Научная статья на тему 'Пути реализации «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» в общеобразовательных коррекционных школах i и II видов'

Пути реализации «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» в общеобразовательных коррекционных школах i и II видов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОС-ПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ / CONCEPTS OF SPIRITUAL MORAL EDUCATION AND DEVEL-OPMENT OF THE PERSON OF THE CITIZEN OF RUSSIA / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUALLY MORAL EDU-CATION / ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ. / DEAF AND HARD OF HEARING CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашов Д.Е.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России открывает большие возможности для духовно-нравственного воспитания глухих и слабослышащих детей в школах-интернатах I и II видов, кото-рые обсуждаются в этой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of spiritually-moral development and education of the person of the citizen of Russia has great possibilities for spiri-tually-moral education of deaf and children hard of hearing at board-ing schools I and II types which are discussed in this article.

Текст научной работы на тему «Пути реализации «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» в общеобразовательных коррекционных школах i и II видов»

Д.Е. БАЛАШОВ

Пути реализации «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» в общеобразовательных коррекционных школах I и II видов

Официальная позиция государства по вопросу духовно-нравственного воспитания зафиксирована в «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России»1.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Конечным результатом духовно-нравственного воспитания должно быть достижение воспитательного идеала или максимальное приближение к этому идеалу личности гражданина России.

1 См.: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. М., 2009.

Согласно концепции современный национальный воспитательный идеал понимается как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Поэтому для глухих и слабослышащих этот вопрос актуален, так как им после школы придется встретиться с жестокой жизненной реальностью, выраженной в предубежденном отношении здорового общества к глухим и слабослышащим. Для того, чтобы глухие и слабослышащие смогли найти себя в жизни, им придется прикладывать намного больше усилий, чем обычные люди. Духовно-нравственные ценности, выработанные обществом в течение столетий, помогут им в жизненном пути, при условии осознанного выбора этих ценностей в качестве жизненного ориентира. Однако для того, чтобы глухие и слабослышащие могли руководствоваться духовно-нравственными ценностями в своей жизни, им необходимо духовно-нравственное воспитание, которое осуществляется в коррекционной школе I и II видов.

Создавая систему организации духовно-нравственного воспитания в школе I и II видов (рис. 1), мы руководствовались социальным заказом школе, который заключается в требованиях к духовно-нравственному воспитанию в школе, описанных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Нами также учитывались специфические условия процесса развития, воспитания и обучения лиц с нарушенным слухом, заключающиеся в том, что из-за отставания в умственном и психическом развитии у таких

детей недостаточно сформированы мыслительные навыки и разговорная речь, однако, у детей, имеющих родителей с нарушениями слуха, достаточно сформированы жестовая речь и мышление, а также субкультура.

Духовные потребности глухих и слабослышащих формируются, становятся более осознанными в процессе их воспитания и обучения, поэтому мы учли это обстоятельство при создании модели. Фактор духовно-нравственного воспитания оказывает благоприятное воздействие на социализацию людей с нарушениями слуха.

Именно эти вышеупомянутые три фактора обусловливают необходимость создания системы духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной коррекционной школе I и II видов.

Цель работы по духовно-нравственному воспитанию заключается в развитии и воспитании личности гражданина РФ. Успешности этой работы способствует создание специальных педагогических условий, содействующих реализации социального заказа школе (требований к духовно-нравственному воспитанию).

Организация специальных педагогических условий, содействующих реализации социального заказа школе, подразумевает использование личностно-ориентированного подхода, связи с семьей и традиционными религиозными организациями, создание нравственной среды.

Рис. 1. Система духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями

слуха в школе I и II вида

Организация с согласия родителей, занятий по Основам религиозных культур и светской этики, включение базовых ценностей, в том числе и религиозных, в учебную и воспитательную деятельность также являются педагогическими условиями, содействующими реализации социального заказа школе.

Основы религиозных культур и светской этики в школе I и II видов -отдельный предмет и он также потребует соблюдения комплекса педагогических условий и коррекционной составляющей, описанных выше. Основная цель этого предмета - ознакомление учащихся с традиционными российскими религиозными культурами. Хорошо было бы приобщить детей к истокам той культуры, в которой они растут, например, дети мусульман могут изучить Основы исламской культуры, дети евреев - Основы иудейской культуры.

У детей необходимо формировать и развивать уважительное отношение к Русской Православной Церкви через Основы православной культуры, так как оно помогает формированию нравственности у детей. Важно формировать у глухих и слабослышащих детей интерес к русской национальной культуре, заключающей в себе нравственные и духовные корни, а также к русской истории как к учителю жизни в России и в православной вере. Важно приобщить детей с нарушениями слуха к чтению книг, так как в русской литературе встречаются готовые образцы нравственности.

Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, так как имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации. Она направлена на коррекционно-компенсирующее преобразование различных психических функций и удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в

соответствии с его недостатком1. В работе с детьми с нарушениями слуха коррекционную составляющую образуют формирование и развитие словесной речи по религиозной и нравственной тематике, культурно-просветительская деятельность (видеопросмотры, концерты, экскурсии), работа с литературой, имеющей художественно-нравственную ценность.

