Научная статья на тему 'Конкуренция на рынке банковских инвестиционных услуг: факторы развития'

Конкуренция на рынке банковских инвестиционных услуг: факторы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1155
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ УСЛУГА / BANKING SERVICE / ИНВЕСТИЦИОННАЯ БАНКОВСКАЯ УСЛУГА / INVESTMENT BANKING / РЫНОК БАНКОВСКИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ / MARKET / КОНКУРЕНЦИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ УСЛУГ / COMPETITION / КОНКУРЕНЦИЯ ПРОДАВЦОВ УСЛУГ / SERVICE SELLERS / SERVICES / SERVICE BUYERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швейкин И. Е.

Предмет/тема. В статье подчеркивается, что в связи с активизацией участия российских банков в модернизации экономики вопросы расширения и повышения качества банковских услуг приобретают особую значимость. Цели/задачи. Обоснованы факторы, вызывающие развитие конкуренции, и факторы, сдерживающие развитие конкуренции; дана их классификация и раскрыта сущность. Особое внимание уделено особенностям влияния различных факторов на степень развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг. Методология. Исследованы условия развития конкуренции на рынке банковских услуг. Проанализированы подходы ученых-экономистов к определению сущности понятия «банковская услуга». Результаты. Отмечено, что конкуренция и получение желаемых результатов зависят от наличия и формирования соответствующей системы стимулирования. Данная система, с одной стороны, должна содержать меры, носящие поощрительный, стимулирующий характер, имеющие целью развитие конкуренции, необходимой для создания более благоприятных условий для повышения эффективности экономики страны. С другой стороны, необходимо определить инструменты, направленные на устранение недобросовестной конкуренции и сдерживание неэффективной с учетом требований реального сектора экономики. В российской банковской практике такая система не используется. Это новая проблема, которая требует специальных научных исследований, и ее разработка должна вестись параллельно с решением проблем развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг. Выводы/значимость. Сделан вывод, что повышение стабильности финансового рынка невозможно без развития реального сектора экономики и использования возможностей банковской конкуренции в этих целях. Успешное решение данных задач требует создания централизованной системы регулирования развития конкуренции на банковском рынке, в том числе и на рынке банковских инвестиционных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition in the market of investment banking services: development factors

Subject Due to increasing involvement of Russian banks in the economy modernization, the issues related to banking services extension and their quality improvement take on special significance. Objectives The objectives of the study are to substantiate the factors that are both triggering and hindering the competition development; to classify the factors and describe their essence. The study focuses on the specific impact of various factors on the degree of competition development in the market of investment banking services. Methods I investigated the conditions of competition development in the said market and analyzed the approaches of academic economists to the definition of the essence of the banking service concept. Results The study emphasizes that the competition and achieving desirable results depend on the availability and formation of a relevant incentive system. This system, on the one hand, should include measures of incentive and stimulating nature, aiming at competition development, which is critical for creation of more favorable conditions to increase the national economy’s efficiency. On the other hand, it is necessary to define special tools for eliminating unfair competition and curbing unworkable one, taking into account the real economy’s requirements. The Russian banking practice does not use such a system. This is a new problem, which demands special scientific research, and its development has to be done in parallel with solving the problems of competition development in the market of investment banking services. Conclusions and Relevance I conclude that an increase in the stability of the financial market is impossible without the real economy development and the use of opportunities provided by the bank competition in pursuing this aim. The successful solution of these tasks requires creating a centralized system to regulate the competition development in the banking market, including investment banking.

Текст научной работы на тему «Конкуренция на рынке банковских инвестиционных услуг: факторы развития»

УДК 336.719

конкуренция на рынке банковских инвестиционных услуг: факторы развития

И.Е. ШВЕЙКИН, аспирант кафедры банковского дела E-mail: [email protected] Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

Саратов, Российская Федерация

Предмет/тема. В статье подчеркивается, что в связи с активизацией участия российских банков в модернизации экономики вопросы расширения и повышения качества банковских услуг приобретают особую значимость.

Цели/задачи. Обоснованы факторы, вызывающие развитие конкуренции, и факторы, сдерживающие развитие конкуренции; дана их классификация и раскрыта сущность. Особое внимание уделено особенностям влияния различных факторов на степень развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

Методология. Исследованы условия развития конкуренции на рынке банковских услуг. Проанализированы подходы ученых-экономистов к определению сущности понятия «банковская услуга».

