Научная статья на тему 'Пути реализации практико-ориентированного подхода в вузах'

Пути реализации практико-ориентированного подхода в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практико-ориентированный подход / средства и методы практико-ориентированного подхода / реализация практико-ориентированного подхода в вузах / practice-oriented approach / tools and methods of a practice-oriented approach / implementation of a practice-oriented approach in universities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щурин Егор Алексеевич, Щеголева Светлана Анатольевна, Шкарина Татьяна Юрьевна

Динамичное развитие современной образовательной среды актуализирует потребность академической сферы в адаптации к стремительно изменяющимся требованиям рынка труда. Особую значимость в данном контексте приобретает ориентация на практическое применение знаний, способствующая формированию выпускников вузов как востребованных и конкурентоспособных специалистов. В представленном исследовании обсуждаются результаты научного анализа внедрения ориентации на практику в высшие учебные заведения. Во введении укрепляется актуальность данного процесса. Кроме того, в статье осмыслены коренные практико-ориентированные парадигмы в обучении, проведен анализ инновационных концепций в области интеграции практики в университетское образование, выявлены фундаментальные технологии и стратегии, стимулирующие эффективное осуществление данной методологии. Приводятся причины, обусловливающие необходимость использования практико-ориентированного подхода в учреждениях высшего образования. Также подчеркиваются основные тенденции развития инструментария в данной сфере. Для обоснования эффективности применения методов и средств ориентации на практику в вузах изучено мнение экспертов, включая преподавателей вузов и работников предприятий, результаты которого представлены в статье. Опрос проводился при помощи опросных листов, размещенных в Google Forms, участие в нем принял 31 эксперт. Подводя итог, авторы анализируют ключевые тренды, влияющие на трансформацию высшего образования, и предлагают комплекс мер по внедрению практико-ориентированного обучения. Данное исследование имеет потенциал стать полезным инструментом в реализации практико-ориентированного подхода в учреждениях высшего образования во многих регионах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щурин Егор Алексеевич, Щеголева Светлана Анатольевна, Шкарина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to implement a practice-oriented approach in higher education institutions

The dynamic development of the modern educational environment actualizes the need of the academic sphere to adapt to the rapidly changing requirements of the labor market. Of particular importance in this context is the focus on the practical application of knowledge, which contributes to the formation of university graduates as sought-after and competitive specialists. The presented study discusses the results of the scientific analysis of the implementation of practice orientation in higher education institutions. The introduction reinforces the relevance of this process. In addition, the article comprehends the fundamental practice-oriented paradigms in education, analyzes innovative concepts in the field of integrating practice into university education, identifies fundamental technologies and strategies that stimulate the effective implementation of this methodology. The reasons for the need to use a practice-oriented approach in higher education institutions are given. The main trends in the development of tools in this area are also emphasized. To substantiate the effectiveness of the use of methods and means of practice orientation in universities, the opinions of experts, including university teachers and enterprise employees, were studied, the results of which are presented in the article. The survey was conducted using questionnaires posted in Google Forms, 31 experts took part in it. To summarize, the authors analyze the key trends influencing the transformation of higher education and propose a set of measures to implement practice-oriented learning. This study has the potential to become a useful tool in the implementation of a practice-oriented approach in higher education institutions in many regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Пути реализации практико-ориентированного подхода в вузах»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 106-120. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(3(43):106-120. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378.1

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВУЗАХ

Егор Алексеевич Щурин1, shchurin.ea@dvfu.ru

Светлана Анатольевна Щеголева2, schegoleva.sa@dvfu.ru

Татьяна Юрьевна Шкарина3, shkarina.tyu@dvfu.ru, ORCID 0000-0001-8511-5701

1,2 3 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

Аннотация. Динамичное развитие современной образовательной среды актуализирует потребность академической сферы в адаптации к стремительно изменяющимся требованиям рынка труда. Особую значимость в данном контексте приобретает ориентация на практическое применение знаний, способствующая формированию выпускников вузов как востребованных и конкурентоспособных специалистов. В представленном исследовании обсуждаются результаты научного анализа внедрения ориентации на практику в высшие учебные заведения. Во введении укрепляется актуальность данного процесса. Кроме того, в статье осмыслены коренные практико-ориентированные парадигмы в обучении, проведен анализ инновационных концепций в области интеграции практики в университетское образование, выявлены фундаментальные технологии и стратегии, стимулирующие эффективное осуществление данной методологии.

Приводятся причины, обусловливающие необходимость использования практико-ориентиро-ванного подхода в учреждениях высшего образования. Также подчеркиваются основные тенденции развития инструментария в данной сфере. Для обоснования эффективности применения методов и средств ориентации на практику в вузах изучено мнение экспертов, включая преподавателей вузов и работников предприятий, результаты которого представлены в статье. Опрос проводился при помощи опросных листов, размещенных в Google Forms, участие в нем принял 31 эксперт.

