Научная статья на тему 'ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКВАЙРИНГА В РОССИИ'

ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКВАЙРИНГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
815
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКВАЙРИНГ / БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ / ИНТЕРНЕТ-ЭКВАЙРИНГ / ТОРГОВЫЙ ЭКВАЙРИНГ / POS-ТЕРМИНАЛЫ / БАНКОВСКИЕ КАРТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РАСЧЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаков Андрей Владимирович, Иванова Людмила Николаевна

В статье анализируются особенности, тенденции и проблемы развития эквайринга в России на современном этапе. Методы исследования связаны с анализом теоретических и концептуальных по -ложений эквайринга как актуальной банковской услуги, а также анализом динамики и структуры базы для развития эквайринга (количество карт, охват дистанционным обслуживанием, объем расчетов через pos-терминалы и Интернет), тарифов, объемов предоставленных услуг. Результаты исследования позволяют сделать выводы, что имеются проблемы, связанные с развитием эквайринга (высокие тарифы, стоимость оборудования), несмотря на стремительный рост объемов, а перспективными направлениями развития являются QR-эквайринг и эквайринг на основе корпоративных карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPING ACQUIRING IN RUSSIA

The article analyzes the features, trends and problems of acquiring development in Russia at the present stage. The research methods are related to the analysis of the theoretical and conceptual provisions of acquiring as an actual banking service, as well as the analysis of the dynamics and structure of the base for the development of acquiring (the number of cards, coverage by remote services, the volume of settlements through pos-terminals and the Internet), tariffs, volumes of services provided. The results of the study allow us to conclude that there are problems associated with the development of acquiring (high tariffs, cost of equipment), despite the rapid growth of volumes, and promising areas of development are QR-acquiring and acquiring based on corporate cards.

Текст научной работы на тему «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКВАЙРИНГА В РОССИИ»

иииятиивитвиииияивиии

DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_4_6 УДК 336.71

ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКВАЙРИНГА В РОССИИ

Минаков Андрей Владимирович,

доктор экономических наук, профессор, Московский университет МВД

России им. В. Я. Кикотя, г. Москва, Россия, е-mail: minakov-info@yandex.ru

Иванова Людмила Николаевна,

кандидат экономических наук, Московский университет МВД России

им. В. Я. Кикотя, г. Москва, Россия, е-mail: nxt200@yandex.ru

В статье анализируются особенности, тенденции и проблемы развития эквайринга в России на современном этапе. Методы исследования связаны с анализом теоретических и концептуальных по -ложений эквайринга как актуальной банковской услуги, а также анализом динамики и структуры базы для развития эквайринга (количество карт, охват дистанционным обслуживанием, объем расчетов через pos-терминалы и Интернет), тарифов, объемов предоставленных услуг. Результаты исследования позволяют сделать выводы, что имеются проблемы, связанные с развитием эквайринга (высокие тарифы, стоимость оборудования), несмотря на стремительный рост объемов, а перспективными направлениями развития являются QR-эквайринг и эквайринг на основе корпоративных карт.

Ключевые слова: эквайринг; безналичные расчеты; интернет-эквайринг; торговый эквайринг; pos-терминалы; банковские карты; электронные деньги; электронные расчеты.

UDC 336.71

WAYS OF DEVELOPING ACQUIRING IN RUSSIA

Minakov Andrey Vladimirovich,

Doctor of Economics, Professor, Moscow University of the Ministry of Internal

Affairs of Russia. Named after V. Y. Kikotya, Moscow, Russia, e-mail: minakov-

info@yandex.ru

Ivanova Lyudmila Nikolaevna,

Ph.D. in Economics, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Named after V. Y. Kikotya, Moscow, Russia, e-mail: nxt200@yandex.ru

The article analyzes the features, trends and problems of acquiring development in Russia at the present stage. The research methods are related to the analysis of the theoretical and conceptual provisions of acquiring as an actual banking service, as well as the analysis of the dynamics and structure of the base for the development of acquiring (the number of cards, coverage by remote services, the volume of settlements through pos-terminals and the Internet), tariffs, volumes of services provided. The results of the study allow us to conclude that there are problems associated with the development of acquiring (high tariffs, cost of equipment), despite the rapid growth of volumes, and promising areas of development are QR-acquiring and acquiring based on corporate cards.

