Научная статья на тему 'Реализация практико-ориентированного подхода в вузе в соответствии с ФГОС во'

Реализация практико-ориентированного подхода в вузе в соответствии с ФГОС во Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дохоян Анна Меликсовна

В статье рассматривается опыт работы кафедры о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применение практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС ВО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация практико-ориентированного подхода в вузе в соответствии с ФГОС во»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК-378

Дохоян Анна Меликсовна

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной, специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВО

Аннотация.:

в статье рассматривается опыт работы кафедры о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применение практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС ВО.

Ключевые слова:

образование, обучение, профессиональные компетенции, практико-ориентированная подготовка; практико-ориентированное образование; практико-ориентированный подход.

Dokhoyan Anna Meliksovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social, Special Pedagogy and Psychology, Armavir State Pedagogical University (Armavir)

THE IMPLEMENTATION OF THE PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN COMPLIANCE WITH FSES HE

Abstract:

the article deals with the experience of the Department on the practice-oriented approach to learning in an educational setting, the use of practice-oriented technologies, the gradual formation of the professional competencies of the individual the student in accordance with FSES HE.

Keywords:

education, training, professional competencies, practice-oriented training; practice-oriented education; practice-oriented approach.

В системе высшего образования происходят существенные изменения под воздействием изменившихся требований к ее выпускникам.

Главный мотив требований: молодой специалист должен быть подготовлен в вузе таким образом, чтобы мог продуктивно использовать квалификацию, опыт и компетенции, приобретенные в процессе обучения. Современный рынок труда нуждается в специалистах, умеющих применять свои знания, умения и навыки на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции. И эту задачу может решить только совместное участие вуза и работодателей в формировании заказа на подготовку специалистов.

Работодатели удовлетворены в большей степени объемом базовых знаний, которые выпускники получают в вузах, и меньше работодатели удовлетворены специальными знаниями выпускников, которые, по их мнению, зачастую оторваны от реалий современного образования. Выпускник вуза должен быть востребованным на рынке труда.

Достоинством системы советского образования была фундаментальность и научность, проблема российского образования в том, как от фундаментальных, теоретических знаний перейти к инновациям и обеспечить подготовку специалиста к конкретной работе. Не теряя своей фундаментальности, система образования стремится приобрести новое, практико-ориентированное содержание, основанное на рациональном сочетании фундаментального образования и профессиональной подготовки. При организации учебного процесса с доминированием теоретического материала учебный процесс становится излишне усложненным и отрывается от реальной практики, что ведет к потере интереса студентов к обучению.

Практико-ориентированное обучение - это процесс взаимодействия трех субъектов обучения: преподавателя, студента и работодателя.

Существует несколько моделей практико-ориентированного обучения, например сэндвич-курсы, кооперативные программы, когнитивное ученичество и другие. Их можно классифицировать по принципу «обучение для работы»; «обучение на работе»; «обучение через работу».

Профессорско-преподавательским коллективом кафедры социальной, специальной педагогики и психологии АГПУ практико-ориентиро-ванный подход применяется с первых дней обучения и проходит систему поэтапного формирования профессиональных компетенций личности

студента. Данная система предполагает следующие этапы: адаптационный, ценностный, практический и заключительный.

1 этап - Адаптационный

На первом курсе обучения студенту важно познакомиться со своей будущей специальностью, получить информацию об организациях, учреждениях, потенциальном месте работы, знать о работодателях, о требованиях к молодым специалистам. Данный этап позволяет студенту изучить свой психологический профиль и ресурсный потенциал для профессиональной деятельности. Это происходит в рамках дисциплин «Введение в специальность», «Введение в деятельность социального педагога», и др. На этих занятиях студенты знакомятся со сферой практической деятельности, изучают опыт работы педагога-психолога по оказанию социально-педагогической помощи, социальной адаптации, консультированию родителей, коррекции поведения детей и подростков, относящихся к «группе риска», профилактическим мероприятиям.

2 этап - Ценностный

На данном этапе происходит специализация, формирование профессиональных интересов студентов. Большая роль отводится дисциплинам по выбору, которые больше всего ориентированы на будущую трудовую деятельность. Тематика таких курсов определена в учебных планах. В качестве примера можно предложить: «Генезис социально-педагогической работы на Кубани», «Работа социального педагога в школе», «Активные методы в работе психолога» и т. д. Нагрузка распределяется таким образом, что преподаватели кафедры читают лекции, а работодатели проводят практические занятия, выполняют совместные со студентами научные исследования, курсовые проекты и т. д.

