Научная статья на тему 'Пути реализации социально-политической безопасности региона'

Пути реализации социально-политической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВО И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIO-POLITICAL SECURITY / REGION / GOVERNMENT AND MUNICIPALITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена путям реализации социально-политической безопасности региона. Проанализированы как внешние, так и внутренние факторы социально-политической безопасности, среди которых: государственные институты, общественные палаты субъектов Федерации, муниципальные образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Socio-Political Security System in a Region

The article deals with the implementation of socio-political security system in a region. It examines both external and internal factors of the socio-political security such as public institutions, Commons Chambers of the Federal constituent territories, municipalities.

Текст научной работы на тему «Пути реализации социально-политической безопасности региона»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА / POLITICAL REGIONALISM

Серия «Политология. Религиоведение»

2012. № 1 (8). С. 61-66 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 328

Пути реализации социально-политической безопасности региона

Т. Е.Бейдина

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Статья посвящена путям реализации социально-политической безопасности региона. Проанализированы как внешние, так и внутренние факторы социально-политической безопасности, среди которых: государственные институты, общественные палаты субъектов Федерации, муниципальные образования.

Ключевые слова: социально-политическая безопасность, регион, государство и муниципальные образования.

На реализацию социально-политической безопасности региона влияют три основных фактора: взаимодействие региональных органов власти с федеральным центром; взаимоотношения с другими регионами федерации; контакты с муниципальными органами власти, входящими в регион. Приоритетным является первый фактор, так как он оказывает влияние на состояние как внешней, так и внутренней безопасности России, причем практически во всех ее сферах и видах. Инновационное развитие Забайкальского края определено как развитие горнорудного и агропромышленного комплексов, строительной индустрии [2]. Перед каждым регионом стоят свои специфические задачи. Их эффективное решение целиком и полностью зависит от компетентности и профессионализма государственных и негосударственных органов обеспечения региональной безопасности Российской Федерации.

Наш подход ориентирован на системный анализ социально-политической безопасности, но можно отдельно выделить как социальную, так и политическую безопасность, отраженную в таблице.

Что касается социальной безопасности, то необходимо учесть, что обоснование проблем для решения возникших задач должно исходить из основных приоритетов и целей социально-экономического развития региона, прогнозов развития государственных и общественных потребностей, результатов анализа состояния и перспектив социально-экономического, гуманитарного и иного развития субъекта РФ. Таким образом, комплексные региональные программы должны отражать направления, цели, методы и средства обеспечения прогрессивного развития региона в рамках реализуемой государством социальноэкономической политики, ориентированной на безопасное устойчивое развитие социально-экономического потенциала муниципальных образований.

Таблица

Этапы обеспечения политической безопасности

Этапы Содержание

1 Действия, направленные на изучение различного рода опасностей, вызовов и угроз, их характерных черт, на основе которых происходит разработка непосредственных методов и средств защиты

2 Разработка мер безопасности профилактического характера, позволяющих не допускать возникновение критических ситуаций

3 Осуществление защитных способов, направленных на обеспечение нормального функционирования объекта

4 Действия, направленные на ликвидацию последствий причинения вреда, а также на возмещение ущерба

Основными факторами, влияющими на социально-экономический потенциал муниципального образования, являются: уровень жизни населения; уровень развития социальной сферы, уровень развития производства, малого предпринимательства, бюджетно-финансовый уровень, уровень инвестиционной привлекательности, уровень демографического развития.

Таким образом, все перечисленные факторы можно сгруппировать в пять совокупных потенциалов, оказывающих непосредственное влияние на социально-экономическое развитие города: финансовый, инвестиционный, социальный, производственный, трудовой.

Социально-экономический потенциал муниципального образования обладает свойством необратимого изменения во времени, он принимает форму определенного результата, который способен трансформировать все ранее существовавшие характеристики.

Муниципальные органы власти имеют как прямые, так и косвенные рычаги воздействия на уровень развития территории, так, одним из таких инструментов является имущество, находящееся в оперативном управлении муниципалитета, перечень которого определен законом. Однако в связи с произошедшими преобразованиями в последнее время органам местного самоуправления принадлежит одна из малых частей имущественного сектора экономики, большая находится в частном владении.