Keywords: acquiring; cashless payments; internet acquiring; merchant acquiring; pos terminals; bank cards; electronic money; electronic payments.

Введение

Актуальность развития эквайринга в современных условиях связана с ростом дистанционных технологий продаж товаров и услуг (онлайн-продаж), а также с заменой расчетов наличными деньгами расчетами банковскими картами при офлайн-продажах.

Если рассматривать научные публикации по теме развития эквайринга, то следует отметить таких авторов, как А. В. Маслов, Е. В. Левкина, О. Н. Цыганкова, К. В. Бырлэ-дяну, A. Welte и J. Molnar и др.

В определении сущности эквайринга, например, А. В. Маслов и Ю. А. Маклакова указывают на широкое и узкое понятие данного термина. В узком смысле он определяется как привлечение «точек обслуживания» к приему карт, а в широком понимании как весь комплекс «бизнеса по созданию и развитию инфраструктуры безналичного расчетно-кассового обслуживания в торгово-сервисных предприятиях с использованием платежных карт» [2, с. 75].

Е. В. Левкина и Н. Ю. Титова дают определение эквайринга как «направление бизнеса, связанное с обслуживанием банковских карт, включающее в себя целый комплекс услуг по приему карточных платежей» [3, с. 21]. При этом та кредитная организация, которые данные услуги оказывает (это может быть банк или небанковская кредитная организация -НКО), называется «банк-эквайер». Эквайер устанавливает оборудование для приема безналичных банковских платежей в точках продаж товаров и услуг (pos-терминалы с возможностью передачи данных в банк) либо организует программное обеспечение для приема платежей в Интернете.

О. Н. Цыганкова и Ю. В. Лазич указывают на то, что эквайринг - это «прием к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг» [11, с. 10], и что два основных способа эквайринга - это расчет банковскими картами в торговых организациях и организациях, оказывающих услуги, либо расчеты через Интернет с использованием пластиковых и виртуальных банковских карт, электронных денег. Хотя в настоящее время применяются и другие инструменты эквай-ринга, например с помощью QR-кодов.

К. В. Бырлэдяну дает достаточно узкое определение понятия эквайринга как «возможность проведения расчетов при помощи

пластиковых карт» [1, с. 157], но в то же время указывает на то, что существует торговый эквайринг, основанный на применении банковских карт, и интернет-эквайринг, который «позволяет осуществлять платежные операции между физическими и юридическими лицами в онлайн-пространстве» [1, с. 157].

A. Welte и J. Molnar рассматривают эк-вайринг как работу «экосистемы банковских карт», куда включаются карточные сети (такие крупные операторы, как Visa, MasterCard и др.), держатели карт, продавцы товаров и услуг, а также эквайреры. Эквайреры при этом - это «поставщики платежных услуг, которые предлагают продавцам доступ в карточные сети» [16, с. 4]. В результате система эквайринга является четырехсторонней, в ней эквайер оказывает следующие услуги:

- регистрирует продавцов в карточных сетях, обеспечивая их необходимым оборудованием и/или программным обеспечением для приема платежей;

- осуществляет авторизацию, обработку, урегулирование карточных платежей, разрешает возникающие споры по платежам;

- предоставляет продавцам регулярные отчеты по приему платежей, удержанной комиссии, а также консультирует продавцов по интеграции систем приема платежей с бухгалтерскими системами [16, с. 5].

Учитывая это, для эквайринга необходимыми элементами можно назвать:

1) полномочия по выполнению операций, связанных с регистрацией в платежных системах и расчетом через них (отчего такой эквайер - кредитная организация, банк или НКО, работающий с платежными системами);

2) наличие программного обеспечения, позволяющего обработать, принять платеж (в интернет-эквайринге) и оповестить продавца;

3) наличие специального оборудования (POS-терминал в торговом эквайринге) и связи оборудования через Интернет с эквай-ером.

