Научная статья на тему 'Особенности правовой культуры Индии, развитие правового регулирования индийской науки и научно-техническое сотрудничество в рамках ШОС: аспекты соприкосновения феноменов'

Особенности правовой культуры Индии, развитие правового регулирования индийской науки и научно-техническое сотрудничество в рамках ШОС: аспекты соприкосновения феноменов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2010
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НАУЧНОЕ РАЗВИТИЕ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / РЕСПУБЛИКА ИНДИЯ / ИНДУССКОЕ ПРАВО / НАУЧНОЕ ПРАВО / НАУКА / ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ / LEGAL CULTURE / LEGAL TRADITION / SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION / SCIENTIFIC DEVELOPMENT / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / REPUBLIC OF INDIA / HINDU LAW / SCIENTIFIC LAW / SCIENCE / LEGAL LIFE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев А.А., Куликов Е.А.

В статье анализируются особенности правовой культуры Индии[1]. На основе трудов антрополого-юридического характера выделяются специфические черты традиционной индусской правовой культуры. Рассматривается возможное влияние этих особенностей на развитие научной сферы в Индии. Подробно исследуется современное состояние развития научно-технического сегмента социальной жизни, а также его правовое регулирование. Отдельно освещены вопросы взаимодействия Индии и Шанхайской организации сотрудничества, перспективы этого взаимодействия. С учетом особенностей традиционной правовой культуры Индии изучен вопрос о влиянии этих особенностей на развитие научного и научно-технического сотрудничества под эгидой ШОС с участием Индии. Преимущественно использована методология антропологии права, цивилизационно-культурный подход. Его цель выделить особенности традиционной правовой культуры Индии. Также активно используется сравнительный метод. Проблематика научного и научно-технического сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества на сегодняшний день практически не отражена в специальной литературе. Учитывая, что Индия вступила в ШОС только два года назад, вопрос её участия в данной организации также малоисследован. Ключевой идеей авторов выступает прослеживание и обоснование взаимосвязи между особенностями правовой культуры Индии и развитием её научно-технического сотрудничества с другими странами ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE LEGAL CULTURE OF INDIA, DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF INDIAN SCIENCE AND SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION WITHIN THE SCO: ASPECTS OF IMPROVEMENT OF PHENOMENARS

The article analyzes the features of the legal culture of India. On the basis of anthropological and legal works, the specific features of traditional Hindu legal culture are highlighted. The possible impact of these features on the development of science in India is considered. The current state of development of the scientific and technical segment of social life, as well as its legal regulation are examined in detail. Separately covered issues of interaction between India and the Shanghai Cooperation Organization, the prospects for this interaction. Taking into account the peculiarities of the traditional legal culture of India, the issue of the influence of these features on the development of scientific and scientific-technical cooperation under the auspices of the SCO with the participation of India has been studied. Mainly used the methodology of anthropology of law, civilization-cultural approach. Its goal is to highlight the characteristics of traditional legal cultur e of India. The comparative method is also actively used. The problems of scientific and technical cooperation in the framework of the Shanghai Cooperation Organization today are practically not reflected in the special literature. Considering that India joined the SCO only two years ago, the question of its participation in this organization has also been little studied. The key idea of the authors is tracking and justifying the relationship between the peculiarities of the legal culture of India and the development of its scientific and technical cooperation with other SCO countries.

Текст научной работы на тему «Особенности правовой культуры Индии, развитие правового регулирования индийской науки и научно-техническое сотрудничество в рамках ШОС: аспекты соприкосновения феноменов»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА;

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

УДК: 340

ББК: 67.0

Васильев А.А., Куликов Е.А. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ИНДИИ, РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНДИЙСКОЙ НАУКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ШОС: АСПЕКТЫ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

ФЕНОМЕНОВ

Vasiliev A.A., Kulikov E.A.

PECULIARITIES OF THE LEGAL CULTURE OF INDIA, DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF INDIAN SCIENCE AND SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION WITHIN THE SCO: ASPECTS OF IMPROVEMENT

OF PHENOMENARS

Ключевые слова: правовая культура, правовая традиция, научно-техническое сотрудничество, научное развитие, Шанхайская организация сотрудничества, Республика Индия, индусское право, научное право, наука, правовая жизнь.

Keywords: legal culture, legal tradition, scientific and technical cooperation, scientific development, The Shanghai Cooperation Organization, Republic of India, Hindu law, scientific law, science, legal life.

Аннотация: в статье анализируются особенности правовой культуры Индии1. На основе трудов антрополого-юридического характера выделяются специфические черты традиционной индусской правовой культуры. Рассматривается возможное влияние этих особенностей на развитие научной сферы в Индии. Подробно исследуется современное состояние развития научно-технического сегмента социальной жизни, а также его правовое регулирование. Отдельно освещены вопросы взаимодействия Индии и Шанхайской организации сотрудничества, перспективы этого взаимодействия. С учетом особенностей традиционной правовой культуры Индии изучен вопрос о влиянии этих особенностей на развитие научного и научно-технического сотрудничества под эгидой ШОС с участием Индии. Преимущественно использована методология антропологии права, цивилизационно-культурный подход. Его цель - выделить особенности традиционной правовой культуры Индии. Также активно используется сравнительный метод. Проблематика научного и научно-технического сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества на сегодняшний день практически не отражена в специальной литературе. Учитывая, что Индия вступила в ШОС только два года назад, вопрос её участия в данной организации также малоисследован. Ключевой идеей авторов выступает прослеживание и обоснование взаимосвязи между особенностями правовой культуры Индии и развитием её научно-технического сотрудничества с другими странами ШОС.