Подводя итог, авторы анализируют ключевые тренды, влияющие на трансформацию высшего образования, и предлагают комплекс мер по внедрению практико-ориентированного обучения. Данное исследование имеет потенциал стать полезным инструментом в реализации практико-ориентированного подхода в учреждениях высшего образования во многих регионах Российской Федерации.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, средства и методы практико-ори-ентированного подхода, реализация практико-ориентированного подхода в вузах

Для цитирования: Щурин Е. А., Щеголева С. А., Шкарина Т. Ю. Пути реализации практико-ори-ентированного подхода в вузах // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 106-120.

© Щурин Е. А., Щеголева С. А., Шкарина Т. Ю., 2024

Original article

WAYS TO IMPLEMENT A PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Egor A. Shchurin1, shchurin.ea@dvfu.ru

Svetlana A. Shchegoleva2, shchegoleva.sa@dvfu.ru

Tatiana Yu. Shkarina3, shkarina.tyu@dvfu.ru, ORCID 0000-0001-8511-5701

12 3 Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

Abstract. The dynamic development of the modern educational environment actualizes the need of the academic sphere to adapt to the rapidly changing requirements of the labor market. Of particular importance in this context is the focus on the practical application of knowledge, which contributes to the formation of university graduates as sought-after and competitive specialists. The presented study discusses the results of the scientific analysis of the implementation of practice orientation in higher education institutions. The introduction reinforces the relevance of this process. In addition, the article comprehends the fundamental practice-oriented paradigms in education, analyzes innovative concepts in the field of integrating practice into university education, identifies fundamental technologies and strategies that stimulate the effective implementation of this methodology. The reasons for the need to use a practice-oriented approach in higher education institutions are given. The main trends in the development of tools in this area are also emphasized. To substantiate the effectiveness of the use of methods and means of practice orientation in universities, the opinions of experts, including university teachers and enterprise employees, were studied, the results of which are presented in the article. The survey was conducted using questionnaires posted in Google Forms, 31 experts took part in it.

To summarize, the authors analyze the key trends influencing the transformation of higher education and propose a set of measures to implement practice-oriented learning. This study has the potential to become a useful tool in the implementation of a practice-oriented approach in higher education institutions in many regions of the Russian Federation.

Keywords: practice-oriented approach, tools and methods of a practice-oriented approach, implementation of a practice-oriented approach in universities

For citation: Shchurin EA, Shchegoleva SA, Shkarina TYu. Ways to implement a practice-oriented approach in higher education institutions. Innovative development of vocational education. 2024;(3(43):106-120.(In Russ.).

Введение

Достижение технологического суверенитета, переход к инновационно ориентированному экономическому росту, технологическое обеспечение устойчивого развития производственных систем — такие цели поставлены в Концепции технологического развития страны до 2030 г. Распоряжение о ее утверждении подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин1.

По каждой цели определены основные механизмы ее достижения:

- формирование сквозных технологических приоритетов для науки, образования и отраслей экономики;

1 Правительство утвердило Концепцию технологи-

ческого развития до 2030 года (Распоряжение от 20 мая

2023 года № 1315-р) // Правительство России : офиц. сайт. URL: http://government.ru/news/48570.

- фокусировка на собственных линиях разработки технологий, ключевых узлов и комплектующих;

- опора на новые организационные формы взаимодействия науки, образования и бизнеса;

- развитие инфраструктуры трансфера технологий в экономику и кадровое обеспечение.

Для наиболее оптимальной и эффективной реализации поставленных задач необходимо предоставление студентам практического опыта и применение их знаний на практике, что становится ключевым элементом подготовки специалистов, способных внести значительный вклад в технологическое развитие страны.

Материалы и методы исследования

Исследование в статье проводилось с помощью анализа статистических данных, необходимых для поиска их взаимосвязи и закономерностей, с официальных сайтов

Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособр-надзор) и других. Посредством полученных данных определены проблемы, а также выдвинута гипотеза. Это обуславливает актуальность повышения уровня подготовки специалистов и совершенствования их адаптации к реальным условиям профессиональной деятельности.

В статье собраны и оценены материалы для исследования, включающие научную и учебную литературу в области реализации практико-

ориентированного подхода в обучении; кроме того, представлен опросник, подготовленный для проведения анкетирования.

Наше исследование показывает, что пра-ктико-ориентированный подход по ряду причин необходимо реализовывать в вузах. Рассмотрим эти причины.