Если рассматривать схему торгового эквайринга, которую приводят A. Welte и J. Molnar [16], V. I. Obydennov и E. V. Travkina [15], то она выглядит следующим образом:

б

Банк-эмитент карты ---* Банк продавца (может быть = эквайер)

5 7

^ Платежная система

Держатель карты (покупатель) 3 "

Банк-эквайер

\

1 \ Продавец <4-

1 - покупатель оплачивает продавцу картой через POS-терминал; 2 - платеж обрабатывается эквайером и отправляется в платежную систему; 3 - платежная система обрабатывает платеж, информирует банк-эмитент карты о списании (при прохождении платежа эквайер и продавец получают сообщение об успешном платеже); 5 - данные о списании получает держатель карты, деньги списываются с его счета эмитентом; 6 - эмитент карты переводит деньги в банк продавца либо эквайеру, который далее переводит их в банк продавца; 7 - банк продавца уведомляет о фактическом поступлении денег на счет продавца.

Рисунок 1 - Схема торгового эквайринга (прием платежей через pos-терминал) (составлено автором по [15-16])

Как указывают И. А. Углова и соавторы [9], принципиальных отличий интернет-эквай-ринг от торгового не имеет, просто вместе pos-терминала используется программный продукт для приема платежей через сайт (скрипт), в остальном схема работы аналогичная, хотя в интернет-эквайринге возможно использование и иных инструментов расчетов, например электронных денег, безналичных платежей и т. п. При этом если в торговом эквайринге платеж клиента сверх определенного лимита защищен необходимостью ввода пин-кода карты, то в интернет-эквайринге в качестве защиты используется код CVV и 3d-Secure (подтверждение платежа по карте через смс на номер, привязанный к карте).

Такие авторы, как Е. О. Сергутина [7], С. Б. Подопригорова [5], Д. Д. Шиманский [12] и В. В. Марынов [4], сходятся во мнении, что для коммерческого банка или НКО работа в качестве эквайера дает доход в форме комиссионного вознаграждения, которое удерживается не у клиента с карты, а у продавца (стандартные тарифы от 1,3 до 3,5 % от суммы платежа часто зависят от оборота по терминалу или сайту, от того, в чьей собственности находится pos-терминал, поскольку при предоставлении эквайером терминала в аренду предполагается еще и плата за его аренду, входящая в сумму комиссионных, либо даже сверх этой суммы). При этом вознагражде-

ние распределяется следующим образом:

- часть получает платежная система, через которую проходит оплата (например, Visa, MasterCard, МИР);

- часть получает банк-эквайер;

- из суммы комиссионных эквайер также может предоставлять клиенту cashback (возврат части потраченных средств, как правило около 1 %, деньгами или баллами) по платежу, как за свой счет, так и за счет платежной системы;

- комиссия с продавца в рамках акции может быть выше, за счет чего увеличивается cashback для покупателя конкретно при покупке у этого продавца (продавец использует данную схему как инструмент маркетинга [4, с. 196]).

Надо отметить и то, что в России эквай-ринг, оборот банковских карт регулируются, прежде всего, Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «О национальной платежной системе». И в рамках этого закона перевод денежных средств должен осуществляться в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика (п. 5 ст. 5). Кроме того, Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.05.2014 № 112-ФЗ обязал организации принимать

оплату предоставляемых ими товаров, услуг и работ безналичным способом, хотя эти тре -бования и не распространяются на субъекты малого предпринимательства. Тем не менее эта обязательность приема карт крупными организациями, доля которых на современном рынке товаров и услуг постоянно увеличивается, является одним из факторов роста и развития операций, связанных с эквайрин-гом, в нашей стране.

Именно поэтому целью исследования стал анализ особенностей, тенденций и проблем развития эквайринга в России на современном этапе.

Задачи исследования заключаются:

1) в выборе методов и материалов для проведения исследования;

2) характеристике динамики, тенденций развития банковских карт, дистанционных сервисов, платежей по картам через pos-терминалы и Интернет;

3) характеристике ключевых проблем развития эквайринга;

4) определении перспективных направлений эквайринга.

