Научная статья на тему 'ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аманжолова Асель Нурлановна, Абдурахманова Майра Махамбетовна

В статье проанализированы пути развития речи детей дошкольного возраста, дана характеристка возрастных особенностей детей. Автором предложено в качестве эффективного средства развития речи, применение во время организованной учебной деятельности по художественной литературе театральной деятельности. Проанализирована образовательная область «Коммуникация», раздел «Художественная литература», определены основные цели и задачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аманжолова Асель Нурлановна, Абдурахманова Майра Махамбетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF SPEECH DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH FICTION

In this article, the author analyzes the ways of speech development of preschool children. The characteristic of the age characteristics of children is given. The author suggests as an effective means of speech development, the use of theatrical activity during organized educational activities in fiction. The educational field "Communication", the section "Fiction" is analyzed, the main goals and objectives are determined.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 373.2

ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аманжолова А. Н., Абдурахманова М. М.

Казахский национальный женский педагогический университет

(г.Алматы, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье проанализированы пути развития речи детей дошкольного возраста, дана характеристка возрастных особенностей детей. Автором предложено в качестве эффективного средства развития речи, применение во время организованной учебной деятельности по художественной литературе театральной деятельности. Проанализирована образовательная область «Коммуникация», раздел «Художественная литература», определены основные цели и задачи.

Ключевые слова: развитие речи, дошкольный возраст, художественная литература, коммуникация, нравственное воспитание.

WAYS OF SPEECH DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH

FICTION

Amanzholova A. N., Abdurakhmanova M. M.

Kazakh National Women's Pedagogical University (Almaty, Republic of Kazakhstan)

Annotation. In this article, the author analyzes the ways of speech development of preschool children. The characteristic of the age characteristics of children is given. The author suggests as an effective means of speech development, the use of theatrical activity during organized educational activities in fiction. The educational field "Communication", the section "Fiction" is analyzed, the main goals and objectives are determined.

Keywords: speech development, preschool age, fiction, communication, moral education.

Актуальная проблема дошкольного образования на современном этапе - нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения, приобретение ценных качеств, развитие духовности человека. Детский сад, как этап системы образования, выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Качественно и своевременно подготовленный ребенок к школе, показывает продуктивное знание в комплексе. В нем выдвигается требование создания «начального уровня непрерывного образования», создающего развивающую среду для полноценного формирования ребенка с учетом возрастных особенностей. Одним из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста является художественная литература.

Художественная литература реализуется на основе определенного текста, сюжетной линии или содержания сказки. В них отражены жизнь, обычаи и традиции народа, борьба за счастье, взаимоотношения и поведение людей, лучшие качества казахского народа - трудолюбие, любовь к

своему народу, Родине, родной природе и др. Эффективным средством ознакомления детей с художественной литературой является театр.

Формирование представлений у детей о театре, артистическом искусстве, инсценировке, спектакле, сцене дают возможность развивать навыки общения, прививать любовь детей к овладению языком. Театр дарит каждому ребенку неизгладимое впечатление радости, развивает его художественный вкус и воображение. Как известно, личностные качества формируются у детей к пяти годам, поэтому для всестороннего становления необходимо формировать положительные качества. Так, если ребенок увлечен чем-то, любопытен, он стремится почувствовать изменения, прекрасные явления, происходящие вокруг него. Всестороннее развитие личности, развитие языка можно совершенствовать с помощью художественной литературы [2].

Художественная литература привлекает детей тем, что она заключается в простоте народного творчества. Благодаря художественной литературе в сердцах детей происходит невероятно прекрасный поэтический образ, развитие ума сопровождается развитием фантазии и чувств. Великий русский педагог К.Д. Ушинский подробно рассматривая вопрос о педагогической значимости художественной литературы и его педагогическом влиянии на ребенка, поставил народные сказки выше рассказов, так как, по мнению педагога, рассказ - это искусственное произведение ручной работы.

