Научная статья на тему 'Пути развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг'

Пути развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК БАНКОВСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ / РИСКИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МОНИТОРИНГ / БАНКОВСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / COMPETITION / MARKET FOR INVESTMENT BANKING SERVICES / RISKS / INVESTMENT POLICY / MONITORING / BANKING CULTURE / PRIVATE BANKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швейкин Игорь Евгеньевич

В статье обозначены возможные пути развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг, разработана классификационная структура рисков рынка банковских инвестиционных услуг в зависимости от сферы их возникновения. На основании проведенного исследования был сделан вывод о том, что результаты мониторинга развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг могут служить обоснованной информационной базой для определения конкретных путей дальнейшего развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE COMPETITION IN THE MARKET FOR INVESTMENT BANKING SERVICES

The paper indicates possible ways of developing competition in the market for investment banking services and presents a classification of structural risks of the market for investment banking services according to their causes. Having conducted the research the author concludes that the results of monitoring the development of competition in the investment banking services market can be used as a reliable source for identifying specific ways for further development of competition in the investment banking services market.

Текст научной работы на тему «Пути развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг»

2018 года. Этот период времени позволит предпринимателям адаптироваться к новым правилам налогообложения. Отмена ЕНВД, или, как часто его называют, «вмененки», возможно, и приведет к увеличению численности индивидуальных предпринимателей, применяющих патент, но все же большая часть « ЕНВДшников» (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей) будет вынуждена перейти либо на общий режим налогообложения, либо на упрощенную систему налогообложения. Но и в том, и в другом случае наиболее вероятно увеличение налогового бремени налогоплательщика.

Уже с 2013 г. этот режим стал добровольным, что дает налогоплательщикам потенциальную возможность попробовать на практике проработать различные системы налогообложения. Но, как показывает практика, наши налогоплательщики не спешат воспользоваться данным правом выбора, и количество налогоплательщиков, перешедших на уплату налога в связи с применением патентной системы налогообложения, является минимальным.

Очевидно, что отмена «вмененки» нанесет существенный удар в первую очередь по маленьким магазинчикам и кафе, что в конечном итоге отразится на сотрудниках (сокращение штата, снижение размера официальной зарплаты) и покупателях (рост цен). Вероятно, что отмена ЕНВД вызвана утратой государством контроля над финансовыми потоками «вмененщиков» и лоббированием данных новшеств со стороны крупных «сетевиков».

Что касается роста бюджетных поступлений в результате проведения данных преобразований в налоговой сфере, то это тоже весьма сомнительно. Во-первых, скорее всего отмена ЕНВД все-таки заставит ряд индивидуальных предпринимателей закрыть свой бизнес, да и переход «ЕНВДшников» на общий режим налогообложения превратит их в плательщиков НДС, и они будут ежеквартально выплачивать в бюджет России налог на добавленную стоимость. Все суммы уйдут в федераль-

ный бюджет, а поступления в местный бюджет, соответственно, уменьшатся.

Никто не говорит, что введение патентной системы -скороспелое и непродуманное решение. Это новый налоговый режим, который имеет право на существование. Он интересен ряду налогоплательщиков и прост в администрировании для налоговых органов. Но для чего так активно требовать отмены ЕНВД? Этот налоговый режим завоевал популярность у налогоплательщиков, да и у налоговых органов он не вызывает особых нареканий. Вопрос только в том, что действительно по критериям, необходимым для применения ЕНВД, этот режим могут использовать не только предприятия малого, но и зачастую весьма успешные предприятия среднего бизнеса, которые используют данный режим как способ минимизации налогообложения. Однако кто запрещает законодателям пересмотреть критерии применения ЕНВД и, например, сократить количество наемных работников со 100 до 50 человек или ввести ограничения по финансовым оборотам? До 2018 г. есть еще некоторое время для проработки законодательства по ЕНВД. Но вполне очевидно, что отмена ЕНВД в ситуации сокращения предприятий малого бизнеса является преждевременной и малопродуманной.