Результаты. Отмечено, что конкуренция и получение желаемых результатов зависят от наличия и формирования соответствующей системы стимулирования. Данная система, с одной стороны, должна содержать меры, носящие поощрительный, стимулирующий характер, имеющие целью развитие конкуренции, необходимой для создания более благоприятных условий для повышения эффективности экономики страны. С другой стороны, необходимо определить инструменты, направленные на устранение недобросовестной конкуренции и сдерживание неэффективной с учетом требований реального сектора экономики. В российской банковской практике такая система не используется. Это новая проблема, которая требует специальных научных исследований, и ее разработка должна вестись параллельно с решением проблем развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

Выводы/значимость. Сделан вывод,что повышение стабильности финансового рынка невозможно без развития реального сектора экономики

и использования возможностей банковской конкуренции в этих целях. Успешное решение данных задач требует создания централизованной системы регулирования развития конкуренции на банковском рынке, в том числе и на рынке банковских инвестиционных услуг.

Ключевые слова: банковская услуга, инвестиционная банковская услуга, рынок банковских инвестиционных услуг, конкуренция покупателей услуг, конкуренция продавцов услуг

В настоящее время приоритетной целью в деятельности банковской системы России является активное участие банков в модернизации экономики, в том числе за счет расширения и повышения качества банковских услуг. Как известно, указанные цели и раньше были ключевыми в деятельности банков, поскольку их реализация способствовала укреплению финансовой устойчивости банков. Одновременно следует отметить, что сейчас решение возникающих в этой сфере проблем происходит в иных экономических условиях, а именно в условиях вступления нашей страны в ВТО, глобализации и интеграции процессов в финансово-банковском секторе, развития банковской конкуренции как национальной, так и международной. Все это требует от банков серьезных усилий по повышению своей конкурентоспособности, в том числе за счет существенного развития рынка банковских услуг. Чтобы успешно решить эту задачу, по мнению автора, необходимо исследовать факторы развития конкуренции на данном рынке.

Рынок банковских услуг является сложным рынком с собственной структурой, предусматривающей возможность выделения в его составе ряда самостоятельных рынков. Одним из таких рынков является рынок банковских инвестиционных услуг. Этот рынок является базовым, так как здесь происходит вложение средств в реальный сектор экономики и от него во многом зависит его развитие на новой конкурентоспособной экономической основе и, как следствие, укрепление стабильности банковской системы страны. Именно поэтому необходимо проведение специальных исследований состояния и перспектив развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг. Особенно важным является обоснование факторов развития конкуренции на данном рынке.

Вопрос о факторах развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг является многоаспектным, поскольку здесь задействованы различные участники данного рынка:

- покупатели услуг (банковские клиенты);

- продавцы услуг (коммерческие банки);

- государство.

Это полностью соответствует деятельности любого рынка, где в качестве участников выступают покупатели и продавцы.

Обосновывая факторы развития конкуренции на банковском рынке, следует учитывать, что конкурентная борьба возможна либо между продавцами, либо между покупателями, но не между продавцами и покупателями. В то же время (на это обращает внимание профессор Ю. И. Коробов) обе формы конкуренции (конкуренция продавцов и конкуренция покупателей) могут существовать, находясь в определенном сочетании. Их соотношение на конкретном рынке определяется силой продавцов и покупателей. Так, на рынке продавца, где продавцы обладают значительной рыночной силой и возможностью в определенной степени диктовать покупателям свои условия, преобладает конкуренция покупателей. Напротив, на рынке покупателя, где покупатели обладают большей рыночной силой, чем продавцы, основная форма — конкуренция продавцов.

Особенность банковского рынка состоит в том, что на этом рынке определенную роль играет и государство. Поэтому факторы развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг целесообразно рассматривать с трех сторон: покупателя, продавца и государства. В то же время

необходимо иметь в виду, что действие факторов может осуществляться в двух направлениях. Одни из них могут вызывать развитие конкуренции, а другие — сдерживать ее. Именно эти особенности учитывались при формировании системы факторов развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг. В результате предлагается следующая система факторов развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг (см. рисунок).

Однако прежде чем рассматривать ее подробнее, необходимо определиться с некоторым понятийным аппаратом, а именно с сущностью банковской услуги. Следует отметить, что систематических научных исследований по данному вопросу пока не ведется, как и по многим другим вопросам, связанным с особенностями банковского рынка и его структуры. Исключением являются, пожалуй,работы профессора Ю. И. Коробова — «Новое понимание банковской культуры» и некоторые другие.

