Научная статья на тему 'Препятствия к развитию научного и научнотехнического сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества'

Препятствия к развитию научного и научнотехнического сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
134
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОЛЛАБОРАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ / ВНЕПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION / SCIENTIFIC COOPERATION / SCIENTIFIC AND TECHNICAL PARTNERSHIP / COLLABORATION / LEGAL FACTORS / EXTRA-LEGAL FACTORS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аничкин Е. С.

Рассмотрены правовые и внеправовые факторы, затрудняющие развитие научного и научно-технического партнерства в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Факторы, снижающие активность и эффективность такого сотрудничества разделены на правовые и внеправовые.В рамках правовых факторов различаются внутренние и внешние, а к числу внеправовых причини условий отнесены политическая и экономическая ситуация в странах ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Аничкин Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBSTACLES TO THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

Legal and non-legal factors that impede the development of scientific and scientific-technical partnershipare considered. within the framework of the Shanghai Cooperation Organization (SCO). Factors that reducethe activity and effectiveness of such cooperation are divided into legal and non-legal. Within the frameworkof legal factors, internal and external are distinguished, and the political and economic situation in the SCOcountries are classified as non-legal reasons and conditions.

Текст научной работы на тему «Препятствия к развитию научного и научнотехнического сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

(Материалы круглого столл «Правовое регулирование международного научного и научно-технического сотрудничества россии и стран Центральной Азии: опыт и перспективы»)

УДК 341.17 ББК 67.91

препятствия к развитию научного и научно-технического сотрудничества в рамках

шанхайской организации сотрудничества1

Е. С. Аничкин

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Рассмотрены правовые и внеправовые факторы, затрудняющие развитие научного и научно-технического партнерства в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Факторы, снижающие активность и эффективность такого сотрудничества разделены на правовые и внеправовые. В рамках правовых факторов различаются внутренние и внешние, а к числу внеправовых причин и условий отнесены политическая и экономическая ситуация в странах ШОС.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, научное сотрудничество, научно-техническое партнерство, коллаборация, правовые факторы, внеправовые факторы.

OBSTACLES TO THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC

AND SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION WITHIN THE

FRAMEWORK OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

E. S. Anichkin

Altai State University (Barnaul, Russia)

Legal and non-legal factors that impede the development of scientific and scientific-technical partnership are considered. within the framework of the Shanghai Cooperation Organization (SCO). Factors that reduce the activity and effectiveness of such cooperation are divided into legal and non-legal. Within the framework of legal factors, internal and external are distinguished, and the political and economic situation in the SCO countries are classified as non-legal reasons and conditions.

Материал подготовлен при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 1 8-29-1 501 1 «Принципы, источники и особенности правового регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития в России и зарубежных странах Шанхайской организации сотрудничества»).

Keywords: Shanghai Cooperation Organization, scientific cooperation, scientific and technical partnership, collaboration, legal factors, extra-legal factors.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2020)2.12

Несмотря на укрепление политических, экономических и культурных связей между государствами, входящими в Шанхайскую организацию сотрудничества (далее — ШОС), развитие долгосрочной и эффективной научной коллаборации между ними оставляет желать лучшего. В связи с этим возникает резонный вопрос о препятствиях к построению масштабной и устойчивой системы научного и научно-технического сотрудничества в рамках данной международной организации. Выявление таких препятствий невозможно без анализа факторов, определяющих развитие либо стагнацию научной и научно-технической сферы. Полагаем, что все препятствия можно подразделить на юридические и неюридические (политические, экономические и пр.).

К правовым факторам, непосредственно влияющим на эффективность научного и научно-технического сотрудничества, следует отнести уровень качества правового регулирования национальной научно-технической политики, правовой статус организаций, в задачи которых входит развитие науки, а также правовое закрепление намерений развивать научное и научно-техническое сотрудничество, посредством заключения международных соглашений и реализацию этих соглашений. Первые два фактора являются внутренними, однако создают важные правовые предпосылки для регулирования научного и научно-технического сотрудничества на международном уровне.