1. Снижение количества сдающих ЕГЭ по предмету «физика» выпускников влияет на освоение студентами специальностей технических направлений. Статистика по среднему баллу ЕГЭ по физике за 2019-2023 гг. представлена на рисунке 1.

55,2 55 54,8 54,6 54,4 54,2 54 53,8 53,6

54,4

54,5

55,1

54,11

54,95

2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год

Рис. 1. Средний балл ЕГЭ по предмету «физика» за 2019-2023 гг.

Из рисунка 1 видно, что средний балл ЕГЭ по физике в течение данного периода показывает некоторую вариативность, но в целом сохраняется на относительно стабильном уровне. Небольшой рост среднего балла наблюдается в 2021 и 2023 гг., в то время как в 2022 г. отмечается его спад. Уровень знаний по физике, оцениваемый по результатам ЕГЭ за рассматриваемый период, остается примерно на одном уровне. Рассчитанное по зна-

чениям балла ЕГЭ уравнение линии регрессии показывает тенденцию к увеличению. Таким образом, можно утверждать, что средний балл ЕГЭ по предмету «физика» в рассматриваемый период растет, несмотря на отдельные колебания.

При анализе абсолютного числа обучаемых, сдающих единый государственный экзамен по физике, можно наблюдать следующую динамику, отраженную на рисунке 2.

160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 о

2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год

Рис. 2. Динамика количества выпускников, сдающих ЕГЭ по физике за 2019-2023 гг.

139500 139574

128000

100000

89000

Таким образом, исходя из данных Рособр-надзора, представленных на рисунке 2, можно увидеть, что наблюдается отрицательная динамика по количеству выпускников, сдающих ЕГЭ по предмету «физика», при этом число выпускников растет.

Соответственно, в то время как средний балл ЕГЭ по физике в последние годы остается на одном уровне, количество сдающих физику выпускников уменьшается, поскольку на технические направления поступают абитуриенты, сдававшие информатику, химию и иностранный язык. В связи с этим студентам сложнее обучаться на технических специальностях, ориентированных именно на абитуриентов, сдававших физику.

2. Компетенции, полученные студентами в вузе, отличаются от тех, которые требуются предприятиям. При этом сами предприятия, обращаясь к вузу, просят специалистов для

600,0

500,0

выпускники выпускники выпускники

2019 г. 2020 г. 2021г.

Рис. 3. Численность трудоустроенных выпускников по годам выпуска (тыс. человек)

90,0

трудоустройства, но оказываются неготовыми взять на практику студентов.

Анализируя данные о трудоустройстве выпускников образовательных организаций высшего образования, обратим внимание на следующие показатели, представленные на рисунках 3-5:

- численность трудоустроенных выпускников по годам выпуска;

- доля трудоустроенных выпускников в общей численности выпускников образовательных организаций высшего образования (уровень занятости);

- уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего образования.

Из рисунка 3 видно, что с каждым годом численность трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования снижается.

548,9

499,0

450,4

85,0

80,0

75,0

87,2

84,0

70,0

74,5

65,0

Выпускники 2019 г.

Выпускники

2020 г

Выпускники 2021 г.

Рис. 4. Доля трудоустроенных выпускников в общей численности выпускников образовательных организаций высшего образования (уровень занятости)

Из рисунка 4 также видно, что с каждым годом доля трудоустроенных выпускников в общей численности выпускников образовательных организаций высшего образования снижается.

Из рисунка 5 видно, что уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего образования с каждым годом повышается, что свидетельствует об отрицательной динамике.

12,0

10,0

8,0

6,0

10,9

4,0

2,0

5,2

6,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,0

Выпускники 2019 г.

Выпускники

2020 г.

Выпускники 2021 г.

Рис. 5. Уровень безработицы выпускников образовательных организаций высшего образования

3. Дальневосточный федеральный округ занимает одну из последних позиций по показателям, связанным с долей имеющей высшее образование рабочей силы от общего числа рабочей силы, а также с уровнем безработицы населения.

Доля рабочей силы в возрасте 22 лет и старше, имеющей высшее образование, в общей численности рабочей силы соответствующего возраста представлена на рисунке 6 (согласно данным с сайта Федеральной службы государственной статистики).

□ 2019 год □ 2020 год В2021год Е32022год

оооооооо s к з a a s <я а

> Л- > > ^ Л- > Л-

^ ,<>" S^ ^

/ / / / ^ /

/

° /

Рис. 6. Доля рабочей силы в возрасте 22 лет и старше, имеющей высшее образование, в общей численности рабочей силы соответствующего возраста

Из рисунка 6 видно, что Дальневосточный федеральный округ занимает одну из отстающих позиций среди восьми федеральных округов Российской Федерации, превосходя только Сибирский и Северо-Кавказский федеральные округа.