Этот экономист дает следующее определение банковским услугам: «Банковские услуги — это банковские операции, проводимые по поручению клиента в его пользу и за определенную плату». Бесспорным в этом определении может считаться тот факт, что банковские услуги — это банковские операции для клиента. Но здесь возникает вопрос: что является основой для появления банковских услуг и их дальнейшего развития? Следует отметить, что как в банковской практике, так и в научных исследованиях рядом с понятием «банковские услуги» есть понятие «банковский продукт». По мнению профессора Ю. И. Коробова, банковский продукт — это отдельная банковская услуга или комплекс взаимосвязанных услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей банковских клиентов.

В приведенных определениях, по мнению автора, не видно четкой границы между этими понятиями. Получается, что банковский продукт — это тоже банковская услуга. Так как этот вопрос является дискуссионным, необходимо пояснить и свою позицию. Автор исходит из того, что поскольку как банковские продукты, так и банковские услуги связаны с банковской деятельностью, то и ответы на указанные вопросы нужно искать в особенностях этой деятельности применительно к различным структурам, формирующим банковскую систему страны. Как известно, центральным звеном банковской системы являются коммерческие банки.

система факторов развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг

От них во многом зависит устойчивость банковской системы, играющей определяющую роль в развитии экономики страны. Одновременно от их деятельности зависит и структура тех продуктов и услуг, которые позволят успешно решить задачи, стоящие перед банковской системой.

Известно, что практическая реализация деятельности коммерческих банков осуществляется через выполняемые ими функции, перечень которых достаточно широк. На взгляд автора, именно особенность реализации этих функций и приводит к появлению банковских продуктов и банковских услуг. Приведем самый простой классический пример. Возьмем функцию «кредитование». Чтобы ее реализовать, коммерческий банк должен определить для себя формы кредита, возможные объекты

кредитования и другие конкретные направления своей деятельности, позволяющие выполнять эту функцию. В результате банк формирует соответствующий продуктовый ряд для своих клиентов с набором конкретных продуктов. Аналогичным образом идет реализация и других функций коммерческих банков. Отсюда можно сделать вывод, что реализация функций коммерческих банков осуществляется через формирование соответствующего продуктового ряда, включающего набор конкретных продуктов для клиентов. Но это не означает, что уже появилась банковская услуга. Она появится только в том случае, если этот продукт будет куплен, т. е. проведены операции для клиента, например, по выдаче кредита. Следовательно, банковская услуга связана с проведением для клиента соответствующих операций. Именно такое определение банковской услуги было дано профессором Ю. И. Коробовым, с которым можно согласиться.

Таким образом, напрашивается вывод о наличии следующей взаимосвязанной цепочки: «функции банков — банковские продукты — банковские услуги».

По мнению автора, данная взаимосвязь определяет основы базового теоретического анализа особенностей банковской деятельности вне ее конкретного содержания.

Следует отметить, что в последние годы на «содержательную» часть банковской деятельности обратили внимание как ученые, так и практики. Так, С. И. Черных, С. А. Потемкин своей статье «О кредитных организациях и сделках», опубликованной в журнале «Деньги и кредит» № 2 за 2014 г., отмечают: «Теоретический и практический интерес представляет вопрос соподчиненности и разграничений понятий «банковская операция» и

«банковская сделка»». Ученые обращают внимание на то, что понятие «операция» в Гражданском кодексе РФ отсутствует. В банковском законодательстве банковские операции трактуются как разновидность сделок, осуществляемых кредитными организациями. Исходя из общего понятия «операция» как части технологического цикла какой-либо деятельности, С. И. Черных, С. А. Потемкин предлагают свое определение банковской операции: непосредственные практические действия сотрудников банка в процессе обслуживания клиента, форма реального воплощения (практической реализации) банковского продукта. Его можно считать оптимальным, поскольку именно банковская операция является звеном, которое позволяет предоставить клиенту продукт в виде конкретной банковской услуги.

С базовым понятием «банковская услуга» все ясно, но возникает вопрос: имеются ли какие-то особенности в определении сущности конкретной банковской услуги? По мнению автора, в определении сущности конкретной банковской услуги целесообразно отразить специфику соответствующего банковского продукта. К примеру, банковская инвестиционная услуга связана с операциями по долгосрочному кредитованию, финансированию, операциям с ценными бумагами. Особенность состоит и в том, что ее предоставление предполагает проведение определенной подготовительной работы. Клиенту могут быть предварительно предоставлены различные инвестиционные консультации и т. д.