Политические факторы, тормозящие развитие научного и научно-технического сотрудничества, в основном касаются особенностей внутренней государственной политики, направленной на вовлечение предпринимателей в инновационную деятельность, а также наличия внешнеполитических рисков, обусловленных как поведением конкретных стран Шанхайской организации сотрудничества, так и третьих стран. Экономические факторы, затрудняющие развитие научного и научно-технического сотрудничества, обусловлены избранными подходами финансирования научных исследований и разработок, уровнем кадрового потенциала, а также динамикой экспорта высокотехнологической продукции.

Состояние правового регулирования в сфере науки и техники в разных странах ШОС не является одинаковым. В Российской Федерации оно не отличается стабильностью. Высокая динамика законотворческой деятельности в России нередко приводит к тому, что субъекты научной и инновационной деятельности часто сталкиваются с новыми непредвидимыми условиями взаимодействия между собой и государством. Значительную роль играют подзаконные нормативные акты, которые периодически в условиях санкционной политики создают необоснованные преграды и усложняют коммуникацию между научными сообществами из зарубежных стран. Зависимость научных учреждений (прежде всего Российской академии наук) от государственной власти существенно снижает их самостоятельность, делает зависимыми от политической конъюнктуры и в определенной мере ограничивает свободу научного творчества установленными приоритетными направлениями научно-исследовательской работы. Наблюдаются и заметные пробелы в правовом регулировании. Например, ст. 16 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», посвященная международному научному и научно-техническому сотрудничеству РФ, имеет декларативный характер и не содержит конкретных направлений, сфер и объектов сотрудничества, а в качестве приоритетного направления называется только сотрудничество со странами СНГ [1].

В КНР ряд областей научных исследований и технологий остаются закрытыми для международного сотрудничества. Министерство внешней торговли Китая включило в данный перечень, в частности, инвестиции в разработку стволовых клеток человека, генную диагностику, разработку и применение терапевтических технологий; инвестиции в геодезию, морскую картографию, геодезию и аэрофотосъемку. В Пакистане правовое регулирование научной и научно-технической деятельности находится на начальном этапе своего развития, в связи с чем большая часть актуальных вопросов, в том числе касающихся международного сотрудничества, остаются без надлежащей юридической регламентации. В Республике Казахстан существенным недостатком правового регулирования в рассматриваемой области является отсутствие законодательного закрепления комплексной стратегии международного сотрудничества в области научных исследований, научно-технических разработок и инновационной деятельности [2].

Международное право и сравнительное правоведение

91

Правовые препятствия внешнего характера проявляются, главным образом, в двух моментах. Во-первых, из 8 стран ШОС только Россия имеет двусторонние соглашения о научно-техническом сотрудничестве со всеми странами ШОС. Меньше всего подобных соглашений со странами ШОС заключили Китай (только с Россией и Казахстаном) и Киргизия (только с Россией и Индией). Иными словами, тотальный охват стран ШОС двусторонними соглашениями отсутствует. Во-вторых, многосторонним соглашением, формирующим фундамент долгосрочных партнерских отношений в сфере научного и научно-технического сотрудничества между странами ШОС, является Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о научно-техническом сотрудничестве от 13 сентября 2013 г. Однако данное соглашение имеет во многом программно-декларативный и отсылочный характер и не закрепляет конкретных правовых механизмов реализации собственных положений.

Неправовые препятствия к развитию научного и научно-технического сотрудничества между странами ШОС также отличаются разнообразием. Для большинства стран ШОС актуальны такие проблемы, как отсталость инвестиционного комплекса, слабая развитость внутреннего рынка научных полуфабрикатов, интеллектуальной собственности, изобретений и патентов, медленная коммерциализация достижений науки и техники. В постсоветских республиках государственная политика в указанной сфере не обеспечивает необходимого взаимодействия между предпринимателями, университетами и научно-исследовательскими учреждениями, не выделяются достаточные финансовые ресурсы для коммерциализации технологий. Применяемые механизмы коммуникации между заинтересованными сторонами часто неэффективны, что обусловлено недостаточным опытом реализации инновационных проектов и низким уровнем общего управления. Из всех стран ШОС только Китай и Индия смогли обеспечить достаточно эффективное взаимодействие между государством, бизнесом и научным сообществом в сфере развития науки, техники и инновационной деятельности. В итоге формируется различная культура инновационной активности (динамичная и ответственная в одних странах и инертная, недисциплинированная — в других), что осложняет реализацию крупных международных проектов с участием предпринимателей из разных стран ШОС.