По данным рисунка 7, ДВФО и по проценту безработицы, и потенциальной рабочей силы населения также занимает одну из отстающих позиций. Дальневосточный федеральный округ по этому показателю уступает только СевероКавказскому федеральному округу и делит второе место с Сибирским федеральным округом, а иногда и опускается ниже, имея один из самых высоких процентов безработицы в течение данного периода.

Если же говорить об уровне безработицы, то на рисунке 7 представлены данные по восьми федеральным округам Российской Федерации — совокупный показатель уровня безработицы и потенциальной рабочей силы населения в возрасте 15 лет и старше за 2018-2022 гг.

Таким образом, подчеркнем, что для повышения качества подготовки специалистов и улучшения их адаптации к реальным условиям трудовой деятельности необходимо внедрение инновационных решений. В ходе анализа упомянутых решений в области эффективной реализации практико-ориентированного подхода в вузах были выявлены способствующие этому ключевые технологии и методики (табл. 1).

Таблица 1

Краткая характеристика технологий

№ Технология/инновация Описание

1 Модель CDIO Модель обучения студентов инженерных и технологических направлений в соответствии с моделью «Задумай — спроектируй — реализуй — управляй» — реальные системы, процессы и продукты на международном рынке [1]

2 Модель свободных искусств и наук (Liberal arts and sciences) Модель обучения, направленная на развитие критического и самостоятельного мышления студентов [Там же]

□ 2018 год Ш2019 год Н2020 год В 2021 год И 2022 год

00*00*

го Ч

, ОТ О")

С1 I

о о

и") 1Л (В sfpi

оооооооо

& Ф 8 б? , $ Ф $ . <9

J ^ / / ^

* У * s / J /

у °

Рис. 7. Совокупный показатель уровня безработицы и потенциальной рабочей силы населения в возрасте 15 лет и старше за 2018-2022 гг.

Продолжение таблицы 1

№ Технология/инновация Описание

3 Модель «Корпоративный университет» Образовательное подразделение, призванное поддерживать стратегическое развитие компании и быть катализатором ее обновления через обучение руководителей и других сотрудников, а также создание, накопление и распространение передовых знаний внутри организации

4 Модель прикладного бакалавриата Модель подготовки выпускников с полным набором знаний и навыков, позволяющих без дополнительного обучения приступить к работе на производстве [Там же]

5 Модель дуального обучения Модель обучения, при которой теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте [Там же]

6 Модель сотрудничества между школами разного уровня и бизнес-предприятиями (SEED) Модель обучения предпринимательству [Там же]

7 Обучение на основе реальных проблем (Problem-based learning, PBL) Модель, базирующаяся на том, что педагоги должны выстраивать учебный процесс на основе природных потребностей учеников исследовать и творить [2]

8 Модель обучения на базе опыта (Experience based learning systems, EBLS) Модель строится на убеждении, что эффективность процесса обучения определяется степенью освоения обучающимся четырех типов навыков, в числе которых: - конкретные навыки опыта; - навыки рефлексивного наблюдения; - навыки абстрактной концептуализации; - экспериментально-исследовательские навыки [Там же]

9 Метод социально-эмоционального обучения Реализация метода подразумевает проведение тренингов на распознание собственных эмоций и эмоциональных состояний окружающих, вызванных той или иной ситуацией, включая уровень интенсивности проявления чувства, опыт эффективного генерирования собственных эмоциональных состояний [Там же]

10 Разновидности EBL Стажировки на рабочих местах, обучение без отрыва от производства, ролевые игры, групповые дискуссии, обучение на основе проблем и др. [Там же]

11 Матричная модель сознательной компетентно сти Модель представляет собой поэтапный процесс освоения новых навыков и стилей поведения, развития способностей [Там же]

12 Модель обучения на рабочем месте (Work-based learning) Модель позиционируется как эффективная модель обучения, основанного на работе, и включает три ключевых компонента: - управление; - качество; - партнерские отношения. В основе модели — профессиональная деятельность, способствующая освоению и применению индивидуальных и коллективных знаний, навыков и способностей для достижения аккредитованных результатов, имеющих значение для вуза, студентов и их потенциальных работодателей [Там же]

13 Модель обучения на базе проектов Согласно модели, в результате проектной деятельности студенты обучаются путем вовлечения в решение реальных задач и при этом несут определенную ответственность за организацию образовательного процесса. Участие в проектах заставляет студентов уже с первого года обучения думать и действовать, имея в виду свою будущую карьеру [Там же]