Остановимся на методах и материалах исследования.

Методы

Материалами исследования являются данные, которые публикуются официально Банком России, о состоянии и развитии национальной платежной системы:

- статистика национальной платежной системы [8];

- развитие национальной платежной системы [6].

В этих статистических источниках представлены данные о количестве действующих банковских карт у населения, организаций и

индивидуальных предпринимателях, количестве карт, по которым фактически производились операции, количество и объем в денежном выражении операций, которые были осуществлены по банковским картам. Кроме того, в данных есть информация о количестве банков, осуществляющих эквайринг, о доле безналичных платежей в розничном обороте.

В результате можно применять методы вертикального и горизонтального анализа статистических данных, рассчитав показатели:

- изменения числа объектов платежной инфраструктуры (банкоматов, терминалов);

- динамики (изменение и темп прироста) числа действующих карт;

- доли карт, по которым совершались операции в общем объеме действующих карт;

- динамики количества операций по картам;

- доли безналичных операций в общем объеме розничного оборота;

- изменения количества кредитных организаций, которые занимаются эквайрингом.

Помимо этого, важным будет изучение, российских и международных рейтингов по топ-5 банкам-эквайерам в России. Такие рей -тинги публикует РБК [10]. В них есть данные о месте, количестве терминалов, платежей, сумме платежей через данные банки по эк-вайрингу.

Результаты

Одним из определяющих элементов развития эквайринга и рынка банковских карт вообще является развитие инфраструктуры этого рынка, а именно числа банкоматов, терминалов для платежей и pos-терминалов (табл. 1)

Показатели Данные на конец года Темп прироста, %

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2019 к 2018 г. 2020 к 2019 г. 2020 к 2018 г.

Банкоматы, тыс. ед. 201,0 202,6 200,0 0,81% -1,27% -0,47%

Терминалы, тыс. ед., в том числе: 2812,2 3200,2 3905,9 13,80% 22,05% 38,89%

электронные роБ-терминалы, установленные в организациях торговли (услуг), тыс. ед. 2588,8 2913,0 3598,7 12,52% 23,54% 39,01%

терминалы безналичной оплаты (самообслуживания), тыс. ед. 5,1 92,7 121,2 1724,61% 30,80% 2286,61%

импринтеры (механические устройства), установленные в организациях торговли (услуг), тыс. ед. 16,3 1,3 0,5 -92,33% -62,40% -97,11%о

Таблица 1 - Развитие инфраструктуры рынка банковских карт (составлено автором по [8])

Из представленных данных видно снижение числа банкоматов, что связано как с сокращением общего числа банков в стране, так и с объединением банкоматов нескольких банков в единые банкоматные сети (партнерство в этой сфере), так и с общей тенденцией замещения операций по снятию наличных

ростом безналичных операций клиентов. В то же время существенным за три года оказался рост числа pos-терминалов (на 39,01 %, особенно большой в 2020 г. - 23,54 %).

Динамика количества и доли используемых банковских карт представлена в табл. 2.

Таблица 2 - Динамика количества карт и доли их использования (составлено автором по [8])

Показатели Данные на конец года Темп прироста, %

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2019 к 2018 г. 2020 к 2019 г. 2020 к 2018 г.

Количество карт на конец года, млн штук: 272,6 285,8 305,7 4,84 6,96 12,14

- физические лица 269,6 281,8 301,1 4,53 6,85 11,68

- юридические лица и индивидуальные предприниматели (корпоративные карты) 3,0 4,0 4,6 33,33 15,00 53,33

Доля активных карт, по которым совершаются операции, %: 66,25 69,59 69,25 3,34 -0,34 3,00

- физические лица 66,47 69,87 69,58 3,40 -0,29 3,11

- юридические лица и индивидуальные предприниматели (корпоративные карты) 46,67 50,00 47,83 3,33 -2,17 1,16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из данных табл. 2 видно, что количество карт за три года выросло на 12,14 %, больше темп прироста по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (53,33 %), но объем действующих карт значительно (более чем в 65 раз) выше именно по физическим лицам, и доля активных карт, по которым совершаются операции, также выше

именно у физических лиц. Доля активных карт в целом за период выросла на 3 %, что связано с ростом инфраструктуры для приема платежей по картам.