Abstract: the article analyzes the features of the legal culture of India. On the basis of anthropological and legal works, the specific features of traditional Hindu legal culture are highlighted. The possible impact of these features on the development of science in India is considered. The current state of development of the scientific and technical segment of social life, as well as its legal regulation are examined in detail. Separately covered issues of interaction between India and the

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 18-29-15011 «Принципы, источники и особенности правового регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития в России и зарубежных странах Шанхайской организации сотрудничества»).

Shanghai Cooperation Organization, the prospects for this interaction. Taking into account the peculiarities of the traditional legal culture of India, the issue of the influence of these features on the development of scientific and scientific-technical cooperation under the auspices of the SCO with the participation of India has been studied. Mainly used the methodology of anthropology of law, civilization-cultural approach. Its goal is to highlight the characteristics of traditional legal cultur e of India. The comparative method is also actively used. The problems of scientific and technical cooperation in the framework of the Shanghai Cooperation Organization today are practically not reflected in the special literature. Considering that India joined the SCO only two years ago, the question of its participation in this organization has also been little studied. The key idea of the authors is tracking and justifying the relationship between the peculiarities of the legal culture of India and the development of its scientific and technical cooperation with other SCO countries.

Введение. На сегодняшний день возрастает роль Шанхайской организации сотрудничества в общемировых процессах. В период с 2015 по 2017 гг. была реализована процедура вступления Индии в данную организацию. Вследствие этого названная организация перестала быть региональной, превратилась в трансазиатскую. Индию как участника ШОС многие специалисты в области международных отношений рассматривают как важный фактор равновесия между Россией и Китаем (в силу существования конкуренции между Индией и Китаем в южной и юго-восточной Азии, и отсутствия подобных сфер конфликта интересов Индии и России) в данной организации, а также как перспективного партнера1, в том числе в области научного и научно-технического сотрудничества. Важность развития сотрудничества в этой сфере обусловлена, помимо прочего, меняющимися условиями, в частности, наступлением полноценной информационной эпохи, мира виртуальных реальностей, цифровой валюты, электронного взаимодействия между людьми, социальными группами, государствами. Технологический прорыв, анонсированный Президентом РФ В.В. Путиным в очередном ежегодном послании Федеральному Собранию РФ, также предполагает особое внимание к регулированию научного и научно-технического сотрудничества.

Особенности правовой культуры того или иного социума оказывают серьезное влияние на развитие науки, на роль науки в социальных процессах. Сравнительный метод, предметно связанный с анализом циви-

1 Шанхайская организация сотрудничества: новые приоритеты развития: монография / отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 216.

лизационного типа, сходного с цивилизаци-онным типом России, позволит обогатить отечественную теорию права, а также представления о научном и научно-техническом сотрудничестве под эгидой ШОС. Индия на сегодняшний день выступает одной из успешно развивающихся стран, в том числе и в сфере науки и техники. Во второй половине XX века Индия прошла сложный путь в части своего социально-политического, культурно-идеологического и производственно-экономического развития2. Конституция Индии 1950 г., явившись результатом серии политических компромиссов, выступив попыткой закрепить модернизацию индийской социальной и политической системы , как отмечает, например, Н.А. Крашенинникова, сосуществует с альтернативной религиозно-философской трактовкой прав человека (индуистской и буддийской, используется специальный термин «санскри-тизация», означающий повышение роли учений индуизма среди населения)4. Причем по мере усиления модернизационных тенденций, усиливается и национально-культурная ориентация индийского общества, его санскритизация. Аналогичные выводы делает А.И. Ковлер, изучая homo juridicus индусской общины5. С.П. Синха указывает, что около 80% населения Индии, живущего в индийских деревнях, продолжают вести жизнь по традиционным кано-

2 Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М.: Дрофа, 2010. С. 451-460.

3 Конституции зарубежных государств / сост. В.В. Маклаков. М.: ВолтерсКлувер. 2006. С. 423.

4 Крашенинникова Н.А. Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты. - М.: Норма, 2013. С. 261-276.

5 Ковлер А.И. Антропология права: учебник для вузов. - М.: Норма, 2002. С. 201-212.

нам, влияние старых традиций остается весьма значительным также и в городах1. Названную особенность можно проследить и в сфере регулирования науки и научной деятельности. Такое сочетание, с одной стороны, консервирует позитивные процессы в социальных отношениях, с другой, позволяет развиваться науке при активном государственном участии.

Особенности правовой культуры Индии. Прежде всего рассмотрим, как понимается правовая культура в общей теории права. Наиболее удачное, на наш взгляд, определение правовой культуры дается Н.Я. Соколовым, он под ней понимает «обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению» . Правовая культура как мера освоения накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению, присуща любому правовому порядку, любому социальному строю, и в таком ключе может быть охарактеризована как нечто сугубо специфическое, и, в то же время, как ценностно-универсальный феномен общественной и правовой жизни.

Индия, представляющая собой особый тип цивилизации - цивилизация-держава3, в правокультурной сфере обладает как общими с западным миром, так и особенными чертами правовой культуры. О цивилизаци-онном плюрализме в области соционорма-тивного регулирования и неуниверсальности права как регулятора пишет индийский автор С.П. Синха, отмечая, что для каждой цивилизации можно выделить наиболее фундаментальный принцип жизни, самый центральный принцип её социальной орга-

1 Синха С.П. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс / пер. с англ. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. С. 40.

2 Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов. Понятие, сущность, содержание. - М.: Проспект, 2014. С. 213.

3 Насыров Р.В. Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г. - М.: Юрлитинформ, 2011. С. 280.