14 Технологии интерактивного обучения, компетентностного обучения, модульного обучения, а также саморегулируемого учения Построение процесса практико-ориентированного обучения на базе данных технологий позволяет максимально приблизить содержание учебных дисциплин студентов к их будущей профессии. Преимуществом применения технологий является то, что они органично

Окончание таблицы 1

№ Технология/инновация Описание

сочетаются с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности [3]

15 «Промышленные экскурсии» Экскурсии на профильные предприятия, которые способствуют повышению имиджа предприятия, интереса молодых специалистов к производству и последующему их привлечению на производство, популяризации ряда профессий. Наконец, это реклама. Посещение предприятия — это возможность для студента повысить качество формируемых профессиональных компетенций, погружение в реальную производственную среду, возможность временной занятости или последующего трудоустройства [4]

16 Система управления обучением LMS MOODLE Система управления дистанционным обучением (электронное обучение) или виртуальная обучающая среда (Leaming management systems, LMS), созданная на основе интернет-технологий [5]

17 Экспектационный подход Подход направлен на экстраполяцию основных положений теории ожиданий на процесс обучения студентов [6]

18 Компетентностно ориентированный подход Подход отражает результативно-целевую направленность практико-ориентированной подготовки. С позиции подхода процесс практико-ориентированной подготовки обогащается не только «новым» содержанием компетенций, но и способами действий, направленных на осознание знаний, умений, обеспечивающих максимальную реализацию потенциала будущих специалистов [Там же]

19 Трансдисциплинарный подход Подход направлен на формирование универсальной трансдисциплинарной методологии и единого смыслового контекста подготовки студентов [Там же]

20 Создание в вузе профессионально развивающей среды как пространства возможностей для погружения в мир профессии Среда включает в себя профессиональное оборудование, специализированные кабинеты, приглашение специалистов-практиков; информационное сопровождение и доступность услуг поисковых систем, содержащих вакансии на сайтах кадровых агентств и прямых работодателей; творческие конкурсы, смотры «Лучший в профессии»; регулярные непосредственные контакты с потенциальными работодателями [7]

21 Включение студентов в основные виды будущей профессиональной деятельности посредством аудиторной и внеаудиторной работы, акцентирование практической значимости всех видов деятельности Перспективным в этом методе представляется, во-первых, проведение выездных занятий в учреждениях в процессе изучения дисциплин соответствующего содержания подобно тому, как это принято в обучении студентов. Во-вторых, содействие студентам в осуществлении профессиональной деятельности во время учебы в вузе на условиях неполной занятости (3-4 часа в день) в профильных организациях [Там же]

22 Выделение в учебном плане подготовки компетентностных кластеров, в каждом из которых присутствует практико-ориенти-рованный модуль Освоение модуля строится по схеме «анализ (самоанализ) — осознание — тренировка навыка». Практикум как форма обучения предусматривает выполнение лабораторных и практических работ, решение творческих задач от зарождения идеи до ее воплощения в конкретном продукте [Там же]

23 Увеличение количества часов, отводящихся на различные виды практик Увеличение количества часов на практические, семинарские занятия в ущерб лекционным автоматически обеспечит реализацию пра-ктико-ориентированного подхода [8]

24 Профессионально ориентированная технология обучения Модель способствует формированию у студентов необходимых для будущей профессиональной деятельности компетенций, что обеспечивает их трудоустройство по выбранной специальности и качественное выполнение профессиональных обязанностей [9]

25 Учебные кейсы как средство практико-ориентированной подготовки специалистов Сближение фундаментального профессионально-педагогического образования с реальной педагогической практикой может быть обеспечено посредством использования в подготовке профессионального обучения в вузе учебных кейсов [10]

Таким образом, таблица 1 позволяет сделать вывод, что в ходе анализа инновационных решений в области реализации практико-ориентиро-ванного подхода в вузах были выявлены ключевые тенденции:

- акцент на профессиональные навыки;

- взаимодействие вузов и предприятий;

- использование современных технологии и инструментов.

Описанные выше тенденции свидетельствуют о стремлении учебных заведений к повышению качества подготовки специалистов и улучшению их адаптации к реальным условиям трудовой деятельности.

