Научная статья на тему 'Пути преодоления преград развитию международного научно-технического сотрудничества государств-членов ШОС'

Пути преодоления преград развитию международного научно-технического сотрудничества государств-членов ШОС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВОВОЙ ФАКТОР / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION / LEGAL FACTOR / LEGAL REGULATION OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL POLICY / HARMONIZATION OF NATIONAL LEGISLATION / INTERNATIONAL AGREEMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Резинкин А. Ю.

Рассматривается ряд факторов, оказывающих влияние на развитие международного научногои научно-технического сотрудничества между государствами-членами ШОС. На основе анализа выделяемых факторов описываются определенные преграды и риски, которые негативно сказываютсяна плодотворном взаимодействии в научно-технической области между странами ШОС и тормозятих дальнейшее поступательное развитие. Автором предлагаются отдельные мероприятия по преодолению препятствий для полноформатного международного научно-технического сотрудничествав рамках ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Резинкин А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO OVERCOME THE OBSTACLES TO THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION OF THE SCO MEMBER STATES

The article considers a number of factors that influence the development of international scientific,scientific and technical cooperation between the SCO member states. Based on the analysis of the factorsidentified, certain barriers and risks are described that negatively affect the fruitful interaction in thescientific and technical field between the SCO countries and hinder their further progressive development.The author suggests certain measures to overcome obstacles for full-fledged international scientific andtechnical cooperation within the framework of the SCO.

Текст научной работы на тему «Пути преодоления преград развитию международного научно-технического сотрудничества государств-членов ШОС»

УДК 341.1/8 ББК 67.91

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕГРАД РАЗВИТИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ШОС1

А. Ю. Резинкин

Алтайский государственный медицинский университет

Рассматривается ряд факторов, оказывающих влияние на развитие международного научного и научно-технического сотрудничества между государствами-членами ШОС. На основе анализа выделяемых факторов описываются определенные преграды и риски, которые негативно сказываются на плодотворном взаимодействии в научно-технической области между странами ШОС и тормозят их дальнейшее поступательное развитие. Автором предлагаются отдельные мероприятия по преодолению препятствий для полноформатного международного научно-технического сотрудничества в рамках ШОС.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, международное научно-техническое сотрудничество, правовой фактор, правовое регулирование научно-технической политики, гармонизация национального законодательства, международные соглашения.

WAYS TO OVERCOME THE OBSTACLES TO THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION OF THE SCO MEMBER STATES

A. Y. Rezinkin

Altai State Medical University (Barnaul, Russia)

The article considers a number of factors that influence the development of international scientific, scientific and technical cooperation between the SCO member states. Based on the analysis of the factors identified, certain barriers and risks are described that negatively affect the fruitful interaction in the scientific and technical field between the SCO countries and hinder their further progressive development. The author suggests certain measures to overcome obstacles for full-fledged international scientific and technical cooperation within the framework of the SCO.

Keywords: Shanghai Cooperation Organization, international scientific and technical cooperation, legal factor, legal regulation of scientific and technical policy, harmonization of national legislation, international agreements.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2020)2.15

Одним из направлений международного научно-технического сотрудничества (МНТС) выступает развитие научно-технических связей в государствах-участниках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 13 сентября 2013 г. было подписано Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве, в котором были определены принципы и формы сотрудничества в сфере науки и техники [1].

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 18-29-1501 1 «Принципы, источники и особенности правового регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития в России и зарубежных странах Шанхайской организации сотрудничества»).

В современной литературе некоторыми исследователями выделяется ряд факторов, которые влияют на развитие международного научного и научно-технического сотрудничества:

— политические;

— экономические;

— информационно-коммуникационные;

— языковые и культурные;

— географические;

— социально-психологические;

— образовательные факторы и некоторые другие [2, с. 191; 3, с. 24-25].

Указанные факторы в разной степени оказывают прямое или косвенное влияние на развитие МНТС в рамках ШОС: как положительное (стимулируя такое сотрудничество), так и отрицательное (препятствуя развитию сотрудничества). При этом следует отметить, что на сегодня отсутствуют исследования, посвященные комплексному анализу факторов, сдерживающих развитие международного научного и научно-технического сотрудничества между странами ШОС и путях его активизации.