Изменение количества операций и сумм операций по банковским картам представлено в табл. 3.

Таблица 3 - Динамика операций по банковским картам (составлено автором по [8])

Показатели Д анные за год Темп прироста, %

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2019 к 2018 г. 2020 к 2019 г. 2020 к 2018 г.

Количество операций за год, млн: 32 324,1 42 305,2 50 563,6 30,88 19,52 56,43

- физические лица 32 173,2 42 052,3 50 231,9 30,71 19,45 56,13

- юридические лица и индивидуальные предприниматели 150,9 252,9 331,7 67,59 31,16 119,81

Объем операций за год, млрд руб.: 77 857,0 92 585,1 106 697,3 18,92 15,24 37,04

- физические лица 74 955,0 89 107,4 102 792,5 18,88 15,36 37,14

- юридические лица и индивидуальные предприниматели 2 902,0 3 477,7 3 904,8 19,84 12,28 34,56

Из представленной таблицы видно, что количество операций существенно выросло (на 56,43 %), в больше мере - по операциям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом суммы операций за три года увеличились на 37,04 %, примерно в одинаковой пропорции.

Если рассматривать изменение доли безналичных платежей в розничном товарообороте, то с 2016 по 2020 год она менялась сле -дующим образом (рис. 2):

55.6% ?

47,4% яш

39,3% ■Щ

80,0% 70,3% 70,0% 60,0% £ 50,0% « 40,0% н 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рисунок 2 - Изменение доли безналичных платежей в розничном обороте в России в 2016-2020 гг. [6]

В результате доля эта увеличилась с 39,3 Изменение числа организаций, которые

до 70 % за пять лет, что очень значительно и осуществляют эквайринг, представлено на

предполагает существенный рост как торго- рис. 3. вого, так и интернет-эквайринга в стране.

450 402 400 350 300 £250 Э 200 150 100 50 0

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рисунок 3 - Изменение доли безналичных платежей в розничном обороте в России в 2016-2020 гг. [8]

Число организаций снизилось с 402 до 273 Рейтинг наиболее крупных по объемам

при росте операций, платежей, безналичного эквайринга организациям представлен в

оборота. Это связано с укрупнением кредитных табл. 4). организаций и ростом монополизации рынка.

Таблица 4 - Рейтинг кредитных организаций по эквайрингу (РБК) [10]

354

ли 286 974

Организация Место Характеристика

Сбербанк 1-е в РФ, 3-е в мировом рейтинге 2,2 млн pos -терминалов, 20,6 млрд платежей в год на $186,82

ВТБ 2-е в РФ, 35-е в мировом рейтинге 0,2 млн. pos-терминалов, 2,2 млрд платежей в год, на $22,6 млрд

Газпромбанк 3-е в РФ, 59-е в мировом рейтинге 0,8 млрд платежей в год, на $10,3 (без учета карт «МИР»)

Тинькофф 4-е в РФ, 88-е в мировом рейтинге 0,32 млрд платежей в год на $1,9 млрд

Русский стандарт 5-е в РФ, 90-е в мировом рейтинге 0,31 млрд платежей в год, $5,7 млрд

Таким образом, бесспорным лидером в тье место. Также в топ-5 входят другие два эквайринге в России является Сбербанк, ко- наиболее крупных российских банка - ВТБ торый и в мировом рейтинге занимает тре- и Газпромбанк. В рейтинг входит и активно

растущий банк, имеющий инновационную направленность, - Тинькофф. Также в топ-5 включен и «Русский стандарт», который еще в 2000-е гг. одним из первых начал активное развитие операций эквайринга, главным образом среди субъектов малого предпринимательства.