Инновационные решения в области реализации практико-ориентированного подхода в вузах

Таблица 2

Проблема Технология/инновация

Снижение количества сдающих ЕГЭ по предмету физика выпускников влияет на освоение студентами технических специальностей - модель прикладного бакалавриата; - модель дуального обучения; - разновидности EBL; - технологии интерактивного обучения, компетентностного обучения, модульного обучения, а также саморегулируемого учения; - «промышленные экскурсии»; - создание в вузе профессионально развивающей среды как пространства возможностей для погружения в мир профессии

Потребности предприятий в компетенциях специалистов отличаются от тех компетенций, которые студенты получают в вузе - модель прикладного бакалавриата; - модель дуального обучения; - модель сотрудничества между школами разного уровня и бизнес-предприятиями (SEED); - разновидности EBL; - технологии интерактивного обучения, компетентностного обучения, модульного обучения, а также саморегулируемого учения; - «промышленные экскурсии»; - создание в вузе профессионально развивающей среды как пространства возможностей для погружения в мир профессии

Дальневосточный федеральный округ занимает одну из последних позиций по показателям, связанным с долей рабочей силы, имеющей высшее образование, от общего числа рабочей силы, а также с уровнем безработицы населения - разновидности EBL; - технологии интерактивного обучения, компетентностного обучения, модульного обучения, а также саморегулируемого учения; - «промышленные экскурсии»; - система управления обучением LMS MOODLE; - создание в вузе профессионально развивающей среды как пространства возможностей для погружения в мир профессии

В таблице 2 представлены инновационные решения для устранения описанных выше проблем.

Таким образом, для повышения качества подготовки специалистов и улучшения их адаптации к реальным условиям трудовой деятельности более всего подойдут следующие инновационные решения, устраняющие сразу три проблемы:

- разновидности EBL;

- технологии интерактивного обучения, компетентностного обучения, модульного обучения, а также саморегулируемого учения;

- «промышленные экскурсии»;

- создание в вузе профессионально развивающей среды как пространства возможностей для погружения в мир профессии.

Результаты исследования и их обсуждение

В целях обоснования актуальности использования в вузах средств и методов практико-ори-

ентированного подхода к обучению при помощи опросных листов, представленных в Google Forms, было проведено исследование. В опросе принял участие 31 эксперт из числа преподавателей Дальневосточного федерального университета, а также специалистов с предприятий. Эксперты в области образования — преимущественно представители возрастных групп 40-59 и 25-39 лет (48,4 % и 38,7 % опрошенных соответственно). Заметное количество респондентов (77,4 %) являются представителями высших учебных заведений. Наибольший процент среди специалистов (51,6 %) обладает опытом трудовой деятельности от 11 до 24 лет. Исследование также выявило, что большинство экспертов (61,3 %) окончили аспирантуру, что свидетельствует о высоком уровне их образования и практическом опыте. Результаты опроса представлены на рисунках 8-16.

5. Какой из трендов, на ваш взгляд, самый эффективный для реализации практико-ориентированного подхода?

!;и:|Ц|Ц|Ц|Ц!;!;!

Взаимодействие вузов и предприятий ■ Использование современных технологий и инструментов || Акцент на профессиональные навыки

Рис. 8. Результаты опроса. Вопрос № 5 в анкете

6. Как вы считаете, сможет ли практико-ориентированный подход решить проблему трудности трудоустройства выпускника по специальности без опыта работы после окончания

вуза?

* Да ■ Нет Рис. 9. Результаты опроса. Вопрос № 6 в анкете

7. Как вы считаете, сможет ли практико-ориентированный подход решить проблему освоения компетенций студентами, которые не сдавали ЕГЭ по

физике?

■Я

. ■ ■ •:•:• ■ •:•:• ■ • :•: • ■ • :•: •

| | | | |

.................................

г Да - Нет Частично ■ Затрудняюсь ответить Рис. 10. Результаты опроса. Вопрос № 7 в анкете

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Какой из методов практико-ориентированного подхода наиболее эффективен для решения проблемы освоения компетенций студентами, которые не сдавали ЕГЭ по физике?

Создание в вузе.. I 18

((Промышленные экскурсии» I 13

Технологии интерактивного.. _I б

Разновидно сти ЕВЬ.. I 15

Модель дуального обучения... ГР 16

Модель прикладного.. I 2

О 5 10 15 20

Рис. 11. Результаты опроса. Вопрос № 8 в анкете

9. Как вы считаете, сможет ли практико-ориентир о в энный подход решить проблему безработицы в Дальневосточном федеральном округе?

т

1 vi !!l!lf

"й й й Й п № : :*!::*! Г .............

..... PF'

* Да - Нет ■ Затрудняюсь ответить Рис. 12. Результаты опроса. Вопрос № 9 в анкете

10. Какой из методов практико-ориентированного подхода наиболее эффективен для решения проблемы безработицы в Дальневосточном федеральном округе?

Создание в вузе.. I 17

Система управления.. ZZ\ 2 «Промышленные экскурсии» I 8

Технологии интерактивного.. I 6

Разновидности ЕВЬ... I 22

0 5 10 15 20 25 Рис. 13. Результаты опроса. Вопрос № 10 в анкете

1 17

ZD 2

1 8

1 6

11. Как вы считаете, сможет ли практико-ориентированный подход решить проблему различия компетенций, требуемых предприятием и получаемых

в вузе студентами?