В данной статье хотелось бы остановиться на некоторых важных, на наш взгляд, факторах, а именно политическом, экономическом и правовом, которые имеют свое проблемное поле и могут негативно сказываться на развитии МНТС в рамках ШОС, а также обозначить некоторые пути возможной активизации МНТС.

Одним из важных факторов в выстраивании современных МНТС между государствами-членами ШОС является политический фактор (внутренний и внешний). Говоря о его внешней стороне, необходимо указать на сложившуюся в современном мире общую геополитическую напряженность, санкционную политику и «торговые войны» со стороны третьих стран. Внутренним политическим фактором выступают сохраняющиеся пограничные конфликты между отдельными государствами-членами ШОС, а также особенности внутренней государственной политики в странах ШОС, направленной на вовлечение предпринимателей в инновационную деятельность.

К проблемам, обусловленным экономическим фактором, затрудняющим развитие научного и научно-технического сотрудничества, можно отнести несбалансированные подходы финансирования научных исследований и технологических разработок, преимущественно государственное финансирование науки, недостаточный уровень кадрового потенциала, слабую коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, а также невысокую динамику экспорта высокотехнологической продукции в отдельных странах.

Развитие правового регулирования МНТС в рамках ШОС является, несомненно, достаточно актуальной задачей, поэтому выделение отдельно правового фактора и описание связанных с ним сложностей и проблем, препятствующих поступательному развитию МНТС, представляется нам также актуальным и необходимым.

В качестве внутренних правовых факторов нами выделяются разное состояние правового регулирования национальной научно-технической политики и различный правовой статус организаций, в задачи которых входит развитие науки в странах-участницах ШОС. К внешним правовым факторам можно отнести слабо развитое договорное регулирование между странами ШОС научного и научно-технического сотрудничества.

Наличие указанных выше разнофакторных рисков негативно сказывается на плодотворном взаимодействии в научно-технической области между странами ШОС и тормозит их дальнейшее поступательное развитие на взаимовыгодной основе.

Для хеджирования данных рисков и устранения возникающих барьеров в выстраивании научно-технических связей между странами ШОС необходимы системные разноформатные мероприятия. Так, сохраняющаяся геополитическая напряженность отражается и на развитии научно-технических связей между странами-участницами ШОС. Отрицательный эффект начинает приобретать санкцион-ная политика и «торговые войны» со стороны третьих стран. Хотя в своей сущности они и имеют экономическую природу, но выступают как геополитическое средство борьбы за мировые ресурсы и глобальное влияние. Так, США, ряд европейских и других западных стран после присоединения Крыма к России ввели и продолжают вводить в одностороннем порядке все новые санкционные меры, направленные на сдерживание развития России. Также США пытаются сдерживать развитие КНР (прежде всего экономическое), вводя различные торговые пошлины на импорт товаров из Китая.

Для эффективного противодействия описанным выше политическим факторам представляется необходимым сфокусировать выстраивание МНТС в приоритетном порядке между государствами ШОС. Это взаимодействие может также поддерживаться и по другим направлениям сотрудничества (экономическое, финансовое, гуманитарное, в сфере безопасности и др.) по линии «родственных по духу» интеграционных объединений, в которые также входят некоторые страны-участницы ШОС (например, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, БРИКС и др.). Необходимо усилить координацию в сфере научного и научно-технического сотрудничества и разработать механизм консолидированного противодействия попыткам третьих стран нарушить формирующуюся научную и научно-техническую коллаборацию в ШОС.

Остающиеся открытыми вопросы территориальных конфликтов между некоторыми странами-участницами ШОС (Кыргызстан и Таджикистан, Индия и Пакистан), имеющими уже давнюю историю, вряд ли удастся решить одномоментно. Однако совместное членство в ШОС должно сподвиг-нуть спорящие страны к определенному мораторию на «горячие конфликты» друг с другом, а другие государства-члены ШОС, не являющиеся сторонами конфликтов, могли бы выступать определенными гарантами данного «перемирия».