1. Налоговый кодекс. Гл. 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности // Официальный сайт компании «Консультант-Плюс». URL:http://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_12.html.

2. Федеральный закон от 29.06.2012 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" п. 8 ст. 5» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70194788/.

3. Карпова Н.Н. Статистика малого бизнеса в России. 2012. URL: http://b2bzona.org/2012/07/27/%D1%81%D1%82%D0%B0 % D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0 %B0-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0.

4. Официальный сайт Федеральной государственной службы статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/ inst-preob/pmicro13.htm.

Игорь Евгеньевич Швейкин,

аспирант кафедры банковского дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ПУТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ

В статье обозначены возможные пути развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг, разработана классификационная структура рисков рынка банковских инвестиционных услуг в зависимости от сферы их возникновения. На основании проведенного исследования был сделан вывод о том, что результаты мониторинга развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг могут служить обоснованной информационной базой для определения конкретных путей дальнейшего развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

Ключевые слова: конкуренция, рынок банковских инвестиционных услуг, риски, инвестиционная политика, мониторинг, банковская культура, индивидуальное банковское обслуживание.

ьвш mtt91@rambler.ru

УДК 336.71

-♦

I.Ye. Shveikin

WAYS TO IMPROVE COMPETITION IN THE MARKET FOR INVESTMENT BANKING SERVICES

The paper indicates possible ways of developing competition in the market for investment banking services and presents a classification of structural risks of the market for investment banking services according to their causes. Having conducted the research the author concludes that the results of monitoring the development of competition in the investment banking services market can be used as a reliable source for identifying specific ways for further development of competition in the investment banking services market.

Keywords: competition, market for investment banking services, risks, investment policy, monitoring, banking culture, private banking.

Одной из причин, сдерживающих развитие конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг, является недостаточная проработанность вопроса о факторах развития конкуренции. Практика показывает, что в настоящее время отсутствует единый подход к формированию системы факторов развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг и, соответственно, к разработке путей развития конкуренции на этом рынке.

Для этого, по нашему мнению, необходим мониторинг развития конкуренции на рынке. Проведенное нами исследование позволило определить возможные пути дальнейшего развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг:

- минимизация рисков рынка банковских инвестиционных услуг;

- разработка инвестиционной политики коммерческого банка;

- активизация работы в области индивидуального банковского обслуживания;

- оперативность предоставления банковских услуг и их дальнейшая диверсификация;

- повышение качества банковских услуг;

- формирование банковской культуры;

- повышение финансовой грамотности клиентов;

- формирование централизованной системы регулирования развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг;

- проведение мониторинга развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

Остановимся на характеристике каждого из выделенных направлений дальнейшего развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

Минимизация рисков рынка банковских инвестиционных услуг.

Данное направление является базовым, поскольку имеет отношение не только к рынку банковских инвестиционных услуг, но и к банковскому рынку в целом. Рискованная ситуация связана со статистическими процессами, и ей сопутствуют три условия: наличие неопределенности, необходимость выбора альтернативы и возможность при этом качественной и количественной оценки вероятности осуществления того или иного сценария [1, с. 97]. Поэтому здесь требуются специальные научные исследования. В то же время, когда речь идет о минимизации банковских рисков, то, по нашему мнению, при разработке методов управления различными рисками, следует учитывать и специфику рынка приме-

нительно к конкретным банковским услугам, например к банковским инвестиционным услугам. Здесь необходимо учитывать тот факт, что речь идет о рисках в целом на конкретном банковском рынке, но не о риске конкретной банковской услуги, где имеют место общеизвестные банковские риски.

Изучение особенностей рынка банковских инвестиционных услуг позволило обосновать соответствующую классификационную структуру рисков рынка банковских инвестиционных услуг в зависимости от сферы их возникновения. В соответствии с данной классификацией выделяются внешние и внутренние риски рынка банковских услуг.