низации, и если для западной цивилизации таковым является право, то в других цивилизациях эта роль принадлежала другим принципам4. Многообразие позволяет полноценно раскрыться человеческой личности, способствует развитию творческого мышления, и, соответственно, науки и техники. Свобода творчества, допущение различных, в том числе, нестандартных мировоззренческих установок определяет повышение общекультурного уровня, стимулирует развитие в том числе научной мысли. Потребность во взаимном обмене достижениями разных культур обусловливает необходимость научного и научно-технического сотрудничества.

При анализе иных правовых культур существуют определенные трудности в их восприятии, поскольку каждый исследователь всегда подходит к другой культуре с позиций своей5. При таком подходе ярко проявляется стремление к единообразному пониманию по сути своей не вполне совместимых феноменов. Между тем, по аргументированной позиции Р. Генона, «единообразие, чтобы быть возможным, предполагает существа, лишенные всякого качества и сведенные к простым нумерическим «единицам»; такое единообразие в действительности никогда не может быть реализовано, а все усилия реализовать его, в частности, в человеческой области, могут иметь своим результатом более или менее полное лишение существ их собственных качеств и создание из них чего-то такого, что похоже, насколько это возможно, на простые маши-ны...»6. Таким образом, органичным свойством традиционных культур, к каковым, без сомнения, относится индийская правовая культура, является сохранение своего качественного своеобразия, непохожести на других, при условии, что это обусловлено историческим развитием данной культуры.

С другой стороны, Дж. Флетчер и

4 Синха С.П. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс / пер. с англ. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. С. 11.

5 История и методология юридической науки: монография / под ред. В.В. Сорокина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. С. 220.

6 Генон, Рене. Царство количества и знамения времени / пер. с фр. Т.Б. Любимова. - М.: Беловодье, 2011. С. 52-53.

А.В. Наумов обосновывают тезис о том, что между различными системами уголовного права (и права вообще) на самом деле существует гораздо больше общего, чем обычно предполагается, «скрытое единство не лежит на поверхности, а находится под глубоким пластом законодательных положений и судебных решений и проступает в ходе дискуссий, ведущихся практически в каждой стране, имеющей свою правовую культуру». Авторы выделяют ряд сквозных проблем, характерных для различных правовых систем и правовых порядков, которые в дальнейшем находят подтверждение при исследовании отдельных правовых феноменов и институтов1. Сходство различных индоевропейских культур, в том числе в области власти, права и религии, через языковые феномены хорошо показывает Э. Бенве-нист2, используя характеристики различных социально-правовых терминов, и на их примере обосновывая родство индоевропейских правовых культур, их общие черты. Отметим, что если бы различные правовые культуры не имели достаточное число общих черт количественного и качественного порядка, это сделало бы невозможным проведение любого сравнительного анализа. Сравнение же во все времена являлось и является одним из ведущих методов познания. Таким образом, при соблюдении определенных методологических правил, в частности, избегая упрощения проблемы для её решения, можно выделить аутентичные особенности определенной правовой культуры, даже если она будет кардинально не похожа на правовую культуру, к которой принадлежит сам исследователь.

Нельзя сказать, что правовая культура России и правовая культура Индии являются принципиально различными и, в то же время, принципиально похожими друг на друга. Современная философия убедительно доказывает существование амбивалентности бытия в социальной сфере, когда несовместимые противоположности легко ужи-

1 Флетчер Дж., Наумов А.В. Основные концепции современного уголовного права. М.: Юристъ, 1998. С. 8.

2 Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов: пер. с фр. / общ. ред. и вст. ст. Ю.С. Степанова. М.: Прогресс--Универс, 1995.

ваются в одном феномене. В качестве гипотезы необходимо выдвинуть идею о том, что эти правовые культуры в достаточной мере имеют сходство, и в той же самой мере различаются. Российская культура формального права во многом опирается на ро-мано-германские, как немецкие, так и французские начала. Индийская культура формального права в большей степени испытала влияние англо-саксонской юридической традиции, однако, не только её. Этим обусловлены формально-юридические различия двух правовых культур. В то же время, и для России (обстоятельно об этом пишет В.В. Бочаров) , и для Индии характерно противостояние формальному праву традиционных правовых начал - обычного права, религиозного права, корпоративного права. Истоки такого традиционного права различны, однако на сегодняшний день имеются научные исследования, констатирующие наличие общих ведических корней и у индийской, и у русской правовой культуры, этот вопрос затрагивает, например, Т.И. Демченко4. В любом случае, такую сложную полиморфичную правовую культуру, как культура Индии, можно познать только с позиции антропологии права, юридической догматики будет недостаточно. Такое познание требует обращения к философским и религиозным основаниям правовой культуры, к её истокам, генезису и формированию в течение всех периодов истории.

В связи с этим представляется необходимым рассмотреть различные подходы к правовой культуре Индии, представленные на сегодняшний день в литературе по антропологии права и теории права. Антропология права выступает той научной отраслью, которая дает возможность познания иных юридических культур исходя из принципа правового плюрализма5. Существует несколько фундаментальных трудов, охватывающих антропологические и духовно-

3 Бочаров В.В. Неписаный закон: Антропология права. Научное исследование. 2-е изд. СПб.: Издательство АИК, 2013. С. 40-43.

4 Демченко Т.И. Правовое сознание в древнерусской и российской государственно-правовой мысли: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 45.

5 Рулан Н. Юридическая антропология / ред. В.С. Нерсесянц. М.: Норма, 2000. С. 59.

культурологические особенности правовых укладов различных народов, они затрагивают и особенности индийской правовой культуры.