Долговременное сотрудничество, например с МАОУ СОШ № 3, 6, 7 г. Армавира, проявляется в том, что студенты готовят практические и лабораторные работы на их базе. Площадки этих школ стали базами для апробирования результатов научных исследований студентов, обучающихся по соответствующему направлению подготовки.

Практические занятия проводятся в кабинете у педагога-психолога, где студентам демонстрируют, как работает специалист с детьми младшего

возраста, с подростками и т. д. Студенты на практических и лабораторных занятиях непосредственно на практике знакомятся с методикой работы, с проблемами психолого-педагогического процесса в школе. Изучают использование имеющейся базы диагностических методик с целью исследования уровня психического и личностного развития учащихся; частные методики, например рисуночный тест «Дом, дерево, человек», «Моя семья». Участвуют в проведении психологического консультирования педагогов по вопросам создания индивидуальной траектории развития и саморазвития детей. Занимаются профориентационной деятельностью непосредственно в школе.

Сотрудничество кафедры ССПП с учреждениями образования и социальной защиты, с коррекционными учреждениями осуществляется в соответствии с перспективным планом работы социально-психологического факультета. В настоящее время идет работа совместных научных исследований преподавателей и студентов вуза через систему грантов.

Большая роль в реализации практико-ориентированного подхода отводится циклу психологических дисциплин. Например, в рамках дисциплины «Педагогическая психология» особый акцент делается на практическое изучение профессионального стандарта педагога, психологического сопровождения внедрения ФГОС в образовании; психологические основы работы с детьми группы риска; диагностику воспитанности и др. При изучении «Возрастная психология» все практические занятия ориентированы на формирование умений работать с диагностическим материалом.

3 этап - Практический

С этих позиций практико-ориентированного обучения практика студентов приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ вузовской подготовки. Сотрудничество вуза с конкретными работодателями начинается уже с первого года обучения студента на ознакомительной практике.

Наши работодатели оказывают всестороннюю помощь практикантам по выполнению заданий практики, делятся практическим опытом работы.

По итогам производственной практики проводятся совместно с работодателями конференции.

В рамках направления Педагогическое образование знакомство с профессией происходит не только при изучении дисциплин психологического цикла «Психология самопознания», «Общая психология», «Возрастная психология», но и в процессе прохождения учебной психолого-педагогической практики в базовых школах города: МАОУ-СОШ № 7, гимназия № 1, МБОУ-СОШ № 5, МБОУ-СОШ № 8, МБОУ-СОШ № 10 и др.

Задания, выносимые на практику, носят четкий практико-ориенти-рованный характер:

• знакомство со школьной документацией, регламентирующей работу образовательного учреждения;

• знакомство с функционалом деятельности учителей-предметников, школьного психолога, социального педагога;

• выполнение практических заданий: наблюдение за учеником, посещение уроков и пр.

Студенты выходят на практику, чтобы попробовать себя в роли психологов. В детской деревне «Виктория» студенты включались в работу психологов из психологической службы деревни. В соответствии с годовым планом работы психологов, студенты проводили психологическую диагностику воспитанников деревни: изучение самооценки у подростков; изучение страхов у детей, которые только прибыли в приёмные семьи; диагностику познавательной сферы у детей младшего школьного возраста, которые слабо успевают в школе (по запросу родителей). Подготовили и провели тематические встречи с подростками по проблеме игровой (компьютерной) зависимости.

Часто студенты принимают участие в проводимых на базе детской деревни «Виктория» тренингах специалистов из других городов и стран (Москва, Санкт-Петербург, Словения, США), среди них:

• работа с психологическими травмами;

• работа с зависимостями;

• диагностика психического развития и пр.

Привлечение работодателей к организации производственной практики способствует практико-ориентированному обучению. Работодатели рассматривают конкретных студентов как свой кадровый резерв, активно

включаются и вносят конкретные предложения по содержанию работы студента-практиканта. Но есть и такие руководители, которые считают своей задачей пассивный контроль, не интересуясь деятельностью практиканта во время прохождения практики. Они видят свою роль просто в оказании помощи студентам по закреплению на практике того, чему их учили в университете. Назрела необходимость пересмотреть задания, выносимые на производственные практики, сделать их адресными с учетом конкретного места прохождения практики.

