Научная статья на тему 'Структура и принципы работы фондов и предпринимательских центров национальных исследовательских университетов в России'

Структура и принципы работы фондов и предпринимательских центров национальных исследовательских университетов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / «ПОСЕВНЫЕ» ГРАНТЫ» / КУЛЬТУРА ИННОВАТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фияксель Э. А., Шубнякова Н. Г.

Для того чтобы научные исследования, проводимые в национальных исследовательских университетах (НИУ) не остались инновационным «сырьем», а превращались в инновационный продукт необходимо создавать в рамках НИУ фонды и предпринимательские центры, которые будут обеспечивать трансфер технологий. В данной статье рассмотрены основные элементы и принципы работы таких центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фияксель Э. А., Шубнякова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и принципы работы фондов и предпринимательских центров национальных исследовательских университетов в России»

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

Структура и принципы

работы фондов и предпринимательских центров национальных исследовательских университетов в России

Э.А. Фияксель,

д. э. н., к. ф. м. н., профессор, зав. кафедрами венчурного менеджмента и маркетинга НФ ГУ-ВШЭ,

eduardf@pbox. ru, belohlebova @pbox. ru

Н.Г. Шубнякова,

старший преподаватель кафедры венчурного менеджмента НФ ГУ-ВШЭ,

с lassie 77 @mail. ru

Для того чтобы научные исследования, проводимые в национальных исследовательских университетах (НИУ) не остались инновационным «сырьем», а превращались в инновационный продукт необходимо создавать в рамках НИУ фонды и предпринимательские центры, которые будут обеспечивать трансфер технологий. В данной статье рассмотрены основные элементы и принципы работы таких центров.

Ключевые слова: национальный исследовательский университет, коммерциализация инноваций, «посевные» гранты», культура инноватики и предпринимательства.

Сейчас многие страны считают инновации делом государственной важности и разрабатывают свои стратегии по их стимулированию. У них самые передовые системы образования, отточенная политика подготовки специалистов, они вкладывают деньги в масштабные проекты и быстро накапливают интеллектуальные и инфраструктурные активы.

Во многих странах используются различные модели развития инновационной экономики: Специализированное предприятие;Закон больших чисел; Земля обетованная; Крупная экосистема.

Для России наиболее подходит модель «Земля обетованная». Ее суть в том, чтобы максимально полно использовать явление, которое мы называем законом возрастающей отдачи от сообщества интеллектуалов. Чем больше умных энергичных предпринимателей собираются в одном месте, тем привлекательней становится это место для других творческих, мыслящих людей. Действие этого закона блистательно подтвердила Силиконовая долина [1]. Сейчас подобные острова инноваций есть в таких городах как Хельсинки, Бангалор, Торонто и др.

Неоднократно предпринимались попытки раскрыть секрет ошеломляющего успеха Силиконовой долины. И если огромное внимание уделялось инженерам и предпринимателям, соединившим вместе революционные технологии, то также следует признать важнейшую роль юридических фирм и венчурных инвесторов, которые тесно были связаны с этими новыми предприятиями. Каждая новая компания фор-

мировала собственный маленький мир, населенный инженерами, программистами, биологами и прочими технологическими специалистами. И все же ее успех зависел от стратегии, лидерства, маркетинга и финансирования не меньше, чем от технологий. Венчурные инвесторы и юристы объединяли с помощью собственных сетей многообещающих предпринимателей и опытных генеральных директоров, дополнительные технологии различных компаний и даже финансовую поддержку разных инвесторов так, как это позволяло им их положение среди маленьких миров Силиконовой долины, что и было в конечном счете решающим фактором успеха [2].

Научные знания и человеческий капитал становятся главной движущей силой экономического роста XXI века, а энергию для ее непрерывного развития поставляет высшее образование, в особенности его вершина — элитные исследовательские университеты. Всегда считалось, что это положение верно только для развитых стран, но в последние годы растет осознание того, что оно справедливо и для развивающихся стран, а также для стран со средним уровнем доходов.

Россия, будучи страной со средним уровнем доходов населения согласно принятой мировой системы оценки ВВП, обладает гораздо более высоким, чем требуют международные нормы, научным, технологическим и университетским потенциалом и традициями. Россия с ее богатейшими научными традициями и многовековой историей в состоянии не только внести значительный вклад в мировой науч-

ный процесс, но и получить от него намного больше других. И то и другое напрямую зависит от успешной трансформации науки и высшего образования в конкурентоспособный формат относительно своих глобальных партнеров и от создания в России атмосферы открытости внешнему миру.