Г.В. Мальцев раскрывает ряд культурных традиций права, присущих Индии используя понятие «Ла» (порядок). «Рта - это порядок как узаконенное состояние, или закон как упорядочивающее начало, и здесь соединяются космические и социально-правовые начала». «Рядом стоят, собственно, два закона: один из них мировой закон с большой буквы, а другой - близкий по смыслу к юридическому пониманию, т.е. «закон дающий», с помощью которого можно, по образному выражению гимна, «доить» землю и небо, как «превосходных дойных коров». Предельно ясная мысль обладает «вечной свежестью»: кто почитает закон, строго его соблюдает, будет вознагражден небесными и земными благами, а кто его нарушает перед лицом могущественных богов, пусть не ищет иных объяснений, почему на него со всех сторон и сверху сыплются неудачи»1. Высказанное Г.В. Мальцевым обстоятельное суждение об индусской культуре подтверждает ранее обозначенный нами тезис о двойственности её правового сегмента, о наличии собственно юридического, вестернизированного закона и закона, опирающегося на традиционные индусские религиозно-философские начала. В этом состоит первая особенность правовой культуры Индии.

Рассмотрим следующую особенность правовой культуры Индии. Наряду с понятием "рта" в индийской правовой культуре используется конструкция (концепция) дхармы. С.П. Синха отмечает, что данное понятие является непереводимым, который, по существу, не является также и правовым в западном смысле. «Концепция "рта" (Ла), или универсального порядка, означала структуру, которая была имманентна, вечна и независима от какой-либо другой силы. Дхарма являлась тем, что поддерживало или сохраняло этот порядок. "Рта" охраняло природное окружение человека и структурировало беспорядочные явления в опреде-

1 Мальцев Г.В. Культурные традиции права: монография. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 17, 19, 21.

ленную форму регулярности. Боги давали пример дхармы для поддержания того, что существовало в упорядоченном состоянии (рта). Преследовалась цель, чтобы человек осознал необходимость активного, хотя и упорядоченного образа жизни»2. Здесь мы уже наблюдаем констатируемую ученым внутреннюю структуру традиционных индусских правокультурных начал, где универсальный принцип-регулятор дополняется детально проработанным порядком следования ему. Помимо дхармы, выступающей в качестве свода правил, существует также понятие кармы, чаще всего трактуемое как действие, реализующее данный порядок. Есть основания говорить уже не о двух, а о трехэлементной конструкции традиционной части правовой культуры Индии.

Аргументацию такой точки зрения можно найти и в трудах других специалистов по антропологии права. Так, А.И. Ко-влер указывает на то, что при раскрытии сути индусского права необходимо проводить различие между правом Индии как независимого государства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей колонии Британской Индии, и правом общины, исповедующей индуизм и имеющей своих последователей как в Индии, так и в ряде других стран, из делает вывод, что индусский homo juridicus в историческом обозрении был и остается «человеком общинным», только недавно начавшим приобретать правовые признаки «человека государственного». Также он отмечает, что в индусском мировоззрении юридическое не совпадает с логическим, т.е. «космический порядок, закон, обычай (обозначаемые, что показательно, одним понятием - рта) не совпадает с Истиной, основной категорией священных текстов Вед, древнейшей философской системы»3.

«Традиционное право в Индии отнюдь не является памятником правовой мысли, изучаемым только студентами юридических факультетов, эта сама жизнь современной Индии, дающей одних из луч-

2 Синха С.П. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс / пер. с англ. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. С. 41.

3 Ковлер А.И. Антропология права: учебник для вузов. - М.: Норма, 2002. С. 201-202.

ших в мире специалистов в области компьютерных технологий»1. Таким образом, А.И. Ковлер показывает, что в антрополого-юридическом смысле компоненты традиционного права Индии выступают вполне действующим компонентом её правовой системы и правовой культуры. Рене Давид, уделяет определенное внимание индуской правовой семье, показывает, что все три -дхарма, артха и кама - легитимны, и естественный порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом соблюдали их, при этом каждый должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит2. Французский компаративист, таким образом, приходит к тем же самым выводам, что и ранее процитированные авторы, о действенности, легитимности и вовлеченности в повседневную правовую жизнь индийского социума традиционных правокультурных феноменов Индии.

Проведенный выше анализ позволяет сделать вывод, что ученые при анализе индийской правовой культуры, сходятся в двух основных её специфических особенностях. Первая - это двойственность, сосуществование традиционного права и современного права. Вторая касается традиционного права, - оно носит сложный, полиструктурный и не юридический, а, преимущественно, религиозно-философский характер. В этой связи необходимо обратиться к работам знатоков индуизма, индусских учений, для лучшего понимания традиционного характера правовой культуры Индии.

Р. Генон, изучая специфику индусских учений, отмечает: «Общественное устройство, чтобы быть признанным традиционным, должно быть эффективно прикреплено в своей основе к традиционному учению, будь оно метафизическим, религиозным или каким-либо ещё». «В Индии мы сталкиваемся с традицией, чисто метафизической по своей сути; к ней прикреплены, как и многие другие зависимые дополнения, различные приложения, которым она дает начало, как, например, некоторые вторичные ответвления самого учения, типа космологии,

1 Там же. С. 210.

2 Давид Р. Основные правовые системы современности / пер. с фр. и вст. ст. В.А. Туманова. М.: Прогресс, 1988. С. 408-409.

