность оплатить труд представителей-адвокатов и хотел бы воспользоваться именно их помощью для осуществления уголовного преследования. По нашему мнению, такое изменение увеличит нагрузку на правоохранительные органы и еще больше осложнит существующую кадровую ситуацию.

Кроме того, примирение сторон является на практике наиболее распространенным основанием прекращения дел (преследования) о нетяжких преступлениях. Для дел частного обвинения это тем более характерно, так как процессуальный закон прямо обязывает мирового судью разъяснять сторонам возможность примирения, а порядок прекращения производства по делу упрощен. Пензенский областной суд обращает внимание на следующую статистику: приговор по делам частного обвинения выносится

лишь в трети случаев; около 65 % дел данной категории производством прекращаются, большая часть которых - за примирением обвиняемого и потерпевшего [12].

Следует учитывать и другой аспект проблемы. Прекращение преследования по этому основанию (примирение сторон) означает для обвиняемого невозможность находиться на службе во многих правоохранительных органах, но «кроме уголовных дел частного обвинения» [13, 14]. Если заменить уголовное преследование в частном порядке преследованием в частно-публичном порядке путем ликвидации категории дел частного обвинения, то прекращение дела в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым повлечет для обвиняемых, являющихся сотрудниками правоохранительных органов, негативное правовое последствие - невозможность нахождения

на службе. Это будет дополнительно обострять существующую в правоохранительных органах проблему вакансий.

Полагаем, возможен и компромиссный вариант реформирования частного порядка уголовного преследования, позволяющий совместить достоинства уголовного преследования в публичном и частном порядке. Он предполагает сохранение или даже расширение сферы применения (по кругу дел) и частного порядка возбуждения дела, и упрощенного порядка его прекращения в связи с примирением сторон [15]. Тогда сохранить категорию дел частного обвинения возможно и в случае производства предварительного расследования по таким делам. Предлагаемый вариант позволит, соответственно, не усугублять или смягчить существующую в правоохранительных органах проблему дефицита кадров.

1. Расширенное заседание коллегии МВД России // Президент России : [сайт]. 03.03.2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/deliberations/65090 (дата обращения: 27.10.2023).

2. Владимир Колокольцев выступил в ГД в ходе «правительственного часа» // Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации : [сайт]. 19.10.2022. URL: http://duma.gov.ru/news/55541/ (дата обращения: 27.10.2023).

3. Глава МВД РФ заявил об увольнении из ведомства 5 тыс. сотрудников в июле // Интерфакс.ру : сетевое издание. 10.08.2023. URL: https://www.interfax.ru/russia/915654 (дата обращения: 27.10.2023).

4. Глава ФСИН пожаловался на недостаток сотрудников и высокие нагрузки // РИА Новости : сетевое издание. 12.03.2021. URL: https: //ria.ru/20210312/fsin-1600960376.html (дата обращения: 28.10.2023).

5. Брыков Д. А. Современное состояние кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30 (1-4), № 2. С. 189.

6. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2022 г. // Генеральная прокуратура Российской Федерации : [сайт]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/ result?item=85327980 (дата обращения: 04.11.2023).

7. О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве : пост. Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 № 17 (ред. от 16.05.2017) // Бюллетень ВС РФ. 2010. № 9.

8. Цоколова О. И. Проблемы уголовного процесса 2021 года (тезисы доклада) // Современное уголовно-процессуальное право - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. 2021. Т. 2, № 1. С. 247-253.

9. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части изменения вида уголовного преследования в отношении преступлений, предусмотренных частью первой статьи 115, статьей 1161 и частью первой статьи 1281 Уголовного кодекса Российской Федерации) : законопроект № 1145531-7 // СОЗД ГАС «Законотворчество». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1145531-7 (дата обращения: 18.08.2023).

10. Протокол заседания Совета Государственной Думы от 12.04.2023 № 96 // СОЗД ГАС «Законотворчество». URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/1145531-7 (дата обращения: 18.08.2023).

11. О внесении изменений в статью 1161 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : федер. закон от 28.06.2022 № 203-ФЗ. Доступ из СПС «Гарант».

12. Практика рассмотрения уголовных дел в порядке частного обвинения // Пензенский областной суд : [сайт]. 10.06.2015. URL: http:// oblsud.pnz.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=64 (дата обращения: 04.11.2023).

13. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 12.10.2023). Доступ из СПС Гарант.

14. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : федер. закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ (ред. от 10.07.2023). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

15. Овсянников И. В. Об уголовном преследовании в частном порядке // Российская юстиция. 2022. № 2. С. 22-28.

1. Extended meeting of the board of the MIA of Russia // President of Russia : [website]. 03.03.2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/deliberations/65090 (access date: 10/27/2023).

2. Vladimir Kolokoltsev spoke in the State Duma during the "government hour" // State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation: [website]. 10/19/2022. URL: http://duma.gov.ru/news/55541/ (date of access: 10/27/2023).

3. The head of the MIA of the Russian Federation announced the dismissal of 5 thousand employees from the department in July // Interfax.ru: online publication. 08/10/2023. URL: https://www.interfax.ru/russia/915654 (access date: 10/27/2023).

4. The head of the FPS complained about the lack of employees and high workloads // RIA Novosti: online publication. 03/12/2021. URL: https: //ria.ru/20210312/fsin-1600960376.html (access date: 10/28/2023).

5. Brykov D. A. Current state of staffing in the penal system // Man: crime and punishment. 2022. V. 30 (1-4), No. 2. P. 189.

6. Statistical data on the main indicators of the activities of the prosecutor's office of the Russian Federation for January-December 2022 // General Prosecutor's Office of the Russian Federation: [website]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=85327980 (access date: 11/04/2023).

7. On the practice of application by courts of norms regulating the participation of the victim in criminal proceedings : decree of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated June 29, 2010 No. 17 (as amended on May 16, 2017) // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2010. No. 9.

8. Tsokolova O. I. Problems of the criminal process in 2021 (abstract of the report) // Modern criminal procedure law - lessons from history and problems of further reform. 2021. Vol. 2, No. 1. P. 247-253.

9. On amendments to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation (in terms of changing the type of criminal prosecution in relation to crimes provided for in part one of Article 115, Article 1161 and part one of Article 1281 of the Criminal Code of the Russian Federation): bill No. 1145531-7 // Legislative support system State automated system «Zakonotvorchestvo» URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1145531-7 (date of access: 08/18/2023).

10. Minutes of the meeting of the Council of the State Duma dated April 12, 2023 No. 96 // Legislative support system State automated system «Zakonotvorchestvo». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1145531-7 (date of access: 08/18/2023).

11. On amendments to Article 1161 of the Criminal Code of the Russian Federation and Article 20 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation : Federal Law No. 203-FZ of June 28, 2022. Access from LRS «Garant».

12. The practice of considering criminal cases as a private prosecution // Penza Regional Court: [website]. 06/10/2015. URL: http://oblsud.pnz. sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=64 (access date: 11/04/2023).

13. On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation : Federal Law dated November 30, 2011 No. 342-FZ (as amended on August 4, 2023, as amended on October 12, 2023). Access from LRS "Garant".

14. On service in the penal system of the Russian Federation and on amendments to the Law of the Russian Federation "On institutions and bodies executing criminal penalties in the form of imprisonment" : federal. Law of July 19, 2018 No. 197-FZ (as amended on July 10, 2023) // Access from LRS "ConsultantPlus".

15. Ovsyannikov I. V. On private criminal prosecution // Russian justice. 2022. No. 2. P. 22-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.