Таким образом, банковская инвестиционная услуга — это проведение для клиента соответствующих операций по долгосрочному кредитованию, финансированию, с ценными бумагами, а также формирование условий, обеспечивающих их качественное и своевременное удовлетворение.

Рассмотрим факторы, вызывающие развитие конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

Со стороны покупателей услуг можно выделить следующие факторы:

— качество и диверсификация услуг;

— имидж продавца услуг;

— характер банковского обслуживания;

— оперативность предоставления услуг;

— наличие государственной поддержки при получении услуг;

— стратегия развития деятельности покупателя услуг.

Главным фактором, на взгляд автора, является качество услуг, поскольку от этого зависит степень их использования, а следовательно, надежность (имидж) банка. Но здесь возникает вопрос: что следует вкладывать в понятие «качество банковской услуги»? По мнению автора, бесспорным здесь является одно — это качество должны определять покупатели услуг.

Это сложный вопрос, имеющий как теоретическое, так и практическое значение. Неслучайно ведется дискуссия относительно понятия «качество банковской услуги». Некоторые экономисты для заемщиков банка (его покупателей) выделяют, в частности, следующие качества кредитной услуги:

— быстрота и простота оформления;

— низкие требования, вплоть до полного их отсутствия, к обеспечению;

— низкие процентные ставки.

Для банков определяющее значение имеет возвратность, что исключает необоснованно быстрые процедуры рассмотрения заявок и выдачи кредитов, а также их полную или частичную необеспеченность. Соглашаясь в целом с указанными требованиями банков, все же сложно понять целесообразность отсутствия обеспечения кредита. На взгляд автора, если таким качеством кредитной услуги привлекать клиента, то можно получить два результата и оба негативные:

— не будут соблюдаться принципы кредитования, в частности, обеспеченность кредита, что создаст благоприятные условия для возрастания кредитного риска;

— ухудшится финансовое положение заемщика в связи с возникшей проблемой возврата кредита, а его все равно нужно возвращать.

В отношении понятия «качество банковской услуги» можно согласиться с профессором Г. Г. Коробовой, которая считает, что качество банковской услуги формирует много специфических условий. Поставить точку в наборе этих условий невозможно, поскольку они динамичны и изменяются вместе с изменением самих требований клиентов, но есть и традиционные, без которых нельзя достигнуть требуемого качества банковской услуги.

В определении факторов, вызывающих развитие конкуренции со стороны покупателей, следует основываться на требованиях клиента к банку. Некоторые из этих требований были уже названы. В качестве дополнительных требований можно выделить:

— наличие государственной поддержки при получении услуг;

— наличие стратегии развития деятельности покупателя услуг.

Государственная поддержка для инвестиционной услуги является особенно важной в связи с ее особенностями. Инвестиционная услуга традиционно связана с вложением больших средств и на длительные сроки. Покупатель услуг не всегда имеет возможность воспользоваться нужной услугой: с одной стороны, в связи с его финансовым положением, а с другой — в связи со сложностью, если это кредитная услуга, своевременного возврата кредита. Следует отметить, что различные направления и способы предоставления государственной поддержки получения инвестиционных услуг активно обсуждаются как учеными, так и практиками. Имеющиеся рекомендации смогли бы повысить качество инвестиционной услуги.

Особого внимания заслуживает такое требование покупателя услуг, как разработка им стратегии своего развития. Данная стратегия позволит банковскому клиенту спрогнозировать свою потребность в инвестиционных банковских услугах и подготовиться к их эффективному использованию.

Рассмотрим факторы, вызывающие развитие конкуренции со стороны продавцов услуг.

К ним отнесены:

— устойчивость коммерческого банка;

— конкурентная позиция коммерческого банка;

— повышение финансовой грамотности клиентов;

— формирование перспективного банка инвестиционных услуг для клиентов.

Два первых фактора, как известно, являются общепринятыми и не вызывают особых дискуссий, поэтому остановимся на особенностях остальных. Особенно активную дискуссию в настоящее время вызвал такой фактор, как финансовая грамотность клиентов. Неслучайно этому фактору уделяет большое внимание Банк России. Как показывает банковская практика, именно неумение клиента грамотно разобраться в содержании и условиях конкретной банковской услуги приводит в последующем к серьезным проблемам в выполнении подписанных с банками договоров. К сожалению, такие случаи не единичны. Иногда складывается мнение, что банки и не заинтересованы в финансовой грамотности своих клиентов.