Особенность внешних рисков заключается в том, что они не в полной мере зависят от функционирования рынка банковских услуг. При этом 100%-ную независимость от данного рынка тоже нельзя подтвердить, особенно по страховым рискам. Что же касается регулирующих и инфраструктурных рисков, то они зависят от полноты и качества управления ими и банковского надзора со стороны Банка России.

Внутренние банковские риски, в отличие от внешних, полностью зависят от деятельности кредитных организаций, формирующих рынок. В настоящее время наметилась тенденция роста количества внутренних рисков. Если раньше основным был кадровый риск, то на данный момент определяющими в структуре внутренних рисков становятся организационные, стратегические риски и риск безопасности. Впервые клиенты большое внимание стали уделять безопасности при получении услуг. Что касается стратегических рисков, то они связаны с формированием стратегии дальнейшего развития банковского рынка в целом. К сожалению, эти вопросы еще не стали приоритетными в деятельности коммерческих банков, что не способствует минимизации банковских рисков.

Разработка инвестиционной политики коммерческого банка.

Банковская политика, как известно, определяет задачи и приоритеты банковской деятельности в различных сферах. Инвестиционная политика является одним из элементов банковской политики. Ее цели находятся во взаимосвязи с общими стратегическими целями банка, а именно с созданием условий для эффективного размещения банковских ресурсов и обеспечения стабильной деятельности банка. Для того чтобы своевременно и в полном объеме были реализованы цели инвестиционной политики, необходимо разработать ее стратегию и так-

тику. Особое внимание должно быть уделено обоснованию периода стратегических задач. Поскольку инвестиционная политика банка является одним из инструментов реализации стратегии развития экономики страны, то, по нашему мнению, при определении стратегического периода разработки инвестиционной политики коммерческие банки должны учитывать и периодичность прогнозов развития экономики страны. В этом случае банковская инвестиционная политика будет в определенной степени создавать условия для реализации государственной инвестиционной политики. Одновременно разработка стратегии банковской инвестиционной политики позволит банку обоснованно определять тактические цели в области инвестиционной политики и заранее готовиться к их реализации, в том числе к формированию необходимой ресурсной базы, обучению персонала и др.

О необходимости разработки инвестиционной политики банка, а особенно о ее активизации свидетельствуют результаты проведенного нами анализа изменения потребностей по группе предприятий Российской Федерации и Саратовской области за 2010 - 2014 гг. в отдельных видах банковских услуг, который показал, что постепенно снижается роль такой банковской услуги, как финансирование инвестиций. Так, если в 1-м квартале 2010 г. ее потребность в РФ составляла 22,1%, то в 1-м квартале 2014 г. - уже 19,4% (снижение на 2,7%); по Саратовской области - соответственно 12% и 10,9% (снижение на 1,1% среди отдельных видов банковских услуг).

Эти данные свидетельствуют о необходимости повышения роли банковской системы в финансировании инвестиций.

Активизация работы в области индивидуального банковского обслуживания.

В связи с усилением конкуренции в настоящее время каждый коммерческий банк старается повысить качество обслуживания своих клиентов. В первую очередь это касается корпоративных клиентов.

Корпоративный клиент - это часто состоятельное юридическое лицо или группа юридических лиц, имеющих большой капитал, обслуживание которых для банка является достаточно рентабельным. Если корпоративного клиента все устраивает в каком-либо банке, возникает высокая вероятность установления длительного и устойчивого партнерства с банком, а также потребления им большего количества услуг. Поэтому для каждого корпоративного клиента банка важным является то, насколько ему удобно пользоваться банковскими услугами. При выборе коммерческого банка корпоративные клиенты руководствуются целым рядом критериев: максимальная сохранность денежных средств, возможность их оперативного использования, возможность получения комплексного обслуживания в банке и т.д. Чтобы соответствовать этим критериям, коммерческий банк должен иметь устойчивое финансовое положение, обладать универсальным статусом, высоким технологическим, информационным и кадровым потенциалом, быть способным к динамичному развитию. Привлечение корпоративных клиентов может быть достигнуто следующими путями:

- предоставление гибких конкурентоспособных тарифов на основные виды банковских услуг, в первую очередь на банковские инвестиционные услуги;

- высокое качество исполнения основных банковских операций;

- простота процесса кредитования и предоставления других банковских услуг;

- возможность размещения временно свободных денежных средств предприятий с использованием инструментов, максимально удовлетворяющих потребности клиента, продуманная процентная политика и т.д.;

- индивидуальный подход к работе с корпоративным клиентом посредством создания подразделений персональных менеджеров, имеющих высокую квалификацию и консультирующих клиентов по всем вопросам взаимоотношений с банком. Другими словами, в банке должна быть создана система индивидуального банковского обслуживания корпоративных клиентов. Индивидуальное банковское обслуживание - это право каждого состоятельного клиента иметь своего личного банкира, а также доступ к лучшим технологиям финансового рынка, получение в банке инвестиционных, страховых, банковских и других услуг, а также услуг относительно накопительных пенсионных программ для родителей, программ обучения детей и многого другого.

Оперативность предоставления банковских услуг, их дальнейшая диверсификация.

Развитие банковской конкуренции в России отражается не только на деятельности самих коммерческих банков и их стремлении успешно работать в новых для них условиях, укрепляя свою конкурентную позицию, но и на отношении клиентов к банку. Они становятся более требовательными к банку. Клиенту уже недостаточно иметь оперативную и полную информацию о действующих банковских услугах, хотя это имеет значение, но оно в настоящее время не является главным. На наш взгляд, дальнейшее развитие взаимоотношений банка с клиентами должно быть основано не только на их взаимном доверии, но и на взаимной помощи. С одной стороны, банки по роду своей деятельности располагают различными (оперативными) инструментами для оказания своим клиентам необходимой помощи для их дальнейшего развития, распоряжаясь соответствующей ресурсной базой и имея самую оперативную информацию о состоянии дел у своих клиентов, поскольку их денежный оборот проходит через банки. Это позволяет банку не только оказывать клиенту различные услуги, но и, что главное, первым обнаруживать возможные проблемы в деятельности своих клиентов и предлагать им возможные пути их решения заблаговременно, т.е. до возникновения у клиентов серьезных финансовых затруднений. С другой стороны, клиенты будут более активно использовать текущие банковские услуги и вместе с банком определять перечень новых банковских услуг. В результате банки получают необходимую достоверную информацию для формирования перспективного набора услуг для клиентов и одновременно разрабатывают необходимые условия для предоставления новых услуг. Все это можно назвать оперативным банковским маркетингом в действии.

Все вышесказанное требует формирования как оперативных, так и перспективных банков различных услуг для клиентов, в том числе и инвестиционных. В результате будут решены вопросы оперативности предоставления банковских услуг, а также их дальнейшей диверсификации.

Повышение качества банковских услуг.

Среди требований клиента качество банковских услуг является основным. Неслучайно банки большое внимание уделяют возможным путям повышения качества:

- гибкость в оказании услуг;

- льготные условия предоставления услуг;

- совершенствование внутреннего контроля за предоставлением услуг;

- систематический мониторинг качества банковских услуг и др.

Формирование банковской культуры.

В последние годы ученые-экономисты в нашей стране от дискуссии о банковской конкуренции, банковской культуре стали переходить к проведению специальных научных исследований по данным проблемам. Об этом, в частности, свидетельствуют проведенные в последние годы по этим вопросам международные конференции [2].

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что банковская культура и банковская конкуренция взаимосвязаны. Мы согласны с выводами профессора Г.Г. Коробовой о том, что удовлетворение требований клиентов в условиях банковской конкуренции зависит от состояния банковской культуры. Это в полной мере отвечает основной цели банковской культуры, которая состоит в своевременном и качественном удовлетворении потребностей клиентов [4, с. 2].

