Научная статья на тему 'Опыт внедрения практико-ориентированного подхода к обучению в аграрном вузе'

Опыт внедрения практико-ориентированного подхода к обучению в аграрном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / EMPLOYMENT / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / EDUCATIONAL PROGRAM / PRACTICAL LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Наталья Владимировна, Шмелева Жанна Николаевна

Конечной целью образовательного процесса любого вуза является эффективное и успешное трудоустройство выпускников. Неслучайно, именно показатель трудоустройства выпускников учреждений высшего образования является одним из ключевых критериев при мониторинге эффективности вузов. В связи с этим актуальность приобретает практико-ориентированный подход к обучению. Задача авторов статьи заключается в том, чтобы рассказать об опыте внедрения практико-ориентированного подхода в образовательную деятельность института Международного менеджмента и образования Красноярского государственного аграрного университета и представить конкретные результаты начального этапа внедрения данного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO TEACHING IN THE AGRARIAN UNIVERSITY

The ultimate goal of the educational process of any University is the effective and successful employment of its graduates. It is not surprising that the employment rate of graduates of higher education institutions is one of the key criteria in monitoring the effectiveness of universities. In this regard the practice-oriented approach to teaching becomes relevant. The task of the authors of the article is to tell about the experience of implementing practice-oriented approach in the educational activities of the Institute of International management and education of Krasnoyarsk state agrarian university and to present specific results of the initial phase of the implementation of this approach.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения практико-ориентированного подхода к обучению в аграрном вузе»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-75-85 УДК 37.07

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н.

Конечной целью образовательного процесса любого вуза является эффективное и успешное трудоустройство выпускников. Неслучайно, именно показатель трудоустройства выпускников учреждений высшего образования является одним из ключевых критериев при мониторинге эффективности вузов. В связи с этим актуальность приобретает практико-ориентированный подход к обучению. Задача авторов статьи заключается в том, чтобы рассказать об опыте внедрения практико-ориентированного подхода в образовательную деятельность института Международного менеджмента и образования Красноярского государственного аграрного университета и представить конкретные результаты начального этапа внедрения данного подхода.

Ключевые слова: образование; высшее учебное заведение; трудоустройство; практико-ориентированный подход; образовательная программа; практическое обучение.

EXPERIENCE OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO TEACHING IN THE AGRARIAN UNIVERSITY

Antonova N.V., Shmeleva Zh.N.

The ultimate goal of the educational process of any University is the effective and successful employment of its graduates. It is not surprising that the employment rate of graduates of higher education institutions is one of the key criteria in monitoring the effectiveness of universities. In this regard the practice-oriented approach to teaching becomes relevant. The task of the authors of the article is to tell about the experience of implementing practice-oriented approach in the educational activities of

the Institute of International management and education of Krasnoyarsk state agrarian university and to present specific results of the initial phase of the implementation of this approach.

Keywords: education; higher education; employment; practice-oriented approach; educational program; practical learning.

Введение

Не вызывает сомнения тот факт, что эффективное трудоустройство выпускников учреждения высшего образования является одним из ключевых критериев при мониторинге эффективности вуза. Институт Международного менеджмента и образования, входящий в структуру Красноярского государственного аграрного университета, также как и многие вузы России столкнулся с проблемами необходимости ориентироваться на практический подход в реализации образовательных программ несколько лет назад, в связи с введением мониторинга деятельности вузов. Данный мониторинг предусматривает показатель трудоустройства как показатель востребованности выпускников на рынке труда.

Появление на российском рынке образовательных услуг прикладного и академического бакалавриата только подтвердило возникшую необходимость переориентироваться на практическое направление в подготовке выпускников.