В качестве координационного и информационно-аналитического центра реализации социально-политической безопасности может быть создание межведомственного органа под эгидой Совета Безопасности РФ, занимающегося оперативным сбором данных и анализом социально-политической ситуации в субъектах Российской Федерации, с последующим анализом и прямым непосредственным вынесением предложений Президенту РФ и Правительству РФ для принятия государственных решений. Таким образом, можно решить организационные проблемы по реализации социально-политической безопасности.

В решении проблем социально-политической безопасности региона основополагающая роль принадлежит государственным институтам. Однако важная роль отводится и негосударственным органам. Исходной предпосылкой существования негосударственной системы обеспечения социально-

политической безопасности является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству, которое призвано служить гражданскому обществу. Именно общество имеет основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентаций и законов. К негосударственной системе обеспечения безопасности в регионе можно отнести: органы местного самоуправления; частный нотариат; адвокатуру; негосударственные охранные службы и детективные агентства; общественные объединения и отдельных граждан.

Значимую роль в обеспечении социально-политической стабильности и безопасности в регионах призваны играть недавно сформированные общественные палаты субъектов Федерации, призванные также защищать различные интересы регионального сообщества.

Основную роль в регулировании взаимоотношений «регион - муниципалитет» сегодня, как установлено в ходе анализа, играет не давление на органы местного самоуправления, а несколько иные формы воздействия, к которым относятся финансовые, организационные и правовые рычаги, включающие в себя и установление общих принципов функционирования системы местного самоуправления. По состоянию на 01.01.2010 г. в Забайкальском крае насчитывалось 418 муниципальных образований, из них 3 городских округа, 31 муниципальный район, 46 городских поселений, 338 сельских поселений [3]. Также большую роль имеет авторитет регионального руководства, его компетентность в решении актуальных задач. Именно тенденция снижения уровня доверия, авторитета к органам региональной власти и нарастания тенденций прессинга ведут к нарушению социально-политической безопасности в регионе.

Значимым фактором достижения социально-политической безопасности региона призваны быть создаваемые в регионах региональные советы безопасности, являющиеся консультативными органами, осуществляющими свою деятельность под руководством президентов и глав администраций субъектов Российской Федерации.

Важным фактором является улучшение кадровой составляющей. По А. С. Горшкову, «размещение государственного заказа является одним из важнейших этапов формирования будущего облика государственной власти, от успеха которого во многом зависит эффективность ее функционирования» [1, с. 7].

Реализация социально-политической безопасности предполагает учет эффективного взаимодействия следующих элементов:

- объекты (территория, государственные и общественно-политические институты, органы власти, политические права и свободы, а также реальная политическая деятельность граждан, социальных групп и ассоциаций и т. п.), которые нуждаются в защите;

- взгляды, принципы, концепции (доктрины) на этот счет;

- система соответствующих законов (правовая основа);

- субъекты (специальные учреждения и органы, а также имеющие такие функции другие государственные и общественные учреждения, общество и граждане), призванные защищать политическую сферу;

- средства, методы и способы;

- критерии оценки состояния политической безопасности и эффективности ее механизма.

Вся эта система и механизмы ее действия определяются характером политического устройства общества и государственной власти.

История дает несколько типов систем политической безопасности:

• карательно-репрессивный: ориентация на поиск врагов, их подавление, изоляцию, изгнание и уничтожение;

• охранительно-силовой: сосредоточение внимания на обеспечении безопасности правящей элиты и режима, основная опора на силу, но и применение «гибких» мер (подкуп, обман, создание фальшивых ассоциаций, оппозиции и т. п.);

• основанный на демократическом законодательстве, применении преимущественно невоенных средств насилия (духовно-психологических, информационных, судебно-правоохранительных и т. п.). В идеале, как модель будущего, может появиться 4-й тип ненасильственной политической безопасности.

По функциям (задачам), содержанию деятельности, положению и роли в системе государственной власти органы политической безопасности делятся на три вида:

а) являются службами обеспечения руководства страны специальной политической информацией, противодействия разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств и иных враждебных инфраструктур, проведения специальных операций против них, но не участвуют в управлении государством;

б) входят в механизм государственного управления и, кроме вышеуказанных функций, обладают правом давать обязательные рекомендации другим министерствам и ведомствам, осуществлять контроль за их деятельностью, умонастроением людей (обязательное согласование с органами кадровых вопросов, зарубежных командировок и т. д.);

в) не только включены в систему государственного управления, но и являются головным (главным) органом в сфере обеспечения безопасности страны.