В данном случае не учитывается тот факт, что последствия подобной «безграмотности» для банка могут быть не менее серьезными, чем для клиента, и сопровождаться следующими результатами:

— уходом клиента из данного банка;

— потерей банком значительной части своей прибыли, в частности, за счет роста объема безнадежных ссуд и пролонгированных кредитов;

— падением имиджа банка и др.

Поэтому для коммерческих банков работа по повышению финансовой грамотности клиентов должна стать приоритетной. Интересен в этом плане зарубежный опыт. В Италии законодательно закрепили положение, при котором клиент, приходя в банк, обязан заполнить анкету, которая определяет уровень его финансовой грамотности. И банк не имеет права предоставлять услугу, которая не соответствует по своему содержанию уровню понимания клиента. В противном случае при возникновении спорной ситуации суд будет однозначно на стороне клиента.

В качестве одного из факторов, вызывающих развитие конкуренции со стороны продавцов услуг, следует выделить формирование перспективного банка инвестиционных услуг для клиентов. Безусловно, банки активно занимаются диверсификацией услуг для клиентов, основываясь на действующих конкретных требованиях своей клиентуры. Но в условиях активного развития банковской конкуренции на рынке банковских услуг этого недостаточно. Особенно это касается рынка банковских инвестиционных услуг, спрос на которые полностью зависит от перспектив развития предприятия. Отсюда вывод — банки должны знать о перспективах развития предприятия — своего клиента. Это касается производственной деятельности, но в особенности — технического перевооружения. Такой подход позволит банку заранее определить набор услуг, которые потребуются клиенту, и подготовиться к их предоставлению.

Рассмотрим факторы, вызывающие развитие конкуренции со стороны государства.

Среди них выделены следующие факторы:

— государственная политика, направленная на формирование конкурентоспособной экономики и повышение устойчивости банковской системы;

— развитие конкуренции как наиболее эффективного способа привлечения зарубежных инвестиций.

Что касается первого выделенного фактора, то его содержание было определено и Стратегией

развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, и Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. Это свидетельствует о его исключительной важности. От успешной реализации данного фактора зависит и второй фактор. Действительно, развитие банковской конкуренции в нашей стране будет свидетельствовать об устойчивости банковской системы и повышения к ней доверия, в том числе и со стороны зарубежных инвесторов.

Необходимо рассмотреть и факторы, сдерживающие развитие конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

Факторы, сдерживающие развитие конкуренции со стороны покупателей услуг:

— недостоверная банковская реклама;

— недостаточная степень безопасности при получении услуг;

— недостаточный уровень квалификации персонала;

— слабая культура общения с клиентом;

— отсутствие необходимых инвестиционных консультаций;

— отсутствие стратегии развития деятельности покупателя услуг.

На некоторых из них остановимся поподробнее.

Банковская реклама играла и играет большую роль в деятельности коммерческих банков. С началом формирования в России двухуровневой банковской системы реклама была единственным средством, связывающим клиентов с банками. Клиенты, как это было до перестройки банковской системы, уже не были закреплены за конкретными банками. Они сами должны были выбрать свой банк, но это было очень сложно. И вот здесь на помощь и пришла банковская реклама. Но никто еще не знал, что она может быть не только созидательной, но и разрушительной силой. Все зависит от ее достоверности. Недостоверная реклама может как «сжечь» уже наведенные мосты между банком и клиентом.

Реклама требует специальных научных исследований. Они уже ведутся в нашей стране, но не так активно, как следует. Потребность в них имеется, поскольку случаи недостоверной рекламы не единичны. Неслучайно некоторые банковские клиенты вообще не понимают, зачем нужна реклама.

В последние годы большое значение приобрел такой фактор, как степень безопасности при получении финансовых услуг. Быстрые темпы развития

информационных технологий, интернет-банкинг, электронные деньги и другие банковские технологии сопровождаются и новыми для покупателя услуг рисками, а это может отразиться на степени использования инвестиционных услуг.

Что касается такого фактора, сдерживающего развитие конкуренции со стороны покупателей услуг, как отсутствие необходимых инвестиционных консультаций, то следует отметить, что большинство банков их проводит. В данном случае речь может идти только об их оперативности и качестве. В этих целях головным подразделениям коммерческих банков целесообразно иметь в своей структуре учебно-научные консультационные центры. Эти центры могут при необходимости привлекать высококвалифицированных специалистов.