Обзор литературы

Проблема исследования процесса трудоустройства широко представлена в трудах многих исследователей: с точки зрения постановки общей проблемы трудоустройства (Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н., Ивлева О.В., Лавров Н.А., Ларченко Е.М., Малыхина А.И., Поликарпова А.И. Черемисина Е В.) [1], [6], [8], [9], [10], [12], [16]; с точки зрения анализа трудоустройства как средства оценки эффективности вуза (Асалиев А.М., Горшкова Е.В., Гуртов В.А., Питухин Е.А., Насадкин М.Ю., Таланов С.Л., Федченко И.В.) [2], [5], [14], [15]; с точки зрения организации практик в процессе обучения, с целью повышения эффективности трудоустройства (Ба-лакина Н.В., Калмыков Б.Ю., Кушнарева И.В., Черноус А.Г.) [4],

[7], и наконец, с точки зрения профориентационной деятельности (Бавина П.А., Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А.) [3], [11]. Таким образом, вопросы, связанные с трудоустройством выпускников волнуют многих исследователей, но остаются вопросы о конкретных действиях по внедрению практико-ориентированного подхода в образовательную деятельность вуза, организационных и управленческих механизмах решения проблемы.

Наша цель путем обобщения имеющегося практического опыта авторов статьи показать способы внедрения практико-ориен-тированного подхода в образовательную деятельность института Международного менеджмента и образования Красноярского государственного аграрного университета.

Задача: исследовать положительное влияние внедрения прак-тико-ориентированного подхода в учебный процесс и представить конкретные результаты начального этапа внедрения данного подхода в деятельность института.

Изложение основного материала статьи

Согласно мнению Полисадова С.С., сегодня можно выделить четыре подхода к практико-ориентированному образованию.

Первый из них относится к организации учебной, производственной и преддипломной практик студентов с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки; второй - к внедрению профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также профессиональных знаний, умений и навыков (опыта); третий - к созданию в университете инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения; четвертый - к созданию условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в университете [13].

Аккредитация программ Менеджмента в области бакалавриата и магистратуры Европейским Советом по Бизнес Образованию в 2014 году и ре-аккредитация данных программ в 2017 году укрепили нашу уверенность в правильности практико-ориентированного подхода к подготовке студентов как стратегии развития.

Более того, большое внимание уделили члены аккредитационной комиссии к мнению работодателей при оценке выпускников. Это направило нас к разработке специальных анкет для работодателей, в которых работодатели оценивают не только качества выпускников как специалистов в области менеджмента, но и сами образовательные программы: то есть то, насколько программы готовят выпускников к различным видам деятельности, предусмотренным в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования 3, 3+, 3++.

Современные ученые по-разному трактуют понятие практико-ори-ентированного обучения, но большинство из них согласны с тем, что практико-ориентированное обучение является таким видом обучения, преимущественной целью которого является формирование у обучающихся тех умений и навыков практической работы, которые являются востребованными в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

При переходе к практико-ориентированному обучению образовательные учреждения сталкиваются с тем, что наблюдается отсутствие утвержденных общепринятых методик, по которым следовало бы разрабатывать соответствующие учебные формы.

Европейская система образования давно имеет практико-ори-ентированную направленность, которая обозначена как дуальное образование. Дуальное образование особенно успешно внедряется в таких странах, как Австрия, Германия, Швейцария, Франция, и Южная Корея среди азиатских стран, причем его внедрение регулируется и определяется государственными образовательными стандартами. При этом формы соединения теоретического и практического курсов могут варьироваться, например, во Франции возможен такой график учебного процесса как:

• 2,5 дней в компании - 2,5 дней в образовательном учреждении;

• Одна неделя в компании - одна неделя в образовательном учреждении;

• Шесть месяцев в компании - шесть месяцев в образовательном учреждении.

Возможны и другие варианты соединения теоретического и практического обучения. Работая на графиком учебного процесса по учебному плану «Менеджмент», прикладной бакалавриат, по стандартам ФГОС ВО 3++, мы внедрили такое сочетание теоретического и практического курсов:

Набор 2017 год:

1 курс - Международный менеджмент, Практика: Введение в специальность: основы менеджмента (6 зачетных единиц);

2 курс - Международный менеджмент, Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (6 зачетных единиц);

3 курс - Международный менеджмент, Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (6 зачетных единиц);

4 курс - Международный менеджмент, Практика: рабочая профессия (3 зачетных единицы) и преддипломная (бзачетных единиц).