Обсуждение

Несмотря на высокие темпы развития эк-вайринга в России, остается ряд нерешенных проблем, которые замедляют это развитие. Как указывают А. В. Маслов [3], Е. В. Левкина [2], О. Н. Цыганкова [11], наиболее сложными проблемами являются:

- в целом высокие тарифы эквайринга, как торгового, так и через Интернет (тарифы выше, чем в ряде европейских стран);

- высокая стоимость оборудования, которое технически не является сложным, часто поставляется из КНР и других стран Юго-Восточной Азии, но продается в России достаточно дорого (это определяет и большие затраты на его покупку, и на его аренду клиентами, при этом арендная плата увеличивает тарифы эквайринга);

- необоснованно высокие тарифы даже за интернет-эквайринг у эквайеров, которые монополизировали данный сегмент (например, ЮМани, Robokassa и др.).

Кроме этого, проблемой является и применение к торговому и интернет-эквайрингу тех же требований контроля за денежным

Б анк-э митент карты

1 1

2 1

Покупатель - держатель

карты

обращением, которые установлены для операций с наличными деньгами Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Поскольку в соответствии с данным законом лицо, осуществляющее продажи даже только за безналичный расчет, все равно обязано применять ККТ, выставлять чеки покупателю. Какого-либо фискального смыла в этом немного, поскольку доход по факту учитывается по правилам общей системы налогообложения в результате продажи, при упрощенной системе - в момент поступления денежных средств на расчетный счет продавца (а эк-вайером они переводятся именно туда), а при применении патентной системы формирование дохода не влияет на сумму налога. Потому данное требование увеличивает издержки тех продавцов, которые работают только по безналичному расчету (приобретение и обслуживание ККТ либо подключение сервиса ОФД у эквайера).

Еще одной проблемой можно назвать пока что достаточно слабое развитие QR-эквайринга, который более прост, менее затратен как для банков, так и субъектов малого бизнеса, не предполагает приобретения дополнительного оборудования, его схема заключается в следующем (рис. 4):

Банк-эквайер, обслуживающий продавца

Продавец

1

1 - покупатель оплачивает через мобильное приложение по QR-коду продавца, формируется платежный документ в банк; 2 - покупатель получает уведомление об оплате; 3 - банк-эмитент оплачивает через систему центрального банка банку-эквайеру на счет продавца деньги (через приложение предполагается мгновенное уведомление продавца о факте оплаты); 4 - продавец получает информацию о получении денег на расчетный счет.

Рисунок 4 - Схема QR-эквайринга [13]

Подобная схема очень часто применяется субъектами малого предпринимательства в Китае, где активными эквайером является система WeChat [14]. Она является удобной альтернативой оплате по банковским кар-

там, поскольку предусматривает минимум комиссии для продавца (либо ее отсутствие). Однако проблемой является формирование быстрых уведомлений продавцу об оплате, если сделка проводится офлайн. Для этого

необходимо чтобы все проводилось либо в рамках одного банка, либо через объединение в одну систему нескольких банков. Имен -но поэтому Сбербанк стал первым, кто в России запустил и начал развивать такую си -стему (это самый крупный эмитент карт, мобильным приложением которого пользуются многие физические и юридические лица). Проблемой является и ограниченность расчетов только национальной платежной системой (нет единой системы даже в рамках ЕАЭС, как это сделано, например, в Евросоюзе в системе SEPA), в отличие от расчетов через платежные системы, где можно применять и банковские карты зарубежных эмитентов.

Альтернативой могут стать и расчеты с карты на карту или через систему быстрых платежей, в том числе использование платежей на корпоративные карты продавцов. Сейчас большинство банков эту схему не применяют (такие расчеты блокируются), хотя для многих покупателей она была бы более удобной, чем расчеты через систему интернет-эквайринга. А для продавца она была бы удобна меньшей комиссией, отсутствием необходимости приобретения pos-терминала или установки на сайт системы приема платежей (если речь о субъектах малого предпринимательства).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что эквайринг - это система приема и обработки платежей за товары и услуги, расчетов между покупателем и продавцом. Эквайринг разделяется на торговый, когда используется pos-терминал для проведения операции, а также интернет-эквайринг, когда организуется прием и проведение платежа через сайт с ис-