Для клиента очень важным является оперативное и своевременное получение услуг. Однако это зависит не только от банка, но и от самого клиента. Он должен заранее определять свою потребность в инвестиционных услугах, в том числе и на перспективу. Это возможно только при наличии у него стратегии развития своей деятельности.

К факторам, сдерживающим развитие конкуренции со стороны продавцов услуг, были отнесены:

- отсутствие стратегии развития рынка банковских инвестиционных услуг;

- неразвитость банковской инфраструктуры;

- риски конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

Остановимся на некоторых из них подробнее.

Важнейшим фактором, безусловно, является отсутствие стратегии развития рынка банковских инвестиционных услуг. Если такой стратегии у коммерческого банка нет, то формирование рынка инвестиционных услуг будет носить стихийный характер, а это означает отсутствие соответствующей подготовки к оперативному и качественному предоставлению инвестиционной услуги. Эта стратегия должна быть основана на перспективах развития деятельности покупателя. Поэтому формирование рынка инвестиционных услуг может носить двусторонний характер, т. е. с участием и покупателя, и продавца услуг. Речь в данном случае идет об изучении потребности в инвестиционных услугах у покупателя. Организацию этой работы следует возложить на отдел маркетинга коммерческого банка.

Особую роль играет такой фактор, как риски конкуренции на рынке банковских инвестицион-

ных услуг. Их особенность состоит в том, что они касаются не какого-то конкретного вида инвестиционной услуги, а всего комплекса инвестиционных услуг, предлагаемых на рынке. Безусловно, степень риска любого вида инвестиционной услуги оказывает влияние на устойчивость инвестиционного рынка, а потому управление риском различных услуг не исключается, а ведется параллельно с управлением риском конкуренции на рынке инвестиционных услуг в целом.

Как и любой рынок, рынок банковских инвестиционных услуг имеет свою структуру. С одной стороны, здесь предоставляются (продаются) услуги коммерческим банком, а с другой — эти услуги покупаются банковским клиентом. Все это позволяет выделить на инвестиционном рынке два его структурных подразделения — рынок покупателей и рынок продавцов.

Деятельность каждого из этих рынков сопровождается определенными рисками, которые и формируют риски конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг. Риски каждого рынка имеют специфический характер. Они индивидуальны как на рынке покупателей услуг, так и на рынке продавцов. В этом их различие, но между ними есть и общее. Оно заключается в том, что все эти риски оказывают негативное воздействие на степень и результаты конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг. Поэтому так важно управление рисками конкуренции в целом на рынке банковских инвестиционных услуг.

Однако для того, чтобы это управление осуществлять, следует определить факторы, способные повлиять на степень конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг. В связи с этим были обоснованы факторы развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг, дана их классификация и раскрыта сущность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим факторы, сдерживающие развитие конкуренции со стороны государства. Среди них следует отметить:

— слабую прогнозируемость состояния экономики страны;

— отсутствие стимулирующей системы развития банковской конкуренции;

— отсутствие централизованной системы регулирования развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

Как показывает практика, и не только банковская, использование возможностей любой эконо-

мической категории, в том числе и конкуренции, и получение желаемых результатов зависит от наличия и формирования соответствующей системы стимулирования. Данная система, с одной стороны, должна содержать меры, носящие поощрительный, стимулирующий характер, имеющие целью развитие конкуренции, необходимой для создания более благоприятных условий для развития экономики страны, а с другой — инструменты, направленные на устранение недобросовестной конкуренции и сдерживание неэффективной с учетом требований развития экономики страны и ее реального сектора. В банковской практике РФ такая система не используется. Это новая проблема, которая требует специальных научных исследований. По мнению автора, ее разработка должна вестись параллельно с решением проблем развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг. Чтобы такую систему формировать, нужна соответствующая законодательная основа.

В настоящее время в России идет конструктивная модернизация системы финансового регулирования и надзора, предусматривающая функционирование мегарегулятора финансового рынка в России. Основная его задача — повышение стабильности финансового рынка. Функции мегаре-гулятора переданы Банку России. Еще сложно говорить о роли мегарегулятора в развитии конкуренции на финансовом рынке, поскольку прошло мало времени. Однако нет сомнения, что повышение стабильности финансового рынка невозможно без развития реального сектора экономики и использования возможностей банковской конкуренции в этих целях. Успешное решение этих задач, по мнению автора, требует создания централизованной системы регулирования развития конкуренции на банковском рынке, в том числе и на рынке банковских инвестиционных услуг.