Итого, за четыре года планируется провести 972 часа практического обучения (27 зачетных единицы), тогда как в учебных планах 2014 и 2015 годов набора эти цифры составляли 612 часов (17 зачетных единиц) и 828 часов (23 зачетных единицы) соответственно.

Кроме того, в институте Международного менеджмента и образования все Учебные планы согласованы с работодателями, работающими в профильных организациях и имеющими возможность принимать студентов на практику и трудоустраивать их после выпуска. В соответствии с требованиями вуза, 50 % членов ГЭК в настоящее время также составляют работодатели, что, в свою очередь, позволяет определить качественный уровень подготовки выпускников к практической деятельности. Вместе с тем, увеличение количества часов, которые студенты проводят в организациях или на предприятиях создает необходимость пересмотреть подходы к практическому обучению внутри университета. Во-первых, необходимо опреде-

лить, каким образом осуществлять контроль за работой студентов на предприятии, ведь преподаватель, ответственный за проведение практики, не в состоянии контролировать постоянно всех студентов на рабочих местах, а возможность переложить контролирующую функцию на сотрудников предприятий повлечет за собой перераспределение нагрузки преподавателя внутри вуза (снижение), и необходимость оплаты дополнительному сотруднику предприятия за счет вуза. Не совсем понятно также, насколько квалифицированно будет данное руководство студентами, если работа выполняется не членом профессорско- преподавательского состава, ведь сотрудник предприятия может не иметь педагогического опыта.

Второй проблемой может стать то, что студент прикрепляется к определенному предприятию для получения практического опыта, вместе со всей своей группой. Но после окончания обучения в вузе может возникнуть проблема с трудоустройством выпускника на данном предприятии, так как ни одно предприятие не в состоянии ежегодно принимать на работу большое количество новых специалистов, даже с опытом работы на данном предприятии. То есть вузу придется систематически менять базовые предприятия для прохождения студентами практического обучения, что повлечет за собой огромный объем работы вуза с новыми предприятиями дополнительные затраты.

Третьей проблемой может стать оплата труда студентов за счет средств предприятия. Если студент проводит на предприятии около 1000 часов, он, естественно, приобретает хороший опыт, и квалифицированно выполняет полученные задания. Логично было бы устанавливать ему определенную минимальную зарплату за счет предприятия. Но готовы ли к этому предприятия? Как определять, кому из студентов и сколько платить?

С этими вопросами мы уже столкнулись на практике, и нашли определенные решения. Давая студентам хорошие знания в области иностранного языка, мы практикуем привлечение старшекурсников - лучших студентов к работе в Отделе международных научно-технических программ. Студенты работают с официальным оформлением трудовых книжек, получают заработную плату за свой труд, и как результат, по окончании обучения успешно тру-

доустраиваются на должности, где требуется знание иностранного языка, как в России, так и за рубежом.

Согласно Учебным планам на направлении Менеджмент, мы учим студентов английскому языку в течение 4 лет, с привлечением зарубежных преподавателей к учебному процессу; с правом защиты дипломов на английском языке, поскольку в период обучения студенты принимают участие в конференциях на английском языке, публикуют статьи на английском языке, проводят деловые и ролевые игры на английском языке, работают над проектами на английском языке. Использование инновационных технологий в процессе обучения иностранному языку способствует более успешной адаптации выпускников на рынке труда и образовательных услуг. Данные технологии включают проектные работы; информационные технологии, которые заменяют компьютерные технологии; модульное обучение; программированное и проблемное обучение; технологии case-studies и некоторые другие, которые объединяет цель обучения - сделать процесс адаптации выпускника на рынке труда успешным, быстрым и безболезненным.

Иностранный язык, который они систематически используют в работе, помогает нашим выпускникам получить работу в зарубежных и международных компаниях, а также продолжить обучение в магистратурах многих зарубежных университетов. Успешному трудоустройству способствует также ежегодное проведение дискуссий за круглым столом с работодателями с привлечением зарубежных специалистов, которые рассказывают о различных путях трудоустройства, как в России, так и за рубежом.