или же в области общественного устройства, которое весьма строго управляется аналогичным соответствием, связывающим воедино космическое и человеческое бытие»3. Таким образом, Рене Генон убедительно показывает третью особенность индийской правовой культуры - её опору не на религиозные в собственном смысле слова, а на метафизические или, как бы их назвали ориенталисты, квазирелигиозные, религиозно-философские доктрины. А это значит, что основания традиционной индусской правовой культуры являются интеллектуально-созерцательными, и во вторую очередь - ритуально-действенными, а такая конфигурация не препятствует, а способствует развитию и научной сферы социальной жизни.

Что характерно, подобная точка зрения находит подтверждение и в трудах правоведов, занимающихся проблемами правовой культуры Индии. Н.А. Крашенинникова трактует индусское право как «определенную совокупность норм, связанных с религией индуизма (по вопросам брака и семьи, усыновления, наследования имущества и проч.), персональную систему права, применяемую к индусам, т.е. лицам, исповедующим индуизм, или, точнее, признающим свою связь с индусской соционормативной культурой»4. Наиболее рельефно специфическую особенность индийской правовой культуры подчеркивает следующий тезис Н.А. Крашенинниковой: «В самой Индии вообще нет понятия, которое соответствовало бы западному представлению о религии. По своему характеру это не столько канонизированная религия, церковь, сколько социальная, религиозно-философская, эти-ко-правовая система с её многочисленными сектантскими отличиями»5. Как видим, религиозно-метафизический характер традиционной правовой культуры Индии очерчивает её своеобразие и непохожесть на западные правовые порядки, основанные на

3 Генон, Рене. Общее введение в изучение индусских учений / пер. с англ. М.В. Маковчик. - М.: Беловодье, 2013. С. 80-81.

4 Крашенинникова Н.А. Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты. - М.: Норма, 2013. С. 47.

5 Там же. С. 55.

позитивном праве, исходящем в обществе от государства. Сложный и полиструктурный характер современного права Индии выступает, своего рода, отражением того непростого пути, который прошло право данной страны в течение всей её истории.

Итак, во-первых, говоря о правовой культуре Индии нужно иметь в виду, что она носит двойственный характер, и состоит из параллельно сосуществующих модернистского и традиционного компонентов или слоев. Во-вторых, традиционный компонент носит достаточно сложный по содержанию и структуре характер, уходящий, в силу более чем трехтысячелетнего существования индусского культурно-исторического типа, в глубину человеческой истории. Причем общее происхождение индоариев и славян, утверждаемое некоторыми авторами, общий ведический период их древнейшего прошлого, закладывает одну из незримых предпосылок сотрудничества России и Индии, наряду с другими обстоятельствами. Тесные рамки статьи не позволяют раскрыть данный тезис, соглемся вновь на работу Т.И. Демченко1 и, например, на А.И. Асова2 (например, преобладание в ведический период устной традиции учительства над письменной, метафизический характер, отсутствие религиозности в её классическом понимании, особое отношение к природе, к земле и т.п.). Наконец, в-третьих, данный традиционный компонент опирается не на религиозные, а на метафизические, интеллектуальные начала, что не препятствует, а способствует научному развитию Индии. Далее мы рассмотрим, как именно осуществляется на сегодняшний день это развитие, и каким образом осуществляется правовое опосредование научной сферы в Индии.

Правовое регулирование и развитие науки и научной деятельности в Индии. В литературе отмечается, что Индия, изначально имея ограниченные возможности

1 Демченко Т.И. Правовое сознание в древнерусской и российской государственно-правовой мысли: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 67-78.

2 Асов А.И. Веды. Веды Руси: Велесова книга. Ярилина книга. Белая Крыница. Веды Булгар: Летопись Волжской Булгарии. Веда славян. М.: АСТ, 2011. С. 39-43.

для капиталовложений и сложный инвестиционный климат, осуществляла и продолжает осуществлять целенаправленную государственную политику в области развития информационно-телекоммуникационных технологий. В результате этой политики, а также благодаря наличию ряда благоприятных предпосылок и деятельности индийских предпринимателей, Индия за сравнительно короткий срок сумела построить мощную индустрию информационно-коммуникационных технологий и, в частности, экспортную отрасль производства программного обеспечения, опираясь на свои преимущества3. Отсюда уже можно заключить, что, несмотря на изначально малоблагоприятные условия, даже в такой наукоемкой и высокотехнологичной сфере, как информационные и коммуникационные технологии, Индии удалось добиться серьезных успехов, что также позволяет говорить о необходимости учета опыта Индии и при правовом регулировании научной деятельности в России.

Значительные успехи Индии фиксируются исследователями также в области инновационной деятельности. В качестве объекта особого внимания выступают меры, стимулирующие инновационную деятельность, акцент поставлен на создание необходимой инфраструктуры, оказание технической, информационной и методологической помощи, а также на снижение рисков инновационной деятельности за счет вовлечения в проекты бюджетного финансирова-ния4. В качестве одного из ведущих компонентов инновационной системы Индии указанные авторы называют технологические парки и инкубаторы, задача по поддержке этих институтов признана одной из важнейших государственных задач, при правительстве созданы специализированные государственные органы по организационному обеспечению их функционирования.

3 Балашова С.А., Лазанюк И.В. Государственное регулирование сектора информационных технологий: Индия и Россия // Электронный журнал "Исследовано в России". http://zhurnal.ape.relarn.ru/ articles/2004/199.pdf

4 Калятин В.О., Наумов В.Б., Никифорова Т.С. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций // Российский Юридический Журнал, 2011, № 1 (76). С. 10.

В области регулирования научной деятельности в Индии используется методика пятилетних планов (рецепция позитивного советского опыта), охватывающих собой, в том числе, и планирование политики государства в названной сфере. В аналитической справке по Индии отмечается, что в начале 2013 г. был начат двенадцатый по счету пятилетний план, в ходе которого планируется в период с 2013 по 2018 гг. удвоить бюджетное финансирование развития науки и технологий в результате чего, в частности, к 2020 г. Индия должна занять пятое место в мире по уровню научно-исследовательской активности (в 2014 г. - на одиннадцатом месте)1.