тт; л.ии.и .........................

■:и ::!:!::::!:!::'::!:!:: :!

^и; =!=;;; =;=и; =;=;;; =;=и; =;=;;; =;=и; =;=;;; = ...........................................

• ;; ; ; ; • : :;::: : : ■

- Да Нет ■ Частично Рис. 14. Результаты опроса. Вопрос № 11 в анкете

12. Какой из методов практико-ориентированного подхода наиболее эффективен для решения проблемы

различия компетенций, требуемых предприятием и получаемых в вузе студентами?

Создание в вузе..; I 20

«Промышленные экскурсии» I 10

Технологии интерактивного... 4

Разновидности ЕВЬ.. гр 15

Модель сотрудничества.. _ _I 11

Модель дуального обучения.. I 17

Модель прикладного... 4

0 5 10 15 20 25

Рис. 15. Результаты опроса. Вопрос № 12 в анкете

13. Какой из методов практико-ориентированного подхода наиболее эффективен для решения трех

вышеописанных проблем?

Создание в вузе

«Промышленные экскурсии»

Технологии интерактивного обучения, компетентно стного.

Разновидности ЕВЬ (Стажировки на рабочих...

1 12

] 8

20

19

0 5 10 15 20 25 Рис. 16. Результаты опроса. Вопрос № 13 в анкете

Помимо этого, из рисунков 8-9 видно, что большинство экспертов (71 %) самым эффективным трендом для реализации практико-ориен-тированного подхода считают взаимодействие вузов и предприятий, также, с их точки зрения, данный подход сможет решить проблему сложности трудоустройства выпускника по специальности без опыта работы после окончания вуза.

Из рисунков 10-11 можно сделать вывод, что, по мнению экспертов (64,5 % опрошенных), пра-ктико-ориентированный подход сможет решить проблему освоения компетенций студентами, которые не сдавали ЕГЭ по физике. Эксперты полагают, что наиболее подходящим методом является создание в вузе профессионально развивающей среды как пространства возможностей для погружения в мир профессии (58,1 % опрошенных).

Также из рисунков 12-13 видно, что, по мнению экспертов, практико-ориентированный подход сможет решить проблему безработицы в Дальневосточном федеральном округе (64,5 % опрошенных), а наиболее подходящим для этого методом являются разновидности EBL — 75 % опрошенных.

Наконец, по рисункам 14-15 можно сделать вывод, что, по мнению экспертов, практико-ори-ентированный подход сможет решить проблему различия компетенций, требуемых предприятием и получаемых в вузе студентами (74,2 % опрошенных). Наиболее подходящим методом, как отметили эксперты, является создание в вузе профессионально развивающей среды как пространства возможностей для погружения в мир профессии (64,5 % опрошенных).

Заключение

Подводя итог, стоит отметить, что в результате нашего исследования была достиг-

нута цель — выявлены наиболее актуальные для применения в высших учебных заведениях методики реализации практико-ориенти-рованного подхода к обучению. Из проведенного опроса следует вывод, что, по мнению экспертов, наиболее эффективными методами практико-ориентированного подхода для решения трех ранее описанных проблем являются:

- разновидности EBL (61,3 % опрошенных);

- создание в вузе профессионально развивающей среды как пространства возможностей для погружения в мир профессии (64,5 % опрошенных).

Также на основании проведенного в статье исследования можно сделать вывод, что пра-ктико-ориентированный подход в вузах имеет огромное значение для подготовки студентов к реальным вызовам профессиональной сферы. Кроме того, отметим, что его эффективная реализация требует комплексного подхода, включающего в себя изменения в учебном плане, методах преподавания, а также взаимодействие с представителями бизнеса и промышленной индустрии.

В заключение подчеркнем, что для эффективной реализации практико-ориентированного подхода к обучению необходима более тесная связь между университетами и потенциальными работодателями для успешной адаптации учебных программ к текущим требованиям рынка труда. Помимо этого, важной задачей является проведение постоянного мониторинга и анализа результатов внедрения новых методов обучения с учетом обратной связи от студентов и работодателей для постоянного совершенствования данного процесса.

Список источников

1. Тугульчиева В. С., Васильева П. Д. Проблемы реализации практико-ориентированного подхода в естественно-математическом образовании регионального вуза // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 421-425. DOI 10.25683ZVOLBI.2019.46.152.

2. Емельянова Т. В. Зарубежный опыт профессиональной подготовки кадров на основе практико-ориентированного подхода // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 6 (72). С. 137-151.

3. Багаева Э. М. Практико-ориентированный подход в развитии профессиональных компетенций у студентов бакалавров педагогического вуза // Вопросы педагогики. 2020. № 5-2. С. 38-43.