Для того, чтобы тренировать язык детей, наполняя их благородным словарным запасом казахского народа, перед каждой сценической постановкой вставляют казахские песни, стихотворения, пословицы, поговорки, предрассудки, загадки, различные национальные игры, песни и танцы. Например, в сказке «Уйшш» («Домик») появление каждого персонажа на сцене мы начинали с пословицы «Кона; келсе к¥т» («Желанный гость»). Дети подготовительной группы, принимавшие участие в театрализованном представлении, неустанно тренировались, чтобы характеры, поведение и повадки героев не менялись и играли на публику. Дети, занимавшиеся исполнительским искусством, смогли выразить себя так, как это соответствует их чувствам и эмоциям. В результате пробудился их творческий потенциал. При интеграции занятий с изобразительным искусством, художественной литературой, развитием речи завершение каждого занятия сопровождалось представлениями, связанными со сказочным сюжетом. Кроме того, у детей пополнился словарный запас, благодаря чему их активность возросла, а занятия и вечера стали более свободными и веселыми. Дети стали чаще применять театрализованные игры в собственной деятельности. Игры, адаптированные к жанру художественной литературы, возникли стихийно, и в ходе воспитательной работы часто использовались сказки, сюжетные сценки, а иногда некоторые части сказки изменялись. Свободно передвигаясь по группе, воспитанники самостоятельно подбирают для себя необходимые игровые средства во время занятий. Творчество детей проявляется не только при исполнении ролей, но и при изготовлении кукол, декораций. Коллективная работа по созданию ассортимента кукол, занавесок, декораций способствовала сплоченности и активности детей. В совершенствовании творческих способностей, речевой культуры и мышления, мировоззрения детей наиболее эффективен вид театральных игр [3].

В сегодняшнем воспитании, главное, что дает ребенку детский сад - это благородное наследие, оставшееся от предков. Как известно, в целях нравственного воспитания и развития речи у детей особое значение занимают произведения устного народного творчества - сказки, загадки, пословицы, поговорки, азбуки воспитания, мифические истории.

Так, В.Г. Белинский высоко оценил народность сказок, их национальный характер, считая, что фантазия и представления в сказках отражают истинную жизнь и социальную точку зрения. Н.А. Добролюбов сделал вывод, что «через сказания о народе мы видим образ народа, сохранившийся в этих сказаниях». Познавательно - воспитательное значение сказок высоко оценили А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский [4].

В.А. Сухомлинский считал, что воспитание без сказок, произведений и воображения не является полным, говоря о том, что сказки широко применяются в его педагогической практике при воспитании дошкольников и развитии их мировоззрения. Это в свою очередь показывает, что роль сказок в развитии разговорной речи особенная, так как дошкольники выражают свои взгляды и представления с помощью речи. Роль искусства в воспитании детей дошкольного возраста особая

и включает в себя умения ребенка защищать и любить свою страну, землю, Родину, семью. Ведь воспитатель читает рассказы, стихи, легенды о народных героях, защитивших страну и край, их героических подвигах, организует собрания для разъяснения его содержания, стимулирует воображение ребенка и вдохновляет на героизм. Инсценируя художественные произведения, разыгрывая их по ролям, ребенок старается войти в характер, то есть максимально изобразить его действия и поведение. В развитии речи детей мы использовали игры, упражнения и художественную литературу, чтобы научить их читать и слушать литературные произведения, осознанно понимать прочитанные рассказы и сказки, практиковать их. Она покоряет детей своей красотой, элегантностью и привлекательностью, что стимулирует и развивает их воображение, мотивирует на преодоление трудностей, учит мудро поступать в трудных ситуациях, быть сообразительными и находчивыми, понимать и принимать красоту окружающей среды.