Рассмотренные проблемы являются дискуссионными и требуют дальнейшего обсуждения для обоснования новых факторов развития конкуренции на рынке банковских инвестиционных услуг.

Список литературы

1. Банковское дело:учебник / под ред. Г. Г. Коробовой. М. : Магистр, 2009. 766 с.

2. Буланов Ю. М. Стратегия развития банковского сектора: трансформация и практические аспекты реализации // Деньги и кредит. 2013. №12. С.23-28.

3. Братко А. Г. Кто должен развивать банки? // Банковское дело. 2006. № 2. С. 26-28.

4. Банковские финансовые технологии для реального сектора экономики / под ред. В. И. Тарасова. М. : Межрегиональный центр банковских и финансовых технологий, 2000. 320 с.

5. Воеводская Н. Проблемы эволюции финансового рынка // Экономист. 2003. № 8. С. 47-52.

6. Викулов В. С. Инновационная деятельность кредитных организаций // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1. С. 79-89.

7. Долятовский В. А. Эволюционный менеджмент и принципы самоорганизации. Ростовн /Д. : РГЭУ. 2002. 166 с.

8. Долятовский Л. В. Стратегия развития фирмы на основе внедрения инноваций // Менеджмент инноваций. 2011. № 4. С. 328-336.

9. ЖуковЕ. Ф. Деньги, кредит, банки. М: ЮНИ-ТИ, 2000. 600 с.

10. Зверев О. А. Инновационная политика коммерческих банков. URL: http://economy-lib. com/ mnovatsionnaya-poHtika-kommercheskih-bankov.

11. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. М. : Центр исследований и статистики. 1998. C. 31-32.

12. Коробова Г. Г. Банковская культура как фактор развития банковской конкуренции // Банковские услуги. 2012.№ 2. С. 12-17.

13. Просалова В. С. Стратегическое инновационное управление кредитной организацией // Управление экономическими системами. 2012. № 9. URL: http://www. uecs. ru/uecs45-452012/item/1563-2012-09-27-06-58-23.

14. Рынок финансовых услуг: современные тенденции и перспективы // Деньги и кредит. 2013. №12. С. 14-17.

15. Рустамов Х. М. Управление нововведениями в коммерческих банках России. М. : Диалог-МГУ, 1999. 118 с.

16. Семикова П. В. Банковские инновации и новый банковский продукт // Банковские технологии. 2002. № 11. С. 42-47.

17. СмирновЕ. А. Стратегическое развитие банков в 2013 году. URL: http://www. cnews. ru.

18. Уткин Э. А. Инновационный менеджмент. М. : Акалис, 1996. 208 с.

19. Черных С. И., Потемкин С. А. О кредитных организациях, банковских операциях и сделках // Деньги и кредит. 2014. № 2. С. 75-76.

20. Woelfel Ch. J. Encyclopedia of Banking and Finance. Tenth Ed. Chicago. IL. Probus Publishing. 1994.

Finance and Credit Banking

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

COMPETITION IN THE MARKET

of investment banking services: development FACTORS

Igor' E. SHVEIKIN

Abstract

Subject Due to increasing involvement of Russian banks in the economy modernization, the issues related to banking services extension and their quality improvement take on special significance. Objectives The objectives ofthe study are to substantiate the factors that are both triggering and hindering the competition development; to classify the factors and describe their essence. The study focuses on the specific impact of various factors on the degree of competition development in the market of investment banking services. Methods I investigated the conditions of competition development in the said market and analyzed the ap-

proaches of academic economists to the definition of the essence of the banking service concept. Results The study emphasizes that the competition and achieving desirable results depend on the availability and formation of a relevant incentive system. This system, on the one hand, should include measures of incentive and stimulating nature, aiming at competition development, which is critical for creation of more favorable conditions to increase the national economy's efficiency. On the other hand, it is necessary to define special tools for eliminating unfair competition and curbing unworkable one, taking into account the real economy's requirements. The Russian banking practice

does not use such a system. This is a new problem, which demands special scientific research, and its development has to be done in parallel with solving the problems of competition development in the market of investment banking services.

Conclusions and Relevance I conclude that an increase in the stability of the financial market is impossible without the real economy development and the use of opportunities provided by the bank competition in pursuing this aim. The successful solution of these tasks requires creating a centralized system to regulate the competition development in the banking market, including investment banking.