Профессор Ю.И. Коробов [2], исследуя вопросы взаимосвязи банковской культуры и банковской конкуренции, отмечает, что банковская культура не сводится только к культуре банка - это совокупность принципов поведения всех субъектов банковской деятельности: коммерческих банков, банковских клиентов, социальных институтов. Это свидетельствует о необходимости комплексного формирования системы банковской культуры с учетом особенностей и требований различных субъектов банковского рынка. Данные вопросы должны стать объектом специальных научных исследований.

Повышение финансовой грамотности клиентов.

В настоящее время вопросы обеспечения финансовой грамотности клиентов заняли приоритетное место в деятельности банковской системы страны. Большое внимание этому стал уделять и Банк России. Начиная с 2008 г. стала проводиться серьезная работа по повышению финансовой грамотности населения, в основном региональными управлениями Банка России. В настоящее время эта работа все больше приобретает комплексный характер. При этом еще не стало правилом проведение маркетинговых исследований состояния финансовой грамотности населения (физических и юридических лиц) и формирования на этой основе стратегии обеспечения финансовой грамотности в целом по стране, по регионам, коммерческим банкам.

Формирование централизованной системы регулирования развития конкуренции на рынке банковских услуг.

В настоящее время, начиная с 2013 г., в России осуществляется коренная модернизация системы финансового регулирования и надзора. Банк России, как орган регулирования и надзора, уделяет значительное внимание устойчивости кредитных организаций [5, с. 115]. В России выбран интегрированный подход построения системы финансового регулирования и надзора, когда

один орган (мегарегулятор) осуществляет надзор в целом за финансовым рынком и его структурными подразделениями - банковским, страховым и фондовым рынками. В связи с этим Банку России переданы полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. Для этого в составе Банка России с 1 сентября 2013 г. создана служба Банка России по финансовым рынкам [6]. Задачами данной службы стали в том числе участие в развитии финансового рынка и формирование конкурентной среды, что создает реальную основу для формирования централизованной системы регулирования развития конкуренции на рынке банковских услуг. Поскольку финансовый рынок - сложный рынок, то в данной системе должны быть определены приоритеты развития конкуренции для каждого рынка - банковского, страхового, фондового. Эти приоритеты должны быть направлены на реализацию стратегических планов развития финансового рынка в России, отвечающего задачам развития экономики России. Применительно к банковскому рынку мегарегулятор может быть направлен на решение экономических проблем развития реального сектора экономики за счет наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов в банковских услугах, в том числе и в инвестиционных. Информационной базой для формирования данной системы могут быть результаты мониторинга развития конкуренции на конкретных банковских рынках, в том числе и на рынке банковских инвестиционных услуг.

Проведение мониторинга развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

Мониторинг развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг является наиболее активным инструментом, позволяющим определить состояние и степень развития конкуренции. Поэтому очень важным является его организация и проведение. Результаты мониторинга развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг могут служить обоснованной информационной базой для определения конкретных путей дальнейшего развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

Таковы возможные пути развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

1. Ермакова Е.А. Финансовые риски государства: сущность, особенности, классификация, способы управления // Вестник СГСЭУ. 2014. № 2 (51).

2. Коробов Ю.И. Банковская культура: проблемы теории // Банковская культура: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 11- 12 ноября 2010 г.) / Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2010. С. 90 - 94.

3. Коробов Ю.И. Банковская культура и банковская конкуренция: проблемы взаимосвязи // Банковская культура и банковская конкуренция: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 28 февраля 2014 г.) / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Саратов: КУБиК, 2014. С. 37 - 40.

4. Коробова Г.Г. Банковская культура: сущность и основы формирования // Финансы и кредит. 2012. № 6.

5. Травкина Е.В. К оценке устойчивости современного состояния российского банковского сектора // Вестник СГСЭУ. 2012. № 3 (42).

6. Указ Президента РФ от 25 июля 2013 г. № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.