Относительно вовлечения предпринимателей в инновационную деятельность государствам ШОС стоит проводить более эффективную политику, направленную на повышение инновационной активности бизнес-сообщества и участие в научно-технологических проектах как в двустороннем, так и в многостороннем формате, усиливая эффективность международных коллабораций за счет синер-гетического эффекта. Необходимо также расширение повестки международного сотрудничества, которое будет основываться на принципах открытой научно-технической и инновационной политики и интеграции в глобальную инновационную сеть.

Как известно, политика и экономика тесно взаимосвязаны: принятие политических решений определенным образом сказывается на текущей экономической ситуации в государстве и его дальнейшем экономическом развитии, и, напротив, при выработке и принятии политических решений следует опираться на экономический базис.

Для возможного решения указанных выше проблем развития МНТС в рамках ШОС, обусловленных экономическим фактором, представляется важным диверсифицировать кооперацию участников научно-технологических процессов и содействовать возникновению современных сетевых форм партнерств в области научно-технологического и инновационного взаимодействия в рамках ШОС. При этом одним из важных вопросов является достаточное и бесперебойное финансирование совместных проектов в области науки и техники.

Во многих странах-членах ШОС большая часть финансовых затрат покрывается за счет целевого государственного финансирования, которое, как известно, часто является недостаточным и распределяется по остаточному принципу. Поэтому необходимо, во-первых, усилить на государственном уровне финансирование научных исследований, повысив рациональное расходование бюджетных средств и контроль за этим, а во-вторых, активно использовать принцип государственно-частного партнерства. Для этого необходимо наладить более тесное взаимодействие между бизнесом, научным сообществом и государством.

Для финансирования совместных научно-исследовательских проектов по согласованным приоритетным направлениям развития научно-технических связей в рамках ШОС считаем актуальным создать специализированный фонд целевой поддержки на межгосударственном уровне, который должен наполняться за счет паритетных целевых членских взносов. Данный фонд может также оказывать финансовую поддержку развитию совместных малых и средних инновационных предприятий. А базовой институциональной формой инфраструктурной поддержки инновационного развития малого и среднего предпринимательства в странах-членах ШОС могут выступать совместные зоны новых и высоких технологий, или сетевые технопарки, которых можно экономически поддерживать путем установления для них льготного налогового режим.

При этом необходима ориентация на глобальную инновационную систему, предполагающую мониторинг мирового уровня научных исследований и разработок, импорт передовых научных знаний и технологий в национальные производственные структуры, а также экспорт конкурентоспособной высокотехнологичной национальной продукции в другие страны.

Необходимо отметить, что во всех государствах-членах ШОС вопросы управления научно-технической сферой являются прерогативой государства. Именно государство играет главную роль в науч-

но-технологическом развитии страны и является крупнейшим инвестором в данной сфере. Регулирование научно-технологической сферы является непосредственной компетенцией государственных структур. И при этом в большинстве государств это регулирование осуществляется на основе программно-целевого и проектного управления.

К этой группе стран можно отнести Россию, Китай, Казахстан, Индию. В этих странах разработана развернутая нормативная база, закладывающая основы государственной научно-технической политики, в официальных документах обозначено четкое понимание целей и задач международного сотрудничества в сфере науки и техники. Имеется ряд государственных программ, ориентированных на прорывное научно-технологическое развитие.

Если на национальном уровне в большинстве государств-членов ШОС, в общем и целом, можно отметить достаточный уровень нормативного регулирования научно-технической сферы, то на наднациональном уровне регионального объединения наблюдается неудовлетворительное состояние правового регулирования вопросов МНТС.

Изучение имеющейся на сегодня нормативной базы международно-правового регулирования показывает, что между странами, входящими в ШОС, имеется ряд двусторонних договоров разного уровня, регламентирующих данную сферу сотрудничества. Так, у Российской Федерации имеются соглашения с центральноазиатскими государствами, входившими ранее в СССР, а сегодня являющимися членами ШОС:

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о научно-техническом сотрудничестве (Москва, 25 мая 1993 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о научно-техническом сотрудничестве (Ташкент, 27 июля 1995 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о научно-техническом сотрудничестве (Москва, 25 ноября 1996 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о научно-техническом сотрудничестве (Бишкек, 10 октября 1997 г.).