Как правило, эти три вида положения органов государственной безопасности характерны соответственно для демократических, переходных и тоталитарных государств. Те или иные функции могут в силу многих обстоятельств незаконно присваиваться органами безопасности. Так, службы безопасности президента РФ брали на себя не только охранные, но и политические функции (влияние на правительство и политику).

России предстоит создать систему политической безопасности, соответствующую демократическому правовому государству. Для этого само государство должно стать таковым. В связи с этим первоочередное значение имеют развитие гражданского общества, повышение политической культуры и активности народа, излечение его от пассивного ожидания благ от власти и осознание того, что именно народ сам может создать современную власть,

способную к созиданию, прогрессу и миру. Но и народ не застрахован от политических ошибок, соучастия в политических преступлениях.

Поскольку политическая безопасность есть также и защита политических прав, воли и действий гражданского общества и личности, важно, чтобы политическая сфера была надежно защищена от произвола и амбиций силовых структур безопасности (армии, разведки, контрразведки, правоохранительных органов и т. п.). Они должны быть выключены из внутренней политической борьбы, деполитизированы и департизированы, ибо их участие в политических баталиях влечет перерастание таких баталий в силовую конфронтацию, в вооруженные конфликты, в кровавую «бесовщину». Такая опасность сейчас особенно велика для России.

В выявлении и защите подлинных национальных интересов в сфере политики в демократических государствах огромная роль принадлежит оппозиции, независимым СМИ, различным ассоциациям и фондам, общественному мнению, научным институтам. Одной из ведущих тенденций развития системы политической безопасности является повышение в ней роли транснациональных институтов и организаций. Граждане и народы по поводу угроз их политическим свободам могут обращаться в международные и региональные органы безопасности.

Таким образом, усиливается значение политической составляющей, которая имеет как внутренний, так и внешний характер. Произошло размещение элементов ПРО в Европе. РФ готова к диалогу с США по ПРО через создание четкой базы взаимоотношений. Калининградская РЛС заступила на боевое дежурство. Политическая безопасность охватывает безопасность политического режима и предполагает стабильность и соблюдение всех прав граждан.

1. Горшков А. С. Модернизация

подготовки государственных и муниципальных служащих: ориентация на

управление по результатам // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. - СПб., 2006. -№ 3. - С. 5-9.

2. Мага А. А. Инновационное развитие Забайкальского края как ключевой фактор повышения конконкурентоспо-собности региона / А. А. Мага, Т. Д. Макаренко, Л. С. Вигандт // Вестн. ЧитГУ. -2011. - № 4. - С. 10.

3. Прохорова О. К. Проблемы территориальной организации местного самоуправления (на примере Забайкальского края) // Изв. ИГЭА. - 2011. - № 1. - С. 95.

1. Gorshkov A. S. Modernization of training of government and municipal employees: focus on the administration by results // Administration consulting. Actual problems of public and municipal administration. - SPb., 2006. - N 3. - P. 5-9.

2. Maga A. A. Innovation development of the Transbaikal region as a clue factor of higher region competitiveness / A. A. Maga, T. G. Makarenko, L. S. Vi-gandt // The News of ChitSU. - 2011. -N 4. - P. 10.

3. Prokhorova O. K. Issues of selfgovernment organization in a territory (by example of the Transbaikal region) // The News of ISEA. - 2011. - N 1. - P. 95.

Implementation of Socio-Political Security System in a Region T. E. Beidina

Transbaikal State University, Chita

The article deals with the implementation of socio-political security system in a region. It examines both external and internal factors of the socio-political security such as public institutions, Commons Chambers of the Federal constituent territories, municipalities.

Key words: socio-political security, region, government and municipalities.

Бейдина Татьяна Евгеньевна - доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного, муниципального управления и политики Забайкальского государственного университета, 672039, г. Чита, ул. Баргузин-ская, 49 «а», тел. 8(3022)41-73-36, e-mail: beydina@inbox.ru

Beidina Tatyana Evguenyevna - Doctor of Political Sciences, Professor, the Head of the Department of Public and Municipal Administration and Policy, the Transbaikal State University, 672039, Chita, Barguzin-skaya St., 49 «a», phone 8(3022)41-73-36, e-mail: beydina@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.