Учитывая высокую стоимость создания и содержания элитных исследовательских университетов и одновременно их ключевую роль в интернационализации российского высшего образования, разумно было ограничиться относительно небольшим числом так называемых центров успешности. Чтобы обеспечить высокий уровень научных исследований можно объединить ведущие академические институты с ведущими исследовательскими университетами. Очень важно, чтобы такие центры финансировались за счет массированных правительственных грантов.

Правительство Российской Федерации 13.07.09 утвердило постановление № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов в отношении которых устанавливается категория «национальных исследовательских университетов». В результате проведенного конкурса было отобрано 12 победителей (еще 2 университета получили статус заранее без конкурса). Эти 14 национальных исследовательских университетов с 2010 года в течение 5 лет получат целевое финансирование программы развития.

Национальные исследовательские университеты (НИУ) — высшие учебные заведения, одинаково эффективно осуществляющие образовательную и научно-исследовательскую деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.

НИУ должны будут отказаться от непрофильных специальностей и сконцентрироваться на создании вокруг себя полноценной инновационной среды: малых инновационных предприятий (МИП), внедренческих фирм, технопарков, предпринимательских центров и фондов поддержки предпринимательства студентов.

Что же отличает НИУ — они всегда работают на глобальном рынке. Так же как не бывает «местных» знаний, так не может быть локального исследовательского университета — он по определению должен быть глобальным и конкурировать с лучшими мировыми университетами.

Высокий уровень обеспеченности ресурсами — отличительная черта университетов мирового класса. Эти университеты могут позволить себе огромные затраты на содержание и эксплуатацию наукоемких университетских комплексов. Университеты имеют три основных источника финансирования: государственное для покрытия текущих расходов и расходов на научную деятельность; доходы, образующиеся за счет привлечении университетами частного капитала и средств, передаваемых в дар университетам; плата за обучение [3].

Для того чтобы научные исследования, проводимые в НИУ не остались инновационным «сырьем», а

превратились в инновационный продукт необходимо создание в рамках НИУ фонда и предпринимательского центра, которые обеспечат трансфер технологий.

Работа предпринимательского центра (ПЦ) строится на следующих принципах:

создание понимания «элементов успеха коммерциализации»;

обучение аспирантов и студентов предпринимательству;

объединение бизнес-наставников и инноваторов Университета;

предоставление «посевных» инвестиций на конкурсной основе;

курирование интеллектуальной собственности (совместно с отделом лицензирования Университета);

стимулирование сотрудников Университета к продолжению исследований; предоставление консультаций по коммерциализации научных исследований сотрудников Университета.

Предложенная модель состоит из трех ключевых элементов: 1) подключение к коммерциализации инноваций наставников проектов из бизнеса; 2) создание «посевных» грантов, выдаваемых сотрудникам Университета на конкурсной основе; 3) обучение предпринимательству студентов и аспирантов. Эти три элемента должны создать культуру инноватики и предпринимательства в НИУ.

1. Для каждого инновационного проекта в центре нужно сформировать «венчурную команду», состоящую из трех человек: сотрудник Университета, бизнес-наставник, назначенный центром и сотрудник предпринимательского центра.

Услуги бизнес-наставников должны оплачиваться

центром как консультационные. Каждый наставник должен являться профессионалом высшего класса в своей области. Каждый должен иметь опыт коммерциализации проектов в определенной области знаний, являться членом региональной ассоциации бизнес-ангелов. Наставники имеют широкие связи в бизнес-сообществе и в сообществе венчурного капитала. Они играют решающую роль в стратегии коммерциализации и помогают команде в разработке презентации для конкурса посевных грантов. В случае получения гранта наставник и инноватор совместно разрабатывают детальный план коммерциализации проекта. Сотрудники предпринимательского центра оценивают использование траншей гранта и успех команды.

2. Программа посевных грантов направлена на предоставление возможности сотрудникам Университета преодолеть определенные трудности на пути коммерциализации: проведение маркетинговых исследований, изучение перспектив защиты интеллектуальной собственности, создание прототипов, совершенствование разработки. Источников средств для фонда посевных грантов могут стать как средства образующиеся за счет

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

привлечения университетами частного капитала и средств, передаваемых в дар университетам, так и внебюджетные средства заработанные самим университетом (плата за обучение).

Конкурс посевных грантов должен быть открыт для студентов, аспирантов, преподавателей и других сотрудников НИУ. Максимально сумма посевного гранта может составлять 2 млн. руб. Одним из побочных положительных эффектов программы должно стать увеличение количества публикаций сотрудниками Университета. Заявки на грант должны подаваться через веб-сайт. Все заявки рецензируются, рецензия должна стать основой для принятия решения Дирекцией Центра. Дважды в год центр будет принимать заявки о намерении участвовать в конкурсе на грант. В заявке нужно указать технологию, научную область, направление и т. п. На основе данной информации подбираются внешние рецензенты. Бизнес-наставники должны играть основную роль в привлечении внешних экспертов рецензентов (они должны иметь практический опыт работы в конкретной отрасли), кандидаты для каждой из технологических областей согласуются с директором Центра. Каждый рецензент должен подписать с Центром соглашение о неразглашении, а также получить копии анкет кандидатов на грант, критерии отбора и оценочную таблицу.