Научно-техническая система Индии на сегодняшний день представлена следующими ведомствами: центральные правительственные научно-технические департаменты; независимые исследовательские институты; собственные НИОКР частного производства; НИОКР неправительственных организаций; научно-технические департаменты штатов; центральные социо-экономические и др. министерства2. К центральным правительственным научно-техническим департаментам относятся: министерство по науке и технологиям; департамент по атомной энергетике (учрежден в 1954 г.); департамент по биотехнологиям; министерство наук о Земле; департамент научно-промышленных исследований; индийский совет по медицинским исследованиям; организация оборонных исследований и разработок; департамент по делам космоса .

Также в Индии существует и реализуется ряд научных программ и программ поддержки науки, в частности, Космическая программа Индии, Индийская организация по исследованию космического пространства, Атомная программа Республики Индия, Джейтаперский ядерно-энергетический проект, Институт исследования плазмы, Программа исследований и развития по содействию промышленности, Программа инноваций и развития технологий, Программа

1 Республика Индия. Страновая аналитическая справка. 12.07.2016. М.: Проспект, 2016. С. 16.

2 Там же. С. 17.

3 Там же. С. 18.

менеджмента технологий, Программа международного трансфера технологий, Программа консультирования в области продвижения, Программа облегчения информирования в области технологий, Национальный проект по соединению рек Индии4.

Значительное внимание уделяется и международному научному сотрудничеству, существуют, в частности, Центр международного сотрудничества в научной сфере, Центр по науке и технологиям в странах неприсоединения и прочих развивающихся странах, Индийско-французский центр содействия передовым исследованиям, Форум по науке и технологиям между Индией и США, Индийско-немецкий центр по науке и технологиям. Российско-Индийский научно-технологический Центр был создан в 2010 г. в результате подписания Совместного заявления глав государств Индии и России от 25 января 2007 г. Наконец, необходимо указать индийские технопарки, среди которых называют Керальский технологический парк, Электронный город, Международный Бангалорский Технопарк, Хай-тек город, Геномная долина5.

Необходимо сказать отдельно о наукометрии и управлении наукой в Индии. В литературе отмечается последовательность, проявленная индийским правительством в области регулирования научной деятельности: политические программные документы 1958, 1983, 2003, 2009 и 2013 гг. определяют что ключом к национальному процветанию, помимо силы духа народа, является эффективное сочетание трех факторов: технологий, сырья и капитала, из которых первый является самым важным, поскольку создание и применение новых наукоемких технологий компенсирует дефицит сырья и капитала в стране6.

Развитие системы управления наукой в Индии прошло сложный, продуктивный путь. В период с 1954 по 1986 гг. были со-

4 Там же. С. 19-32.

5 Никифорова Т.В. Научно-исследовательская деятельность в Индии: особенности государственного регулирования // Вестник РУДН, серия Экономика, 2009, № 2. С. 66.

6 Петровский А.В., Проничкин С.В., Стернин М.Ю., Шепелев Г.И. Организация и управление наукой: опыт Индии // Труды ИСА РАН. Том 67. 3/2017. С. 27.

зданы основные государственные органы в этой области, определяющие научную деятельность по главным стратегическим направлениям1. С 1991 года определенные изменения приобретают стратегические основы управления наукой: индийская наука становится открытой, ориентированной в том числе и на международное сотрудничество, а также получает значительную государственную поддержку. В 2013-м году Департамент науки и технологий принимает документ «Наука, технологии и инновационная политика», который формулирует положение о том, что новой парадигмой политики Индии в области науки, технологий и инноваций является ориентация на улучшение качества жизни людей и что национальные органы Индии в сфере науки, технологий и инноваций должны стать центральным элементом быстрого развития экономики страны, при этом определяющую роль должен играть человеческий капитал2. В этом же документе в качестве цели научно-технической политики в Индии названо создание сильной и конкурентоспособной национальной системы для проведения высокотехнологичных научных исследований и разработок, ориентированных на человека, основной заинтересованной стороной признается индийское общество в целом, а результаты исследований и разработок должны быть доступны как можно большему числу жителей страны3. Отсюда становится ясным содержание и направленность приоритетов научной политики в Индии, этим объясняется и активная государственная поддержка научных исследований.

Касательно государственной поддержки науки в Индии в литературе отмечается: «За последние 15 лет валовые расходы на исследования и разработки возросли в стране более чем в четыре раза: с 15,6 млрд. долл. в 2000 году до 66,5 млрд. долл. в 2015 году. Динамика роста ежегодных затрат в Индии на исследования и разработки (в млрд. долл.) представлена следующими данными: 15,63 (2000 год); 21,59 (2004 год); 37,03 (2008 год); 51,93 (2012 год); 66,49

1 Там же. С. 28-39.

2 Science, technology and innovation policy. Government of India. - NewDelhi: DST Publ., 2013.

3 Ibid.

(2015 год). В указанный период затраты на исследования и разработки в долях ВВП также возросли с 0,74% (2000 год) до 0,85% (2015 год)»4. Но при этом в целом констатируются существенные трудности в научном развитии Индии, особенно с наукометрической точки зрения. Не самый характерный показатель, особенно учитывая, что среди стран БРИКС в посткризисный (2010-2018 гг.) период именно Индия демонстрирует наивысшие темпы роста ВВП.