Базовое содержание образовательной области «Коммуникация» реализуется в организованной учебной деятельности по развитию речи, художественной литературы, основам грамоты, русскому языку (в группах с казахским языком обучения), иностранному языку. Целью является формирование навыков свободного общения со взрослыми и детьми, обучение русскому и другим языкам, привитие интереса к художественной литературе, развитие творческой активности и инициативности детей.

Задачи:

- формирование навыков свободного общения с окружающими людьми;

- воспитание бережного отношения к традициям, культуре казахского и других народов;

- развитие устной речи в различных формах и видах деятельности;

- развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа с использованием игры, танца.

Организованная учебная деятельность «Художественная литература» включает следующие задачи:

1) чтение, рассказ: учить воспринимать эмоционально-образное содержание произведений, чувствовать характер повествования. Интерпретация литературных жанров: сказки, рассказы, стихи. Познакомить детей с героями произведения. Формирование представлений о событиях общественной жизни, окружающем мире, природе в литературных произведениях, осмысление традиций, быта, культуры казахского народа, наций и этносов на основе произведений устной литературы;

2) выразительное чтение: учить детей запоминать логическими ударениями, паузами, выражать детское отношение к содержанию стихотворения, чувствовать языковую образность, красноречиво читая с ритмом голоса;

3) изложение: учить с настроением, логическим изложением, соблюдая сюжетную последовательность;

4) творческое повествование: учить придумывать продолжение и конец рассказа воспитателя, составлять по связанному между собой сюжету, использовать в повествовании образные слова, эпитеты, уравнения.

Формирование навыков:

1) культурного поведения во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

2) умение высказывать свои мысли, прислушиваться к мнению других, обсуждать особенности поведения, присущие мальчикам (сильным, смелым, трудолюбивым и так далее) и девочкам (грациозным, красивым и так далее);

3) давать оценку поведения литературных героев с точки зрения нравственных правил и понятий.

Ожидаемые результаты по «Художественной литературе»:

1) Чтение, рассказ: учить воспринимать литературные произведения в зависимости от содержания, средств выразительности;

2) Выразительное чтение: учить чувствовать музыкальность, ритмичность, уметь управлять своим голосом, выражать свое отношение к содержанию произведения;

3) Изложение: учить интонационно излагать в зависимости от смысла содержания произведения. Уметь высказывать свои мысли героям и их поступкам.

4) Учить составлять рассказы по наблюдениям и рисункам: учить видеть взаимосвязь между содержанием произведений и типом художественных произведений. Закрепить умение применять художественные языковые навыки в самостоятельной деятельности;

5) Творческое повествование: закреплять умение применять художественно-языковые навыки, полученные при создании сюжетных и описательных рассказов на предложенную воспитателем тему [1].

На основании вышеизложенного, можно сказать, что велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Работа педагога аключается в том, чтобы донести до ребенка художественные произведения, передать им любовь к ним. Ведь дети учатся понимать речь взрослых, называть имена предметов, развивать такие сенсорные процессы, как зрение, слух, осязание. Наш предок аль-Фараби сказал: «Воспитание должно быть дано до образования. Образование без воспитания - злейший враг человечества». Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. Перед дошкольной организацией стоит увлекательная задача - заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову.

Библиографический список

1. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, 2020

2. Таубаева Г. З. Использование детской литературы в учебно-воспитательном процессе в предшкольной подготовке: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.07. - А., 2005

3. Журнал "самопознание". № 2. 2012г с. 13.

4. Ш. Ахметов. Казахская детская литература. Алматы, Мектеп, 2009.

Аманжолова Асель Нурлановна, преподаватель кафедры дошкольной и начальной подготовки, Казахский национальный женский педагогический университет (г.Алматы, Республика Казахстан).

e-mail: [email protected]

Абдурахманова Майра Махамбетовна, преподаватель кафедры дошкольной и начальной подготовки, Казахский национальный женский педагогический университет (г.Алматы, Республика Казахстан)

Дата поступления статьи: 26.02.2022

© Аманжолова А. Н., Абдурахманова М. М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.