4 этап - Заключительный

На данном этапе студенты включаются в научно-исследовательскую деятельность. Мы учитываем пожелания и заказы работодателей с целью проведения практико-ориентированного обучения студентов в процессе подготовки курсовых проектов, выпускных квалификационных работ. Эта деятельность, прежде всего работа не учебная, а именно квалификационная. Работодатели активно участвуют в подготовке студентов к этой деятельности: выступают в качестве научных руководителей, консультантов, делают запросы для исследования, предлагают свои темы для исследования.

Кроме того, учителя и воспитатели, логопеды и дефектологи этих школ приносят на рецензию свои разработанные методические пособия, программы выходного дня и другие материалы. Успешному трудоустройству выпускников и студентов способствуют проводимые на факультете совместно с работодателями дни карьеры, экскурсии в интернаты г. Армавира.

Регулярно накануне выпуска и после полугода работы проводится анкетирование выпускников на предмет выяснения их профессиональных ожиданий, оправдались ли они после начала трудовой деятельности. Также проводится сбор и анализ отзывов работодателей на выпускников.

В рамках нашего исследования нами было проведено анкетирование среди студентов СПФ, обучающихся по направлениям подготовки «Психология», «Психология и социальная педагогика», «Логопедия».

Полученные результаты позволили нам сделать вывод, что, поступая в АГПУ, 40 % студентов стремятся получить теоретические и практические знания, 40 % студентов возможность трудоустроиться после окончания вуза, а 20 % - получить диплом о высшем образовании.

Анализ результатов анкетирования показал, что ни один студент не выбрал ответ, предполагающий получение только теоретических знаний. Для студентов главным мотивом выбора вуза стали:

1) престиж учебного заведения (60 %);

2) возможность учиться на бюджете (40 %);

3) советы родителей (20 %).

На вопрос «Устраивают ли Вас возможности, предоставляемые вузом?»: 38 % студентов отметили недовольство по поводу трудоустройства, 42 % студента недовольны возможностью прохождения практики по специальности, 20 % респондентов утверждают, что обладают только теоретическими знаниями, 50 % студентов говорят о преобладании теоретических знаний над практическими умениями. Ни одного предпочтения не получили варианты: «отличное знание теории и практики», «практические знания преобладают над теоретическими», «обладаю только практическими знаниями».

15 % студентов отметили, что прохождение различных видов производственной практики чаще всего проходит формально и никак не влияет на их профессионализм. 20 % опрошенных оценивают уровень практической подготовки, в рамках прохождения практики, как средний.

Наибольший интерес у студентов (50 %) вызывает совмещение теоретических знаний с практическими умениями и получение практических навыков. Ни один из опрошенных не заинтересован в получении только теоретических знаний, не подкрепленных практическими умениями и наоборот.

Возможность трудоустроиться по специальности после окончания вуза 60 % студентов оценивают как средние, 40 % - как низкие. Все опрошенные студенты имеют желание работать по специальности, но при этом ни один из них не дал высокую оценку возможности трудоустройства. Как показало исследование, больше 80 % студентов считают, что устроиться на работу можно или по знакомству, или по личным связям.

80 % студентов считают, что, получая глубокие практические знания, даст большие возможности при трудоустройстве, 20 % указали на потребность подтверждения полученных практических знаний дополнительными

сертификатами. При этом все студенты отмечают необходимость включения в процесс обучения более глубокой практической подготовки. Более половины респондентов признались, что производственная практика, организованная вузом, им ничего не дает и является формальным отчетом.

В заключение хотелось бы отметить, что в центре диалога между вузом и современным рынком труда находится выпускник. Именно готовность выпускника, его способность к профессиональной деятельности являются для работодателя критерием оценки качества вузовской подготовки. Современный выпускник должен обладать необходимыми компетенциями, которые позволили бы ему легко адаптироваться к изменяющимся условиям, быть гибким в выборе карьерной траектории, успешно строить свою жизнь. Такая задача стоит перед российским образованием.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Федеральный образовательный портал: нормативные документы. - М., 2013.

2. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентирован-ного обучения учащихся : дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2000. - 215 с.

3. Костюнина А.А. Практико-ориентированная профессиональная подготовка будущих педагогов в условиях модернизации педагогического образования: Технологический аспект // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 2-3. - С. 499-503.

4. Месенева Н.В. Практико-ориентированная деятельность студентов вуза в процессе их подготовки к профессиональной деятельности. Теория новых возможностей // Вестник Владимирского государственного университета экономики и сервиса. - 2013. - № 1 (19). - С. 72-76.

5. Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде // Известия ВГПУ. - 2011. -№ 1.

6. Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.rae.ru.

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М. : Смысл, 2001. - 365 с.

8. Levina E.Y., Akhmetov L.G., Latipova L.N.,Mirzagitova A.L., Mirzanagimova F.I., Latipov Z.A., Masalimova A.R. Diagnostics of Educational Activity Quality on the Basis of Qualitative Methods // Asian Social Science. Vol. 11, No. 4, February 2015. P. 246-252.

9. Lipman M. Thinking in education. Cambridge. Cambridge university press, 1991. P. 188.

10. Mirzagitova A.L., Akhmetov L.G. (2015). Self-development of pedagogical competence of future teacher. International Education Studies; Vol. 8, No. 3; 2015. P. 114-121. DOI: 10.5539/ies.v8n3p114.

11. Mirzagitova A.L., Mukhametgaliyeva S.H., Tirigulova R.H. Realization of Competence-based Approach in Preparation of the Competitive Specialist. The Proceedings of 6th World Conference on educational Sciences. - Procedia - Social and Behavioral Sciences. - Volume 191. - 2 June 2015. P. 1938-1940.

12. ^eAop X. Learning: the Treasure within. Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-first Century. UNESCO Publishing, 1996. P. 20-22.

REFERENCES

1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazo-vaniya» na 2013-2020 gody [The State program "development of education of the Russian Federation" on the 2013-2020 years]. Federal Educational Portal: normative documents. M., 2013.

2. Kalugina I.Yu. Obrazovatel'nye vozmozhnosti praktiko-orientirovannogo obu-cheniya uchashchihsya [Educational opportunities of practice-oriented studies]. Cand. Ped. Sc. Thesis. Ekaterinburg, 2000. 215 p.

3. Kostjunina A.A. Practice-oriented training of future teachers under the conditions of modernization of pedagogical education: technological aspect. Sovremennye Naukoemkie Tekhnologii = Modern High Technologies, 2016, no. 2-3, pp. 499-503. (In Russian).

4. Meseneva N.V. Practice-oriented activities of the University students in their preparation for professional activities. Theory of new opportunities. Vestnik Vladi-mirskogo Gosudarstvennogo Universiteta Ekonomiki i Servisa = Bulletin of the Vladimir State University of Economics and Service, 2013, no. 1 (19), pp. 72-76. (In Russian).

5. Solyankina L.E. the model of the development of professional competence in practice-oriented educational ebvironment. Izvestiya VGPU = Bulletin of VSPU, 2011, no. 1. (In Russian).

6. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. Multisubject Scientific Journal, The Academy of Natural Sciences, 2015. Available at: www.rae.ru. (In Russian).

7. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya к proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to designing]. М., Smysl, 2001. 365 p.

8. Levina E.Y., Akhmetov L.G., Latipova L.N., Mirzagitova A.L., Mirzanagimova F.I., Latipov Z.A., Masalimova A.R. Diagnostics of Educational Activity Quality on the Basis of Qualitative Methods. Asian Social Science, Vol. 11, No. 4, February 2015, pp. 246-252. (In Russian).

9. Lipman M. Thinking in education. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 188 p.

10. Mirzagitova, A.L., Akhmetov, L.G., Self-development of pedagogical competence of future teacher. International Education Studies, Vol. 8, No. 3; 2015, pp.114- 121. DOI: 10.5539/ies.v8n3p 114 (In Russian).

11. Mirzagitova A.L., Mukhametgaliyeva S.H., Tirigulova R.H. Realization of Competence-based Approach in Preparation of the Competitive Specialist. The Proceedings of 6th World Conference on educational Sciences. Procedia Social and Behavioral Sciences. Vol. 191. 2 June 2015, pp.1938-1940.

12. Delors J. Learning: the Treasure within. Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-first Century. UNESCO Publishing, 1996, pp. 20-22.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Дохоян А.М. Реализация практико-ориенти- Dokhoyan A.M. The implementation of the

рованного подхода в вузе в соответствии с practice-oriented approach in a higher educa-

ФГОС ВО / А.М. Дохоян // Вестник Армавир- tion institution in compliance with FSES HE /

ского государственного педагогического уни- A.M. Dokhoyan // The Bulletin of Armavir State

верситета. - 2018. - № 2. Т. 1. - С. 5-14. Pedagogical University, 2018, No. 2, vol. 1,

pp. 5-14. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.