Проблема расширения и уточнения словарного запаса учащихся с ограниченными речевыми возможностями, тесно увязанная с его логико-грамматическим оформлением в различных контекстах, решается, по утверждению А.Г. Зикеева2, в рамках языкового материала программ и учебников 5-9 классов основной школы по разделу «Русский язык». Однако образование в области религии и нравственности из-за светскости основного образования их словесная речь нуждается в дополнительной работе. Можем предположить, что при этой работе основной упор делается на чтение литературы, имеющей художественно-нравственную ценность, а также на культурно-просветительскую деятельность, так как они создают необходимые условия для дополнительной работы над словесной речью глухих и слабослышащих детей. В школе I и II видов учащиеся встречаются с элементами религиозной культуры на уроках истории, литературы и развития речи. Эти элементы, как правило, опускаются учителями при работе с материалом. А следовало бы педагогам с классом проработать материал, касающийся религиозной культуры наравне с другими материалами с целью облегчения знакомства учащихся с традициями религиозной культуры.

Воспитание детей с нарушенным слухом происходит во внеурочное время и осуществляется под руководством воспитателя. Воспитатель в

1 См.: Специальная педагогика. Учеб. пособие для высших пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000, с. 137.

2 См.: Зикеева А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Учеб. пособие. М., 2000.

своей группе должен организовать такую нравственную среду, в которой положительные нравственные поступки учащихся должны поощряться, а их негативные поступки должны получить соответствующую оценку. Нужна именно такая среда, в которой учащиеся не захотели бы делать отрицательных поступков, а их положительные дела были бы нормой. Еще К. Д. Ушинский категорически заявил, что сущность нравственного воспитания заключена не «в кодексе правил поведения». Задача нравственного воспитания, по его мнению, заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. Затем уже его поведение будет являться производным и вытекать из внутренней установки личности: «Создай сначала материал нравственности, а

л

потом ее правила»1, - писал он. Такую среду воспитатель может создать с помощью своей личной жизненной позиции. В этой среде воспитателю легче всего вести беседы с учащимися на различные темы духовно-нравственного содержания.

Экскурсии в музеи и на выставки по нравственной тематике (например, Третьяковская галерея, Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева), а также в православный храм, расположенный поблизости от школы, следует включить в воспитывающую деятельность.

Необходимо подчеркнуть, что экскурсия в музее существенно отличается от урока с применением наглядных средств обучения. На уроке наглядный материал, как правило, является лишь одним из вспомогательных средств, позволяющих учащимся лучше осмыслить поставленную проблему, понятие, усвоить тот или иной факт. В музее, наглядный материал носит самодовлеющий характер и задача проведения той или иной экскурсии заключается в том, чтобы учащиеся получили и запомнили определенное количество наглядных материалов, которые будут способствовать

Ушинский К.Д. и русская школа / Под ред. Е.П. Белозерцева. М., 1994.

развитию представлений, что играет очень большую роль в деле

л

формирования учащихся религиозных и нравственных понятий1.

Процесс взаимодействия школы и семьи должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. Педагогам необходимо поддерживать связь с родителями детей с нарушениями слуха, знать их отношение к религии и конфессиональную принадлежность, чтобы избежать возможных недоразумений в работе.

Важно, чтобы педагог, преподающий предметы гуманитарного цикла и Основы православной культуры, был компетентен в вопросах религиозной тематики. Это достигается за счет самообразования и образования в специализированных учебных заведениях Русской Православной Церкви (курсы повышения квалификации, педагогические факультеты православных гуманитарных университетов и др.). В качестве самообразования могут быть учебные пособия по православной тематике, рассчитанные на взрослых, продаваемые в книжных магазинах при монастырях. Русская Православная Церковь организует ежегодные образовательные Рождественские Чтения (например, секция «Преподавание православной культуры в школе: результаты, проблемы, перспективы» на Рождественских чтениях 2011г., секция «Дети-инвалиды в семье, обществе, Церкви» на Рождественских чтениях 2010 г., семинары для педагогов,

1

См.: Шумский А.В. Формирование исторических понятий у глухих учащихся старших классов вечерних школ. Дисс. канд. пед. наук. М., 1985, с.88.

интересующихся православной тематикой, на которых педагоги могут обмениваться опытом преподавания религиозной тематики на уроках гуманитарного цикла и приобрести необходимую литературу для работы над включением религиозных базовых ценностей в педагогическую деятельность. Для этих целей в РПЦ имеется отдел религиозного образования и катехизации, призванный осуществлять связь РПЦ с школой по вопросам преподавания Основ православной культуры.

Проблема, поднимаемая в нашем исследовании, отражает современные реалии быстро меняющегося российского общества и государства. Новые требования к духовно-нравственному, воспитанию в общеобразовательной (коррекционной) школе I и II видов продиктованы необходимостью успешной социализации лиц с нарушенным слухом в быстро меняющемся российском обществе и государстве и могут быть претворены в жизнь при поддержке традиционных религиозных конфессий, среди которых значится Русская Православная церковь.

Д.Е. Балашов. Пути реализации «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» в общеобразовательных коррекционных школах I и II видов. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России открывает большие возможности для духовно-нравственного воспитания глухих и слабослышащих детей в школах-интернатах I и II видов, которые обсуждаются в этой статье.

Ключевые слова: концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, духовно-нравственное воспитание, глухие и слабослышащие дети.

D.E. Balachov. Ways of realization "Concepts of spiritual-moral education and development of the person of the citizen of Russia " at general educational correctional schools I and II kinds. The concept of spiritually-moral development and education of the person of the citizen of Russia has great possibilities for spiritually-moral

education of deaf and children hard of hearing at boarding schools I and II types which are discussed in this article.

Key words: concepts of spiritual-moral education and development of the person of the citizen of Russia, spiritually-moral education, deaf and hard of hearing children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.