Заключение

В заключение, в качестве подтверждения положительных результатов, по внедрению практико-ориентированного подхода, необходимо сказать, что согласно результатам анкетирования работодателей, принявших наших бакалавров и магистров на работу, выпускники института Международного менеджмента и образования хорошо подготовлены к аналитической, деятельности, коммуникабельны, не конфликтны, готовы работать в команде, стремятся к саморазвитию и повышению квалификации.

Вся проведенная нами работа по повышению качества подготовки выпускников к практической деятельности, позволила институту Международного менеджмента и образования в 2017 году получить ре-аккредитацию программ Менеджмента (бакалавриат и магистратура) Европейским Советом по Бизнес Образованию сроком на 5 лет, до 2022 года. Получение ре-аккредитации в большой степени зависело не только от Учебных планов, соответствующих Европейским стандартам, но и от решения институтом вопросов практического обучения, так как комиссия встречалась с работодателями и выпускниками, которые подтвердили соответствие образовательных программ требованиям стандартам ENQA и ECBE (European Council for Business Education).

Список литературы

1. Антонова Н.В. Проблемы трудоустройства выпускника современного учреждения высшего профессионального образования. / Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева // Вестник КрасГАУ № 3, 2014. С. 209-213.

2. Асалиев А.М. Анализ практики трудоустройства выпускников высших учебных заведений (на пр. вед-х вузов Москвы) / А.М. Асалиев, Е.В. Горшкова // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2012. .№8. С. 56-63.

3. Бавина П.А. Организационно-педагогическая модель профориен-тационного обучения и воспитания студентов в реализации образовательных программ / П.А. Бавина, И.Н. Чурилина, Е.В. Егорова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. №10(66). С. 22-35.

4. Балакина Н.В. Производственная практика как фактор профессионального становления студентов технического университета / Н.В. Балакина // Литейные процессы. 2013. № 12. С. 265-268.

5. Гуртов В.А. Эффективность деятельности вузов с позиции трудоустройства выпускников. / В.А. Гуртов, Е.А. Питухин, М.Ю. На-садкин // Высшее образование в России. 2013. С. 19-27.

6. Ивлева О.В. к вопросу о проблемах взаимодействия между работодателями и вузами в трудоустройстве выпускников / О.В. Ивлева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. №3. С. 26-29.

7. Калмыков Б.Ю. Опыт в организации практик студентов ФГБОУ ВПО «Южно-российский государственный университет экономики

и сервиса» / Б.Ю. Калмыков, И.В. Кушнарева, А.Г. Черноус // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. 2012. С. 108-112.

8. Лавров Н.А. Проблемы трудоустройства выпускников вузов / Н.А. Лавров, В.В. Шишов // Холодильная техника. 2012. №3. С. 42-45.

9. Ларченко Е.М. Трудоустройство выпускников вузов - основная проблема современного рынка труда / Е.М. Ларченко // Вестник магистратуры. 2012. №4. С. 74-77.

10. Малыхина А.И. Проблемы трудоустройства выпускников вузов и пути их преодоления./ А.И. Малыхина // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. II Всероссийская заоч. науч.-практ. конф. Белгородский гос. техн-ий ун-т им. В.Г. Шухова. 2010. С. 176-177.

11. Мухаметзянова Ф.Ш. Профессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера (опыт р. Татарстан) / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Современные исследования социальных проблем (эл. науч. ж-л). К., 2016. №10(66). С. 102-114.

12. Поликарпова А.И. Организация взаимодействия в системе «вуз - выпускник - работодатель - государство» при трудоустройстве молодых специалистов / А.И. Поликарпова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017 №1 (58) С. 117-123.

13. Полисадов С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе [Электронный ресурс]. URL: http://portal.tpu.ru/f_dite/conf/2014/2/c2_ Polisadov.pdf (дата обращения 28.04.2017)

14. Таланов С.Л. Трудоустройство выпускников вузов как критерий оценки эффективности их деятельности / С.Л. Таланов //Alma mater (Вестник высшей школы. 2014. №3. С. 35-39.

