Пути развития
национального исследовательского университета
Э.А. Фияксель
д. э. н., к. ф. м. н., профессор, зав. кафедрой венчурного менеджмента НФ ГУ-ВШЭ
В статье рассмотрен путь развития Национального исследовательского университета как «предпринимательского университета». Представлен формат реализации данного направления в виде Центра предпринимательства (Центр предпринимательства Нижегородского филиала Национального исследовательского университета - Высшая Школа Экономики). Рассмотрены направления деятельности Центра предпринимательства, его цели и задачи, а также принципы работы.
Ключевые слова: национальный исследовательский университет, предпринимательство, Центр предпринимательства.
«I
В настоящее время перед Россией стоит острая задача модернизации промышленности, освоения новых технологий, повышения конкурентоспособности, перехода от сырьевой к инновационной экономике. Развитие малых предприятий, особенно в сфере инноваций — уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей. Однако, по данным Министерства экономического развития РФ, вклад малых предприятий в ВВП в 2007 г. составил 15-17%, что в 3-3,5 раза ниже, чем в развитых странах1. Тем не менее, по результатам исследований, проведенных GEM (global entrepreneurship monitor2), в настоящий момент в России сложились предпосылки для превращения предпринимательского потенциала общества (включая занятость в неформальном секторе) в реальный фактор роста российской экономики. Для этого вновь создаваемым малым предприятиям необходима поддержка и благоприятные условия для их становления и успешного развития (необходима инновационная инфраструктура) Также необходимо повышать предпринимательскую активность в молодежной среде, среди научных кад-ров;распространяя культуру предпринимательства в школах и университетах.
Следует отметить положительную динамику в решении выше обозначенных задач. Правительством РФ в 2009 году были отобраны и поддержаны в качестве Национальных исследовательских университетов (НИУ) 14 вузов страны, в 2010 г. — еще 15. НИУ — это высшие учебные заведения, одинаково эффективно осуществляющие образовательную и научно-исследовательскую деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. В рамках государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего про-
фессионального образования, проведен конкурс на получение грантов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010г №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». При реализации программы создания инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования планируется достижение следующих результатов:
формирования инновационной среды в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями;
поддержки создания хозяйственных обществ, учреждаемых в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и повышения на этой основе:
качества подготовки специалистов в российских образовательных учреждениях; уровня развития исследовательской и технологической базы российских образовательных учреждений;
инновационной активности российских образовательных учреждений.
До последнего времени, в России бытовало мнение, что предпринимательство и высшее образование — не совместимы. Вуз — это место, где люди работают исключительно в сфере науки, и их деятельность сопряжена с обучением студентов, проведением научных исследований, написанием научных работ, публикациями в рецензируемых журналах и т. п. и, в редких случаях, эта деятельность связана с возмож-
1 По материалам заседания Совета по конкурентоспособности при Правительстве РФ 5.06.2007. Отчет о деятельности министерства по поддержке малого предпринимательства.
2 www.gemconsortium.org
ИННОВАЦИИ № 4 (150), 2011
ИННОВАЦИИ № 4 (150), 2011
ностью создать что-то коммерчески жизнеспособное. Об этом свидетельствует и малое количество в России образовательных программ по предпринимательству, в то время как в Европе данные программы широко внедрены в учебный процесс. Для изменения сложившейся ситуации НИУ должны будут отказаться от непрофильных специальностей и сконцентрироваться на создании вокруг себя полноценной инновационной среды: малых инновационных предприятий (МИП), внедренческих фирм, технопарков, предпринимательских центров и фондов поддержки предпринимательства студентов. Внедрение этой концепции требует от университетов изменений подходов к процессу обучения, пересмотра организационных и административных структур образовательных учреждений, вовлеченности в бизнес региона и т. д.
По мнению Генри Ицковица (профессор Стэн-дфордского университета и Центра исследований в области предпринимательства Бизнес-школы Эдинбургского университета): «В обществе, основанном на знаниях, университеты становятся центрами, генерирующими технологии и новые формы предпринимательства, оставляя за собой естественно, и научные исследования». Г. Ицковиц автор и активный пропагандист новой модели организации инновационного процесса, названной им «тройной спиралью». Модель основана на утверждении, что в современном обществе ядром инновационной деятельности оказывается университет. Он вступает в тесное сотрудничество с бизнесом, во многом беря на себя функции его отделения R&D, и становится главным центром приложения государственных усилий по развитию инноваций. Классический университет превращается в предпринимательский. Модель «тройной спирали» объединяет инновационные усилия вузов, бизнеса и государства при центральной роли университетов, является самой рациональной формой инновационной системы.3
Государственный университет — Высшая школа экономики стал единственным вузом социальноэкономического профиля, получившим статус НИУ и одним из победителей, получивший правительственный грант согласно Постановлению Правительства РФ №219. Это предопределяет интегрирующую роль ВШЭ в развитии инновационных процессов в научно-технической сфере, и создает платформу сотрудничества с другими участниками рынка и институтами развития. Другими словами, Высшая школа экономики должна стать «предпринимательским университетом», нацеленным на поддержку передачи и коммерциализации технологий. От ВШЭ это требует усиления инновационной активности в сфере социально-экономических компетенций, поддержки и развития предпринимательских инициатив подразделений университета, содействия коммерческим инновациям и развития инфраструктуры для их возникновения и развития, создания пояса инновационно-активных предприятий.