4. Голованова Н. Б., Рогова В. А. Реализация практико-ориентированного подхода в подготовке специалистов по радиотехнике и системам связи // Российский технологический журнал. 2018. Т. 6, № 2 (22). С. 5-19.

5. Снегирева Л. В. Возможности электронного обучения в реализации практико-ориенти-рованного подхода в высшем профессиональном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 260-263. DOI 10.26140/атр-2021-1003-0065.

6. Жабаков В. Е. Методологические подходы к управлению практико-ориентированной подготовкой будущих педагогов физической культуры // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 2 (162). С. 50-61. DOI 10.25588/ CSPU.2021.162.2.003.

7. Авчинникова С. О. Усиление практико-ориентированной направленности профессионального образования по социальной работе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). С. 135-139. DOI 10.23951/1609-624X-2018-1-135-139.

8. Кузакбирдиев С. С. Проблемы реализации практико-ориентированного подхода в подготовке юристов и пути их решения // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Т. 5, № 2. С. 137-154. DOI 10.21684/2411-7897-2019-5-2-137-154.

9. Карпова О. В. Подходы к практико-ориентированному обучению бакалавров по направлению «Стандартизация и метрология» // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (67). С. 46-53. DOI 10.26105/SSPU.2020.58.21.004.

10. Осадчук О. Л., Рыбакова Н. Н. Учебные кейсы как средство практико-ориентированной подготовки в вузе педагогов профессионального обучения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 3 (37). С. 109-117. DOI 10.17238/issn1998-5320.2019.37.109.

References

1. Tugulchieva VS, Vasilyeva PD. Problems of implementing a practice-oriented approach in natural science and mathematics education of a regional university. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law. 2019;(1(46):421-425. DOI 10.25683/V0LBI.2019.46.152. (In Russ.).

2. Emelyanova TV. Foreign experience in professional training of personnel based on a practice-oriented approach. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika = Domestic and foreign pedagogy. 2020;1(6(72):137-151. (In Russ.).

3. Bagaeva EM. Practice-oriented approach in the development of professional competencies among bachelor students of a pedagogical university. Voprosy pedagogiki = Issues of pedagogy. 2020;(5-2):38-43. (In Russ.).

4. Golovanova NB, Rogova VA. Implementation of a practice-oriented approach in the training of specialists in radio engineering and communication systems. Rossijskij tehnologicheskij zhurnal = Russian Technological Journal. 2018;6(2(22):5-19. (In Russ.).

5. Snegireva LV. Possibilities of e-learning in the implementation of a practice-oriented approach in higher professional education. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija = Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2021;10(3(36):260-263. DOI 10.26140/anip-2021-1003-0065. (In Russ.).

6. Zhabakov VE. Methodological approaches to managing practice-oriented training of future physical education teachers. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-peda-gogicheskogo universiteta = Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. 2021;(2(162):50-61. DOI 10.25588/CSPU.2021.162.2.003. (In Russ.).

7. Avchinnikova SO. Strengthening the practice-oriented focus of professional education in social work. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2018;(1(190):135-139. DOI 10.23951/1609-624X-2018-1-135-139. (In Russ.).

8. Kuzakbirdiev SS. Problems of implementing a practice-oriented approach in training lawyers and ways to solve them. Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-jekonomi-cheskie i pravovye issledovanija = Bulletin of Tyumen State University. Social, economic and legal research. 2019;5(2):137-154. DOI 10.21684/2411-7897-2019-5-2-137-154. (In Russ.).

9. Karpova OV. Approaches to Practice-Oriented Training of Bachelors in the Field of "Standardization and Metrology". Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Surgut State Pedagogical University. 2020;(4(67):46-53. DOI 10.26105/SSPU.2020.58.21.004. (In Russ.).

10. Osadchuk OL, Rybakova NN. Educational Cases as a Means of Practice-Oriented Training of Teachers of Professional Education at a University. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija = Science of Man: Humanitarian Research. 2019;(3(37):109-117. DOI 10.17238/issn1998-5320.2019.37.109. (In Russ.).

Информация об авторах

Е. А. Щурин — магистрант.

С. А. Щеголева — доцент Департамента инноваций Политехнического института (Школы), кандидат физико-математических наук, доцент.

Т. Ю. Шкарина — профессор Департамента инноваций Политехнического института (Школы), кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors

E. A. Shchurin — Master's student.

S. A. Shchegoleva — Associate Professor of the Department of Innovations of the Polytechnic Institute (School), Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor.

T. Yu. Shkarina — Professor of the Department of Innovations of the Polytechnic Institute (School), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 21.05.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 30.06.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 02.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.