В качестве основных принципов современной научно-технической политики Индии называют:

- ориентация на национальный человеческий капитал;

- стремление к достижению мирового лидерства в науке и технологиях;

- проведение ориентированных исследований и разработок;

- вовлечение в процессы принятия решений всех заинтересованных сторон5.

Как можно увидеть, эти принципы отражают национальную ориентированность научно-технической политики, а также значительную долю демократизма. Учитывая, что около 40% исследователей индийского происхождения работают за пределами Индии, такого рода подход необходимо признать вполне оправданным и обоснованным. Характерно, что и для России национальная ориентированность (ориентация не на иностранные, а на отечественные рейтинги, системы цитирования, оправданность разработок отечественной экономикой, политикой и культурой) научной и научно-технической политики видится такой же необходимой, как и для Индии, поскольку способна обеспечить ослабление оттока человеческого научного капитала и национализацию передовых разработок.

Таким образом, освободившаяся от колониальной зависимости Республика Индия активно развивает свою научную индустрию, уверенно продвигаясь среди передовых стран мира. Её традиционная правовая культура не препятствует, а способствует развитию научной деятельности и науки.

4 Ibid. P. 29.

5 Mashelkar R. Indian science, technology, and society: the changing landscape // Technology in Society. 2008. Vol. 30. P. 302.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой вывод вытекает из двух посылок: сохранение существенных традиционных начал в правовой системе Индии и активное поступательное развитие индийской науки, научной сферы. Сказанное повышает ценность Индии как стратегического партнера и активного участника Шанхайской организации сотрудничества, в которую, наряду с РИК и БРИКС она с недавнего времени входит в качестве полноправного участника.

Индия и ШОС. Рассмотрев наиболее характерные черты правовой культуры Индии необходимо перейти к взаимодействию данного государства с Шанхайской организацией сотрудничества. С момента возникновения этой организации существовало активное стремление Индии вступить в неё. В специальной литературе отмечается, что «Индия заявила о своей заинтересованности в участии в организации в 2005 г., на пятом саммите ШОС в Астане, когда она стала государством-наблюдателем, с тех пор она не раз показывала о своей готовности стать полноправным членом, в этом стремлении её активно поддерживали Россия и Казахстан, которые убеждены, что ШОС многое выиграет от членства Индии»1. «Со своей стороны Индия, выразив желание присоединиться к ШОС, планирует усилить внимание к углублению регулируемого экономического партнерства в целях повышения национальных конкурентных преимуществ экономик стран-участниц»2.

Заинтересованность Индии в участии в ШОС может быть также объяснена её активным желанием вовлечения в международные организации сотрудничества, свидетельствующие о складывании многополярного мира. Ведь именно в таких организациях есть возможность развития отношений на началах паритета и партнерства, а не господства и подчинения. Аналогичным образом можно оценить возникновение и функционирование БРИКС (Бразилия - Рос-

1 Акарашов И.С. Российско-индийские отношения в 1991-2017 годы: основные направления, проблемы, перспективы. Дисс... канд. юрид. наук.: 07.00.15. М., 2018. С. 87.

2 Шанхайская организация сотрудничества: новые приоритеты развития: монография / отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 218-219.

сия - Индия - Китай - Южная Африка) и РИК (Россия - Индия - Китай). При этом невоенный формат ШОС не приводит к повышению эскалации напряженности в мире при вхождении в неё новых членов. Сами страны ШОС, и прежде всего, Россия, также заинтересованы в повышении степени сотрудничества с Индией, это делает формат данной организации более международным, нежели региональным.

З.А. Кокошина отмечает: «Все более важным фактором развития ШОС являются российско-индийские отношения, находящиеся на весьма высоком уровне. Помимо двусторонних отношений Индия - РФ немаловажное значение имеет взаимодействие этих двух стран в формате БРИКС и РИК». Далее она приводит слова посла Индии в России Рагхавана, который подчеркивает характер отношений этих двух стран как «особого и привилегированного партнерства», и отмечает развитие сотрудничества в области энергетики, ВПК и вопросах безопасности, в связи, в частности, с Афга-нистаном3. Таким образом, участие Индии в ШОС способно выступить локомотивом данной организации, особенно в свете развития противостояния США и КНР в торговой сфере.

Стоит отметить, что научная тема в сотрудничестве под эгидой ШОС стала приобретать значимость и актуальность в недавнее время. «Важную роль в деле развития сотрудничества в сфере научных интересов сыграл Форум ШОС, учрежденный в Москве в мае 2006 г. Это многосторонний общественный консультативно-экспертный механизм по взаимодействию научно-исследовательских и политологических центров государств-участников»4. Проанализированный позитивный опыт Индии в развитии научной и научно-технической сферы, а также в сочетании традиционных и модернистских начал, может быть эффективно воспринят другими странами ШОС,

3 Кокошина З.А. Шанхайская организация сотрудничества и интересы национальной безопасности России. М.: ЛЕНАНД, 2016. С. 21-22.

4 Василенко В.И. Шанхайская организация сотрудничества в региональной системе безопасности (политико-правовой аспект): монография / В.И. Василенко, В.В. Василенко, А.Г. Потеенко. М.: Проспект, 2018. С. 105.

многие из которых по своему цивилизаци-онному типу к Индии достаточно близки. Кроме того, взаимообмен технологиями, специалистами, идеями позволит ШОС обрести научно-технологическую самостоятельность по отношению к панамериканскому миру. Точки правокультурного соприкосновения участников ШОС, в частности, России, Индии и Китая, позволят и осуществить научно-технологический прорыв, и сохранить свою национально-культурную и историческую самобытность.