пользованием карты или электронных денег. Эквайринг предполагает четырехстороннюю операцию, в которой участвует банк-эмитент карты, покупатель, продавец и банк-эквайер. Банк-эквайер получает комиссионный доход с операции с продавца, с которым заключает договор, часть комиссионных необходимо перечислить платежной системе. В России в настоящее время активно растет количество действующих выданных банковских карт (в особенности большая их часть - у физических лиц, но есть и корпоративные у юридических, объем которых растет также быстро), стремительно увеличиваются объемы безналичных платежей и операций с картами, включая оплаты через pos-терминалы и Интернет, переводы с карту на карту (последние к эквайрингу не относятся). При этом наи -более крупные российские банки, вошедшие также в мировые рейтинги, это Сбербанк (на 3 месте и в мировом рейтинге), ВТБ, Газпромбанк, Тинькофф и «Русский стандарт».

Проблемы развития эквайринга в настоящее время связаны с достаточно высокими тарифами на обслуживание в этой сфере, высокой стоимостью оборудования для торгового эквайринга. Также нерешенными проблемами являются требования применения ККМ при осуществлении только безналичных расчетов с помощью торгового и интернет-эквайринга. Достаточно слабо (в отличие, на -пример, от Китая) развивается QR-эквайринг (первым в России внедрил Сбербанк относительно недавно) и эквайринг с оплатой на корпоративные карты продавцов. Развитие этих видов эквайринга может дать возможность осуществления достаточно экономных безналичных расчетов для малого бизнеса.

Список литературы_

1. Бырлэдяну, К. В. Перспективы развития эквайринга на современном рынке РФ / К. В. Бырлэдяну // StudNet. -2020. - № 4. - С. 157-162.

2. Левкина, Е. В. Современные тенденции и проблемы развития эквайринга в банковской системе Российской Федерации / Е. В. Левкина, Н. Ю. Титова // Территория новых возможностей. - 2020. - № 1. - С. 21-31.

3. Маслов, А. В. Технология эквайринга и проблемы его регулирования в России / А. В. Маслов, Ю. А. Макла-кова // Финансовый журнал. - 2020. - № 5. - С. 75-86.

4. Мартынов, В. В. Современное развитие эквайринга / В. В. Мартынов // Технолого-экономическое образова -ние: достижения, инновации, перспективы: Межвузовский сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Тула : Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2017. - С. 194-197.

5. Подопригорова, С. Б. Тенденции развития интернет-эквайринга в современной банковской системе / С. Б. Подопригорова // Молодой ученый. - 2019. - № 41 (279). - С. 175-179.

6. Развитие национальной платежной системы. - URL: https://cbr.ru/about_br/publ/annrep2020short/platezhnaya-sistema/ (дата обращения: 17.08.2021).

7. Сергутина, Е. О. Эквайринг: тенденции развития и особенности осуществления в регионах / Е. О. Сергути-на // Вектор экономии. - 2019. - № 6. - С. 20-26.

8. Статистика национальной платежной системы. - URL: https://old.cbr.ru/statistics/psrf/ (дата обращения: 17.08.2021).

9. Углова, И. А. Особенности Интернет-эквайринга: учет расчетов / И. А. Углова, Н. Э. Гончарова, В. В. Нико-лишина // ЕГИ. - 2018. - № 4 (22). - С. 113-119.

10. Успех в терминальной стадии: Два российских банка вошли в мировой топ-50 по объему эквайринга. -URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/10/09/5f7dd5b99a7947a31424baa7 (дата обращения: 17.08.2021).

11. Цыганкова, О. Н. Эквайринг - взаимовыгодное сотрудничество банка и малого бизнеса / О. Н. Цыганкова, Ю. В. Лазич // Beneficium. - 2018. - № 2 (27). - С. 10-15.

12. Шиманский, Д. Д. Эквайринг как шаг в будущее / Д. Д. Шиманский // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 2 (10). - С. 72-75.