Также у Российской Федерации имеются подписанные соглашения о научно-техническом сотрудничестве с Китайской Народной Республикой (1992 г.) и Республикой Индия (1994 г.).

Необходимо отметить, что аналогичные соглашения подписаны в двустороннем формате в разное время и между другими государствами-участниками ШОС, но в отличие от России ни одно из остальных государств ШОС не имеет двусторонних соглашений с каждым государством ШОС.

При этом стоит отметить, что большинство указанных договоров были заключены до образования ШОС, а их положения имеют в большинстве случаев абстрактный и декларативный характер. Поэтому можно констатировать, что на сегодня отсутствуют полноформатные международные соглашения, закрепляющие механизм научного и научно-технического сотрудничества между государствами-членами ШОС и обеспечивающие его эффективную правовую детализацию.

Для решения этого вопроса требуется согласованная подготовка необходимых законодательных актов и регламентов осуществления МНТС в рамках ШОС, например, модельного закона «О международном научном и научно-техническом сотрудничестве». Для этого целесообразно проанализировать и обобщить опыт регламентирования данной сферы как на национальном, так и на межгосударственном уровне на примере заключенных двусторонних соглашений. При этом важен учет национальных интересов, который может быть выражен в экстраполяции национальных приоритетов, принципов и правовых норм, регулирующих область науки и техники, на наднациональный уровень регулирования данной сферы сотрудничества.

Кроме того, проведенный анализ показывает, что имеется насущная необходимость в гармонизации национального законодательства стран-членов ШОС по вопросам правового регулирования научной и научно-технической деятельности, а также в закреплении на международном уровне правовых механизмов реализации отдельных аспектов сотрудничества в научной и научно-технической сферах (например, по созданию и использованию мегасайнс). Однако это непростая задача, поскольку необходимо будет принять во внимание различный уровень развития стран ШОС и их принадлежность к разным правовым семьям, что может затруднить процесс гармонизации национального законодательства по вопросам научного и научно-технического сотрудничества.

Библиографический список

1. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о научно-техническом сотрудничестве от 13 февраля 2013 г.// Собрание законодательства РФ. 22.07.2013. № 29. Ст. 3996.

2. Кандакова Г. В., Чиркова М. Б., Малицкая В. Б., Плужникова Н. В. Развитие международного научно-технического сотрудничества в аграрной сфере России: проблемы и перспективы // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2016. № 4 (51).

3. Задумкин К. А., Теребова С. В. Международное научно-техническое сотрудничество: сущность, содержание и формы // Проблемы развития территории. 2009. № 1 (47).

УДК 341.1/8 ББК 67.91

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О МЕЖДУНАРОДНОМ НАУЧНОМ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ»1

А. А. Серебряков

Алтайский государственный университет (Россия, Барнаул)

Представлено обоснование и основные положения проекта федерального закона о международном научном и научно-техническом сотрудничестве. Автор отмечает отсутствие закрепления на законодательном уровне основ правого регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества с участием Российской Федерации. Такое положение негативно сказывается на эффективной реализации программы развития отечественной науки и глобально конкурентоспособных инновационных секторов отечественной экономики, затрудняет решение проблем, связанных глобальными вызовами современности. Предлагается проект федерального закона о международном научном и научно-техническом сотрудничестве.

Ключевые слова: международное научное сотрудничество, международное научно-техническое сотрудничество, наука, сотрудничество, Большие вызовы, правовое регулирование науки.

DRAFT FEDERAL LAW "ON INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION"

A. A. Serebryakov

Altai State University (Barnaul, Russia)

The article presents the rationale and main provisions of the draft federal law on international scientific, scientific and technical cooperation. The author notes the absence at the legislative level of the foundations of the legal regulation of international scientific, scientific and technical cooperation with the participation of the Russian Federation. This situation negatively affects the effective implementation of the program for the development of domestic science and globally competitive innovative sectors of the domestic economy,

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 18-29-1 501 1 «Принципы, источники и особенности правового регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития в России и зарубежных странах Шанхайской организации сотрудничества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.