3 Механик А. Развитие по спирали / Эксперт. 13.12.2010. № 49 (733).
Нижегородская область является одним из наиболее развитых научно-промышленных и образовательных центров России, столицей ПФО, кроме этого в регионе уже созданы и функционируют важные для развития предпринимательства и инноваций финансовые, информационные и инфраструктурные элементы (ГУ «НИБИ», ассоциация бизнес-ангелов, фонды поддержки предпринимателей, венчурный фонд и т. д.). Нижегородский филиал Высшей школы экономики, в настоящее время имеет возможность стать центром притяжения, поддержки и развития предпринимательства в регионе, как в сфере инноваций, так и в области традиционного бизнеса. Уже сейчас выстраиваются партнерские отношения с ведущими бизнес-структурами региона, финансовыми институтами и информационными площадками. Однако данный процесс носит не систематический, а фрагментарный характер и для эффективного функционирования и развития филиала как предпринимательского центра необходима структура, координирующая это направление деятельности.
Центр Предпринимательства (ЦП) создан при НФ ГУ-ВШЭ как проектный и консалтинговый центр в области теории и практики предпринимательства в различных сферах (в том числе в инновационном секторе экономики).
Центр Предпринимательства НФ ГУ-ВШЭ способствует развитию и реализации предпринимательской активности и интересов преподавателей, сотрудников, студентов НФ ГУ-ВШЭ и других заинтересованных лиц, способствует созданию и развитию инновационной инфраструктуры НФ ГУ-ВШЭ, а также выведение предпринимательской деятельности в регионе на качественно новый уровень.
Направления деятельности
Образовательная деятельность. ЦП способствует развитию и обучению студентов управлению инновационными проектами, предпринимателей венчурных проектов, предлагая лучшие междисциплинарные магистерские программы, программы бизнес-образования, подкрепленные передовыми технологиями и социально-экономическими исследованиями. Это будет способствовать формированию предпринимательской культуры, повышению уровня качества управления проектами, созданию инновационной экосистемы региона.
Развитие партнерских отношений. ВШЭ — единственный НИУ социально-экономического профиля, что позволяет ему стать платформой для сотрудничества с другими участниками рынка. ЦП НФ ГУ-ВШЭ усиливает партнерство между бизнесом и технологической сферой за счет сочетания результатов передовых социально-экономических исследований и исследований в других областях с лучшим предпринимательским опытом и практикой. ЦП является местом пересечения бизнеса и технологий,
реализации новых концепций и создания новых продуктов, превращения идей в инновационные продукты. ЦП объединяет усилия технологических вузов, исследовательских институтов и предприятий в реализации инновационных проектов, предоставляя необходимые инструменты и ресурсы для успешного вывода нового товара/услуги на рынок.
Партнерство устанавливается со следующими целевыми группами:
• Предприятия. Сотрудничество может быть как с российскими, так и с зарубежными предприятиями; как с малыми, так и со средними и крупными. Партнерство может реализовываться по различным направлениям: выполнение проектов на заказ, оказание консалтинговых и образовательных услуг.
• Финансовые структуры. В ГУ ВШЭ создан грантовый фонд для финансирования инновационных проектов на стадии preseed. Представители финансовых структур будут привлечены к экспертизе проектов ЦП, и отбору проектов к финансированию. Также возможна реализация совместных проектов по организации и проведению различных мероприятий (конференции, круглые столы, семинары и т. д.). Представители финансовых структур могут быть приглашены в рамках образовательных программ.
• Научно-исследовательские институты, университеты, вузы и образовательные структуры. Целью данного сотрудничества является поиск инновационных идей для их коммерциализации, а также поиск узкопрофильных специалистов для реализации проектов.
• СМИ. Освещение деятельности ЦП, освещение значимых для развития предпринимательства событий.
• Организационно-производственная инфраструктура. Целью сотрудничества является обеспечение развития проектов, зародившихся и развитых в ЦП, и дальнейшее их размещение в технологических парках и других подобных структурах. Развитие сообщества. Команда ЦП формирует и
способствует развитию обширной сети, объединяющей ведущих ученых, представителей исполнительной власти, отраслевых лидеров, студентов и молодых предпринимателей, способствует распространению единых взглядов на предпринимательский и инновационный процессы, адаптации и распространению передового зарубежного опыта. Эти действия усиливают бизнес-сообщество и создают базу для возникновения новых бизнес-проектов за счет взаимодействия между студентами НФ ГУ-ВШЭ, студентами и преподавателями других вузов региона, сотрудниками, выпускниками НФ ГУ-ВШЭ и другими стейкхолдерами. Другими словами, ЦП способствует распространению предпринимательства в обществе. Усилия ЦП будут направлены на формирование современного представления о предпринимателях, как о наиболее интеллектуально развитых, креативных людях,
не боящихся риска; о людях, для которых «их дело» важнее всего на свете. Для этого необходимо в студенческой среде формировать новое мировоззрение, поддерживать молодых людей с активной жизненной позицией, создавать условия для развития их предпринимательской инициативы.