13. Куликова, О. М. Применение QR-платежей в сфере товарного обращения / О. М. Куликова, С. Д. Суворова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 2-1. - С. 125-129.

14. Соловьев, С. Бесконтактные платежи в Китае с использованием QR-кодов / С. Соловьев. - URL: https:// www.marketing-services.ru/directory_marketing/analytics/articles/market_consumers/89080.html (дата обращения: 17.08.2021).

15. Obydennova V.I., Travkina E.V. The modern use of Bank cards and remote technologies for increasing efficiency of customer service organization // Colloquium-journal. - 2019. - № 22 (46). - P. 17-20.

16. Welte A., Molnar J. The Market for Acquiring Card Payments from Small and Medium-Sized Canadian Merchants // Staff Discussion Paper/Document d'analyse du personnel. 2020. June 4. - URL: https://www.bankofcanada.ca/wp-content/uploads/2020/06/sdp2020-5.pdf (дата обращения: 17.08.2021).

References -

1. Byrledyan K.V. Prospects for the development of acquiring in the modern market of the Russian Federation, StudNet, 2020, no. 4, pp. 157-162.

2. Levkina E.V., Titova N.Yu. Modern trends and problems of acquiring development in the banking system of the Russian Federation, Territory of new opportunities, 2020, no. 1, pp. 21-31.

3. Maslov A.V., Maklakova Yu.A. Acquiring technology and problems of its regulation in Russia, Financial Journal, 2020, no. 5, pp. 75-86.

4. Martynov V.V. Modern development of acquiring, Technological and economic education: achievements, innovations, prospects: Interuniversity collection of articles of the XVII All-Russian scientific and practical conference with international participation. Tula: Tula State Pedagogical University. L.N. Tolstoy, 2017, pp. 194-197.

5. Podoprigorova S.B. Trends in the development of Internet acquiring in the modern banking system, Young Scientist, 2019, no. 41 (279), pp. 175-179.

6. Development of the national payment system. URL: https://cbr.ru/about_br/publ/annrep2020short/platezhnaya-sistema/ (date accessed: 17.08.2021).

7. Sergutina E.O. Acquiring: development trends and peculiarities of implementation in the regions, Vector of economy, 2019, no. 6, pp. 20-26.

8. Statistics of the national payment system. URL: https://old.cbr.ru/statistics/psrf/ (date accessed: 17.08.2021).

9. Uglova I.A., Goncharova N.E., Nikolishina V.V. Features of Internet acquiring: accounting of payments, EGI, 2018, no. 4 (22), pp. 113-119.

10. Success at the terminal stage: Two Russian banks entered the world top 50 in terms of acquiring. URL: https:// www.rbc.ru/newspaper/2020/10/09/5f7dd5b99a7947a31424baa7 (date of access 17.08.2021).

11. Tsygankova O.N., Lazich Yu.V. Acquiring - mutually beneficial cooperation between the bank and small business, Beneficium, 2018, no. 2 (27), pp. 10-15.

12. Shimansky D.D. Acquiring as a step into the future, Actual problems of economics and management, 2016, no. 2 (10), pp. 72-75.

13. Kulikova O.M., Suvorova S.D. Application of QR-payments in the field of commodity circulation, Economy and business: theory and practice, 2021, no. 2-1, p. 125-129.

14. Soloviev S. Contactless payments in China using QR codes. URL: https://www.marketing-services.ru/directory_ marketing/analytics/articles/market_consumers/89080.html (date accessed 17.08.2021).

15. Obydennova V.I., Travkina E.V. (2019). The modern use of Bank cards and remote technologies for increasing efficiency of customer service organization, Colloquium-journal, no. 22 (46), pp. 17-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Welte A., Molnar J. (2020). The Market for Acquiring Card Payments from Small and Medium-Sized Canadian Merchants, Staff Discussion Paper / Document d'analyse du personnel. 2020. June 4. URL: https://www.bankofcanada. ca/wp-content/uploads/2020/06/sdp2020-5.pdf (date accessed: 17.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.