На интенсивность отношений в сфере научного и научно-технического сотрудничества между странами ШОС влияет наличие очагов напряженности, которые негативно сказываются не только на двусторонних отношениях государств, но и приводят к невыполнению (ненадлежащему выполнению) принятых на основании международных договоров обязательств. Ярким примером конфликтного поведения участников рассматриваемого регионального объединения являются взаимоотношения Индии и Пакистана. Так, в 2019 г. пограничные столкновения между этими странами привели к введению Индией экономических ограничений в отношении Пакистана (были отменены торговые привилегии и существенно увеличены ввозные пошлины на пакистанские товары). Пограничные конфликты также становятся причиной натянутых отношений между Таджикистаном и Киргизией.

С экономической точки зрения основными препятствиями развития международного научного и научно-технического сотрудничества между странами ШОС являются неравномерное финансирование научных исследований и разработок, снижение числа исследователей в некоторых государствах-членах ШОС, доминирование доли государственного финансирования научных исследований и технологических разработок, затрудняющее коллаборацию между коллективами исследователей из разных стран из-за существенных различий в подходах и методах управления государственными и частными научными проектами, невысокие показатели динамики экспорта высокотехнологической продукции в отдельных странах. В основе этого диспаритета находятся неравные экономические возможности государств, асимметрия национальных экономик, вследствие которой государства с большими финансовыми возможностями склонны искать сотрудничество друг с другом, нежели с экономически более слабым партнером. При этом расходы Китая как самой инвестирующей в науку страны (2,1% от ВВП в 2017 г.) превышают расходы наименее инвестирующей в научные исследования страны (Киргизия) в 21 раз [3]. Существенным является разрыв в кадровом обеспечении научной и научно-технической сферы в странах ШОС. В таких странах, как Китай, Индия, Казахстан количество ученых за период с 2000 по 2017 г. увеличилось в два раза. В Российской Федерации число ученых, напротив, сократилось на 17,5%, а в Республике Узбекистан — почти на 25% [3].

Осмысление перечисленных препятствий при принятии решений о научном и научно-техническом сотрудничестве в рамках ШОС позволит снизить риски невыполнения поставленных задач, про-

думать адекватные способы их преодоления, а также достичь высоких результатов с наименьшими организационными, финансовыми и репутационными издержками.

Библиографический список

1. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.02.2020 г.).

2. Обзор инновационного развития Казахстана. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/ ceci/publications/icp5_r.pdf (дата обращения: 25.02.2020 г.)

3. URL: The World Bank // www.data.worldbank.org (дата обращения 25.02.2020 г.).

4. URL: The World Bank // www.data.worldbank.org (дата обращения 25.02.2020 г.)

УДК 340 ББК 67.0

пути активизации международного научного и научно-технического сотрудничества стран шос посредством совершенствования правовых и институциональных основ1

А. А. Васильев1, Д. Шпопер2, Ж. И. Ибрагимов3

1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

2 Поморская академия (Слупск, Польша)

3 Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилёва (Нур-Султан, Казахстан)

Статья посвящена поиску путей активизации международного научно-технического сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Авторами предлагаются такие способы развития международного научно-технического сотрудничества в ШОС, как создание специальной комиссии ШОС по научно-техническому сотрудничеству, формирование экспертного совета из представителей науки, учреждение фонда по финансированию совместных научных проектов.

Ключевые слова: международное право, научное право, инновации, ШОС, устойчивое развитие, научно-техническое сотрудничество.

WAYS TO STEP UP THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC, SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION OF THE SCO COUNTRIES, IMPROVE ITS LEGAL AND INSTITUTIONAL FOUNDATIONS

A. A. Vasiliev1, D. Spaper2, Zh. I. Ibragimov3

1 Altai State University (Barnaul, Russia)

2 Pomeranian Academy (Slupsk, Poland)

3 L. N. Gumilyov Eurasian National University (Nursultan, Kazakhstan)

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 18-29-1501 1 «Принципы, источники и особенности правового регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития в России и зарубежных странах Шанхайской организации сотрудничества»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.