Keywords: banking service, investment banking, services, market, competition, service buyers, service sellers

References

1. Bankovskoe delo [Banking]. Moscow, Magistr Publ., 2009, 766 p.

2. BulanovYu. M. Strategiya razvitiya bankovskogo sektora: transformatsiya i prakticheskie aspekty reali-zatsii [The banking sector development strategy: transformation and practical aspects of realization]. Den 'gi i kredit = Money and Credit, 2013, no. 12, pp. 23-28.

3. Bratko A. G. Kto dolzhen razvivat' banki? [Who has to develop banks?]. Bankovskoe delo = Banking, 2006, no. 2, pp. 26-28.

4. Bankovskie finansovye tekhnologii dlya real'nogo sektora ekonomiki [Bank financial technologies for the real sector of economy]. Moscow, Mezhregional'nyi tsentr bankovskikh i finansovykh tekhnologii Publ., 2000, 320 p.

5. Voevodskaya N. Problemy evolyutsii finansovogo rynka [Problems of the financial market evolution]. Ekonomist = Economist, 2003, no. 8, pp. 47-52.

6. Vikulov V. S. Innovatsionnaya deyatel'nost' kreditnykh organizatsii [Innovative activity of credit organizations]. Menedzhment v Rossii i zarubezhom = Management in Russia and Abroad, 2001, no. 1, pp. 79-89.

7. Dolyatovskii V. A. Evolyutsionnyi menedzhment iprintsipy samoorganizatsii [Evolutionary management and principles of self-organization]. Rostov-on-Don, RSEU Publ. , 2002, 166 p.

8. Dolyatovskii L. V. Strategiya razvitiya firmy na osnove vnedreniya innovatsii [A strategy of business development based on innovation]. Menedzhment in-novatsii = Management of Innovation, 2011, no. 4, pp. 328-336.

9. Zhukov E. F. Den'gi, kredit, banki [Money, credit, banks]. Moscow, YUNITI Publ., 2000, 600 p.

10. Zverev O.A. Innovatsionnaya politika kom-mercheskikh bankov [Innovation policy of commercial banks]. Available at: http://economy-lib. com/innovat-sionnaya-politika-kommercheskih-bankov. (In Russ. )

11. Innovatsionnyi menedzhment. Spravochnoe posobie [Innovation management. A handbook]. Moscow, Tsentr issledovanii i statistiki Publ. , 1998, pp. 31-32.

12. Korobova G. G. Bankovskaya kul'tura kak faktor razvitiya bankovskoi konkurentsii [Bank culture as a factor of bank competition development]. Bankovskie uslugi = Banking Services, 2012, no. 2, pp. 12-17.

13. Prosalova V. S. Strategicheskoe innovatsionnoe upravlenie kreditnoi organizatsiei [Strategic innovation management of a credit organization]. Upravlenie eko-nomicheskimi sistemami, 2012, no. 9. (In Russ.) Available at: http://www.uecs.ru/uecs45-452012/item/1563-2012-09-27-06-58-23.

14. Rynok finansovykh uslug: sovremennye ten-dentsii i perspektivy [The financial services market: current trends and prospects]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2013, no. 12, pp. 14-17.

15. Rustamov Kh. M. Upravlenie novovvedeni-yami v kommercheskikh bankakh Rossii [Management of innovation in Russian commercial banks]. Moscow, Dialog-MGU Publ., 1999, 118 p.

16. Semikova P. V. Bankovskie innovatsii i novyi bankovskii produkt [Bank innovations and new banking products]. Bankovskie tekhnologii = Bank Technologies, 2002, no. 11, pp. 42-47.

17. Smirnov E. A. Strategicheskoe razvitie bankov v 2013 godu [Strategic development of banks in 2013]. Available at: http://www. cnews. ru. (In Russ.)

18. Utkin E. A. Innovatsionnyi menedzhment [Innovation management]. Moscow, Akalis Publ., 1996, 208 p.

19. Chernykh S. I. , Potemkin S. A. O kreditnykh organizatsiyakh, bankovskikh operatsiyakh i sdelkakh [On credit organizations, bank operations and transactions] . Den 'gi i kredit = Money and Credit, 2014, no. 2, pp. 75-76.

20. Woelfel Ch.J. Encyclopedia of Banking and Finance. Tenth Ed. Chicago, IL, Probus Publishing, 1994.

Igor' E. SHVEIKIN

Saratov Socio-Economic Institute, Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.