Инноватор (сотрудник Университета) на сессии должен провести презентацию проекта, которая может включать демонстрацию технологии. Презентация должна длиться не более 20 мин, затем идут ответы на вопросы (сначала от рецензентов, затем от бизнес-наставников и директоров Центра). Общее время презентации и обсуждения не должно превышать 40 мин. Затем все рецензенты, наставники и Директора Центра должны оценить потенциал коммерциализации инновации. За один день сессии может рассматриваться не более 6 проектов. В конце сессии рецензенты должны составить рейтинг проектов за день от самого лучшего к наихудшему с комментариями к каждому проекту. Сотрудник Центра должен составить средний рейтинг отдельно по внешним рецензентам и отдельно по наставникам и директорам Центра, а также общий рейтинг.

Эта информация должна служить основой для обсуждения решения об инвестировании и рекомендаций. Затем наставники и директора Центра обсудят каждый проект исходя из ежедневного рейтинга и рейтинга за всю сессию. Эта процедура приведет к составлению итогового рейтинга с рекомендациями по бюджету для каждого проекта.

Исполнительный Директор Центра должен составить инвестиционный план, включающий полное и частичное финансирование такого количества проектов, какого позволяет бюджет Центра. План должен быть утвержден ректором НИУ и доведен до сведения всем сотрудникам в течение месяца после сессии рецензирования.

После получения гранта бизнес-наставник и сотрудник инноватор должны разработать подробный план проекта, согласовать сроки и затраты. Одногодичный план должен завершиться либо патентованием, либо созданием старт-ап компании.

Во время работы над проектом инноватор, наставник и представитель Центра должны встречаться на регулярной основе. Финансирование должно осуществляться траншами, предоставляемыми на основе рекомендаций наставника. Транши поступают по мере достижения и выполнения реперных точек проекта.

Усилия членов команды проекта, в основном, должны направляться на разработку прототипов, проведение маркетинговых исследований, именно на то, что затем составит основу бизнес-плана.

3. Образовательная программа для студентов, аспирантов, преподавателей и других сотрудников НИУ, целью которой является обучение основам предпринимательства. Именно студенты и аспиранты должны стать проводниками идей предпринимательства в Университетской среде. Необходимо провести обучение всех студентов и аспирантов, независимо от того, будут ли они в будущем работать в бизнес-среде. Ядром программы должны стать следующие дисциплины: венчурный бизнес, инновационный менеджмент, управление проектами, лидерство и командообразование. В рамках этих курсов слушатели должны изучать системы инвестирования инновационных проектов, маркетинг инноваций (инновационные рынки и продукты), проектирование, построение и управление инновационным бизнесом, роль лидера и команды в выращивании инновационного проекта, рассматривать примеры высокоинновационных фирм, выросших в крупных транснациональных компаниях, занимающихся корпоративным венчурным инвестированием внутри себя. Кроме этого, программа должна включать научно-практические семинары, проводимые с участием ведущих специалистов практиков.

В группах должны заниматься 15-20 слушателей. Студенты, успешно закончившие все четыре курса, получают соответствующий сертификат. Занятия должны проводиться с использование активных форм обучения, а работа вестись над реальными кейсами, с применением проектного метода обучения.

Описанные выше механизмы позволят включить сотрудников НИУ в процесс не только генерации идей, но и их коммерциализации.

Литература

1. Као Дж. Инновационные державы: как стать членом клуба // Harvard Business Review. Россия. 2009, май. С. 95-101.

2. Martin Kenney, ed Understanding Silicon Valley: The Anatomy of an Entrepreneurial Region (Stanford University Press, 2000).

3. Фрумин И. Полмиллиарда долларов и головная боль // Эксперт. 2009, № 39 (676) 12 октября.

Structure and Functioning of the funds and business centers of national

research universities in Russia

E.A. Fiyaksel, Ph.D, Professor, Head of marketing and venture management, Nizhny Novgorod branch of the State University — Higher School of Economics

N.G. Shubnyakova, senior lecturer in venture management, Nizhny Novgorod branch of the State University — Higher School of Economics

Researches carried out by national research universities shouldn’t remain innovative «raw material». They must be transformed into innovative product. In order to provide such transformations funds and entrepreneurial centers must be established within the bounds of national research universities to facilitate the transfer of technologies. The core elements and principles of such centers are considered in the article.

Keywords: national research university, innovation commercialization, «seed grants», culture of entrepreneurship and innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.