Резюме. Выделенные особенности правовой культуры Индии, по нашему мнению, способствуют её уверенному самостоятельному научно-технологическому развитию. Об этом свидетельствуют вышеприведенные успехи и достижения индийской научной индустрии. Сохранение собственных национально-культурных метафизических оснований позволяет также оставаться в культурном отношении независимым от стран Запада. В пользу данного вывода говорит факт возвращения индийских студентов, прошедших обучение в университетах

Западной Европы и США, обратно на родину, принимать участие в развитии национальной индийской науки. Кроме того, существующие общие черты, исходные общие корневые предпосылки, а также параметры цивилизационной общности между Индией и странами ШОС, в частности, Россией, обусловливают возможности тесного научного и научно-технического сотрудничества, а также стабильного культурного взаимообогащения без ущерба для своей собственной правовой идентичности. Следует, однако, отметить, что научное и научно-техническое сотрудничество России и Индии ещё в самом начале пути, и только получает концептуальное оформление в условиях новой цифровой реальности. В связи с этим, вступление Индии в 2017-м году в ШОС, при активном способствовании этому шагу России, можно расценить как один из самых позитивных и перспективных моментов в развитии Шанхайской организации сотрудничества, наряду с образованием Шанхайской пятерки, и преобразования её в ШОС с расширением формата участников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акарашов, И.С. Российско-индийские отношения в 1991-2017 годы: основные направления, проблемы, перспективы: дис... канд. юрид. наук: 07.00.15. - М., 2018. - 242 с.

2. Алаев, Л.Б., Вигасин, А.А., Сафронова, А.Л. История Индии. - М.: Дрофа, 2010. - 541 с.

3. Асов, А.И. Веды. Веды Руси: Велесова книга. Ярилина книга. Белая Крыница. Веды Булгар: Летопись Волжской Булгарии. Веда славян. - М.: АСТ, 2011. - 319 с.

4. Балашова, С.А., Лазанюк, И.В. Государственное регулирование сектора информационных технологий: Индия и Россия // Электронный журнал "Исследовано в России". http://zhumal.ape.relam.ru/articles/2004/199.pdf

5. Бочаров, В.В. Неписаный закон: Антропология права. Научное исследование. - 2-е изд. - СПб.: Издательство АИК, 2013. - 328 с.

6. Бенвенист, Э. Словарь индоевропейских социальных терминов: пер. с фр. / общ. ред. и вст. ст. Ю.С. Степанова. - М.: Прогресс-Универс, 1995. - 456 с.

7. Василенко, В.И. Шанхайская организация сотрудничества в региональной системе безопасности (политико-правовой аспект): монография / В.И. Василенко, В.В. Василенко,

A.Г. Потеенко. - М.: Проспект, 2018. - 191 с.

8. Генон, Рене. Общее введение в изучение индусских учений / пер. с англ. М.В. Ма-ковчик. - М.: Беловодье, 2013. - 320 с.

9. Генон, Рене. Царство количества и знамения времени / пер. с фр. Т.Б. Любимова. -М.: Беловодье, 2011. - 304 с.

10. Давид, Р. Основные правовые системы современности / пер. с фр. и вст. ст.

B.А. Туманова. - М.: Прогресс, 1988. - 496 с.

11. Демченко, Т.И. Правовое сознание в древнерусской и российской государственно-правовой мысли: монография. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 344 с.

12. История и методология юридической науки: монография / под ред. В.В. Сорокина. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. - 499 с.

13. Калятин, В.О., Наумов, В.Б., Никифорова, Т.С. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций // Российский юридический журнал. - 2011. - № 1 (76). - С. 171-183.

14. Ковлер, А.И. Антропология права: учебник для вузов. - М.: Норма, 2002. - 480 с.

15. Кокошина, З.А. Шанхайская организация сотрудничества и интересы национальной безопасности России. - М.: ЛЕНАНД, 2016. - 100 с.

16. Конституции зарубежных государств / сост. В.В. Маклаков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВолтерсКлувер. 2006. - 608 с.

17. Крашенинникова, Н.А. Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты. - М.: Норма, 2013. - 304 с.

18. Мальцев, Г.В. Культурные традиции права: монография. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 608 с.

19. Насыров, Р.В. Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 312 с.

20. Никифорова, Т.В. Научно-исследовательская деятельность в Индии: особенности государственного регулирования // Вестник РУДН, серия Экономика. - 2009. - № 2. - С. 58-68.

21. Петровский, А.В., Проничкин, С.В., Стернин, М.Ю., Шепелев, Г.И. Организация и управление наукой: опыт Индии // Труды ИСА РАН. - 2017. - Том 67. №3. - С. 26-40.

22. Республика Индия. Страновая аналитическая справка. 12.07.2016. - М.: Проспект, 2016. - 135 с.

23. Рулан, Н. Юридическая антропология / ред. В.С. Нерсесянц. - М.: Норма, 2000. - 310 с.

24. Синха, С.П. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс / пер. с англ. - М.: Академия, 1996. - 304 с.

25. Соколов, Н.Я. Профессиональная культура юристов. Понятие, сущность, содержание. - М.: Проспект, 2014. - 320 с.

26. Флетчер, Дж., Наумов, А.В. Основные концепции современного уголовного права. -М.: Юристъ, 1998. - 512 с.

27. Шанхайская организация сотрудничества: новые приоритеты развития: монография / отв. ред. Т.Я. Хабриева. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 304 с.

28. Mashelkar, R. Indian science, technology, and society: the changing landscape // Technology in Society. 2008. Vol. 30. P. 299-308.

29. Science, technology and innovation policy. Government of India. - New Delhi: DST Publ., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.