Цели ЦП
1. Повысить уровень профессиональной подготовки кадров в области предпринимательства (особенного инновационного).
2. Сформировать и развивать партнерскую сеть с целью создания условий для коммерциализации инновационных разработок.
3. Способствовать созданию инновационной экосистемы; способствовать увеличению количества успешных предпринимателей в регионе.
4. Создать сеть успешных спинофф компаний НИУ ВШЭ.
Задачи ЦП
1. Формирование пула междисциплинарных магистерских программ международного уровня.
2. Интеграция в болонский процесс и активное сотрудничество с зарубежными университетами в рамках образовательной деятельности.
3. Применение инновационных методов обучения в образовательной деятельности, таких как проектный метод, кейс-метод, интерактивные методы и др.
4. Привлечение к преподавательской деятельности передовых теоретиков и практиков в различных областях знаний.
5. Организационное обеспечение разработки и развития инновационных проектов на основе результатов интеллектуальной деятельности подразделений НФ ГУ-ВШЭ, партнеров и междисциплинарных творческих коллективов.
6. Организация внутри ЦП инфраструктуры поддержки инновационных проектов.
7. Формирование пояса инновационнно-активных предприятий вокруг НФ ГУ-ВШЭ.
8. Непрерывный мониторинг внешней среды и определение перспективных направлений сотрудничества.
9. Установление партнерских отношений с финансовыми структурами, научными организациями, организационно-производственной инфраструктурой, предприятиями, органами государственной власти и местного самоуправления, СМИ и др.
10. Мониторинг передовой предпринимательской практики, ее анализ, адаптация и популяризация в обществе.
11. Создание консалтингового центра в области инновационного предпринимательства.
12. Организация успешно функционирующего центра трансфера технологий обеспечивающего бесперебойную работу «инновационного лифта» для малых инновационных предприятий (МИП).
ИННОВАЦИИ № 4 (150), 2011
ИННОВАЦИИ № 4 (150), 2011
Принципы работы ЦП
• Принцип открытости. Постоянный мониторинг внешней среды, изучение, анализ и адаптация к специфике центра передового и современного опыта, в том числе зарубежного, в области студенческого предпринимательства, коммерциализации инновационных технологий, обучения. Постоянное изучение рынка и своих потребителей, а также определения перспективных направлений развития для поддержания конкурентоспособности. Стремление к диалогу с представителями внешней среды, основанному на взаимопонимании и взаимопринятии позиций и интересов.
• Принцип сотрудничества. Принимая во внима-
ние интерактивную модель инноваций, в соответствии с которой в инновационном процессе задействовано множество взаимодополняющих агентов, для эффективной работы ЦП необходимо сотрудничество с другими элементами экономической системы: вузами, научными,
финансовыми, предпринимательскими, информационными и другими структурами. Для того чтобы находиться в центре событий, будут налажены стабильные коммуникативные каналы взаимодействия, активное сотрудничество по направлениям, индивидуально разработанным для каждого партнера. Организация устоявшихся связей с зарубежными партнерами через совмест-
ную деятельность: совместные международные магистерские и другие образовательные программы, научные проекты и т. п.
• Принцип совершенствования. Постоянное изменение и совершенствование необходимо для развития. Сотрудники ЦП обладают постоянной готовностью к внедрению передового опыта и более совершенных технологий как в сфере образовательного процесса, так и в области коммерциализации инновационных технологий и предпринимательства. Применение в образовательном процессе инновационных приемов преподавания, активных методов обучения (проектный метод обучения, кейс-метод, деловые игры, бизнес-симуляции и т. д.). Постоянный мониторинг результативности деятельности ЦП и корректировка работы системы позволит поддерживать позиции Центра на передовом уровне.
• Принцип содействия развитию личности. Успех проекта зависит не только от качества идеи, но и от реализующей его команды. Поэтому ЦП создает условия для личностного роста и развития компетенций всех сотрудников и клиентов ЦП.
В последующих работах будет описана структура Центра предпринимательства и принципы работы основных подразделений центра, а также предложены рекомендации по развитию аналогичных инновационных систем.
Ways of development of the National Research University
E.A. Fiyaksel, Doctor in economics, Head of Venture management department, Head of Innovation Systems Management Project Laboratory, University — Higher School of Economics, Nizhny Novgorod branch
The article considers the way of National Research University development as «an entrepreneurial university». The author offers the Center for Entrepreneurship as a format realization of this direction (Center for Entrepreneurship of the Nizhny Novgorod branch of the National Research University - Higher School of Economics). The author considers activities of the Entrepreneurship Center, its goals and objectives and working principles.
Key words: National Research University, Entrepreneurship, Center tor Entrepreneurship.