15. Федченко И.В. Совершенствование теоретико-методических подходов к оценке эффективности деятельности службы содействия трудоустройству выпускников вузов / И.В. Федченко //Вестник Красноярского госуд. аграрного университета. 2012. № 11. С. 249-252.

16. Черемисина Е.В. Проблемы трудоустройства выпускников вузов: опыт управленческого моделирования. / Е.В. Черемисина // Академический вестник. 2011. №3. С. 93-98.

References

1. Antonova N.V., Shmeleva Zh.N. VestnikKrasGAU№ 3, 2014, pp. 209213.

2. Asaliev A.M., Gorshkova E.V. VestnikRJeUim. G.V. Plehanova. 2012. №8, pp. 56-63.

3. Bavina P.A., Churilina I.N., Egorova E.V. Sovremennye issledovanija social'nyhproblem. 2016. №10(66), pp. 22-35.

4. Balakina N.V. Litejnyeprocessy. 2013. № 12, pp. 265-268.

5. Gurtov V.A., Pituhin E.A., Nasadkin M.Ju. Vysshee obrazovanie v Ros-sii [Higher education in Russia]. 2013, pp. 19-27.

6. Ivleva O.V. Jekonomicheskie i gumanitarnye issledovanija regionov. 2012. №3, pp. 26-29.

7. Kalmykov B.Ju., Kushnareva I.V., Chernous A.G. Sodejstvieprofession-al'nomu stanovleniju lichnosti i trudoustrojstvu molodyh specialistov v sovremennyh uslovijah [Promotion of the professional development of the individual and the employment of young professionals in modern conditions]. 2012, pp. 108-112.

8. Lavrov N.A., Shishov V.V. Holodil'najatehnika. 2012. №3, pp. 42-45.

9. Larchenko E.M. Vestnik magistratury. 2012. №4, pp. 74-77.

10. Malyhina A.I. Sodejstvie professional'nomu stanovleniju lichnosti i trudoustrojstvu molodyh specialistov v sovremennyh uslovijah. II Vse-rossijskaja zaochnaja nauchno-prakticheskaja konferencija [Assistance to the professional development of the individual and the employment of young professionals in modern conditions. II All-Russian Correspondence Scientific and Practical Conference]. 2010, pp. 176-177.

11. Muhametzjanova F.Sh., Shajhutdinova G.A. Sovremennye issledovanija social'nyh problem. Krasnojarsk, 2016 №10(66), pp. 102-114.

12. Polikarpova A.I. VestnikSevero-Kavkazskogofederal'nogo universiteta. 2017. №1 (58), pp. 117-123.

13. Polisadov S.S. Praktiko-orientirovannoe obuchenie v vuze [Practical-oriented training in the university]. http://portal.tpu.ru/f_dite/ conf/2014/2/c2_Polisadov.pdf

14. Talanov S.L. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2014. №3, pp. 35-39.

15. Fedchenko I.V. Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2012. № 11, pp. 249-252.

16. Cheremisina E.V. Akademicheskij vestnik. 2011. №3, рр. 93-98.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Антонова Наталья Владимировна, директор института Международного менеджмента и образования, доцент, доцент кафедры Делового иностранного языка

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный университет»

пр. Мира, 90, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация natan@kgau.ru

Шмелева Жанна Николаевна, доцент кафедры Делового иностранного языка, кандидат философских наук, доцент Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный университет»

пр. Мира, 90, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация shmelevazhanna@mail.ru

DATA ABOUT AUTHORS Antonova Natalia Vladimirovna, Director of the Institute of International Management and Education, Docent, Docent of the Business Language Chair

Krasnoyarsk State Agrarian University

90, Mira Ave., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

natan@kgau.ru

SPIN-code: 8023-8805

Shmeleva Zhanna Nickolaevna, Docent of the Business Language Chair, Candidate of Science in Philosophy, Docent

Krasnoyarsk State Agrarian University

90, Mira Ave., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

shmelevazhanna@mail.ru

SPIN-code: 6871-6102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.